Научная статья на тему 'Из опыта применения инновационных методов в обучении студентов вуза'

Из опыта применения инновационных методов в обучении студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1798
326
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / КОУЧИНГ / INNOVATIONS / TRAINING METHODS / METHOD OF PROJECTS / COACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпунина Евгения Константиновна, Картушина Елена Никифоровна

В статье рассмотрены инновационные методы обучения студентов и их применение в деятельности преподавателя вуза. Рассмотрены также возможности использования в обучении методов, применяемых в практике развития персонала организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM EXPERIENCE OF APPLICATION OF INNOVATIVE METHODS IN TRAINING OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

In article innovative methods of training of students and their application in activity of the teacher of higher education institution are considered. Possibilities of use in training of the methods applied in practice of development of the personnel of the organization are considered too.

Текст научной работы на тему «Из опыта применения инновационных методов в обучении студентов вуза»

ИЗ ОПЫТА ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Е. К. КАРПУНИНА, Е. Н. КАРТУШИНА

В статье рассмотрены инновационные методы обучения студентов и их применение в деятельности преподавателя вуза. Рассмотрены также возможности использования в обучении методов, применяемых в практике развития персонала организации.

Ключевые слова: инновации, методы обучения, метод проектов, коучинг.

Современной экономике требуются профессионалы, способные быстро менять специализацию и осваивать новые профессиональные роли и функции. Задачей высшего образования в новой российской действительности является подготовка людей к высокой мобильности и развитие способностей к работе в условиях кризиса и неопределенности. Новое образование должно ориентироваться не на передачу знаний, которые быстро устаревают, а на овладение базовыми компетенциями, позволяющими приобретать знания будущим менеджерам самостоятельно, и на освоение техник, с помощью которых можно получать, перерабатывать и использовать новую информацию для проектирования собственной деятельности и деятельности подчиненных. Все это диктует необходимость поиска наиболее эффективных форм, методов и технологий обучения. Вузы обязаны обеспечить выпускнику конкурентные преимущества на основе инноваций в обучении, предоставления опережающих знаний, изменения роли преподавателя как носителя знаний на роли консультанта, наставника, коуча.

В инновационной экономике человеческий и социальный капитал превращаются в главный двигатель социального прогресса [2]. Инновации в обучении должны ставить своей целью использование внутренних резервов самой личности (мотивов, интересов, эмоций, склонностей), развитие способностей и возможностей человека в соответствии с требованиями инновационной экономики.

Инновационность как характеристика обучения относится не только к дидактическому построению обучения, но и к его социально значимым результатам и обусловлена неподготовленностью общества к столкновению с новыми ситуациями социальной жизни, неготовностью своевременно отозваться на

возникающие проблемы - политические, экологические, экономические и др. [7].

Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности преподавателя и студента.

В традиционной технологии обучения усилия студента направлены на внимание преподавателю, работу с учебным пособием, наблюдение за изучаемыми объектами, выполнение практических действий по инструкции, конспектирование и реферирование учебного материала, выступление с докладом в дискуссии, решение типовых задач, участие в дидактических играх. Цель в обучении ориентирована на результат, определенный требованиями стандартов, программ, а преподаватель является источником знаний. Знания предъявляются в готовом виде, по образцу, с преобладанием вербальных методов и текстовых форм, преимущественно в типовых заданиях. Преобладающей формой учебной деятельности является фронтальная, в виде лекции, и индивидуальная, в виде подготовки к семинарам и контрольным.

В соответствии с типологией инновационных подходов к обучению видного отечественного исследователя проблем педагогической инноватики М. В. Кларина можно выделить два основных типа подходов, соответствующих репродуктивной и проблемной ориентации образовательного процесса.

Инновации-модернизации, видоизменяющие учебный процесс, направленны на достижение гарантированных результатов в рамках его традиционной репродуктивной ориентации. Лежащий в их основе технологический подход к обучению на-

правлен, прежде всего, на сообщение учащимся знаний и формирование способов действий по образцу, ориентирован на высокоэффективное репродуктивное обучение.

Инновации-трансформации, преобразующие учебный процесс, направленны на обеспечение его исследовательского характера, организацию поисковой учебно-познавательной деятельности.

Соответствующий поисковый подход к обучению ориентирован, прежде всего, на формирование у учащихся опыта самостоятельного поиска новых знаний, их применения в новых условиях, формирование опыта творческой деятельности в сочетании с выработкой ценностных ориентации.

Репродуктивная и проблемная ориентации образовательного процесса воплощаются в двух основных инновационных подходах к преобразованию обучения в современной педагогике, технологическом и поисковом.

Технологический подход модернизирует традиционное обучение на основе преобладающей репродуктивной деятельности учащихся, определяет разработку моделей обучения как организации достижения учащимися четко фиксированных эталонов усвоения. В рамках этого подхода учебный процесс ориентирован на традиционные дидактические задачи репродуктивного обучения, строится как «технологический», конвейерный процесс с четко фиксированными детально описанными ожидаемыми результатами.

Поисковый подход преобразует традиционное обучение как инициируемое учащимся освоение нового опыта. В рамках этого подхода к обучению целью является развитие у учащихся возможностей самостоятельно осваивать новый опыт; ориентиром деятельности и педагога и учащегося является порождение новых знаний, способов действий, личностных смыслов [6].

Ведущими функциями инновационного обучения можно считать:

- интенсивное развитие личности студента и педагога;

- демократизацию их совместной деятельности и общения;

- гуманизацию учебно-воспитательного процесса;

- ориентацию на творческое преподавание и активное учение и инициативу студента в формировании себя как будущего профессионала;

- модернизацию средств, методов, технологий и материальной базы обучения, способствующих формированию инновационного мышления будущего профессионала [7].

В теории и практике высшего профессионального образования в последние десятилетия все больше внимания уделяется активным и интерактивным формам, методам и технологиям обучения, которые становятся эффективным средством подготовки студентов. С введением ФГОС инновационные формы обучения должны составлять значительную часть часов аудиторных занятий. ФГОС-3 требует, чтобы в интерактивных инновационных формах проводилось не менее 20 % аудиторных занятий у будущих бакалавров и не менее 40 % аудиторных занятий в магистратуре.

В соответствии с письмом Рособрнадзора от 17.04.2006 № 02-55-77 ин/ак под инновационными методами в высшем профессиональном образовании подразумеваются методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании. Они направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного и проективного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, предусматривающие актуализацию творческого потенциала и самостоятельности студентов и др.) [8].

Инновационные методы в обучении позволяют студентам эффективно усваивать профессиональные знания, развивать проблемно-поисковое мышление, формировать профессиональное суждение, активизировать научно-исследовательскую работу, расширять возможности самоконтроля полученных знаний. Инновационные методы обучения обеспечивают повышение качества образования и конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг.

Основными инновационными методами в образовании являются: методы проблемного и проектного обучения, моделирования, исследовательские методы, игровые технологии, метод мозгового штурма, метод кейс-стади, метод творческих заданий, контекстного обучения, обучения на основе опыта и др. Инновационные методы предполагают возрастание роли обучаемого в учебном процессе, смещение фокуса учебного процесса от преподавателя к студенту; усиление функции поддержки студента, помощи ему в организации индивидуального учебного процесса; возможность обратной связи преподавателя с каждым обучающимся при использовании новых коммуникационных технологий. В основе инновационных методов обучения заключена интеракция.

Интерактив, интеракция, интерактивность (от английского слов «inter» - взаимный, «akt» - действовать) обозначает обращение к диалогу, взаимо-

действие преподавателя и учащегося [1]. Применяя инновационные интерактивные методы обучения и организуя диалог участников с различными сферами информационной среды, преподаватель выступает в нескольких основных ролях: информатора, организатора, консультанта.

Рассмотрим один из основных инновационных образовательных методов - метод проектов. Это индивидуальная или коллективная деятельность по отбору, распределению и систематизации материала по определенной теме, в результате которой составляется проект.

Метод проектов - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов.

Цель метода - развитие самообразовательной активности у студентов. Проект определяется как организованная целенаправленная деятельность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной настоящей практической деятельности, например, в ходе производственной практики.

Результатом проектной деятельности студентов под руководством преподавателя является новое знание. В ходе работы над проектом студенты приобретают коммуникативные навыки и умения, а также умение сбора информации, фактов, их анализа; выдвижения гипотез, обобщения результатов, разработки рекомендаций.

Потребность в применении метода проектов возникает в том случае, если существует значимая в исследовательском плане задача, требующая интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов обозначена потребностями образовательного процесса. Проект предполагает активную самостоятельную (индивидуальная, парная, групповая) деятельность студентов по решению структурированных задач содержательной части проекта с достижением поэтапных результатов.

Основными этапами проектирования познавательной деятельности на основе метода проектов является определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования; выдвижение гипотезы их решения; обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.); сбор, систематизация и анализ полученных данных; подведение итогов, оформление результатов, их презентация; выводы и выдвижение новых проблем исследования.

Образовательное пространство данной модели строится через имитационное проигрывание различных ситуаций, форм и образцов профессиональной деятельности. Постоянная работа над проектами позволяет студенту набрать тот объем знаний, навыков и умений, которые помогут ему включиться в профессиональную деятельность и даже улучшить некоторые параметры этой профессиональной деятельности. Можно выделить практико-ориен-тированные проекты и творческие проекты.

Особенностью практико-ориентированных проектов является предварительная постановка четкого, значимого для студента, имеющего практическое значение результата, выраженного в материальной форме: подготовка видеофильма, компьютерной программы, модели, презентации. Разработка и проведение данного типа проектов требует детальности в проработке структуры, в определении функций участников, промежуточных и конечных результатов. Для данного типа проектов характерен жесткий контроль со стороны координатора. Вузовские и общероссийские конкурсы, предполагающие заданные параметры и результаты, активизируют деятельность студентов, способствуют получению ими нового знания, реализованного в инновационной форме.

Творческие проекты не имеют заранее определенной и детально проработанной структуры. В творческом проекте преподаватель (координатор) определяет лишь общие параметры и указывает оптимальные пути решения задач, а также устанавливает планируемый результат, значимый для студентов. Специфика такого проекта предполагает интенсивную работу студентов с первоисточниками, с документами и материалами, зачастую противоречивыми, не содержащими готовых ответов. Творческие проекты стимулируют максимальную активизацию познавательной активности обучаемых, способствуют эффективной выработке навыков и умений работы с документами и материалами, умений анализировать их, делать выводы и обобщения.

Университет должен подготовить студентов к работе в качестве управленцев, руководителей подразделений, обеспечивающих в своей деятельности оптимальное сочетание навыков достижения цели и навыков работы с подчиненными. Преподаватель использует различные методы обучения студентов [5].

Метод проектов наиболее востребован в практике обучения будущих менеджеров. Студенты активно участвуют в различных творческих конкурсах, целью которых является разработка моделей, структур, решение производственных задач, выполняют задания-проекты в ходе подготовки к заняти-

ям. Разработка карьерограммы для виртуальных и реальных работников организаций, анализ особенностей их трудовой деятельности, выявление факторов, способствующих продвижению по службе, -это работа над проектом. В результате анализа появляется творческий проект карьерных перемещений работника на ближайший временной отрезок.

Положение о карьере - это ответственный творческий проект студента. Разработка положения, способного учитывать множество особенностей организации и работающих в ней людей, - длительный и сложный процесс. Задание по разработке положения о карьере и необходимые сведения студенты получают заранее. Проблемы разработки положения и его различные варианты обсуждаются на занятиях.

Разработка резюме и порфолио для вакантного места - это необходимость в современных условиях. Профессионально составленное резюме - часть успеха соискателя. Предшествует составлению собственного резюме анализ резюме, размещенных на различных сайтах. Предлагаемые блоки материала для анализа позволяют выявлять чужие ошибки в резюме, недостатки в предлагаемом материале и возможность избежать их в собственном резюме. Студенты учатся выявлять у себя и находить точное выражение отдельных характеристик собственных компетенций в соответствии с функциональными особенностями и потребностями каждой должности, на которую претендуют.

Портфолио студента как соискателя рабочего места - ответственный творческий проект. Студенты должны освоить язык, позволяющий дать обобщенную характеристику собственной деятельности на предыдущих курсах. Профессиональный анализ и выводы по курсовому, дипломному проектированию, по участию в конференциях и конкурсах - это особая составляющая работы над портфолио. Многие студенты, занимаясь поисками работы, сталкиваются с работодателями, требующими материалы деятельности студента в вузе. Предложенные курсовые, статьи студента и грамоты малоинформативны, поэтому необходима их целенаправленная презентация и описание деятельности на основе компе-тентностного подхода, что позволит раскрыть способности и возможности соискателя для данного конкретного места работы.

В переводе с итальянского «портфолио» -портфель. Метод портфолио возник на Западе из проблемного обучения. В основе этого метода -технология сбора и анализа информации о процессе обучения и результатах учебной деятельности. Портфолио - систематический и специально организованный сбор доказательств, который служит

способом системной рефлексии на собственную деятельность и представления ее результатов в одной или более областях для текущей оценки компетентностей или конкурентоспособного выхода на рынок труда. По видам практико-результативной деятельности в вузе различают портфолио образовательное и портфолио профессиональное.

Таким образом, проектная деятельность является одним из наиболее перспективных направлений в современном образовании по овладению оперативными знаниями и умениями. Метод проектов позволяет реализовать не только образовательные задачи, но и социокультурные, воспитательные, задачи гуманизации и гуманитаризации образовательного процесса.

В инновационной системе обучения главной задачей процесса обучения является задача обучения умению учиться. Преподаватель исполняет роль консультанта, менеджера, режиссера обучения, применяя активные формы совместной деятельности. Акцент в обучении переносится на прикладное использование знаний в реальных условиях.

Становится актуальным использование в учебном процессе активных методик преподавания, которые формируют практические навыки анализа ситуаций и нахождения творческих решений, развивают способности аргументировать и четко излагать свои мысли [3].

Анализ конкретных ситуаций (case-study) - эффективный метод активизации инновационной учебно-познавательной деятельности обучаемых. Кейс-метод широко используется в обучении в настоящее время многими преподавателями. Кейс -это описание реальной ситуации как снимок реальности. Различают несколько видов ситуаций.

Ситуация-проблема представляет собой описание реальной проблемной ситуации. Студенты должны найти решение проблемы или прийти к выводу об отсутствии решения.

Ситуация-оценка описывает положение, выход из которого уже найден. Целью студентов является критический анализ принятых решений, мотивированное заключение по поводу представленной ситуации и ее решения.

Ситуация-иллюстрация представляет ситуацию и поясняет причины ее возникновения, описывает процедуру ее решения. Студенты должны оценить ситуацию в целом, провести анализ ее решения, сформулировать вопросы, выразить согласие-несогласие с процедурой решения.

Ситуация-упреждение описывает применение уже принятых ранее решений, в связи с чем ситуация носит тренировочный характер, служит иллюстрацией к той или иной теме. Студентам необхо-

димо проанализировать данные ситуации, найденные решения, используя приобретенные теоретические знания. Этот метод предполагает следующий порядок решения проблемы: наличие конкретной ситуации; разработку группой (подгруппами или индивидуально) вариантов решения проблемной ситуации; публичную защиту разработанных вариантов разрешения ситуации с последующим оппонированием; подведение итогов и оценку результатов найденных решений. Метод кейс-стади в обучении студентов способствует их будущему профессионализму: достижению определенного уровня мастерства в решении профессиональных задач; творческому поведению в нестандартных ситуациях, поиску эффективных решений; выработке ключевых квалификаций и компетенций.

В соответствии с современными тенденциями развития экономики и ее кадрового обеспечения менеджеры должны быть не просто профессионалами, но и личностями, обучаемыми и желающими учиться. Преподаватель в аудитории - это лидер-наставник, это - коуч [4].

Основное отличие коучинга от других методов состоит в том, что коуч не дает готовых решений и ответов, не указывает, что и как надо делать, а помогает найти наилучшее решение самостоятельно. Основная философия коучинга заключается в том, чтобы помочь человеку решить свои проблемы. Директивное же обучение формирует множество шаблонов в поведении и восприятии других людей, жесткие рамки лишают человека гибкости, возможности адекватно реагировать в современном быстро изменяющемся мире. Преподаватель-коуч должен раскрыть студенту его стереотипы, привычки, устаревшие шаблоны поведения, узость взглядов, ставшие преградой на пути развития. Он должен извлечь имеющиеся у студента резервы для активации нужных для работы навыков. Преподаватель также должен представлять, для каких целей проводится развитие, т. е. каков должен быть результат. Преподаватель-коуч работает не с отдельными умениями и навыками человека, а в целом с его личностью -здесь и мотивация, и эмоции, и убеждения, и ограничения, и жизненные ценности [4].

В ходе совместной работы со студентом преподаватель раскрывает возможности применения метода и в будущей работе студента по управлению персоналом. Коучинг как средство управления - это не инструкции и указания подчиненным, а взаимодействие руководителя и подчиненного, направленное на наиболее эффективное решение поставленной задачи. Время предъявляет к руководителям все новые и новые требования. Авторитарный стиль управления постепенно изживает себя. На Западе

этот процесс идет с 90-х гг. прошлого века. Одним из наиболее эффективных стилей управления на современном этапе развития бизнеса является коучинг.

Опыт иностранных компаний показывает, что использование коучинга в управлении персоналом позволяет значительно повысить эффективность работы и усовершенствовать профессиональные навыки сотрудников, повысить эффективность управления, сэкономить время, делегируя полномочия, совершенствовать коммуникации внутри компании.

Коучинг позволяет максимально широко раскрыть потенциальные возможности сотрудника для наиболее эффективного выполнения поставленной задачи. Таким образом, основная цель коучинга как средства управления - помощь подчиненному в решении бизнес-задач.

Возможно применение и других инновационных методов развития персонала организации в практике обучения студентов. Рассмотрим варианты их использования в учебном процессе вуза.

Разновидностью наставничества является buddying (от англ. buddy - друг, приятель). Buddying - это, прежде всего, поддержка, помощь, в какой-то мере руководство и защита одного человека другим для того, чтобы были достигнуты его результаты и цели. Этот метод основан на предоставлении друг другу объективной и честной обратной связи и поддержке в выполнении целей и задач (как личных, так и корпоративных) и в освоении новых навыков. Суть метода состоит в поддержке коллеги или руководителя, с которыми работник взаимодействует в условиях равноправия. Этот принцип не предполагает никакой иерархичности, но наличие обоюдной обратной связи обязательно. Топ-менеджер может стать наставником сотруднику, который работает не в его подразделении. Этот метод используют как инструмент для личностного роста сотрудников, внедрения изменений, адаптации сотрудников. В образовательном учреждении осуществлять подобное наставничество возможно между аспирантом и преподавателем. Преподаватель может быть и из другого структурного подразделения университета, не являться научным руководителем.

Одним из самых просто реализуемых методов обучения и развития персонала является метод shadowing. Этот метод предполагает, что к работнику прикрепляют «тень» - человека, который не может определиться с выбором деятельности. Компании используют этот метод, чтобы сократить затраты на подбор персонала, на постоянную замену людей, которые уходят из-за того, что их ожидания не оправдались.

Студенту вуза легче будет определиться с выбором деятельности в рамках своей специальности, если несколько дней побудет «тенью» специалиста или руководителя подразделения организации. Такие договоренности можно заключать в ходе производственной практики с руководителями организаций.

В США и Европе очень популярный метод secondment, отличающийся от командировок и стажировок, и означающий отправку работника в другое структурное подразделение организации или в другую организацию в целях овладения необходимыми навыками.

Сотрудник получает возможность личного развития, приобретает разнообразный опыт работы в проектах, повышает свою адаптивность к изменениям, работая в разных организационных средах, приобретает новые навыки и опыт решения нестандартных для себя задач. В организации улучшается мотивация персонала, развивается сеть контактов работодателя. В образовательном учреждении с развитой структурой всегда есть возможность осуществлять подобный обмен студентами в соответствии с поставленными задачами.

В последнее время одним из перспективных направлений современного менеджмента стало направление формирования самообучающихся организаций. Вместе с ним пришла и технология обучения асйоп learning - обучение действием. Метод обучения действием позволяет наиболее эффективно решать возникшие организационные проблемы, разрабатывать структуру и динамику организационных изменений. Технология асйоп learning является одним из самых популярных и эффективных способов обучения менеджеров без отрыва от повседневной работы.

Основой в обучении действием является группа менеджеров, ключевых сотрудников компании, которые решают индивидуальные задачи, сочетая регулярный анализ ситуации и постановку целей, продумывание шагов по их достижению с периодами реальных действий, осуществления запланированных шагов. Участники работают над реальными задачами, а не над упражнениями или искусственными ситуациями. Реальные задачи студенты могут решать в ходе производственной практики, в решении сложных учебных задач вуза.

Важно, чтобы все инновационные методы обучения и развития студентов имели четко поставленные цели, глубоко проработанные задачи и были ориентированы на соответствующие результаты.

Главной целью инновационного обучения должна стать подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Выпускник должен уметь находить творческие способы решения жизненно важных проблем, творчество должно стать нормой и формой существования человека.

Литература

1. Информационно-аналитический обзор. Интерактивные методы обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования. URL: http: //apu-sin.ru

2. Карпунина Е. К. Совершенствование экономической политики в условиях формирования инновационной экономики // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 1-2. С. 101.

3. Картушина Е. Н. Из опыта применения дея-тельностно-компетентностного подхода в подготовке специалистов в области рекламы // Современные рекламные технологии: теория и практика: мат-лы II Ме-ждунар. науч.-практ. конф. Тамбо, 2011. С. 126.

4. Картушина Е. Н. Личностный коучинг как метод профессионального содействия будущим менеджерам // Вестник Тамбовского университета. Кафедра менеджмента и маркетинга. 1994-2009. Приложение к журналу. Тамбов, 2009. С. 85-86.

5. Картушина Е. Н. Условия реализации проблемной лекции и ее возможности в обучении студентов // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 8. С.107.

6. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта) Рига. 1995. С.8-9.

7. Лаврентьев Г. В., Лаврентьева Н. Б. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. URL: http://www2.asu.ru

8. URL: university.tversu.ru

* * *

FROM EXPERIENCE OF APPLICATION OF INNOVATIVE METHODS IN TRAINING OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Ye. K. Karpunina, Ye. N. Kartushina

In article innovative methods of training of students and their application in activity of the teacher of higher education institution are considered. Possibilities of use in training of the methods applied in practice of development of the personnel of the organization are considered too.

Key words: innovations, training methods, method of projects, coaching.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.