Научная статья на тему 'Из опыта преподавания учебной дисциплины «Нравственно-этические основы службы в органах внутренних дел Российской Федерации» с использованием активных методов обучения'

Из опыта преподавания учебной дисциплины «Нравственно-этические основы службы в органах внутренних дел Российской Федерации» с использованием активных методов обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
342
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное обучение / педагогические технологии / методы обучения / обучающийся / интерес / профессиональная этика / professional training / pedagogical techniques / methods of teaching / trainee / interest / professional ethics

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куцая Марина Анатольевна

В статье рассматриваются вопросы методического обеспечения учебного процесса профессиональной подготовки слушателей, анализируется процесс обучения как взаимодействие двух активных объектов коммуникации (преподаватель слушатель), приводится частная методика проведения практического занятия с использованием активных методов обучения дисциплине «Нравственно-этические основы службы в органах внутренних дел Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куцая Марина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From the experience of teaching the subject “Moral and ethical fundamentals of service at the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation” with the active methods of learning

The article considers the issues of methodic facilities used for trainees’ professional proficiency, estimates the process of studying as the interaction of two active objects of communication (teacher and trainee), provides the author’s set of active methods employed when teaching the subject “Moral and ethical fundamentals of service at the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation”.

Текст научной работы на тему «Из опыта преподавания учебной дисциплины «Нравственно-этические основы службы в органах внутренних дел Российской Федерации» с использованием активных методов обучения»

УДК 37.01

ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

М. А. Куцая

В статье рассматриваются вопросы методического обеспечения учебного процесса профессиональной подготовки слушателей, анализируется процесс обучения как взаимодействие двух активных объектов коммуникации (преподаватель — слушатель), приводится частная методика проведения практического занятия с использованием активных методов обучения дисциплине «Нравственно-этические основы службы в органах внутренних дел Российской Федерации».

Ключевые слова: профессиональное обучение, педагогические технологии, методы обучения, обучающийся, интерес, профессиональная этика.

В структуре современной методической системы профессионального обучения в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами все большую значимость приобретают педагогические технологии обучения.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» под профессиональным обучением подразумевает вид образования, который направлен на приобретение обучающимся знаний, умений и навыков, на формирование компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых и служебных функций 1 .

Приказ МВД России от 31 марта 2015 г. № 385 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» предписывает, что «сотрудники, впервые принимаемые на службу в органы внутренних дел, до самостоятельного исполнения служебных обязанностей проходят профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по должности «Полицейский» в целях приобретения ими основных профессиональных знаний, умений, навыков и компетенции, необходимых для выполнения служебных обязанностей» 2 .

Поэтому особенно важна парадигма «от знания — к пониманию и, как следствие, к деятельности».

При реализации учебных программ профессионального обучения (профессиональной подготовки) по должности «Полицейский» и для лиц рядового и младшего начальствующего составов, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел, активно используются продуктивные методы обучения, в том числе в рамках освоения дисциплины «Нравственно-этические основы службы в органах внутренних дел Российской Федерации»

Для достижения стратегических целей профессионального обучения при изучении учебной дисциплины (модуля) «Нравственно-этические основы службы в органах внутренних дел Российской Федерации» используются такие педагогические технологии, как деловая игра, проблемное обучение, учебная дискуссия, «мозго-

вой штурм», технология педагогического сотрудничества В соответствии с данной технологией содержание, приемы и методы обучения рассматриваются в контексте непосредственного и опосредованного взаимодействия преподавания и учения

Процесс обучения основывается на взаимодействии двух объектов коммуникации (преподаватель — слушатель/курсант/студент), организуется как активный процесс взаимных усилий по достижению цели

Преподаватель наполняет содержание образования своим эмоционально-ценностным отношением; обращаясь к личности учащегося, организует совместную деятельность по осмыслению содержания образования При этом обеспечивается понимание общности интересов и необходимости совместных действий, осознание обучающимися свободы в проявлениях инициативы, самостоятельности и творчества

В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность обучающихся заметно повышается, что приводит к более качественному усвоению знаний, к более высоким результатам учебной деятельности 3

Значимость совместной деятельности в методической системе профессионального обучения очевидна, поскольку этот вид деятельности обеспечивает:

— повышение уровня продуктивности усвоения учебного материала и творческого применения его на практике;

— оптимальную подготовку к социальному взаимодействию в будущей профессиональной деятельности;

— естественный переход от учебно-познавательной проектной деятельности к самостоятельной профессиональной

В методической системе профессионального обучения слушателей задействуется технология обеспечения интереса обучающихся к занятию . Интерес мобилизует возможности, повышает уровни внимания, понимания и запоминания. Технология основывается на:

— выраженном проявлении интереса самого преподавателя к занятию;

— доступности, ясности, понятности изложения изучаемого материала;

— значимости изучаемого материала для будущей профессиональной деятельности;

— актуальности, новизне, практичности материала;

— логичности и структурной четкости раскрытия темы, обоснованности и доказательности изложения

Центральное место в данных технологиях занимает обучающийся — его деятельность и качества личности. Учение рассматривается не только как результат, но и как процесс (результат которого проявится со временем, если будут соблюдены условия процесса) Особое внимание уделяется формированию профессиональных знаний, умений, навыков 4 .

Возбуждение и удержание интереса обучающихся обеспечивается за счет некоторых методических приемов . Среди них:

— наглядность (образцы, слайды, таблицы, видеоматериалы, демонстрации и т п );

— конкретизация (факты, примеры, копии документов и т. п. );

— персонификация (упоминание фамилий, организаций, обращение к личному опыту обучающихся, персональные обращения к кому-либо из аудитории);

— соучастие (использование конструкций «давайте подумаем. ..», «как вы считаете . ..», «представьте, что вы находитесь. ..» и т. п.);

— создание проблемной ситуации (формулирование проблемы, поиск способа решения проблемы, решение проблемы; разрешение противоречия; постановка учебной задачи и т п );

— включение обучающихся в решение практических задач (должна прослеживаться связь с будущей профессиональной деятельностью);

— активизация самостоятельности и творчества (стимулирование к выбору и самостоятельному использованию оптимальных способов выполнения задания, методов и средств; организация исследовательской и творческой деятельности)

Общеизвестным фактом является то, что в учебном процессе вузов вместе с активными методами используются и традиционные, направленные на «трансляцию» определенного объема знаний обучающимся, которые пассивно воспринимают (или не воспринимают) данную информацию

В целях отслеживания эффективности использования активных методов обучения в учебной деятельности одну учебную группу сделали экспериментальной, вторую — контрольной (обе группы обучались по программам профессиональной подготовки рядового и младшего начальствующего составов ОВД, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел)

В экспериментальной группе учебные занятия проводились с использованием активных методов обучения, в контрольной чаще использовались традиционные, репродуктивные методы

Для проведения сравнительного анализа эффективности используемых педагогических технологий в обеих группах (после окончания изучения дисциплины «Нравственно-этические основы службы в органах внутренних дел Российской Федерации») обучающиеся заполняли анкету

В экспериментальной группе использовались такие активные методы обучения, как семинар-дискуссия, элементы деловой игры, «мозговой штурм» и др

Мотивация обучения слушателей:

1) непосредственное побуждение: необходимо развивать интерес к учебной дисциплине «Нравственно-этические основы службы в органах внутренних дел Российской Федерации» в связи с его практическим значением для деятельности органов внутренних дел;

2) перспективное побуждение: через решение проблемных вопросов и ситуаций для размышления важно развивать интерес к профессиональной деятельности сотрудников полиции;

3) интеллектуальное побуждение осуществляется через:

— интерес к решению логических задач, выдвигаемых преподавателем при рассмотрении вопросов семинарского занятия;

— интерес к новым знаниям

Дидактическая цель занятия — научить слушателей творчески мыслить, рассуждать, дискутировать, находить истину, опираясь на нравственные принципы; способствовать формированию нравственно позитивных оценочных суждений, утверждению мировоззренческих позиций; выработать у слушателей умения и навыки практических действий, основанные на общечеловеческих моральных ценностях, необходимые для грамотного выполнения функциональных обязанностей, предусмотренных штатной должностью; показать важную роль личных усилий сотрудника ОВД в самовоспитании и саморазвитии

Первый этап практического занятия «Профессиональная этика и ее место в системе этических знаний» предполагал проблемное изложение материала с ответами на следующие вопросы:

1. Что такое профессиональная этика, чем обусловлено ее возникновение?

2. Как еще называют профессиональные нормы и правила, почему?

3 Чем можно объяснить повышенное внимание к поведению сотрудников правоохранительных органов со стороны общества?

4 . Почему нормам морали принадлежит приоритет в регулировании профессиональной деятельности сотрудников ОВД?

5 . Может ли профессиональная этика вступать в противоречие с общей этикой? Если да, то правильно ли это? Если правильно, то зачем обществу нужны профессиональные корпорации, которые попирают его нравственные ценности?

6 . Насколько требования действовать в пределах профессиональных норм и правил затрудняют деятельность полиции?

7 . Все люди испытывают чувство страха. Какой уровень страха допустим для полицейского? Чего должен бояться и чего не должен бояться полицейский?

Один из вопросов учебного занятия «Специфика профессиональной морали сотрудников ОВД» рассматривался посредством дискуссии с элементами деловой игры с использованием групповой формы работы слушателей

Порядок проведения: преподаватель разделяет группу на 3 подгруппы, каждая из которых получает творческие задания и работает над ними По окончании выполнения задания представители группы доводят до остальных суть задания и свой вариант решения Две другие подгруппы при этом выступают «экспертами» или «рецензентами», корректируя подготовленные предложения, которые позже обобщаются В групповой коммуникации приобретается опыт выполнения правил группового сотрудничества, межличностного общения, активизируется развитие коммуникативных способностей Не-регламентированная деятельность позволяет экспериментировать с высказываниями .

Предлагаемые творческие задания для проведения дискуссии с элементами деловой игры

1 подгруппа

«В последнее время в местной печати появилось несколько критических статей о деятельности вверенного Вам подразделения полиции В них указывались факты коррупции со стороны сотрудников ППСП, участковых уполномоченных полиции, неправомерных (с точки зрения журналистов) задержаний граждан, других незаконных действий Приводилась статистика опроса местного населения: 65% респондентов дали отрицательную оценку работе полиции, 20% не высказали своего мнения и лишь 15% оценили работу положительно

В связи с этим Вам предложили выступить по местному телевизионному каналу. Тема Вашего выступления: «Значение соблюдения норм этики и законности в правоохранительной деятельности для установления отношений с населением и пути реформирования работы Вашего подразделения»

Подготовьте тезисы своего выступления, отметив в них основные моменты, на которых Вы остановитесь.

2 подгруппа

Пользуясь документами (Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, Декларация о полиции 1979 г. , Европейский кодекс полицейской этики, Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции», Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Дисциплинарный устав ОВД России), выделите общие нормы профессиональной морали сотрудников правоохранительных органов

Составьте свои «заповеди» жизни и деятельности сотрудников полиции, заканчивая предложения фразами:

1) важнейшая профессиональная обязанность — ...;

2) аксиома полицейской этики — ...;

3) главное правило профессиональной деятельности — ...;

4) использовать в профессиональной деятельности — .;

5) личное поведение — .;

6) отношение к гражданам — .;

7) отношение к правонарушителям — .;

8) свои предложения и дополнения.

3 подгруппа

Проанализируйте и проведите сравнительный анализ положений одной из первых клятв в истории человеческой цивилизации (клятва 18-летнего юноши, призванного на службу Отечеству) с текстом Присяги полицейских России при Временном правительстве, а также с требованиями и канонами современной полицейской этики Обратите внимание, как и насколько изменились требования к лицам, занятым охраной жизни, здоровья и безопасности граждан.

«Клянусь богами и богинями олимпийскими и героями, которые владеют городом, землей и укреплениями херсонеситов:

(1) я буду единомыслен в спасении и свободе города и граждан, не предам ни Херсонеса, ни Керкинитиды, ни Прекрасной гавани, ни прочей земли, которой херсонеси-ты владеют или владели, — ничего никому: ни эллину, ни варвару, но буду оберегать для народа херсонеситов;

(2) я не буду ниспровергать демократию и желающему предать или ниспровергнуть не дозволю, и не утаю этого, но извещу городских демиургов;

(3) я буду врагом злоумышляющему и предающему или склоняющему к отпадению Херсонес, или Керкини-тиду, или Прекрасную гавань, или укрепления, или область херсонеситов;

(4) я буду служить демиургом или членом совета как можно лучше и справедливее для города и граждан;

(5) я буду охранять для народа и не разглашу ничего тайного ни эллину, ни варвару, что может повредить городу;

(6) я не буду давать или принимать дара во вред городу и гражданам;

(7) я не буду замышлять никакого несправедливого дела против кого-либо из отделившихся граждан, и не дозволю этого, и не утаю, но заявлю и на суде подам голос соответственно законам;

(8) я не буду вступать в заговор против общины хер-сонеситов и против кого-либо из граждан, кто не объявлен врагом народа; если же я вступил с кем-либо в заговор или связан какой-либо клятвой и обещанием, то лучше будет мне и моим близким нарушить его [обрыв в тексте];

(9) если я узнаю о каком-либо существующем либо возникающем заговоре, я извещу об этом демиургов

Зевс, и Гея, и Гелиос, и Дева, и боги олимпийские! Если я буду соблюдать все это, да будет благо и мне самому, и потомству моему, и всему мне принадлежащему, если же не стану соблюдать, да будет зло и мне самому, и всему мне принадлежащему, и пусть ни море, ни земля не приносит мне плода, пусть женщины не разрешаются благополучно от бремени [конец надписи не сохранился].»

ПРИСЯГА ПРИ ВРЕМЕННОМ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ 5

«Клянусь честью офицера (солдата) и гражданина и обещаюсь перед богом и своей совестью быть верным и неизменно преданным Российскому государству как своему отечеству Клянусь служить ему до последней капли крови, всемерно способствуя славе и процветанию русского государства Обязуюсь повиноваться временному правительству, ныне возглавляющему российское государство, впредь до установления образа правления волею народа при посредстве Учредительного собрания Возложенный на меня долг службы буду выполнять с полным напряжением сил, имея в помыслах исключительно пользу государства и не щадя жизни ради блага отечества

Клянусь повиноваться всем поставленным надо мною начальникам, чиня им полное послушание во всех случаях, когда этого требует мой долг офицера (солдата) и гражданина перед отечеством . Клянусь быть честным, добросовестным, храбрым офицером (солдатом) и не нарушать своей клятвы из-за корысти, родства, дружбы и вражды. В заключение данной мною клятвы осеняю себя крестным знамением и ниже подписываюсь

Примечание:

1. Настоящая форма присяги — для лиц православного и римско-католического вероисповедания

2 Для лиц лютеранского вероисповедания из заключительной фразы должны быть выпущены слова "осеняю себя крестным знамением" .

3. Для лиц магометанского вероисповедания присяга заканчивается так: "Заключаю сию мою клятву целованием священного Корана и ниже подписываюсь" .

4. Для лиц иудейского вероисповедания из заключительной фразы исключаются слова "осеняю себя крестным знамением"

Для язычников и для лиц, не приемлющих присяги по их вероучению, начальную фразу читать: "честью офицера (солдата) и гражданина обещаюсь перед своей совестью быть верным, преданным Российскому государству, как своему отечеству" Из заключительной фразы исключается "осеняю себя крестным знамением"»

Вопрос практического занятия «Полицейская деонтология» рассматривается через проблемное изложение следующих аспектов:

1. Какие особенности профессионально-этических норм сотрудников правоохранительных органов вы можете назвать?

2. Что включает в себя сфера действия профессионально-этических норм полицейских?

3 Охарактеризуйте структуру профессионально-этических норм полицейских

4 Какие международные правовые акты, регламентирующие деятельность полицейских, вам известны?

5 Назовите и проанализируйте универсальные каноны полицейской деятельности

6. Какие нормы профессиональной морали (писаные или неписаные) преобладают в профессиональной деятельности сотрудников ОВД?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Виды учебной деятельности слушателей на этапах рассмотрения учебных вопросов:

— опрос — поисковая деятельность;

— отработка вопросов семинара — репродуктивная деятельность;

— решение проблемных вопросов и ситуаций с элементами дискуссии и деловой игры — творческая деятельность;

— вывод по вопросам — творческая деятельность

В контрольной группе учебное занятие по данному

модулю и по этой теме проводилось с использованием традиционных методов: слушатели усваивают готовые знания и воспроизводят уже известные им способы деятельности

Конечным результатом профессиональной подготовки слушателей по данной дисциплине в обоих случаях должна стать морально-психологическая подготовленность сотрудника органов внутренних дел, т е его готовность к пониманию и учету правовых и этических аспектов при осуществлении своей профессиональной деятельности 6

Анкетирование слушателей, проведенное по окончании изучения данной учебной дисциплины, позволило узнать их мнение относительно эффективности ис-

пользуемых активных и традиционных методов в учебном процессе

Результаты опроса показали, что уровень представлений о специфике профессиональной этики и морали, ее роли в профессиональной служебной деятельности сотрудников полиции в экспериментальной группе (далее — ЭГ) выше, чем в контрольной (далее — КГ) (62,7 и 37,3%) .

Были получены следующие результаты:

— формирование профессионально значимых моральных установок наиболее эффективно при использовании активных методов обучения (ЭГ — 96%, КГ — 51%);

— занятия по данной дисциплине (модулю) показались наиболее интересными и полезными в связи с:

а) актуальностью для моей повседневной деятельности (ЭГ — 90%, КГ — 69%);

б) новизной полученной информации (ЭГ — 89%, КГ — 71%);

в) используемыми на учебных занятиях методах и приемах (ЭГ — 93%, КГ — 51%);

г) личностью и профессиональным уровнем преподавателя (ЭГ — 95%, КГ — 72%);

д) практической (профессиональной) направленностью учебных занятий (ЭГ —95%, КГ —77%):

— систематическое использование в учебном процессе активных технологий обучения, что способствует формированию толерантности в общении (ЭГ — 71%, КГ — 52%);

— формирование установки на совместные групповые действия, осознание свободы в проявлениях инициативы, самостоятельности, ответственности и творчества (ЭГ — 83%, КГ— 49%)

Проведенный анализ используемых педагогических технологий в современном образовательном процессе показывает, что методическая система профессионального обучения требует активности как от преподавателя, так и от обучающихся Это обусловливает применение технологии формирования и поддержания готовности обучающегося к овладению содержанием занятия Данная технология ориентирована на стимулирование познавательной активности слушателей, которая характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями

Активизирующий эффект на занятии дают ситуации, в которых обучающиеся должны отстаивать свое мнение; принимать участие в дискуссиях и обсуждениях; ставить вопросы своим одногруппникам и преподавателю; рецензировать ответы одногруппников; находить несколько вариантов решения познавательной задачи и т п

Все названные приемы и методы позволяют обеспечить разнообразие учебного материала: теоретические положения, доказательства, данные научных исследований, примеры из практики, практические рекомендации и др

Технология формирования и поддержания готовности обучающегося к овладению содержанием занятия способствует интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса: повышению качества и эффективности процесса обучения; обеспечению активизации познавательной деятельности; формированию устойчивой

мотивации учебно-познавательной деятельности; углублению междисциплинарных связей; подготовке к профессиональной деятельности

Преподаватель в учебном процессе — научный руководитель и партнер по учебному исследованию . Основная позиция обучающегося — активно-деятельностная, субъектная (самостоятельный поиск, принятие решений, оценочная деятельность)

В современном образовательном процессе используется широкий арсенал методов обучения Наиболее значимые из них — продуктивные методы (проблемное изложение, эвристические и исследовательские методы: конструирование, проектирование, проведение эксперимента, решение творческих и поисковых задач)

Применение данных приемов и методов обучения способствует повышению интереса к изучаемым предметам, положительному эмоциональному настрою на усвоение нового материала. Это обусловлено тем, что методы ориентированы на творческую самореализацию развивающейся личности в процессе обучения, содей-

ствуют интенсивному процессу социализации обучающихся, стимулируют их активное мышление и формируют познавательный интерес, повышают мотивацию и уровень усвоения знаний

1 Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3. URL: http://www.pravo .gov.ru (дата обращения: 10 . 01. 2016) .

2 Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 31 марта 2015 г. № 385. URL: http://www.pravo. gov. ru (дата обращения: 10 . 01 . 2016) .

3 Буряковский Р. О. Юридическая педагогика — особая область научного педагогического знания // Юридический мир. 2012. № 4. C. 16.

4 Прикладная юридическая педагогика / под ред. В . Я . Ки-котя, А. М. Столяренко . М. , 2012 . С 71.

5 История полиции и милиции России : хрестоматия . Казань, 2001. С. 77.

6 Куцая М. А., Апанасенко Е. А. Нравственно-этические основы службы в органах внутренних дел : учеб . пособие. Владивосток, 2014. С. 4 .

УДК 81

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ В ВУЗЕ МВД

Ю. И. Алферова, Т. В. Соколова

Рекомендуются конкретные интернет-ресурсы, которые целесообразно использовать (в учебном процессе) с учетом лингвострановедческого и профессионально-ориентированного аспектов обучения иностранному языку в вузе МВД. Предлагается разработанная авторами методика работы с различными интернет-ресурсами как для аудиторных занятий, так и для самостоятельной деятельности обучающихся по изучению иностранного языка. На основе преподавательского опыта авторы приходят к выводу, что использование интернет-ресурсов способствует повышению эффективности овладения иноязычной коммуникативной (речевой) компетенцией в ситуациях профессионального общения.

Ключевые слова: интернет-ресурсы, иноязычная речевая деятельность, веб-квест, лингвистический корпус, подкаст.

Актуальность применения новейших информационных технологий и ресурсов сети Интернет в образовательном процессе при обучении иностранным языкам продиктована потребностью формирования профессиональной коммуникативной компетенции обучающихся В настоящее время с нарастанием объема информации знания сами по себе перестают быть самоцелью, они становятся условием для успешной реализации личности при выполнении профессиональных задач Использование интернет-ресурсов в процессе изучения иностранного языка не только способствует развитию лингвистической компетентности профессиональной направленно-

сти и накоплению знаний в области профессиональной терминологии, но и позволяет совершенствовать навыки международной и межкультурной коммуникации .

Внедрение интернет-технологий в процесс обучения иностранному языку для профессиональных целей в вузе МВД мы условно разделяем на два направления: лингво-страноведческое и профессионально-ориентированное, что отражает содержание учебной дисциплины «Иностранный язык» .

Одним из основных достоинств Интернета при работе над лингвострановедческим аспектом изучения иностранного языка является доступ к огромному выбору аутентичных материалов и неограниченному количеству актуальной информации, связанной как с ситуациями повседневного общения (ориентирование в городе, музей, библиотека, факты из жизни известных людей), так и с работой, например, органов государственной власти зарубежных стран, правовыми аспектами деятельности иностранных правоохранительных служб, судов и т д Информация, как правило, касается не только географических особенностей страны изучаемого языка, ее достопримечательностей, но в большей степени фоновой и безэквивалентной лексики, идиоматических выражений в другой культуре, особенностей речевого этикета при общении людей разных социальных групп в естественных ситуациях общения Все это способствует формированию культурного компонента иноязычной коммуникативной компетенции

Авторами статьи были отобраны сайты, содержащие лингвострановедческую информацию, которая соответствует тематике изучаемой дисциплины . Работа с такими сайтами, как www. bbc .com/news, www. gov. uk, www.state .gov, www.met.police. uk, www. kremlin, ru,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.