Научная статья на тему 'Итоги проведения Всероссийской научно-практической конференции "проблемы и перспективы формирования педагогической культуры у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога"'

Итоги проведения Всероссийской научно-практической конференции "проблемы и перспективы формирования педагогической культуры у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
265
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЕРЕНЦИЯ / ПЕДАГОГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТ / CONFERENCE / TEACHER / TEACHER UNIT STANDARD / PEDAGOGICAL CULTURE / STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толмачева В.В.

В статье отражены итоги работы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы формирования педагогической культуры у студентов в условиях реализации Профессионального стандарта педагога».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Results of the All-russian research and practice conference "Problems and prospects of forming of pedagogical culture of students in the conditions of teacher unit standard implementation"

Key activities within the All-Russian research and practice conference "Problems and prospects of forming of pedagogical culture of students in the conditions of teacher unit standard implementation" are presented in the article.

Текст научной работы на тему «Итоги проведения Всероссийской научно-практической конференции "проблемы и перспективы формирования педагогической культуры у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога"»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ SCIENTIFIC LIFE

YAK 378 ББК 74.489

В.В. ТОЛМАЧЕВА

V.V. TOLMACHEVA

ИТОГИ ПРОВЕДЕНИЯ ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА»

RESULTS OF THE ALL-RUSSIAN RESEARCH

AND PRACTICE CONFERENCE «PROBLEMS AND PROSPECTS OF FORMING OF PEDAGOGICAL CULTURE OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF TEACHER UNIT STANDARD IMPLEMENTATION»

В статье отражены итоги работы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы формирования педагогической культуры у студентов в условиях реализации Профессионального стандарта педагога».

Key activities within the All-Russian research and practice conference «Problems and prospects of forming of pedagogical culture of students in the conditions of teacher unit standard implementation» are presented in the article.

Ключевые слова: конференция, педагог, Профессиональный стандарт педагога, педагогическая культура, студент.

Key words: conference, teacher, Teacher Unit Standard, pedagogical culture, student.

23-24 сентября 2016 года на базе Сургутского государственного педагогического университета состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы формирования педагогической культуры у студентов в условиях реализации Профессионального стандарта педагога». Конференция проводилась при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 16-16-86503.

Более 150 человек приняли активное участие в конференции, в их числе научные работники, преподаватели вузов, докторанты, аспиранты, студенты, специалисты органов управления образованием, руководители и педагоги образовательных организаций. Программа конференции предусматривала обмен мнениями специалистов, занимающихся разработкой проблем профессионального образования, преподавателей вузов, осуществляющих подготовку педагогических кадров, педагогов-практиков, реализующих инновационные технологии образования, докторантов, аспирантов и студентов.

Участники конференции обсудили опыт работы вузов по внедрению основных положений Профессионального стандарта педагога. В рамках пленарного заседания участникам были представлены доклады, охватывающие вопросы инновационной подготовки будущих педагогов, реализации положений профессионального стандарта педагога. Так, в выступлении Анны Николаевны Томазовой, зам. директора Департамента образования Администрации города Сургута, освещались вопросы адаптации молодых специалистов к профессиональной деятельности и применения эффективных технологий их поддержки, обеспечения непрерывного профессионального роста молодых педагогов в муниципальной системе образования г. Сургута.

Ирина Евгеньевна Емельянова, д-р пед. наук, доцент, зав. базовой кафедрой педагогики и психологии детства Южно-уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, продемонстрировала опыт практической деятельности по реализации технологий включения магистрантов в исследовательскую работу, поддержки инициатив педагогов в реализации собственных проектов на базовых кафедрах университета.

Татьяна Анатольевна Яркова, д-р пед. наук, профессор кафедры педагогики, психологии и социального образования Тобольского педагогического института им. Д.И. Менделеева (филиал ТюмГУ), опираясь на позиции отечественных и зарубежных ученых в трактовке понятия качества образования, выделила факторы, обеспечивающие стабильное развитие профессионального образования, и определила возможности по решению проблем, возникающих у преподавателей вузов при реализации требований профессионального стандарта педагога.

В рамках обсуждения вопросов конференции Людмила Николаевна Носова, канд. психол. наук, доцент, проректор по инновационной деятельности Сургутского государственного педагогического университета, сделала акцент на технологиях и условиях саморазвития педагога, подкрепив теоретические положения примерами из опыта работы Сургутского государственного педагогического университета, который является базовой площадкой по реализации предлагаемых изменений в Федеральный образовательный стандарт высшего образования.

Руководителем круглого стола «Методики и технологии реализации компетентностно-деятельностного подхода при обучении студентов вузов», Натальей Викторовной Абрамовских, д-р пед. наук, профессором кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Сургутского государственного педагогического университета, было предложено рассмотреть следующие вопросы: содержание и преемственность образовательных программ на различных уровнях образования; социальное партнерство как ресурс профессиональной подготовки будущего педагога; духовно-нравственное развитие и воспитание будущих педагогов; развитие профессиональной компетентности студентов педагогических вузов в условиях реализации положений профессионального стандарта педагога; воспитательные ресурсы учебных занятий в повышении профессиональной культуры будущих педагогов.

Заявленные для обсуждения вопросы рассматривались участниками круглого стола в контексте основных положений профессионального стандарта педагога. Особое внимание в выступлении Юлии Анатольевны Верхотуро-вой, канд. пед. наук, доцента кафедры педагогики Уральского государственного педагогического университета, было уделено реализации деятельност-ного подхода к содержанию профессиональной переподготовки педагогов системы раннего развития детей. Бинарное выступление канд. пед. наук, доцента Натальи Александровны Каратаевой и канд. пед. наук, доцента Ольги Валерьевны Крежевских из Шадринского государственного педагогического университета позволило слушателям развернуть дискуссию об организации взаимодействия между различными организациями системы образования. Нэлли Шамильевна Сыртланова, канд. пед. наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии Башкирского государственного педагогическо-

го университета им. М. Акмуллы, поделилась опытом работы своего коллектива по применению проектной деятельности, направленной на поддержку студенческих инициатив. Эффективный опыт взаимодействия с вузом представили Ирина Николаевна Ратикова, зам. директора по учебно-воспитательной работе МБОУ СШ № 38, и Наталья Павловна Карловская, начальник отдела координационной работы и методического обеспечения Муниципального казенного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования».

Работа одного из круглых столов была посвящена рассмотрению ключевых педагогических подходов к реализации современных технологий в системе общего образования. Руководители заседания - Вера Владимировна Толмачева, канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой теории и методики дошкольного и начального образования Сургутского государственного педагогического университета, и Елена Леонидовна Запольская, канд. пед. наук, директор МБОУ НШ «Перспектива», - отметили важность освоения и применения современных психолого-педагогические технологий, основанных на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной школьной среде.

Заявленные для обсуждения доклады освещали опыт педагогов образовательных организаций по реализации основных положений профессионального стандарта педагога в практике работы. Так, Алексей Алексеевич Стерхов, председатель научно-методического совета гимназии во имя Св. Николая Чудотворца (г. Сургут), представил опыт использования системно-деятельностного подхода в духовно-нравственном воспитании православных обучающихся. Опыт формирования у обучающихся гражданской ответственности и правосознания во внеурочной деятельности представила Гузель Азу-атовна Вакилова, учитель истории МБОУ СОШ № 13. Олеся Владимировна Чуранова, начальник отдела психолого-педагогической консультации и коррекции Муниципального казенного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования», представила опыт реализации проекта «Школьные службы медиации (примирения) в общеобразовательных организациях». Обращаясь к закономерностям и принципам построения и функционирования образовательных систем, Елена Леонидовна Запольская, канд. пед. наук, директор МБОУ НШ «Перспектива», представила опыт проектного управления развитием современной начальной школы. Наталья Александровна Белоцицко и Елена Валериевна Янкова, учителя английского языка МБОУ НШ «Перспектива», в своем докладе отметили, что умение работать с различными категориями детей является приоритетом профессионального стандарта педагога.

Вера Леонидовна Синебрюхова, канд. пед. наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Сургутского государственного педагогического университета, и Людмила Леонидовна Карпова, зам. директора по внеклассной внешкольной воспитательной работе МБОУ НШ «Перспектива», вместе с участниками другого круглого стола обсудили возможности совершенствования современных образовательных методик для различных типов школ и образовательных организаций. В докладе Алёна Игоревна Колосова, эксперт МКУ «Центр диагностики и консультирования», рассмотрела современные подходы к оценке психологических особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста на примере опыта деятельности психолого-медико-педагогической комиссии при Департаменте образования Администрации г. Сургута. В выступлении Людмилы Леонидовны Карповой, зам. директора по внеклассной внешкольной воспитательной работе МБОУ НШ «Перспектива», рассматривался событийный подход в качестве одной из эффективных технологий взаимодействия семьи и школы и был описан опыт организации деятельности всех участников образовательного процесса при реализации авторского инновационного проекта «Улица без разделительной полосы», или «Перспективный-Я!». В докладе Леси Дмитри-

евны Котомановой, педагога-психолога МБОУ СОШ № 13, был представлен диагностический материал использования проективных методик как средств психокоррекции, личной терапии и развития воображения для работы с детьми младшего школьного возраста. В выступлении Оксаны Евгеньевны Серо-окой, учителя МБОУ НШ «Перспектива», была затронута проблема значимости личности учителя, раскрыты требования стандарта не только к профессиональным, но и личностным к качествам педагога.

Руководители круглого стола «Проблемы и перспективы внедрения профессионального стандарта педагога в сфере дошкольного образования» -Светлана Михайловна Зырянова, канд. пед. наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Сургутского государственного педагогического университета, и Яна Николаевна Белик, канд. пед. наук, заведующая МБДОУ № 40 «Снегурочка» г. Сургута, - отметили, что новый статус российской системы дошкольного образования как первого уровня общего образования требует от педагогического сообщества осмысления произошедших перемен и приведения образовательного процесса в организации в соответствии с федеральными требованиями. Педагог дошкольного образования как центральная фигура образовательного процесса в современных условиях должен обладать такими компетенциями, как: умение работать с одаренными детьми; умение работать в условиях реализации программ инклюзивного образования; владение современными информационно-коммуникативными технологиями, знание и использование социальных сетей; определение зоны ближайшего развития ребенка, разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития детей и др.

В выступлениях участники круглого стола поднимали следующие вопросы: проблемы внедрения Профессионального стандарта педагога в дошкольных образовательных организациях (ДОО), профессиональный стандарт как средство управления повышением квалификации современного педагога, совершенствование развивающей деятельности педагога ДОО в рамках внедрения профессионального стандарта, профессионализм воспитателя как одно из важнейших условий построения системы качественного дошкольного образования в контексте ФГОС ДО и профессионального стандарта педагога, реализация приоритетных направлений в образовании ХМАО - Югры (поддержка и развитие детской одаренности в системе дошкольного образования; поддержка исследовательской активности ребенка и развитие исследовательских способностей детей через проектную деятельность и др.).

Заявленные для обсуждения вопросы рассматривались участниками круглого стола в контексте основных положений профессионального стандарта педагога. Особое внимание в выступлении Лии Лутовны Лашковой, д-ра пед. наук, профессора кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Сургутского государственного педагогического университета, было уделено проблеме проектирования эффективной образовательной среды дошкольной образовательной организации, что позволило слушателям развернуть дискуссию в плане организации взаимодействия СурГПУ с дошкольными образовательными организациями г. Сургута. Выступление Татьяны Александровны Петрухиной, заведующей МБДОУ № 3 «Эрудит», было направлено на освещение проблем, с которыми сталкиваются практические работники ДОО при внедрении профессионального стандарта педагога: соответствие образования педагогов требованиям стандарта, обучение педагогов работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Яна Николаевна Белик, канд. пед. наук, заведующая МБДОУ № 40 «Снегурочка», и Татьяна Ивановна Крутякова, заведующая МБДОУ № 43 «Лесная сказка», описали опыт работы ДОО по организации педагогической деятельности в соответствии с требованиями профессионального стандарта. Светлана Ивановна Петрова, зам. заведующей по УВР МБДОУ № 40 «Снегурочка», подчеркнула, что профессиональный стандарт педагога является средством

управления повышением квалификации современного педагога дошкольного образования, и обозначила это на примере реализации проекта внутрифирменного обучения в ДОО «Профессионал». Анжела Тельмановна Ферзалиева, музыкальный руководитель МБДОУ № 25 «Родничок», обозначила проблему педагогического сопровождения детей с признаками музыкальной одаренности в ДОО и акцентировала внимание на планировании и корректировке образовательных задач совместно с психологом и другими специалистами по результатам мониторинга и с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и дошкольного возраста. Эффективный опыт по организации проектной деятельности в ДОО в условиях реализации профессионального стандарта педагога раскрыла Елена Викторовна Макаренко, старший воспитатель МБДОУ № 77 «Бусинка». Наталья Александровна Каратаева и Ольга Валерьевна Крежевских из Шадринского государственного педагогического университета описали технологию оценки результативности, эффективности и качества работы педагога дошкольного образования.

Участники круглого стола «Совершенствование профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в условиях введения профессионального стандарта» (руководители: Валентина Васильевна Абашина, канд. пед. наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Сургутского государственного педагогического университета, и Елена Петровна Кадырова, заведующий МБДОУ № 9 «Метелица») обсудили следующие проблемы: какие требования к профессиональной компетентности и личностным качествам предъявляет профессиональный стандарт педагога, как в детских садах реализуется программа управления совершенствованием профессиональной компетенцией педагогов и как формируется готовность педагогов к переходу на профессиональный стандарт, какова роль методической службы и каковы новые задачи руководителя ДОО в сложившейся ситуации, каковы пути сотрудничества ДОО с вузом.

Докладчики подчеркивали в своих выступлениях, что введение профессионального стандарта педагога предполагает более высокий уровень требований к его компетенции, и предлагали пути её совершенствования. Елена Петровна Кадырова представила результаты инновационной деятельности своего педагогического коллектива по проектированию развивающей предметно-пространственной среды в условиях реализации ФГОС ДО и Профессионального стандарта педагога. О необходимости развития профессиональной компетентности педагога в исследовательской деятельности говорилось в выступлении Светланы Александровны Широковой, зам. директора по УМР МБОУ НШ № 42 г. Сургута. Совершенствованию коммуникативных компетенций педагога и его компетентности в развитии речи дошкольников речь было посвящено выступление Айгуль Ранифовны Унитицкой, воспитателя МБОУ НШ №42, и Ольги Васильевны Козловской, воспитателя МБДОУ № 79 «Садко». Анна Викторовна Притуло, зам. директора по УВР МБОУ СОШ №26, поделилась опытом формирования методической компетенции педагогов ДОО на основе составления индивидуальной траектории развития. Татьяна Владимировна Корцева, заведующий МБДОУ № 84, представила опыт использования компетентностно-деятельностного подхода к развитию профессиональной компетентности педагогов в своей дошкольной организации. Канд. пед. наук, доцент Валентина Васильевна Абашина, Светлана Александровна Якоб и Аксана Равильевна Филиппова из Сургутского государственного педагогического университета представили опыт формирования готовности будущих педагогов дошкольного образования к профессиональной деятельности в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога.

В рамках конференции также прошел Форум молодых ученых, на котором обсуждались результаты исследований бакалавров, магистрантов, аспирантов, обучающихся по педагогическому направлению профессиональной подготовки. В рамках Форума был организован круглый стол «Профессио-

нальный стандарт педагога как инструмент повышения качества образования» (руководитель: Ольга Владимировна Алексеева, канд. пед. наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Сургутского государственного педагогического университета). Особенно заинтересовали доклады Ирины Витальевны Каменской («Читательский дневник как средство формирования умений смыслового восприятия текста у детей младшего школьного возраста»), Алии Телманкызы Мамедовой («Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста к техническим видам деятельности на уроке технологии посредством образовательной робототехники»), Виктории Сергеевны Ильиных («Театрализация на уроках по литературному чтению как условие формирования у детей младшего школьного возраста умения интерпретировать художественные тексты»), Ольги Владимировны Пермикиной («Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе декоративного рисования»), Дианы Маратовны Мухаметяновой («Использование творческих заданий при формировании читательской самостоятельности первоклассников на уроках внеклассного чтения»).

Второй круглый стол был посвящен проблемам педагогического сопровождении ребенка дошкольного возраста как субъекта деятельности. Руководила работой круглого стола Евгения Альфридовна Шанц, канд. пед. наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Сургутского государственного педагогического университета. Результаты своих исследований представили студенты и магистранты СурГПУ и педагоги ДОО г. Сургута (Г.М. Запольских, воспитатель МБДОУ № 63 «Катюша»; К.В. Шин-карева, воспитатель МБДОУ №75 «Лебедушка»; В.И. Филатова, воспитатель МБОУ гимназия «Лаборатория Салахова»; Н.И. Котельник, воспитатель МБДОУ № 74 «Филиппок»), которые описали особенности организации педагогического процесса по актуальным проблемам дошкольного образования.

Таким образом, в рамках круглых столов были рассмотрены проблемы, имеющие непосредственное отношение к современным преобразованиям, реализующимся в последние годы в системе образования в нашей стране и позволяющим обратить внимание на деятельность педагога с учетом требований профессионального стандарта. Взаимодействие всех целевых групп системы образования - учителей, педагогов-психологов, преподавателей высшей школы, студентов - позволило всестороннее рассмотреть проблемы процесса совершенствования современных образовательных методик для различных типов школ и образовательных организаций. Следует подчеркнуть и несомненную актуальность тематики конференции, ее востребованность как с точки зрения теории науки, так и практики работы образовательных организаций города, региона и страны в целом.

Все участники отметили, что проведение дискуссий в рамках научно-практических конференций необходимо и крайне полезно, так как способствует профессиональному и личностному росту преподавателей, педагогов и руководителей, заставляет по-новому взглянуть на свою работу, дает толчок к творчеству, позволяет познакомиться с эффективным опытом.

По итогам работы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы формирования педагогической культуры у студентов в условиях реализации Профессионального стандарта педагога» были выдвинуты предложения содействовать повышению профессионального уровня, педагогической компетентности, психолого-педагогических знаний педагогических работников образовательных организаций за счет курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации, в том числе сформированных управленческих команд; с целью диссеминации конструктивного опыта внедрения профессионального стандарта педагога продолжить регулярную организацию семинаров, круглых столов, конференций, совещаний по проблемам образования с привлечением педагогов из других регионов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.