Научная статья на тему 'Итоги энергоаудита учреждений, подведомственных Департаменту социальной защиты населения'

Итоги энергоаудита учреждений, подведомственных Департаменту социальной защиты населения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
131
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГОАУДИТ / ПОТЕНЦИАЛ / ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / ЭНЕРГОЕМКОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ УСЛУГА / ENERGY AUDIT / POTENTIAL / ENERGY SAVING / ENERGY INTENSITY / SOCIAL SERVICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Климова Галина Николаевна, Сайгаш Анастасия Сергеевна, Сивков Александр Анатольевич

В статье представлены результаты энергетических обследований учреждений социальной защиты населения, ставшие основой для разработки Долгосрочной целевой программы повышения энергетической эффективности. Проведено сопоставление фактических удельных показателей энергопотребления с нормативными, предложены актуальные энергосберегающие мероприятия и определены первоочередные объекты для их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Климова Галина Николаевна, Сайгаш Анастасия Сергеевна, Сивков Александр Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Results of the energy audit institutions located in the Department of Social Protection

The paper presents results of energy audits of institutions of social protection. Result work is the basis for a long-term program to improve energy efficiency. The comparison of the actual specific indices of energy consumption with standard. Offer energy saving measures and identified priority areas for theirs implementation.

Текст научной работы на тему «Итоги энергоаудита учреждений, подведомственных Департаменту социальной защиты населения»

Климова Галина Николаевна

Klimova Galina Nikolaevna Томский политехнический университет, Энергетический институт Tomsk polytechnic university, Institute of Power Engineering

Доцент/associated professor Кандидат технических наук E-Mail: gariki@tpu.ru

Сайгаш Анастасия Сергеевна

Saygash Anastasia Sergeevna Томский политехнический университет, Энергетический институт

Tomsk polytechnic university, Power institute Доцент/associated professor Кандидат технических наук E-Mail: S_nast@mail.ru

Сивков Александр Анатольевич

Sivkov Alexander Anatolyevich Томский политехнический университет, Энергетический институт

Tomsk polytechnic university, Power institute

Профессор/professor Доктор технических наук E-Mail: sivkovAA@mail.ru

Энергосбережение

Итоги энергоаудита учреждений, подведомственных Департаменту

социальной защиты населения

Results of the energy audit institutions located in the Department of Social Protection

Аннотация: В статье представлены результаты энергетических обследований

учреждений социальной защиты населения, ставшие основой для разработки Долгосрочной целевой программы повышения энергетической эффективности. Проведено сопоставление фактических удельных показателей энергопотребления с нормативными, предложены актуальные энергосберегающие мероприятия и определены первоочередные объекты для их реализации.

The Abstract: The paper presents results of energy audits of institutions of social protection. Result work is the basis for a long-term program to improve energy efficiency. The comparison of the actual specific indices of energy consumption with standard. Offer energy saving measures and identified priority areas for theirs implementation.

Ключевые слова: Энергоаудит, потенциал, энергосбережение, энергоемкость,

социальная услуга.

Keywords: Energy audit, potential, energy saving, energy intensity, social service.

***

Реализация государственной политики энергосбережения охватывает все отраслевые комплексы, бюджетные организации и личные хозяйства граждан. Цели, поставленные в

Указе Президента Российской Федерации «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности Российской экономики» от 4 июня 2008 №889 заключаются в снижении энергоемкости валового внутреннего продукта к 2020 году на 40% по сравнению с 2007 годом, и могут быть достигнуты, если этим делом будут заниматься все - рабочие и руководители, пенсионеры и школьники, предприниматели и домохозяйки [2].

Однако, 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятый в 2009 году, обязал потребителей, оплачивающих топливно-энергетические ресурсы (ТЭР) из средств бюджетов различных уровней, провести обязательные энергетические обследования, составить энергетические паспорта, разработать Долгосрочные целевые программы повышения энергетической эффективности до 31.12.2012 года и своим примером доказать остальным актуальность, перспективность и экономические преимущества данного направления государственной политики [3].

Энергетические обследования учреждений, подведомственных Департаменту социальной защиты населения, были проведены в период 2010 - 2011гг. В системе органов социальной защиты населения области работает около 2600 человек. Бюджет Департамента социальной защиты населения (ДСЗН) в 2010 году составил 4322 млн. рублей. Динамика расходной части бюджета по направлениям представлена на рис. 1:

4000 3500 3000 2500 2000 1500 1000 500 0

2008 2009 2010 Год

■ Меры социальной поддержки населения

■ Содержание учреждений

Рис. 1. Расходы бюджета Департамента социальной защиты, млн. руб.

Основные статьи расходов бюджета: организация питания, медицинского и

социального обслуживания граждан в домах-интернатах; предоставление мер социальной поддержки населения; субсидии населению; оплата труда работников; оплата коммунальных платежей учреждений.

Более 10 тысяч граждан пожилого возраста и инвалидов получают услуги в сфере социального обслуживания в виде материальной и консультативной помощи, обслуживания в стационарных учреждениях, временных приютах, реабилитационных услуг.

Объемы обслуживания в учреждениях социальной защиты Томской области представлены в табл. 1.

Млн. руб.

Таблица 1

Социальное обслуживание

Количество обслуживаемых клиентов 2006 2007 2008 2009 2010

1 В стационарных учреждениях - - 1921 1901 1889

2 На дому 2804 2702 2646 2567 2581

3 Полустационарное обслуживание -количество клиентов - количество услуг - - - - 5661 148122

4 Экстренная психологическая помощь - - - - -

Потребление топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) в сфере социального обслуживания в 2010 году составило 10,625 тыс. т у.т. (при этом на электрическую и тепловую энергию пришлось 5,693 тонны у.т.). В именованных единицах потребление электроэнергии (ЭЭ) составило 5,5 млн. кВтч, тепловой энергии (ТЭ) - 27,8 тыс. Гкал, газа -14,3 тыс. м3, угля - 4,6 тыс. т., нефти - 0,9 тыс.т. Сводный топливно-энергетический баланс за 2010г. представлен в табл. 2.

Таблица 2

Сводный топливно-энергетический баланс 2010г., тонны у.т.

Вид ТЭР ТЭ ЭЭ Г аз природный Уголь Нефть сырая Дрова Всего

Получено со стороны 2310 1714 17 3652 1259 4 8956

Произведено собственными источниками 1669 0 0 0 0 0 1669

Располагаемый ресурс 3980 1714 17 3652 1259 4 10625

Израсходовано на выработку тепла 0 0 17 3652 1259 4 4932

Конечное потребление 3980 1714 0 0 0 0 5693

Сравнительно слабое изменение объемов потребления энергоресурсов за период 2007 -2010гг. говорит о стабильности объемов работы, оказанных услуг и схожести погодных, метеорологических и климатических условий этих лет. Заметно полное соответствие объемов оказываемых услуг объемам потребления энергоресурсов. Взаимосвязь между ними представлена на рис. 2.

2500

2000

1500

1000

500

1 3 5 7 9 11 13 15 17 19 21 23 25 27 29 31 33 35 37 39 41 Номер учреждения в соответствии с перечнем Потребление ТЭР Объем работ

Рис. 2. Взаимосвязь между объемами оказываемых услуг и объемами потребления энергоресурсов в 2010г.

Затраты финансовых средств на покупку топливно-энергетических ресурсов учреждениями социальной защиты населения составили в 2010 году 60,6 млн. рублей. Наблюдается постоянный рост данной составляющей в бюджете Департамента, что видно из динамики на рис. 3.

80000

70000

60000

50000

40000

30000

20000

10000

0

Тыс. руб.

■ Дрова Нефть

Год

Рис. 3. Структура платежей за ТЭР в 2007 - 2012гг., тыс. руб.

На объектах социальной защиты населения наблюдается значительное и необъяснимое различие удельного на 1 человека потребления топливно-энергетических ресурсов. В домах-интернатах (см. рис. 4), в расчете на 1 койко-место, потребление изменяется в пределах от

0,34 тонн у. т (Итатский Дом-интернат для престарелых) до 3,74 тонн у. т (Дом-интернат «Лесная дача»).

0

т у.т./на 1 койко-место

4.0

3.5

3.0

2.5

2.0

1.5 1,0 0,5 0,0

т----1----1---1----1----1---г

Среднее потребление ТЭР

Норматив потребления ТЭР

41 38 40 36 26 29 13 22 19 28 15 6 11 10

Номер учреждения в соответствии с перечнем

Рис. 4. Удельное потребление ТЭР в домах-интернатах, тонн у.т на

одно койко-место, 2010г.

При этом фактические удельные потребления значительно выше установленного областью норматива. Существенно разное по объему потребление энергетических ресурсов в домах-интернатах может свидетельствовать о принципиально разных объемах и качестве предоставляемых услуг в разных учреждениях. В связи с этим можно предложить реализовывать первоочередные мероприятия, направленные на повышение качества предоставляемых социальных услуг и снижение их энергоемкости с дома-интерната «Лесная дача» (41), психоневрологического интерната «Забота» (38), интерната «Виола» (40), дома-интерната «Луч надежды» (26), «НДИПИ Молчановского района» (36).

Анализ потребления топливно-энергетических ресурсов объектами социальной защиты населения позволяет сделать следующие выводы:

1. Высокая и нарастающая доля пенсионеров в составе населения Томской области (каждый четвертый житель - пенсионер) формирует условия увеличения спроса на социальные услуги и ставит задачи адекватного ответа органов власти и системы социального обслуживания. Таким ответом может быть только обеспечение готовности к оказанию новых объемов услуг [1].

2. Климатические характеристики Томской области и мест размещения объектов социальной сферы приводят к необходимости повышенного потребления топливноэнергетических ресурсов и особых мер, обеспечивающих повышение энергетической эффективности объектов социального обслуживания.

3. Удельное, на 1 человека, потребление тепловой и электрической энергии в разных домах-интернатах различается в десятки раз. Это свидетельствует о совершенно разном уровне тепловой защиты зданий, где они размещены. Конкретные меры (и их очередность) по повышению тепловой защиты зданий могут быть разработаны в ходе энергетического обследования объектов.

4. Объемы платежей объектов социальной защиты за потребленные энергоресурсы нарастают в более высоком темпе, чем увеличение потребления ТЭР. Это говорит об увеличивающихся тарифах, которые и далее будут нарастать. Это еще в большей степени вынуждает искать способы снижения энергопотребления.

5. Удельное потребление энергоресурсов на рубль оказываемых социальных услуг в 2007-2010 гг. находилось на уровне:

2GG7 год - 14,З5 кг у.т./1000 руб.;

2GG8 год - 11,25 кг у.т./1000 руб.;

2GG9 год - 11,07 кг у.т./1000 руб.;

2G1G год - 10,75 кг у.т./1000 руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Имеющийся темп снижения удельной энергоемкости недостаточен для снижения в дальнейшем (к 2020 году ) на 40%, как это предусмотрено в Указе Президента РФ №889 от 4 июня 2008 года.

ЛИТЕРАТУРА

1. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2G11: Статистический сборник //Росстат. - М., 2G11. - 99G с.

2. Указ Президента Российской Федерации от 4.06.2008г. №889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности Российской экономики».

3. Федеральный закон от 2З.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 25.G6.2G12) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

1. Regiony Rossii. Social'no-jekonomicheskie pokazateli. 2G11: Statisticheskij sbornik //Rosstat. - M., 2G11. - 99G s.

2. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 4.06.2008g. №889 «O nekotoryh merah po povysheniju jenergeticheskoj i jekologicheskoj jeffektivnosti Rossijskoj jekonomiki».

3. Federal'nyj zakon ot 2З.11.2009 N 261-FZ (red. ot 25.G6.2G12) «Ob jenergosberezhenii i o povyshenii jenergeticheskoj jeffektivnosti i o vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii».

Рецензент: Ушаков Василий Яковлевич, д.т.н., профессор, директор Регионального центра управления энергосбережением ТПУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.