Научная статья на тему 'Иван Зарецкий сотрудник этнографического отдела Русского музея императора Александра III'

Иван Зарецкий сотрудник этнографического отдела Русского музея императора Александра III Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
444
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИВАН ЗАРЕЦКИЙ / РОССИЙСКИЙ ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ / ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ / КЕРАМОЛОГИЯ / ОПОШНЯНСКИЕ МИСКИ / IVAN ZARETSKY / THE RUSSIAN ETHNOGRAPHIC MUSEUM / THE ETHNOGRAPHY COLLECTION / CEROMOLOGY / OPISHNYAN PLATES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Вызир Наталия Федоровна

Статья посвящена деятельности известного украинского керамолога, этнографа, краеведа Ивана Зарецкого в Российском этнографическом музее на протяжении 1902-1906, 1910 гг. Рассказывается о его вкладе в популяризацию украинской традиционной культуры, в частности, народного гончарного искусства. Благодаря И. А. Зарецкому в Российском этнографическом музее хранится уникальная коллекция опошнянских глиняных мисок конца ХIХ начала ХХ вв., а также малоизвестные рукописные материалы и фотоснимки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ivan Zaretsky as a collaborator of Department of Ethnography of Russian Museum named after Alexander III

It is about activity of the famous Ukrainian ceromologist, ethnographer and a student of local lore

Текст научной работы на тему «Иван Зарецкий сотрудник этнографического отдела Русского музея императора Александра III»

УДК 069-051:929Иван Зарецкий

Н. Ф. Вызир

ИВАН ЗАРЕЦКИЙ — СОТРУДНИК ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ОТДЕЛА РУССКОГО МУЗЕЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III

Российский этнографический музей - один из крупнейших этнографических музеев Европы. В его хранилищах сосредоточены памятники культуры 157 народов бывшей Российской империи, есть среди них и памятники украинской культуры. Изучение материальной и духовной культуры украинцев было начато в Этнографическом отделе Русского музея Императора Александра III уже в 1902 г., после утверждения штатного расписания1.

Основная задача музея в первый период его существования со времени основания в 1902 г. по 1923 г., когда экспозиции впервые открыли для широкой публики2, заключалась в комплектовании фондов, которое осуществляли специалисты в области славянской и романской этнографии: Ф. К. Волков, А. А. Миллер, Н. М. Могилянский, К. К. Романов, А. К. Сержпутовский3. К числу этих ученых принадлежал и И. А. Зарецкий - известный украинский керамолог, краевед, этнограф, археолог, фотограф и музеевед. Одним из аспектов его многогранной деятельности было сотрудничество с Этнографическим отделом Русского музея Императора Александра III на протяжении 1902-1906, 1910 гг. Этнографические коллекции, собранные им в Полтавской, Харьковской, Киевской, Черниговской, Подольской и Екатеринославской губерниях, стали основой для последующего формирования фонда материальной культуры украинцев нового этнографического музея. В общей сложности И. А. Зарецкий собрал более 1 800 предметов, из них - около 600 глиняных изделий, составивших уникальную коллекцию украинской народной керамики конца XIX - начала ХХ вв.

В 1912 г. И. Ф. Павловский в «Кратком биографическом словаре» разместил информацию о сотрудничестве И. А. Зарецкого с Этнографическим отделом4. И лишь в 1983 г. появилась информация, представленная О. В. Карповой в каталоге-указателе коллекций5, благодаря которой можно составить представление о вкладе И. А. Зарецкого в формирование этнографических коллекций музея, популяризацию и сохранение традиционного искусства украинцев. Некоторые аспекты музейной работы И. А. Зарецкого представлены О. В. Карповой в диссертационном исследовании «Украинское гончарство по материалам собрания Российского этнографического музея»6 и научных публикациях7. Не слишком глубокое освещение данной темы дает все основания утверждать об актуальности проблемы.

1 Грусман В. Российский энтографический музей // Опішнянська мальована миска другої половини ХІХ - початку XX століття (в зібранні Російського етнографічного музею в Санкт-Петербурзі). Опішне, 2010. С. 23.

2 Там же.

3 Емельяненко Т. Г. История музея // Российский этнографический музей: Буклет. СПб., 2002. С. 1.

4 Павловский И. Ф. Краткий биографический словарь ученых и писателей Полтавской губернии с половины ХУЛІ века. Полтава, 1912. С. 235-237.

5 Украинцы ХК-ХХ вв.: Каталог-указатель этнографических коллекций / Сост. Н. М. Хазова, О. В. Карпова. Л., 1983.

6 См.: Карпова О. В. Украинское гончарство по материалам собрания Российского этнографического музея (конец ХГХ - ХХ веков): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. СПб., 2006.

7 Карпова О. В. 1) Собрание И. А. Зарецкого в Российском этнографическом музее как источник изучения украинского гончарства // Титульний етнос: здобутки і втрати: Збірник статей. Полтава;

Иван Антонович Зарецкий родился в селе Лютенька Гадячского уезда Полтавской губернии в 1857 г. Он был членом Московского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, Московского археологического общества8, действительным членом Полтавской ученой архивной комиссии9, членом Воронежской и Оренбургской архивных комиссий10, членом-корреспондентом Русского музея императора Александра ІІІ и Государственного исторического музея11, сотрудником музеев Полтавы, Санкт-Петербурга, Оренбурга. Перу ученого принадлежит ряд научных работ, в частности, первая в Российской империи монография по керамологии «Гончарный промысел в Полтавской губернии» (1894 г.)12. Коллекции, собранные И. А. Зарецким, хранятся в Полтавском краеведческом музее, Государственном историческом музее, Российском этнографическом музее, Оренбургском краеведческом музее, Оренбургском музее изобразительных искусств.

Предпосылками к деятельности И. А. Зарецкого в Этнографическом отделе, кроме активной музееведческой работы, археологических, керамологических и краеведческих исследований, стало его участие во Всероссийской кустарной выставке, проходившей в Санкт-Петербурге в 1902 г. В 1902 г. И. А. Зарецкий был командирован Полтавской губернской земской управой в Санкт-Петербург для обустройства Полтавского отдела на Всероссийской кустарной выставке13. Для демонстрации были отобраны деревянные, кожевенные, меховые, ткацкие изделия; вышивка, ковры, сукно, полотно; разные машины и орудия труда и прочее14. Особой популярностью у посетителей пользовалась композиция из гончарных изделий, представленная, в основном, опошнянской керамикой15. Издавна Опошня славилась гончарными изделиями16. В ХІХ в. местечко - один из наиболее известных гончарных регионов Украины. Глиняные изделия: терракотовые, поливяные (в том числе расписные) сбывались не только в украинских губерниях, но и во многих странах европейского и американского континентов. Опошнянская керамика стала своеобразным символом традиционной украинской культуры ХХ в.17

Опішне, 2002. С. 7-11; 2) Иван Зарецкий и Российский этнографический музей // Опішнянська мальована миска другої половини ХІХ - початку ХХ століття (в зібранні Російського етнографічного музею в Санкт-Петербурзі). Опішне, 2010. С. 26-33.

8 Супруненко О. Іван Зарецький - археолог і музейний працівник // Народне мистецтво Полтавщини: Тези наукових доповідей і повідомлень науково-теоретичної конференції, присвяченої 70-річчю Полтавського художнього музею 1-2 червня 1989 року. Полтава, 1989. С. 59.

9 Кулатова І., Супруненко О. Археологічна тематика в діяльності Полтавської вченої архівної комісії // Архівний збірник на посвяту 90-річчя Полтавської Вченої архівної комісії. Полтава, 1993. С. 39.

10 Выставкина Н. М. И. А. Зарецкий - сотрудник Оренбургского музея // Охрана и исследование памятников археологии Полтавщины: Тезисы докладов и сообщений. Полтава, 1989. С. 116-118.

11 Российский этнографический музей: Альбом. СПб., 2001. С. 85.

12 Зарецкий И. А. Гончарный промысел в Полтавской губернии. Полтава, 1894.

13 Павловский И. Ф. Краткий биографический словарь... С. 235.

14 Указатель Всероссийской кустарно-промышленной выставки, состоящей под августейшим покровительством ее императорского величества государыни императрицы Александры Федоровны, 1902. СПб., 1902. С. 264-276.

15 Там же. С. 266-267.

16 См.: Дмитрієва Є. Мистецтво Опішні. Київ, 1952; Зарецкий И. А. Гончарный промысел в Полтавской губернии. Полтава, 1894; Качкан В. Жива глина: Мандрівка в минуле та сьогоднішнє Опішного. Опішне, 1994; Клименко О. Народна кераміка Опішні (до проблеми традицій та інновацій в народних художніх промислах): Дисертація на здобуття наукового ступеню кандидата мистецтвознавства. Київ, 1995; Кміть О. Оішнянські миски. Присвячую В. Щ // Новий Шлях. Вінніпег, 1951; Пошивайло О. Етнографія українського гончарства: Лівобережна Україна. Київ, 1993.

17 Пошивайло О. Опішне. Історична довідка // Українська академічна керамологія ХХІ сторіччя. Теорія, історія, сучасний ужинок, майбутній поступ. Книга І (2001-2005). Опішне, 2007. С. 748.

Бесспорно, благодаря организаторским способностям и художественному вкусу И. А. Зарецкого, Полтавский отдел имел огромный успех. Позже известный полтавский историк, краевед Иван Павловский писал: «за его особые труды по устройству этой выставки, по Высочайшему соизволению Государя Императора, в 1902 году (И. А. Зарецкий. - Н. В.) награжден званием почетного гражданина»18.

Кроме популяризации достижений полтавских кустарей, И. А. Зарецкий в Санкт-Петербурге интересовался культурной и научной жизнью столицы. Он одним из первых украинских ученых обратил внимание на деятельность открывшегося в этом же году Этнографического отдела Русского музея Императора Александра ІІІ. Заинтересованный в популяризации народного творчества украинцев ученый обратился в музей с предложением приобрести у него собранную в Полтавской губернии коллекцию вышивок и авторский альбом узоров, а также предметы, репрезентированные на Выставке Полтавским губернским земством. Авторитет, которым И. А. Зарецкий пользовался в среде этнографов, краеведов, коллекционеров, археологов способствовал тому, что на заседании Этнографического отдела 6 апреля 1902 г. хранитель Николай Могилянский «предложил пригласить И. А. Зарецкого в качестве коллектора для Музея»19. Вскоре Совет принял положительное решение о зачислении его на должность коллектора20 и приобретении его коллекции вышивок и рукописного альбома «Малорусские узоры Полтавской губернии»21. Известно, что с этого времени И. А. Зарецкий работал в музее с оплатой 100 рублей в месяц. Кроме того, на поездки ему ассигновалось до 60 рублей в месяц с последующим отчетом за их использо-вание22 и предоставлялось жилье23. На протяжении 6 лет в качестве сотрудника императорского музея он занимается сбором материалов, представлявших этнографию украинского народа. В общей сложности им было собрано для музея 24 этнографические коллекции.

Скажем несколько слов о керамологической деятельности И. А. Зарецкого в период сотрудничества с Императорским музеем. В 1902 г. фонды Этнографического отдела пополнили собранные им «гончарные изделия и устройства» из Полтавской и Черниговской губерний24 - более 600 предметов, входящих в состав 7 коллекций (№ 194, 195, 266, 367, 625, 1051, 1843). Украинская традиционная керамика была представлена разнообразными типами изделий (изразцы, все виды посуды, бытующие в Полтавской губернии в начале ХХ в., курильницы, зооморфная и антропоморфная пластика, игрушки, курильные люльки, свистульки и др.). Важно отметить, что, собирая предметы для коллекции, ученый, кроме типичных, отбирал наиболее ценные в художественном и технологическом плане образцы, а также изделия, уже не употреблявшиеся в быту, и устройства, не использовавшиеся гончарами. Например, в состав коллекции N° 194 входит шленский круг. В отчете ученый заметил, что такое гончарное устройство «теперь уже нигде в Полтавской губернии не применяется, и не удалось найти старый», поэтому круг «пришлось заказать старику гончару»25.

18 Павловский И. Ф. Краткий биографический словарь ... С. 235.

19 Научный архив Российского этнографического музея (далее - НА РЭМ). Ф. 1. Оп. 1. Ед. хр. 13 (Журнал заседаний Совета Этнографического отдела музея. Ноябрь 1901 - декабрь 1903 гг.). Л. 42.

20 Российский этнографический музей: Альбом. С. 85.

21 НА РЭМ. Коллекция № 945, 1902 (Зарецкий И. А. Малорусские узоры Полтавской губернии). 22 л.

22 НА РЭМ. Ф. 1. Оп. 1. Ед. хр. 13. Л. 42.

23 Российский государственный исторический архив (далее - РГИА). Ф. 468. Оп. 44. Ед. хр. 1446 (Зарецкий И. А. О взыскании с него 250 рублей, полученных им на приобретение для Русского музея коллекций Горленко). Л. 2 об.

24 См.: Украинцы ХІХ-ХХ вв.: Каталог-указатель этнографических коллекций / Сост. Н. М. Хазова, О. В. Карпова. Л., 1983.

25 НА РЭМ. Ф. 1. Оп. 2. Ед. хр. 273 (Переписка и отчет И. А. Зарецкого о собирании этнографических

Еще в 1893 г. во время работы в Полтавском губернском земском управлении И. А. Зарецким был исследован гончарный промысел Полтавщины и выделен один из наиболее известных гончарных регионов Украины - Опошное, которому, по наблюдению керамолога, «гончары всей губернии завидуют и стараются подражать всему опошнян-скому в гончарстве»26. Естественно, что первой кермологической коллекцией, собранной ученым для Императорского музея, стала опошнянская традиционная керамика (№ 195). Именно эта многочисленная коллекция, насчитывающая более 330 изделий, стала основой фонда украинской керамики Российского этнографического музея. Изделия были собраны этнографом осенью 1902 г. исключительно в Опошном и его окрестностях. В ее составе -уникальная коллекция опошнянских мисок (более 220), о которой сам собиратель в отчете писал: «Между всеми гончарными изделиями Полтавской губернии первое место в экономическом и этнографическом отношении занимают малеванные поливянные миски, украшенные арабесковым, геометрическим, реже растительным и животным орнаментом»27.

Исследователь отмечает, что большинство изделий «отличаются определенными традиционными формами и самобытным орнаментом»28 и имеют большое значение в домашнем быту не только в Полтавской, но и соседних губерниях. Ознакомившись с материалами керамологической коллекции, можно сделать вывод, что И. А. Зарецкий, имея опыт керамологической деятельности, сформировал коллекцию так, чтобы в полной мере представить разнообразие форм мисок («кандийка», «шленка», «проста», «ляпош-ница», «немецкая тарелка»); богатство орнамента («арабесковый», «геометрический», «растительный», «животный»); разные размеры (от «одиночки» до «пятерика»); особенности назначения («миска для колыва (канун)» - для ритуального поминального блюда); а также изделия, «подражающие фабричным»29, то есть утратившие самобытность. Кера-молог также описывает около 20 «главнейших основных мотивов мисочного орнамента» («опускання», «пояски», «кривульки», «вывидець», «решетка» и т.д.), инструменты, при помощи которых эти орнаменты наносились («коровий рожок со вставленной в него трубочкой из гусиного пера и проволочная шпилька»), и материалы «для выделки мисок» («местная легкоплавкая глина», «кварцевый песок», «свинец»)30.

Оценить уникальную и самую большую в мире коллекцию опошнянских глиняных мисок можно, ознакомившись с альбомом «Опошнянская малеванная миска второй половины ХІХ - начала ХХ века (в собрании Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге)»31, подготовленным сотрудниками Национального музея-заповедника украинского гончарства в Опошном (Полтавщина, Украина), Института керамологии - отделения Института народоведения НАН Украины (Опошное, Полтавщина, Украина) и Российского этнографического музея (Санкт-Петербург, Российская Федерация).

Нельзя не отметить, насколько тщательно И. А. Зарецкий фиксировал информацию, детализировал описи глиняных изделий, которые передавал в фонды музея. Приведем описание, данное им главным типам посуды: «Горщок, горщык, горща, горщичок (по величине);

материалов в Полтавской губернии; описи предметов одежды и домашнего обихода с указанием их назначения). Л. 15.

26 Зарецкий И. А. Гончарный промысел в Полтавской губернии. С. 4.

27 НА РЭМ. Ф. 1. Оп. 2. Ед. хр. 273. Л. 1 об.

28 Там же. Л. 1.

29 Там же.

30 Там же. Л. 1-3.

31 Опішнянська мальована миска другої половини ХІХ - початку ХХ століття (в зібранні Російського етнографічного музею в Санкт-Петербурзі) .

по назначению: борщивнык, кашнык; по форме: стовбун - более высокий, плоскун - более низкий. Для изготовления пищи»32; «Глечик поливяный для воды, водки и вареной: а - без носка, в - с носком и с - с дужкою»33; миска «Кандийка - наиболее распространенная форма в последнее время. Проста - менее распространенная и более устарелая. Шленка - совсем вышедшая из употребления и делается изредка»34. Следует заметить, что кроме описания форм мисок, этнограф дает и графическое изображение изделий. Особого внимания заслуживает подробное описание мотивов мисочных узоров. Например: «Клынци - ряд полукругов по краю изделия, вершиною к центру. Воспроизводится только на полумысках (тарелках)» или «овесець - узор в виде непрерывного ряда фигур, подобных червовой масти в картах»35.

Опыт коллекционной и керамологической деятельности, работа в полевых условиях, профессионализм, ответственность, непосредственное общение с мастерами дали возможность И. А. Зарецкому собрать уникальные изделия, материалы, инструменты, важную информацию об особенностях изготовления и декорирования керамики, а также зафиксировать гончарскую терминологию. Подобная информация крайне важна не только для керамологов, но и для музейных работников при атрибуции глиняных изделий, для филологов, исследующих гончарную терминологию, искусствоведов, изучающих традиционную украинскую керамику. Благодаря керамологическим материалам, собранным И. А. Зарецким, современные ученые имеют возможность изучать, вводить в научный оборот и популяризировать наследие украинских гончаров.

Кроме важной керамологической работы, петербургский период деятельности И. А. Зарецкого был ознаменован и значительным вкладом в формирование этнографических коллекций музея. Музейным работником собраны типичные экземпляры традиционной одежды, головных уборов, ковров, рушников, образцы вышивки, ремесленные инструменты, возы, макет украинской хаты, деревянные бытовые изделия, свадебная и религиозная одежда и атрибуция, писанки, иконы, ритуальные печенья, музыкальные инструменты, игрушки. В отчете список этнографических материалов сопровождается описанием предметов, их предназначения, особенностей изготовления и использования.

Отметим, что в коллекциях, собранных И. А. Зарецким, были представлены разновидности изделий. Например, в коллекции головных уборов есть несколько разных очипков: «шов-ковый», «плысовый», «з рижками парчовый», «атласный», «парчовый золотый»36. Кроме того, среди типичных встречаются редкие экземпляры, давно вышедшие из употребления. Например: «Платье «под Роман» шерстяное, мещанское, теперь не носят, а этому более 30 лет»37.

В Научном архиве Российского этнографического музея хранятся рукописи статей И. А. Зарецкого «Хустка или хусточка», «Рушник», «Килим», «Узоры плахт», «Узоры подризников», «Кафли»38. В каждой из них описана история происхождения предмета, технологические процессы изготовления, узоры, материалы, используемые при изготовлении. Этнограф дает информацию о применении предметов, об их значении для культуры украинцев, фиксирует народную лексику, цитирует известных этнографов, использует фольклорные материалы. Статьи сопровождаются иллюстративным материалом - рукописными рисунками 179 мотивов узоров на 22 листах (альбом «Малорусские узоры Пол-

32 НА РЭМ. Ф. 1. Оп. 2. Ед. хр. 273. Л. 5.

33 Там же.

34 Там же. Л. 1 об.

35 Там же. Л. 2 об.

36 Там же. Л. 37, 44, 44 об, 45 об.

37 Там же. Л. 8.

38 НА РЭМ. Ф. 1. Оп. 2. Ед. хр. 274 (Зарецкий И. А.). 69 л.

тавской губернии»39). Отметим, что И. А. Зарецкий собирал уникальные этнографические материалы в надежде на дальнейшее их опубликование: «... я имею честь покорнейше просить музей издать эти узоры»40, - зафиксировано в рукописном отчете собирателя. К сожалению, до сих пор не опубликованы альбом и статьи ученого, которые крайне важны для исследования материальной культуры украинцев.

Многогранность деятельности И. А. Зарецкого нашла отражение и в фототеке Российского этнографического музея. В конце 1903 г. музейная коллекция фотографий пополнилась этнографическими снимками, сделанными им в украинских деревнях41. Всего таких фотографий 4042, часть из них опубликована43. На фотографиях изображены украинские дворы, постройки, колодцы, внутреннее убранство хат, женщины, девушки, мужчины, дети в традиционных одеждах. Особенностью снимков является то, что они подготовлены И. А. Зарецким как иллюстративный материал к этнографическим коллекциям. С огромной ответственностью фотограф готовил постановочные снимки. Например, чтобы продемонстрировать особенности украинского костюма, фотограф запечатлел девушек в одеждах, которые носят до замужества, женщин в домашнем обличие и праздничном. На одном из снимков - невеста в окружении дружек. Особый интерес представляют фотографии кера-мологической тематики: изображение хаты гончара, мастеров за работой, горна для обжига гончарных изделий, возки гончарной глины, изделий глинских гончаров (Роменский уезд Полтавской губернии); изделий миськомлинянских гончаров (Зеньковский уезд Полтавской губернии), а также фото «главнейших самобытных форм гончарных изделий Полтавской губернии»44. Стоит отметить, что, благодаря И. А. Зарецкому, увековечены важные моменты гончарской жизни украинских мастеров, и вообще быта украинцев начала ХХ в., что дает возможность при исследованиях глубже раскрыть суть народной культуры.

К сожалению, неизвестно, по каким причинам И. А. Зарецкий прекратил свое сотрудничество с Этнографическим отделом Императорского музея. Возможно, причиной тому были проблемы со здоровьем - исследователь часто болел, или финансовые недоразумения, поскольку 4 июня 1912 г. Управление Русского Музея Александра ІІІ обратилось к Юрисконсульту Кабинета Его Императорского Величества «с просьбой не отказать в зависящих мерах по взысканию судебным порядком с судебными издержками <.> с г. Зарецкого двухсот пятидесяти рублей, полученных на приобретение для Музея коллекции Горленко»45. О дальнейших взаимоотношениях И. А. Зарецкого с Русским Музеем Александра ІІІ нам ничего не известно.

Несмотря на столь короткий срок деятельности в Этнографическом отделе, материальные ценности, рукописный архив, фотоснимки, сделанные И. А. Зарецким, крайне актуальны для современной этнологии, свидетельством чего является интерес ученых к его рукописным материалам. Керамика, вышивка, одежда экспонируются на выставках, представляя культуру украинского народа. Опошнянские глиняные миски, собранные И. А. Зарецким, были представлены на выставке украинской керамики под названием

39 НА РЭМ. Коллекция № 945, 1902.

40 НА РЭМ. Ф. 1. Оп. 2. Ед. хр. 273. Л. 16 об.

41 Таут В. К. Собрание фотографий и негативов // Российский этнографический музей: Альбом. СПб., 2001. С. 220.

42 РЭМ. Фототека. Коллекция № 487. 34 л.

43 Опішнянська мальована миска другої половини ХІХ - початку ХХ століття (в зібранні Російського етнографічного музею в Санкт-Петербурзі) ... С. 29-32, 36-41, 44-45, 148-149, 168-169, 190-191, 193, 194, 198-199.

44 НА РЭМ. Ф. 1. Оп. 2. Ед. хр. 273. Л. 62 об.

45 РГИА. Ф. 468. Оп. 44. Ед. хр. 1446. Л. 1.

«Не святі горшки ліплять», которая экспонировалась несколько месяцев в 2002-2003 гг. в выставочном зале Российского этнографического музея46. Именно эта многочисленная красочная коллекция дала возможность по достоинству представить украинскую традиционную керамику. По прошествии более ста лет мастерством опошнянских гончаров восхищались тысячи посетителей выставки.

Петербургский период деятельности И. А. Зарецкого стал важным не только в жизни исследователя, но и в развитии Российского этнографического музея, поскольку накопленные им материальные ценности и научный потенциал, воплощенный в уникальных полевых материалах, а также в рукописных разработках, стали основой для формирования отдела украинской этнографии и бесценным материалом для дальнейших исследований керамологов, этнографов, краеведов, филологов.

Таким образом, И. А. Зарецкий внес огромный вклад в формирование коллекции традиционной украинской керамики конца Х!Х - начала ХХ вв. В фондах музея хранится уникальная и самая большая в мире коллекция опошнянских малеванных мисок. Малоизвестные рукописные статьи исследователя могут использоваться при изучении народных украинских промыслов, в частности, вышивки, ткачества, гончарства. Детальные описания предметов в отчетах собирателя - важный материал для лингвистов, исследующих этнографическую терминологию, а также музейных работников при атрибуции изделий. Содержательные, профессионально исполненные фотоснимки и рисунки являются важным источником изучения традиций украинского народа начала ХХ в.

Информация о статье

Автор: Вызир Наталия Федоровна - научный сотрудник, Украина, Институт керамологии - отделение Института народоведения НАН Украины, Опошня. ceramology inst@poltava.ukrtel.net Заглавие: Иван Зарецкий - сотрудник Этнографического отдела Русского музея императора Александра III.

Абстракт: Статья посвящена деятельности известного украинского керамолога, этнографа, краеведа Ивана Зарецкого в Российском этнографическом музее на протяжении 1902-1906, 1910 гг. Рассказывается о его вкладе в популяризацию украинской традиционной культуры, в частности, народного гончарного искусства. Благодаря И. А. Зарецкому в Российском этнографическом музее хранится уникальная коллекция опошнянских глиняных мисок конца ХК - начала ХХ вв., а также малоизвестные рукописные материалы и фотоснимки.

Ключевые слова: Иван Зарецкий, Российский этнографический музей, этнографическая коллекция, керамология, опошнянские миски.

Оп article

Author: Vyzir Natalia Fyodorovna - research officer, Ukraine, Institute of Ceramology - Branch of Ethnology Institute National Academy of Sciences of Ukraine, Opishne. ceramology inst@poltava.ukrtel.net Title: Ivan Zaretsky as a collaborator of Department of Ethnography of Russian Museum named after Alexander III.

Abstract: It is about activity of the famous Ukrainian ceromologist, ethnographer and a student of local lore Ivan Zaretsky in Russian Ethnographic museum during 1902-1906 and 1910; about his considerable contribution to the popularization of Ukrainian traditional culture and to people’s pottery of Ukrainians in particular. The unique collection of pottery plates of Opishnya at the ending of the XIX - the beginning of the XX centuries is preserved in the Russian Ethnographic museum due to Ivan Zaretsky, and also not very famous manuscripts and photos.

Key words: Ivan Zaretsky, the Russian Ethnographic museum, the ethnography collection, ceromology, Opishnyan plates.

46 Штанкіна І. Російський етнографічний музей: виставка «Не святі горшки ліплять» II Український керамологічний журнал. 2004. № 4. С. 116-120.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.