Научная статья на тему 'Из истории законодательной деятельности Екатерины II по реформированию госаппарата'

Из истории законодательной деятельности Екатерины II по реформированию госаппарата Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
583
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рогозина А. В.

В статье излагаются вопросы реформирования экономической, правовой и социальной сфер жизни России в период правления Екатерины II. Реформы рассматриваются как мероприятия по воздействию на социально-экономическое развитие страны, а также на изменения государственно-правового механизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From the history of Yekaterina II legislative activity in the state apparatus reformation

The paper deals with the problems of reforms in the economical, legislative and social life spheres at the period of Yekaterina II reining. Reforms are considered as measures taken to stimulate the country`s socio-economic development and to change the state-legislative mechanism.

Текст научной работы на тему «Из истории законодательной деятельности Екатерины II по реформированию госаппарата»

Из истории законодательной деятельности Екатерины II по реформированию госаппарата

А. В. Рогозина, ст. преподаватель,

Институт управления Оренбургского ГАУ

В современном экономическом словаре экономическая реформа понимается как проведение крупных преобразований, изменений, проводимых в системе ведения хозяйства, управлении экономикой, в путях и способах осуществления экономической политики. Экономические реформы проводятся тогда, когда выявляется низкая эффективность экономической системы, возникают экономические кризисы, экономика недостаточно удовлетворяет потреб-

ности людей, страна отстает в своем развитии от других стран[1].

Перенесемся в XVIII век. Оказывается, эти современные определения как нельзя лучше характеризуют потребность и необходимость реформирования экономической и социальной сфер жизни России в период царствования Екатерины II.

Расположение России между Европой и Азией, взаимосвязь и проникновение восточной и западной культур, многонациональность, необъятные территории, экономика, обусловленная особенностями крепостничества, — все это на-

ложило отпечаток на содержание реформ Екатерины II. Ее реформы — это не просто мероприятия, а воздействие на социально-экономическое развитие страны, а также на изменения государственно-правового механизма регулирования экономической, социальной и культурной сфер жизни России в тот период.

Они были направлены на укрепление феодально-крепостного режима, установление абсолютной монархии при опоре на дворянское сословие, что сдерживало и затрудняло развитие буржуазных производственных отношений.

Первым органом власти, подвергнувшимся реформированию, был Сенат. Нельзя согласиться с мнением Дж. Хоскинга, что в екатерининский период роль Сената была усилена[2].

Именным указом Екатерина II изменила роль Сената в политической жизни страны. Профессор М. Ф. Владимирский-Буданов отмечает, что Екатерина, считая необходимым лишить Сенат его политического значения, преобразовала его в центральное административно-судебное учреждение. Сенат был поделен на шесть самостоятельных департаментов. Из них четыре находились в Петербурге, два в Москве. Первый департамент ведал государственными и политическими делами, второй — судебными, третий — делами провинций Малороссии и Остзейского края. Четвертый департамент ведал военными делами, пятый — административными делами местного характера, шестой — местными судебными делами как апелляционная инстанция[3].

Также Сенату отводилась роль органа, контролирующего исполнение и соблюдение законности. На местах контрольные функции осуществляли губернаторы, которые обязаны были отчитываться перед Сенатом о социально-политическом и экономическом положении в губернии, ведали вопросами налоговой политики, отвечали за поддержание общественного порядка в губернии.

Вступив на престол, Екатерина II обратила внимание, что Сенат не обладает точными данными о территориях государства, о земельных площадях и сельских угодьях. В Сенате не имелось даже карты Российского государства. Не было точных сведений о народонаселении. В связи с этим императрица издает указ о приведении в порядок ревизских «сказок», а заодно и написании точных границ Российского государства. В первые дни царствования Екатерина II сталкивается с финансовой проблемой, неурегулированностью налогового законодательства, что привело к большому количеству недоимок по налоговым платежам и неучтенным налогам различных промыслов, как, например, винных, соляных и т.п.

В 1770 г. Екатерина II издает указ, которым губернатору Оренбургской губернии И. А. Райн-

сдорпу поручалось измерить и описать свободные плодородные земли и представить эти сведения в Межевую комиссию[4].

Как известно, у помещиков и купцов на промыслах работало большое число крестьян, но это не имело документального и юридического оформления, о чем свидетельствует письмо Екатерины II губернатору Оренбургской губернии князю Путятину от 11 сентября 1766 г. В письме предлагалось предоставить сведения об имеющихся в губернии кожевенных фабриках и домах по выделке кожи, о том, сколько сырья выделывается, какова себестоимость кож и пользуется ли кожаное сырье спросом у иностранных скупщиков[5].

28 августа 1791 г. Екатериной II издается аналогичный указ о суконных фабриках, на которых широко использовался труд приобретенных вместе с фабрикой крестьян. Также предписывалось указать их численность, количество сукна, выпускаемого на этих фабриках, на какие цели оно используется. Если такие фабрики прекратили свою деятельность, то сообщить, какова судьба крестьян, работавших на них[6].

Сенат не располагал сведениями о природно-климатических и земельных условиях Оренбургской губернии, поэтому императрица издает именной указ об изучении края и поручает этим заняться статскому советнику П. И. Рычкову, который возглавил комиссию по изучению края. По окончании работы комиссия представила обобщенный труд в виде монографии под названием «О способах ко умножению земледельства в Оренбургской губернии». В работе автор отметил, что Оренбургская губерния располагает самыми плодородными хлеборобными территориями в сравнении с другими губерниями, почва не требует большого удобрения и благоприятна для возделывания проса и пшеницы. Недра Оренбургской губернии содержат большие залежи полезных ископаемых. Но, несмотря на такие благоприятные природные показатели, земли не используются должным образом по причине неумения и нежелания коренного населения. По этому заключению Екатерина II издает одновременно два указа, согласно которым в Екатеринбурге формируется экспедиция по изысканию мрамора, агата, хрусталя в Оренбургском крае[7].

Указ от 12 октября 1767 г. «Об использовании рекомендаций и заключений комиссии по ведению земледелия в Оренбургской губернии», направлен губернатору А. А. Путятину[8].

Дворянская бюрократия во второй половине XVIII в. отличалась своим бесчинством и стяжательством, что императрица отмечала в одном из документов: «Признаки великого роптания были на образ правления прошедших последних годов. Необходимо было в какой-то сте-

пени ослабить социальную напряженность, успокоить крестьян, посредствам открытого осуждения произвола». Этими соображениями и был проникнут широковещательный Манифест от 15 декабря 1763 г., в котором говорилось: «Направить в органы управления достойных и честных людей», «принять меры к прекращению лихоимства и взяток». В резких выражениях в Манифесте осуждалось злоупотребление властей и чинимые ими «насилия и лихоимства», от которых «верноподданные ... во все-конечное разорение и нищенство приходят». В 1763 г. был уличен во взятках генерал-прокурор Сената Александр Иванович Глебов. В этом же были повинны и многие сенаторы[9].

Екатерина II стремилась даровать России новую, более совершенную систему законодательства: создать краткие и мудрые законы, установить справедливый суд и просвещенную администрацию, водворить терпимость в вопросах религии, искоренить невежество, привить нравственность путем введения среди народа образования, «даровать русскому народу наибольшее счастье и процветание», — отмечала она на одном из заседаний Императорского Совета[10].

Свои взгляды на право и закон Екатерина II позаимствовала у немецких теоретиков Лейбница и Вольфа, суть которых сводилась к следующему: дать властям возможность обеспечивать благосостояние и благополучие подданных. Для того, чтобы эту цель воплотить в жизнь и применить в законодательной базе государства, подданные должны были обладать определенными функциями и выполнять их на практике. В качестве гаранта выполнения этих функций в обществе должны выступать социальные институты, на которые оно будет делиться[11].

Реформы Екатерины II коснулись всех сфер общества: политической, социальной, экономической и судебной. Она впервые создает новый судебный орган — совестный суд, который должен был охранять неприкосновенность личной свободы граждан, ограждать их от необоснованных арестов. Любой необоснованно задержанный в тюрьме более трех дней без допроса и без объяснения причины ареста имел право подать жалобу в совестный суд, который в таких случаях выносил решение об освобождении арестованного или требовал немедленного разбирательства дела.

Екатерина II называла совестный суд «могилой ябеды», оплотом против судебного и административного произвола. Развитие в провинции просветительских и филантропических учреждений — школ, больниц, приютов, богаделен — входило в обязанности губернаторского Приказа общественного призрения. Параграф 431 «Учреждения о губерниях» содержал положение о Приказе общественного призре-

ния и совестном суде, где указывалось, что эти учреждения созданы для помощи и защиты несчастных и бедных людей. Они соединяют в себе в одно целое милость и суд[12].

Еще одним реформистским шагом Екатерины II явилось изменение процедуры дознания и наказания. «Законы, — по ее мнению, — создаются не для устрашения, а для воспитания граждан. И наказание, каким бы оно ни было, не должно быть направлено на то, чтобы мучить преступника, но должно вызывать у него стыд и раскаяние, потому что наказание — это, прежде всего, бесчестье. Тем более, наказание должно быть строго соразмерно преступлению, иначе теряется его смысл. Прежде чем судить человека, необходимо тщательно расследовать преступление, причем обвиняемый обязательно должен иметь право на защиту. Только суд может признать человека виновным, и только с момента приговора его можно считать преступником. Во время следствия недопустимы пытки, нет необходимости и в смертной казни. Такого наказания заслуживают только преступники, угрожающие самим основам существования государства, его спокойствию и благополучию. Государство же, живущее в условиях внутренней и внешней стабильности, может защищать себя, не лишая своих граждан жизни»[13].

В отличие от Елизаветы, Екатерина II не считала необходимым вовсе отменять смертную казнь, и уже в 1764 г. состоялась первая публичная казнь. Пытки разрешались в исключительных случаях, когда невозможно было добыть доказательства другими методами дознания, с письменного разрешения губернатора[14].

Судебные разбирательства носили затяжной характер. Такое положение дел не могло остаться без изменений, о чем свидетельствует именной указ Екатерины II от 15 декабря 1769 г. генерал-майору губернатору И. А. Райнсдорпу, в котором говорилось о контроле со стороны губернатора за сроками проведения судебных процедур, начиная с дознания, подготовки дел к судебному разбирательству и заканчивая проведением самого судебного процесса. Если заключенные будут содержаться больше положенного времени в тюрьмах, то на виновных накладывался штраф[15].

Проведенные Екатериной II реформы по укреплению госаппарата и законодательства нашли свое дальнейшее развитие при Александре I. Поэтому не случайно период их правления именуется «просвещенным абсолютизмом».

Литература

1 Райсберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б., Современный экономический словарь. — М., 1996. — 396 с.

2 Дж. Хоскинг. Россия: народ и империя (1552—1917) / Пер. с англ. С. Н. Самуйлова. — Смоленск: Русич, 2001. — 115 с.

3 Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. Изд. 6. - СПб., 1909. - 699 с.

4 ГАОО. ФЗ. Оп. 1. Д.130. Л.14-16 об.

5 ГАОО. ФЗ. Оп. 1. Д.80. Л.190.

6 ГАБ. ФИ1. Оп. 1. Д.26. С.67, 67об.

7 Указы правительствующего сената. — СПб. 1765. — 45 с.

8 ГАОО. ФЗ. Оп. 1. Д.82. С.221—232.

9 Вопросы социально-экономической истории и источниковедения периода феодализма в России: Сб.ст. — М., 1961. — С.366.

10Елпатьев А. Сборник бытовых очерков из русской истории:

Историческая хрестоматия для учащихся. — СПб., 1908. — С.432, 482.

11 Дж. Хоскинг. Россия: народ и империя (1552—1917) / Пер. с англ. С. Н. Самуйлова. — Смоленск: Русич, 2001. — С.23.

12 Кизеветтер. Указ. соч. — С. 128.

13Каменский А. Российская империя в XVIII веке: традиции и модернизация. — М., 1988. — С.229—230.

14ГАОО. ФЗ. Оп.1. Д.87. Л.232.

15 ГАОО. ФЗ. Оп.1. Д. 105. Л.2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.