Научная статья на тему 'Из опыта мировоззренческо-нравственной подготовки студенческой молодежи'

Из опыта мировоззренческо-нравственной подготовки студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из опыта мировоззренческо-нравственной подготовки студенческой молодежи»

1998. N»2

ВОПРОСЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

ОТ РЕДАКЦИИ

„Материальное и духовное в условиях

„интеграция вза-

рыночнои экономики имоотрошещш покупателя и продавца”, „человек и рынок“, „базис нравственности“ —

— эти и многие другие вопросы волнуют сейчас не только ученых и политиков, но и бизнесменов и рядовых покупателей. «Если предприниматель не станет истинным „героем“ нашего времени — нам процветающей державы не видать», — отметил в своем радиообращении к народу 26 декабря 1997 г. Президент России Б. Н. Ельцин.

Проблема воспитания человека в условиях рыночной экономики становится одной из актуальных в интеграционной практике образования. Не случайно заместитель главного редактора нашего журнала академик И. Л. Наумченко в

статье „Этика в условиях самоорганизующегося рынка“ (Интеграция образования. 1997. № 4) вынес ее на широкое обсуждение. Автор высказал свою озабоченность тем, что, повернув от развитого социализма к самоорганизующемуся рынку, мы, к сожалению, пока не определили „нравственного лица“ представителя этой формации, не обосновали принципы, которые должны лечь в основу его формирования. Обращаясь в первую очередь к философам, социологам и практическим работникам рыночной экономики, он попросил читателей принять участие в диалоге, поделиться своим мнением по данной проблеме на страницах журнала. Редколлегия получи-

ла уже немало откликов на статью. Ниже публикуются некоторые из них.

П. И. КУЛЬКОВ, и. о. зав. кафедрой общественных наук Саранского кооперативного института МУПК, профессор

А. А. ТАРАСОВ, доцент кафедры общественных наук Саранского кооперативного института МУПК

ИЗ ОПЫТА МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКО-НРАВСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Опубликованная в журнале „Интеграция образования“ (1997. № 4) статья академика И. Л. Наумченко „Этика в

условиях самоорганизующегося рынка“ не могла остаться без внимания членов

кафедры общественных

кооперативного института, которые, можно сказать, не первый год вплот^ ную занимаются решением данной проблемы.

© П. И. Кульков, А. А. Тарасов, 1998

Нельзя не согласиться с тем фактом, ствовать в учебном коллективе (самостоятельно и под руководством преподавателя) в решении разных проблемных учебно-практических ситуаций. Преподаватель при этом выступает не только как носитель знаний, информатор, но и как организатор учебной деятельности студентов, полноправный партнер, показывающий на практике пример получения знаний, метод их добывания.

Потребность в новых подходах к организации учебной работы студентов обусловлена тем, что студенческая молодежь сталкивается сейчас с такими жизненными проблемами, решение которых отсутствует в опыте родителей. Не предусмотрено оно и содержанием обучения и воспитания общеобразовательной и высшей школы. Нынешним молодым людям приходится самостоятельно приобретать умение решать выдвигаемые современной жизнью задачи. Кардинальное изменение социально-экономической ситуации в стране, широкое распространение таких еще недавно „абсолютно чуждых“ нам явлений, как частная собственность и предпринимательство, кризисное состояние общества ставят перед преподавателями вуза проблему переосмысления вопросов человеческой нравственности с учетом новых политико-правовых и социально-экономических реалий, необходимости отражения этого в учебно-воспитательной работе.

К сожалению, приходится констатировать, что из нашей литературы и пропаганды практически исчезли тема высокого служения избранной специальности, тема мастерства в профессии педагога, врача, инженера и др. Они незаслуженно обойдены вниманием, между тем сегодня только профессионалы высокой пробы могут чувствовать себя более или менее устойчиво и надежно. Огромному количеству лиц приходится переучиваться и осваивать новые профессии. К тому же в последнее время среди безработных и работающих не по своему профилю все больше появляется людей с дипломами экономиста, бухгалтера, технолога и т. п.

В условиях перехода к рыночным отношениям в России должен сформироваться человек, адекватный новой системе ценностей. Однако этот процесс, как показывает историческая практика, долгий и нелегкий. Он будет развиваться

что качественные изменения в российском обществе 90-х годов требуют обновления работы вузов. В течение нескольких десятилетий университеты и институты были кузницей профессиональных кадров для народного хозяйства и социалистической культуры. Традиционно высшая школа России воспитывала в будущих специалистах уважительное отношение к знаниям, увлеченность наукой, стремление к личному деятельному участию в решении как профессиональных, так и социальных проблем, стоящих перед страной. В качестве образцовых она культивировала в студенческой среде такие личностные качества, как дисциплинированность, прилежание, принципиальность, коллективизм, ответственность перед обществом.

Ныне мировоззренческие позиции, профессиональные мотивации студентов претерпели существенные изменения. На место строгого послушания все активнее выдвигаются творческая самостоятельность, ответственность за свои поступки, способность рассчитывать прежде всего на свои силы, умение учитывать экономическую конъюнктуру. Соответственно приоритетом в работе преподавателей становится формирование свободной, творческой личности, способной грамотно находить решения проблемных ситуаций, сочетающей профессиональную компетентность с гражданской ответственностью, обладающей мировоззрением, приемлющим нормы рыночной нравственности.

Работа нашей кафедры ведется одновременно в двух направлениях: преодоления некоторых рецидивов репрессивной педагогики, характерной для советской высшей школы, и заполнения идейного мировоззренческого вакуума в системе образования и воспитания студентов. Преподавательский коллектив кафедры, как и всего института, в своей повседневной деятельности стремится применять новые технологии обучения и воспитания, использовать методы, стимулирующие самообучение, самовоспитание, саморазвитие студентов. Поэтому преподавание предмета превращается не просто в сообщение обучающимся знаний, а в способ развития их личности, приобретения навыков творческой работы со знанием, умений конструктивно дей-

по мере того, как новые реалии станут входить в повседневную жизнь. Понятно, выработка мышления нового типа сопряжена с преодолением устоявшихся представлений и с преобразованием хозяйственной психологии. Ведь для тою, чтобы индивиды начали мыслить и действовать по-новому, нужно соответствующим образом изменить среду, в которой осуществляется их деятельность, а изменить ее могут только люди, мыслящие и действующие в духе времени.

Пока, к сожалению, в нашем обществе таких людей мало. Почему? Царившие долгие годы общественный тоталитаризм, предельная регламентация общественной жизни во многом проецировались на принципы воспитания, которые были преимущественно авторитарными. В семье и школе, копирующих (часто непроизвольно) общественную систему взаимных отношений, ориентация детей на непогрешимость действий старших и абсолютное подчинение их воле не является лучшей формой воспитания творческой личности. В определенной степени это было характерно и для вузовской системы общения „студент — педагог“ Результатом такого воспитания был индивид, психологическое состояние которого специалисты обозначают как „выученная беспомощность“, при которой взрослый человек не способен совершать самостоятельные поступки, брать на себя ответственность и т. д.

Другим важным моментом является, пожалуй, осознание того, что крах коммунизма вызван вовсе не экономическими причинами, о чем говорят многие, а ложным пониманием сущности его идеологии. Это понимание рождало конкретные дела, в которых под единый идеологический ранжир подгонялись массы, в том числе и с помощью застенков ГУЛАГа и тюрем. Возможно, этим объясняется и криминальный характер „нового русского бизнеса“, который наиболее ярко проявил себя в таком порочном симптоме рыночной экономики, как рэкет. Не секрет, что и в нашем вузе немало студентов, действующих попутно на „черном рынке“, способных добыть деньги любой ценой и не страшащихся никаких последствий. Современная ситуация дает им возможность обогащения и исповедования веры в золотой век чер-

ного предпринимательства. Кстати, они, как правило, не испытывают серьезного стремления к учебе в вузе.

С некоторой долей условности можно считать нынешний момент в стране как „бум“ молодежного предпринимательства (в коммерческом вузе это прослеживается довольно четко), ведущий к резкому ослаблению и даже потере других приоритетов (образование, наука, гуманитарное знание, искусство и т. д.). Конечно, это временное явление, которое связано с переходным периодом, обозначенным меркантилизацией интересов общества. Мы переживаем духовный кризис личности, человеческих взаимоотношений. Вместе с тем рынок, к которому мы так стремимся, — это место не для одиночек. Здесь нельзя не зависеть друг от друга, если хочешь достичь цели (хотя бы просто взаимовыгодной купли-прода-жи). Но без гарантий безопасности, которые даются в цивилизованном мире этическими принципами, обмен невозможен. Поэтому для участия в рыночных отношениях кроме компетентности необходимы особые личностные качества: четкая ориентация и целенаправленность, моральная чистота и самодисциплина, честность и доброжелательность.

Напрашивается вопрос: какие специалисты нужны современной экономике и как формировать цивилизованного „человека рынка“? Считаем, что современному хозяйству (включая и потребительскую кооперацию) требуются высококвалифицированные специалисты, обладающие широтой мышления, высокой личной и деловой культурой, интеллигентностью. В вузе мы пытаемся проводить различные мероприятия, в том числе и нравственно-этического характера, учебно-методические конференции, семинары по совершенствованию подготовки кадров в системе потребительской кооперации на темы: „Потребительская кооперация в условиях рыночного хозяйства. Подготовка кадров для рыночной экономики“ (1994), „Проблемы и перспективы развития потребительской кооперации“ (1996) и др.

Вопросы культуры, морали, рыночной психологии составляют предмет семинаров, бесед, конференций по формированию духовных потребностей будущих специалистов, тем же проблемам посвя-

щены и серия разрабатываемых и издаваемых научно-методических пособий и рекомендаций для студентов, введение ряда спецдисциплин и курсов, ориентированных на формирование социальнопсихологических и моральных принципов в профессиональной этике менеджера, коммерсанта и т. п. Так, учебный курс „Социология и психология труда“, преподававшийся в институте с 1989 по 1994 г., был призван дать студентам знания теоретических основ социальнотрудовых, социально-психологических процессов и отношений в сфере труда с учетом опыта стран с развитой рыночной экономикой. Одним из важнейших направлений в изучении этого предмета являлось осуществление взаимодействия с другими дисциплинами: правоведением, менеджментом, управлением кооперативным хозяйством, этикой, эстетикой, педагогикой, психологией коммерции в целях оптимизации овладения основами предпринимательства как профессии и образа мышления.

Для самооценки, проведения психологической и нравственной диагностики, а также получения характеристики личности (способности, интеллект, профес^ сиональная пригодность и пр.) было издано пособие «Тесты по курсу „Социология и психология труда“» (1994). Психологические тесты были составлены так, что их можно реализовывать на персональном компьютере.

Созданный нами учебный курс „Психология и этика деловых отношений“ (1993 — 1996 гг.) знакомил студентов с основами психологии и этики в контексте построения профессиональных отношений специалиста рыночной экономики. В этом курсе нашли отражение социально-психологические и этические аспекты делового взаимодействия в условиях рыночной деятельности (менеджмент, бизнес, коммерция и т. п.), большое место уделялось изучению профессиональной этики и морали коммерсанта и менеджера, этической стороне услуг, рекламы, службы и подчиненности, практике повседневных нравственных отношений, этикету и культуре делового человека. Позднее с этой целью на кафедре было разработано и издано пособие „Человек рынка. Социально-психологические аспекты личности предпринимателя (делового человека)“ (1996). В нем рассмат-

риваются вопросы, касающиеся феномена „идеального человека рынка“, со-циально-психологического облика современного российского бизнесмена, мотивов и морали в бизнесе.

Сейчас нами разработан курс „Психология бизнеса“, где с включением элементов историзма раскрываются психо-лого-этический комплекс проблем, связанных с зарождением и развитием „духа“ капитализма, морали „джентльме-на-буржуа“, культуры и этики предпринимательства в истории Запада и дореволюционной России; вопросы жизни и деятельности ведущих бизнесменов, со-циально-психологический портрет современных „новых русских“

„ Очеловечивание“, гуманитаризация учебных курсов невозможна без насыщения их различными концепциями, гипотезами, подходами, персоналиями. Ученые нашей кафедры хорошо понимают это. Так, М. А. Бибин ввел как

л

неотъемлемую часть курса теории и истории кооперации идеи М. И. Туган-Ба-рановского, А. В. Чаянова, Н. Д. Кондратьева, Н. И. Бухарина, народников, анархистов, современных западных теоретиков кооперативного движения; В. К. Тингаев, Н. Н. Коваленко,

B. И. Чернышов в курсе экономической теории раскрывают идеи видных западных экономистов Дж. Кейнса, М. Фридмана, С. Брю, Ф. Хайека и др.;

C. Б. Летуновский — западных социологов В. Парето, Т. Парсонса, Р. Мертона и др.; Б. Ф. Кевбрин, П. И. Кульков — философов Э. Фромма, 3. Фрейда, Н. Бердяева, М. Булгакова и др.; Н. С. Шаляев, А. И. Лушин — выдающихся западных политологов М. Вебера, Ю. Хабермаса, А. Турена, русских М. Бакунина, П. Кропоткина и др.; Н. В. Полин, Н. В. Нестерова — известных русских историков Н. Карамзина, С. Соловьева, В. Ключевского и др.; А. А. Тарасов рассматривает вопросы истории и психологии бизнеса в трудах Л. Б. Альберти, Б. Франклина, Г. Форда и др.

Использование новых подходов и концепций рыночной экономики позволяет преподавателям кафедры подчеркивать вариантность, неоднозначность, неодно-направленность общественного развития, возможность тупиков и откатов в развитии общества, науки. Все это, на наш

взгляд, дает возможность готовить и воспитывать честных и порядочных, культурных и высокообразованных специалистов и будет способствовать созданию

здорового общества с цивилизованными социальными, психолого-этическими и рыночно-экономическими взаимоотношениями.

Н. С. САВКИН, зав. ка федрой философии естественно-технических факультетов МГУ им. Н. П. Огарева, профессор

МИРОВОЗЗРЕНИЕ И РЫНОК.

ВАЖНЕЙШИЕ РАЗДЕЛЫ ФИЛОСОФИИ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Проблема, затронутая в статье профессора И. Л. Наумченко „Этика в условиях самоорганизующегося рынка“ (Интеграция образования. 1997. № 4), крайне злободневна и актуальна. Речь идет действительно о коренной ломке сознания, мировоззрения, нравственных установок, ценностных ориентаций людей в условиях становящегося рынка.

Рынок — явление сложное и противоречивое и с точки зрения его внутренней структуры, и с точки зрения его влияния на мировоззрение. Возьмем второй аспект. С одной стороны, рынок, рыночные отношения требуют от человека и формируют у людей такие качества личности, как инициативность, предприимчивость, активность, способность к риску и готовность идти на риск, индивидуальная ответственность, конкурентоспособность. Рыночные отношения не приемлют иждивенчество, вялость, лень, надежду на „авось“, бесконечные рассуждения („философствование“) вместо активного дела и др. Между тем все эти характеристики достаточно отчетливо наблюдаются в менталитете российского человека. С другой стороны, рынок раз-

вивает индивидуализм, эгоизм, опору на собственные силы, когда другие рассматриваются как конкуренты, соперники, „враги“ моего успеха. И эта противоречивость неизбежна, как неизбежны и рынок, рыночные отношения в качестве обязательного этапа в развитии человеческой истории.

Здесь следует отметить, что рыночные отношения у нас, в России, появились не сейчас, не с 1991 г., как кажется некоторым. Рынок всегда был, есть и будет. Другое дело, что в разное время, в разные эпохи он играет неодинаковую роль в экономической и социальной жизни страны. Так, в неразвитом виде рыночные отношения были в нашей стране и при социализме, т. е. до 1991 г., — например, в международных экономических отношениях, правда, с нарушениями эквивалентности обмена в угоду политическим пристрастиям. И в настоящее время, когда рыночные отношения заняли решающие позиции в экономической жизни, обществу устойчивого развития нужен не стихийный рынок, который может нанести непоправимый вред, ущерб культуре, образованию, искусству,

© Н. С. Савкин, 1998

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.