Научная статья на тему 'Из истории мусульманских библиотек Сибири'

Из истории мусульманских библиотек Сибири Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
147
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Данилов В. Л.

In this article the author generally tells about the history of Muslim's libraries of Siberia region

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Notes from history of Siberian Islamic libraries

In this article the author generally tells about the history of Muslim's libraries of Siberia region

Текст научной работы на тему «Из истории мусульманских библиотек Сибири»

КНИГОВЕДЕНИЕ

Вестн. Ом. ун-та. 2007. № 2. С. 83-85.

УДК 002.2 В.Л. Данилов

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

ИЗ ИСТОРИИ МУСУЛЬМАНСКИХ БИБЛИОТЕК СИБИРИ

In this article the author generally tells about the history of Muslim’s libraries of Siberia region.

История существования мусульманских библиотек на территории сибирского региона насчитывает не одно столетие. Первые мусульманские библиотеки в Западной Сибири могли появиться еще во время правления Петра I. Косвенное подтверждение этому можно найти в работе тобольского купца начала XIX в. П.А. Воронцова «Стольный град Тобольск», где автор отмечает «бурный приток знаний и книжной грамотности среди бусурман града стольного Тобольск» в эпоху царствования Петра Великого [1]. Можно предположить, что это обстоятельство было вызвано в том числе наличием в названном регионе мусульманских библиотек, чья деятельность способствовала распространению книжной грамотности среди иноверцев.

К сожалению, сибирские архивы практически не сохранили каких-либо документов, подтверждающих факт существования мусульманских библиотек в XVIII в. На сегодняшний день имеются лишь косвенные свидетельства, позволяющие сделать предположение о наличии в указанное время мусульманских библиотек [2].

Одной из крупнейших мусульманских библиотек нашего региона, о существовании которой сохранилось много сведений, была библиотека, организованная в селении Манцыл (Ембаево), что под Тюменью. Она была открыта еще в начале 1870-х гг. на средства Н. Сейдукова и находилась в помещении каменной мечети. Сам Н. Сейдуков был страстным собирателем редких книг, постоянно пополнял ими библиотеку. К 1913 г. книжный фонд насчитывал более 2200 экземпляров рукописных и печатных книг. Многие редкие издания были выписаны Н. Сей-дуковым из Египта, Сирии, Иерусалима, а также лично привезены из поездок по Средней Азии и Закавказью [3].

Ряд мусульманских библиотек был открыт на территории Сибири в первой половине XX столетия. Так, 13 мая 1912 г. в Томске состоялось общее собрание мусульман, где рассматривался вопрос об открытии бесплатной мусульманской библиотеки. 1 июля того же года было получено необходимое разрешение на строительство народной библиотеки-читальни, которая открылась 15 августа 1913 г. [4]. К июню 1914 г. библиотека насчитывала до 700 книг, из них 500 на татарском языке, в читальню выписывалось около 40 газет и журналов на русском и татарском языках. Как сообщают Л.А. Кутилова, И.В. Нам и другие, за первые пять месяцев 1914 г. читальней было зарегистрировано 4998 посещений [5].

© В.Л. Данилов, 2007

84

В.Л. Данилов

В начале 1917 г. Томским мусульманским благотворительным обществом была открыта русско-татарская библиотека-читальня. Ее первым директором стал Мухаммед- Галим Сагитов [6].

В 1920 г. в Томске была открыта третья по счету мусульманская библиотека. Однако из-за отсутствия финансирования в 1921 г. она была закрыта. Ее работа была возобновлена лишь в мае 1922 г. Библиотека имела в своем фонде около 2000-2500 книг, из них 1000 - на татарском языке. Посетителям книги выдавались бесплатно. Как свидетельствуют документальные источники, ежедневно библиотеку посещало 70-80 человек. В 19241925 гг. библиотечный фонд увеличился на 1650 книг. В помещении библиотеки проводились собрания читателей, на которых делались доклады, читались лекции и сообщения, обсуждались различные книги. В 1929 г. ее закрепили за Клубом национальных меньшинств. В это же время библиотека стала пополняться литературой антирелигиозного содержания, что в итоге вызвало отток мусульманских читателей [7].

Две мусульманские библиотеки были открыты в Тобольске. Первая библиотека была построена в мае 1913 г. на средства купца 1-й гильдии М. Абакулова, который был страстным собирателем книг. В его личной коллекции, которая и составила основу библиотечного фонда, хранилось 1238 экземпляров книг [8].

За первые три месяца работы библиотеку посетило более трех тысяч человек. Интересно, что эта библиотека пользовалась у русского населения Тобольска не меньшей популярностью, чем у мусульман. В 1910-е гг. рассматриваемая библиотека была одной из лучших в Тобольске [9]. 17 декабря 1913 г. библиотека сгорела при невыясненных обстоятельствах [10]. Вероятно, причиной пожара явился поджог. Православная Духовная Консистория, находившаяся в это время в Тобольске, была озабочена проблемой перехода православных в магометанство. Православные иерархи Тобольской епархии считали, что вышеназванный процесс был вызван «чрезмерным распространением мусульманских книг» [11], которые сбивали православных людей с пути истинного. В своих выступлениях православные миссионеры не раз обращали внимание на то,

что «мусульманская книга есть источник заблуждений и юдоль греха» [12]. В качестве противодействия распространению мусульманских книг православные священнослужители несколько раз предлагали местным властям предать огню «порождения диавола» [13].

12 марта 1915 г. в Тобольске была открыта еще одна мусульманская библиотека. И вновь руку к ее созданию приложил М. Абакулов, сумевший заново сформировать библиотечный фонд в количестве 1205 единиц [14]. Позднее в адрес библиотеки из Казани, Уфы и Петербурга были присланы еще 240 мусульманских книг на русском, татарском и арабском языках. Книжный фонд пополнился трудами ряда мусульманских мыслителей, религиозных и общественных деятелей (М. Бигиев «Пост в длинные дни», «Доказательства милосердия Аллаха», А. Баязитов «Ислам и прогресс», З. Камалетдинов «Религиозные устроения», «Философия ислама» в 2 т., Р. Фахретдинов «Религиозные и общественные проблемы»), а также работами русских ученых-восто-коведов (В.В. Бартольд «Халиф и султан», А. Руновский «Муридизм и газават по объяснению Шамиля», А.А. Семенов «Мусульманский мистик и искатель бога Х-ХІ вв. по Р.Х.») [15].

Впоследствии эту библиотеку неоднократно посещал последний российский император Николай II во время своего пребывания в Тобольске в 1917 г. Свидетельством этого, как отмечает Б. Р. Муха-метжарова, является запись в книге почетных гостей [16].

В мае 1914 г. в на средства бухарского купца Р. Айтикина была открыта библиотека при мечети в Таре. Необходимо отметить, что она стала второй в городе. Работа первой библиотеки была организована еще в конце XIX в. на средства купца 1-й гильдии Н. Айтикина, брата Р. Айтикина. Последний имел личную коллекцию, насчитывавшую около 500 книг [17]. Ее основу составляли в основном редкие рукописные работы, приобретенные Р. Айтикиным во время его поездок в Среднюю Азию, Турцию и на Ближний Восток. Однако книжный фонд открывшейся библиотеки был сформирован не за счет коллекции купца, а с помощью пожертвований мусульман Тарского округа и составил более 300 книг [18].

Р. Айтикин обращался с просьбой помочь с наполнением книжного фонда в

Из истории мусульманских библиотек Сибири

85

мусульманские библиотеки Тобольска, Тюмени, Уфы, Казани [19]. Как отреагировали на подобную просьбу собратья по вере - неизвестно.

Мусульманское население Тарского округа активно посещало библиотеку. В феврале 1915 г. среди ее посетителей был завершен сбор пожертвований на подписные мусульманские периодические издания

[20]. В конце 1915 г. в Тару из Петербурга был доставлен первый номер газеты «Нур». Это событие сподвигло Х. Бикбасова, заведующего библиотекой, объявить новый сбор пожертвований. На этот раз - на постройку мусульманской типографии и издание собственной газеты, которая стала бы для мусульман «проводником в мире мусульманской культуры». Однако средств, собранных Х. Бикбасовым, на постройку типографии не хватило, и от этой затеи пришлось отказаться [21].

Приход к власти в 1917 г. большевиков привел к смене идеологических основ нашего государства, вытеснению религии из общественно-политической и духовной жизни общества. В 1929 г. были приняты постановления ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» и ЦК ВКП(б) «О мерах по усилению антирелигиозной борьбы». В этот период началось изъятие у религиозных общин культовых зданий [22]. Известно, что в этот период на территории СССР были закрыты и перестали существовать многие храмы и мечети. Безусловно, не избежали разгрома и религиозные библиотеки, в том числе и мусульманские.

Ликвидация мусульманских библиотек происходила на фоне политизации библиотечного дела страны. Как отмечают специалисты, «чистки» библиотечных фондов от «идеологически вредной» литературы нанесли непоправимый ущерб культуре; такая же ситуация оставалась характерной и для 1940 - начала 1950-х гг. [23].

Важно отметить, что отечественные источники не содержат каких-либо данных, позволяющих говорить о деятельности на территории нашего региона мусульманских библиотек и в 1950-1980-х гг. Последнее постановление Политбюро ЦК КПСС «Об усилении борьбы с влиянием ислама» было принято в 1986 г. на фоне происходившего «исламского бума»

(Афганистан, Пакистан и др.) и пробуждения ислама в СССР [24].

Таким образом, функционирование библиотек при мечетях и медресе в Сибири в современный период отечественной истории необходимо рассматривать в первую очередь как дальнейшее развитие практики книгораспространения, основы которой были заложены на рубеже XIX-XX вв.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Воронцов П.А. Стольный град Тобольск. Тобольск, 1811. С. 42.

[2] Соловьев С.Т. Иноверцы Тобольска: их жизнь, быт

и нравы. Тобольск, 1837. С. 12; Миллер Г.Э. Исследования Тобольского Севера. Спб., 1834. С. 28-29; Полушин С.С. От Тобольска до Тары. Тобольск, 1871. С. 101.

[3] Валеев Ф.Т. Западносибирские татары. Казань: Татарское книжное издательство, 1980. С. 213214.

[4] Кутилова Л.А., Нам И. В., Наумова Н.И., Сафо-

нов В.А. Мусульмане Сибири. Хроники начала XX в. // Сибирская старина. 2001. № 18. С. 16.

[5] Они же. Национальные меньшинства Томской

губернии. Хроника общественной и культурной жизни (1885-1919 гг.). Томск: ТГУ, 1999. С. 56, 63, 68.

[6] Томские татары в прошлом и настоящем: Сборник

документов и материалов / Отв. ред. Н.М. Дмит-риенко. Томск, 2000. С. 25.

[7] Там же. С. 93-94, 114-115.

[8] ГАТ. Ф. 156, оп. 29, д. 2539, л. 123-124, 126, 127.

[9] Там же. Л. 127-128.

[10] Там же. Л. 128.

[11] Там же. Л. 119.

[12] Там же. Л. 105-106.

[13] Там же. Л. 106.

[14] Там же. Д. 2637, л. 91, 93.

[15] Там же. Д. 2641, л. 23-24.

[16] Мухаметжарова Б.Р. Библиотеки Тобольска в начале XX в. // Русский север: вчера, сегодня, завтра: Тезисы науч. конф. Тюмень, 1994. С. 27.

[17] ТФ ГАОО. Ф. 9, оп. 2, д. 303, л. 2-3.

[18] Селуянов П.И. Край мой родной - Тара: Записки краеведа. Омск, 1996. С. 34, 36-37.

[19] ТФ ГАОО. Ф. 9, оп. 4, д. 333, л. 37-38.

[20] Там же. Оп. 2, д. 117, л. 4.

[21] Там же. Л. 4об, 5об, 6.

[22] Мухаметшин Ф.М. Мусульмане России: судьбы, перспективы, надежды. М., 2001. С. 53; Малашенко А.В. Исламское возрождение в современной России. М., 1998. С 51-52.

[23] Библиотека в системе общественных отношений региона / Артемьева Е.Б., Жданова Т.А., Кожевникова Л.А., Маслова А.Н.. Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 1999. С. 45, 49.

[24] Малашенко А.В. Исламское возрождение...

С. 63-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.