Научная статья на тему 'Из наследия Всероссийского хорового общества: исторический опыт созидания'

Из наследия Всероссийского хорового общества: исторический опыт созидания Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
454
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕРОССИЙСКОЕ ХОРОВОЕ ОБЩЕСТВО / ALL-RUSSIAN CHORAL SOCIETY / ХОР / CHOIR / ХОРОВАЯ КУЛЬТУРА / CHORAL MUSIC / ХОРОВАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CHORAL AMATEUR / ХОРОВАЯ СТУДИЯ / CHILDREN''S CHORAL STUDIO

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Щапова Елена Владимировна

В статье рассматривается деятельность Всероссийского хорового общества в свете реализации поставленных государством целей и задач, что являет бесценный опыт организации процесса массового художественного просветительства, музыкально-эстетического воспитания, пропаганды хорового искусства и служит ярким историческим уроком для новейшего курса реформирования современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is concerned with success of the All-Russian Choral Society in the light of the realization of the state objectives. The organization represents an invaluable experience of mass musical and aesthetic education and promotion of choral art. Features of the All-Russian Choral Society in the state system of Soviet Russia is the historical lesson for the newest ways of the reform of the country.

Текст научной работы на тему «Из наследия Всероссийского хорового общества: исторический опыт созидания»

временную удаленность (они могут принадлежать различным историческим эпохам), всех их объединяет главная идея, которая

заключена в музыкально-семиотической структуре гимна, функционирующей в качестве музыкального символа.

Примечания

1. Антология исследований культуры. — СПб.: ИНФА, 1997. — 617 с.

2. Арановский, М. Г. Музыкальный текст: Структура и свойства / М. Г. Арановский.

— М.: Композитор, 1998.

3. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс / Б. В. Асафьев. — Л.: Музыка, 1971.

4. Барт, Р. Избранные работы. — Семиотика. — Поэтика. От произведения к тексту / Р. Барт.

— М.: Прогресс, 1989.

5. Лотман, Ю. М. Каноническое искусство как информационный парадокс / Ю. М. Лотман // Статьи по семиотике культуры и искусства. — СПб., 2002. — С. 314—321.

6. Лотман, Ю. М. Семиосфера. Внутри мыслящих миров / Ю. М. Лотман. — СПб.: Искусство-СПБ, 2000.

7. Эскина, Н. А. Принцип «комментирования» и хоральная обработка Барокко / Н. А. Эскина // Проблемы теории западноевропейской музыки (XII—XVII вв.) : сб. трудов [ГМПИ им. Гнесиных]. — М., 1983. — Вып. 65. — С. 113—132.

8. Evangelisches Kirchengesangbuch: Ausgabe für evangelisch-litheriscjen Kirchen Nidersachsens. Mit Lektions. — Hannover, 1958.

З НАСЛЕДИЯ ВСЕРОССИЙСКОГО ХОРОВОГО ОБЩЕСТВА: ИСТОРИЧЕСКИЙ

ОПЫТ СОЗИДАНИЯ

Е. В. Щапова

Академия хорового искусства имени В.С. Попова

В статье рассматривается деятельность Всероссийского хорового общества в свете реализации поставленных государством целей и задач, что являет бесценный опыт организации процесса массового художественного просветительства, музыкально-эстетического воспитания, пропаганды хорового искусства и служит ярким историческим уроком для новейшего курса реформирования современной России.

Ключевые слова: Всероссийское хоровое общество, хор, хоровая культура, хоровая самодеятельность, хоровая студия.

The article is concerned with success of the All-Russian Choral Society in the light of the realization of the state objectives. The organization represents an invaluable experience of mass musical and aesthetic education and promotion of choral art. Features of the All-Russian Choral Society in the state system of Soviet Russia is the historical lesson for the newest ways of the reform of the country. Key words: All-Russian choral society, choir, choral music, choral amateur, children's choral studio.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (49) сентябрь-октябрь 2012 239-243 239

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2012 ♦ 5 (49) сентябрь-октябрь ^

Во второй половине ХХ столетия массовое хоровое движение в РСФСР, инициированное работой Всероссийского хорового общества (ВХО), стало качественно новым явлением истории культуры. Под руководством выдающихся музыкальных деятелей: А.В. Свешникова, А.Г. Новикова, А.А. Юрлова, В.Г. Соколова, Н.В. Кутузова, проходила подвижническая работа его многочисленных добровольцев — музыкантов, композиторов, общественников, администраторов, педагогов, методистов, любителей хорового искусства, среди которых было много и маститых профессионалов, таких как А.И. Анисимов, А.А. Егоров, С.А. Заливухин, Е.П. Кудрявцева, К.И. Массалитинов, А.А. Нестеров, К.Б. Птица, Г.М. Плотни-ченко, Г.П. Рогожникова, Г.А. Струве, Б.Г. Тевлин В.А. Чернушенко, С.Г. Эйдинов и мн. др.

Тридцатилетняя (1957—1987) деятельность ВХО по всеобщей «хоровизации» страны поражает воображение стратегическим размахом, грандиозными масштабами и темпами развития. В короткий срок ВХО создало наилучшие условия для пропаганды хорового искусства, массового музыкально-эстетического просвещения и воспитания. Формируя созидательную творческую атмосферу, созвучную эстетике советской эпохи, ВХО открыло широкие возможности творческой самореализации для населения страны. В его системе развивались направления профессиональной и любительской деятельности, рождались качественно новые тенденции.

Отсутствие исследований по обобщению исторического опыта ВХО подчеркивает актуальность проблемы, которая представляет научный интерес для современного искусствознания. Цели и задачи, над которыми работало ВХО, актуализируют векторы его деятельности, что расширяет представления об истории отечественной хоровой культуры и хорового движения. Источниковую базу работы составили основополагающие документы ВХО — постановления, материалы

съездов, труды по вопросам хоровой культуры того времени, статистические издания и периодическая печать, материалы Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ), Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ).

Реализуя главную уставную цель «всемерное содействие развитию хорового искусства пения во всех видах и жанрах» (9, с. 138), общество работало над решением ряда важнейших задач, основные из которых были сформулированы уже на I Пленуме Правления ВХО: массовое привлечение трудящихся к хоровому пению; содействие наилучшей организации певческого и музыкального воспитания и образования детей в общеобразовательной школе; массовое музыкальное просвещение и образование; подготовка кадров руководителей хоров; создание и распространение хорового репертуара (5, с. 6). Их решение оказало фундаментальное влияние на развитие современной хоровой культуры.

Вовлечение в хоровое движение народных масс оставалось приоритетным направлением ВХО во все годы. Прежде в управлении художественной самодеятельностью были задействованы государственные структуры и организации (профсоюзы, комсомол, республиканские Министерства культуры, дома народного творчества и т.п.), что приводило к разобщенности, а отсутствие централизованного контроля над художественным уровнем хоровой самодеятельности тормозило развитие отрасли (9, с. 45).

Взяв на себя организующую роль, ВХО возглавило массовое хоровое движение. Был принят ряд радикальных и систематических мер, налажена организация регулярных всесоюзных и всероссийских фестивалей, смотров художественной самодеятельности, праздников песни, радио- и телевизионных конкурсов, концертов-лекториев, дней национальной культуры и т.д. Массовое хоровое искусство, как неотъемлемая часть общественно-политических и культурно-исторических торжеств (годов-

щин Октябрьской революции, дней рождения В.И. Ленина, съездов партии, юбилеев ВЛКСМ, праздников Победы и т.п.), поддерживало эмоционально окрашенный интерес к хоровому пению. В свете эстетики советской эпохи хоровое движение стало символом пропаганды высоких художественных идеалов и этических ценностей, способствовало развитию и взаимообогащению национальных культур. Хоровое искусство пришло в самые отдаленные регионы страны — Колымский край, Сахалин и Дальний Восток. Многое было сделано для развития хоровой культуры «нехоровых» народов Тувы, Башкирии, Татарстана, Бурятии, Удмуртии, Якутии, Чукотки. В соответствии с материалами пленума 1983 года, количество участников хоровой самодеятельности достигло 2,5 млн.человек. Стремительно росли и ряды самого ВХО. В 1959 году в него вступило 129 902 чел., а уже в 1986 году число его членов достигло уже 1 684 237 чел.

Не менее важным вопросом в повышении массовости стало развитие детского музыкально-эстетического воспитания. В перспективе ВХО предполагало обеспечить всеобщую музыкальную грамотность, возлагая надежды на общеобразовательную школу. Проведенный по инициативе и при участии ВХО «Всероссийский смотр постановки музыкального воспитания в школах» (1959—1960 гг.) выявил множество проблем (см.: 6). Недостаток педагогов-специалистов, их слабая подготовка, низкая зарплата и слабый престиж профессии, отсутствие единой учебной программы, недостаток кабинетов, специального оборудования, инструментов, нот, методических материалов — все это негативно сказывалось на уровне детского музыкального воспитания.

Для изменения ситуации и удовлетворения всех необходимых нужд ВХО предложило Министерству просвещения РСФСР ввести «всеобщее музыкальное образование с 1 по 8 класс; второй урок пения в неделю; хор в каждой школе» (8, с. 15). Работая над научно-методической базой, ВХО соз-

дало в 1975 году Всероссийский дискуссионный клуб хормейстеров, композиторов и учителей пения «Камертон», который обобщал и распространял современные формы работы с детьми. При Правлении ВХО открылся координационный отдел по работе с детьми и юношеством (1983), подготовивший для Министерства просвещения РСФСР программу «Эстетическое воспитание учащихся общеобразовательных школ и профессионально-технических училищ на период 1985—1990 годов» (3, с. 17).

Благодаря ВХО расширялась сеть государственных учреждений, готовящих педагогические кадры, системно стали функционировать курсы повышения квалификации, вечернего и заочного обучения. Подчеркивалось, что все эти шаги «являются хорошим началом в работе по созданию полноценных и многочисленных кадров учителей пения в школах» (1).

К середине 1980-х годов число преподавателей-специалистов в региональных школах удвоилось (4, с. 24), а уровень детского певческого образования заметно возрос. Появилось большое число детских коллективов, повысилось их исполнительское мастерство, а также более сложным стал репертуар. Нельзя не отметить уникальный опыт Детских хоровых студий (ДХС), поддерживаемых ВХО и реализующих новаторские учебные принципы. «Именно в хоровых студиях <...> сложились организационные, методические, педагогические и творческие основы комплексного осуществления учебной и воспитательной работы... » (4, с. 19).

Российское детское хоровое искусство было высоко оценено на IX Международной конференции ИСМЕ (Международной организации по музыкальному воспитанию детей). Отметим, что инициатором вхождения СССР в ИСМЕ было именно ВХО. Д.Д. Кабалевский отмечал тогда, что «.можно смело говорить о программе "каждый класс — хор" как о реальной задаче» (2, с. 11).

ВХО затрачивало огромные силы на создание системы всеобщего музыкального

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2012 ♦ 5 (49) сентябрь-октябрь ^

образования. Под девизами «Каждый музыкант-просветитель» и «То, что музыкант узнал сегодня, он завтра должен нести в массы» (7, с. 108) в помощь к работе ВХО привлекались учащиеся и студенты, педагоги и профессиональные музыканты. Взрослое население страны обучалось «без отрыва от производства» благодаря существованию многочисленных хоров, создававшихся на базе заводских, сельских и др. трудовых коллективов, которые и становились центрами музыкального просвещения.

На основе трудов И.В. Способина, В.А. Вахромеева, Б.В. Калмыкова, Г.А. Фридки-на, Н.М. Шереметьвой, В.Г. Дронова, М.А. Румер, П.Н. Драгомирова методический отдел ВХО внедрил программу общедоступных курсов массовой музыкальной работы среди трудящихся. Масштабная деятельность народных университетов и филармоний, концертов-лекториев, музыкальных викторин и т.п. поддерживалась выпуском литературы для самообразования, например серия брошюр «В помощь...» слушателю (музыки, концертов, народных университетов), коллективам (вокально-хоровым, фольклорным) художественной самодеятельности (сельской, юношеской), учителю музыки (начальных классов, детских садов) и т.д. Подчеркивалось, что массовое музыкальное просвещение способствовало раскрытию творческого потенциала советского человека, усиливало эмоционально-нравственный заряд общества и содействовало более эффективной отдаче в различных областях общественной жизни.

Возрастание интереса к хоровому искусству сдерживалось отсутствием необходимого количества грамотных хормейстеров-профессионалов. Особенно в отдаленных регионах страны их крайне не хватало. Систему профессиональной подготовки дирижеров хора требовалось усовершенствовать. В конце 1950-х годов ВХО провело грандиозную работу с органами культуры, профсоюзами, комсомольскими организациями, домами народного творчества и

другими организациями по выявлению аудитории руководителей самодеятельных хоров и начало работу по созданию для них курсов и практикумов. При отделениях ВХО велось постоянное очно-заочное обучение. В 1960-х годах повсеместно учреждались народные консерватории и бесплатные (вечерние) хоровые школы, где преподавание велось на общественных началах. Расширилась система по подготовке кадров хормейстеров в государственных средних и высших учебных заведениях. В 1966 году открылось отделение по подготовке руководителей народных хоров на дирижерско-хоровом факультете в Московском музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных. Эти шаги привели к повышению общего профессионального уровня хормейстеров, что ощутимо улучшило качества хорового исполнительства в 70—80-х годах.

Сдерживала развитие хорового движения ограниченность репертуара. «Концерты страдают отвлеченной тематикой, засорены псевдолирическими произведениями.», — негодовал на учредительном съезде А.В. Свешников (9, с. 45). Работа над расширением и пропагандой высокохудожественного репертуара продвигалась в нескольких направлениях: создавались новые сочинения, возрождалась незаслуженно забытая в угоду массовой песне русская хоровая классика, постепенно проникала на концертную сцену и духовная русская музыка, был расширен интерес к сокровищнице народного творчества. Годы деятельности ВХО отмечены появлением масштабного пласта советской музыки во всех хоровых жанрах.

Работа ВХО и его отделений над выделенными целями и задачами отмечена существенными успехами в развитии массового хорового движения и хорового исполнительства. ВХО содействовало росту приверженности народа страны к хоровому пению и развитию его певческой культуры, значительному расширению географических границ хорового исполнительства и возникновению новых хоровых центров, развитию детского хорово-

го искусства и хорового образования в школах, созданию масштабного пласта современной и возрождению старинной хоровой музыки. Возрос художественный уровень хоровой самодеятельности, о чем свидетельствует участие в конкурсах (в том числе и международных) любительских коллективов наряду с профессиональными. Несмотря на нехватку административных и материальных ресурсов, ВХО вывело массовое хоровое движение на весьма высокий уровень, но главное — оно приобщило к хоровому искусству массового слушателя. За свои выдающиеся заслуги перед государством Всероссийское хоровое общество было награждено Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР (3, с. 5).

Уникальный созидательный опыт хорового общества поражает своей результативностью. Возникшее по требованию времени ВХО воплотило ту целеустремленность эпохи, ту коллективную тягу на пути к идеалу,

то художественное сознание, в которых наиболее полно отражалась эстетика советского времени. Идеи эстетического воспитания, формирования творческой личности, художественного вкуса — вот константы работы ВХО, которые обеспечили ему все его главные достижения.

Время стирает эпохи, города и цивилизации, но созидательная творческая энергия, порожденная профессионализмом и идеей преобразования, которая была движущей силой ВХО, позволяет надеяться, что ценнейший опыт системной работы Всероссийского хорового общества для современного курса России, направленного на модернизацию и реформирование в сфере культуры и образования, окажется востребованным. Актуализируясь в новейшей истории, он может выступить в качестве порождающей модели для дальнейших движений вперед. Важно лишь достойно оценить имеющееся наследие.

Примечания

1. Из письма Председателя Оргкомитета Всероссийского хорового общества А.В. Свешникова к Министру просвещения РСФСР Е.И. Афанасенко от 21 мая 1959, № 809. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). — Фонд А-646. — Опись 1. — Дело 100. — Л. 3.

2. Кабалевский Д. Б. Еще о педагогических оценках на уроках музыки // Музыка в школе. — 1986.

— № 4 (16). — С. 7—13.

3. О задачах хоровых обществ Российской Федерации в развитии массовости и повышении исполнительского мастерства в хоровом и других видах музыкального искусства: материалы пленума Правления ВХО, посвященного 25-летию Всероссийского хорового общества (27 ноября 1984 г.). — М., 1984.

4. О задачах хоровых обществ Российской Федерации по воплощению решений XXVII Съезда КПСС : материалы пленума Правления ВХО (23 мая 1986 года). — Пермь. 1986.

5. Первостепенность и значимость этих задач особо подчеркивалась в речи председателя Правления А.В. Свешникова. См. Первый пленум правления Всероссийского хорового общества. Сборник материалов. — М. 1958.

6. Приказ Министерства просвещения РСФСР от 5 июня 1959 г № 547/1-2 «О проведении смотра музыкальной работы в школах РСФСР. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ).

— Фонд А-646. — Опись 1. — Дело 100. — Л. 14.

7. Синецкая Т. М. Магнитогорская государственная академическая хоровая капелла имени Э.Г. Эйдинова: от мечты к реальности : монографическое издание. — Челябинск, 2005. — 376 с.

8. Справка о состоянии преподавания пения в общеобразовательных школах РСФСР. 1960. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). — Фонд А-646. — Опись 1. — Дело 234. Л. 15—30.

9. Учредительный съезд Всероссийского хорового общества (30 июня — 2 июля 1959 г.): сокращенная стенограмма / под ред. А.И. Живцова. — М., 1959.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.