Научная статья на тему 'Из истории педагогической мысли в Татарии'

Из истории педагогической мысли в Татарии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1025
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из истории педагогической мысли в Татарии»

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

А. МУХАМЕТШИН, доцент Набережночелнинский государственный педагогический институт

В современных условиях интенсивного развития педагогики, пересмотра ее научно-методического арсенала, стремления к радикальным нововведениям в этой области знаний особенно важно учитывать историко-национальный контекст педагогической мысли, которая в своем формировании и изменении неизбежно испытывает непосредственное влияние культуры народа, многовековых традиций, обычаев и нравов. А как возможно иначе, если сама педагогическая мысль и практика любого народа выступают одним из главных факторов меж-поколенческой преемственности центральных, «ядровых» элементов национального самосознания, духовно-нравственных ценностей.

Применительно к Казанскому краю историю педагогической мысли, насыщенную разнообразными коллизиями, усложненную резкими поворотами и внешними воздействиями экономического, этносоциального, идейно-политического характера, можно разделить условно на три этапа: эпоха Булгарского государства (УШ—ХШ вв.); период Золотой Орды и Казанского ханства (XIV - первая половина XVI вв.); развитие в составе русского государства (вторая половина XVI - начало XX вв.). В каждую из этих эпох учительство, его неповторимый образ и особенности создавали определенную площадку, скажем так, образовательную атмосферу, служившую для последующих продвижений стартовым пунктом. Школа, в каком бы виде она ни существовала, со всеми своими плюсами и минусами, оставляет неизгладимый след на новых поколениях. В этом видится основа эволюционного, органического развития педагогики.

Для татарского народа образование выступает непреходящей ценностью. Конечно, сказываются модернизационные стиму-

Из истории педагогической мысли в Татарии

лы, предпочтения, порожденные интересами социальной мобильности, экономической конкуренции. Однако корни образовательных ценностных ориентаций гораздо глубже: они буквально выстраданы народом. Известный краевед, историк-этнограф казанского края, профессор Казанского университета Карл Фукс (1776-1846) об образованности татар писал следующее: «Всякому заезжему, без сомненья, странно покажется найти в Казанских татарах, говоря вообще, народ более образованный, нежели некоторые, даже европейские. Татарин, не умеющий читать и писать, презирается своими земляками, и, как гражданин, не пользуется уважением других. По-сему-то всякий отец старается, как можно раньше записать детей своих в училище, где бы они выучились по крайней мере читать, писать и узнали бы начала своей религии » [1, с. 126-127]. Представляется, что истоки трактовки образования как абсолютной ценности, харизматического восприятия подвижнической фигуры учителя следует отнести в глубь веков.

В 922 г. Булгарское государство приняло ислам. Приобщение к мусульманской культуре придает большую стабильность нравственно-эстетическим стандартам, позволяет строго регулировать нововведения в области воспитания. Новая духовная среда не сразу становится главенствующей, вместе с тем именно в сфере образования происходят существенные подвижки.

Введение ислама ознаменовалось переходом от тюркского рунического письма к арабской письменности, что открывало для булгар интеллектуальное богатство арабского мира, исповедовавшего бережное отношение к знаниям. Археологические находки свидетельствуют о широком распространении грамотности среди булгарского

населения. Появлялись начальные школы (мектебы) и медресе. Экономический подъем, развитие торговли и ремесел, создание городов, налаживание прочных связей с государствами Ближнего Востока, Среднего Востока, Русью способствовали изучению булгарами арабского, персидского и русского языков. Становление государственности усилило распространение профессиональных знаний. Получают развитие науки: математика, геометрия, химия, астрономия, история, медицина и др. По всем этим предметам были написаны научные труды, трактаты и составлены учебники. Появляются собственные юристы, богословы, медики, историки, астрономы. В Булгарии широкую популярность приобрели такие ученые-педагоги, как Махмуд Кашгари, Тадж ад дин ибн Йосыф ал Бул-гари, Хасан ибн Йосыф ал Булгари, Хаджа Хасан ибн Омар, Якуб ибн Ногман ал Булгари. Ими были созданы научные труды по теории обучения, дидактике, медицине, астрономии, истории, которые использовались в учебно-воспитательном процессе в различных учебных заведениях. Булгары могли продолжать свое образование за рубежом в таких культурных и научных центрах, как Мерв, Газни, Багдад, Нишапур, Бухара, Самарканд и др. О развитости педагогического дела в Булгарии говорит и тот факт, что сюда приезжали получать образование из стран Ближнего Востока и Средней Азии. Развивается и сама система получения образования - от домашнего обучения к начальным школам, ремесленному учению, обучению в медресе и, наконец, высшей школе.

В XIII в. Волжская Булгария пала под ударами монголо-татарского нашествия. Но завоеватели не смогли полностью уничтожить систему просвещения и образования булгар. Несмотря на сровненные с землей и отошедшие в небытие булгарские города, преданные огню труды булгарских ученых, поэтов, культура народа не исчезла бесследно. Из официальных произведений нравоучительно-педагогического характера периода Золотой Орды следует указать на «Нахжэл фарадис» («Открытая дорога в рай »). Автором этого произведе-

ния был Махмуд Булгари. Данное произведение, как и произведение другого мыслителя, Меджлеси, «Сэйфельмелек» (XV в.), имеет религиозное содержание - молодежь наставляется в духе нравственного кодекса Мухаммеда.

В первой половине XV в. на развалинах прежней Булгарии, улуса Золотой Орды, возникло самостоятельное государство -Казанское ханство (1437-1552), на территории которого завершается процесс формирования казанских татар как народности. В это время складывается новая педагогика гуманизма, сыгравшая важную роль в дальнейшем развитии педагогической мысли и образовательно-воспитательного дела татарского народа. В рукописях, сохранившихся со времен Казанского ханства, упоминается о существовании в самой Казани целого ряда учебныхзаведений (мектебов и медресе), где особенно выделяется крупное медресе при соборной мечети, руководимое Кол Шарифом. Пользовалась известностью и школа в деревне Адеево, в которой педагогом был шейх Ишмухаммед, сын Турук-Мухаммеда. Известным литератором и мыс-лителем-педагогом этого периода является Махмуд Хаджи углы Мухаммедьяр, чьи произведения имеют педагогическую направленность и носят дидактический, гуманистический характер.

Во второй половине XVI в. (1552) Казанское ханство прекратило свое существование. Татары Поволжья и Приуралья вошли в состав многонационального централизованного русского государства, что оказало свое влияние на дальнейшее развитие просвещения и педагогической мысли. Арабо-мусульманская педагогическая мысль с середины ХVI в. утрачивает свое главенствующее положение. Прежде традиция перипатетизма в истолковании проблемы человека достаточно гармонично уживалась с суфийскими трактовками. После падения Казанского ханства и до XVIII в. лидирующее положение начинает занимать суфийская концепция с ее предпочтительностью загробного счастья, иллюзорностью всего земного, проповедью терпения, приоритетом ритуала. Педагогические идеи суфизма нашли свое отражение в творчестве Мав-

Страницы истории

163

ля Колыя (XVII в.), Йунуса Иванай (16361689). В их произведениях наставления для молодежи пронизаны духом гуманизма, взаимоуважения и милосердия. К этому периоду относятся и соответствующие специальные учебные пособия, к примеру учебное пособие по истории «Жемигъ эт -таварих» (XVII в.), автором которого является Г алибик (Кадыйр Г алибэк). Это учебное пособие пользовалось большим успехом среди шакирдов (учеников). Достоинства данной книги, посвященной идеалам свободы, справедливости, благополучия народа, его мирной, счастливой жизни, ставят ее в один ряд с произведениями мировой этики.

Положение в общественно-социальной жизни татарского народа начинает меняться вслед за реформами Екатерины II. Их прямым следствием стала легализация мусульманских учебных центров - медресе, открывавшихся при крупных мечетях. Начиная с конца XVIII в. зарождается движение религиозного реформаторства, основу которого заложили А. Утыз Имяни и А. Курсави. Главной их заслугой явилось провозглашение принципа «открытия дверей - иджтихада», позволявшего решать насущные общественные проблемы в соответствии с духом времени. Им была присуща также определенная рационализация в трактовке ряда религиозныхи общественных проблем, в том числе в сфере образования. Это время начала цивилизационного влияния русских, западноевропейских идей на национальную педагогическую мысль, начала секуляризации татарского общества, появления татар-первопроход-цев, получивших европейское образование. Начиная с Ш. Марджани, Х. Файзханова, К. Насыйри, З. Хади, Г. Баруди в татарскую философско- педагогическую мысль возвращаются элементы перипатетизма с его приоритетным значением знания, разума и образования при определении путей человеческого совершенства. В творчестве этих мыслителей уже непосредственно ощущается влияние общественной и педагогической мысли европейского Просвещения. Они выступали предвестниками реформаторского движения в сфере образования не

только в Казанском крае, но и в России, стояли у истоков открытия Казанской учительской школы, нацеленной на подготовку национальных кадров, вооруженных светскими научными знаниями.

В характеристике татарского образования в XVIII-XIX вв. надо четко разграничивать кадимистское (старометодное) и джадидистское (новометодное) медресе. Первые повсеместно функционировали вплоть до 90-х гг. XIX столетия, сохраняясь еще и в начале ХХ в., однако новоме-тодные школы в тот период медленно, но неукоснительно стали оттеснять староме-тодные медресе и мектебы.

Кадимистское обучение было пронизано схоластикой,ориентировалось главным образом на достижения средневековых наук, традиционной мусульманской школы с ее палочной дисциплиной, зубрежкой непонятных для учащихся религиозных книг, написанных на арабском языке. Ка-димисты придерживались взгляда, что «все старое свято», и всякое нарушение традиционных устоев школ, даже незначительные изменения в самой школьной обстановке рассматривались ими как измена исламу. Здесь по примеру булгарских времен преподавался «Фараиз» («Деление»), заключавший в себе кроме первоначальных математических сведений правила о разделе наследства по предписаниям шариата. Изучались также синтаксис арабского языка, трактат по логике «Введение в категории Аристотеля» («Исагоги»), написанное древнегреческим философом Порфирием, четыре действия арифметики, давались сведения о браке, продаже, барыше, закладе вещей и т.д. [2, с. 26-27]. Приверженцы кадимизма выступали не только против преподавания татарского и русского языков, общеобразовательных знаний, но и против всяких новшеств в школе, включая школьные парты, классные доски и наглядные пособия.

После получения образования в кади-мистских медресе (в течение 15-20 лет) из них выходили схоластически образованные «студенты ». Одним из главных идеологов педагогики кадимизма был Ишми-ишан -Ишмухамед Динмухамедов (род. в 1843 г.),

автор многочисленных брошюр против но-вометодного обучения [3, с. 129]. Сходные педагогические воззрения пропагандировали различные журналы: «Дин вэ мэгыйшэт » («Религия и жизнь»), «Сыйратель муста-кыйм» («Прямая дорога»), «Эль - галэме

- эль-ислам » («Мир ислама »), а также газеты «Нур» («Луч») и «Бэянелхан» («Вестник правды»).

В первой половине XIX в. наблюдаются некоторые прогрессивные элементы в ста-рометодных медресе. Так, например, в Касимовском медресе г. Казани на уроках пользовались астролябией,циркулем,другими геометрическими приборами. Шакир-дами многих медресе широко применялось математическое пособие, написанное в XVII в. Юнусом Оруви под названием «Фа-раиз», включавшее элементы алгебры. В медресе имелись рукописные книги, знакомившие, в частности, с философскими взглядами Аристотеля, Ибн-Сины, Аль-Фараби, Аль-Бируни, Низами, Навои и других мыслителей. В период, когда о реформе кадимистских медресе не могло быть еще и речи, инспектор татарских, башкирских и киргизских школ Казанского учебного округа В.В. Радлов писал (1872): «Умственное развитие шакирдов довольно значительно, и, несмотря на всю односторонность их знаний, шакирды стоят умственно гораздо выше наших учителей приходских, городских школ» [4] .Заметим, не «учеников», а «учителей». Кроме того, выдающиеся татарские просветители, педагоги, общественные деятели, писатели Ш. Марджани, К. Насыйри, Х. Фаизханов, Ш. Культяси, С. Кукляшев, М. Акмулла, Г. Махмудов, Г. Ильяси, Р. Фахрутдинов, Ф. Карими, Г. Баруди, Р. Ибрагитмов вышли из кадимистских медресе. В них также начинали свое образование Г. Тукай, Г. Ка-мал, Ф. Амирхан, Г. Исхаки, Г. Ибрагимов и другие видные представители татарской интеллигенции.

Развитие и углубление капиталистических отношений в Поволжье и Приуралье требовало реформы конфессиональной школы. Стремление к соответствующим преобразованиям выразилось в общественном течении, известном под названием

«джадидизм» («новый метод» - араб.). Организатором этого движения, возникшего в 1880-х гг. и носившего просветительский характер, выступила прогрессивно настроенная интеллигенция, его первым вдохновителем стал известный просветитель Исмаил-бей (Исмагил) Гаспринский (18011914), который на протяжении более 30 лет популяризировал идеи джадидизма. С его именем связано издание газет и журналов прогрессивного толка, в том числе «Тард-жиман» («Переводчик»), являвшейся до 1905 г. единственной газетой на тюркско-татарском языке в России. В 1880-е гг. джа-дидистские школы стали создаваться в городах и крупных селениях Поволжья и Приуралья. Идеологами этого движения стали Рашид Ибрагимов, Хасангата Габя-ши, Салихзян и Галимджан Галеевы (Баруди), Ахметхади Максуди, несколько позже Муса Бигеев, Юсуф Акчура и др.

Особенно прогрессивное влияние джа-дидизма проявилось в области школьного образования, когда переходот старинного буквослагательного метода кзвуковому значительно облегчил учащимся усвоение изучаемых предметов. Характерно было широкомасштабное включение в учебный план ряда светских дисциплин, в особенности математики, физики, географии, естествознания, истории и др. Так, в Казанском медресе «Мухаммадия» преподавались русский язык, арифметика, география, физика, история России, всеобщая история, рисование, природоведение, геометрия, счетоводство (бухгалтерия), законоведение (юриспруденция), этика, гигиена, естествоведение, психология, логика, педагогика, методика преподавания, арабский, персидский языки и другие светские предметы. В обучении использовались учебники передовых педагогов Ризы Фахретдинова, Каюма Насыйри («Арифметика ») и др. Введение ежегодных экзаменов привело к повышению качества знаний учащихся [5, с. 37]. Джадидисты широко использовали возможности классно-урочной системы в организации учебного процесса. Срок обучения в джадидист-ских медресе был значительно сокращен, до 12-15 лет, в отличие от кадимистских школ, где можно было учиться 20-25 лет. Обуче-

Страницы истории

165

ние было четко разделено по ступеням и годам. Во всех мектебах и медресе открывались библиотеки, где помимо религиозных книг имелось большое количество художественной литературы и светских научных книг. Таким образом, педагогика джадидиз-ма добилась значительного изменения содержания образования на основе реальных наук, обучение проводилось на родном языке, вводился русский язык. Используя опыт европейской и русской педагогики, деятели джадидизма разработали более совершенные учебные планы, учебники и пособия. С эволюцией данного прогрессивного течения его последователи начинают понимать необходимость реформы и других сторон общественной жизни и бытовых традиций.

Система народного образования Казанского края после реформ 1860-х гг. выглядела довольно разнородной. Так, в Казани функционировали начальные школы (училища) нескольких типов: 27 казенных трехклассных училищ (среди них 12 мужских, 10 женских и 5 смешанных), 3 приходских двухклассных училища, одно четырехклассное, 3 земские начальные школы, 15 церковно-приходских школ, несколько училищ при детских приютах, 5 русско-татарских школ, русские классы при НовоТатарской и Старо-Татарской Слободах, ряд татарских мектебов, медресе и ново-методных школ. Кроме этих школ существовали частные начальные школы, в задачу которых входила подготовка детей для поступления в младшие классы средних учебных заведений и репетиторство младших классов средних школ [6, с. 217].

Татарские дети в массе своей обучались в религиозных мектебах и медресе, где в основном преподавались богословские предметы. Резкое несоответствие между школьными программами и требованиями жизни обозначило дефицит квалифицированных учителей. На передний план выдвинулся вопрос о создании светских учебныхзаведений для подготовки высококвалифицированных специалистов не только для русскоязычной среды, но и для инородцев. 26 марта 1820 г. правительством были опубликованы правила «О мерах к образованию населяющих Россию инородцев », которыми предусматривалось

открытие двух учительских школ для татар

- в Симферополе и Уфе. В1876 г. для подготовки учителей русско-татарских школ в Казани была открыта первая татарская учительская школа. Здесь преподавателями работали специалистыс университетским образованием. Среди них были татарские ученые Ш.Г. Ахмеров, И.В. Терегулов, Ш.А. Тагиров, Т.Г. Яхин, русские педагоги В.А. Богородицкий, М.Н. Пинегин и др. С историей Казанской татарской учительской школы непосредственно связана педагогическая деятельность инспектора татарскихшкол, основателя отечественной тюркологии, академика В.В. Радлова, преподававшего педагогику и методику обучения.

Обучение в учительской школе было поставлено на основе рациональных требований педагогики. Преподавание велось на русском языке, но с опорой на родной язык учащихся. Обучение было четырехлетним. Школа имела свою обоснованную систему общепедагогической подготовки воспитанников к учительскому труду, которая была разработана совместными усилиями русских и татарских педагогов. Программа по педагогике включала общие и психологические основы педагогики, сведения по дидактике. Значительное внимание преподавателями уделялось методике преподавания русского языка и арифметики [7]. Педагогическая практика проводилась в начальном однокомплектном образцовом училище при Казанской татарской учительской школе. Воспитанники 3-го класса Казанской татарской учительской школы, изучив в первом полугодии общие вопросы педагогики и психологические основы обучения, во втором полугодии имели пассивную практику: они посещали уроки учителя или воспитанников 4-го класса в образцовом училище [8]. При этом они должны были подмечать педагогические факты, подтверждающие изученные положения педагогики, следить за поведением детей в зависимости от хода урока, изучать их индивидуальные способности, продумывать систему взаимоотношений между педагогом и учащимися, способы совершенствования дисциплины на уроках, знакомиться с системой и методами преподавания от-

дельных учебных предметов, определять движение учащихся вперед, их затруднения и пробелы в знаниях [4].

В конце учебного года каждый воспитанник выпускного 4-го класса должен был дать два «экзаменационных урока»: один по русскому языку, другой по арифметике. Разбор этих уроков происходил на заседании педагогического совета под председательством инспектора, где каждый преподаватель анализировал их с позиции своего предмета: языковед разбирал культуру речи, математик - правильность хода суждений и применения терминов, учитель чистописания и рисования - качество записей и рисунков,сделанных практикантом на доске, преподаватели естествознания, истории и географии - достоверность и правильность привлеченного на уроках чтения материала; инспектор школы давал общепедагогический анализ урока.

Далее в процессе подготовки будущих учителей особое место занимала практика, которая давала возможность ознакомиться с системой работы училища в течение всего учебного года. В учительской школе был организован театральный кружок. Ставились ученические спектакли, к примеру сцены из комедии Гоголя «Женитьба» и «Ревизор » с целью упражнения в русском языке. Некоторые ученики школы впоследствии стали первыми татарскими артистами-профессионалами.

Среди произведений для внеклассного чтения преобладали работы К.Д. Ушинско-го, труды по методическим вопросам самих учителей Казанской татарской учительской школы: Ш. Ахмерова, А.И. Анастасиева, Ш. Тагирова, В.П. Брюханова, В.В. Радлова, И.М. Петяева и др. Школа стремилась сделать достоянием своих воспитанников все то, что было написано с учетом особенностей и опыта татарской светской школы, чтобы окончившие ее использовали эти знания на практике и содействовали лучшей организации работы русско-татарских училищ и русских классов при медресе. Так, к примеру, в 1894 г. Казанская татарская учительская школа выпустила учебник «Русское слово », предназначенный для русско-татарских училищ и шакирдов русских классов

при медресе. В 1896 г. учитель начального училища при учительской школе Мухутди-нов составил «Программы и методические указания предметов, изучаемых в начальных татарских народных училищах». Виднейшие представители Казанской татарской учительской школы Ш.Г. Ахмеров, И.В. Тере-гулов, Ш.А. Тагиров, Т.Г. Яхин, П.В. Трау-бенберг, В.А. Богородицкий, М.Н. Пинегин и другие идею обучения на родном языке тесно связывали с демократическим принципом равноправия всех языков и наций, одинакового права всех народов на образование и просвещение.

В истории сближения татар с культурой русского народа учительская школа сыграла значительную роль. В 18801917 гг. школу окончили несколько сотен человек, многие из нихвпоследствии стали видными деятелями просвещения татарского народа. Профессиональная подготовка воспитанников Казанской татарской учительской школы осуществлялась на основе передовой зарубежной (западной) и русской педагогической и методической мысли, сердцевину которой составляли идеи Д. Дидро, А. Дистервега, Я.А. Коменского, Л.Н. Толстого, В.П. Вахтерова, Н.А. Кор-фа. По окончании Казанской татарской учительской школы ее воспитанники обладали хорошей подготовкой к успешной творческой деятельности. Она положила начало подготовке учителей нового типа.

Литература

1. Фукс К. Казанские татары. - Казань, 1991.

2. См.: Знаменский П. Казанские татары. -

Казань, 1910.

3. См.: Шарафутдинов З.Т., Ханбиков Я.И. Ис-

тория педагогики Татарстана. - Казань, 1998.

4. ЦГАРТ, ф. 92, д.58, л.15.

5. См.: Валидов Д. Очерки истории образован-

ности и литературы татар. - Казань, 1998.

6. См.: История Казани. Кн. I . - Казань, 1988.

7. См.: Ханбиков Я.И. Из истории педагоги-

ки Татарии. - Казань, 1976.

8. См.: Хакимов Х.Х. Система профессиональ-

но-педагогической подготовки учителя в Казанской татарской учительской школе (1876-1917 гг.) // Сб. науч. тр. кафедры общей педагогики и истории образования НГПИ. - Набережные Челны, 2002. - Вып. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.