История Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры
Н.Д. Голубятникова
ИЗ ИСТОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ БРАТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОЙ ЛАВРЫ
На территории Лавры до революции располагалось около двадцати библиотек: старейшая из них— монастырская братская библиотека, кроме нее существовали собрания книг ризницы и хора, киновии, а также читальни; Митрополичья библиотека; фундаментальные, ученические (или студенческие), храмовые библиотеки Санкт-Петербургской духовной академии, Санкт-Петербургской духовной семинарии, духовных училищ — Александро-Невского Антониевского и Исидоровского епархиального женского, одноклассных церковных школ при Духовной семинарии и Исидоровском училище, двухклассной Александро-Невской певческой церковной школы при Митрополичьем хоре, а также уличная библиотечка «в шкапиках и рамах» (Шлиссельбургский пр., 1). В статье предпринята попытка реконструировать различные этапы развития монастырской братской библиотеки.
Ключевые слова: история Русской Православной Церкви, духовное просвещение, церковные библиотеки, Александро-Невская Лавра, Новая Ризница, ученое монашество, читальня, Александро-Невское братство, новомученики российские; профиль комплектования, электронный каталог, электронная библиотека, музей церковной книги; Феодосий Яновский, Стефан Калиновский, Софроний Иркутский, Никанор (Клементьевский), Геннадий (Никифоров), Макарий (Воскресенский), Федор Морозов, Иоасаф (Журманов), Сергий (Бирюков), Нектарий (Трез-винский), Иннокентий (Тихонов).
История братской библиотеки Александро-Невской Лавры тесно связана с просветительскими начинаниями священноначалия, в первую очередь — ее архимандрита Феодосия Яновского, будущего архиепископа Новгородского. Собирание книг во вновь созданной обители было предпринято в связи с началом богослужения в 1713 г., книгопечатания в 1719 г., обучения юношества в Славенской школе в 1721 г. Таким образом, она является одной из старейших в митрополии, ей триста лет.
Библиотека при Александро-Невском монастыре отмечена у книговеда А.И. Богданова в сочинении «Описание Санкт-Петербурга». Она «употреблялась как для общаго братства и проповеди Слова Божия, так и для семинарии, в которой обучаются священнаго чина дети Санкт-Петербургской епархии».
В первые годы существования библиотека располагалась в одном из деревянных строений по соседству со школой и типографией, вблизи въезда в мо-
Неонилла Дмитриевна Голубятникова — книгохранитель библиотеки Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры ([email protected]).
настырь со стороны Невской першпективы, на северной стороне Черной речки (вероятно, на месте Тихвинского кладбища, или «Некрополя мастеров искусств»)1, позднее при ней хранились и тиражи напечатанных в типографии
2
книг.
Анализируя материалы, касающиеся школы и типографии, можно предположить, что первоначальный книжный фонд, состоявший из двух сотен томов, включал Священное Писание и его толкования, нравоучительную литературу — сборники поучений и жития святых для проповеди за богослужением в Благовещенской церкви; учебные пособия — грамматику славенороссийскую архиепископа Мелетия Смотрицкого, лексикон треязычный Федора Поликарпова,
3
лексикон славенский, грамматику греко-латинскую и элементарии , катехизис «Православное исповедание» митрополита Петра Могилы, часословы и псалтири, ноты; издания Александроневской печатни — сборник «Четыре поучения» на день святого Александра Невского и на дни памяти петровских побед, Службу святому благоверному великому князю Александру Невскому, составленную архимандритом Гавриилом Бужинским в 1725 г., «Букварь, или Первое учение отроком» преосвященного Феофана Прокоповича, затем «Раскольнические вопросы и ответы», «Пращицу духовную» епископа Питирима и «Феатрон гисто-рический», «Изображение келейного жития» (первая часть устава Александро-Невского монастыря), позднее — важнейший церковный документ того времени — «Регламент, или Устав духовной коллегии»4.
С 1721 до 1726 гг. распоряжением Святейшего Синода «протектором» всех школ и типографий был один из первых насельников Невского монастыря, духовный писатель и переводчик архимандрит Гавриил Бужинский. В 1724 г. указом Петра I «Объявление о монашестве» учреждалось ученое братство. Монахи обители, не моложе тридцати лет и прошедшие курс семинарии, должны были заниматься чтением и переводом богословских трудов, составлением соб-
1Чертеж земель Александро-Невского монастыря по Черной речке в С.-Петербурге / Сост. Макаром Назаровым в 1722 г. // 300 лет Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре: [каталог выставки] /РГИА, Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра. СПб., 2013. С. 8.
2Рункевич С.Г. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра: 1713-1913: в 2-х т.: Историческое исследование. СПб.: Logos, 2001. Т. 1. С. 385, 39. Т. 2. С. 207.
3Ср.: Константинов Н.А. История педагогики. М., 1982.
4Рункевич С.Г. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра... Т. 1. С. 252-275, 584-590; Библиотеки дореволюционного Петербурга / Сост. И.Г. Матвеева; ОИБД РНБ. СПб., 2005. (На правах рукописи); Шкаровский М.В. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра в 1922-1927 годах // Сборник материалов конференции «300 лет Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры» (2013; СПб.) / Ред. М.В. Шкаровский. СПб., 2013. С. 104-145.
ственных сочинений, произнесением проповедей; однако, в то время образованные насельники не были многочисленны и осуществить в определенной степени этот проект удалось только в 1797 г.5
Прочие же — младшая братия — согласно монастырскому «Изображению келейного жития» (1723 г.), а также «Духовному регламенту» (1721 г.), должны были более прилежать ручному труду и «в кельях бумагу, перья и книги отнюдь не держать»6.
Идея создания обителей ученого иночества и впоследствии с трудом приживалась в Русской Церкви, академических монахов направляли по пути церковно-практической деятельности7. Кроме того, в первое десятилетие существования монастыря общее число иеромонахов, иеродиаконов и монахов на различных послушаниях не превышало сорока человек, из них большая часть в навигацию служила корабельными священниками во флоте, поэтому в стенах обители на послушаниях порой оставалось не более 10 человек.
В 1725 г. профессор-грек Афанасий Скяда, приглашенный из Москвы по предложению архимандрита Петра (Смелича) для заведования школой, по условиям контракта должен был описать и «расположить в порядок, по обычаю» библиотечный фонд8. До этого Скяда заведовал московской Типографской школой и описал фонд греческих рукописей Синодальной библиотеки. Следов его описания Александро-Невской библиотеки не обнаружено, но известно, что он уступил в нее 88 книг из личного собрания.
Крупным поступлением стала иностранная часть архиерейского собрания преосвященного Феодосия Яновского после его ареста и смерти в 1726 г. (около 180 томов)9. При жизни первого невского архимандрита его библиотека располагалась в его покоях на Адмиралтейском подворье монастыря, в начале Невской першпективы. Состав и внешний вид книг архиерейских библиотек,
5Смолич И.К. История Русской Церкви: 1700-1917. Ч. 1. М.: Изд. Спасо-Преображенский Валаамский мон-рь., 1996. С. 290-291.
6Изображение келейного жития монахов Александро-Невского Монастыря // Рункевич С.Г. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра... Т. 2. С. 479-487.
7Карпук Д.А. Александро-Невская Лавра — центр ученого монашества в начале XX века // Сборник материалов конференции «300 лет Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры». С. 218-219.
8Купалов А. Скиада, Афанасий Егорович // Русский биографический словарь. В 31 т. / Под набл. А.А. Половцова. М.: Aspect Press LTD, 1992-2003. Т. [18]. Сабанеев - Смыслов. С. 555-556; Рункевич С.Г. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра... Т. 1. С. 532.
9Титлинов Б. Феодосий Яновский // Русский биографический словарь. Т. [25]. Яблонов-ский-Фомин. С. 346-357.
конечно, соответствовал и выполняемой ими статусной функции. Представление о книге и просвещении отвечало характеру эпохи. Однако, книга как хранилище божественной премудрости является и одним из христианских символов. Современник владыки Феодосия, преосвященный Стефан (Яворский), блюститель патриаршего престола, писал в одном из последних своих произведений — «Ода библиотеке» (1722 г., цитируется по позднему переводу с латинского): «О книги! Я почтен, я стал прославлен вами, Чрез вас я был любим большими господами ...». Однако далее: «Я Книгу Вечную зрю мыслию моею, Разгнется оная грядущим Судиею.. ,»10
При том, анализируя круг знакомств преосвященного Феодосия, можно предположить, что часть книг его собрания носила полемический характер. После смерти владельца имущество его, вероятно, было передано в Синод для раз-бора11, и ряд книг на русском языке был уничтожен или разрознен.
После отъезда профессора Скяды в свое отечество, «библиотеки содержателем», или хранителем, в 1728-1737 г. стал постриженник Александро-Невского монастыря, образованный иеродиакон Ианнуарий (Заблоцкий; 1696-). С этого времени сохранились архивные сведения о приобретениях и пожертвованиях в нее книг и периодики, о поступлениях выморочного имущества12.
Некоторые выводы о желательном подходе к формированию фонда и к работе с читателями можно сделать из текста «Духовного регламента». В главе «О домах училищных» говорится: «При школах надлежит быть библиотеке довольной, ибо без библиотеки, как без души академия». Фонд должен соответствовать потребностям заведения и не содержать еретических книг. Полезна учащимся не только духовная премудрость, но и светские научные книги — риторика, логика, латинский и греческий языки. Помимо общепризнанных «Омо-логии, или Исповедания православного», и «Толковательных бесед и слов нравоучительных» святых отцов, весьма желательно составить и использовать три книжицы-хрестоматии — подборки текстов из Священного Писания и из отцов о догматах и заповедях, о всякого чина должностях, а также адаптированные проповеди святоотеческие о догматах и о должностях для чтения с амвона простому народу. Эти три книжицы желательно иметь в личных библиотеках и священнослужителей, и мирян.
10Ода библиотеке в русских переводах XVШ-XX веков // Стефан (Яворский), митр. Сказание об антихристе. Догмат о святых иконах. М.: Паломник, 1999. С. 275-285.
11Рункевич С.Г. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра... Т. 1. С. 593.
12Там же. С. 591-594.
В той же главе «Регламента» приводятся рекомендации по работе с читателями в учебной библиотеке: в начала XVIII в., как и ранее в монастырских уставах, внимание обращается на необходимость посещения читателями книгохранилища в «уреченные дни и часы», на сохранность фонда: «только бы книг по келлиам не разбирали, но чли бы оныя в самой библиотечной конторе», на необходимость руководства чтением со стороны учителя: «Спрашивал бы вся-каго свой учитель, котораго он автора чтет, и что прочел, и что писал; а если чего не уразумел, то б ему объяснил учитель»13.
В 1710-е гг. братские и школьные книги хранились, скорее всего, по традиции в коробьях и сундуках, разложенные по тематическому и форматному признакам, так как появление шкафов и их внешний вид — например, в ново-построенной в начале 1720-х гг. каменной Благовещенской церкви — оговаривается особо.
Вместо штампа или экслибриса применялась скрепа — надпись по листам, например:
Курций, Квинт (I в.). Книга Квинта Курция о делах содеянных Александра Великого. М., X. Г709. 4. Тит. л., 476, 14 нн. с. Надпись по листам: «Сия
книга издавна святого Троицкого Александро-Невского монастыря библиоте-14
ки».
Сподвижник Петра I, преосвященный Феофан Прокопович, будущий архиепископ Великоновгородский и Великолукский, церковный реформатор, составитель «Духовного регламента», «Объявления о монашестве», редактировавший все важнейшие законодательные акты по делам Церкви, первенствующий член Святейшего Синода после кончины митрополита Стефана Яворского, организовал при своем подворье на Карповке семинарию и общеобразовательную школу для детей-сирот «всякого звания», собрал огромную библиотеку, причем несколько комнат были отведены под картины и иконы. Ему же принадлежит мысль об организации в России публичной библиотеки15.
13Домы училищные и в них учители и ученики, тако ж и церковные проповедники // Духовный регламент Петра Первого, с прибавлением «О правилах причта церковного и монашеского». Репринт. М.: Синодальная типография, 1897. М.: Либроком, 2011. 198 с. (Академия фундаментальных исследований, история).
14Также: Книжные знаки, владельческие и дарственные записи на книгах библиотеки Санкт-Петербургской православной духовной академии: в 2-х ч. / Сост. игум. Стефан (Садо), А.Н. Михайлов. СПб., 2007. (На правах рукописи). Ч. 2. С. 6.
15Титлинов Б. Феофан Прокопович // Русский биографический словарь. Т. 25. Яблонов-ский-Фомин. С. 399-448; Сапрыкина Л.Ю. Очаг премудрости и духовности на Петроградской
Большой популярностью пользовались философско-литературные вечера, устраиваемые в доме преосвященного Феофана; после смерти Петра I он возглавил так называемую ученую дружину писателей-просветителей (входили А.Д. Кантемир, В.Н. Татищев и др.), отстаивающих петровские реформы. Территориально Карповское подворье располагалось там, где ныне находится одна из клиник Медицинского университета им. И.П. Павлова.
После смерти преосвященного Феофана в 1736 г. книги его были переданы в Синод, затем частично поступили в монастырскую библиотеку и хранились в ней еще в 1741 г.16, затем были переданы по завещанию в Новгородский архиерейский дом, а ученики Карповской семинарии были переведены в Невскую семинарию.
В 1734-1737 гг. управление Невской семинарией было поручено ученому датчанину Адаму Селлию, медику, филологу, историку и богослову, автору трудов «Каталог писателей, сочинениями своими объясняющих гражданскую и церковную российскую историю» и «Зерцало историческое государей российских», позднее присоединившемуся к православию и принявшему монашеский постриг с именем Никодим. Оставшиеся после его смерти иностранные книги и листы поступили в библиотеку, причем для пересмотра иностранного фонда по требованию Канцелярии монастыря был приглашен консультант из типографии Академии наук17.
Книги архиепископа Санкт-Петербургского Феодосия (Яновского), скончавшегося в 1750 г., тоже поступили в монастырь. Вот современное библиографическое описание одной из них, ныне находящейся в одной из провинциальных университетских библиотек:
Бароний, Цезарь (1538-1607). Деяния церковные и гражданские. М., 1719. 2. 725 л. Надпись по листам: «Книга преосвященнаго Феодосиа Яновск[ого] <.. .> Санктпитербургской по завещанию ево отдана в библиотеку Александро Невскую 1750 года под № 95».
Около 1740 г. при наместнике архимандрите Стефане (Калиновском) монастырское книжное собрание послужило основой ныне существующей библиотеки СПбПДА, что, по-видимому, было связано с перемещением семинарии во
стороне: [о деятельности преосв. Феофана Прокоповича и о его резиденции] // Двенадцатые и тринадцатые открытые слушания «Института Петербурга»: ежегодные конференции по проблемам петербурговедения, 2005-2006 / Сост. Н.В. Скворцова, И.М. Сергеева. СПб.: Институт Петербурга, 2006. 209 с.
16Рункевич С.Г. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра... Т. 1. С. 593.
17Там же. С. 537-540; Т. 2. С. 207.
вновь построенное для нее здание — в глубине монастыря, вдали от Подмона-стырской слободы, с необходимостью более регулярного и систематического её пополнения в соответствии с «развитием курса» семинарии, а также с общим состоянием церковных дел края и монастыря после смещения преосвященного Феодосия (Яновского). В 1797 г. Главная семинария была преобразована в Александро-Невскую академию. В 1809 г. в ее составе были выделены три учебных заведения: Санкт-Петербургская духовная академия, Санкт-Петербургская духовная семинария и Александро-Невское духовное училище. В XIX в. академия, семинария и училище занимали Федоровский и Южный корпуса Лавры, позднее — отдельные здания в южной части Митрополичьего сада. Библиотеки духовных школ располагались при них, в академии и семинарии раздельно существовали фундаментальные и ученические (студенческие) книжные собрания.
Братский фонд был собран заново. В середине XVIII в. многое сделал для улучшения преподавания в семинарии и для пополнения библиотеки иеромонах Софроний (Назаревский, иначе Кристалевский; 1703-1771) — казначей с 1743 г., наместник монастыря в 1746-1753 гг., будущий святитель Иркутский.
По сохранившимся сведениям, послушание библиотекаря в XVIII в. после иеродиакона Ианнуария (Заблоцкого) проходили: в 1737-1741 гг. иеродиакон Епифаний (Пенковский; 1701-), в 1741-1743 гг.— иеродиакон Феофил (Красно-польский). Приступая к отправлению обязанностей в 1741 г., о. Феофил получил инструкциюразобрать книги, содержать в исправности их опись, никому не выдавать книги без расписки, вести приходно-расходные записи по библиотеке. На этом послушании о. Феофил занимался также переплетом книг18.
С 1743 г. библиотекарем был иеродиакон Симеон, до 1753 г.— иеромонах Порфирий (-1768), в 1753-1756 гг. — иеромонах Сильвестр (Юнецкий), позднее проходивший послушание ризничего, благочинного, эконома и в 1761 г. ставший наместником монастыря.
В 1753 г. вследствие «репорта» иеромонаха Сильвестра о «несходстве» описи с «подлинностью книг» Канцелярия поручила ему составить новую опись при иеромонахе Порфирии, «причем неупустно в опись на русском и на латинском языках включать, о книгах именовать автора».
С 1756 г., когда в связи с назначением иеромонаха Сильвестра во флот библиотека вновь временно была передана на попечение иеромонаху Порфи-рию. После них библиотекарем был иеромонах Иеремия (Гусаревский, -1764),
18Там же. С. 593-594.
исполнявший также должность православного законоучителя при лютеранской
19
кирхе .
К 1759 г. библиотека располагалась в шести покоях «верхнего апартамента» — второго этажа Духовского корпуса, причем в ней хранилась и модель собора; затем для размещения фонда была выделена и отделана Юго-западная
башня20.
Весной 1762 г. словесным распоряжением правящего архиепископа Вениамина (Пуцек-Григоровича) библиотекарем был назначен иеромонах Моисей (-1773), комиссии во главе с духовником поручено было составить опись и передать фонд от иеромонаха Иеремии. Иеромонах Моисей в отправление обязанностей вступать не решался, библиотеку с рук на руки не принимал, ключ у себя не держал, выдавал книгу под расписку в присутствии одного из членов комиссии и ключ возвращал духовнику, при том просил уволить его от библиотечного послушания21.
К июлю 1763 г. комиссия из четырех иеромонахов окончила сверку книжного фонда с «тетрадями» и составила единую опись. В то время, в отличие от современной нормы сверки наличного фонда с неизменными документами хранения, при проверке фонда описи составлялись заново и заново надписывались на книжных титульных листах или авантитулах инвентарные номера. Книги выдавались читателям под расписку в особой тетради или на полях описи. «Библиотеки содержатель» вел также приходно-расходные записи. Карточные каталоги в России появились позднее, в середине XIX в., и долго имели вспомогательное назначение, из них описания переносились по порядку в описи.
В последние тридцать лет ХУШ в., в правление митрополита Гавриила (Петрова-Шапошникова, 1730-1801), духовное просвещение переживало расцвет: был построен и освящен монастырский собор в честь Пресвятой Троицы, завершена и издана Синодом книга с объяснением церковных служб, напечатаны краткие поучения из святых отцов на каждый день года, в монастырь было переведено несколько монахов строгой жизни из Софрониевой пустыни Черниговской епархии, был подготовлен к изданию славянский перевод «Добротолю-бия» (текст правили в Александро-Невском монастыре)22.
19Там же. Т. 2. С. 207.
20Там же. С. 207.
21 Там же. С. 208.
22Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра: [альбом] / Санкт-Петербургская епархия; ред. еп. Назарий (Лавриненко) [и др.]; автор текстаМ. В. Шкаровский. СПб.: Арт Деко, 2012. С. 63-64.
Владыка был одним из первых хранителей памятников церковной старины и фактически исполнял обязанности президента Академии наук. По его ходатайству перед императором Павлом I Александро-Невскому монастырю был придан статус Лавры, а Главная семинария была преобразована в академию.
Труды владыки Гавриила были продолжены преемником по кафедре, митрополитом Амвросием (Подобедовым; 1742-1818), первым получившим звание доктора богословия. Им было составлено «Руководство к чтению Священного Писания Ветхого и Нового Завета», неоднократно издавались его слова и речи23.
В 1770-1809 гг., по описанию лаврского насельника архимандрита Амвросия (Орнатского, 1778-1827), будущего епископа Пензенского, лаврская и академическая библиотеки существовали раздельно в Северо-западной и Юго-западной башнях, причем лаврская состояла «из многих русских, а частию греческих и латинских книг», размещенных, как и святыни, и реликвии ризницы, «в шкафах из казанского дуба под лаком»; в академической же библиотеке было «книг печатных на разных языках до 5 000 нумеров (причем на один номер могло быть записано несколько книг — Н.Г.), а также многия достопамятные рукописи и физические инструменты»24. Как видно, в ХУШ в. не проводилось резкой границы между книжным, музейным и архивным фондами.
Помимо братской и академической библиотек, в Лавре существовали значительные келейные собрания, например, иеродиакон Филарет (Дроздов), будущий святитель Филарет Московский, насельник Невской Лавры в 1809-1815 гг., пользовался личными книгами ректора духовной академии архимандрита Сергия (Крылова-Платонова)25.
В 1812 г. архимандрит Филарет (Дроздов) был определен ректором Санкт-Петербургской духовной академии, профессором богословских наук. В 1817 г. он был возведен в сан епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской и Новгородской епархии. В петербургский период владыка начал труд всей жизни — перевод Библии на русский язык (Синодальный перевод был издан в 1876 г.) Его яркие проповеди, произнесенные в Троицком соборе Лавры, были напечатаны в возобновленной лаврской типографии. Позднее именно митрополит Филарет Московский разработал систему описания церковного имущества
23Там же. С. 65.
24Амвросий (Орнатский), еп. История российской иерархии, собранная Новгородской семинарии префектом, философии учителем, соборным иеромонахом Амвросием: в 6 ч. М.: Синодальная типография, 1807-1815. Ч. 2. С. 220-221.
25Сегень А.Ю. Филарет Московский. М.: Молодая гвардия, 2011. С. 31.
в записке «О средствах и препятствиях сохранности церковных древностей и рукописей в церквях и монастырях»26, составленной в марте 1853 г. по указанию императора Николая I.
Митрополит Михаил (Десницкий, 1761-1821) был участником Библейского общества, ярким проповедником, работы его многократно издавались.
Митрополит Серафим (Глаголевский, 1757-1843) показал себя противником масонства и увлечений мистицизмом. Известны его работы «Исследование доказательств бытия Божия», «Пастырское увещание по случаю холеры», а также «Слова и речи на разные случаи».
Митрополит Антоний (Рафальский, 1789-1848) покровительствовал ико-нописанию27.
Митрополит Григорий (Постников, 1784-1860), один из крупнейших специалистов по истории русского раскола, был автором сочинения «Истинно-древняя и истинно-православная Христова Церковь, изложение в отношении к глаголемому старообрядчеству», а также «День святой жизни, или Ответ на вопрос, как мне жить свято». Его «Слова и беседы на все воскресенья и на праздничные дни в году» вышли в пяти томах. Он основал еженедельный журнал «Духовная беседа», в его правление при духовной академии стали издавать переводы византийских историков, богослужебные книги переводились на татарский и финский языки.
При митрополите Исидоре (Никольском, 1799-1892) сформировалась сеть благотворительных и учебных заведений, построенных на лаврских землях. Владыка состоял членом многих научных обществ и учреждений. Он имел влияние как толкователь и переводчик на русский язык Библии (Синодальный перевод 1876 г.), автор слов и речей.
Митрополит Палладий (Раев, 1827-1898) покровительствовал Обществу религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви.
В 1844-1859 гг. (с перерывами) при духовной академии и Лавре пребывал иеромонах (затем архимандрит) Феофан (Говоров), будущий затворник Вы-шенский и святитель. Им был переложен на русский язык греческий, отчасти славянский тексты «Добротолюбия» (издание вышло в 1877 г.) В работе над русским текстом, как и ранее над славянским, принимали участие монахи Нев-
26Сохранение памятников церковной старины в России XVIII-начала ХХ вв.: сборник документов / Мин-во культуры РФ, НИИ реставрации; сост. В.С. Дедюхина и др. М.: Отечество, 1997. С. 86-90.
27Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра: [альбом]. С. 68-69.
ской и Троице-Сергиевой Лавры. В Александро-Невской Лавре о. Феофаном был подготовлен очерк аскетики «Путь ко спасению».
Архимандрит Макарий (Булгаков), ректор духовной академии, создал в петербургский период такие фундаментальные труды, как «Православно-догматическое богословие» и три первых тома «Истории Русской Церкви»28.
Духовный писатель, историк монашества архимандрит Иувеналий (Половцев) был наместником Лавры с 1867 по 1871 гг.29
Что касается именно лаврских библиотеки и ризницы, существенное упорядочение хранения в них было произведено во время правления митрополита Никанора (Клементьевского; 1787-1856), известного своей благотворительной и просветительской деятельностью. В 1853 г. преосвященный Никанор распорядился о реорганизации лаврской братской библиотеки: о новом ее перемещении в Юго-западную башню (на место академической, после 1819 г. находившейся в здании академии), о возобновлении должности библиотекаря и назначении на нее иеромонаха Филиппа (до того фонд был в распоряжении ризничего), о создании комиссии для составления новой описи.
В 1853-1855 гг. фонд лаврской библиотеки пополнился 600 книгами, а также собранием монет и медалей, пожертвованных митрополитом Никанором из личной коллекции. В правление этого владыки было начато описание достопримечательностей Лавры и собирание материалов по ее истории, составлены житие и акафист святому благоверному князю Александру Невскому и биографии митрополитов Амвросия и Гавриила. Четырехтомный каталог библиотеки середины XIX века и главная церковная ризничная опись, как и полный текст историко-статистического описания монастыря (120 листов), составленный к 1859 г. Иларионом Алексеевичем Чистовичем (1828-1893), были утрачены в со-
30
ветское время .
Большую часть собрания составляли книги XVIII-XIX веков по библе-истике, богослужебные, по гомилетике, истории, философии, художественная литература, латинские учебники; среди них — Остромирово и Реймское Евангелия (последнее — парижского издания 1843 г.), «Обозрение Кормчей книги в историческом виде» Г.А. Розенкампфа, сочинения владык Филарета и Иннокентия, А.С. Норова, А.Н. Муравьева, описание путешествий Ж.-Э.-В. Ара-
28Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра: [альбом]... С. 101.
29Там же. С. 72.
30Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра: 1713-2013: в 3 т. / СПб., 2013. Т. 2. С. 99-101, 125.
го, А.-Ф. Коцебу, Ф.-О. Шатобриана. Выписывались переводы творений отцов Церкви (до 1884 г.), журналы «Христианское чтение», «Православное обозрение», «Православный собеседник», «Духовное чтение». Из рукописей наибольшую ценность представляли три Евангелия конца XV - начала XVII в., несколько списков жития святого князя Александра Невского, личная переписка владыки Никанора31 .
К этому же времени относится поступление изданий и рукописей, связанных с именем образованного иеромонаха Паисия (Кривоборского, -1854), лаврского насельника, проходившего послушание во флоте, затем в Киновии. Он был
автором нескольких сборников духовного содержания, в том числе — Патерика
32
новгородских чудотворцев .
В составе фондов находилась также часть рукописей и книг монаха Иа-кинфа (Бичурина, 1777-1853), одного из основоположников российского китаеведения, академика, путешественника, начальника девятой Пекинской духовной миссии, лишенного сана архимандрита, доживавшего век в Лавре. Ныне его
рукописи и книги — в библиотеках и архивах Москвы, Санкт-Петербурга и Ка-
33
зани .
Как указано у М.В. Шкаровского, братия посещала библиотеку «весьма мало» — отчасти из-за холода (помещение зимой не отапливалось), отчасти из-за преимущественно «ученого и учебного» характера книг. Была разрешена выдача изданий под расписку наставникам и студентам академии34.
В 1896 г. замещать библиотекаря иеромонаха Александра, назначенного сопровождать Абиссинскую миссию, поручили иеромонаху Геннадию (Никифорову, 1860 - после 1932).
15 июня 1898 г. иеромонахам Геннадию, Нилу (Гончару) и послушнику Соловьеву было поручено сделать проверку книг и рукописей и при необходимости составить новую опись. В январе 1899 г. была закончена первая опись фонда рукописных материалов35. В 1909 г. о. Геннадий освобожден от должности
31 Там же. С. 125-126.
32Богданова Т.А. Собрание рукописей Александро-Невской Лавры в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки // Сборник материалов конференции «300 лет Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры». С. 286-305.
33Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра: 1713-2013: в 3 т. Т. 2. С. 126; Богданова Т.А. Собрание рукописей Александро-Невской Лавры... С. 299-300.
34Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра: 1713-2013: в 3 т. Т. 2. С. 125.
35Там же. С. 126.
библиотекаря и назначен ризничим, впоследствии казначеем36. С 1909 г. архимандрит Амвросий (Казанский) исполнял должность библиотекаря, с 1911 г. — архивариуса37.
В 1910 г., в период управления митрополита Антония (Вадковского) и наместника архимандрита Феофана (Тулякова), библиотека и архив были раз-
38
мещены на первом этаже специально выстроенного по проекту архитектора Л.П. Шишко здания Новой ризницы, восточной стеной выходившего на Никольское кладбище, за Духовским братским корпусом.
6 апреля 1912 г. был назначен новый заведующий библиотекой и архивом — архимандрит Макарий (Воскресенский, 1866-1931), исполнявший также должность благочинного монастырей и подворий епархии39. Личный духовник великого князя Константина Константиновича Романова и его семьи, он был причислен к орденам Анны и Владимира, выполнял почетные поручения — например, освящал храм-крипту Иоанновского монастыря для погребения святого праведного Иоанна Кронштадтского. Он постригал и будущую преподобно-мученицу Марию Гатчинскую.
Во время его заведования библиотекой архивариусом был архимандрит Геннадий (Никифоров), помощником архивариуса — послушник Федор Михайлович Морозов (1883-1962), инициатор устройства в Лавре древлехранилища и участник научной организации лаврского архива. В Первую мировую войну Ф.М. Морозов добровольно ушел на фронт санитаром, в 20-е гг. много сделал для сохранения святынь и реликвий Киево-Печерской Лавры и других святых мест, впоследствии всю жизнь прослужил научным сотрудником Русского музея и Эрмитажа40.
В 1915-1917 гг. вторым библиотекарем и заведующим музеем был иеродиакон Иоасаф (Журманов, 1877-1962), впоследствии наместник Лавры, затем архиепископ Тамбовский41.
36ШкаровскийМ.В. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра: 1913-2013: в 2 т. Т. 2. С. 472.
37Там же. С. 457-458.
38Крылов Н.С. Из истории архива Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры // Сборник материалов конференции «300 лет Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры». С. 310.
39Войчук А. Литературно-документальная биография семьи Войчуков в документах, письмах и воспоминаниях. Кн. 1. [Воскресенские]. Курск, 2006. (На правах рукописи). С. 12-21.
40Щеглов Г.Э. Хранитель: жизненный путь Федора Михайловича Морозова / Мин. ДА. / Минск: Врата, 2012; ШкаровскийМ.В. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра... Т. 2. С. 189-190.
41 Шкаровский М.В. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра... Т. 2. С. 444.
2 января 1918 г., по результатам ревизии Лавры, в числе других заметных перемещений братии, архимандрит Макарий был отстранен от должности заведующего библиотекой и архивариуса, его заменил архимандрит Неофит. В 1922 г. отец Макарий подготовил при Богословском институте кандидатскую диссертацию и в 1924 г. был удостоен степени кандидата богословия.
В 1924 г. архимандрит Макарий был арестован по делу о Спасском братстве, отбыл двухлетний срок на Соловках, где работал на строительстве железной дороги42, вернулся в Ленинград и жил в семье родного брата Капитона Федоровича Воскресенского, школьного учителя. В 1931 г., наполовину парализованный, он был арестован повторно как иосифлянин и выслан в Ярославль, где родным удалось передать его на попечение сначала одной родной сестре в село Введенское Чухломского уезда Костромской губернии, затем — другой сестре, Ольге Федоровне Птицыной — в Чухлому, где он вскоре скончался и был похоронен на городском кладбище43.
Вот некоторые черты организации библиотеки при заведующем архимандрите Макарии. Согласно его рапорту от 6 апреля 1912 г. о приеме библиотечного имущества, справочный аппарат библиотеки состоял из описей собрания рукописей, печатных книг и журналов, а также «разных вещей» и алфавитного (карточного?) каталога. Книговыдача осуществлялась путем записи в особые переплетенные тетради. Как уже отмечалось, четырехтомный каталог библиотеки, как и описи, был утрачен в советское время.
Многочисленные реорганизации монастырских книгохранилищ были причиной модификаций их штампов. Всего, если судить по 550 монастырским книгам и журналам, ныне находящимся в библиотеке СПбПДА, было 15 вариантов штампов братской библиотеки, ризницы, киновии, читальни, собора44. Книжные ярлыки в монастыре не применялись.
Разделы фонда выделялись «по обычаю», в шифрах использовались римские и арабские цифры, буквы; в качестве примера можно привести рубри-
42Ср.: Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века: база данных ПСТГУ. Макарий (Воскресенский) // Сайт ПСТГУ. URL: http://kuz3.pstbi.ru/bin/code.exe/frames/rn/ind_oem.html/ans (дата обращения: 17.10.2013); Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: XX столетие. 2-е изд., доп. СПб.: Миръ: Об-во свт. Василия Великого, 2002. С. 82-83; Войчук А. Литературно-документальная биография семьи Войчуков. С. 22-32.
43ВойчукА. Литературно-документальная биография... С. 32-33.
44Книжные знаки. Ч. 2. С. 6-9.
ки опубликованного каталога архиерейской библиотеки митрополита Флавиана (Городецкого, 1841-1915)45:
A. Богословие (1. Священное Писание, 2. Патрология, 3. Введение в круг богословских наук, или Основное богословие, 4. Догматическое богословие, 5. Обличительное, или Сравнительное богословие, 6. Нравственное богословие, 7. Пастырское богословие, 8. Гомилетика, 9. Каноническое право);
Б. История (1. Библейская, 2. Церковная, 3. Гражданская);
B. Книги разного содержания (философия, психология, психиатрия, правоведение, география, этнография, статистика, библиография, словесность, языкознание, искусство, энциклопедии и справочники);
Г. Журналы и газеты.
Иначе был организован фонд фундаментальной библиотеки Санкт-Петербургской духовной академии: книги расставляли и шифровали, в основном, по формату, по тематико-видовому и языковому признакам, сохранялась цельность мемориальных коллекций профессоров академии и других лиц. Например, шифры с буквами Ж, Г, К имели русские и иностранные книги формата in octavo, А — in folio и in quarto, М — книги на восточных языках, А и Б — рукописи, Э — акты учебных заведений и др.46
В отличие от некоторых существовавших в городе общедоступных библиотек, располагавших, помимо абонемента и читального зала, залом для бесед и показа теневых картин, лаврская братская библиотека была именно книгохранилищем, первоначально запланированный читальный зал был вскоре отдан для размещения архива. Историк С.Г. Рункевич в 1912 г. писал о ней так: «Превосходное помещение, по-видимому, еще не проснувшееся к жизни»47.
Со 2 января до 1 июня 1918 г. должность библиотекаря исполнял архимандрит Христофор, с 6 июня 1918 г. библиотекарем был назначен иеромонах Нектарий (Трезвинский), впоследствии епископ Яранский, священномученик, канонизированный Русской Православной Церкви Заграницей; в 1920 г. он вновь замещал библиотекаря48. Более поздних сведений о братских библиотекарях не обнаружено.
^Систематический каталог книг библиотеки высокопреосвященного Флавиана, митрополита Киевского и Галицкого, [с пятью прибавлениями] / Сост. игум. Михаил [Тростянский]. Киев: Киево-Печерская Лавра, 1910-1915. С. 673-677.
46Книжные знаки. Ч. 1. С. 3.
47Рункевич С.Г. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра... Т. 2. С. 397.
48Шкаровский М.В. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра: 1913-2013: в 2-х т. Т. 2. С. 503-505.
Одним из постоянных читателей братской библиотеки был архимандрит Сергий (Бирюков, 1862-1937), духовник Лавры в 1919-1927 гг. О. Сергий и в советское время продолжал проповедовать, распространял тексты своих проповедей в стихотворной форме, посещал святые места. Он вел научную работу по изучению рукописей в библиотеке Лавры, собирал редкие акафисты, составлял жизнеописание подвижников благочестия49.
В декабре 1913 г., при митрополите Владимире (Богоявленском) и наместнике архимандрите Феофане (Тулякове), в Лавре были учреждены и действовали всю Первую мировую войну Богословские общеобразовательные курсы. В число учащихся принимались послушники и монашествующие Лавры, певчие Митрополичьего хора и келейники, преподавали образованные насельники из числа братии50.
Помимо Антониевского духовного училища, на лаврской земле также находились трехклассное (впоследствии шестиклассное) Исидоровское женское епархиальное училище для дочерей лиц духовного сословия и двухклассная Александро-Невская церковно-приходская школа на 100 мальчиков-певчих, имевшие свои учебные библиотеки51.
Известно, что помимо братской библиотеки, в Лавре отдельно существовала читальня с книжным штампом особой формы. По-видимому, организация читальни с книжным штампом особой формы была следствием нового «Положения об Александро-Невской Лавре», утвержденного указом Синода от 26.05.1917 г.52, и программы религиозно-просветительской деятельности Александро-Невской Лавры, разработанной на Всероссийском съезде ученого монашества в июле 1917 г. в Троице-Сергиевой Лавре. В резолюции секции, зачитанной иеромонахом Александро-Невской Лавры Иннокентием (Тихоновым), речь шла, наряду с истовым и полным богослужением, проповедью, организацией внебогослужебных бесед, об «устройстве публичной религиозно-нравственной библиотеки для широких слоев столичного населения и народной
читальни», расширении древлехранилища, богословских исследованиях и кни-
53
гоиздании .
49Там же. С. 525-526.
50Там же. Т. 1.С. 88.
51 Книжные знаки. Ч. 2. С. 2.
52Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра: [альбом]. С. 186.
53Карпук Д.А. Александро-Невская Лавра — центр ученого монашества в начале XX века. С. 225.
Деятельность народной читальни была связана с существованием при Лавре курсов, училищ и школ, ведь посетителями таких читален были, в первую очередь, учащиеся, народ, дети.
При СПбПДА студенческая читальня с фондом периодики действовала еще в 1890-е гг., ее посещал в годы своей учебы будущий митрополит Григорий (Чуков).
Первые бесплатные народные читальни появились в Петербурге в 1887 г., а к 1917 г. их число в Санкт-Петербурге достигало 23, в частности, несколько библиотек-читален с залами для бесед было открыто в столице «Обществом распространения религиозно-нравственного просвещения». Накануне революции общедоступные городские и, в определенной степени, церковные библиотеки образовали общее библиотечное пространство.
Состав книг в народных читальнях был очень ограничен и строго регламентирован, количество названий книг, допущенных в них по правилам Министерства народного просвещения 1890 и 1896 гг. и указаниям Духовного ведомства, было около 3 000, периодики — около 90.
После революции устройство читален поддерживалось советской властью и стало темой специальных циркуляров правительства 1924 и 1929 гг., читальни сыграли большую роль в ликвидации неграмотности простого населения и приобщении его к знаниям, литературе и культуре54.
30 сентября 1918 г. было открыто двухгодичное Богословско-пастырское училище для подготовки священно- и церковнослужителей и преподавателей Закона Божия для епархии, учредителем которого стала преподавательская корпорация Санкт-Петербургской духовной семинарии. Первоначально митрополит Вениамин предоставил училищу помещение у лаврского каре, затем оно переехало в бывшее здание семинарии на набережной Обводного канала, 19, а в декабре 1920 г. — в здание подворья Троице-Сергиевой Лавры на набережную Фонтанки, 44, объединившись с Петроградским богословским институтом, созданным в апреле 1920 г. Институт и училище содержались на средства приходских общин епархии. В ноябре 1918 г. библиотечный отдел Нар-компроса передал училищу библиотеку бывшей семинарии в количестве 20 тысяч томов преимущественно по вопросам религиозно-нравственным и церковно-историческим55, но в феврале 1920 г. из этого фонда были изъяты в пользу дет-
54Новиков В.Н. Просветительная деятельность городских народных библиотек-читален России в конце XIX-начале XX веков: [автореферат дис. канд. пед. н. ]. СПб., 2010. Гл. 3.
55Шкаровский М.В. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра... Т. 1. С. 263.
ской колонии беллетристика, книги педагогического содержания и справочная литература, а в декабре 1922 г. решением так называемого Государственного книжного фонда остававшиеся в Богословском училище книги и рукописи были переданы Российской публичной библиотеке, I отделению56.
С 1918 г. (фактически — с 1916 г.) при монастыре было организовано Александро-Невское братство, целями которого были, среди прочего, подготовка священнослужителей и монахов из числа благочестивых мирян, преподавание детям Закона Божия (существовало 69 детских кружков). Еще с дореволюционного времени и почти до разгрома действовали богословские (числом не менее пяти), философский и монашеские (мужской и женский) кружки, участники которых готовили доклады по изучаемым темам, а также кружок любителей православного богослужения. Руководили братством будущие священному-ченики Лев (Егоров, 1889-1937) и Иннокентий (Тихонов, 1889-1937), будущий митрополит Гурий (Егоров, 1891-1965) и другие лаврские иеромонахи. До конца 1920-х гг. издавались серьезные труды членов братства, а также православные календари и приходская периодика. Есть сведения, что к 1920 г. братство имело большую библиотеку религиозных книг и предоставляло книги из нее в пользование другим братствам57. Можно предположить, что это то же собрание, что и лаврская читальня. В помощь миссионерской работе, вероятно, создавались и передвижные религиозные библиотеки временного пользования; по понятным причинам, документация не велась.
В начале 1924 г.58 лаврская братская библиотека, предположительно, вместе с ризницей, архивом и зданием, в котором они размещались, перешла в распоряжение Петроградского Отдела коммунального хозяйства, в марте — в ведение общества «Старый Петербург» и, вероятно, в конце декабря 1924 г., при перемещении лаврского архива в Центрархив, была разорена большевиками. Книжное собрание было передано в Российскую национальную (ранее — публичную) библиотеку и другие книгохранилища, в том числе — в библиотеку Казанского университета. Процесс передачи через Лениградское отделение Государственного книжного фонда, в которое отовсюду свозили реквизированные
56Там же. С. 258.
57'Шкаровский М.В. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра... С. 472-475. Ср.: Зегж-да С.А. Александро-Невское братство: добрым примером, житием и словом. [Набережные Челны]: Новости мира, 2009. 487 с. (Жизнь во благо).
58Ср.: Крылов Н.С. Из истории архива Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры // Сборник материалов конференции «300 лет Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры». С. 308-312; Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра: [альбом]. С. 215.
издания, по некоторым сведениям, продолжался до 1928 г. Часть книг и по сей день находится в запасниках крупных библиотек, не будучи никогда обработана библиотекарями и востребована читателями, часть была продана за границу или утрачена.
В лаврской киновии (современный адрес: Октябрьская наб., 18) имелся
свой книжный фонд, о чем свидетельствует существование особого книжного
59
штампа .
Митрополичья библиотека, по сведениям М.В. Шкаровского, была ликвидирована осенью 1923 г., при передаче Митрополичьего корпуса Володарскому райисполкому под жилье рабочим60.
О существовании и составе келейных библиотек насельников можно судить отчасти по документам, составлявшимся при их аресте, о конфискации их личной церковной утвари, библиотеки и квартирной обстановки, отчасти — по владельческим записям на книгах, которые в последнее время стали все чаще
возвращаться в Лавру, приносимые прихожанами.
* * *
Собирание православных изданий было возобновлено в первые годы перестройки. С сентября 1990 до ноября 1994 гг. небольшая библиотека (около 2 700 единиц хранения), размещенная на колокольне Свято-Троицкого собора, была доступна для священно- и церковнослужителей, сотрудников и, избирательно, для прихожан, велся учет книг, имелись карточные каталоги.
В 1995-2006 гг. книгохранилище было братским и имело основной задачей обеспечение учебными пособиями насельников-учащихся духовных школ. Размещалось оно сначала в Федоровском корпусе, затем — в Духовском братском корпусе на втором этаже, вблизи приемной наместника и братских келий.
В конце 2006 г. митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров) благословил проект епископа Кронштадтского Назария (Лаври-ненко), наместника Лавры (в то время — архимандрита) — создание крупной общедоступной современной библиотеки, соответствующей статусу монастыря и задачам, решаемым ныне Церковью, располагающей учебными (для духовенства и монашествующих), образовательными (для мирян), аскетико-просветительскими и душеполезными изданиями. Внимание придается также
59Книжные знаки. Ч. 2. С. 7-8.
60Шкаровский М.В. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра в 1922-1927 гг. // Сборник материалов конференции «300 лет Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры». С. 131.
собиранию материалов о святом благоверном князе Александре Невском, о преподобном Серафиме Вырицком, о святых, святынях и подвижниках благочестия Северо-Запада России, по краеведению и русской военной истории. Среди предполагаемых направлений деятельности — обеспечение душеполезным чтением готовящихся к принятию святого Крещения и к воцерковлению, поддержка пастырской работы с особыми группами прихожан (химически зависимые и др.), организация бесед и встреч с писателями и издателями в рамках раскрытия фондов. Открытие общедоступной Александро-Невской библиотеки будет частью и просветительской деятельности воссозданного Александро-Невского братства.
Осенью 2008 г. монастырю было возвращено историческое здание так называемой «Новой ризницы», построенное в 1904-1910 гг. В советское время оно использовалось для нужд Городской станции переливания крови. Интерьеры монастырской ризницы, библиотеки, архива не сохранились, была разрушена система вентиляции, сняты и вывезены кованые ажурные оконные решетки. Владыка наместник предпринял ремонтно-реставрационные работы по возвращению интерьеров здания в первоначальный вид и адаптации их к современным задачам эксплуатации. Помещение библиотеки было оборудовано стеллажами и библиотечной мебелью.
Летом 2012 г. библиотечные фонды были перемещены в подготовленное помещение, издания распакованы после переезда, разобраны и размещены на стеллажах. Начались работы по редактированию электронного каталога библиотеки, созданного в 2007-2011 гг. с помощью САБ Ирбис-64, оптимизации поискового образа документа, обеспечивающей эффективный многоаспектный поиск документов в массиве библиографических записей, способствующей приближению книги к пользователю.
Библиотека участвовала в конкурсе «Православная инициатива» Фонда преподобного Серафима Саровского и выиграла грант, благодаря которому удалось приобрести новое компьютерное оборудование и установить новую версию автоматизированной библиотечно-информационной системы Ирбис-64.
16 сентября 2013 г., в юбилейный для Невской Лавры год, вскоре после общегородских торжеств Александрова дня, читальный зал библиотеки был открыт для широких кругов читателей. Анализ первых месяцев работы показал, что более половины читательских запросов относится к истории России и Церкви, т.е. библиотека востребована именно как институт памяти.
Деятельность библиотеки (по данным на январь 2014 г.)
• Фонды насчитывают 60 тысяч единиц хранения бумажных и электронных ресурсов, каталогизация ведется. Комплектование осуществляется регулярно, в т.ч. благотворительно, с применением рекомендательных списков, составляемых по просьбе библиотекаря экспертами в конкретной области.
• Электронный каталог ведется с помощью автоматизированной библиотечной системы Ирбис-64, библиографические записи имеют около 30 полей доступа (сведения об интеллектуальной ответственности, заглавие, заглавие оригинала, перевод заглавия, страна и язык издания и т.д.), расписывается содержание периодики и сборников.
• Обслуживание читателей и выдача изданий осуществляется только через читальный зал изданий на традиционных носителях. Коллекция научных и образовательных электронных изданий предназначается для использования во втором, «электронном» читальном зале61.
• Библиотека участвует в церковных образовательных конференциях, краеведческих мероприятиях и др. Книгохранитель регулярно участвует в международных семинарах по электронной каталогизации и работе с электронными ресурсами Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина, Центральной городской публичной библиотеки им. В.В. Маяковского, публикует статьи.
• В библиотеке проводятся занятия по церковнославянскому языку и по практическому обучению церковных чтецов.
Следующий этап работы предполагает окончание библиографического описания и индексирования средствами АБИС Ирбис-64 существующей коллекции локальных сетевых электронных ресурсов, создание электронных защитных копий редких изданий, присоединение полных текстов электронных ресурсов к описаниям в каталоге, оборудование читального зала для работы с локальными сетевыми электронными ресурсами, обеспечение удаленного досту-
61Гражданский кодекс РФ. Ст. 1273-1275. См. также: Право на доступ к информации: возможности и ограничения в электронной среде: Сборник материалов международной научно-практической конференции / Науч. ред. Н.А. Шевелёва; ФГБУ «Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина». СПб., 2012. 298 с. (Электронное законодательство; вып. 2). URL: http://www.prlib.ru/Lib/pages/item.aspx?itemid=75682 (01.11.2013).
па пользователей к электронному каталогу и к фондам библиотеки, а также справочно-библиографическое обслуживание удаленных пользователей.
Особенностью библиотеки, по благословению наместника Лавры, является выделение в качестве самостоятельного отделения зала редкой книги, в котором будет создана экспозиция по церковной истории, видимой сквозь призму старых изданий, владельческих записей на них.
Многие редкие издания появились в библиотеке неустанными заботами их почитателя — владыки Назария, постоянно подчеркивающего своевременность и необходимость принятия мер по сохранению и изучению редких (старопечатных, старых, рукописных, эмигрантских и других) изданий.
Среди поступлений 2012-2013 гг. надо особо отметить подаренные Лавре прихожанами книги со штампом дореволюционных лаврских библиотеки, читальни и ризницы, с владельческими надписями насельников монастыря и священноначалия — митрополита Елевферия (Воронцова), архимандрита Геннадия (Никифорова) и других.
Отдельными коллекциями являются книги из келейных собраний последних лет насельников Лавры архимандрита Елеазара (Иванова, 1936-2011) и иеромонаха Илиана (Мешкова, 1970-2012), а также протодиакона Василия Цип-кало (1938-2010). Было получено благословление оставлять в фонде редких книг машинописные перепечатки советского времени, поступившие из собраний известных петербургских священнослужителей — например, протоиерея Василия Лесняка (1934-1995) и других. Потомки одного из почивших священнослужителей подарили самодельные переплетные инструменты, с помощью которых в то время переплетались машинописные копии духовных книг, потомки протоиерея Вадова — дореволюционные грампластинки с записями известных московских архидиаконов. Одно из последних поступлений — стеклянные диапозитивы 1930-х гг., подобные тем, с помощью которых до революции при проведении просветительских бесед показывали «теневые картины».
Особенно ценно для будущей экспозиции и для составления библиографического описания редкой книги или музейного объекта, если дар сопровождается составленной вкладчиком краткой историей о бывшем владельце.
В рамках договора о сотрудничестве Президентская библиотека передала в библиотеку монастыря электронные копии пяти дореволюционных изданий, относящихся к истории обители, а лаврская библиотека предоставляет Президентской библиотеке для оцифровки «Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем Синоде». Была достигнута договоренность об оцифровке Прези-
дентской библиотекой документов дореволюционного архива Лавры, ныне находящихся в РГИА, и предоставлении пользователям широкого доступа к ним.
Возобновление, с необходимыми изменениями, в бумажном или в электронном виде исторического фонда Лаврской библиотеки — необходимый следующий шаг ее развития на благо Церкви и города.
Источники и литература
1. 300 лет Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре: [каталог выставки] / РГИА, Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра. СПб., 2013.
2. Амвросий (Орнатский), еп. История российской иерархии, собранная Новгородской семинарии префектом, философии учителем, соборным иеромонахом Амвросием: в 6 ч. Ч. 2. М.: Синодальная типография, 1807-1815.
3. Библиотеки дореволюционного Петербурга: [справочник] / Сост. И.Г. Матвеева; ОИБД РНБ. СПб., 2005. (На правах рукописи).
4. Богданова Т.А. Собрание рукописей Александро-Невской Лавры в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки // Сборник материалов конференции «300 лет Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры» / Под ред. профессора М.В. Шкаровского. СПб., 2013. С. 286-305.
5. ВойчукА. Литературно-документальная биография семьи Войчуков в документах, письмах и воспоминаниях. Кн. 1. [Воскресенские]. Курск, 2006. (На правах рукописи).
6. Духовный регламент Петра Первого, с прибавлением «О правилах причта церковного и монашеского». Репринт: М., Синод. тип., 1897. М.: Либро-ком, 2011. (Академия фундаментальных исследований, история).
7. Зегжда С.А. Духовное наследие священномученика архиепископа Иннокентия (Тихонова). Набережные Челны: Новости мира, 2010. (Жизнь во благо).
8. Зегжда С.А. Александро-Невское братство: добрым примером, житием и словом. Набережные Челны: Новости мира, 2009. (Жизнь во благо).
9. Карпук Д.А. Александро-Невская Лавра — центр ученого монашества в начале XX века // Сборник материалов конференции «300 лет Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры». С. 218-227.
10. Книжные знаки, владельческие и дарственные записи на книгах библиотеки Санкт-Петербургской православной духовной академии: в 2 ч. / Сост. игум. Стефан (Садо), А.Н. Михайлов. СПб., 2007. (На правах рукописи).
11. Константинов Н.А. История педагогики. М., 1982.
12. Крылов Н.С. Из истории архива Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры // Сборник материалов конференции «300 лет Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры». С. 306-321.
13. Купалов А. Скиада, Афанасий Егорович // Русский биографический словарь: в 31 т. / Под набл. А.А. Половцова. М.: Aspect Press LTD, 1992-2003. Т. 18. Сабанеев - Смыслов. С. 555-556.
14. Новиков В.Н. Просветительная деятельность городских народных библиотек-читален России в конце XIX-начале XX веков: [автореферат дис. канд. пед. н.]. СПб., 2010.
15. Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века: база данных ПСТГУ. Макарий (Воскресенский) // Сайт ПСТГУ. URL: http://kuz3.pstbi.ru/bin/code.exe/frames/m7ind_oem.html/ans (дата обращения: 17.10.2013).
16. Ода библиотеке в русских переводах XVIII-XX веков // Стефан (Яворский), митр. Сказание об антихристе. Догмат о святых иконах. М.: Паломник, 1999. (Богословское творчество русских святителей XVII-XIX веков). С. 275-285.
17. Право на доступ к информации: возможности и ограничения в электронной среде: сборник материалов международной научно-практической конференции / Науч. ред. Н.А. Шевелёва; ФГБУ «Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина». СПб., 2012. (Электронное законодательство; вып. 2) // Сайт Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина. URL: http://www.prlib.ru/Lib/pages/item.aspx?itemid=75682 (дата обращения: 01.11.2013).
18. Рункевич С.Г. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра: 1713-1913: в 2-х т.: Историческое исследование. СПб.: Logos, 2001.
19. Сапрыкина Л.Ю. Очаг премудрости и духовности на Петроградской стороне: [о деятельности преосвященого Феофана Прокоповича и о его резиденции] // Двенадцатые и тринадцатые открытые слушания «Института
Петербурга»: ежегодные конференции по проблемам петербурговедения, 2005-2006 /Сост. Н.В. Скворцова, И.М. Сергеева. СПб.: Институт Петербурга, 2006.
20. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра: 1713-2013: в 3-х т. / Авт. идеи, рук. проекта еп. Назарий (Лавриненко); Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра. СПб., 2013.
21. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра: [альбом] / Ред. еп. Назарий (Лавриненко) [и др.]; автор текста М.В. Шкаровский. СПб.: Арт Деко, 2012.
22. Сегень А.Ю. Филарет Московский. М.: Молодая гвардия, 2011. (Жизнь замечательных людей; 1525. Серия биографий).
23. Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: XX столетие. 2-е изд., доп. СПб.: Миръ: Об-во свт. Василия Великого, 2002.
24. Систематический каталог книг библиотеки высокопреосвященного Фла-виана, митрополита Киевского и Галицкого, [с пятью прибавлениями] / Сост. игумен Михаил [Тростянский]. Киев: Киево-Печерская Лавра, 1910-1915.
25. Смолич И.К. История Русской Церкви: 1700-1917 / Изд. Спасо-Преображенский Валаам. мон-рь. Ч. 1. М., 1996.
26. Сохранение памятников церковной старины в России XVIII - начала ХХ вв.: Сборник документов / Мин-во культуры РФ, НИИ реставрации; сост. В.С. Дедюхинаи др. М.: Отечество, 1997.
27. Титлинов Б. Феодосий Яновский // Русский биографический словарь. Т. 25. Яблоновский-Фомин. С. 346-357.
28. Титлинов Б. Феофан Прокопович // Русский биографический словарь. Т. 25. Яблоновский — Фомин. С. 399-448.
29. Шкаровский М.В. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра в 1922-1927 годах // Сборник материалов конференции «300 лет Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры». С. 104-145.
30. Шкаровский М.В. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра: 1913-2013: в 2-х т. / Рук. проекта еп. Назарий (Лавриненко); гл. ред.
А.А. Зимин; при уч. свящ. А.В. Берташа, Л.К. Александровой-Чуковой; Свято-Троицкая Александро-Невской Лавра. СПб., 2012.
31. Щеглов Г.Э. Хранитель: жизненный путь Федора Михайловича Морозова / Мин. ДА. Минск: Врата, 2012.