Научная статья на тему 'ИТ-бизнес как фактор развития инновационной экономики'

ИТ-бизнес как фактор развития инновационной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1063
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИТ-БИЗНЕС / МАЛОЕ ИТ-ПРЕДПРИЯТИЕ / AN INNOVATION / INNOVATIVE ECONOMY / INFORMATION TECHNOLOGY / THE SMALL IT-ENTERPRISE / IT-BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Погонышева Д.А.

В условиях формирования информационного общества мощной поддержкой инновационного бизнеса выступают информационные технологии. Интернет-пространство обеспечивает эффективное интерактивное взаимодействие деловых партнеров. С учетом сложившихся сегментов регионального ИТ-рынка возникает необходимость осуществления подготовки молодых предпринимателей в области информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IT-BUSINESS AS THE FACTOR OF DEVELOPMENT OF INNOVATIVE ECONOMY

In the conditions of formation of an information society by strong support of innovative business information technology acts. The Internet space provides effective interactive interaction of business partners. Taking into account the developed segments of the regional IT Market there is a necessity of realization of preparation of young businessmen in the field of information technology.

Текст научной работы на тему «ИТ-бизнес как фактор развития инновационной экономики»

УДК 378.9

ИТ-БИЗНЕС КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

Д.А. Погонышева

В условиях формирования информационного общества мощной поддержкой инновационного бизнеса выступают информационные технологии. Интернет-пространство обеспечивает эффективное интерактивное взаимодействие деловых партнеров. С учетом сложившихся сегментов регионального ИТ-рынка возникает необходимость осуществления подготовки молодых предпринимателей в области информационных технологий.

Ключевые слова: инновация, инновационная экономика, информационные технологии, ИТ-бизнес, малое ИТ-предприятие.

Мировой экономический кризис обострил структурные слабости российской инновационной системы. Ключевыми внешними вызовами являются ускорение технологического развития мировой экономики; усиление в глобальной экономике конкурентной борьбы за факторы, определяющие конкурентоспособность национальной инновационной системы (за высококвалифицированную рабочую силу; инвестиции, привлекающие в проекты новые знания, технологии; резкое повышение мобильности этих факторов); изменение климата; старение населения; продовольственная безопасность в глобальном масштабе и др. Снижение национальной конкурентоспособности обусловлено в том числе проявлением ряда негативных тенденций: снижение в целом качества образования на всех уровнях; в недостаточной степени сформированы у россиян жизненные установки, модели поведения, способствующие росту инновационной активности.

Ключевыми задачами Стратегии «Инновационная Россия-2020» являются наращивание человеческого капитала в сфере науки, образования, технологий и инноваций. Инновационной экономике необходим инновационный человек; резкое повышение инновационной активности российских предприятий, ориентированной на значительное повышение производительности труда во всех секторах; существенное повышение инновационности государства, предусматривающее максимально широкое внедрение в деятельность органов государственного управления инновационных технологий «формирование электронного правительства», оказание «электронных» услуг, создание комфортного «инновационного климата»; тесное взаимодействие государства, бизнеса, науки и образования в сфере высоких технологий и др. Надежда на существенный подъем инновационной экономики РФ связана с имеющимся человеческим капиталом. Достаточно высока доля населения с высшим образованием от численности занятых в экономике (23,4%), что соответствует уровню Великобритании, Швеции, Японии; высокий уровень высшего образования по естественнонаучным и инженерно-техническим специальностям. При этом слабо используются в предпринимательской деятельности информационные технологии. Доля предприятий, имеющих свой Интернет-сайт в 2008 г., составила 27% по сравнению с 76% в Германии, Финляндии, Швеции и др. [2].

В мировом сообществе проходят одновременно две крупные революции: в информационных технологиях и бизнесе, которые осуществляют глубокое взаимодействие друг с другом, обеспечивая прочную основу в развитии. В связи с резким возрастанием сложности бизнес-процессов существенно возрастает объем перерабатываемой информации, значительно повышается сложность алгоритмов управления инновационной организацией. Высокие конкурентные преимущества в инновационном бизнесе приобретает та компания, которая уделяет большое внимание его производственным, коммерческим и финансовым составляющим, эффективно решает задачи сбора и переработки данных. Информационные технологии, являясь по своей природе высокими технологиями, выступают эффективным инструментом поддержки инновационного бизнеса. ИТ-консалтинг включает комплекс услуг по осуществлению мероприятий по оптимизации информационной инфраструктуры в системе информационной безопасности хозяйствующего субъекта. Основным продуктом в ИТ-консалтинге является ИТ-стратегия, включающая разработку и внедрение целевой архитектуры информационной системы субъекта инновационной экономики.

Информационная экономика характеризуется развитием электронного бизнеса. Деловая активность смещается на использование конкурентных преимуществ связей компаний в информационном пространстве. Электронный бизнес включает интернет-инфраструктуру, интернет-услуги, информационных посредников, электронную коммерцию.

Электронная коммерция представляет собой ключевую подсистему электронного бизнеса. Взаимодействие партнеров осуществляется электронным способом. Электронная коммерция включает следующие виды сделок: торговые, дистрибьютерские, факторинг, лизинг, инжиниринг, банковские услуги, страхование и другое коммерческое сотрудничество. Электронная коммерция обладает рядом преимуществ: установление долгосрочных партнерских взаимоотношений; существенное повышение оперативности получения деловой информации и принятия эффективных управленческих решений;

возможность совершения электронных платежей; значительное снижение информационных издержек; создание виртуальных коммерческих организаций; возможность использования альтернативных каналов товародвижения и др. Значительными отличиями электронной коммерции от традиционной выступают наличие электронного документооборота; широкое использование глобальных компьютерных сетей, электронной почты, рекламы, электронных платежей. Однако электронный бизнес требует пересмотра политики компании: опора на знания и интеллектуальный капитал, мобильность, готовность к риску, постоянному развитию и самосовершенствованию организации и персонала [4].

Электронная коммерция включает следующие секторы электронного партнерства: между юридическим лицами (торгово-закупочные площадки, платежные системы, виртуальные организации, электронные аукционы, биржи, интернет-реклама, интернет-трейдинг, интернет-инкубаторы и другие - В2В); юридическими и физическими лицами (электронные витрины, аукционы, магазины, платежные системы, туристические услуги и другие - В2С); физическими лицами (доски объявлений, интернет аукционы и другие - С2С); государственными структурами и физическими лицами (социальное, коммунальное, юридическое и информационное обслуживание - G2C); юридическими лицами и государственными организациями (электронные торги, предоставление различных видов отчетности, включая налоговую, статистическую и др. - B2G) и др.

Взаимосвязанными компонентами ИТ-бизнеса инновационной экономической системы выступают управление и риск. Риск - это возможность минимизации неблагоприятных экономических ситуаций в ходе реализации инновационных проектов. Риск выполняет стимулирующую и защитную функции. Характеристиками риска являются противоречивость, альтернативность, неопределенность. Управление предпринимательским риском в ИТ- бизнесе включает в себя стратегию и тактику риск-менеджмента. Важнейшими методами анализа риска и неопределенности являются качественные и количественные методы. Качественная оценка риска включает несколько последовательных этапов: выявление факторов, вызывающих инновационный риск; определение системы оценочных показателей риска; установление потенциальных областей риска; идентификация всех видов риска. При количественной оценке риска используются наиболее распространенные методы: статистический метод; анализ целесообразности затрат; метод экспертных оценок; аналитические методы; методы аналогий. Статистический метод основан на изучении статистических потерь и доходов. Суть экспертных методов заключается в организованном сборе суждений экспертов о вероятности и уровнях риска. К числу наиболее распространенных методов получения экспертных оценок относят методы «Дельфы», «снежного кома», «дерева целей», эвристического прогнозирования и др. [5].

В мировой практике существует ряд общепризнанных стандартов и подходов к обеспечению информационной безопасности ИТ-компании и управлению ее рисками. Наибольшую известность получили такие международные спецификации и стандарты как ISO 17799-2002 (BS 7799), ISO 27001, GAO, FISCAM, SCIP, COBIT, SAC, COSO и др.

На развитие инновационных процессов в ИТ-компании оказывают сильное воздействие ряд факторов: экономические и технологические (препятствуют недостаток средств для финансирования проектов, слабая материальная и научно-техническая база; способствуют наличие достаточных финансовых ресурсов; наличие необходимой инфраструктуры; материальное поощрение); политические и правовые (препятствуют ограничения со стороны антимонопольного, налогового, патентно-лицензионного законодательства; способствует государственная поддержка ИТ-инноваций); организационно-управленческие (препятствуют излишняя централизация, авторитарный стиль управления; жесткость в планировании; ориентация на краткосрочные результаты; сложность согласования интересов участников инновационного процесса; способствуют гибкость организационной структуры, демократический стиль управления; формирование творческих групп); социально-психологические и культурные (препятствуют сопротивление переменам; опасение наказания за отсутствие успеха; способствуют моральное поощрение, общественное признание; возможность самореализации; хороший психологический климат в ИТ-компании).

Следует отметить, что потенциал отечественных ИТ-компаний ограничивают ряд факторов. Прежде всего, существенно повысилась сложность задач, требующих глобальные и комплексные ИТ-решения. Катастрофически растет дефицит квалифицированных кадров. Масштаб большинства компаний, их человеческий капитал не позволяет выполнять глобальные долгосрочные ИТ-инновации. Помимо этого российские компании лишены практики реализации крупных проектов. При выборе подрядчика предпочтение преимущественно отдается иностранным брендам. В лучшем случае отечественные компании на субподряде решают элементарные задачи. Рост ИТ-компаний обусловлен развитием высокотехнологичного сектора экономики, который не проявляет необходимого уровня развития. Существенно снизилась инвестиционная активность в ИТ-секторе [1].

Выход состоит в концентрации человеческого капитала, финансовых ресурсов. Примером может служить объединение компании «ТопС Бизнес Интегратор» (г. Москва), крупного разработчика программного обеспечения, предоставляющей услуги ИТ-консалтинга, системной интеграции, и компании

«Систематика» (г. Москва), имеющей сильные позиции в секторах крупномасштабных инфраструктурных ИТ-проектов и информатизации органов государственной власти. Слияние компаний IBS (г. Москва) и «Борлас» (г. Москва) позволит выполнять ИТ-проекты любого масштаба и степени сложности.

Малые ИТ-предприятия имеют следующие преимущества в инновационной деятельности: мобильность и гибкость перехода к инновациям; сильный характер мотивации; узкая специализация творческого поиска; ориентация на конечный результат; возможность идти на осознанный риск. Инновационное предпринимательство может осуществляться в различных организационно-правовых формах: венчурная фирма; фирма-эксплерент; фирма-патиент; фирма-коммутант и др. Венчурные фирмы специализируются на исследованиях, разработке, производстве новой продукции или услуг. Фирма-эксплерент получает повышенную долю прибыли и сверхприбыли на этапе максимума цикла изобретательской активности и с первых партий новой продукции. Фирма-патиент работает на этапах роста выпуска продукции и одновременно на стадии падения изобретательской активности, удовлетворяя преимущественно потребительский спрос на узком сегменте рынка. Фирма-коммутант работает на этапе падения выпуска продукции, нацелена на удовлетворение местных, национальных потребностей [3].

Инкубатор бизнеса успешно решает задачи поддержки созданных малых инновационных фирм и начинающих ИТ-предпринимателей. Инкубатор бизнеса выполняет ряд функций: предоставление фирмам на льготных условиях оборудования для опытного производства; оказание правовой и информационной поддержки; коммерциализация рисковой технологии; осуществление образовательных услуг и др.

Формирование информационного общества и развитие когнитивной экономики вызвали необходимость создания Интернет-инкубаторов. Выделяют следующие типы Интернет-инкубаторов: венчурные инкубаторы, венчурные акселераторы, венчурные порталы, сетевые инкубаторы, вертикальные инкубаторы и др. Примером может служить ИТ-инкубатор, созданный в Тверской области при участии партнера Cisco - компании «Андреев Софт» и областной администрации. Мощность ИТ-инкубатора - 250 рабочих мест для предпринимателей в сфере ИТ. Максимальный срок пребывания в инкубаторе - 3 года. Прогнозируется подготовка нескольких десятков фирм ИТ-бизнеса с одной тысячей созданных рабочих мест. Сетевая инфраструктра бизнес-инкубатора отвечает требованиям масштабируемости, гибкости, безопасности и надежности.

С целью регулирования отношений в сфере инновационной деятельности в нашем регионе принят закон Брянской области «Об инновационной деятельности в Брянской области». Постановлением администрации области утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие научной и инновационной деятельности в Брянской области» (2011-2015 гг.). На финансирование мероприятий предусмотрено 7380.0 тыс. руб., в том числе 5000.0 тыс. рублей - областной бюджет, 2380.0 тыс. рублей - внебюджетные источники.

Брянская область обладает значительным инновационным потенциалом в сфере ИТ, определяемым наличием на ее территории вузов, обладающих собственной научно-исследовательской и опытно-конструкторской базой; промышленных предприятий, имеющих отделы автоматизации бизнес-процессов; малых ИТ-предприятий и др. С целью проведения анализа инновационного потенциала и выявления перспектив инновационного развития региона проводится большая работа по созданию базы данных о субъектах инновационной деятельности.

Малый ИТ-бизнес в г. Брянске представлен фирмами: ООО «Гиперсайт», ООО «Верное решение», ООО «АльфаКом», ООО «Полюс», BeStyle и др. Например, BeStyle осуществляет разработку, поддержку (наполнение веб-страницы, обеспечение работоспособности сайта, размещение сайта на веб-сервере и др.), продвижение сайта.

В ходе нашего исследования нами выявлена необходимость создания в г. Брянске Интернет-инкубатора при финансовой поддержке администрации Брянской области и профессионального ИТ-сообщества. С учетом сложившихся сегментов регионального ИТ-рынка целесообразно осуществить широкомасштабную подготовку молодых предпринимателей в области информационных технологий. Слушателями могут быть студенты и выпускники образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования Брянской области.

Считаем, что Программа подготовки ИТ-предпринимателей должна содержать ряд ключевых разделов, в ходе изучения которых слушатели ознакомятся с правовым обеспечением ИТ-предпринимательства, с нормативными актами в сфере информатизации, с системой государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства, разработкой документации, основными видами инновационных рисков в ИТ-бизнесе, стратегией риск-менеджмента, основами корпоративной ИТ-культуры, основами информационной безопасности и защиты информации.

Преимущественно в малом бизнесе в сфере ИТ формируются общества с ограниченной ответственностью (ООО). ООО - созданное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами разделов. ООО учреждается, функционирует и ликвидируется в соответствии с Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Важно показать обучающимся, что бизнес-план представляет собой детальное обоснование концепции, предназначенной для реализации ИТ-инновации. Он позволяет предусмотреть все необходимые мероприятия, разработать схему их финансирования, определить возможный доход и уровень прибыльности (убыточности) от реализации ИТ-решения. В ходе разработки бизнес-плана ИТ-предпринимателю необходимо ответить на вопросы: для кого предназначен ИТ-продукт, какую форму рекламы следует выбрать для достижения цели, каковы тактические и стратегические бизнес-цели, определить источники финансирования, установить возможность партнерских связей в сфере ИТ-бизнеса.

Следует отметить, что успех ИТ-бизнеса во многом определяется персоналом. ИТ-специалист всегда открыт новым знаниям, находится в непрерывном процессе самообучения, саморазвития, самосовершенствования. Выделяют следующие группы ИТ-специалистов по уровню профессионального развития: начинающие (Junior), с опытом работы (Middle) и зрелые специалисты (Senior). Ключевыми компетенциями субъекта инновационного ИТ-сообщества являются способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому; способность к критическому мышлению; способность и готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно, готовность к работе в команде, готовность работать в различных профессиональных сообществах и др.

Специалисты по управлению персоналом утверждают, что следует придерживаться следующих правил: нанимать только людей, имеющих опыт работы в ИТ-сфере; подбирать только самых квалифицированных работников; предварительно выяснить, соответствует ли подготовка принимаемых сотрудников организационной культуре, системе ценностей фирмы; постараться отыскать людей, с которыми работали прежде и др. Поиск ИТ-сотрудников осуществляется по следующим каналам: средства массовой информации, личные контакты, учебные заведения, конкурсная основа и др. В процессе корпоративного рекрутинга предпочтительны личный контакт руководителя с претендентом на должность, пунктуальность, честность и согласованность, «растянутые» технические собеседования, включающие выполнение тестов на знание предметной области, решение нестандартной задачи в течение короткого времени.

Успех на ИТ-рынке обеспечивается благоприятным имиджем ИТ-компании, включающим следующие компоненты: причастность к компании (вовлеченность сотрудников, поддержка со стороны компании, условия труда, должность), содержание работы (разнообразие, сложность и увлекательность, свобода действий, значимость, наличие обратной связи с руководством, клиентами), карьер (профессиональный рост, карьерный рост, обучение, гарантия занятости), компенсации (стабильная и своевременная зарплата, система премирования, участие в прибыли, оплата сверхурочных работ), льготы (медицинское и пенсионное страхование, нематериальное вознаграждение и др.).

Реализация системного и синергетического подходов к управлению ИТ-бизнесом позволит ИТ-компании эффективно использовать ресурсы, рационально распределять ответственность между участниками ИТ-инновации, достигать стратегические бизнес-цели, иметь высокие конкурентные преимущества на ИТ-пространстве.

In the conditions of formation of an information society by strong support of innovative business information technology acts. The Internet space provides effective interactive interaction of business partners. Taking into account the developed segments of the regional IT Market there is a necessity of realization of preparation of young businessmen in the field of information technology.

The key words: an innovation, innovative economy, information technology, IT-Business, the small IT-Enterprise.

Список литературы

1. Государственная Программа «Информационная Россия-2020»

2. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года «Инновационная Россия - 2020».М.: Минэкономразвития России, 2010

3. Инновационный менеджмент/ Под ред. С.Д. Ильенковой.М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008

4. Прикладная информатика: справочник.-М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2008.

5. Тэпман Л.Н. Риски в экономике. М.: ЮНИТИ, 2007.

Об авторе

Погонышева Д.А. - доктор педагогических наук, кандидат экономических наук Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.