Научная статья на тему 'Итоги конференции с международным участием «Больной хронической обструктивной болезнью легких в общей врачебной практике. Новый вызов для семейного врача»'

Итоги конференции с международным участием «Больной хронической обструктивной болезнью легких в общей врачебной практике. Новый вызов для семейного врача» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
72
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБЩАЯ ВРАЧЕБНАЯ ПРАКТИКА / GENERAL PRACTICE / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / DISTANCE LEARNING / ХРОНИЧЕСКАЯ ОБСТРУКТИВНАЯБОЛЕЗНЬ ЛЕГКИХ / CHRONIC OBSTRUCTIVE PULMONARY DISEASE / СПИРОМЕТРИЯ / SPIROMETRY / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / INTERACTIVEMETHODS OF TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кузнецова О.Ю.

В статье представлен краткий обзор докладов конференции с международным участием «Больной хрони-ческой обструктивной болезнью легких в общей врачебной практике. Новый вызов для семейного врача».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESULTS OF THE INTERNATIONAL CONFERENCE «THE PATIENT WITH CHRONIC OBSTRUCTIVE PULMONARY DISEASE IN GENERAL PRACTICE. A NEW CHALLENGE FOR A FAMILY DOCTOR»

This article presents a brief review of the reports of the international conference «The Patient with chronicobstructive pulmonary disease in general practice. A new challenge for a family doctor».

Текст научной работы на тему «Итоги конференции с международным участием «Больной хронической обструктивной болезнью легких в общей врачебной практике. Новый вызов для семейного врача»»

Хроника

УДК 616.24:614.25

ИТОГИ КОНФЕРЕНЦИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ «БОЛЬНОЙ ХРОНИЧЕСКОЙ ОБСТРУКТИВНОЙ БОЛЕЗНЬЮ ЛЕГКИХ В ОБЩЕЙ ВРАЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ. НОВЫЙ ВЫЗОВ ДЛЯ СЕМЕЙНОГО ВРАЧА»

О. Ю. Кузнецова

ГБОУ ВПО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И. И. Мечникова

Минздрава России», Россия

THE RESULTS OF THE INTERNATIONAL CONFERENCE «THE PATIENT WITH CHRONIC OBSTRUCTIVE PULMONARY DISEASE IN GENERAL PRACTICE. A NEW CHALLENGE FOR A FAMILY DOCTOR»

O. Yu. Kuznetsova

North-Western State Medical University named after I. I. Mechnikov, Russia

© О. Ю. Кузнецова, 2012 г.

В статье представлен краткий обзор докладов конференции с международным участием «Больной хронической обструктивной болезнью легких в общей врачебной практике. Новый вызов для семейного врача».

Ключевые слова: общая врачебная практика, дистанционное обучение, хроническая обструктивная болезнь легких, спирометрия, интерактивные методы обучения.

This article presents a brief review of the reports of the international conference «The Patient with chronic obstructive pulmonary disease in general practice. A new challenge for a family doctor».

Keywords: general practice, distance learning, chronic obstructive pulmonary disease, spirometry, interactive methods of teaching.

В Северо-Западном государственном медицинском университете им. И. И. Мечникова 23-24 октября 2012 г. прошла конференция, посвященная проблемам бронхообструктивных заболеваний, в частности хронической обструктивной болезни легких (ХОБЛ), которая, по прогнозам экспертов, может скоро стать четвертой в ряду причин смертности населения на нашей планете.

Поводом для проведения этого мероприятия явились результаты пилотирования проекта RESPECT, который реализуется в Санкт-Петербурге в рамках сотрудничества Северо-Западного государственного медицинского университета им. И. И. Мечникова и Католического университета Левена (Бельгия), а в Архангельске аналогичный проект проводится с участием Северного государственного медицинского университета. Открыл конференцию проректор по науке и международной деятельности д. м. н. А. В. Силин, который подчеркнул важность международной кооперации при решении важных научных задач.

Главным выводом, который прозвучал как в докладе профессора О. Ю. Кузнецовой (зав. кафедрой семейной медицины СЗГМУ им. И. И. Мечникова), так и доцента Е. А. Андреевой (кафедра семейной

медицины Северного университета), являлось то, что истинная распространенность ХОБЛ намного превышает те данные, которые предоставляет официальная статистика. Таким образом, прогноз экспертов Российского респираторного общества о распространенности этого заболевания, которая достигает 10% (по официальным данным Минздрава, в 2006 г. этот показатель составил 1,7%) был подтвержден.

Программа первого дня конференции была посвящена различным проблемам респираторных заболеваний. Профессор Я. Дегризе (Католический университет Левена) обратил внимание аудитории на основные факторы риска развития ХОБЛ и обозначил те вопросы, которые могут встать перед исследователями. Он подчеркнул, что истинную распространенность заболевания можно получить лишь на случайной выборке населения, то есть в популяции людей «с улицы», а не пациентов, которые обращаются за помощью к врачу. В докладе доцента М. А. Похазниковой (кафедра семейной медицины) были приведены данные о современных подходах к трактовке показателей спирографии, без этого метода выявить характер бронхообструктивных заболеваний не представляется невозможным. В связи

Chronicle

Открытие конференции. Проректор по научной работе А. В. Силин

с этим она подчеркнула важность обучения врачей общей практики данному методу и остановилась на оценке спирографического исследования, проведенного врачами, обученными на курсе дистанционного обучения на кафедре семейной медицины. Другие доклады были посвящены современным аспектам лечения ХОБЛ (доцент кафедры семейной медицины И. Е. Моисеева), особенностям ведения больных бронхиальной астмой (доцент кафедры пульмонологии СЗГМУ им. И. И. Мечникова Г. Р. Сергеева), тактике врача первичного звена здравоохранения при диссеминированных заболеваниях легких (доцент кафедры пульмонологии СПбГМУ им. И. И. Павлова Л. Н. Новикова), а также особенностям ведения больных с коморбидными состояниями (профессор кафедры терапии им. Э. Э. Эйхвальда С. В. Столов). Необходимо отметить, что сопредседатель — профессор, почетный доктор нашего университета Л. Дж. Соусгейт — внесла оживление своими вопросами и комментариями, чему в немалой степени способствовал блестящий перевод д. м. н. С. Л. Пла-винского (заведующий кафедрой педагогики, философии и права).

Доцент Е. А. Андреева

Профессор О. Ю. Кузнецова

Программа второго дня конференции была посвящена различным вопросам преподавания как на додипломном, так и на последипломном уровне. Выделение этой темы в рамках конференции было задумано не случайно. Учитывая, что первым этапом реализации проекта RESPECT стало обучение врачей методу спирометрии, который является ведущим в диагностике бронхообструктивных заболеваний, представлялось очень важным обсудить различные вопросы преподавания, включая дистанционное обучение и отработку практических навыков. В докладе д. м. н. С. Л. Плавинского был представлен анализ всех современных образовательных технологий, включая использование метода портфолио при обучении клинических ординаторов. Поскольку этот метод еще не нашел широкого применения на кафедрах университета, участники конференции в рамках дискуссии использовали возможность обсудить эту проблему с проректором по учебной работе профессором А. М. Лила.

Различным подходам к организации дистанционного обучения были посвящены доклады наших зарубежных коллег — профессора Дж. Джогерста

Живое обсуждение доклада профессора Я. Дегризе (слева-направо: Л. Соусгейт, О. Ю. Кузнецова, С. Л. Плавинский, Я. Дегризе)

Хроника

Доцент М. А. Похазникова

(Университет Айовы, США) и профессора Я. Дегри-зе (Католический университет Левена, Бельгия). Каждый доклад был по-своему интересен и привлек внимание аудитории. Профессор Дж. Джогерст продемонстрировал возможности использования виртуальных больных как элемент дистанционной подготовки, а профессор Я. Дегризе обратил внимание на то, что современная модель дистанционного обучения позволяет использовать разнообразные методологии активного обучения, что делает его интересным как для студентов, так и для врачей. Опыт дистанционного обучения на кафедре лабораторной диагностики СЗГМУ им. И. И. Мечникова, продемонстрированный доцентом В. А. Зиминой, привлек внимание наших иностранных коллег. Дистанцион-

ному методу обучения спирометрии был посвящен доклад доцента М. А. Похазниковой. Интересно, что эффективность обучения на этом курсе была проанализирована как с помощью анкетирования, направленного на детальное изучение того, какие разделы курса были наиболее эффективными для слушателей (доклад профессора кафедры семейной медицины Е. В. Фроловой), так и с помощью интервью участников образовательного процесса, продемонстрированного видеороликом в рамках презентации доцента кафедры семейной медицины Северного ГМУ Е. А. Андреевой. Оригинальный взгляд на обучение студентов процессу диагностики отразил в своем докладе профессор Дж. Бергус (Университет Айовы, США). Обучение студентов системному подходу к анализу симптомов, выстраивание логики клинического мышления оказалось чрезвычайно интересным. На современных методах оценки знаний и навыков остановилась профессор Л. Соусгейт (Университет Лондона, Великобритания). Она подчеркнула, что сегодня оценка не сводится только к ответам на тесты и проверке практических навыков. Студента или клинического ординатора должны оценить его наставники, медицинские сестры, его коллеги. Профессор Л. Соус-гейт в качестве примера разносторонней оценки деятельности врача привела эпизод, связанный с неправильным сообщением пациенту плохого прогноза, описанный в портфолио одного из студентов, и привлекла аудиторию к обсуждению этого случая.

Интересный доклад был сделан К. Верслипом (Католический университет Левена, Бельгия), где была изложена история создания центра по отработке практических навыков для студентов. Интересно, что к обучению привлекаются сами студенты после прохождения специального тренинга. Это дает возможность проводить занятия ежедневно с 8 утра до 10 вечера в 20 учебных комнатах, осна-

Профессор Дж. Джогерст

Профессор К. Верслип

Chronicle

щенных соответствующим оборудованием, что позволяет воссоздать условия работы в операционной либо в палате. Кроме того, был продемонстрирован набор различных манекенов, позволяющих проводить манипуляции в соответствии с программой обучения на каждом курсе.

В целом доклады участников конференции продемонстрировали актуальность исследований, направленных на раннюю диагностику хронической обструктивной болезни легких в Санкт-Петербурге и Архангельской области, и необходимость освоения врачами общей практики нового метода диа-

гностики — спирометрии. Обсуждение проблем дистанционного обучения, отработки практических навыков и оценки знаний дало возможность сопоставить методологии образования, использующиеся в нашей стране и в ведущих университетах Европы и США. Своеобразным итогом конференции стало решение ректората о проведении специального цикла усовершенствования для преподавателей Северо-Западного государственного медицинского университета им. И. И. Мечникова, на котором будут подробно освещены современные образовательные технологии.

Автор:

Кузнецова Ольга Юрьевна — д. м. н., профессор, зав. кафедрой семейной медицины ГБОУ ВПО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И. И. Мечникова Минздрава России»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.