Научная статья на тему 'Итальянский национальный флаг. Государственная символика и национальная идентичность'

Итальянский национальный флаг. Государственная символика и национальная идентичность Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
701
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ СИМВОЛИКА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФЛАГ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ИТАЛИЯ / NATIONAL SYMBOLICS / A NATIONAL FL AG / NATIONAL IDENTITY / ITALY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шевлякова Дарья Александровна

В статье рассматривается национальная символика Итальянской Республики: государственный флаг, гимн и герб. Для исследования эти символы интересны в культурологическом и политологическом аспектах: они демонстрируют связь между коллективным сознанием итальянцев и государственной политикой по конструированию национальной идентичности. На примере итальянского флага изучаются разные способы, которыми государство продвигает идею нации в Италии; большая эффективность наблюдается, когда принимаются меры наглядного и рекламного характера, уходит в прошлое прямое давление, которое воспринимается как пропаганда и вызывает отрицательную реакцию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Italian National Flag. National Symbols and the National Identity

In article the national symbolics of the Italian republic is considered: the national fl ag, the national anthem and the emblem. These symbols are interesting to research in culturological and politological aspects: that they show communication between national consciousness and a state policy on designing of national identity. On an example of the Italian fl ag different ways with which the state positions idea of the nation in Italy are studied; the big effi ciency is observed, when measures of evident and advertising character are taken, leaves in last direct pressure which is perceived as propagation and causes negative reaction.

Текст научной работы на тему «Итальянский национальный флаг. Государственная символика и национальная идентичность»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2010. № 4

ТРАДИЦИИ В КУЛЬТУРЕ

Д.А. Шевлякова

ИТАЛЬЯНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФЛАГ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА И НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

В статье рассматривается национальная символика Итальянской Республики: государственный флаг, гимн и герб. Для исследования эти символы интересны в культурологическом и политологическом аспектах: они демонстрируют связь между коллективным сознанием итальянцев и государственной политикой по конструированию национальной идентичности. На примере итальянского флага изучаются разные способы, которыми государство продвигает идею нации в Италии; большая эффективность наблюдается, когда принимаются меры наглядного и рекламного характера, уходит в прошлое прямое давление, которое воспринимается как пропаганда и вызывает отрицательную реакцию.

Ключевые слова: национальная символика, государственный флаг, национальная идентичность, Италия.

In article the national symbolics of the Italian republic is considered: the national flag, the national anthem and the emblem. These symbols are interesting to research in culturological and politological aspects: that they show communication between national consciousness and a state policy on designing of national identity. On an example of the Italian flag different ways with which the state positions idea of the nation in Italy are studied; the big efficiency is observed, when measures of evident and advertising character are taken, leaves in last direct pressure which is perceived as propagation and causes negative reaction.

Key words: national symbolics, a national flag, national identity, Italy.

В современном мире наметились процессы, характеризующиеся всплеском осознания своей национальной идентичности - принадлежности к определенной нации. Такой неожиданный и неподдельный интерес к проблеме национальной идентичности, затронувший население множества стран, вначале даже получил название "этнического парадокса современности"1. Представители различных наций начинают все больше ценить свою культуру на фоне нарастающей унификации духовных и материальных ценнос-

Шевлякова Дарья Александровна - канд. филол. наук, доц., зав. кафедрой итальянского языка факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова; тел.: 8-917-531-16-74, e-mail: scevliakova@mail.ru

1 Подробнее см.: Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 1999.

тей. Повсеместный интерес к своим корням на уровне как индивида, так и общества в целом проявляется в самых разных формах - от попыток воссоздания, возрождения старинных обычаев и обрядов, попыток определения национального характера до стремления укрепить свою национальную государственность.

Понятия этнической и национальной идентичности употребляют как синонимические. "Этнос"/"этничность" являются основополагающими для этнической классификации, а понятие "нация" определяется чаще всего как государственная форма этнической общности людей2. "Нация, в отличие от этноса, - это то, что дано мне не фактом моего рождения, а моими собственными усилиями и личным выбором. Этнос я не выбираю, а нацию - выбираю, могу выбрать. Нация - это государственная, социальная, культурная принадлежность индивида, а не его антропологическая и этническая определенность"3. Другими словами, нация, как она и представлена в конструктивистской парадигме изучения вопроса, в отличие от этноса, является "воображаемым сообществом"4, создаваемым государством для идеологического оправдания и политической легитимизации определенных представлений о территориальном, политическом и культурном единстве5. С этой точки зрения не нация создает государство, а государство - нацию, подобную теорию излагал историк Э. Хобсбаум6. Для изложения и защиты национальной идентичности государство должно создавать специальные символические формы, имеющие официальный статус, - национальные символы или национальную символику - это флаг, гимн и герб государства7.

Из всех национальных символов Итальянской Республики флаг является самым наглядным и материальным представлением государства, он олицетворяет его идентичность и суверенитет. С древних времен флаг служил символом объединения итальянского народа и надежды на независимое государство; он в наибольшей степени ассоциируется со страной и народом. В отличие от государственного флага национальный герб, второй официальный символ Итальянской Республики, не являлся естественным результатом исторического процесса формирования нации: он был принят законодательным кон-

2 См.: АчкасовВ.А. Этническая идентичность в ситуации общественного выбора // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Т. 2. № 1.

3 Межуев В.М. Идея национального государства в исторической перспективе // Полис. 1992. № 5-6.

4 Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М., 2001.

5 См.: Нагенгаст Т. Права человека и защита меньшинств: этничность, гражданство, национализм и государство // Этничность и власть в полиэтнических государствах. М., 1994.

6 См.: Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1870 г. СПб., 1998.

7 Dinnie К. Nation Branding. Concepts, Issues, Practice. Oxford, 2007.

ституционным собранием Итальянской Республики 31 января 1948 г. по результатам двух открытых конкурсов 1946 и 1947 гг., в которых в общей сложности приняли участие 500 кандидатур, представивших 800 эскизов. В результате герб Республики выглядит следующим образом: в центре расположена пятиконечная звезда белого цвета, окаймленная красным, звезда прикреплена к осям стальной шестеренки, которую обрамляют дубовая и оливковая ветви, скрепленные красной лентой с надписью "Итальянская Республика". Символика герба связана с идеей созидательного, хотя и тяжелого труда, на основе которого зиждется Республика (статья 1 Конституции)8. В наши дни идейное послание герба устарело, фактами истории стали как звезда национально-освободительного движения, так и шестеренка, вызывающая ассоциации с индустриализацией и благом промышленного прогресса. Свидетельством тому может быть конкурс на эскиз нового герба Итальянской Республики, объявленный правительством Беттино Кракси в 1987 г. Герб не был изменен только потому, что предложенные эскизы привели в недоумение жюри и вызвали язвительную реакцию журналистов: тематика была слишком предсказуемой и поэтому банальной, иногда просто опереточной: "сапожок", парусные яхты, трехцветный человечек, альпийские луга, геометрические фигуры9.

Идейно устарел и национальный гимн Италии, более известный под названием "Fratelli d'Italia" - "Братья Италии" или "Canto degl'Italiani" - "Песнь итальянцев", слова к которому были написаны в 1847 г. двадцатилетним генуэзским поэтом и патриотом Гофредо Мамели (1818-1885). Песнь создавалась в атмосфере патриотического воодушевления накануне войны за независимость с Австрийской империей. Гимн Италии идеологически насыщен, перегружен метафорами и историческими примерами, актуальными для национально-освободительного движения, но потерявшими свою злободневность в наши дни. Неудивительно, что в 1946 г. его приняли как временный, когда надо было приводить к воинской присяге новый набор, что невозможно было осуществлять под звуки гимна монархии. В свете вышесказанного закономерным является незнание текста "Fratelli d'Italia", которое обычно демонстрируют и рядовые итальянцы, и итальянские спортсмены, позорно молчащие при исполнении государственного гимна на международных соревнованиях10.

Итальянский государственный флаг представляет собой триколор с вертикальным расположением цветов: зеленый, белый, красный. За образец был взят флаг Французской Республики - символ революции 1789 г., сама идея триколора исторически ассоциировалась

8 См.: ШевляковаД.А. Итальянские праздники. М., 2006.

9 Baule G. La storia dello stellone // Lineagrafica. 1988. N 1.

10 Gandus V. Polemiche patriottiche: perché i calciatori non cantano l'Inno d'Italia // Panorama. 1989. 2 lulgio.

с республиканским строем. Прообраз современного государственного флага появился 7 января 1797 г. в городе Реджо-Эмилии как флаг Циспаданской республики, возникшей благодаря инициативе Наполеона. Флаг был благосклонно воспринят в прогрессивных слоях общества, потому что в Наполеоне видели судьбоносную историческую личность, способную объединить Италию, и любое его начинание приветствовалось. После Венского конгресса триколор остается символом свободы и либерализма. В этом качестве он широко используется в иконографии итальянских революционных движений 1831-1848 гг. 23 марта 1848 г. триколор с гербом Савойской династии в центре становится флагом Итальянского королевства. Карл Альберт адресует жителям областей Ломбардия и Венето известное обращение, которое знаменует собой начало Первой войны за независимость. Оно заканчивается следующими словами: ".. .чтобы продемонстрировать при помощи внешних знаков чувство итальянского единства, повелеваем, чтобы Наши Войска носили трехцветный итальянский флаг с Савойским гербом"11. Когда 14 марта 1861 г. было провозглашено Итальянское королевство, этот флаг автоматически стал государственным. Король проявил уважение к плюрализму мнений, приняв в качестве государственного флаг республиканского образца, "сбалансировав" его антимонархический пафос гербом Савойской династии.

После учреждения Республики президентским декретом от 19 июня 1946 г. был подтвержден традиционный облик итальянского флага (но без монархического герба). Конституционное собрание на заседании от 24 марта 1947 г. одобрило вид флага; как явствует из протокола, решение было встречено "живыми, всеобщими и продолжительными аплодисментами". Все присутствующие встали, что свидетельствует о том, что флаг символизировал собой преемственность идеи единого государства, в стремлении к которому нация проделала долгий и драматический путь от первых войн за независимость к демократической республике12.

Цвета триколора имеют историческое и символическое значение: изначально были взяты белый и красный - цвета флага Болоньи, но к ним прибавили зеленый цвет, который для революционеров и патриотов Луиджи Дзамбони (1772-1795) и Джованни Баттиста Де Роландиса (1774-1796) символизировал цвет надежды на то, что весь итальянский народ присоединится к революционному движению против засилья иностранных держав13. Но цвета также означали и бо-

11 Шевлякова Д.А. Указ. соч. С. 78.

12 Там же. С. 79.

13 "Noi al bianco ed al rosso, colon della nostra Bologna, uniamo il verde, in segno della speranza che tutto il popolo italiano segua la rivoluzione nazionale da noi iniziata, che cancelli que' confini segnati dalla tirannide forestiera" (Venosta F. Luigi Zamboni, il primo martire della libertá italiana. Milano, 1864. P. 32).

лее осязаемые, пейзажные реалии Италии: зелень долин, снег вершин и пламя вулканов, - поэтическое подтверждение тому мы находим у поэта Джозуэ Кардуччи (1835-1907): " Будь же он благословлен!.. Нет геральдических львов и орлов, нет победоносных хищных зверей на священном стяге, но цвета нашей весны и нашей страны, от Ченизио до Этны: снега Альп, апрель долин, пламя вулканов"14.

Такие художественные ассоциации свидетельствуют о преимущественно визуальном восприятии концепций и идей у итальянцев. Бозможно, поэтому флаг часто встречается в картинах итальянских художников самых разных направлений: Ренато Гуттузо ( реализм), Пиппо Риццо, Джакомо Белла, Фортунатто Деперо, Джулио Д'Анна, Мино Деле Сите (футуризм), Примо Конти (экспрессионизм), Анже-ло Морбелли (символизм). Одной из самых выразительных картин, раскрывающих символику флага, является "Mammina" ("Мамочка") художника из Абруцци Франческо Паоло Микетти. На полотне изображена молодая мать, одетая в платье бело-зелено-красных цветов и держащая на руках двух упитанных, веселых младенцев мужского пола. Б образе прослеживается идентификация родины и материнской фигуры. Родина вбирает в себя разные смысловые компоненты: мальчики-близнецы наводят на мысль о Ромуле и Реме - легендарных основателях Рима; женщина, черноволосая и пышнотелая, представляет собой языческий идеал красоты. Бместе с тем действие происходит на ступенях католического храма романской архитектуры, ясно различимы фигуры монахинь и изображения христианских святых.

Б современной иконографии цвета итальянского триколора официально определяются как "насыщенный зеленый луговой, молочно-белый и помидорно-красный", что соответствует номерам по понтону для текстиля (зеленый 17-6153, белый - 11-0601, красный -18-1662). Технические характеристики для цветов национального стяга были установлены циркуляром президиума Совета министров от 2 июня 2004 г., а впоследствии - постановлением премьер-министра от 14 апреля 2006 г., до этих постановлений в колорировании национального флага наблюдалась некоторая вольность 5. Такое повышенное внимание свидетельствует о том, что за национальной символикой вновь признают исключительную идеологическую значимость, когда в рамках единой Европы становится важным не потерять свою национальную специфику.

14 "Sii benedetta!.. Non rampare di aquile e leoni, non sormontare di belve rapaci, nel santo vessillo; ma i colori della nostra primavera e del nostro paese, dal Cenisio all'Etna; le nevi delle alpi, l'aprile delle valli, le fiamme dei vulcani" (Carducci G. Discorso di Giosuè Carducci, tenuto il 7 gennaio 1897 a Reggio Emilia per celebrare il 1° centenario della nascita del Tricolore // Discorsi sul Tricolore italiano. Reggio Emilia, 2007. P. 11).

15 Decreto Del Presidente Del Consiglio Dei Ministri 14 aprile 2006 "Disposizioni generali in materia di cerimoniale e di precedenza tra le cariche pubbliche" (GU 174 del 28 luglio 2006).

Однако интерес государственных органов имеет выраженный формальный и ритуальный характер, отношение нации к флагу поменялось - в чем-то оно отражает изменение отношения к идее государства в целом. Во время Рисорджименто флаг был бесспорным символом национального единства, символом возрождающейся Италии, свидетельством может послужить речь поэта Джозуэ Кардуччи, выступавшего в Реджо Эмилии на праздновании столетия со дня рождения итальянского триколора. Поэт говорит о ценностях, которые воплощает для любого итальянца национальный флаг, свидетельствующий об историческом величии Италии прошлого и миссии объединенной Италии будущего: "Молодые люди, вы когда-нибудь мысленно представляли себе этот флаг, обозревающий с Капитолийского холма судьбоносную равнину, с которой произошел Рим и ринулся к победе и просвещению мира? Или когда с корабельных рей Сан-Марко он парит над морем, некогда бывшим нашим, следит на востоке за царствами торгующей и воинственной Венеции? Или когда с Дворца приоров приветствует холмы, поднимаясь на которые сочинял стихи Данте, спускаясь с которых творил Микеланджело, холмы, на которых Галилей утверждал покорение небес?"16 Кардуч-чи выбрал три вышеперечисленных города по их вкладу в развитие европейской цивилизации: Рим символизирует Римскую империю, которая несла государственность диким и разрозненным народам будущей Европы. Венецианская республика вела своеобразную "итальянскую" экспансию на восток благодаря сильному флоту и предприимчивости ее купцов - достаточно вспомнить легендарного Марко Поло. Флоренция воплощает расцвет искусства Ренессанса: Кардуччи представляет Данте (поэзию), Микеланджело (живопись и скульптуру) и Галилея (науку). Помимо Кардуччи и другие итальянские поэты посвящали свои произведения национальному флагу, свидетельство тому можно найти в многочисленных антологиях, но коллективное представление о символическом послании триколора остается неизменным - это символ борьбы за единство и независимость17.

16 "O giovani, contemplaste mai con la visione dell'anima questa bandiera, quando ella dal Campidoglio riguarda i colli e il piano fatale onde Roma discese e lanciossi alla vittoria e all'incivilimento del mondo? o quando dalle antenne di San Marco spazia sul mare che fu nostro e par che spii nell'oriente i regni della commerciante e guerreggiante Venezia? o quando dal Palazzo de' Priori saluta i clivi a cui Dante saliva poetando, da cui Michelangelo scendeva creando, su cui Galileo sanci la conquista dei cieli?" (Carducci G. Op. cit. P. 13).

17 Italia tricolore, nel canto dei suoi poeti, nel centenario della sua unità / A cura di P. Blandino della Croce. Milano, 1961; BiniA. I canti della Patria. La lirica patriottica nella letteratura italiana. Milano, 1916; Grando Pietrasanta M. Mazzolino tricolore di poesie per fanciulli // Schizzi di Giorgio Grando. Milano, 1962; GuicciardiFiastri V. La bandiera, racconto dell'autunno 1919. Bologna, 1923; Jona E. Le canzonette che fecero l'Italia. Milano, 1962; Manera G. Al vessillo tricolore // L'Italia Centrale, numero straordinario. Per il primo centenario della Bandiera Nazionale. Milano, 1897; Mercuri L., Tuzzi C. Canti politici italiani 1793-1945. Roma, 1973.

5 ВМУ, лингвистика, № 4

Бо время празднования двухсотлетия со дня создания итальянского триколора в 1997 г. честь произнести юбилейную речь выпала поэту Марио Луци (1914-2005). Представляется, что государственные лица целенаправленно выбирали именно поэтов в качестве официальных глашатаев национального триколора. Начиная с XIV в. именно язык поэзии был итальянским литературным языком, что подтверждало тот факт, что Италия существует как культурная реальность, в то время как в политическом плане было лишь множество враждующих государств на территории Апеннинского полуострова. Речь Марио Луци сильно отличалась от восторженных слов Джозуэ Кардуччи столетие назад. Поэт представил флаг как символ противоречивой и неоднозначной итальянской истории XX в. "На нем, на нашем триколоре, - пятна злоупотреблений, потерь и позора, - сказал поэт, подразумевая колониальную захватническую политику конца XIX в., приход к власти фашизма и Бторую мировую войну, в которую Италия вступила под знаменами фашизма. - <.. .> Наш триколор больше не является метафорой, он нам принадлежит материально", - продолжил Луци, представляя историчным и материальным этот символ, который политики использовали для позиционирования абстрактной национальной идеи, неподвижной и не подверженной изменениям, в то время как флаг является динамичной суммой истории, памяти и общественного повествования18.

Цвета государственного флага прописаны в статье 12 Конституции, есть национальный праздник флага (7 января), существует Музей триколора при мэрии города Реджо Эмилия (город, в котором было принято решение о создании первого триколора) и даже сайт триколора19. Рядовые итальянцы также любят свой флаг, хорошо знают цвета и их расположение (в то время как они смутно представляют себе государственный герб и, как уже говорилось, практически не помнят слов гимна), среди всех национальных символов триколор самый любимый, наглядный и доступный.

Оскорбление флага является уголовным преступлением, наказание проходит по двум статьям - "Оскорбление флага или других государственных символов" (Articolo 299 Codice Penale) и "Надругательство над флагом или другими государственными символами" (Articolo 292 Codice Penale). Флаг упоминается в первую очередь, дальнейшая символика не конкретизируется, из чего можно сделать вывод, что флагу отдается приоритет среди других символов государства. Б монографии профессора Прайса Монро, посвященной

18 "Ne ha di macchie e di abusi, il Tricolore, di vergogne e di smarrimenti. <.. > Il Tricolore non è più una metafora, ci appartiene materialmente" (LuziM. Discorso di Mario Luzi, tenuto il 7 gennaio 1997 a Reggio Emilia per celebrare il 2° centenario della nascita del Tricolore // Discorsi sul Tricolore italiano. Reggio Emilia, 2007. P. 18).

19 www.tricolore.it

роли средств массовой коммуникации, есть интересные наблюдения о том, как и с какими целями государство использует национальную символику: "Подумайте о флаге как об одном из самых длительных повествований - сродни телевизионному шоу или, еще лучше, рекламе, - продвигаемых правительством, передаваемых в лучшее время, субсидируемых как символ национального единства. Дела об отдании чести флагу ближе других подступают к принуждению объявления лояльности, вещательным эквивалентом которого является приказ сетям передавать речь президента или принуждение людей смотреть определенные передачи. Дела об отдании чести - часть дел об осквернении флага: энергия и ресурсы правительства вовлекаются не только в формирование и защиту идеи, но и в требование признания и выражения веры и убеждения"20. В этом свете становится понятным показательное негативное отношение населения (итальянцев в частности) к государственной символике: "Правительство нас просто прессует триколором и гербом, являя их при любом представившемся случае, чтобы придать авторитетность любому своему действию"21. Если сравнивать отношение к национальному флагу у итальянцев и англичан, то будет заметна существенная разница. Отношение к флагу является, согласно исследованиям общественного мнения, одной из восьми содержательных характеристик самоидентификации британцев. Жители Соединенного Королевства испытывают к британскому флагу такие же трепетные чувства, как и к королевской семье, что неудивительно, поскольку флаг отражает идею преемственности королевской (государственной) власти, ее характер гаранта устоявшихся традиций22.

Следует сказать, что собственно актов оскорбления государственного флага в Италии немного, скорее всего, речь идет о бравурных выходках нетрезвых граждан, но отдельного упоминания заслуживает принципиальная позиция сепаратистских движений, проявляющих открытую нетерпимость к национальному флагу. Необходимо отметить, однако, изменение позиции государства по данному вопросу: если раньше оскорбление флага влекло за собой тюремное заключение сроком от одного года до трех лет, то с 25 января 2006 г. наказание в форме лишения свободы было заменено на денежный штраф размером от 1000 до 5000 евро. Возможно, это свидетельствует о том, что правительство не хочет создавать у населения имидж авторитарного или полицейского государства,

20 Монро П. Телевидение, телекоммуникации и переходный период: право, общество и национальная идентичность. М., 2000. С. 45.

21 Stenni C. Lo stellone della Repubblica // La Stampa. 2003. 14 aprile.

22 Citizenship and Belonging: What Is Britishness? A Research Study: Project Commissioned from ETHNOS Research and Consultancy by the Commission for Racial Equality (CRE). L., 2005. P. 6-7.

при помощи тюрьмы разрешающего разногласия с собственными гражданами, а, наоборот, хочет создать образ государства демократического и толерантного. Однако сумма штрафа резко возрастает, если оскорбление флага было совершено во время официальной церемонии или государственного праздника (5000-10 000 евро): государство отделяет хулиганские, но относительно невинные выходки отдельных граждан от целенаправленных попыток разрушения национальной идентичности, которая в данном вопросе приравнивается к идентичности национального государства.

В заключение хотелось бы отметить следующие моменты. Насколько национальная идентичность, целенаправленно пропагандируемая государством, отождествляется итальянцами со своими индивидуальными стремлениями, можно судить по восприятию населением национальной символики. Государственная пропаганда национальной идентичности через символику может быть эффективной, как в случае с флагом, когда национальный символ являет собой удачное сочетание исторического наследия (освободительной борьбы за единство Италии) и государственной политики, которая поддерживала стремления итальянского народа к суверенитету. Пропаганда будет восприниматься как открытое давление, если процесс создания символа идет "сверху", а реальной исторической потребности в нем нет - искусственным оказался герб Итальянской Республики, сконструированный на конкурсе специалистов по заказу государства. Итальянцы не помнят слова государственного гимна, потому что он отражает устаревшую риторическую традицию эпохи национально-освободительного движения и непонятен для современников, которые не отождествляют себя с патриотической риторикой Рисорджименто и поэтому не воспринимают образный ряд гимна. Семантика цветов флага оказалась более удачной, хотя количество интерпретаций знака, в данном случае красного, зеленого и белого цветов, может быть бесконечным, однако в большинстве своем символика цветов наводит на мысль о ярких и насыщенных цветах итальянских пейзажей.

Изучение флага наглядно показывает неразрывную связь нации и государства, ее создающего и защищающего свои позиции через продвижение национальной символики. Велико разнообразие форм государственного позиционирования флага, в последние десятилетия показателен пристальный интерес политиков к легитимизации и канонизации флага (к кодификации технических цветовых характеристик флага). Однако в большей степени используются меры наглядного и рекламного характера - Музей и сайт триколора, выставка картин с тематикой флага, публикации стихотворных и песенных сборников, посвященных триколору, привлечение выдающихся, чтимых народом поэтов для пропагандирования идеи нации-госу-

дарства. Итальянские политики отдают себе отчет в исторической значимости искусства для своей страны. И наоборот, смягчаются карательные меры: наказания по статьям Уголовного кодекса за оскорбление флага переводятся в разряд административных.

Список литературы

Андерсон Б. Боображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М., 2001. Ачкасов В.А. Этническая идентичность в ситуации общественного выбора //

Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Т. 2. № 1. Межуев В.М. Идея национального государства в исторической перспективе //

Полис. 1992. № 5-6. Монро П. Телевидение, телекоммуникации и переходный период: право, общество и национальная идентичность. М., 2000. Нагенгаст Т. Права человека и защита меньшинств: этничность, гражданство, национализм и государство // Этничность и власть в полиэтнических государствах. М., 1994. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 1999. Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1870 г. СПб., 1998. ШевляковаД.А. Итальянские праздники. М., 2006. Baule G. La storia dello stellone // Lineagrafica. 1988. N 1.

Carducci G. Discorso di Giosuè Carducci, tenuto il 7 gennaio 1897 a Reggio Emilia per celebrare il 1° centenario della nascita del Tricolore // Discorsi sul Tricolore italiano. Reggio Emilia, 2007. Citizenship and Belonging: What Is Britishness? A Research Study: Project Commissioned from ETHNOS Research and Consultancy by the Commission for Racial Equality (CRE). L., 2005. Dinnie К. Nation Branding. Concepts, Issues, Practice. Oxford, 2007. Gandus V. Polemiche patriottiche: perché i calciatori non cantano l'Inno d'Italia //

Panorama. 1989. 2 lulgio. Luzi M. Discorso di Mario Luzi, tenuto il 7 gennaio 1997 a Reggio Emilia per celebrare il 2° centenario della nascita del Tricolore // Discorsi sul Tricolore italiano. Reggio Emilia, 2007. Stenni C. Lo stellone della Repubblica // La Stampa. 2003. 14 aprile. Tadolini L. Contro il tricolore. Parma, 1994.

Venosta F. Luigi Zamboni, il primo martire della libertà italiana. Milano, 1864.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.