Научная статья на тему 'Из истории социального образования в республике Саха (Якутия): к 10-летию кафедры социальной педагогики'

Из истории социального образования в республике Саха (Якутия): к 10-летию кафедры социальной педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из истории социального образования в республике Саха (Якутия): к 10-летию кафедры социальной педагогики»

РАЗДЕЛ VI

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

УДК 3 78.4(571.56)096:37.013.42

В. Н. Антонова

ИЗ ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ): К 10-ЛЕТИЮ КАФЕДРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

В нашей стране в марте 1991 г. профессия «социальная работа» была официально зарегистрирована в государственных документах в следующих модификациях: «социальный педагог», «социальный работник», «специалист по социальной работе». Это означало выход России на профессиональный уровень постановки социальной работы. Социальные педагоги в нашей стране стали первопроходцами, пробившими дорогу профессии «социальная работа». И это вполне закономерно, прежде всего, потому, что базовую основу профессиональной компетенции любого социального работника составляют этические, нравственные, психолого-педагогические характеристики. В России сложилась многоуровневая, непрерывная государственная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации социальных работников для органов управления и учреждений социальной сферы.

В числе 70 вузов, занимающихся образовательной деятельностью по специальности «социальная работа», 49 государственных университетов, в том числе и Якутский государственный университет, 8 государственных академий, 11 государственных институтов, 2 учебных кадровых центра. Как видим, социальное образование в нашей стране приобрело университетский характер, что, в принципе, соответствует требованиям, предъявляемым к высшему профессиональному образованию социальных педагогов, социальных работников. В. Г. Бочарова, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, отмечает, что «процесс формирования корпуса специалистов высшей квалификации в регионах развивается отнюдь не стихийно» [2, с. 6].

В 1991 г. на кафедре педагогики Якутского государственного университета группа преподавателей занялась разработкой теоретических основ социального воспитания и форм подготовки социальных педагогов в условиях Республики Саха (Якутия). На общественных началах осуществлялась подготовка социальных педагогов на отделении педагогики начального обучения педагогического факультета (как вторая специальность), на очно-заочных курсах в Чурапчинском и Усть-Алданском улусах, на курсах повышения квалификации в Институте повышения квалификации работников образования. В 1994 г. было открыто заочное отделение социальной педагогики.

Введение новой специальности поставило вузовский коллектив перед необходимостью решить основные вопросы: чему и как учить. Силами преподавателей были подготовлены учебные программы и учебный план, рассчитанные на 4 года обучения. По плану примерно 10% учебных часов от-

водилось на естественные дисциплины, 24 - на гуманитарные, на специальные дисциплины - 66%.

Подготовка социальных педагогов осуществлялась по следующим специализациям: «семейный социальный педагог», «специалист по работе с подростками с девиантным поведением», «организатор свободного времени», «социальный педагог по работе с инвалидами», «валеолог». Правильность выбора специализации подтвердила сама жизнь. Все выпускники первого выпуска получили распределение и ныне работают в различных учреждениях социальной защиты населения региона. Положительные результаты организационной, научно-методической работы группы расширили деловые связи кафедры со школами, управлениями образования, средними специальными учреждениями, ведомствами по подготовке социальных педагогов в университете. Все это закономерно привело к организации кафедры социальной педагогики.

Как самостоятельное подразделение кафедра социальной педагогики функционирует с 1996 г., а в 2000 г. открыт факультет социальной педагогики. С1999/2000 учебного года осуществляется подготовка социальных педагогов на очном отделении факультета социальной педагогики Педагогического института Якутского государственного университета им. М. К. Аммосова. На кафедре социальной педагогики работает лаборатория социальной педагогики, главная задача которой заключается в установлении деловых контактов с городскими и республиканскими учреждениями и организациями для совершенствования подготовки социальных педагогов, социальных работников; создании творческих групп для разработки учебно-методического, дидактического материала; организации научно-исследовательской работы сотрудников и студентов. Преподавание профильных специальных дисциплин осуществляется высококвалифицированными специалистами.

Основное внимание педагогический коллектив кафедры социальной педагогики уделяет следующим направлениям развития социального образования:

1. Освоение и внедрение Новейших достижений социально-педагогичес-кой науки и практики, использование богатейшего арсенала педагогических форм и методов, современных образовательных технологий и технических средств обучения, накопленных в вузах России и за рубежом.

2. Научно-методическое и учебно-методическое обеспечение всех дисциплин учебными программами, тематическими планами, учебниками, учебными пособиями, техническими средствами обучения. Учебно-методическим объединением вузов были разработаны и утверждены Госкомвузом Российской Федерации Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования в области социальной работы, социальной педагогики. Они определяют требования к обязательному минимуму содержания и уровня подготовки специалистов в этой области. В этой связи нужно подчеркнуть, что только за прошлый учебный год три учебных пособия преподавателей А. Г. Корниловой, Г. И. Спиридоновой, В. Н. Антоновой получили гриф Дальневосточного регионального учебно-методического центра по специальности 031300 - Социальная педагогика.

3. Научно-исследовательская работа, главные направления которой -разработка актуальных проблем теории, технологии и методики социальной педагогики, социальной работы в условиях Республики Саха (Якутия); 162

Из истории социального образования в Республике Саха (Якутия): к 10-летию кафедры...

научно-методическое обеспечение профессиональной подготовки кадров для социальной сферы региона. Президент Ассоциации социальных педагогов и социальных работников РФ В. Г. Бочарова пишет, что «в каждой стране, и в Российской Федерации в том числе, ведущие принципы обучения социальной работе, характерные для всего мира, должны быть отражены в своей адаптированной системе обучения социальной работе - в ее содержании, системе дидактических средств и технологий, в образовательных структурах и организационных формах обучения» [1, с. 5].

В научно-исследовательскую работу вовлекаются студенты, проявившие к ней склонность. Созданы студенческие научные кружки «Проблемы фе-минологии в Республике Саха», «Акме», «Валеологическое просвещение», общественные организации «Доброволец», «Геронтолог» и др. Создана ассоциация студенческого самоуправления, проводятся студенческие форумы и конкурсы. Региональное социальное образование органично вписывается в российское образовательное пространство и имеет научные связи с Российской академией образования, Международной академией наук педагогического образования и др.

4. Компьютеризация учебного процесса, научно-исследовательской и других видов деятельности, разработка и использование компьютерных учебных пособий.

5. Введение дистанционного обучения, использование сокращенных сроков обучения при получении второго высшего образования. Дистанционное обучение является одной из современных образовательных систем на основе создания информационно-образовательной среды, сетей передачи учебной информации при помощи телекоммуникационных технических средств и информационных технологий. Дистанционное обучение, получившее распространение в нашем регионе, показало высокую эффективность и открывает новые возможности в повышении уровня и качества образования, в совершенствовании профессиональной подготовки населения республики.

6. Целенаправленное формирование престижа специалиста, работающего в социальной сфере, вовлечение в исследовательский поиск и научнопедагогическую деятельность талантливой молодежи. С 2001/02 учебного года осуществляется довузовская подготовка специалистов по социальной педагогике в школе № 7 г. Якутска, где при непосредственном содействии кафедры социальной педагогики создан специализированный класс по профилю «Социальная педагогика».

В настоящее время на кафедре социальной педагогики трудятся: один доктор педагогических наук, семь кандидатов педагогических наук, один кандидат биологических наук, один старший преподаватель, два ассистента. Таким образом, можно говорить о сложившейся многоуровневой системе подготовки специалистов по социальной педагогике. Ее деятельность направлена на формирование знаний, умений и навыков анализа целостных социальных структур, жизнедеятельности человека в различных социокультурных, региональных и национальных условиях, а также поддержку различных социальных, возрастных, половых и этнических групп.

Но есть в развитии социального образования и проблемы, решение которых зависит от Министерства труда и социального развития, территориальных органов управления:

1. Необходима региональная программа подготовки, переподготовки, повышения квалификации специалистов для социальной сферы. К сожале-

нию, министерства и ведомства социального блока не располагают сведениями о кадровых потребностях своих отраслей, не занимаются выработкой кадровой политики, адекватной современным требованиям и производной от реального положения дел в республике.

2. Назрела потребность создания регионального Центра системных социальных исследований, объединяющего научно-исследовательские учреждения министерств и ведомств социального блока.

Такой подход позволит нам, решающим проблемы социального образования, в полной мере реализовать не только учебно-воспитательные, информационно-аналитические и научно-исследовательские задачи, но и выразить свою политическую функцию, особенно в области социальной политики Республики Саха (Якутия).

Литература

1. Бочарова, В. Г. Развитие социального образования в России в контексте международного опыта / В. Г. Бочарова // Обучение социальной работе: состояние и перспективы: материалы междунар. конгр. школ социальной работы / под ред. В. Г. Бочаровой. - М.: Геодезия, 1997. - С. 5 - 18.

2. Социальная педагогика: монография / под ред. В. Г. Бочаровой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 368 с.

УДК 377.8+37.035.8 (571.56)

К. Н. Сивцева

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СЕМЬИ И ДЕТЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

Как отмечает М. П. Гурьянова, «необходимость организации социальной поддержки в сельской местности обосновывается тем, что проблема социальной защиты человека, проживающего в специфических условиях сельской местности, имеет особо важное значение как в условиях стабильно развивающегося общества, так и в условиях кризисного. Ибо сельский сектор всегда отличался более низким уровнем социальной защиты людей, слабо развитой инфраструктурой досуга, социальных служб».1

Создание системы социальной поддержки семьи в Республике Саха (Якутия) можно разбить на следующие этапы:

1. Организационный (1994 -1996 гг.). В этот период заложены основы социальной поддержки сельской семьи. Для нашей республики характерно, что основы социально-педагогической поддержки семьи начали закладываться именно на селе. Видимо, тогда сельская семья более всего нуждалась в социальной поддержке. Первые центры и службы социально-педагогической поддержки семьи создавались в небольших поселках. В частности, такие центры вначале были созданы в Усть-Алданском улусе (в п. Курбусах

1 Гурьянова, М. П. Социально-педагогическая поддержка сельского населения / М. П. Гурьянова. - М.: Изд-во АСОПиР РФ, 2000 . - 68 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.