Научная статья на тему 'Из истории Курской областной станции юных техников'

Из истории Курской областной станции юных техников Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
338
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / ВНЕШКОЛЬНАЯ РАБОТА / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КРУЖКИ / ЛАБОРАТОРИИ / КЛУБ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дурноглазов В.Е.

В статье рассматривается история Областной станции юных техников с 1950-х гг. по настоящее время. Описана методика работы с детьми в этом внешкольном учреждении, его материально-техническая база, проводимая им методическая работа с педагогическими кадрами. Показаны позитивные моменты и недостатки в системе дополнительного образования детей в советское время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из истории Курской областной станции юных техников»

УДК 94/99; 37 (091); 37 (092)

ИЗ ИСТОРИИ КУРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СТАНЦИИ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ

© 2018 В. Е. Дурноглазов

аспирант второго года обучения исторического факультета e-mail: durnoglazoff@yandex.ru

Курский государственный университет

В статье рассматривается история Областной станции юных техников с 1950-х гг. по настоящее время. Описана методика работы с детьми в этом внешкольном учреждении, его материально-техническая база, проводимая им методическая работа с педагогическими кадрами. Показаны позитивные моменты и недостатки в системе дополнительного образования детей в советское время.

Ключевые слова: детское техническое творчество, внешкольная работа,

дополнительное образование, кружки, лаборатории, клуб.

В середине 1950-х гг. в связи с началом научно-технической революции развернулся процесс интенсификации советской экономики. Несмотря на то что он сочетался с экстенсивным путем развития страны и административно-командными методами управления народным хозяйством, это было объективное движение вперед по качественному переустройству экономической базы СССР, что требовало решения такой важной задачи, как подготовка кадров для нового производства. Основу теперь должно было составлять не узкопрофессиональное обучение, а высокий общеобразовательный уровень, обширные научные знания и способность работника к творческой деятельности. XX съезд КПСС (февраль 1956 г.) поставил перед школой новые задачи: устранить известный отрыв обучения от жизни, развивать

политехническое обучение, обеспечить тесную связь обучения с общественно полезным трудом, воспитывать у школьников коммунистическое отношение к труду и готовить их к практической деятельности. Руководствуясь этими целями, в декабре 1958 г. Верховный Совет СССР принял «Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» [1].

Послевоенные годы были отмечены в Курском крае бурным экономическим развитием. Возводились новые предприятия машиностроения, металлообработки, химии. В строй вступали производства союзного значения и масштаба, возникали новые отрасли промышленного сектора. Именно в этот период Курская область превращается в один из крупнейших индустриальных центров страны. В условиях реального экономического подъема и промышленного строительства у курской молодежи была высока востребованность технической станции. Поэтому в феврале 1956 г. на основании приказа Министерства сельского хозяйства СССР от 17 мая 1956 г. и решения Курского городского совета депутатов трудящихся от 5 июня 1956 г. была открыта Курская областная станция юных техников. Она разместилась во всех зданиях и сооружениях, где жил и работал знаменитый курский изобретатель А.Г. Уфимцев (1880-1936).

В послевоенные годы Курская детская техническая станция поставила перед собой следующие задачи: воспитание пионеров и школьников в духе патриотизма, беззаветной любви и преданности своей Родине, оказание помощи пионервожатым и пионерскому активу в методической работе, развитие у детей и подростков любви и стремления к знаниям, оказание учителям помощи в закреплении и углублении знаний

учащихся, полученных ими в школе по дисциплинам политехнического цикла, развитие творческих наклонностей и способностей детей, привитие им навыков культурного поведения и организация их досуга. Она находилась в непосредственном подчинении областного отдела народного образования и занимала здания площадью в 1050 квадратных метров, в которых размещались 11 лабораторий и лекторий с постоянно действующей выставкой детского технического творчества. Этим внешкольным учреждением руководил директор. Штат станции состоял из двух методистов и руководящих кружками почасовиков. В ней действовал педсовет, который собирался не реже одного раза в месяц. Ее первым руководителем был В.П. Буланов [2].

В 1958 г. по решению Курского облисполкома был проведен капитальный ремонт всех зданий и сооружений, реконструированы мастерские, в которых с пионерами и школьниками проводились в кружках различные занятия по детскому техническому творчеству. В 1959 г. ей присвоили имя А.Г. Уфимцева. В 1963 г. на базе детской технической станции был открыт музей в честь этого великого курянина. Для руководства был утвержден совет музея в количестве 25 человек.

Областная станция юных техников являлась организатором и инструктивнометодическим центром внеклассной и внешкольной работы по технике среди пионеров и школьников. Ее главными задачами были: расширение и улучшение методической работы с работниками внешкольных учреждений, руководителями школьных кружков, пионервожатыми, студентами педагогического института, дальнейшее развитие и совершенствование различных форм массовой работы среди детей, охват большего числа любителей техники различными формами работы, усиление пропаганды новейших достижений науки и техники. Помимо выполнения программного материала, осуществлялась повседневная воспитательная работа среди питомцев [3]. Регулярно раз в неделю давались политинформации по газетам «Пионерская правда» и «Комсомольская правда». Организовывались коллективные посещения кинотеатров, драмтеатра, кукольного театра, после чего устраивалось обсуждение просмотренного, организовывались тематические вечера и утренники. С детьми проводились разнообразные беседы и лекции на воспитательные темы. Пионеров регулярно собирали на читательские конференции [4].

В 1959 г. в стенах Курской технической станции инженером Л.С. Кононовым была создана экспериментальная лаборатория микроавтомобилей. Под его руководством юные техники сконструировали и построили микроавтомобили оригинальной конструкции «Курск», «Спутник», «Товарищ», которые с успехом экспонировались на ВДНХ СССР. В 1963 г. по инициативе дворца пионеров в Курске прошли первые Всесоюзные соревнования по картингу среди школьников, в которых принимало участие 40 юных автомобилистов. В 1963 г. директором этого внешкольного учреждения был назначен А.Н. Терентьев (до 1969 г.). В 1966 г. курские кружковцы-судомоделисты побеждают на областных соревнованиях и становятся участниками Всероссийских, проходивших в городе Чебоксары. В сборную Курской области вошли 5 спортсменов-судомоделистов из города Курска. В этом же году навечно завоевали кубок по судомодельному спорту среди школьников.

В 1969 г. станцию возглавил Е.И. Лифшиц1 Модели и механизмы, созданные детьми-кружковцами этой станции при нем, многократно становились экспонатами общероссийских выставок и неизменно завоевывали на них высшие награды [5]. 1

1 Е.И. Лифшиц (22.VI.1931 - 12.V.2011). Уроженец города Рыльска Курской области. Окончил Старооскольский геологоразведочный техникум, получив специальность «маркшейдер», проходил срочную службу во флоте. После демобилизации поступил на факультет истории и трудового воспитания Курского педагогического института (КГПИ). Окончив в 1971 г. институт, он стал первым в Курске учителем труда в школах № 29 и 44. С 1969 г. и до

Работники станции оказывали инструкторско-методическую помощь районным домам пионеров в Щиграх, Тиме, Льгове, изучали работу других областных станций. Проводились методические совещания и семинары с пионервожатыми, учителями труда, физики и химии, директорами, методистами и руководителями кружков районных домов пионеров. В конце 1960-х гг. работники технической станции оказывали практическую помощь в организации и ведении кружковой работы по технике 45 средним и восьмилетним школам, 16 районным домам пионеров Курской области.

В 1966 г. на станции работали кружки, в которых занимались 780 детей и подростков. Это были кружки: технического творчества, кино-фото, радиотехнический, технической кибернетики, автомодельный, судомодельный, авиамодельный,

химический, мототехнический, «юный картист». Все кружки занимались по учебным планам их руководителей. Также на станции в 1960 г. начали работу заочный клуб «Юный техник» и прокатный пункт технического оборудования. В 1970-е - 1980-е гг. кружковцами было изготовлено более 550 действующих моделей сельскохозяйственных и других машин, учебно-наглядных пособий и приборов, а также экспонатов. Например, в 1982 г. кружковцами лаборатории технического творчества были созданы малогабаритные действующие модели машин: школьного снегоуборочного трактора, электромобиль, раздатчика корма на ферме, установки для сушки сена, снегоуборочной машины «Вихрь» и других. Заслуживал внимания изготовленный кружковцами этой лаборатории в честь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина электростенд «О достижениях Курской области за годы советской власти». Кинофотолюбителями во второй половине 1980-х гг. были созданы цветные фильмы «Мы с техникой дружим», «Курск», «Мальчишки стремятся в небо» и т. д. Многие модели, созданные кружковцами, в разные годы демонстрировались на ВДНХ СССР. Мототехническим кружком в 1977 г. было подготовлено 18 водителей мотоциклов и выданы им права. На областной технической станции работала постоянно действующая выставка технического творчества, на которой были представлены и демонстрировались лучшие работы кружковцев. Кружковцы автомобильной лаборатории получали знания по изготовлению и проектированию автомобилей всех типов, навыки пользования столярными и слесарными инструментами, работы на токарных и слесарных станках. Они изготавливали модели действующих автомашин всех типов, гоночных машин и электроавтомобилей [6].

В 1965 г. при станции был создан поисковый клуб «Разведчик». Его участники вели активный поиск ветеранов партизанского движения в годы Великой Отечественной войны. Ребята разыскивали тех, кто не получил боевые награды,

конца жизни был директором Областной станции юных техников. Лифшиц приложил много сил к сохранению действующей ветросиловой электростанции, построенной А.Г. Уфимцевым на своем подворье, и другого наследия Уфимцева. 14 августа 1986 г. по инициативе его был учрежден «народный музей Ф.А. Семенова и А.Г. Уфимцева», разместившийся в стоящем напротив, через дорогу, доме, принадлежавшем ранее деду А.Г. Уфимцева - астроному Ф.А. Семенову. В семи комнатах общей площадью 190 кв. м. размещены экспонаты, собранные Лифшицем, и стенды, изготовленные детьми-учащимися или заказанные Евгением Исааковичем на предприятиях Курска и курским художникам. Лифшиц также является инициатором проведения ставших традиционными «дней Семеновской улицы» с выступлениями самодеятельных артистов, живущих на этой улице, фестивалей «Приметы моды», на которых демонстрируют коллекции одежды юные модельеры курских школ, и других начинаний. Лифшицу присвоен ряд высоких званий: «Отличник народного просвещения РСФСР», «Отличник народного просвещения СССР», «Почётный работник науки и образования Курской области» (2003). Был награжден медалью «За службу Отечеству III степени», шестью золотыми и серебряными медалями ВДНХ СССР, являлся председателем Областного совета директоров системы дополнительного образования Курской области, действительным членом (академиком) Международной академии дополнительного образования (2006). После смерти этого выдающегося педагога его имя присвоено Областному центру детского технического творчества. 12.V.2012 на здании центра по ул. Семёновская, 13 установлена мемориальная доска [5].

сообщали родным о местах захоронения их родственников. Летом 1967 г. следопыты построили в селе Черемки Льговского района памятник Партизанской Славы, на открытие которого приехали тысячи бывших партизан. Летом 1972 г. членами клуба был построен новый памятник партизанам в селе Нижние Берложи Железногорского района. В 1988 г. следопыты клуба «Разведчик» в ходе экспедиции в Дмитриевском районе установили имена 67 мирных жителей, расстрелянных гитлеровцами. При станции действовал клуб интернациональной дружбы имени Э. Тельмана. Его воспитанники устанавливали дружеские связи со сверстниками из республик СССР и социалистических стран, знакомились с историей, экономикой и культурой союзных республик, вели библиографию по истории пионерского движения за рубежом. В действовавшем при этом внешкольном учреждении клубе массовиков-затейников школьники приобретали теоретические и практические навыки в области искусства. В нем проводились: вечера вопросов и ответов, музыкальные гостиные, диспуты, тематические вечера, лекции-концерты, КВН, встречи с интересными людьми. Помимо этого клуб занимался подготовкой начинающих массовиков и отрядных вожатых [7].

Огромное внимание уделялось оказанию разносторонней инструктивнометодической и организационно-массовой помощи школе. Станцией в 1970-1980-е гг. проводились: семинары учителей пионерских, комсомольских и начальных классов, старших пионервожатых, организаторов внеклассной и внешкольной работы, учеба всех категорий пионерского и комсомольского актива. Она оказывала практическую помощь пионерским дружинам, комсомольским организациям и педагогическим коллективам школ в организации и проведении смотров пионерских и комсомольских организаций, разрабатывала методические рекомендации в помощь организаторам внеклассной и внешкольной работы, старшим вожатым, классным руководителям, пионерскому и комсомольскому активу. Сотрудниками станции также проводились консультации по всем вопросам пионерской, комсомольской и октябрятской работы. С учителями школ города Курска еженедельно проводились консультации по вопросам патриотического воспитания. Курский городской методический кабинет, городской отдел народного образования, комиссия по делам несовершеннолетних проводили на базе технической станции занятия для классных руководителей, воспитателей детских комнат при домоуправлениях, семинары-практикумы для учителей труда и физики. Постоянно велся обмен плакатами, методическими пособиями и другими разработками с крупнейшими областными детскими техническими станциями (Львовской, Одесской, Куйбышевской, Орловской, Белгородской, Воронежской, Сумской, Калужской, Оренбургской).

Работа кружков, коллективов и клубов была направлена на развитие интересов и способностей школьников, совершенствование их знаний, умений и навыков, профориентационную работу с детьми и повышение их общественной активности. С пионерами и школьниками проводились следующие массовые мероприятия: праздники пионерских отрядов, диспуты вожатых, соревнования пионерских дружин, смотры знаменных групп, диспуты в комсомольских организациях, смотры комсомольского строя, фестивали комсомольской песни, посвящения в отрядные вожатые, праздники книги и букваря, выставки в честь красных дней календаря. Пионерский и комсомольский актив формировался в постоянно действующей школе пионерского актива «Барабан», посредством обучения командиров и комиссаров отрядов юных инспекторов дорожного движения и юнармейского актива, активистов школьных музеев. Ежегодно техническая станция проводила городские смотры праздники, фестивали, теоретические и научно-практические конференции по вопросам пионерской и комсомольской работы [8].

Станция организовывала ежегодные областные авиамодельные соревнования среди юных техников. Кружковцы авиамодельной лаборатории получали сведенья об авиации и строили простейшие авиационные модели из стандартных наборов, выпускаемых промышленностью. Авиамоделисты, занимающиеся второй и третий год, совершенствовали свои знания и навыки, получали сведения об аэродинамике летающих моделей, строили сложные модели и регулярно тренировались при их запуске. Авиамоделисты, имеющие спортивный разряд, строили модели спортивных классов и в разные годы занимали призовые места во всероссийских спортивных соревнованиях [9].

Во второй половине 1970-х гг. на станции были открыты новые кружки: художественной обработки материалов, «умелые руки», мягкой игрушки, операторов вычислительных машин, автовождения, электронных музыкальных инструментов. Вся работа организовывалась в соответствии с учетом интересов, возраста и знаний учащихся 1-10 классов. Руководство и помощь юных техников школам области в организации работы по технике осуществлялась путем

1) организационно-инструктивной работы;

2) организации массовых областных мероприятий;

3) разработки инструктивно-методических указаний;

4) проведение практических семинаров по подготовке руководителей технических кружков.

5) работы с юными техниками через заочный клуб и консультации

В 1971 г. станция принимала участие в выставке «Юный рационализатор и изобретатель в области радиоэлектроники» в городе Магнитогорске. Кружковцы были награждены дипломами второй степени. В 1972, 1973 и 1974 гг. курские юные техники на ВДНХ СССР были награждены 20 медалями «Юный участник ВДНХ». Руководитель судомодельного кружка и учащиеся были награждены тремя бронзовыми медалями и денежной премией. Кружковцы Курской технической станции в 19601980-е гг. являлись активными участниками выставок в Берлине, Магнитогорске, Курске и Орле. Многие годы она занимала первое место в областном смотре внешкольных учреждений. Кружковцами радиолаборатории было освоено изготовление телевизоров и микрорадиоприемников. В 1980 г. при станции был открыт областной профильный лагерь, в котором ежегодно отдыхало свыше 100 школьников [10].

В конце 1980-х гг. в основном здании Курской областной технической станции были расположены авиа-, судо-, радио-, мотолаборатории, методический кабинет и библиотека с читальным залом, мастерские по изготовлению малогабаритной техники и радиостанция. При станции работало два музея; астронома Семенова и конструктора Уфимцева. В Курске имелось 13 филиалов этого внеклассного учреждения с многопрофильными кружками. В 1990 г. произошло объединение станции юных техников с домом техники профтехобразования. С этого момента она была переименована в Областной центр технического творчества, число методистов увеличилось 4 человека. Центр развернул свою работу с учащимися профессиональных технических училищ [11].

Таким образом, Курская областная станция юных техников сыграла огромную роль в развитии разнообразных форм внеклассной и внешкольной работы со школьниками в советское время. Она активно способствовала воспитанию у них высоких моральных качеств, патриотизма и интереса к техническому творчеству. Однако, наряду с положительными моментами, в ее работе в 1950-1980-е гг. присутствовали и многочисленные недостатки. Значительная часть оборудования была морально устаревшей. Наблюдались низкая наполняемость кружков и нарушение норм

их комплектования с учетом физической подготовки кружковцев, а также программ обучения детей учебно-тренировочных групп разных годов обучения. Некоторые руководители кружков ненадлежащим образом проводили свои занятия.

Финансирование станции юных техников было недостаточным. Документация оформлялась ненадлежащим образом [12].

В начале 90-х гг. при реорганизации системы внешкольного образования в систему дополнительного образования детей станция была переименована в «Центр технического творчества учащейся молодёжи». К Центру присоединился Дом техники профессионально-технического образования. Проводились выставки, слёты,

соревнования пахарей, строителей, штукатуров, каменщиков, будущих специалистов швейного производства. Победители областных соревнований становились призёрами всероссийских конкурсов. Спустя 5 лет, после новой реорганизации, Центр получил название «Областной центр детского технического творчества». В январе 2013 г. на основании распоряжения губернатора Курской области от 5 октября 2012 г. № 863-ра, в связи с реорганизацией путем слияния областного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Областной центр творческого развития и гуманитарного образования детей и учащейся молодежи» и областного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Областной центр детского технического творчества», согласно Приказу № 1-22 от 14 января 2013 г. было создано областное бюджетное учреждение дополнительного образования «Областной центр развития творчества детей и юношества» [12]. Среди воспитанников Курской областной станции были: В. А. Кудинов (проектор по учебнометодической работе Курского государственного университета), Е.Е. Дурноглазов (заведующий кафедры информатики Курского института развития образования), Ю.П. Якин (заведующий лабораторией дистанционных образовательных технологий Курского института развития образования) и другие. 1 11

1. Государственный архив Курской области (далее ГАКО). Ф. Р - 4006. Оп. 2. Д. 5868. Л. 10.

2. ГАКО. Ф. Р - 4006. Оп. 2. Д. 212. Л. 67.

3. Там же. Оп. 12. Д. 305. Л. 13.

4. ГАКО. Ф. Р - 2647. Оп. 5. Д. 1212. Л. 20.

5. Лифшиц Евгений Исаакович // Курская энциклопедия [Сайт]. URL:

http://www.mke.su/doc/LIFShITs.html (дата обращения: 13.07.2018).

6. ГАКО. Ф. Р - 3325. Оп. 2. Д. 336. Л. 6-8.

7. ГАКО. Ф. Р - 770. Оп. 8. Д. 1309. Л. 321

8. ГАКО. Ф. Р - 4006. Оп. 5. Д. 2505. Л. 19.

9. ГАКО. Ф. Р - 3325. Оп. 2. Д. 745. Л. 140.

10. ГАКО. Ф. Р - 4006. Оп. 2. Д. 199. Л. 138.

11. Там же. Оп. 3. Д. 16. Л. 70-75.

12. Там же. Оп. 2. Д. 5992. Л. 80-97.

13. ГАКО. Ф. Р - 2647. Оп. 5. Д. 330. Л. 17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.