Научная статья на тему 'Из истории Староигринского городища Каргурезь'

Из истории Староигринского городища Каргурезь Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
519
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ / МАЗУНИНСКАЯ КУЛЬТУРА / ИМЕНЬКОВСКИЕ ПЛЕМЕНА / ПОЛОМСКАЯ АК / ДРЕВНЕУДМУРТСКИЕ ПЛЕМЕНА / ТЮРКСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ / БАССЕЙН БЕЛОЙ / КАРГУРЕЗЬ / КАЛАТАУ / ГОРОДИЩЕ / EARLY MEDIEVAL PERIOD / THE MAZUNINSKAYA CULTURE / TRIBES OF THE IMENKOVSKY PERIOD / THE POLOMSKAYA ARCHEOLOGICAL CULTURE / ANCIENT UDMURT TRIBES / THE TURKIC PEOPLE / THE BELAYA RIVER BASIN / KARGUREZ / KALATAU / AN ANCIENT SETTLEMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Атаманов Михаил Гаврилович

Обнаруженное в 1972 г. и раскопанное в 1981 г. городище возле д. Старая Игра Граховского р-на дало интересные сведения по истории заселения южной части Удмуртии в эпоху раннего средневековья: ее основателями (IV–V вв н.э.) были древнеудмуртские племена, создатели мазунинской культуры, прибывшие с территории северо-западных районов Башкирии; в V–VI вв. на Каргурезь проникли именьковские (славянские?, готские?) племена; в VIII в. сюда пришли с северо-восточных районов Удмуртии древнеудмуртское население, создатели поломской археологической культуры. Название Каргурезь : кар ’городище; городок’ + гурезь ’гора’ переводится с удмуртского как ‘Городищенская гора’ или ’Гора с городищем’; башкирские названия многих городищ с бассейна р. Белая – Калатау – являются калькой с удмуртского языка, освоенные пришлым тюркским населением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From the history of Staroingrinsky ancient settlement Kargurez

An ancient settlement was discovered in 1972 near the village Staraya Igra in Grahovo region. Its excavation in 1981 gave an interesting information about the history of occupying of the south Udmurtia in the Medieval period: the founders (IV–V A.D) were ancient Udmurt tribes, the creators of the Mazuninskaya culture, who came from the north-west regions of Bashkiria. In the V–VI centuries Kargurez was occupied by the tribes of the Imenkovsky period (Slavic-?, Gothic-?). Ancient Udmurt people, the creators of the Polomskaya archeological culture, came to this territory from the north-east regions of Udmurtia in the VIII century. The name Kargurez: kar – ’settlement, town’ + gurez – ’mountain’ is literally translated from the Udmurt language as ’The Mountain with the settlement’. The Bashkir names of the most ancient settlements from the Belaya river basinKalatau – are loan translations from the Udmurt language that were mastered by the alien Turkic people.

Текст научной работы на тему «Из истории Староигринского городища Каргурезь»

УДК 811.511.131’373.21 М. Г. Атаманов

ИЗ ИСТОРИИ СТАРОИГРИНСКОГО ГОРОДИЩА КАРГУРЕЗЬ

Обнаруженное в 1972 г. и раскопанное в 1981 г. городище возле д. Старая Игра Граховско-го р-на дало интересные сведения по истории заселения южной части Удмуртии в эпоху раннего средневековья: ее основателями (IV—V вв н.э.) были древнеудмуртские племена, создатели мазунинской культуры, прибывшие с территории северо-западных районов Башкирии; в V—VI вв. на Каргурезь проникли именьковские (славянские?, готские?) племена; в VIII в. сюда пришли с северо-восточных районов Удмуртии древнеудмуртское население, создатели поломской археологической культуры. Название Каргурезь: кар ’городище; городок’ + гурезь ’гора’ переводится с удмуртского как ‘Городищенская гора’ или ’Гора с городищем’; башкирские названия многих городищ с бассейна р. Белая -Калатау - являются калькой с удмуртского языка, освоенные пришлым тюркским населением.

Ключевые слова: ранее средневековье, мазунинская культура, именьковские племена, поломская АК, древнеудмуртские племена, тюркское население, бассейн Белой, Каргурезь, Калатау, городище.

Открытие одного из древнеудмуртских археологических памятников на юге Удмуртии, под названием Каргурезь, связано с именем Анатолия Васильевича Ишмуратова. А дело было так: будучи студентом 2 курса удмуртского отделения филфака УдГУ в архиве УдНИИ при СМ УАССР (совр. УИИЯЛ УрО РАН) в одной из папок я обнаружил материалы диалектологической экспедиции, побывавшей в 20-е гг. XX в. в моей родной д. Старая Игра (Вуж Эгра) Граховского р-на. Среди записей нашел сообщение старых людей, жителей деревни об Каргурезе. Но об этом топониме в 1970-е гг. в Старой Игре уже никто не знал, даже моя мама 1910 г. р., прекрасно знающая топонимическую номенклатуру родной деревни, обычаи, обряды старины.

По записи можно было понять, что речь идет об одном из пригорков у рощи с ключом Ческытошмес (Сладкий родник), воды которой бегут

в речку Улёк (современное название - Мачыгопгурезь - Гора кошачьего лога). Вот эта высокая, с крутыми склонами гора (их у нас много, вся восточная и северная стороны Старой Игры окружены горным кряжем), легендарная для моего и более старшего поколения, оказалось, носила название Каргурезь.

На склоне ее юго-восточной части находится огромный валун, по преданиям деревенских жителей, под ним будто бы Пугачев спрятал свою пушку, притом - деревянную (действительно, отряды Пугачева по пути в Елабугу и на Казань, прошли через Старую Игру, о чем в народе сохранились предания и микротопонимы). Мои деды, мой отец со своими сверстниками и мы с друзьями в 1950-60-е гг. лопатами рыли вокруг этой глыбы, чтобы ее перевернуть, спустить под гору - достать ту легендарную пушку и войти в подземный вход, который будто бы ведет в гору - тайный вход. А что там есть - никто не знает. Может быть, какие-то сокровища? Деды не смогли поднять и нам не удалось, а после нас новое поколение уже с помощью домкратов попыталось поднять или хотя бы сдвинуть ту глыбу, но безрезультатно. Нынешнее компьютерное поколение этот камень с пугачевской пушкой совсем не интересует. Они к нему не подходят и легенду-предание уже едва ли кто из них знает.

Но в ту пору (1973) мой романтический, студенческий дух встрепенулся от удивления и великой радости! Какое чудесное обвораживающее название: кар - это же ’городище, городок, гнездо, центр чего-то’, а гурезь - по-русски ’гора’, можно перевести и как ’городищенская гора’, или ’гора, на которой имеется городище’.

До этого я уже знал и гордился (в тайне даже завидовал), что на севере нашей Удмуртии, в бассейне р. Чепцы, такое большое количество богатых городищ периода УТТТ-ХТТТ вв., принадлежащих предкам северных удмуртов. Городищенские топонимы содержали в своем составе имена древних удмуртских богатырей, воршудно-родовые имена, этнонимы и другую лексику: Иднакар, Дондыкар, Гуръякар, Эбгакар, Узякар, Весьякар, Сьолтакар, Учкакар, Поркар, Жутэмкар, Утэмкар, Карйыл и др. И если дальше идти на север, на земли наших ближайших родственников-коми, там встретишь Сыктывкар, Кудымкар, Шудья-кар, Анюшкар... А тут, в моей родной деревне, под носом у любителя старины, такое название! А вдруг, действительно, это городище?!

На этой горе ранней весной, когда корм для скота был на исходе (в те времена с колхозных полей сена, даже соломы не давали, очень тяжело было с кормами), мы, малыши из Шонеркенера, пасли здесь овец, а зимой катались с горы на самодельных лыжах. Но никогда и никто не думал, не рассказывал, что здесь может быть что-то более древнее, нежели пугачевская ставка.

Мое любопытство, студента ТТ курса филфака, так сильно загорелось, что я обратился к студенту ГУ курса истфака УдГУ Крониду Корепанову. Он обещал побывать в моей деревне, тем более, что на территории Граховского р-на, расположенного в междуречье Камы и Вятки, тогда еще не был выявлен ни один археологический памятник.

В начале лета, во время каникул, мы прибыли в мою деревню. Взяли с собой студента Т курса Толю Ишмуратова. Я привел своих гостей на ту легендарную

гору. Заложили шурф, и с первой же лопатой поднятого дерна появились мелкие кусочки не то гальки красного цвета, не то спрессованной глины. И тут же Кронид воскликнул: «Городище! Смотрите: керамика!».

Так был открыт первый археологический памятник на территории Грахов-ского р-на. Кстати, тогда же сделали пробное вскрытие одного из погребений на языческом могильнике XVII в. под названием Гордъяршай.

К стационарному обследованию городища Каргурезь приступили в 1981 г. Отряд молодых археологов возглавила Т. И. Останина, ныне доктор исторических наук.

Результаты раскопок дали такие сведения:

1) городище имело площадь 680 кв. м, культурный слой достигает 10-15 см;

2) городище с напольной стороны укреплено двумя валами и рвами. Вал шишкообразной формы имеет длину 13 м, ширину 14,3 м, высоту - 1,5 м по отношению к поверхности площадки городища;

3) на вскрытой площади обнаружены 22 очага, 3 хозяйственные и 123 столбовые ямы. Городище обнесено было крепостной оградой из бревен, а внутри выявлены следы цитадели-лабиринта как наблюдательного пункта;

4) вещевой материал представлен 34 предметами - железный наконечник стрелы и дротик, фрагмент ножа, серп, пряслица, точильные бруски, жернова, предметы украшения (перстни, пряжки ремня, бусы, части фибул); найдены куски шлака (6 экз.) и крицы (1 экз.) весом 400 г, а также обожженные зерна.

Т. И. Останина считает, что исследуемый ею археологический памятник Каргурезь у д. Старая Игра, судя по обнаруженным на нем остаткам сооружений (цитадель-лабиринт, линии очагов, линии столбовых ям), представляет собой городище-убежище. Исходя из вещевого материала, оно было основано в ГУ—У вв. н. э. мазунинскими (древнеудмуртскими) племенами. Позже сюда проникло иноязычное именьковское население, которое ряд археологов пытается связать со славянским этносом. В VIII в. н.э. на Староигринское городище пришло поломское население, местом их формирования была Верхняя Чепца (территории современных Кезского, Дебесского, Балезинского р-нов). Т. И. Останина считает, что материалы Староигринского городища дали новые данные о процессе заселения территории междуречья Тоймы и Вятки в эпоху раннего средневековья [10. С. 78-91].

Сколько чудес вокруг нас: вот ходим, шагаем по земле и не предполагаем, что под ногами лежит наша история, которую, к великому сожалению, мы не знаем или знаем очень плохо. А самое удивительное - не ценим, более того -не интересуемся. Историю Китая, Египта, Древней Греции, Римской империи, Европы, США, Ближнего Востока, Киевской Руси - пожалуйста! Изучаем и по ним сдаем экзамены в школе и вузе. А где наша удмуртская история? Ни в школе, ни в университете я не изучал ее, и лекции нам никто не читал по истории удмуртского народа. Манкуртами, не помнящими своей истории, не ценящими свою древнюю культуру, править легче.

Итак, Староигринское городище Каргурезь, оставленное одной из древнеудмуртских воршудно-родовых групп, наводит на ряд размышлений, но, главное: оно поведало маленькую, древнейшую историю староигринцев, а вместе с ними

всего удмуртского народа. Теперь мы знаем, что эта группа семей, принадлежащих одному роду-воршуду, прибыла сюда с берегов Камы или Белой в поисках убежища от вновь прибывших бесчисленных орд азиатских, сибирских кочевников тюркского, отчасти угорского, самодийского, иранского происхождения. Они вторглись и захватили земли древнеудмуртских родо-племенных групп по рр. Каме, Белой, по большим и малым их притокам, где предки удмуртов жили тысячелетиями. Там была прародина калмезов - предков южных и центральных групп удмуртов.

С началом великого переселения народов, под натиском огромных орд кочевых племен (предков современных башкир, отчасти - татар, чувашей), прибывших и осевших в лесной полосе Волго-Уральского региона, многие вор-шудно-родовые группы удмуртов вынуждены были уйти с благоприятных для земледелия и животноводства территорий: с северо-западных и центральных районов современной Башкирии, юга Пермской области, Татарии. Одни ушли на запад - в Волго-Вятский регион, другие - на север, на территорию современной Удмуртии, тогда еще малонаселенный из-за малопригодных условий для развития земледелия, животноводства и торговли.

Именно в это неспокойное, бурное время великого переселения народов с более южных территорий прибыли, говоря современным языком, беженцы и укрылись в глухих лесах на берегу небольшой речушки Улек. На крутом мысу горной гряды соорудили городище-убежище на случай обороны от внезапного нападения непрошеных гостей.

Подобные городища, сооруженные тем же древнеудмуртским населением в IV-VШ вв. н.э., именуемым археологами мазунинцами и бахмутинцами, выявлены в среднем течении Камы, в нижнем течении р. Белой и по многочисленным их протокам. Автохтонное древнеудмуртское население под натиском азиатских кочевников в массе своей вынуждено было оставить эту пратерриторию. Ушедшие на правобережье Камы, на территорию южной и центральной части современной Удмуртии - в бассейны рр. Иж, Тойма, Сарапулка (Пуро), Кырыкмас, Посьтол, Вотка (Идзи) - создали мазунинскую и верхнеутчанскую культуры, а оставшиеся в бассейне р. Белой и по ее притокам - бахмутинскую. Культуры эти очень близки, они являются последней стадией развития пьяноборской археологической общности; создателями камско-бельских археологических культур, начиная от ананьино (VШ-Ш вв. до н.э.) и кончая мазунинским (Ш^вв. н.э.) и бахмутинским (V-VШ вв. н.э.) АК, были члены племенного союза древних удмуртов калмез.

Для топонимиста-этнолога важен и такой факт: ряд городищ чегандин-ско-мазунинской культуры, выявленных вблизи удмуртских деревень, носит название Каргурезь ’городище + гора’, то есть ’городищенская гора: гора, на которой сооружено городище’. Привожу часть из этих названий (думается, что таких названий было значительно больше; изучение топонимии всех удмуртских деревень дало бы дополнительные сведения по археологическим памятникам): д. Старая Игра Граховского р-на УР; с. Варзи-Ятчи Алнашского р-на УР; д. Бобья-Уча Малопургинского р-на УР; гора между дд. Ожмос-Пурга и Бабино Завьяловского р-на УР;

гора между дд. Пислегово и Кион-Липето Шарканского р-на УР; д. Пашур Шарканского р-на УР; д. Едыгрон (Кучик) Шарканского р-на УР; д. Каргурезь (Кукъямес) Игринского р-на УР; д. Варзи-Пельга Агрызского р-на Татарстана.

Знаменитая гора Байгурезь на Чепце, возле с. Дебесы, в старину называлась Каргурезь. Вероятно, в эпоху великого переселения народов часть южноудмуртских воршудно-родовых групп племенного объединения калмез дошла до р. Чепцы и участвовала, надо полагать, в сложении поломской археологической культуры. А с Чепцы, наоборот, часть поломцев в VIII в. н. э. ушла на юг, дошла до Старой Игры: об этом свидетельствуют археологические материалы, например, керамика с решетчатым штампом; значительные группы чепецко-поломского (древне-удмуртского) населения дошла до Волги и участвовала в сложении волжско-камских булгар. Об этом свидетельствуют материалы громадного Танкеев-ского могильника и других археологических памятников на территории соседнего Татарстана. Кстати, топонимы Калатау (~Калатавы), которые переводятся как и удмуртское Каргурезь ’городищенская гора’, выявлены в Арском, Сабинском р-нах Татарстана, на землях которых - до появления тюрков в Волго-Камском регионе - жили удмурты.

На этом фоне большой научный интерес представляют названия археологических памятников - городищ - караабызско-бахмутинского круга, расположенных в северо-западных и центральных районах Башкортостана и прилегающих к нему восточных районов Татарстана, именующихся Калатау. Без сомнения, они оставлены древнеудмуртским племенным объединением калмез, родственным населению, создавшему чегандинско-мазунинский круг памятников. Мне думается, что названия городищ на территории Удмуртии (Каргурезь) и Башкортостана (Калатау) родственны: башкирское название возникло путем калькирования удмуртского Каргурезь - ’городищенская гора’ (так же, как башк. Агидель ’белая великая река’ является калькой удм. Тодьы Кам - ’белая великая река’).

Чрезвычайный интерес представляет название городища чегандинской культуры возле современной марийской д. Ныргында на Каме в Каракулинском р-не - Олакурык, что переводится с марийского, как и Каргурезь и Калатау, ’город ~ городище + гора’. Причем Ныргындинское городище Олакурык находится между районами распространения мазунинской культуры с городищами Каргурезь (территория современной Удмуртии) и бахмутинской (вариант мазунинской АК.) - с городищами Калатау (территория современной Башкирии). Без сомнения, и другие городища по Каме и Белой могли именоваться Каргурезь, но создатели мазунинско-бахмутинской культур были вытеснены со своей территории, их места заняли другие этносы - и древнеудмуртские названия географических объектов со временем были забыты. Марийское Олакурык - калька с удмуртского Каргурезь (марийцы в прикамско-прибельском регионе появились только в кон. XVI - нач. XVII вв., когда городища давно уже не возводились). В других марийских регионах топонимов Олакурык не выявлено [5, 12].

Для наглядности привожу названия археологических памятников северозападных и центральных районов Башкортостана эпохи развитого железного

века, расположенных в бассейне р. Белой (Агидель ~Тодьы Кам), именующихся Калатау (кстати, создатели Староигринского Каргурезя - городища-убежища -переселились как раз с этой территории):

д. Бусталово Бураевского р-на: эпоха железа; д. Таулы Янаульского р-на: Бахмутинская АК; д. Шульганово Татышлинского р-на: Бахмутинская АК; д. Югомашево Янаульского р-на: Бахмутинская АК; д. Кудашево Янаульского р-на: Бахмутинская АК; д. Чоркильде Татышлинского р-на: Бахмутинская АК; д. Буляк Бураевского р-на: Бахмутинская АК; д. Исхаково Янаульского р-на: Бахмутинская АК; д. Акбердино Нуримановского р-на: Бахмутинская АК; д. Чишмы Янаульского р-на: эпоха железа; д. Торналы Салаватовского р-на: Бахмутинская АК; пос. Юлдуз Илишевского р-на: Бахмутинская АК; д. Старая Мушта Калтасинского р-на: Ананьинская АК [1].

Если одно маленькое городище Каргурезь возле д. Старая Игра на юге Удмуртии дало столько интересных сведений и поводов для размышлений, то что тогда говорить о таких гигантских городищах, как Охлебининское на р. Белой в центральной Башкирии, сооруженное еще на 700-800 лет раньше Староигринского Каргурезя теми же праудмуртскими родо-племенными группами?! Площадь Охлебининского городища 200 тыс. кв. м - почти в 300 раз крупнее Староигринского городища - и культурный слой, где залегают вещевой материал и другие останки от древних жителей, превышает в 10 раз. Это исключение, но древнеудмуртских городищ площадью до 10 тыс. кв. м было немало в Волго-Камье, где с древнейших времен жили предки удмуртов. Вот где кладезь нашей древней истории! Но в наше безденежное для науки время их не исследуют, а современные варвары (в лице кладоискателей-грабителей, строителей нефте- и газопроводов, строителей дач и прочих разрушителей) уничтожают древние памятники истории нашего Отечества. Это не цивилизованный Запад, где каждый памятник охраняется государством от разного рода посягательств.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Археологическая карта Башкирии. М.: Наука, 1976. 264 с.

2. Археологическая карта северных районов Удмуртии / Сост.: Иванов А. Г., Иванова М. Г., Останина Т. И., Шутова Н. И. Ижевск, 2004. 276 с.

3. Атаманов-Эграпи М. Г. Песни и сказы ушедших эпох = Эгра кырза, Эгра вера. Ижевск: Удмуртия, 2005. 248 с.

4. Атаманов-Эграпи М. Г. Происхождение удмуртского народа. Ижевск, 2010. 576 с.

5. Воронцова О. П., Галкин И. С. Топонимика Республики Марий Эл. Историкоэтимологический анализ. Йошкар-Ола, 2002. 424 с.

6. Генинг В. А. Археологические памятники Удмуртии. Ижевск, 1958. 192 с.

7. Генинг В. А. История населения Удмуртского Прикамья в пьяноборскую эпоху // Вопросы археологии Урала. Ижевск, 1970. Вып. 10.

Украшения, предметы быта, орудия труда с городища Каргурезь (ГV-VШ вв. н.э.).

Из раскопок Т. И. Останиной

Названия древнеудмуртских археологических памятников середины I тыс. н.э.

8. Голдина Р. Д. Древняя и средневековая история удмуртского народа. Ижевск, 1999. 464 с.

9. Кузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа. М., 1974.

10. Останина Т. И. Городище-убежище раннего средневековья у д. Старая Игра // Материалы средневековых памятников Удмуртии. Ижевск, 1985.

11. Останина Т. И. Покровский могильник IV-V вв. Ижевск, 1992.

12. Пустяков А. Названия исчезнувших селений Республики Марий Эл (структурносемантический и историко-этимологический анализ). Tartu Ulikooli kiriastus. 2011. 281 с.

13. ПшеничнюкА. Х. Караабызская культура // Археология и этнография Башкирии. Уфа, 1973. С. 162-243.

14. Семёнов В. А. К вопросу об этническом составе населения бассейна р. Чепцы (по данным археологии) // Материалы по этногенезу удмуртов. Ижевск, 1982. С. 43-62.

15. Спицин А. А. Приуральский край. Археологические розыскания о древнейших обитателях Вятской губернии. М., 1893.

Поступила в редакцию 17.01.2013

M. G. Atamanov

From the history of Staroingrinsky ancient settlement Kargurez

An ancient settlement was discovered in 1972 near the village Staraya Igra in Grahovo region. Its excavation in 1981 gave an interesting information about the history of occupying of the south Udmurtia in the Medieval period: the founders (IV-V A.D) were ancient Udmurt tribes, the creators of the Mazuninskaya culture, who came from the north-west regions of Bashkiria. In the V-VI centuries Kargurez was occupied by the tribes of the Imenkovsky period (Slavic-?, Gothic-?). Ancient Udmurt people, the creators of the Polomskaya archeological culture, came to this territory from the north-east regions of Udmurtia in the VIII century. The name Kargurez: kar - ’settlement, town’ + gurez - ’mountain’ is literally translated from the Udmurt language as ’The Mountain with the settlement’. The Bashkir names of the most ancient settlements from the Belaya river basin - Kalatau - are loan translations from the Udmurt language that were mastered by the alien Turkic people.

Ключевые слова: early Medieval period, the Mazuninskaya culture, tribes of the Imenkovsky period, the Polomskaya archeological culture, ancient Udmurt tribes, the Turkic people, the Belaya river basin, Kargurez, Kalatau, an ancient settlement.

Атаманов Михаил Гаврилович,

доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»

г. Ижевск, E-mail: rvkir@mail.ru

Atamanov Mikhail Gavrilovich,

Doctor of (Philology), leading research associate, Udmurt state university Izhevsk E-mail: rvkir@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.