Научная статья на тему 'Иван Андреевич Крылов и птицы'

Иван Андреевич Крылов и птицы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4448
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Иван Андреевич Крылов и птицы»

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2017, Том 26, Экспресс-выпуск 1539: 5275-5280

Иван Андреевич Крылов и птицы

Е.Э.Шергалин

Евгений Эдуардович Шергалин. Мензбировское орнитологическое общество. E-mail: zoolit@mail.ru Поступила в редакцию 21 ноября 2017

12 мая 1855 года в Летнем саду в столице Российской Империи Санкт-Петербурге при огромном стечении народа был торжественно открыт памятник великому русскому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову (1769-1844). Постамент памятника был украшен фигурками зверей — героев басен Ивана Андреевича, мастерски выполненных с рисунков Александра Алексеевича Агина (1817-1875). Все эти звери и птицы были метафорами, так талантливо и по-доброму обличающими и высмеивающими людские пороки.

9

Г

«Портрет баснописца И.А.Крылова» 1812. Роман Максимович Волков (1773-1831) Холст, масло. 115x88 см. Государственная Третьяковская галерея

Однако баснописец любил и настоящих птиц. Об этом есть отдельные, хоть и очень отрывочные упоминания. Нам захотелось собрать как можно больше фактов об интересе И.А.Крылова к птицам.

Памятник Ивану Андреевичу Крылову работы Петра Карловича Клодта в Летнем саду в Санкт-Петербурге.

Однако на этом пути пришлось столкнуться с большими трудностями. В 1982 году в Москве в издательстве «Художественная литература» в серии литературных мемуаров вышла замечательная книга «И.А.Крылов в воспоминаниях современников». В предисловии к ней редакторы издания А.М.Гордин и М.А.Гордин пишут следующее (с. 6): «Рассказы мемуаристов о его ранних годах и молодости основаны главным образом на немногих сведениях, почерпнутых у самого Крылова. Но сведения эти были весьма скудны, потому что говорить о себе и, в частности, о временах своей юности, Крылов не любил. И в этом отношении он также уникален. Нет другого значительного русского писателя, который, прожив долгую жизнь, умудрился бы столь же мало рассказать о себе окружающим. Он не оставил не только записок, но и ни одной автобиографической строчки».

И тем не менее, в этом сборнике воспоминаний нам удалось обнаружить несколько любопытных фактов, говорящих о многом.

Драматург и переводчик Михаил Евстафьевич Лобанов (1787-1846), который с 1820 года был членом Вольного общества любителей российской словесности, а с 1828 года — Российской академии, вспоминал (Лобанов 1982, с. 68) следующее:

«Иногда, будучи при деньгах, Крылов позволял себе, как дитя, забавные фантазии. Некогда собирал он картины и редкие гравюры, потом сбыл гравюры куда-то все до одной; картины, однако ж, сохранились у него до самой его кончины. Иногда крайняя неопрятность у него вдруг заменялась изысканной роскошью; после чрезмерной осторож-

ности иногда следовала чрезмерная неосторожность. Однажды наскучила ему чернота и неопрятность его быта; он переменил почерневшие от времени рамки всех своих картин, завёл новую мебель, купил серебряный, богатый столовый сервиз; пол устлал прекрасным английским ковром; купил у Гамса лучшую горку красного дерева за 400 руб., наставил на неё множество прекрасного фарфора и хрусталя; завёл несколько дюжин полотняного и батистового белья. Показывая мне расходную свою книжку: "Вот посмотрите сами, говорил он, — это стоит мне более десяти тысяч рублей". И несколько дней всё это было в порядочном виде. Недели через две вхожу к нему — и что же вижу? На ковре насыпан овёс; он заманил к себе в гости всех голубей Гостиного двора, которые пировали на его ковре, а сам он сидел на диване с сигаркою и тешился их аппетитом и воркованьем. При входе каждого голуби стаею поднимались, бренчали его фарфором и хрустали, которые, убавляясь со дня на день, наконец вовсе исчезли, и на горке, некогда блиставшей лаковым глянцем, лежала густая пыль, зола и кучи сигарочных огарков. А ковер? О ковре не спрашивай: голуби привели его в самое плачевное состояние».

Но не только на голубей распространялась любовь Ивана Андреевича. Вот что далее пишет Лобанов в своих воспоминаниях об отношениях с воробьями (с. 74):

«Но вот развлечение баснописца, вот гостеприимство его пернатой малютке. Сидя на диване против открытого окна, он забавлялся наблюдением смышлёности, всех движений и приёмов воробья. Воробей, почти вися на краю кровли соседственного дома, растопыривши крылья и готовый уже вспорхнуть на окно, где насыпано было корму, и довериться ласковому хозяину, приостановился при моем приходе, "Посмотрите, — сказал Иван Андреевич, — как он осторожен! Это старый мой приятель, он прилетает ко мне пообедать, но всегда с крайнею осмотрительностью, а теперь уже его не скоро заманишь"».

Художник, академик живописи и археолог Фёдор Григорьевич Солнцев (1801-1892), ещё будучи студентом Санкт-Петербургской академии художеств, участвовал в качестве рисовальщика в археологических трудах А.Н.Оленина — близкого друга И.А.Крылова. На протяжении 1820-1830-х годов постоянно бывал в его доме. Он вспоминает (Солнцев 1982, с. 154, 154-155):

«В многочисленном кругу Олениных довелось мне с иными сблизиться, с другими познакомиться, третьих видеть или слышать о них отзывы. Разумеется, не о всех этих лицах я могу говорить в моих воспоминаниях. Я скажу только о некоторых.

Прежде всего упомяну, как об особенном случае, что когда приехал в Петербург известный учёный и естествоиспытатель А.Гумбольд, то он не преминул посетить Оленина. В Петербурге рассказывали, что

после вечера, проведённого в доме Алексея Николаевича, Гумбольд заметил, что он объехал оба земных полушария и везде должен был только говорить, а здесь с удовольствием слушал.

...Случилось также, что, Алексей Николаевич как-то пригласил Крылова к семье на дачу, в Приютино, где пробыл Иван Андреевич довольно долго. В это время Елисавета Марковна (супруга А.Н.Оленина — Е.Ш.) с Варварой Алексеевной (дочерью — Е.Ш.) велели переделать и вычистить всю квартиру Крылова; купили также новую мебель. Как отнёсся к такой заботливости Иван Андреевич — мне неизвестно; но когда, недели через две, Елисавета Марковна с Варварой Алексеевной навестили Крылова, то в новоотделанной ими квартире они увидели множество голубей, которые разгуливали по мебели, столам и проч. Елисавета Марковна предпринимала и другие меры к исправлению Ивана Андреевича во внешней неряшливости, но всё было напрасно, и его оставили в покое».

Знаменитый немецкий учёный и путешественник барон Фридрих Вильгельм Генрих Александр фон Гумбольдт (1769-1859) побывал в Санкт-Петербург в 1829 году, когда направлялся на Урал и в Сибирь для географических и геологических исследований.

Крестник И.А.Крылова и крупный чиновник Фёдор Михайлович Оом (1826-1898) вспоминал похожую картину (Оом 1982, с. 159):

«Иван Андреевич Крылов каждое воскресенье обедал у Олениных. Раз как-то он не явился. Ждали его, посылали в Английский клуб узнать, не там ли он: когда пришёл ответ, что его и там не было несколько дней сряду, послали узнать о его здоровье. Оказалось, что он болен. На другой день я был послан матушкою узнать о его здоровье. Застаю его в халате, кормящего голубей, которые постоянно залетали к нему в окна и причиняли беспорядок и нечистоту в комнатах......

Литературный критик, поэт, профессор российской словесности и ректор Санкт-Петербургского университета Пётр Александрович Плетнёв (1792-1865) был также поражён увиденным в квартире И.А.Крылова (Плетнёв 1982, с. 205):

«Деньги, не истраченные на поездку в чужие края, беспокоили Крылова. Он предался новой фантазии. <...> Вот он заказал лучшему мастеру во все свои три комнаты богатую мебель и обивает её шёлковою материей. Повсюду ставят ему из магазинов серебро, бронзу, фарфор, алебастр и хрусталь. Полы покрываются прекрасными английскими коврами. Буфет принимает в себя модные сервизы и прочие принадлежности богатых столов... На всю новую роскошь набросил он покрывало доброго старого невнимания, замкнул буфет — и уже ни разу с тех пор не звал никого пялить глаза на суету сует. В гостеприимную форточку по-прежнему налетели голуби и украсили матом дружбы своей все блестящие изделия столичных мастеров. Пепел сигар рассыпался с

его халата на диваны и ковры. В позднее, однако же, время и померкший этот кабинет Крылова сохранен для потомства искусною рукою художника. Великая княгиня Мария Николаевна приказала для себя перенести его на картину...». Рисовал Крылова Александр Алексеевич Агин, который в 1849 году исполнил эскизы рельефов к памятнику в Летнем саду.

И.А.Крылов в своём кабинете. Рисунок А.А.Агина. 1845 год.

Таким образом, нам не ведомо отношение Ивана Андреевича к другим пернатым, но к городским голубям и воробьям он точно не был равнодушен. Герои басен «Чиж и голубь» и «Два голубя» были знакомы ему не понаслышке.

Литератур а

Лобанов М.Е. 1982. Жизнь и сочинения Ивана Андреевича Крылова // И.А.Крылов в

воспоминаниях современников. М.: 50-90. Оом Ф.А. 1982. Из воспоминаний // И.А.Крылов в воспоминаниях современников. М.: 157159.

Плетнёв П.А. 1982. Иван Андреевич Крылов // И.А.Крылов в воспоминаниях современников. М.: 185-234.

Солнцев Ф.Г. 1982. Из записок «Моя жизнь и художественно-археологические труды» // И.А.Крылов в воспоминаниях современников. М.: 153-156.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.