ИЗ ОПЫТА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПОЛИЦИИ
САКСОНИИ
BASED ON THE EXPERIENCE OF THE PREVENTIVE POLICE WORK
OF SAXONY
УДК 343.85(430.24)
Л.С. КРАВЧУК, доцент
(Белгородский юридический институт МВД России)
L.S. KRAVCHUK,
assistant professor
(Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)
Аннотация: в статье речь идет о целях и задачах профилактической деятельности полиции Саксонии при ее взаимодействии с коммунальными и общественными организациями.
Ключевые слова: профилактическая деятельность полиции, профилактический проект, концепции профилактики преступлений, безопасность граждан.
Abstract: the article touches upon the goals and objectives of the preventive activities of the police in Saxony, in its interaction with utilities and public organizations.
Keywords: preventive policing, prevention projects, the concept of crime prevention, security of citizens.
Целью профилактической работы полиции Саксонии является противодействие совершению преступлений и нарушений общественной безопасности и порядка, снижение уровня возникновения структурных условий преступности, усиление чувства безопасности населения и способствование осуществлению профилактики как общественной задачи.
Задачами полицейской профилактики являются профилактика структур, дающих возможность для совершения преступлений и создания дефицита безопасности, изменение криминального способа поведения, усиление правового сознания населения и консультирование граждан, профилактическая работа в дорожном движении, включающая воспитательные мероприятия и разъяснительную работу, расследование ДТП и контроль за дорожным движением.
Полицейская профилактика наряду с репрессивной функцией является равнозначной сферой задач полиции Саксонии для обеспечения общественной безопасности и порядка; ответственность за проведение и результаты полицейской профилактики лежит на руководителе служебного подразделения.
Основой последовательного и эффективного осуществления профилактики сотрудниками полиции является повседневная постановка задач по основным элементам действий в осуществлении профилактики преступлений. Во взаимодействии с другими коммунальными и общественными организациями и
учреждениями полиция Саксонии представляется инициатором и важнейшим исполнителем профилактической работы. Основными составными частями профилактической деятельности полиции служат обязанности полиции по поддержке, сотрудничеству и консультированию граждан вне полицейских подразделений и учреждений, проведение собеседований и установление контактов с гражданами.
Основу профилактической работы в Федеративной Республике Германия составляют проекты и концепции федерации и земель, отдельных федеральных земель и территориальных служебных подразделений. Опыт деятельности зарубежных коллег ценен для организации подобной деятельности в полиции России. В деятельности правоохранительных органов Российской Федерации помимо профилактики преступлений, т.е. воздействия на причины преступности и условия сопутствующие ей, предупреждение преступности включает в себя еще три вида активности государства и общества, а именно предотвращение и пресечение совершаемых преступлений и исправления преступников [1].
Рабочими группами на уровне федерации и земель разрабатываются, координируются и согласовываются соответствующие концепции. В
профилактическую работу вовлечены в Свободном государстве Саксония, начиная от земельного ведомства криминальной полиции, все подразделения полиции в сфере своих территориальных и профессиональных компетенций. Для повышения эффективности полицейской профилактики в Саксонии были предприняты два важнейших шага. Первым значительным мероприятием было введение в штат подразделений полиции должностей сотрудников по работе с молодежью. Преступления, совершаемые детьми и подростками, обрабатываются в основном этими сотрудниками, на что отводится 50% их рабочего времени. Остальные 50% времени они используют для проведения мероприятий профилактического характера. Данные сотрудники обладают возможностью целенаправленного воздействия на основные криминальные пункты, обладая знаниями пространственных, временных и специальных особенностей преступности на территории их отделов полиции.
Вторым важным этапом в активизации полицейской профилактики стало создание в управлениях полиции инспекций по профилактической работе и работе с общественностью. До этого момента профилактическая работа в полиции была изолированной и разобщенной. С образованием этих инспекций достигнута связь и лучшая координация профилактической деятельности.
Несмотря на стабильную ситуацию с развитием преступности в Саксонии и её постоянным снижением [2], граждане проявляют обеспокоенность. Криминальная ситуация и предпринимаемые полицией меры показывают, что наряду с преследованием уголовных преступлений большое значение имеет предотвращение преступлений. Лучше предотвратить преступление, чем допустить его совершение.
Профилактика преступлений является задачей не только органов уголовного преследования, а осуществляется в большом масштабе другими структурами власти и учреждениями в сфере их компетенции. В городах и общинах Саксонии создано 60 коммунальных комиссий, которые занимаются профилактикой преступности и насилия, работа по их созданию продолжается. Полиция усматривает в профилактической работе большой шанс для развития стратегии повышения внутренней безопасности. Эта работа успешно поддерживается и осуществляется ландратами и бургомистрами, видными представителями политики, экономики, общественных организаций, церкви, различных объединений. Успех
профилактической работы невозможно измерить конкретными цифрами. Они отражаются в общественном развитии, способе и условиях сосуществования граждан.
Профилактика преступлений является действенной только при наличии единой стратегии профилактики, при восприятии ее как общественной задачи. Коммунальные комиссии по предотвращению преступлений при поддержке правительства и полиции Саксонии имеют целью использование общественных ресурсов для профилактики преступлений, правонарушений, улучшение работы по обеспечению безопасности населения, дорожного движения:
• улучшение условий социализации в районах высокой плотности населения;
• создание социальных пространств и привлекательных мест для проведения свободного времени для детей и молодежи в местах проживания;
• осуществление профилактической направленности в рамках работы с положительными людьми и семьями, социальной работы, деятельности органов здравоохранения;
• усиление воспитательного эффекта социально-педагогической работы в плане развития черт характера, создания системы ценностей и правосознания;
• учет и реализация направленных на интерес граждан аспектов безопасности при планировании городских застроек, мест парковки, торговых центов и промышленных районов.
Коммунальные комиссии по профилактике преступлений и правонарушений эффективно решают задачи при объединении всех общественных сил в согласованном взаимодействии, которое основывается на добровольном базисе с ориентацией на интересы граждан.
По инициативе министерства внутренних дел Саксонии было создано объединение «Безопасные города Саксонии». В рамках модели полицией и администрацией городов Дрезден, Лейпциг, Гёрлиц, Хойерсверда и Ауэ разработана концепция действий, которая пошагово была внедрена на практике и в которую вовлекались все города с количеством жителей с 20000 жителей и более [3].
В сотрудничестве городских администраций, служебных подразделений полиции, органов юстиции, коммунальных сообществ и транспортных предприятий разработан план мероприятий в соответствующем городе с учетом региональных особенностей. Наибольший эффект имеют такие мероприятия, как пешие патрули, создание службы полицейских для работы непосредственно с гражданами, пилотный проект «Саксонская служба безопасности». Целевое направление деятельности союза «Безопасные города Саксонии» - в дальнейшем вытеснении уличной преступности, вандализма и беспорядка в Саксонских городах, восприятии нужд граждан в вопросах общественной безопасности и порядка и усиление чувства безопасности граждан посредством принятия репрессивных и превентивных мер.
В рамках концепции осуществляется совместный анализ актуальной ситуации сотрудниками управлений и отделов полиции, а также городских ведомств, касающийся основных пунктов совершения преступлений, для координации борьбы с уличной преступностью, вандализмом, загрязнением общественных мест в городах. В этих аналитических отчетах отражаются также проблемы с точки зрения коммунальных транспортных предприятий и строительных организаций. Информация об основных временных и пространственных пунктах совершения преступлений обобщается и отражается в конкретной постановке задач и целевых соглашений, которые воплощаются в конкретных мероприятиях.
Для установления уровня субъектного чувства безопасности граждан проводятся научные исследования и анкетирование граждан. Они служат выявлению дефицита безопасности у граждан, и проводятся совместными усилиями администрации городов и Института Саксонской полиции.
Для обеспечения оперативного консультирования граждан по вопросам обеспечения безопасности и порядка в администрациях городов созданы так называемые специальные «гражданские телефоны». Информация, полученная по этим телефонам от граждан, передается напрямую в компетентные органы (полиции,
ведомство по вопросам окружающей среды, транспортную инспекцию, санитарную инспекцию) для обработки и быстрого устранения нарушения порядка. Тем самым осуществляется условие для преодоления бюрократизма в работе с гражданами. «Гражданский телефон не заменяет телефон экстренного вызова полиции, а дополняет его посредством «сервиса» и проведением соответствующих мероприятий по устранению нанесенного ущерба» [3].
Для изучения мнения граждан относительно работы по обеспечению безопасности проводятся «круглые столы» и совместные заседания граждан, представителей полицейских подразделений и городских ведомств.
Данные мероприятия проводятся по месту жительства и дают возможность гражданам высказать конструктивные предложения по волнующим их вопросам. Кроме того полиция получает регулярно информацию об объективной местной криминальной ситуации и может противодействовать им.
В рамках концепции осуществляется патрулирование полицейских в местах повышенной опасности совершения преступлений (торговые центры, жилые районы, кварталы с увеселительными заведениями, парковки и т.п.), что значительно повышает чувство безопасности у граждан. Патрулирование имеет целью путем открытого присутствия полиции препятствовать совершению преступлений и правонарушений, безотлагательно принимать меры наказания за их совершения. Основной упор делается на немедленное применение полицейских предписаний, приобретение специфической информации, сокращение времени ее поступления в подразделения полиции.
Особую эффективность имеют следующие профилактические проекты полиции Саксонии: «Молодежь Саксонии без наркотиков», «Антинаркотические дискотеки», «Спорт вместо насилия», «Технический паспорт велосипеда», «Безопасная дорога в школу», «Безопасное путешествие по Саксонии», «Золото на автомагистрали». В результате осуществления акции «День защиты от взломов», проведенной впервые 28 октября 2012 года, существенно сократилось число проникновений в жилища. Каждые четыре минуты в Германии совершается кража со взломом. В 2 012 было зарегистрировано 132595 преступлений, т. е. на 9,2% больше, чем в предыдущем году. В Саксонии с 3467 преступлениями рост составил 8% [2]. В настоящее время осуществляется федеральная программа «HATIF - Против терроризма и исламистского фанатизма», инициированная Федеральным ведомством
конституционной защиты [4].
Таким образом, в Федеративной Республике Германия, в частности, в федеральной земле Саксонии, осуществление профилактики преступности является одной из важнейших сфер деятельности полиции, где основные направления ее работы в области предупреждения преступлений определяется в настоящее время Федеральной программой полиции по профилактике преступности (KPVP). Профилактика преступлений, дорожно-транспортных происшествий, нарушений общественного порядка - первоочередная задача полиции, направленная на обеспечение безопасности каждого гражданина.
1. Лбызов К.Р., Гриб В.Г., Ильин И.С. Криминология: курс лекций / под редакцией В.Г. Гриба. - М.: Маркет ДС, 2008. С. 110-111.
2. Polizeilicher Kriminalstatistik Freistaat Sachsen. Union Druckerei Dresden GmbH. 2013.
3. www.polizei-beratung.de
4. www.polizei.sachsen.de