Научная статья на тему 'Из истории крещения мордвы (по материалам Шацкого уезда)'

Из истории крещения мордвы (по материалам Шацкого уезда) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1524
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРДВА / РУССКИЕ / ТАТАРЫ / РУССКОЕ ГОСУДАРСТВО / КАЗАНСКОЕ ХАНСТВО / ШАЦКИЙ УЕЗД / ХРИСТИАНИЗАЦИЯ / МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мокшин Николай Федорович

В статье освещаются малоизвестные страницы из истории крещения мордвы на территории Шацкого уезда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE HISTORY OF THE CHRISTIANIZATION MORDVINIANS (based on Shatsky County)

The article highlights the little-known stories of the baptism in the territory Mordovians Shatsky County

Текст научной работы на тему «Из истории крещения мордвы (по материалам Шацкого уезда)»

Социально-политические науки

4’2014

2. ИСТОРИЯ, ЭТНОГРАФИЯ, ФИННО-УГРОВЕДЕНИЕ

2.1. ИЗ ИСТОРИИ КРЕЩЕНИЯ МОРДВЫ (ПО МАТЕРИАЛАМ ШАЦКОГО УЕЗДА)

Мокшин Николай Федорович, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории России Место работы: ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им Н. П.Огарева»

[email protected]

Аннотация: В статье освещаются малоизвестные страницы из истории крещения мордвы на территории Шацкого уезда.

Ключевые слова: мордва, русские, татары, Русское государство, Казанское ханство, Шацкий уезд, христианизация, миссионерская деятельность

FROM THE HISTORY OF THE CHRISTIANIZATION MORDVINIANS (BASED ON SHATSKY COUNTY)

Mokshin Nikolay F, doctor of the historical sciences, professor, chair of the Russian history department Place of employment: the Mordovian State University.

kaf_ dor@mail. ru

Abstract: The article highlights the little-known stories of the baptism in the territory Mordovians Shatsky County

Keywords: Mordvinians, Russian, Tatar, Russian state, the Khanate of Kazan, Shatsky County, Christianization, missionary activity

Шацкий уезд - один из старинных уездов Московского великого княжества, образованный на этнической территории мордвы во второй половине XVI в. с центром в Шатском (Шатцком, Шацком, впоследствии Шаток, Шацк) - городе на реке Шатя (Шача). Город этот начинал свою историю в качестве крепости, возведенной в 1553 г., т.е. на следующий год после взятия Казани, по указу великого князя и царя (с 1547 г.) Московии. Шацкая засека была составной частью Большой засечной черты (Рязань-Тула-Козельск и Алатырь-Темников, Шацк-Ряжск), строительство которой было завершено в 1566 году. Обороняя южные рубежи Русского государства от набегов «крымских людей», «ногаев и азовских турок», она функционировала до первой четверти XVIII века.

Середина XVI в. была временем, когда завершался длительный, растянувшийся на века, процесс присоединения Мордовской земли к Московскому великому княжеству, которое в свою очередь, все более расширяясь, так или иначе включая в свой состав расположенные по ее зарубежью государственные образования и народы, из одноэтничного русского государства трансформировалось в полиэтническое по составу населения Российское государство, Россию. Так, в 1392 г. к Московии были присоединены Нижегородское и Муромское княжества, в 1521 г. - Рязанское великое княжество, в составе которых имелись «мордовские места».

Напомню, что вскоре после Куликовской битвы, а именно по договору Московского великого князя Дмитрия Ивановича (Донского) с Рязанским великим князем Олегом Ивановичем, подписанном ими в 1382 г., мордовские места «по реке Тцне, от устья Тцны вверх по Тцне, что на Московской стороне Тцны» отошли к Москве, «а что на Рязанской стороне, а то к Рязани». Договор этот потом неоднократно возобновлялся, как теперь говорят, пролонгировался, великими князьями -их наследниками (в 1402, 1405, 1433, 1447, 1483, 1496

гг.). Московские и рязанские великие князья договаривались о закреплении указанных мордовских территорий за собой и на то время, когда «переменит бог татар». В договорных грамотах от 1483 г. и более поздних формулировка эта уже исчезает, названные «Мордовские места» окончательно входят в пределы Московской Руси, составляя часть ее южных «украин»1.

Так, в 1515 г., когда «приходили крымские татары на Мещерские места», из Москвы Василием III была послана грамота крымскому хану Мухаммед-Г ирею, в которой отмечалось нарушение последним перемирия: «Приходили твои люди на наши украины безвестно». В грамоте подчеркивалось, что в связи с переговорами между Москвой и Крымом «на своих украинах своим людям беречься не велели, а те твои люди в те поры прийдя, нашим украинам Мордовским местам лихое дело учинили». В феврале 1516 г. государю Руси пришли вести из Азова о подготовке крымскими мурзами нового похода «под твою отчину на украину под Мордву»1 2.

В XV в. в связи с усилением Москвы мордовские князья (инязоры, оцязоры) изменили свою протатарскую политическую ориентацию, начали выступать на стороне Московской Руси. В 1444 г. совместными усилиями русской и мордовской ратей под Рязанью (на р. Листани) было ими разбито войско татарского царевича Мустафы: «И приидоша на них Мордва на ртах с сулицами и с рогатинами и с саблями з другиа стороны. А воеводы великого князя Василия Васильевича с своею силою.... И много татар избиша и самого царе-

1 Духовные и договорные грамоты великих удельных князей XIV-XVI вв. М.-Л., 1950. С. 29, 284-289; Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в государственной коллегии иностранных дел. Ч. 1. М., 1813. С. 67-71,96-99, 142-146, 279-286, 320-329.

2 Каргалов В.В. На степной границе. М., 1974. С. 48-49.

16

Мокшин Н, Ф,

ИЗ ИСТОРИИ КРЕЩЕНИЯ МОРДВЫ (ПО МАТЕРИАЛАМ ШАЦКОГО УЕЗДА)

вича Мустафу убиша»3.

В сентябре 1445 г. состоялся новый набег татар на Рязань и Мордву: «Приходиша Татарове на Рязанскиа украины, - лаконично сказано в русской летописи. -Тоя же осени воеваша Татарове Мордву»4.

Борьба ханских группировок за власть привела к середине XV в. к распаду Золотой Орды, на территории которой возникло несколько самостоятельных государственных образований: Большая Орда, Ногайская (Заяицкая) Орда, Узбекское, Казахское, Астраханское, Крымское, Казанское, Касимовское ханства. Народности Волго-Камья, находившиеся дотоле под игом Золотой Орды, после ее распада освободились на некоторое время из-под власти татар, но с формированием к 1438 г. Казанского ханства оказалась в зависимости от казанских ханов и вынуждены были платить им ясак. Кроме того, казанские ханы жаловали ясаком татарских феодалов (мурз, тарханов и др.), давая им в кормление поместья-беляки (тат. булэк - подарок, награда) с мордовским населением, с которых те собирали ясак для себя5.

Границы ханства, особенно западные, не были устойчивыми. При его основателе Улук-Мухаммеде в итоге его походов 1439-1445 гг. они простирались вплоть до реки Мокши и подходили к русским владениям у города Мурома. Князь Андрей Курбский называл Муром пограничным пунктом между Московским государством и Казанским ханством: «еже лежит от поля уже крайне Казанским переделом»6.

Поход Улук-Мухаммеда на Москву в 1445 г. закончился пленением великого князя Василия II Васильевича. При его освобождении из плена в этом же году был заключен тяжелый для Москвы договор, одна из статей которого (сам договор не сохранился) косвенно видимо касалась и судьбы некоторой части мордовского населения в Мещерах. По этому договору великий князь вынужден был уступить Касиму - сыну Улук-Мухаммеда ту часть мещерских земель, где жила и мордва. Так образовалось новое татарское, самое западное (правда, небольшое) ханство - Касимовское. Как отмечает М. Г. Сафаргалиев, «Касимовское ханство обязано своим возникновением не инициативе великого князя Московского для борьбы с Казанским ханством, а именно инициативе казанских ханов, использовавших благоприятно сложившуюся для них коньюнктуру»7. Московское население этого ханства в числе других было обязано по договору платить «есак» царевичу Касиму и его преемникам 8.

В целях усиления своего влияния на ту часть мордвы, которая оказалась в Казанском ханстве, ханы, по-

3 ПСРЛ. Патриаршая или Никоновская летопись. Т. XI-XII . М., 1965. С. 61-62.

4 Там же. С.62.

5 Гераклитов А.А. Мордовский «беляк» //Известия Саратовского краеведческого института. Т.2. Саратов, 1927. С. 3-4; Ямушкин

B. П. О ясаке и мордовском «беляке»// Труды Мордовского НИИ-ЯЛИЭ. Вып. XXIV. Саранск, 1956. С. 114; Сафаргалиев М.Г. Ясак как одна из форм феодально-крепостнической эксплуатации мордвы // Ученые записки МГПИ. Вып.4. Саранск, 1956. С. 119124.

6 Курбский А.М. История о великом князе Московском. Спб.. 1913.

C. 18.

7 Сафаргалиев М. Г. Распад Золотой Орды. Саранск, 1960. С. 255-257; Федоров-Давыдов Г. А. Общественный строй Золотой Орды. М., 1973. С. 167.

8 Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей

XIV-XVI вв. С. 284-285.

видимому, сохраняли у кормила управления и тех представителей мордовской феодальной знати, кто служил в Казани, оставляя за ними их владения. Например, мордва деревень Старое Парадеево, Ду-бенки, Тарханово платила «князь Куломзина ясаку», а деревни Нижние Ведянцы - «княж Кижедеевского ясаку». Судя по именам, князья Куломза и Кижедей -мордва по происхождению. Об этом же, вероятно, свидетельствуют и татарские эпитафии с собственными именами Мухши, Мокша, Мохшеват, высеченные на надгробьях знатных людей, датируемые XIV-XVI веками. В исторических источниках первой половины XVI

в. упоминаются «Мордвинова Расовы дети» как представители мордовской феодальной аристократии, занимавшие высокие посты в Казани 9.

Еще в 1540-х гг., готовясь к войне с Казанью, русское правительство взяло в аманаты (заложники. - Н. М.) часть наиболее влиятельных представителей мордовской знати, пожаловав им в то же время большие привилегии. Так, Ждан Мордвинов, взятый в атаманы от мордвы в 1546 г., получил поместье в Копорье, что под Ярославлем. От него ведет свое происхождение русский дворянский, впоследствии графский, род Мордвиновых, внесенный в родословные книги Курской, Московской, Новгородской, Петербургской, Ярославской губерний. Московского же происхождения (от Ратмана Мордвинова, помещика в Шацком уезде) и другой род Мордвиновых, восходящий к первой половине XVII в. и включенный в родословные книги Пензенской, Самарской, Тамбовской, Казанской, Тульской губерний. Сын боярский Рудак Булатов сын Мордвинова находился на дипломатической службе в Казани в качестве помощника московского посла Игнатия Яхонтова10.

В последний, победный поход на Казань, начавшийся в 1552 г., русское правительство так же, как и в 1547 г., отправило войска через мордовские земли, рассчитывая на содействие мордвы. И оно не ошиблось в этом. Мордва не только снабжала русские войска продовольствием и фуражом, транспортом, возводило мосты, перевозы, выделяло проводников, охраняло войсковые коммуникации, но и с оружием в руках участвовала в боевых действиях. В сражениях против ханских войск выступали вместе с русскими «Еникей князь с Мордвою Темниковскою» и другие мордовские отряды11.

Правительство Иоанна IV высоко оценило заслуги князя Еникея Тенишева, назначив его в 1558 г. при образовании Темниковского уезда первым воеводой г. Темнико-

9 Сафаргалиев М. Г. Присоединение мордвы к Русскому централизованному государству // Труды Мордовского НИИЯЛИЭ. Вып. XXVII. Серия историческая. Саранск, 1964. С. 13; Попов А. И. Географические названия. М.-Л., 1965, С.57; Юсупов Г. В. Антропонимы в булгаро-татарской эпиграфике // Личные имена в прошлом, настоящем, будущем. М., 1970. С.250; Он же. Булгаротатарская эпиграфика и топонимика как источник исследования этногенеза казанских татар // Вопросы этногенеза тюркоязычных народов Среднего Поволжья. Казань, 1971. С.222-223; Переписная книга мордовских селений Алатырского уезда 1671 года. Саранск, 1979. С. 83-85, 106-107.

10 ПСРЛ. Патриаршая или Никоновская летопись. Т. XVIII. М., 1965. С.148, 447; Энциклопедический словарь / Издатели Ф. К. Брокгауз, И. А.Ефрон. Т. XIX а. Спб., 1896. С.841-842; Новый энциклопедический словарь. Т.27. Петроград, 1916. С.175.

11 ПСРЛ. Патриаршая или Никоновская летопись. T.XVIII. С.466, 496, 505, 507; Т. XX, вторая половина. Львовская летопись. Спб., 1914. С. 482. ПСРЛ. Патриаршая или Никоновская летопись. T.XVIII. М., 1965. С. 148, 447.

17

Социально-политические науки

4’2014

ва12. Царь щедро вознаграждал участников похода на Казань, особенно предводителей, в том числе и мордовских, давая им крупные поместья и оставляя у кормила общественного управления. В духовной грамоте Иоанна IV от 1572 г. называются «князи Мордовские со всеми же их вотчинами» под Кадомом, Щацком, Темниковом, Кур-мышом, Алатырем, сохранившие их за собой и после взятия «царства Казанского»13.

Социальная структура мордовского народа в XVI—XVII вв. имела некоторую специфику и царское правительство считало необходимым, помимо местной администрации, единой для русских и мордвы, назначать в уезды для управления последней специальных должностных лиц - бортничьих и мордовских дел воевод, мордовских голов, прикащиков (приказных), подьячих мордовских дел, в чью компетенцию входили не только налоговые сборы, но и административные, судебные и другие «мордовские дела». К примеру, в Арзамасском уезде в XVII в. существовала особая, уездная администрация с обычным воеводским управлением для русского населения (всех категорий), подчиненная Поместному приказу, и уездная администрация для бортников и мордвы под управлением бортничьих и мордовских дел воеводы с особой Приказной избой, подчиненная Новгородской чети. Аналогичная картина наблюдается в Саранском уезде, имевшем наряду с обычным городовым воеводским управлением Приказ мордовских дел во главе с саранским мордовским головою.

Правда, следует оговориться, что мордовские воеводы и головы назначались для управления не только мордвой. По Нижегородскому, Арзамасскому, Апатыр-скому уездам им были подчинены, кроме мордвы, бортники (русские), в Кадомском уезде - посопные крестьяне, также русские. Словом, власть их распространялась и на некоторые категории немордовского населения, бывшего в смысле тягла в одинаковом или сходном с мордвою положении.

Что касается Щацкого уезда, то и он не составлял исключения. В Шацке пребывал назначенный царем Иоанном IV мордовский приказчик Юрий Дуров, ведавший «мордовскими делами» этого уезда. Сохранилась грамота «от царя и великого князя Ивана Васильевича всея Русии в Шатцкой к мордовскому приказчику Юрью Дурову», направленная из Москвы 15 февраля 1583 г. по поводу челобитной «из Шатцкого уезда от Никола чудотворца черного попа Матфия с братьею». Названная «царева грамота» по указанию государя же, адресованному Юрию Дурову, должна была иметь «грамотный противень», предназначавшийся для мордовского приказчика («тот грамотный противень держать тебе, Юрке, у себе»), в то время как подлинник было велено «выдать черному попу Матфию с братами», чтобы он «нашу цареву грамоту сам у себя держал напредки, ради наших прикащиков московских и ради наших иных людей насыльных»14.

Занимавшийся христианизацией мордвы миссионер черный поп Матфий с братами «бил челом царю, государю и великому князю по поводу того, что «мордва некщоная» чинит им «великую всякую пакость», грозит

12 Сафаргалиев М. Г. К истории татарского населения на территории Мордовской АССР (о мишарях) // Труды Мордовского НИИЯЛИЭ. Вып. XXIV. Саранск, 1963. С.75.

13 Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XVI вв. С. 437-439.

14 Документы и материалы по истории Мордовской АССР. Т. 1. Саранск, 1940. С. 215-217.

Николин монастырь разорить, а его с пятью братами «на степи выгнать» за то, что он «котил у мордвы подговором многие жены и дети, аки душ 20 с неполна» и что «инная мордва на лебезу» его «сдается и котиться хочет»15.

Не вдаваясь далее в излагавшиеся Матфием в удобной для него и его монастырских братьев интерпретации подробности относительно преобретения ими принадлежащего мордвину-новокрещену Ивашке Просандееву после его смерти усадища на реке Цне меж двух речек Вочкасов на Оссинском стоке «Мамы-шева поляны с лесы, с кустарем, и с ковылою, да с водою на рыбью ловлю» под Николин монастырь и его угодья, возводившийся по благословению епископа Рязанского и Муромского Леонида, от мечу, что царь повелел своему прикащику Юрке Дурову от мордвы, и от сторонних людей, и от всяких обид их, черного попа Матфия с братами беречь, и монастырю Николину ни от кого ни в чем пакости не чинить»16.

Во второй половине XVII в. патриарший стол в Москве занял Никон (в миру Никита Минов), сам выходец из семьи мордвина-новокрещена села Вельдема-нова Княгининского уезда, ныне Перевозовского района Нижегородской области. Неудовлетворенный медленными темпами крещения мордвы, он ревностно принялся за ее христианизацию. Еще будучи митрополитом в Новгороде, «собинный друг» царя Алексея Михайловича упросил его назначить в Рязань архиепископом иеромонаха Деревяницкого монастыря Ми-саила, уроженца Новгородского края. 13 апреля 1651

г. Мисаил был рукоположен в архиепископы патриархом Иосифом и прибыл в Переяславль-Рязанский.

В 1651 г. царский грамотой на него была возложена миссионерская деятельность по крещению татар и мордвы в Касимове, Шацке, Кадоме, Тамбове и соответствующих уездах. В своей челобитной патриарху Никону в 1655 г. Мисаил сообщил, что он «в те городы ездил» и крестил «четыре тысячи двести человек». «А еще осталось в моем же владычестве, - писал он, - в Шацком уезде некрещенной мордвы двести пятьдесят дворов, а в них числу будет две тысячи слишком человек, да в Кадомском уезде татарских и мордовских пятьсот двадцать дворов, а по числу будет четыре тысячи двести человек. Смилуйся, великий государь и отец наш святейший Никон патриарх Московский и всея Великия и Малыя и Бе-лыя Росии, сотвори, государь, совет по благодати, данной ти от святого духа, с возлюбленным своим сыном благоверным и благочестивым и христолюбивым государем, царем и великим князем Алексеем Михайловичем всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцем, пожалуй меня, богомольца своего, благослови ехати моего владычества в Касимов, и в Шацкое, и в Тамбов татар и мордву крестить...»17.

Получив такое благословение, архиепископ Мисаил продолжил миссионерское дело в Шацком уезде. «И егда учал архиепископ крестити мордву и татар, - показывал сын боярский Акиндин Бахолдин, - и они, мордва, учинились сильны и непослушны и во крещение не пошли. И просвященный Мисаил архиепископ писал к великому государю к Москве, что оне, мордва, учинились непослушны и креститься не восхотели. И великий государь указал послать свою, великого государя, грамоту, и с ним посланы были думной дворянин Иван Павлович Матюшкин с товарищи крестить морд-

15 Там же. С. 214.

16 Там же. С. 216.

17 Там же. С.297-298.

18

Мокшин Н, Ф,

ИЗ ИСТОРИИ КРЕЩЕНИЯ МОРДВЫ (ПО МАТЕРИАЛАМ ШАЦКОГО УЕЗДА)

ву и татар, и крестил много мордвы и татар. И после того поехал в третие преосвященный Мисаил архиепископ мордву и татар во крещение приводи™, и они, мордва, учинились ему, великому господину, непослушны и во крещение не пошли»18.

Мисаил вновь обратился к государю, дожидаясь царского указа в селе Березове Шацкого уезда «четыре недели». Привез этот указ сын боярский Козьма Алтухов. В грамоте государевой повелевапось преосвященному «взять с собою государски служилых людей в Шацком уезде в селе Конобееве, сколько человек пригож и, ехав, мордву и татар во святое крещение приводи™».

Когда Мисаил в сопровождении служилых людей «поехал наперед сам к мордве и хотел великого государя указ прочесть, что указал великий государь их, мордву и татар, крестить .... вышли многие люди мордва и с ружьем и дубьем из струбов и нас, домовых людей, всех разогнали. А в то время был снег глубок, от них, мордвы, было убежати немочно, а они все гонят на лыжах с ружьем, - показывал сын боярский Акиндин Бахолдин. -И учали по архиепископе Мисаиле из луков стрелять. И в то время один мордвин преосвященного архиепископа из лука прострелил и убил в левую руку, и пройде стрела сквозь руку под мышку в сердце. И мордва многие люди к архиепископу бежат, хотят его тело уне-сть.. А мы тело его положили в сани, и он в санях и исповедался. И после исповеди привезли его в село Огломазово, и велел пред собою поставити спасителев образ, и учал, на него зря, плакати, и святые молитвы возсылати и кровию своею главу свою и лице омывати. А убит он, преосвященный архиепископ, во вторник страстей христовых, и волею божие в четверток на светлой неделе преставися..»19. Это случилось 10 апреля 1955 года. Указом великого государя Алексея Михайловича мощи Мисаила были перенесены в Архангельский собор Переяславля-Рязанского, а сам он был Русской православной церковью канонизирован в качестве местночтимого святого.

Царскому правительству, руководству РПЦ стало ясно, что одними принудительными мерами невозможно привести мордву в лоно этой церкви. Поэтому 16 мая 1681 г. царем Федором Алексеевичем был подписан указ о предоставлении льгот мордве в случае крещения. «Да и мордве сказать, повелевапось в указе, - чтоб они, поискав благочестивые христианские веры греческого закона, крестились все. А как они крестятся, и им во всяких податях даже будет льготы на шесть лет»20.

Список литературы:

1. Гераклитов А. А. Мордовский «беляк» // Известия Саратовского краеведческого института. Т. 2. Саратов, 1927.

2. Документы и материалы по истории Мордовской АССР. Т. 1,2. Саранск, 1940.

3. Духовные и договорные грамоты великих удельных князей XIV-XVI вв. М.-Л., 1950.

4. Каргапов В. В. На степной границе. М., 1974.

5. Курбский А. М. История о великом князе Московском. Спб., 1913.

6. Новый энциклопедический словарь. Т. 27. Петроград, 1916.

7. Переписная книга мордовских селений Апатырского уезда 1671 года. Саранск, 1979.

18 Там же. С. 298.

19 Там же. С. 299-300.

20 Документы и материалы по истории Мордовской АССР. Т.2. Саранск, 1940. С. 47.

8. Попов А. И. Географические названия. М.-Л., 1965.

9. ПСРЛ. Патриаршая или Никоновская летопись. Т. XI-XII, XVIII. М., 1965; Т. XX, вторая половина. Львовская летопись. Спб., 1914.

10. Сафаргапиев М. Г. Ясак как одна из форм феодальнокрепостнической эксплуатации мордвы // Ученые записки МГПИ. Вып.4. Саранск, 1956.

11. Сафаргалиев М. Г. Распад Золотой Орды. Саранск, 1960.

12. Сафаргалиев М. Г. К истории татарского населения на территории Мордовской АССР (о мишарях) // Труды Мордовского НИИЯЛИЭ. Вып. XXIV. Саранск, 1963.

13. Сафаргалиев М. Г. Присоединение мордвы к Русскому централизованному государству // Труды Мордовского НИИЯЛИЭ. Вып. XXVII. Серия историческая. Саранск, 1964.

14. Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в государственной коллегии иностранных дел. Ч. 1. М., 1813.

15. Федоров-Давыдов Г. А. Общественный строй Золотой Орды. М., 1973.

16. Энциклопедический словарь / Издатели Ф. К. Брокгауз, И. А. Ефрон. Т. XIX а. Спб., 1896.

17. Юсупов Г. В. Антропонимы в булгаро-татарской эпиграфике // Личные имена в прошлом, настоящем, будущем. М., 1970.

18. Юсупов Г. В. Булгаро-татарская эпиграфика и топонимика как источник исследования этногенеза казанских татар // Вопросы этногенеза тюркоязычных народов Среднего Поволжья. Казань, 1971.

19. Ямушкин В. П. О ясаке и мордовском «беляке»// Труды Мордовского НИИЯЛИЭ. Вып. XXIV. Саранск, 1956.

Reference list:

1. Heraclitov A. A. Mordovia "hare" // News Saratov Regional Studies Institute. T. 2 Saratov, 1927.

2. Documents and Materials on the history of Mordovia Soviet Socialist Republic. T. 1,2. Saransk, 1940.

3. Spiritual and treaty ratification of the great feudal princes XIV-XVI centuries. Moscow-Leningrad, 1950.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Kargalov V. V. On the steppe frontier. M.,1974.

5. Kurbski A. M. History of the Grand Prince of Moscow. Spb., 1913.

6. New Collegiate Dictionary. T. 27 Petrograd, 1916.

7. Census book Mordovia villages Alatyrsky County in 1671. Saransk, 1979.

8. Popov A.I. Geographical names. Moscow-Leningrad, 1965.

9. PSRL. Patriarchal or Nikon Chronicle. T. XI-XII, XVIII. Moscow, 1965; T. XX, the second half. Lviv chronicle. SPB., 1914.

10. Safargaliev M.G. Yasak as a form of feudal exploitation Mordovians // Scientific notes MSPI. No.4. Saransk, 1956.

11. Safargaliev M.G. collapse of the Golden Horde. Saransk, 1960.

12. Safargaliev M.G. On the history of the Tatar population in the territory of Mordovia Soviet Socialist Republic (about Mishars) // Proceedings of Mordovia NIIYALIE. MY. XXIV. Saransk, 1963.

13. Safargaliev M.G. Joining Mordovians to Russian centralized state // Proceedings of Mordovia NIIYALIE. MY. XXVII. Historical series. Saransk, 1964.

14. Collection of 14 state charters and treaties deposited in the state board of Foreign Affairs. Part 1, Moscow, 1813.

15. Fedorov-Davydov, G.A. The social system of the Golden Horde. M., 1973.

16. Collegiate Dictionary / Publishers F. K. Brockhaus and I.A. Efron. T. and XIX. Spb., 1896.

17. Yusupov G.V. Anthroponyms in Bulgar-Tatar epigraphy // Personal names in the past, present, future. M., 1970.

18. Yusupov G.V. Bulgar-Tatar epigraphy and place names as a source of study the ethnogenesis of the Kazan Tatars // Questions ethnogenesis of Turkic-speaking peoples of the Middle Volga. Kazan, 1971.

19. Yamushkin V.P. Yasak and Mordovia "Belyakov" // Proceedings of Mordovia NIIYALIE. MY. XXIV. Saransk, 1956.

19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.