Научная статья на тему 'Итоги перевода учебно го про цесса на БА лльно-рейтинговую систему по резу льтатам рабо ты кафедры детских бо лезне й Иркутского государственного медицинского университета'

Итоги перевода учебно го про цесса на БА лльно-рейтинговую систему по резу льтатам рабо ты кафедры детских бо лезне й Иркутского государственного медицинского университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛОНСКАЯ СИСТЕМА / БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / BOLOGNA SYSTEM / MARK-RATING SYSTEM / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жданова Елена Ивановна, Решетник Любовь Александровна, Птичкина Оксана Ивановна

В статье рассматриваются этапы становления балльно-рейтинговой системы, подводятся итоги её внедрения в учебный процесс. Балльно-рейтинговая система позволяет осуществлять объективный дифференцированный подход к оценке теоретических знаний и дисциплинирует студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жданова Елена Ивановна, Решетник Любовь Александровна, Птичкина Оксана Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESULTS OF IMPLICATION OF MARK-RATING SYSTEM TO EDUCATIONAL PROCESS ON THE DEPARTMENT OF CHILDREN'S DISEASES OF ISMU

In the article the stages of establishment of mark-rating system are considered, its introduction in educational process is summarized. The mark-rating system allows to carry out the objective differentiated approach to an estimation of theoretical knowledge and disciplines students.

Текст научной работы на тему «Итоги перевода учебно го про цесса на БА лльно-рейтинговую систему по резу льтатам рабо ты кафедры детских бо лезне й Иркутского государственного медицинского университета»

2. Андриянова О.В. Организация школы для желающих бросить курить: Методическое пособие для врачей. -Екатеринбург, 2010. - 36 с.

3. Барбараш Н.А., Барбараш О.Л. Некоторые аспекты взаимосвязи образования и здоровья // Медицина в Кузбассе.

- 2007. - №1. - С.12-17.

4. Ермолаев А.А. Новые подходы к оценке статуса курения у пульмонологических больных // Бюллетень физиологии и патологии дыхания. - 2003. - Вып. 13. - С.63-66.

5. Зырянов С.К., Белоусов Ю.Б. Применение варениклина: профиль безопасности // Профилактическая медицина. -2010. - №6. - С.21-23.

6. Кавешников В.С., Трубачева И.А., Серебрякова В.Н. Роль табакокурения в формировании современных показателей общественного здоровья // Сибирский медицинский журнал (Томск). - 2011. - Т. 26. №1. Вып. 1. - С.15-22.

7. Казанцева В.А. Хроническая обструктивная болезнь лёгких: новые возможности лечения и профилактики // Профилактическая медицина. - 2010. - №6. - С.17-20.

8. Калягин А.Н. Кафедра пропедевтики внутренних болезней в борьбе с табакокурением // Воспитательная работа в ИГМУ / Под ред. Ю.А. Горяева, А.В. Щербатых. - Иркутск, 2007. - С.124-126.

9. Калягин А.Н., Швецова Е.А. Школа по преодолению табачной зависимости (курс из восьми занятий) (начало) // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - М., 2009. - №3. - С.51-54.

10. Калягин А.Н., Швецова Е.А. Школа по преодолению табачной зависимости (курс из восьми занятий) (продолжение) // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - М., 2009. - №4.

- С.54-60.

11. Калягин А.Н., Швецова Е.А. Школа по преодолению табачной зависимости (курс из восьми занятий) (окончание) // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - М., 2009. - №5.

- С.40-47.

12. Краликова Е., Кметова А. Влияние курения на здо-

ровье, роль врачей в лечении табачной зависимости // Профилактическая медицина. - 2010. - №6. - С.34-36.

13. Кузьмин В.Н. Курение и репродуктивное здоровье женщин // Профилактическая медицина. - 2010. - №6. -С.29-33.

14. Марцевич С.Ю., Лукина Ю.В. Проблема табакокурения в России. Медикаментозная терапия никотиновой зависимости: новые и старые препараты с позиции доказательной медицины // Профилактическая медицина. - 2010. - №6.

- С.24-28.

15. Масленникова Г.Я., Оганов Р.Г. Профилактика и снижение курения табака в практическом здравоохранении // Профилактическая медицина. - 2010. - №6. - С.11-16.

16. Перминов А.А., Кувшинов Д.Ю., Рыбникова О.Ю. Гендерные особенности влияния курения на вегетативную нервную систему у лиц юношеского возраста // Сибирский медицинский журнал (Томск). - 2008. - Т. 23. №3-2. - С.64-68.

17. Сахарова Г.М., Антонов Н.С. Противодействие табачной эпидемии - сохранение здоровья людей // Профилактическая медицина. - 2010. - №6. - С.3-7.

18. Светличная Т.Г., Свиридова Т.С. Социальноэкономические факторы риска развития табачной зависимости // Экология человека. - 2008. - №11. - С.48-54.

19. Смирнова И.П., Коновалова Т.Т. Современное состояние проблемы атеросклероза: факторы риска, роль курения в атерогенезе // Сибирский медицинский журнал (Иркутск).

- 2006. - Т. 59. №1. - С.15-23.

20. Файтельсон-Левина Т.В., Дзизинский А.А., Краснова Ю.Н. Распространённость табакокурения среди медицинских работников Иркутской области // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). - 2008. - Т. 83. №8. - С.32-35.

21. Файтельсон-Левина Т.В., Дзизинский А.А., Краснова Ю.Н. Распространённость табакокурения среди студентов Иркутского государственного медицинского университета // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). - 2009. - Т. 85. №2. - С.94-96.

Информация об авторах: 664046, Иркутск, а/я 62, e-mail: akalagin@mail.ru, Калягин Алексей Николаевич - заведующий кафедрой, д.м.н.;

Губин Дмитрий Георгиевич - заведующий центром здоровья.

ПЕДАГОГИКА

© ЖДАНОВА Е.И., РЕШЕТНИК Л.А., ПТИЧКИНА О.И. - 2011 УДК 373.03.00

ИТОГИ ПЕРЕВОДА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВУЮ СИСТЕМУ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАБОТЫ КАФЕДРЫ ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Елена Ивановна Жданова, Любовь Александровна Решетник, Оксана Ивановна Птичкина (Иркутский государственный медицинский университет, ректор - д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра детских болезней, зав - д.м.н., проф. Л.А. Решетник)

Резюме. В статье рассматриваются этапы становления балльно-рейтинговой системы, подводятся итоги её внедрения в учебный процесс. Балльно-рейтинговая система позволяет осуществлять объективный дифференцированный подход к оценке теоретических знаний и дисциплинирует студентов.

Ключевые слова: Болонская система, балльно-рейтинговая система, учебный процесс.

THE RESULTS OF IMPLICATION OF MARK-RATING SYSTEM TO EDUCATIONAL PROCESS ON THE DEPARTMENT OF CHILDREN'S DISEASES OF ISMU

E.I. Zhdanova, L.A. Reshetnik, O.I. Ptichkina (Irkutsk State Medical University)

Summary. In the article the stages of establishment of mark-rating system are considered, its introduction in educational process is summarized. The mark-rating system allows to carry out the objective differentiated approach to an estimation of theoretical knowledge and disciplines students.

Key words: Bologna system, mark-rating system, educational process.

По мере того, как развиваются отношения между Россией и европейскими странами, происходит обмен знаниями и опытом по многим отраслям науки. Не является исключением и система образования. В Европе все страны перешли на Болонскую систему преподавания, которая предполагает сближение и гармонизацию систем образования с целью создания единого европейского пространства высшей школы. Этапом вступления в Болонскую систему является внедрение на кафедрах и курсах балльно-рейтинговой системы (БРС) оценки знаний студентов. Цель внедрения данной системы - повышение заинтересованности студентов в качестве теоретических знаний и практических навыков. Инструментом заинтересованности является балл, который выставляется по итогам изучения отдельной темы и выполненной самостоятельной работы, к этому прибавляются поощрительные баллы и отнимаются штрафные. При наборе определённой суммы баллов студент полностью или частично освобождается от итоговых испытаний (зачёт, экзамен).

На кафедре детских болезней ИГМУ БРС была внедрена в учебный процесс с 2008 учебного года. Этапы внедрения и итоги дважды докладывались на Ученом совете лечебного факультета. В дальнейшем БРС была пересмотрена, уточнена, унифицирована и внедрена для всех студентов: IV, V

курсов лечебного дневного; У^1 курсов лечебного вечернего и 1У^ курсов медикопрофилактического факультетов. Работа студента за период прохождения дисциплины «педиатрия» оценивается в 100 баллов. Баллы делятся на 2 или 3 семестра в зависимости от курса и объема дисциплины, преподаваемой в семестре, разработана система поощрений и санкций (табл. 1).

БРС включает балльную оценку за каждое занятие (сложения результатов тестирования и самостоятельной практической работы) и итоговый зачетный контроль. Ежедневно преподаватель подводит итог индивидуального рейтинга, результаты фиксируются в аттестационной ведомости и каждый студент активно самостоятельно может следить за своей успеваемостью.

В конце цикла обучения «педиатрии» все студенты сдают итоговый тестовый контроль. Оценка «отлично» по педиатрии выставляется при наборе суммы баллов 91-100, «хорошо» - 71-90, «удовлетворительно» - 41-70 за 2 семестра. Решением кафедрального совещания (протокол №1 от 3.09.09 г.), студенты, занимающиеся на «удовлетворитель-

но», должны сдавать экзамен по педиатрии. Данное решение обусловлено необходимостью повышения качества знаний, студентов, набравших невысокие баллы. Студенты, имеющие менее 40 баллов, - к экзамену не допускаются. В течение всего учебного года дежурный преподаватель, согласно графику, принимает отработки пропущенных лекций и практических занятий. В зачетные и предэкзаменационные недели, на кафедре ежедневно с 900 до 1700 часов, дежурят 2 преподавателя, что дает возможность кроме отработок, получить дополнительные консультации и повысить свой индивидуальный рейтинг студентам, набравшим менее 40 баллов за 2 семестра.

Учащимся на кафедре предоставлена возможность повысить свой индивидуальный рейтинг, используя инновационные методы для демонстрации теоретических знаний (создание компьютерных презентаций); при выполнении учебно-исследовательской работы (УИРС). Результаты УИРС докладываются на научно-практических кафедральных конференциях и студенческих олимпиадах. Лучшие доклады представляются на СНО, обществах врачей, научно-практических конференциях и публикуются в региональных и центральных печатных изданиях. В 2010 году студент 5 курса лечебного факультета В.М. Кондрашев представлял результаты своей научно-исследовательской работы в Москве на IX Российском конгрессе «Инновационные достижения в педиатрии и детской хирургии». Таким образом, студенты имеют возможность более углубленного изучения и обмена знаниями по важнейшим современным проблемам педиатрии. При анализе УИРС за 2008-2011 гг. выявлено значительное повышение активности студентов за данный период. Свидетельством роста научно-исследовательской деятельности является увеличение количества опубликованных работ, выполненных студентами совместно или под руководством сотрудников кафедры: 2008 - 9; 2009 - 11; 2010 - 22; 2011

- 35 печатных работ.

Внедрение БРС на кафедре отразилось на показателях учебного процесса. Выявлено значительное снижение количества пропусков лекций и практических за-

нятий в течение первого года после внедрения БРС. Так, на лечебном дневном отделении количество случаев пропусков практических занятий уменьшилось на 20,3%, лекций - на 30,2%; на лечебном факультете вечернем отделении - на 67% и 49,4%; на медико-профилактическом факультете - на 26,3% и 32,8% соответственно. В дальнейшем эти показатели стабилизировались (табл. 2).

Таблица 3

Динамика показателей успеваемости при внедрении БРС

Учебный Средний балл

год Лечебный факультет Лечебный факультет Медико-профилактический

(дневное отделение) (вечернее отделение) факультет

2008-09 4,25 4,2 4,0

2009-10 4,16 4,0 3,7

2010-11 4,1 3,8 3,8

Дифференцированный подход к оценке теоретических знаний и самостоятельной практической работы на занятиях повысил ответственность студентов при работе с больными,

Таблица 1

Балльно-рейтинговая система (лечебный факультет дневное отделение)

Всего 100 бал. 8 семестр - 38 баллов 9 семестр - 62 балла

14 занятий по 2 балла 12 занятий по 2 балла

за тесты: «5» - 1 балл; «4» - 0,75 балла; «3» - 0,5 балла, «2» - 0,25 балла

практическая работа: «5» - 1 балл; «4» - 0,75 балла; «3» - 0,5 балла; «2» - 0,25 балла Зачёт I 1 зачетное занятие - 5баллов I 2 зачетных занятия - по 5 баллов.

История болезни - 5 баллов__________________________________________________

Практические навыки - 5 баллов______________________________________________

Итоговый тестовый контроль - 5 баллов_______________________________________

Поощрения:__________________________________________________________________

1 балл - реферативное сообщение (4)_________________________________________

1 балл - своевременная сдача зачета_________________________________________

До 8 баллов - УИРС (за 2 семестра)__________________________________________

Санкции:____________________________________________________________________

- 1 балл - ненадлежащий внешний вид и поведение,____________________________

- 3 балла - курение_________________________________________________________

- 3 балла - конфликт с медперсоналом, несоблюдение деонтологии______________

- 3 балла - ненормативная лексика___________________________________________

- 1 балл - не сдал зачет вовремя (далее по 1 баллу за последующий месяц)____

- 1 балл - опоздание более 2 раз____________________________________________

- 1 балл - систематические пропуски_________________________________________

Таблица 2

Количество пропусков лекций и практических занятий

Факультет Лечебный (дневное отделение) Лечебный (вечернее отделение) Медико-профилактический

Учебный год 2008- 2009 2009- 2010 2010- 2011 2008- 2009 2009- 2010 2010- 2011 2008- 2009 2009- 2010 2010- 2011

ПЗ* 300 239 221 105 35 37 198 146 147

Л* 483 337 325 81 41 39 305 205 203

Примечания: ПЗ* - практические занятия (количество случаев); Л* - лекции (количество случаев).

при решении ситуационных задач, анализе показателей лабораторных и инструментальных методов исследования, что было отмечено всеми сотрудниками кафедры при подведении итогов внедрения БРС.

При сравнении итогов сессии оказалось, что за годы введения БРС по всем факультетам средний балл снизился: с 4,25 до 4,1 - по лечебному дневному; с 4,2 до 3,8 - по лечебно-

ЛИТЕРАТУРА

1. Гаспарян С.А., Елецкий Ю.К., Капустинская В.И., Синицын А.К. Методика анализа учебной работы кафедр медицинских институтов. - М., 1974.

2. Росин М.Ф. Оценка трудоёмкости учебной работы в баллах. - М.: МАИ им. Серго Орджоникидзе, 1974.

3. Справочник первокурсника. - Иркутск: БГУЭП, 2004.

му вечернему и с 4,0 до 3,8 - по медико-профилактическому (табл. 3).

Таким образом, внедрение БРС в учебный процесс кафедры детских болезней ИГМУ позволяет осуществлять дифференцированный объективный подход к оценке теоретических знаний, активизировать самостоятельную практическую работу, содержит мотивационные элементы и дисциплинирует студентов.

4. Горяев А.Ю., Казанцева Н.Ю., Калягин А.Н. Балльнорейтинговая система оценки учебной деятельности студента: Методические рекомендации для преподавателей. - Иркутск, 2007. - 20 с.

5. Интернет ресурс: www.ifmo.ru/file/news/1139/bars.doc; Дорошевич О.М. Балльно-рейтинговая оценка. URL: http:// apatity.petrsu.ru/faculty/econom/ocenka.php .

Информация об авторах: Жданова Елена Ивановна - доцент кафедры, к.м.н., 664009, г. Иркутск, ул. Советская, 57, ИМДКБ, кафедра детских болезней, тел. (3952) 290772; Решетник Любовь Александровна - заведующая кафедрой, профессор, д.м.н., заслуженный врач России; Птичкина Оксана Ивановна - ассистент кафедры, к.м.н.

ХРОНИКА, ИНФОРМАЦИЯ

© САВВАТЕЕВА В.Г., ВАСИЛЬЕВА Е.И. - 2011 УДК 616-053 3/. 7 - 002.5 6 616. 248

ИНФОРМАЦИЯ С VI МЕЖДУНАРОДНОГО КОНГРЕССА ИММУНОЛОГОВ (МОСКВА)

Валентина Григорьевна Савватеева, Елена Ивановна Васильева (Иркутский государственный медицинский университет, ректор - д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра педиатрии №2, зав. - д.м.н., проф. В.Г. Савватеева)

Резюме. Представлена информация о наиболее значимых для медицинской практики научных разработках, обсуждаемых на VI Международном Конгрессе иммунологов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: иммунология, онкозаболевания, аллергопатология, ВИЧ-инфекция.

THE INFORMATION FROM THE INTERNATIONAL IMMUNOLOGICAL COMGRESS (MOSCOW)

V.G. Savvateeva, E.I. Vasilieva (Irkutsk State Medical University)

Summary. The information about the most impotant scientific news has been presented. The information was devoted to oncology, allergology and HIV - infection.

Key words: immunology, oncopathology, allergopathology, HIV-infection.

С 15 по 18 сентября 2011 г. в Москве проходил Международный форум, объединивший VI Всемирный Конгресс по иммунопатологии и респираторной аллергии, VIII Съезд аллергологов и иммунологов СНГ, V Съезд иммунологов России и Учредительную конференцию Российского общества по СПИД. Форум проходил при поддержке Всемирной организации по аллергии (WAO).

На международных иммунологических форумах наибольшее внимание уделяется изучению проблемы противоопухолевой защиты. Этой проблеме было посвящено большее количество докладов и в этот раз. Основная часть материалов касалась результатов изучения цитокинового профиля и биохимизма процессов, протекающих в опухолевой ткани. Актовая речь нобелевского лауреата Арона Чихановера (Aaron Ciechanover, Израиль) была посвящена изучению роли убиквитина для внутриклеточного протеолиза.

Ключевые положения: протеолиз осуществляется не только в лизосомах, протеолиз внутриклеточный зависит от наличия убиквитина. Участие убиквитина необходимо во всех вариантах протеолиза и межклеточного взаимодействия. Опухолевая ткань не содержит убиквитина, и это служит одним из механизмов «избегания» опухолью иммуноло-

гического надзора. Снижение уровня убиквитина - одно из патогенетических звеньев нейродистрофических и аутоиммунных заболеваний. Результаты изучения убиквитина перспективны для разработки эффективных средств лечения тяжелой патологии, тем более что на мышах получена модель человеческого организма для изучения Т-лимфоцитов в условиях патологии (В. Левицкий, Москва). Новые данные позволяют раскрыть механизмы иммуносупрессии опухолевых клеток, в условиях воспаления, гипоксии.

И.В. Нестерова (Москва) представила информацию о функциях нейтрофильных гранулоцитов в условиях опухолевого роста. Субпопуляция СВ-11в проявляет эффект цитотоксичности, СД-64, присутствующие преимущественно в костном мозге, активно продуцируют т^ и ^-1, способствуют элиминации опухолевых клеток, подавляют ангиогенез в опухолевой ткани. ^-10, 1п^ - также подавляют рост сосудов и опухоли. Однако показано, что опухоль грудной железы выделяет вещества, которые заставляют нейтрофильные гранулоциты способствовать росту опухоли, при этом 80% нейтрофилов при любой локализации опухоли не включаются в борьбу. В докладе И.Г. Козлова (Новосибирск) сделана попытка выявить закономерности эффективности лечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.