Научная статья на тему 'Из истории развития образовательных дошкольных учреждений'

Из истории развития образовательных дошкольных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2809
530
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИСТОРИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ / ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СССР / ДЕТСКОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данилина Татьяна Александровна

В статье описана история ДОУ с 1859 г. до наших дней. Охарактеризованы особенности дошкольного воспитания советского периода, такие как стремление подчинить семью влиянию дошкольного детского учреждения; изменения в характере взаимодействия семьи и дошкольного детского учреждения в 90-е годы, основанные на принципах гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Данилина Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из истории развития образовательных дошкольных учреждений»

ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Т.А. Данилина

В историческом развитии образовательные дошкольные учреждения прошли путь от приюта до многофункциональных воспитательно-образовательных учреждений, статус которых устанавливается с введением программных документов.

Появление и становление детских дошкольных учреждений до 1917 года можно разделить на три этапа.

Первым можно считать момент появления в России первых дошкольных учреждений — детских садов (в 1859 г. в Гельсингфорсе). В это время общественное воспитание рассматривалось как лучшая альтернатива по отношению к семейному воспитанию. Детские сады открывались частными лицами, были платными и дорогими, следовательно, были по карману только обеспеченным родителям. При этом они должны были дополнить семейное воспитание и стать связующим звеном между семьей и школой.

Однако практика появления первых детских садов вследствие обилия скучного материала, мертвой учебы элементов грамоты, счета, письма и иностранных языков породила в обществе много толков. Появились возражения против целесообразности детских садов: они не соответствовали русской природе, делали процесс воспитания механическим, доступным лишь для богатых и т. д. С конца XIX века стали функционировать курсы по подготовке семейных воспитательниц и руководительниц детских садов. Но, вероятно, время для общественновоспитательных учреждений еще не пришло, и детские сады в этот период не привились.

Вторым этапом становления детских садов в России можно считать годы до февральской революции 1905 года. В этот период обострилась борьба за реальное направление школьного образования, произошли оживление учебно-воспитательной работы, в содержании и в методах занятий, введение в общий курс систематического физического образования, возникла необходимость резкого разграничения семейного и школьного воспитания, укрепления и рационализации воспитательных функций семьи. Наиболее характерным требованием педагогической мысли в области воспитания явились индивидуализация и семейно-трудовой принцип.

Самым видным идеологом педагогики данного периода был П.Ф. Лесгафт. Он признавал необходимость общественно-воспитательных учреждений (детских садов) для малолетних детей необеспеченных классов. Приютить детей, уничтожить их тягу к улице, привить доброту и любовь к труду — таковы были задачи первых народных детских садов. Филантропия в деле дошкольного воспитания имела классовые основы. Перед народными детскими садами и яслями-приютами стояла весьма существенная задача общественного воспитания -внушить ребенку с раннего возраста заповеди, молитвы, чинопочитание. Рели-

гиозно-патриотическое содержание занятий, вытекавшее из основ православия, самодержавия и национализма, составляло основной дух филантропических учреждений. В то же время в практике детских садов постепенно был вытеснен фребелизм, оживилось содержание занятий. Предметные уроки, рассказывание, чтение доступных детскому пониманию статеек, свободные игры - все это было значительным шагом вперед по сравнению с практикой детских садов прошлого периода.

С целью объединения родителей, педагогов и врачей в общем деле воспитания и обучения детей, обмена мыслями по данному поводу, педагогической литературой в этот период стали возникать родительские и семейно-педагогические кружки и общества.

Третьим этапом можно считать период с 1905 до 1917 года. Под влиянием развития естественных наук, расширения сферы применения экспериментальных методов исследования устанавливается взгляд на личность ребенка как на самодовлеющее целое. Дошкольное воспитание в этот период впервые выдвигается как проблема в общей системе народного образования; народные детские сады рассматриваются как основа народной школы и составной элемент в реорганизации общества. «Свободное воспитание» как ключ к прочной и устойчивой организации общественного строя на новых началах, процесс выработки с ранних лет творческой индивидуальности, цельной гармонической личности составляет основной педагогический принцип на данный период.

В целом этот период характеризуется тем, что дошкольное воспитание не контролировалось государством и носило стихийный характер. Это объясняется прежде всего тем, что на него не было социального заказа, оно осуществлялось не в интересах общества, а скорее в интересах конкретных семей, добровольно отдающих детей в детские сады. Организация большинства детских садов в виде семейных клубов делала взаимодействие семьи и дошкольного детского учреждения естественным, само собой разумеющимся. Однако это взаимодействие в то время не приобретало общегосударственного масштаба, а осуществлялось на уровне отдельных семей.

После Октябрьской революции дошкольное воспитание получило в СССР такое широкое развитие, как ни в какой другой стране мира, став делом государственной важности. Впервые государство взяло «дошкольное дело» под свой контроль. Целями повсеместного создания детских садов и яслей были воспитание членов социалистического общества - общества нового типа; освобождение женщины, уменьшение и уничтожение ее неравенства с мужчиной, создание для женщины возможности зарабатывать и пополнять бюджет семьи. В советское время основным типом дошкольного учреждения был детский сад.

Первый Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию (1919 г.) выдвинул задачи социального воспитания в связи с новыми формами общественной жизни: учреждения дошкольного воспитания должны способствовать переустройству старой семьи, установлению единых задач семейного и общественного воспитания; дошкольное воспитание должно осуществлять единые со школой задачи и воспитывать граждан Советской республики, будущих членов коммунистического общества; основным типом дошкольного детского учреждения должен быть детский сад - очаг с длительным сроком пребывания в нем детей, что-

бы помогать делу раскрепощения женщины и эффективнее осуществлять всестороннее развитие детей.

Эти положения отражают тенденции дошкольного воспитания в первые годы установления Советской власти. Если до революции основной целью дошкольного воспитания было гармоничное развитие ребенка, а само воспитание осуществлялось по желанию родителей, которые отдавали детей в дошкольные детские учреждения, то после революции целью дошкольного воспитания стало воспитание прежде всего гражданина Советской республики.

Дальнейшее развитие идеи противодействия общественного воспитания семейному получили в трудах А.С. Макаренко. Рассматривая воспитание как широкий социальный процесс, он анализировал условия, определяющие успешность нравственного воспитания детей в семье, и на конкретных примерах, обращаясь непосредственно к родителям, показал влияние родительского авторитета, всего уклада семейной жизни на успешность воспитательного воздействия на ребенка.

В этот период семейное воспитание могло противодействовать общественному еще и потому, что далеко не во всех семьях смена общественного строя была воспринята положительно и влияние таких семей на детей было не таким, каким его хотелось бы видеть руководителям дошкольного воспитания.

Практически до 80-х годов проблема противодействия дошкольного детского учреждения семье уже не ставилась, но тем не менее основная тенденция -стремление подчинить семью влиянию дошкольного детского учреждения - сохранялась. Глобальной целью воспитания детей по-прежнему было воспитание в первую очередь члена общества, поэтому более правильным с точки зрения общества воспитанием являлось общественное, а не семейное, следовательно, семья должна была играть подчиненную роль по отношению к дошкольному детскому учреждению. Семья, таким образом, по-прежнему рассматривалась не как субъект сотрудничества, а скорее как объект воздействия со стороны дошкольного детского учреждения, и эта точка зрения прослеживается в документах советского периода относительно дошкольного образования.

К началу 90-х годов эта позиция смягчилась. Так, в Положении о детском дошкольном учреждении говорилось, что оно «в тесном содружестве с семей осуществляет гармоническое развитие и коммунистическое воспитание детей дошкольного возраста, успешную подготовку их к обучению в школе» [Бюллетень нормативных актов... 1985]. В «Типовой программе обучения и воспитания детей в детском саду» о целях дошкольного воспитания говорится следующее: «Общественное дошкольное воспитание, являясь частью общей системы народного образования, призвано в тесном сотрудничестве с семьей заложить основы личности ребенка, осуществить коммунистическое воспитание детей дошкольного возраста и подготовку их к школе» [Типовая программа... 1984].

В этот период в педагогической литературе семья рассматривается уже как фактор не только отрицательного, но и возможного, при правильной организации воспитания, положительного воздействия на личность ребенка. Так, идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В.А. Сухомлинского. Он писал, что в дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других лю-

дей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей. В. А. Су-хомлинский подчеркивал, что задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если школа поддерживает связь с семьей, между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества.

Дальнейшее изменение в характере взаимодействия семьи и дошкольного детского учреждения произошло в 90-е годы и было связано с реформой образования, которая отразилась и на системе дошкольного воспитания. Изменение государственной политики в области образования повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней. Так, в Законе РФ «Об образовании» 1997 года говорится, что «Государственная политика в области дошкольного воспитания основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». Здесь, в отличие от юридических документов предыдущих лет, уже не просто декларируется тесное сотрудничество с семьей в целях воспитания гражданина коммунистического общества, а воспитание уважения к семье признается одним из принципов образования, то есть семья из средства педагогического воздействия на ребенка превращается в его цель.

Таковы современные тенденции развития дошкольного воспитания в России. Характерно, что плюралистичность дошкольного воспитания в России обеспечивает возможность применения многих моделей дошкольного воспитания, в том числе и тех, которые разработаны и применяются в зарубежной педагогике.

Библиографический список

1. Бюллетень нормативных актов. — М., 1985. — С. 19.

2. Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение / П.Ф. Лесгафт. — М.: Педагогика, 1991.

3. Материалы Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи». В 3 ч. / под общ. ред. В.К. Шабельникова, А.Г. Лидер -са. — М., 2003.

4. Материалы научно-практической конференции «Семья в процессе развития» / ред. коллегия: Л.Ф. Безлепкина, О.И. Волжина, С.В. Дармодехин и др. — М., 1994.

5. Словарь по социальной педагогике / авт.-сост. Л.В. Мардахаев. — М.: Академия, 2002.

6. Типовая программа обучения и воспитания детей в детском саду. — М., 1984. — С. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.