Научная статья на тему 'Из истории формирования академических музыкальных традиций в Красноярске: от истоков до современности'

Из истории формирования академических музыкальных традиций в Красноярске: от истоков до современности Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
212
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЕВРОПЕЙСКОГО ТИПА / КУЛЬТУРНАЯ ДИФФУЗИЯ / ИНФРАСТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ / КЛЕТОЧКА / ЯДРО / КРАСНОЯРСК

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Царёва Евгения Сергеевна

В настоящей статье рассматривается зарождение и развитие академических музыкальных традиций в культуре Красноярска в их неразрывной «генетической» связи с распространением и освоением на данной территории европейского музыкального опыта от времени основания города и до наших дней. Выявляется «темпоритм» формирования академической музыкальной культуры Красноярска как системы, очерчивается её инфраструктура, обозначаются факторы, способствующие данным явлениям. Анализ краеведческого материала в философско-культурологическом ракурсе даёт новые результаты в осмыслении музыкально-исторических процессов Красноярска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из истории формирования академических музыкальных традиций в Красноярске: от истоков до современности»



SCIENCE TIME

ИЗ ИСТОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ АКАДЕМИЧЕСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ

ТРАДИЦИЙ В КРАСНОЯРСКЕ: ОТ ИСТОКОВ ДО СОВРЕМЕННОСТИ

Царёва Евгения Сергеевна, Красноярская государственная академия музыки и театра, г. Красноярск

E-mail: evatcareva@gmail.com

Аннотация. В настоящей статье рассматривается зарождение и развитие академических музыкальных традиций в культуре Красноярска в их неразрывной «генетической» связи с распространением и освоением на данной территории европейского музыкального опыта от времени основания города и до наших дней. Выявляется «темпоритм» формирования академической музыкальной культуры Красноярска как системы, очерчивается её инфраструктура, обозначаются факторы, способствующие данным явлениям. Анализ краеведческого материала в философско-культурологическом ракурсе даёт новые результаты в осмыслении музыкально-исторических процессов Красноярска.

Ключевые слова: академические традиции, музыкальная культура европейского типа, культурная диффузия, инфраструктура культуры, клеточка, ядро, Красноярск.

Красноярск в настоящее время представляет собой крупный культурный центр России, обладающий разветвлённой системой музыкальных академических традиций. Среди её основных компонентов - местные профессиональные академические исполнительские организации и коллективы (театр оперы и балета и музыкальный театр, симфонический и камерный оркестры, хоры, камерные ансамбли), солисты, трёхступенчатая система профессионального музыкального образования, Союз композиторов, музыкальная наука и критика, сложившаяся слушательская аудитория. Вместе с тем Красноярск является одним из сибирских городов, расположенных на географической периферии страны, и имеет сравнительно «молодую» историю развития академического искусства со своими взлётами и спадами.

Академические традиции в музыкальной культуре Красноярска зиждутся (в силу своего генезиса) на системе норм и образцов музыкального языка и мышления, сложившейся в европейском профессиональном письменном искусстве Нового времени, которая в ХХ веке приобрела мировое распространение, глобальность, признание в качестве эталона. При всей близости сущностного содержания, понятия академическая музыкальная культура и музыкальная культура европейского типа имеют определённые отличия, особенно резко проявившиеся в последнее столетие с развитием и всё большим «наступлением» массовой музыкальной культуры, выросшей также на основе европейского опыта. Академическая музыка является составной частью культуры европейского типа, но в отличие от последней обозначает более узкое звуковое пространство, ограниченное высокими духовными критериями, строгими ориентирами, определяющими интонационный массив и предполагающими наличие необходимой для его реализации сложной инфраструктуры.

Основными типологическими чертами европейской музыкальной системы, определяющими функционирование и мирового академического искусства и отличающими её от других типов культуры, обозначим следующие: 1) использование нотной письменности не только для фиксации уже существующих произведений, но и для создания новых; 2) личностное композиторское творчество; 3) наличие системы музыкальной коммуникации (композитор - исполнитель-интерпретатор - слушатель); 4) осуществляющиеся внутри данной системы кооперированность и дифференцированность звукотворчества и музыкально-общественной деятельности. Центральным явлением новоевропейской музыкальной модели, её культурно-историческим феноменом, который «пронизывает и стягивает воедино всю многоуровневую и многозвеньевую систему кооперированной музыкальной деятельности» и не «имеет прямых аналогий за рамками европейской профессиональной традиции последних столетий», выступает «музыкальное произведение» [1, с.10].

Возвращаясь к использованному выше понятию инфраструктура культуры, необходимо отметить, что данный термин довольно часто употребляется в гуманитарных науках, в том числе в истории культуры и культурологии. С его помощью обозначается совокупность элементов системы и их взаимосвязанное функционирование, обеспечивающее «условия создания, сохранения, трансляции и воспроизводства культурных ценностей, развития культурной жизни и творчества» [2, с.22]. Соответственно, комплекс базисных элементов формирует внутреннюю инфраструктуру академической музыкальной культуры (системы), обеспечивая «циркулирование» и развитие музыкальных ценностей в обществе. Среди них - академическое композиторское творчество, концертно-театральное исполнительство, музыкальное образование, а также

слушательская аудитория, издание нотно-музыкальной литературы, производство инструментов и иных сопутствующих предметов, материально-технические объекты (здания музыкальных театров и концертных залов, музыкальные магазины), музыкальная критика, музыкознание, органы управления культурной деятельностью и т.д. Используя некоторые идеи социологической теории А. А. Зиновьева об «исходной клеточке (эмбрионе)» как строительном материале системы общественных отношений [3], академическая музыкальная культура представляется сложным «многоклеточным» организмом, каждую клеточку которого и формирует обозначенный «набор» элементов, необходимый для поддержания её автономного и самодостаточного существования, самовоспроизводства, и в тоже время заключающий в себе возможность и потенциал развития, роста. Клеточка - не только часть целого, но и само это целое на микроуровне. Ядром же клеточки, системообразующим центром, порождающим все вышеперечисленные структуры, и тем звеном, без которого невозможно её функционирование, видятся музыкально-творческие человеческие ресурсы. Это деятельность и композитора, исполнителя, слушателя, педагога, музыковеда, а если продолжать, то музыкального мастера, музыкального критика и т.д., которые иногда могут быть представлены как дифференцированно, так и в лице одной творческой личности.

Зарождение и развитие академических традиций в музыкальной культуре Красноярска были обусловлены многовековым процессом расширения ареала функционирования европейской музыкальной системы. Русская музыкальная культура сформировалась как неповторимый вариант общеевропейской и как одно из крупных мировых художественных явлений. Периферия России, в том числе и сибирские города, воспринимали западную музыкальную модель в основном сквозь призму русского варианта. Если на первоначальном историческом этапе музыкальная культура Красноярска отличалась относительной гомогенностью и в основном была ориентирована на традиционное искусство, то активно распространявшиеся общеевропейские академические музыкальные традиции, относившиеся к другому типу мышления, приводили к неоднородности городского культурного пространства. Наряду с существовавшим фольклором в нём на протяжении нескольких столетий складывался блок академического искусства. В итоге формировалась самостоятельная академическая музыкальная система, при этом вливаясь, как органичная составляющая, в единую культурную целостность Красноярска, усложняя и обогащая её.

Влияние одной культуры на другую, равно как и распространение культуры одного типа на широкие географические ареалы, во многом происходит через механизм личностного посредничества. В Красноярске мы можем наблюдать два параллельных пути освоения европейского музыкального

опыта: прямой, где посредниками являлись европейцы, и опосредованный, когда перенос новых музыкальных традиций уже в адаптированном и переработанном варианте осуществляли русские. При этом нередко представители европейской части России и выходцы из зарубежной Европы оказывались в сибирских городах не по своей воле.

«Темпоритм» становления академической музыкальной системы в провинциальном Красноярске отличала зависимость от миграционных импульсов, перемещающих творческие силы из крупных культурных центров (городов Европейской России и зарубежной Европы) на периферию и выполняющих тем самым донорскую функцию. Благодаря культуротворческой деятельности «пришлых», культурному контакту между ними и местным населением происходило (и происходит) формирование музыкально-общественной среды, перенос, адаптация, усвоение, укоренение и дальнейшее развитие традиций академической музыки. Одно из главных мест среди способствующих данным явлениям процессов принадлежит культурной диффузии, которая в современной науке определяется как пространственное распространение, проникновение и заимствование культурных ценностей, образцов, норм, идеалов [7]. Общепризнанно, что культурная диффузия протекает более активно при персонифицированном контакте. Как отмечает И.В. Кучерук, процесс культурных диффузий непрерывен, как и развитие культур, но под влиянием внешних, зачастую политических факторов, темп диффузионных движений может стать ослабленным, «законсервированным» или увеличенным [5, с.44].

Главным механизмом социокультурной коммуникации, межкультурного взаимодействия выступает диалог, который может предусматривать двусторонний обмен информацией и однонаправленное действие. Ю.М. Лотман обращает внимание на такие условия диалога, когда первый из его участников («передающий») обладает большим запасом памяти (опыта), а второй («принимающий») заинтересован усвоить себе этот опыт [6, с.122]. В этих условиях и происходил сначала диалог культуротворческих мигрантов и сибиряков, чаще он был однонаправленным и базировался на особой форме отношений - «между говорящим текст и воспринимающим его» [4, с. 10]. Тем не менее в процессе эволюции музыкальной коммуникации Сибири и в зависимости от культурного уровня участников творческого контакта, возникали и ответный поток информации, и равноправное общение - обмен художественными ценностями, что, безусловно, является необходимым для гармоничного развития музыкальной культуры любого общества.

Формирование академических традиций в Красноярске во многом было обусловлено центробежными диффузионными процессами,

распространяющими нормы и образцы общеевропейской музыкальной модели,

при этом концентрирующимися в определённые каналы трансляции информации, и началось практически со времени основания города. В уездный Красноярск (до 1822 г.) проникали элементы европейской музыкальной культуры Нового времени в основном в музыкальных жанрах и видах, доминантных для российской действительности того периода - духовных и военных. Таким образом, среди первых упомянутых информационных каналов были военная и православная музыкальные сферы, занимающие значительное место в культурном пространстве сибирских городов до начала XIX века. Несмотря на свои ограниченные в художественном плане прикладные функции, но в условиях постоянного контакта и синтеза со светским искусством, они обогащали и развивали местную музыкальную жизнь, привнося и укрепляя академические традиции. Одновременно, уже с момента основания Красноярска (1628 г.), существовала «точечная» передача новых традиций через их непосредственных носителей (светских артистов), оформлявшаяся, начиная с петровской эпохи, в ещё один мощный музыкально-культурный канал трансляции - светское музицирование. Этот канал выполнял главные системообразующие функции в становлении местной самостоятельной модели академического искусства.

Активное формирование инфраструктуры академических традиций начинает уверенно проявляться в Красноярске - столице Енисейской губернии, а именно к середине XIX века. Доминантой в зарождении локальной академической системы выступает любительское музицирование. Первоначально получившее распространение в домашнем «элитарном» кругу оно выходит за рамки «салонов», утверждается в публично-концертных проявлениях, завоёвывает широкую популярность среди горожан и постепенно приобретает организационно закреплённые формы. Возрастающие количественные и качественные показатели музыкального любительства были во многом продиктованы общим ведущим самоорганизационным принципом социокультурного развития России в XIX - начале ХХ века. Импульс, шедший не «сверху», от государственных решений, а продиктованный инициативой «снизу», от активных и просвещённых представителей различных сословных групп, запускал мощные процессы самоорганизации, которые выливались в создание всевозможных общественных объединений (так называемых собраний, обществ, клубов), впоследствии пользующихся поддержкой властей и приобретающих официально закреплённые формы существования. В итоге в 1880-е годы благодаря деятельности Красноярского музыкального кружка, а затем Общества любителей музыки и литературы, город получает базисные составляющие местной академической музыкальной культуры: формируются любительские симфонический оркестр, светский хор, ряд камерно-инструментальных составов, интенсивно развивается сольная концертная

практика, проходят первые оперные постановки силами красноярцев, создаются и сразу же исполняются произведения местных композиторов, складывается устойчивая слушательская аудитория. Венчает успех любительского общественного движения в Красноярске организация в 1892 году, пусть и на кратковременный срок, первого профессионального музыкально-образовательного учреждения - Музыкальных классов. Одновременно, как следствие местных культурно-эволюционных процессов, в городе активно развивается музыкальная журналистика и зарождается музыкальная критика. С последней трети XIX века в Красноярске складываются профессиональные компоненты академической системы - создаются Городской театр (1874 г.), светские творческие коллективы, что обеспечивает приток в город большего процента музыкантов-специалистов. Всё большему потоку гастролирующих артистов в Красноярск способствует прохождение через него Транссибирской магистрали (в 1895 г.) и строительство оборудованных концертных залов.

Годы с 1628 по 1914 представляются длительным по времени и событийно-разреженным «подготовительным» периодом, в течение которого постепенно формируются элементы академической музыкальной культуры города, составляя её адаптивный местный вариант. Первая мировая война, а затем последовавшие мощные социальные «взрывы (революции и Гражданская война) спровоцировали в 1914-1922 годах небывалые по своим масштабам массовые центробежные миграционные потоки, содержавшие крупные музыкально-творческие силы (в числе иностранных военнопленных, европейских союзников белогвардейцев, беженцев, «вынужденных» гастролёров), и их уникальное пересечение в сибирском регионе. Академическая музыкальная модель Красноярска к этому времени уже обладала необходимым потенциалом для осуществления на её базе активного и продуктивного социокультурного взаимодействия, творческого диалога сибиряков, жителей европейской части России и зарубежной Европы. В микровременном историческом режиме (8-9 лет) протекали концентрированные диффузионные процессы, оказавшие влияние на эволюционное развитие практически всех элементов академической музыкальной культуры города - различных видов инструментального, вокального и хорового исполнительства, специального образования, композиторского творчества, музыкальной критики, слушательской аудитории, производства инструментов.

Период с 1914 по 1922 год по своей событийной плотности и результативности выступает крупной кульминационной фазой всего предшествующего формирования академической системы в Красноярске. Пик кульминационного взлёта приходится на первые советские годы (начало 1920-х) в городе, когда в условиях государственной заинтересованности и непрерывности заданных ранее процессов открывается и успешно

SCIENCE TIME

функционирует Народная консерватория. Транслируемые на протяжении веков в Красноярск музыкальные традиции и ценности европейской цивилизации к 1920 году «прижились» и укоренились настолько, чтобы составить целостный комплекс необходимых элементов академической музыкальной культуры -клеточку - для успешного и гармоничного её дальнейшего системного эволюционного самовоспроизводства и развития.

Оставшиеся в Красноярске музыкальные силы не допустили разрушения сформированной клеточки академической музыкальной модели. Их творческие стремления, активность, самоотверженный труд, уровень мастерства явились жизнеобеспечивающим, стержневым элементом культурной системы - её ядром. В сложнейших условиях, в переведённой государством с началом НЭПа на позиции хозрасчёта академической музыкальной культуре её носителями были активизированы процессы самоорганизации, которые насыщали Красноярск самыми разнообразными формами концертного и музыкально-театрального исполнительства. В годы экономического кризиса оплотом профессионализма и консолидирующим центром академической системы выступила Народная консерватория. В дальнейшем эти функции также выполняли Трудовой оперный коллектив (1924-1925 гг.), Красноярское филармоническое общество (1929 г.), Краевое концертно-эстрадное бюро (1938 г.). Но страшный удар по ядру музыкальной культуры государство приготовило не в 1920-е годы, когда приостановило на время финансирование её социальных институтов, а во второй половине 1930-х, когда были репрессированы и расстреляны лучшие музыкальные деятели Красноярска.

Вместе с тем заложенные к началу советского периода традиции академического искусства стали основой для дальнейшего их эволюционного развития. Потребовались десятилетия, новые созидательные импульсы и миграционные культуротворческие потоки (эвакуированные во время Второй мировой войны творческие коллективы европейской части России, сосланные крупные специалисты из метрополии страны, приехавшие по профессиональному распределению в Сибирь артисты), усилия властей и красноярских музыкантов, чтобы академическая система города пережила очередную мощную кульминационную фазу (конец 1970-х - начало 1990-х гг.) и вышла на иной качественный уровень своего функционирования.

В течение двух лет (1977-1978) в городе создаются театр оперы и балета, симфонический оркестр, институт искусств с тремя факультетами -музыкальным, театральным и художественным. В 1978 году хореографическое отделение Красноярского училища искусств, основанное двумя годами ранее, становится самостоятельным учебным заведением - хореографическим училищем. В 1982-1984 годах для филармонии строятся Малый и Большой концертные залы, а также реставрируется костёл, в котором устанавливают орган. В 1983 году начинает работу Красноярское отделение Союза

композиторов. Импульсы, заданные в конце советской эпохи, и обусловленные во многом решениями властей, несмотря на очередную смену общественной формации в стране, имели глубокие последствия. В очередной раз в сложившейся на стыке эпох финансово-вакуумной ситуации для музыкальной культуры крупные творческие силы, находившиеся в Красноярске, инициировали активные самоорганизационные процессы, результаты которых впоследствии находили поддержку у новой администрации. В 1993 году в городе была учреждена целая плеяда профессиональных музыкальных исполнительских объединений - камерный, духовой, народный оркестры, мужской хор и хоровой ансамбль солистов. Поток музыкально-перспективной молодёжи из Красноярска, желающей совершенствовать профессиональные знания, расширил свою географию и стал направлен не только на крупные центры России, но и ориентирован на Европу. Центростремительные импульсы, сформированные в городе, полноправно включились в процессы развития мировой академической музыкальной культуры. Современный Красноярск уже как новый центр Сибири также поднимается на иную эволюционную ступень и сам «обрастает» всё большей периферией. Центробежные импульсы, идущие из города, оказывают воздействие не только на распространение и развитие академических традиций на территории Красноярского края, но и имеют непосредственное сильное влияние на музыкальную культуру соседних республик - Хакасии и Тывы.

Литература:

1. Бенюмов М.И. Художественные средства музыканта-исполнителя: парадокс понятия, исторический генезис, структура, функции. - Красноярск, 2012. - 140 с.

2. Быкова А.Г., Рыженко В.Г. Культура Западной Сибири: История и современность: учебное пособие. - Омск: ОГУ, 2001. - 372 с.

3. Зиновьев А. А. Фактор понимания - М.: Алгоритм, 2006. - 528 с.

4. Калганова В.А. Проблема взаимодействия западноевропейской и русской культур рубежа XVII-XVIII вв. (философско-культурологический аспект): автореф. ... канд. философских наук: 09.00.13. - Саратов, 2004. - 24 с.

5. Кучерук И.В. Культурная диффузия в современном мире и образовании (на примере взаимодействия российской и североамериканской культур) // Вопросы культурологии. - 2007. - №3. - С. 44-50.

6. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике и топологии культуры: изб. ст. в 3 т. -Таллин: «Александра», 1992. - Т. 1. - 490 с.

7. Теория культуры: учебное пособие // Под ред. С.Н. Иконниковой, В.П. Большакова. - Спб., 2008. - 592 с.

8. Царёва Е.С. Музыкальная жизнь Красноярска от истоков до 1922 года: пути формирования музыкальной культуры европейского типа. - Красноярск, 2014. -368 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.