Научная статья на тему 'Из истории развития театрального искусства Перми'

Из истории развития театрального искусства Перми Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1345
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕАТР / УРАЛ / ПЕРМЬ / ТЕАТРАЛЬНОЕ ЗДАНИЕ / АНТРЕПРИЗЫ / АНТРЕПРЕНЕР / РЕПЕРТУАР / THEATRE / URALS / PERM / THEATRE BUILDING / SINGLE-PLAY COMPANIES / IMPRESARIO / REPERTORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ивинских Галина Павловна

В статье исследуются первые театральные начинания в Перми в соотнесенности с общероссийским социокультурным контекстом и уральской спецификой. Анализируется появление первой профессиональной труппы антрепренера П.А. Соколова, ее выступления в Перми, Екатеринбурге, Ирбите. Рассматривается проблема строительства театральных зданий, а также особенности репертуара и его восприятие публикой в разные периоды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTS FROM THE HISTORY OF DRAMATIC ART’ DEVELOPMENT IN PERM TOWN

The paper explores the first dramatic art’ undertakings in Perm as related to the all-Russian social and cultural context and specifics of the Ural region. The study considers appearance of the first company of career actors guided by the impresario P. A. Sokolov, its performances in Perm, Ekaterinburg, and Irbit. The paper examines issues of construction of theatre buildings and specifics of repertory and how it was perceived by the audience in various times.

Текст научной работы на тему «Из истории развития театрального искусства Перми»

УДК 792 (470. 5)

Ивинских Галина Павловна,

кандидат культурологии, старший преподаватель кафедры режиссуры и мастерства актера Пермской академии искусства и культуры iwinskih@mail.ru

ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА ПЕРМИ

Iwinskikh Galina Pavlovna,

Candidate of Cultural Studies, Senior Teacher, Chair of (Stage) Direction and Acting Technique, Perm Academy of Arts and Culture, iwinskih@mail.ru

FACTS FROM THE HISTORY OF DRAMATIC ART’ DEVELOPMENT IN PERM TOWN

В статье исследуются первые театральные начинания в Перми в соотнесенности с общероссийским социокультурным контекстом и уральской спецификой. Анализируется появление первой профессиональной труппы антрепренера П.А. Соколова, ее выступления в Перми, Екатеринбурге, Ирбите. Рассматривается проблема строительства театральных зданий, а также особенности репертуара и его восприятие публикой в разные периоды.

Ключевые слова: театр, Урал, Пермь, театральное здание, антрепризы, антрепренер, репертуар.

The paper explores the first dramatic art’ undertakings in Perm as related to the all-Russian social and cultural context and specifics of the Ural region.

The study considers appearance of the first company of career actors guided by the impresario P. A. Sokolov, its performances in Perm, Ekaterinburg, and Irbit. The paper examines issues of construction of theatre buildings and specifics of repertory and how it was perceived by the audience in various times.

Key words: theatre, the Urals, Perm, theatre building, single-play companies, impresario, repertory.

Историография Перми довольно обширна. Однако до сих пор нет ни одной обобщающей работы, связанной с историей развития театрального искусства Перми.

В конце XVIII - начале XIX в. театральные впечатления горожан были связаны с любительскими домашними спектаклями и с представлениями крепостного театра из Очера. Этот театр, возникший в 1807 г., со второй половины 1810-х гг. стал изредка приезжать и в губернский центр [1, с. 94-95.].

Впервые профессиональная труппа появилась в Перми летом 1840 г. Сначала это была лишь гастрольная поездка антрепренера Петра Алексеевича Соколова, державшего в то время антрепризу в Казани.

В 1840 г. об этом факте сообщается в журнале «Москвитянин». Корреспондент пишет о «пилигримствах, совершаемых предпринимателем с труппою в северные приюты вкуса Пермь и Вятку». И далее - «исчезли там вековые леса, не одна пермская соль, железо, лес и рогожи провозятся теперь по Каме: вместе с ними укладывается труппа г. Соколова. Но после краткого отсутствия (в Казани - Г. И.) странствующие Музы - Талия и Мельпомена опять появятся у нас, рассеяв на пути своем, как Церера, семена образованности - московское произношение, водевильные песенки и искусство волочиться» [2, с. 43].

П.А. Соколов был одним из тех немногих толковых антрепренеров, который сумел объединить вокруг себя людей на длительный срок. В большинстве случаев в городах появлялись труппы, наскоро сколоченные, быстро сменявшие одна другую. К перемене мест, как правило, их вынуждали причины экономического порядка. Провинциальные города того времени с их слабо развитой общественной жизнью, с недостаточной просвещенностью населения не могли обеспечить регулярное заполнение зрительных залов (и соответственно содержание даже скромных трупп).

В пределах Пермской губернии П.А. Соколов (как впоследствии и другие антрепренеры) выступал на трех сценических площадках, в своеобразном театральном треугольнике: Екатеринбурге, Перми, Ирбите. (В Ирбите, небольшом уральском городке, в феврале ежегодно устраивалась знаменитая ярмарка, собиравшая купцов со всей России. Эти поездки в большинстве случаев давали артистам возможность поправить финансовые дела).

Свой первый уральский сезон труппа открывает в Перми в октябре 1843 г. [3, с. 3]. Ситуация в Перми (всего через год после страшного пожара, случившегося здесь в августе 1842 г.) была не самой благоприятной. Огонь уничтожил почти половину города, особенно пострадала центральная его часть, сгорело около 300 зданий [4, с. 52- 53].

Поэтому, после короткого пребывания в Перми соколовская труппа переезжает в Екатеринбург. Первые представления (опера-водевиль «Женщина-лунатик» А.А. Шаховского и французский водевиль в переводе П.А. Каратыгина «Ножка») состоятся там уже 5 ноября 1843 г. [5, с. 23].

До приезда на Урал в течение почти 10 лет (с 1833 по 1842 гг.) П.А. Соколов работал в Казани. После пожара, уничтожившего здание казанского театра, он сезон выступал в Уфе и уже оттуда (водным путем, по рекам Белой и Каме) отправился на Урал. И на этом пути Пермь стояла впереди Екатеринбурга. Будь дорога иной, возможно, иначе легла бы и «театральная карта».

Но, думается, «пермский выбор» был обусловлен не только географическим, но в некотором смысле «социально-политическим» фактором. Все-таки Пермь являлась губернским центром, средоточием «властных структур». А инициатива того или иного антрепренера, готового «снять город», не могла осуществиться без разрешения и поддержки местных властей, без предоставления для показа спектаклей общественного или частного помещения (если не было специального здания театра), без обеспечения других приемлемых условий жизни и ведения театрального дела.

Статус Перми, наверное, требовал от антрепренера соблюдения некоторых правил этикета, «политеса», что называется «честь оказать». В противном случае труппа могла бы проследовать через город без остановок.

На существо дела в большей степени влияло другое обстоятельство - наличие театральных зданий. А их ни в Перми, ни в Екатеринбурге ко времени приезда П.А. Соколова еще не было.

В Екатеринбурге под театр был обустроен цейхгауз (склад одежды) при горном госпитале. А через год всесильный горный начальник В.А. Глинка распорядился приспособить для театра более просторный манеж.

Дальнейшее развитие событий говорит о том, что труппа П.А. Соколова уже в первый уральский сезон оправдала не только доверие властей Перми и Екатеринбурга, но и ожидания зрителей.

В существовании постоянно действующего театра оказались заинтересованы разные стороны: и власти, и население. Для первых был важен престиж города, для жителей расширялись варианты досуга, возможность «чувствовать прекрасное», как заметил один из старожилов Екатеринбурга.

Реальным выражением этой заинтересованности стала постройка специальных театральных зданий. В Перми в 1846 г. был построен деревянный театр. 20 сентября 1846 г. труппа П.А. Соколова открыла в нем сезон комедией А.А. Шаховского с хорами и комическими балетами - «Полубарские затеи» [6, с. 76].

В Екатеринбурге новый театр появился годом позже, зато - каменный (автор проекта -архитектор Уральского Горного правления К.Г. Турский). 29 октября 1847 г. первые зрители увидели оперу-водевиль «Кеттли, или Возвращение в Швейцарию» Ф.-А. Дювера и П. Дюпора [7, с. 35].

Оба театра получили название «Городских». В их возведении в очередной раз проявилась характерная для отечественной практики зависимость: к строительству специальных зданий в городах, как правило, приступали в тех случаях, когда там уже существовала постоянная профессиональная театральная деятельность.

Общественное мнение, создаваемое наиболее активной частью горожан, побуждало власти находить деньги, привлекать частный капитал. В свою очередь наличие оборудованных помещений включало местный театр в общероссийскую театральную систему.

Как показывает практика, важно, чтобы общественное мнение подкреплялось экономическими возможностями. Театр в Перми не случайно был построен в 1846 г. Именно с этого времени в связи учреждением «Пермского пароходного общества», открывшего регулярное паровое судоходство на Каме, экономическая ситуация в городе стала меняться в лучшую сторону.

Промышленный сдвиг и ускорение социальных процессов в свою очередь активизировали и театральную жизнь. Конечно, П.А. Соколов как опытный антрепренер учитывал разные зрительские запросы. Наряду с операми и пьесами развлекательного характера в репертуаре труппы со временем чаще стали появляться произведения серьезного драматического характера: «Семейство Старичковых» Ф.Ф. Иванова, «Тереза, женевская сирота» В. Дюканжа (водевиль-драма), «Параша-Сибирячка» и «Русский человек добро помнит» Н.А. Полевого, «Русская свадьба» П.П. Сухонина, «Дмитрий Донской» В.А. Озерова (трагедия).

Перечисленные произведения, бывшие когда-то актуальными, сегодня забыты. Но ставилась и высокая драматургия, способная украсить любую современную сцену: «Коварство и

любовь» Ф. Шиллера, «Комедия ошибок» В. Шекспира», «Недоросль» Д.И. Фонвизина, «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Ревизор» Н.В. Гоголя.

О том, что потребность в подобном репертуаре существовала, по крайней мере, у наиболее просвещенной части публики, говорит статья, появившаяся в журнале «Москвитянин». Поводом к ее написанию стал гоголевский «Ревизор», показанный в Перми в сентябре (9 сентября) 1851 г. Постановщиком спектакля и исполнителем роли Городничего был П.А. Соколов («Ревизора» он показывал в Перми и Екатеринбурге еще в свой первый уральский сезон) [8, с. 7].

Автор статьи упрекает антрепренера за то, что он лишь дважды ставил гоголевскую комедию в Перми, и убеждает не бояться «дразнить гусей» и не думать, что местной публике недоступна гоголевская сатира. «Возможно ли, - пишет корреспондент, - нам, провинциалам, не понять «Ревизора», эту высокую сатиру на повседневную и по преимуществу провинциальную пошлость. Где же, как не у нас, в далекой провинции, возможно комическое явление, послужившее предметом «Ревизору»?.. Где же, как не в наших маленьких городках, можно видеть в действительности этот испуг, переполох местных чиновников при появлении неожиданной грозы в лице министерского агента... Наконец, где же, как не у нас, являются Хлестаковы? Да мы видим их каждый день! .Мы ежедневно приветствуем этих петербургских или московских светил, горящих блеском сомнительной, но чрезвычайно надутой самозначительности... Мы слушаем их, качая головами, и верим до тех пор, пока время, всеобличающее время, не снимет маски с наших Хлестаковых и не покажет их нам в настоящем их свете.» [9, 153- 157]. (Под статьей ««Ревизор» на сцене пермского театра» стояла подпись - Е. Вер-ский).

С определенной уверенностью можно сказать, что ее автором является Вердеревский Евграф Алексеевич. Он был личностью весьма неординарной. В Пермь он приехал в мае 1848 г. по приглашению своего дяди, председателя Пермской казенной палаты Василия Евграфовича Вердеревского. Первые два года младший Вердеревский (недавний выпускник Царскосельского лицея, успевший до Перми поработать в Министерстве иностранных дел) находился в должности чиновника особых поручений при губернаторе, в 1850 г. был утвержден заседателем от дворян в Пермском совестном суде [10, 17]. При этом он продолжал заниматься литературной работой, оставил интересные впечатления и о Перми.

Итак, в жизнь пермяков, в их быт, в застольные беседы с середины 1840-х гг. все активнее стал входить и театр. Со временем стала возрастать и требовательность публики. Ее все труднее было удивлять.

Появились пьесы А. Н. Островского, других современных авторов, воплощать которые актерам, воспитанным в большей степени на водевилях, было не всегда под силу. С падением зрительского интереса снижались и сборы.

В 1857 г., после выступлений в Ирбите, которые не принесли ожидаемого дохода (во второй половине XIX века успехи ярмарочной торговли стали снижаться), П.А. Соколов, не сумев расплатиться с труппой, покидает Урал. В сезон 1857 - 1859 гг. он держал антрепризу в Тобольске, где ранее уже бывал во время летних гастролей. «Тобольские губернские ведомости» сдержанно отзываясь о спектаклях его новой труппы, о самом П.А. Соколове писали как об антрепренере, понимающем свое дело. Все-таки за все время его многотрудной работы никто не мог упрекнуть его в халтуре. После Тобольска следы П.А. Соколова теряются. Известно, что в последние годы жизни он бедствовал, умер в начале 1860-гг. (по одним источникам в Тюмени, по другим в Екатеринбурге) [11, 72].

Что касается уральской труппы, неожиданно оставшейся в 1857 г. без своего многолетнего руководителя, то коллектив не распался, очевидно, помогли внутренние родственные, семейные связи и те профессиональные основы, которые были заложены П.А. Соколовым. Вскоре, уже весной 1857 г., бразды правления взял в свои руки премьер труппы В.В. Головинский, продолживший театральное дело.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ:

1. ГАПО. Ф. 1669.Оп.1. Д. 96.

2. Москвитянин. 1840. № 7.

3. ГАПО. Ф. Р-944. ОП. 1. Д, 335.

4. 4.Трапезников В.Н. Летопись города Перми. - Пермь, 1998.

5. Сибиряков Э. Екатеринбургский театр. // Репертуар и Пантеон. 1844. Т. V. Кн. I.

6. Майбурова Е.В. Музыкальная жизнь дореволюционной Перми. // Из музыкального прошлого Урала. - М., 1960.

7. Там же.

8. ГАПО. Ф. Р-944. Оп. 1. Д. 335.

9. Вер-ский «Ревизор» на сцене пермского театра. // Москвитянин. 1851, ноябрь. Кн. 2.

10. Русские писатели 1800-1917: Биогр. словарь. - М., 1989.

11. Курочкин Ю.М. Бабушка уральского театра. - Свердловск, 1969.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.