Научная статья на тему 'История зарождения и формирования идеи электронного управления государственными делами в России и за рубежом: сравнительно-правовой аспект'

История зарождения и формирования идеи электронного управления государственными делами в России и за рубежом: сравнительно-правовой аспект Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1706
311
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УЧЕТА И ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ / АСУ / ЭВМ / ЭЛЕКТРОННОЕ ГОСУДАРСТВО / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ГОСУДАРСТВЕ / STATE-WIDE AUTOMATED SYSTEM OF ACCOUNTING AND INFORMATION PROCESSING / ACS / COMPUTERS / E-GOVERNMENT / AUTOMATED MANAGEMENT IN THE STATE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Киселев Александр Сергеевич

Введение: выбор темы обусловлен необходимостью обобщения опыта применения электронного управления, поскольку в России и во многих зарубежных странах на протяжении второй половины XX начала XXI в. было принято и реализовано множество проектов, направленных на автоматизацию государственной деятельности. Цель: анализ истории развития и эволюции отечественного и зарубежного автоматизированного управления государственным аппаратом, исторических предпосылок создания проектов электронного государства в России, в США, Сингапуре и Южной Корее. Методы, применяемые в исследовании: исторический, логический, анализ, синтез, обобщение, сравнение. Результаты: с учетом авторской точки зрения представлены основные периоды эволюции электронного государства и приведена их краткая характеристика. Выводы: отражены особенности динамики влияния каждого этапа эволюции технологического прогресса на государственную политику в сверхдержавах, ставящих приоритетом гонку в разработке электронных технологий и их применение в государственной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF THE ORIGIN AND FORMATION OF THE ELECTRONIC GOVERNMENT AFFAIRS MANAGEMENT IDEAS IN RUSSIA AND ABROAD: COMPARATIVE LEGAL ASPECT

Statement of the problem. The choice was based on the need of generalization of experience of application of electronic control, as in Russia and in many developed countries during the XX XXI centuries was accepted and implemented many projects aimed at automation of the state activities. The purpose of this study is to analyze the history and evolution of domestic and foreign automated control of the state apparatus. A task is the search and analysis of historical prerequisites for the creation of projects of e-government in Russia, USA, Singapore and South Korea. Methods used in the study: historical, analysis, synthesis, generalization, comparison. The result of the study is that this article, given the author’s opinion, presents the main periods of evolution of electronic States and provides their brief description. Conclusions. In this article were considered issues of development of information technology first used in the USSR and the USA in the XX century in other countries, reflects the dynamics of the influence of each stage in the evolution of technological progress on public policy in the superpowers, whose priority race in the development of electronic technologies and their application in public activities.

Текст научной работы на тему «История зарождения и формирования идеи электронного управления государственными делами в России и за рубежом: сравнительно-правовой аспект»

28. Shershenevich G.F. General theory of law and state. M: Type. t-VA I. D. Sytin, 1911. 163 p.

29. Shershenevich G.F. The people's representatives. PG.: Y. Bashmakov and Co., 1917. 16 p.

30. The congresses and conferences of the constitutional democratic party. 19051920: in 3 vol. M.: ROSSPEN, 1997. Vol. 1. 742 p.

31. Kokoshkin F.F. The Constitutional democratic party before the court of the Union of October 17 // Russian Gazette 1863-1913. 1906. No. 44. P. 90-94.

32. Plevako F.N. Speech on cases of crimes against the person, literature about peasant and worker unrest. Speech drinking and policy // Speech: in 2 vol. M.: Izd-vo M. A. Plevako, 1910. Vol. 1. P. 360-366.

33. Spektorsky E.V. What the Constitution is. M: Type. t-VA Ryabushinsky, 1917. 16 p.

34. Spektorsky E.V. Crisis of the modern state // Russian collections. Sofia, 1921. Book 2. P. 40-56.

УДК 340

А.С. Киселев

ИСТОРИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ

ИДЕИ ЭЛЕКТРОННОГО УПРАВЛЕНИЯ е

ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ДЕЛАМИ |

В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ: f

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ С

к

Введение: выбор темы обусловлен необходимостью обобщения опыта применения элек- о

тронного управления, поскольку в России и во многих зарубежных странах на протяжении д

второй половины XX - начала XXI в. было принято и реализовано множество проектов, С

направленных на автоматизацию государственной деятельности. »

Цель: анализ истории развития и эволюции отечественного и зарубежного автоматизи- О

рованного управления государственным аппаратом, исторических предпосылок создания Ю

проектов электронного государства в России, в США, Сингапуре и Южной Корее. Методы, и

применяемые в исследовании: исторический, логический, анализ, синтез, обобщение, Ч

сравнение. К

Результаты: с учетом авторской точки зрения представлены основные периоды эволю- й

ции электронного государства и приведена их краткая характеристика. Выводы: отражены f

особенности динамики влияния каждого этапа эволюции технологического прогресса на М

государственную политику в сверхдержавах, ставящих приоритетом гонку в разработке |

электронных технологий и их применение в государственной деятельности. №

Ключевые слова: общегосударственная автоматизированная система учета и обработки £

информации, АСУ, ЭВМ, электронное государство, электронное правительство, автомати- 1

зированное управление в государстве. •

2 О 7

© Киселев Александр Сергеевич, 2017

Аспирант кафедры теории и истории государства и права (Институт права и национальной безопасности ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»); e-mail: pain068@yandex.ru © Kiselev Alexander Sergeevich, 2017

Postgraduate student of the Department of theory and history of state and law (Institute for law and national security of the «Tambov state University named G. R. Derzhavin») 39

A.S. Kiselev

THE HISTORY OF THE ORIGIN AND FORMATION OF THE ELECTRONIC GOVERNMENT AFFAIRS MANAGEMENT IDEAS IN RUSSIA AND ABROAD: COMPARATIVE LEGAL ASPECT

Abstract. Statement of the problem. The choice was based on the need of generalization of experience of application of electronic control, as in Russia and in many developed countries during the XX - XXI centuries was accepted and implemented many projects aimed at automation of the state activities.

The purpose of this study is to analyze the history and evolution of domestic and foreign automated control of the state apparatus. A task is the search and analysis of historical prerequisites for the creation of projects of e-government in Russia, USA, Singapore and South Korea. Methods used in the study: historical, analysis, synthesis, generalization, comparison.

The result of the study is that this article, given the author's opinion, presents the main periods of evolution of electronic States and provides their brief description. Conclusions. In this article were considered issues of development of information technology first used in the USSR and the USA in the XX century in other countries, reflects the dynamics of the influence of each stage in the evolution of technological progress on public policy in the superpowers, whose priority race in the development of electronic technologies and their application in public activities.

Keywords: State-wide automated system of accounting and information processing, ACS, computers, e-government, automated management in the state.

Идеи о возможностях электронного управления государственными делами возникли давно. Примечательно, что до существования концепции «электронного государства» как за рубежом, так и в России, существовали проекты, способствуй ющие научно-техническому прогрессу. В настоящем исследовании мы ставим Z целью проследить этапы эволюции и преобразований новых информационных 5. технологий в российской истории и в зарубежных странах. ü Начало развития электронной техники в Советском Союзе связано с достиже-

1 ниями легендарных инженеров И.С. Брука и Б. И. Рамеева, которые 4 декабря g 1948 г. впервые изобрели советскую ЭВМ М-1 [1, с. 181]. Соответственно у нашей J страны имеется долгая история формирования и развития электронной техни-§ ки. В 2018 г. будет отмечаться 100-летний юбилей со дня создания ЭВМ первого I поколения и 70-летний юбилей российской информатики.

i" Можно выделить несколько основных этапов разработки проекта по инфор-

° матизации народного хозяйства. На первом этапе (1950-1965 гг.) ученые создали

I

« принципиально новый подход к управлению экономикой. Было предложено

0

| создать единую сеть вычислительных центров с главным центром в Москве, ö который должен был собирать информацию и оперативно решать хозяйственно-1 экономические задачи в масштабах всей страны. На втором этапе (1965-1970 гг.) | Центральное статистическое управление СССР и Госплан СССР разрабатывали s новые варианты проекта вычислительных центров, опираясь, прежде всего, на

1 узковедомственные интересы. Эти предложения не предусматривали автоматиза-I ции управления народным хозяйством в целом. На третьем этапе (1970-1984 гг.) в

основу проекта был возвращен принцип территориально-отраслевого построения автоматизированной системы, предполагалось расширение сети АСУ не только на государственные органы и ведомства, но и на все отрасли народного хозяйства.

По данным исследований А.А. Шокина, «17 марта 1961 г. был образован государственный комитет по электронной технике. В Центральном комитете КПСС в 40 рамках действовавшей модели управления было принято решение о выделении

электронной техники в самостоятельную отрасль с последующим образованием Государственного комитета Совета Министров Советского Союза по электронной технике» [2, с. 443].

Автор указывает, что задачи, поставленные перед новым комитетом, в тех исторических условиях были крайне сложными. Это обусловливалось тем, что, с одной стороны, электроника становилась базовой отраслью для большинства направлений промышленности, а с другой стороны, сама электроника требовала создания комплекса мер, позволяющего выйти на передовые позиции. Стоит обратить внимание на тот факт, что в отличие от западных стран, широко использующих международную кооперацию, советскую электронику надо было создавать в условиях изоляции от передовых мировых достижений.

Например, в конце 1960-х гг. четыре американских университета занимались проблемами применения компьютеров в сфере обороны. В этих разработках были невысокие по современным меркам пределы производительности электронных систем. Ресурсы, которые можно было использовать в компьютерных технологиях, также были ограничены. Однако, как отмечает М.А. Никитенкова, «исследовательские группы начали изучать способы обмена электронными данными между собой. Первая сеть соединяла исследователей из четырех университетов и была завершена в 1969 г., образуя первую в истории коммуникационную сеть, в итоге эволюционировавшую в Интернет. В 70-х гг. XX века сеть выросла до таких масштабов, что смогла охватить более сотни исследовательских, государственных и научных сайтов. Учитывая отсутствие оптоволоконных кабелей и высокоскоростных проводников, для того времени это был большой прорыв. Но со временем появилась необходимость поиска коммуникаций между различ- е ными типами компьютеров. Например, в 1974 г. появился стандарт «Протокол и управления передачей/межсетевой протокол», который позволял обрабатывать а

Т5

и перемещать данные по сформировавшейся «сети сетей». Это нововведение обе- о

в

спечило возможность объединять устройства, сильно отличающиеся по техниче- §

й

ским характеристикам и параметрам, что в свою очередь позволило реализовать а международную коммуникацию в будущем» [3, с. 92]. |

Таким образом, достижения зарубежных специалистов заставили советских е

разработчиков своими усилиями достигать прогресса в разных областях про- °

й

изводства, но на первый план выходила электронная техника. С этого времени р

именно достижения в электронной сфере определяли лидера в стремительно Ч

развивающейся гонке СССР и западных стран. В этой связи необходимо отме- о

тить историю создания проекта «Общегосударственная автоматизированная К

система учета и обработки информации» (ОГАС), разработки которого велись с м

конца 1950-х и по 1980 г., но так и не были завершены. Резюмируя, можем сде- I

лать вывод о том, что высшее советское руководство уделяло большое внимание ¡§

электронным системам, стараясь и в этом направлении не отставать от зарубеж- 1

ных конкурентов. Так, совершенствование управления в народном хозяйстве на ^

базе ЭВМ признавалось «не только технической, но и важнейшей политической 7 задачей». Несмотря на незавершенность проекта ОГАС, его значение для мировой практики использования электронных технологий в управлении делами государства сложно переоценить.

Как отмечает Е.В. Бутаева, «разработка проекта ОГАС подтолкнула планы США по созданию сети вычислительных центров. Учитывая успехи советских

ученых, американцы были вынуждены вкладывать крупные средства из бюд- 41

жета в развитие информатики как науки и в отдельные проекты. Особенно четко эта линия прослеживается с 1980-х годов, когда США проводят трансформацию вооруженных сил и адаптируют их к новым вызовам и угрозам, активно интегрируя киберкомпонент» [4, с. 117].

Позже, на рубеже 1980-х гг., в США начинаются реформы по модернизации государственного управления с использованием информационно-коммуникационных технологий. Согласно исследованиям А.Н. Кулика, «в США реформы начались в 1987 г. при президенте Рональде Рейгане и продолжились следующим президентом США Джорджем Бушем-старшим, затем Биллом Клинтоном и Джорджем Бушем-младшим. В 1980-е гг. появляется понятие «информационно-коммуникационные технологии» (ИКТ), обозначающие интеграцию различных телекоммуникационных технологий (как проводных, так и беспроводных), компьютеров и соответствующего программного обеспечения для доступа пользователей к информации. Прогресс в сфере информационно-коммуникационных технологий и распространение сети Интернет в мировом масштабе позволили воплотить концепцию «сервисного государства» - Электронного государства (е^оуегпшеп!;), т.е. государства, использующего ИКТ для интерактивной связи с гражданами и бизнесом как потребителями услуг» [5, с. 12-14]. Появление термина «информационно-коммуникационные технологии» стало одной из главных предпосылок и одновременно ключом к формированию современной концепции электронного государства и электронного народовластия.

Современное применение информационно-телекоммуникационных технологий и электроники в государственной деятельности связано с зарождением й концепции «Электронное правительство». Этот термин появился в 1990-х гг. в ? США и оттуда распространился по всему миру как характеристика использо-Л вания интернет-технологий в управлении государством.

| Сведения о предпосылках появления электронного правительства в 1990-х гг. в

1 США можно найти в работе А.В. Ефремовой: «Под электронным правительством | в Америке понимаются государственные компьютерные системы для взаимо-

го

| действия с населением страны и структурами, не входящими в правительство.

§ Начало внедрения было положено в 1993 году созданием "№еЬ-сайта Белого Дома.

| Активно внедрять ИКТ в правительственные структуры начинают при Клин-

2 тоне. В 2000 году появляется сайт FirstGov, который Клинтон охарактеризовал ° как «Доступ к правительственной информации 24 часа в сутки, семь дней в « неделю и 365 дней в году». Была сформирована рабочая группа, которая учла | общественные и государственные проблемы и разработала документ «Стратегия

0 электронного правительства», согласно которому проводились все плановые ра-

1 боты по внедрению информационных сервисов и структур. В 2002 году в США ° был принят закон «Об электронном правительстве», в соответствии с которым

го

3 создано специальное подразделение администрации президента США - «Управ-1 ление электронным правительством». В период с 2000 по 2012 годы США вошли | в пятерку лидеров рейтинга ООН по внедрению электронного правительства. С

2000 по 2010 годы было затрачено около 10 млрд. долларов на информатизацию государственных структур, разработаны основные подходы к созданию новых информационных сервисов. Сегодня официальным сайтом является USA.gov, который включил все наработки «FirstGov».

Информатизацией государственных структур в начале 2000-х гг. занялась и 42 Канада, которая за 10 лет потратила около 1 млрд. долл., создав крупную сеть

правительственных сервисов и вошла в лидеры по развитию электронного правительства [6, с.71-72]. За североамериканскими странами активное внедрение Е^оуегпшеП началось в высокоразвитых странах Европы и Азии. Стоит отметить, что к 2012 году проекты Е^оуегпшеП существует в 190 странах мира.

Говоря об экономической эффективности электронного государства и обращаясь к работе Дж. Е. Фонтейна, можно провести оценку снижения уровня расходов, согласно статистике государственных органов власти (Министерства финансов США): «По оценке Министерства торговли США, стоимость обработки одного платежа сократится примерно с 2,7 долларов до 1 доллара с применением современных электронных технологий. Согласно данным, предоставленным Службой налогов и сборов США, с 2003 г. произошла экономия более 32 миллионов долларов в результате перевода налоговой отчетности на веб-технологии. В 2003 г. Министерство образования США сэкономило более 23 миллионов долларов за счет сокращения расходов на бумагу, печать, почтовую пересылку, а также на программное обеспечение и использование Интернет продуктов» [7, с. 54-55].

Мировой опыт внедрения электронного правительства демонстрирует, что достижение результатов невозможно без реформирования системы государственного управления. В соответствии с рейтингом Минкомсвязи России высокого уровня информатизации добились такие регионы, как Москва, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономные округа, Калининградская, Тюменская, Новосибирская, Свердловская области, Хабаровский край, Республика Карелия1. Но, учитывая успехи отдельно взятых регионов, невозможно говорить о модернизации управления всего государства.

В современной России реформа по реализации электронного правительства включала два этапа. Первый этап (2003-2005 гг.) обозначил направления деятельности по внедрению электронных технологий в государственное управление. Он носил подготовительный характер. Второй этап (2006-2010 гг.) стал практической частью реализации концепции «Электронного правительства». Функционирование государственных порталов, направленных на создание системы электронного правительства, требовало поддержки аналогичных проектов на региональном уровне. Появилась необходимость создания нормативно-правового акта, регламентирующего процессы формирования и работы в регионах Российской Федерации проектов электронного правительства. Итогом такой работы стало принятие «Концепции региональной информатизации до 2010 года», целью которой являлось закрепление перечня мероприятий по внедрению ИКТ в субъектах РФ, плана их реализации с указанием объемов бюджетных расходов [8, с. 26].

Минкомсвязи РФ совместно с исполнительными властями субъектов РФ начали реализацию проектов по региональной информатизации управленческих структур. Существенной проблемой стало отсутствие опыта внедрения подобных проектов. Освещая динамику в деятельности «электронного государства» в мире, стоит перенять опыт зарубежных стран, преуспевших в реализации аналогичных программ.

А.С. Астафьева, проводя анализ развития и применения информационно-коммуникационных технологий в Сингапуре — в одном из неоспоримых лидеров

1 Минкомсвязь России представила рейтинг регионов по уровню развития информационного общества / Официальный сайт «Минкомсвязь России». URL: http://minsvyaz.ru/ru/ events/35027/ (дата обращения: 08.01.2017).

мирового рейтинга — указывает, что «за счет использования информационных технологий, Сингапур ставит перед собой цель сокращения государственного аппарата. Делается упор на развитие национальной научно-исследовательской инфраструктуры информационных технологий, создание благоприятных условий развития электронной коммерции. Ориентация на граждан предполагает установку терминалов получения электронных услуг и справочной информации в часто посещаемых заведениях. Государственные порталы услуг стараются максимально интегрировать с мобильными устройствами для облегчения процедуры взаимодействия с государством» [9, с. 175-176].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В азиатских странах лидирующие позиции помимо Сингапура занимает Южная Корея, которая в 1970-е гг. начала процесс компьютеризации отдельных сфер жизнедеятельности общества наравне с США и СССР, а уже в 1980-1990 гг. превзошла в информатизации многие государства. Были приняты соответствующие законопроекты в 1987 г. и 1995 г., регламентирующие сферы распространения информационных технологий. Особый акцент был сделан на социальной сфере [10, с. 30].

Анализ мировой практики позволил сопоставить советскую модель информатизации общества и государства с аналогичными моделями ведущих зарубежных стран. Понимая исторические механизмы создания электронных систем управления, можно определить, какой правовой стратегии стоит придерживаться для успешной реализации проекта электронного правительства и информационного общества в России.

й Библиографический список

? 1. Тынкевич М.А., Трофимов И.Е., ПимоновА.Г. Специальность «прикладная

5. информатика (в экономике)»: проблемы и опыт подготовки специалистов //

| Вестник Кузбасского государственного технического университета. 2014. № 1

i (101). С. 181-187.

| 2. Шокин А.А. Электронная промышленность СССР в 60-80-е годы ХХ века //

J REDS: Телекоммуникационные устройства и системы. 2014. Т. 4. № 4. С. 443-447. | 3. Никитенкова М.А. Использование информационных технологий и ресур-

| сов глобальной сети интернет (Опыт США) // Теория и практика общественно-

t научной информации. 2002. № 17. С. 92-110.

° 4. Батуева Е.В. К определению национальной киберстратегии // Междуна-

| родные процессы. 2014. Т. 12. № 36-37. С. 117-127.

| 5. Кулик А.Н. Governance 2.0: эволюция модели государственного управления

е в эпоху интерактивного интернета // Политическая наука. 2013. № 1. С. 12-27. ° 6. Ефремова А.В. Электронное правительство: трактовка термина и история

° возникновения // Сборник научных статей Международной молодежной школы-

го

§ семинара «Ломоносовские чтения на Алтае» (Барнаул, 5-8 ноября, 2013 г.): в 6 ч. I Ч. II. Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 2013. С. 70-73. | 7. Фонтэйн Дж.Е. Институциональное развитие в виртуальном государстве:

недостающее звено в технологическом видении E-Government // Политическая наука. 2007. № 4. С. 50-77.

8. Концепция региональной информатизации до 2010 года // Информационное общество. 2006. № 4. С. 24-32.

9. Афанасьева А.С. Возможности электронного правительства в Сингапуре // 44 Теория и практика общественного развития. 2015. № 20. С. 174-176.

10. Олейник С.А., Мельничук М.А. Правовые основы деятельности электронного правительства в России и за рубежом и тенденции их развития // Вестник Международного института экономики и права. 2014. № 2 (15). С. 26-34.

References

1. Tynkevich, M.A., Trofimov E.I., Pimonov A.G. Specialty «Applied Informatics (in economy)»: Problems and experience of training // Bulletin of the Kuzbass state technical University. 2014. No. 1 (101). Р. 181-187.

2. Shokin A.A. Electronic industry of the USSR in 60-80-ies of the XX century // the REDS: the Telecommunications device and the system. 2014. Vol. 4. No. 4. Р. 443-447.

3. Nikitenkova M.A. The Use of information technologies and resources of the global network Internet (Experience of USA) // Theory and practice of socio-scientific information. 2002. No. 17. P. 92-110.

4. Batueva E.V. To the definition of national cyber strategies // International processes. 2014. Vol. 12. No. 36-37. P. 117-127.

5. Kulik A.N. Governance 2.0: the evolution of models of public administration in the era of the interactive Internet // Political science. 2013. No. 1. P. 12-27.

6. Efremov A.V. Electronic government: an interpretation of the term and the history of the // Collection of scientific articles of the International youth school-seminar «Lomonosov readings in Altai», Barnaul, November 5-8, 2013 [6 h] H II / The Ministry of education and science of the Russian Federation, Altai state University - Barnaul: Publishing house of Altai state University, 2013. P. 70-73.

7. Fontaine George Institutional development in a virtual state: the missing link in ш the technological vision of E-Government // Political science. 2007. No. 4. P. 50-77. |

8. The concept of regional Informatization until the year 2010 // Information 1 society. 2006. No. 4. P. 24-32. 0

9. Afanaseva A.S. Е-government in Singapore // Theory and practice of social К development. 2015. No. 20. P. 174-176. |

10. Olejnik S.A., Melnichuk M.A. The Legal framework of e-government in Russia 1 and abroad and development trends // Journal of the International Institute of е

Economics and law. 2014. No. 2 (15). P. 26-34. 0

й

5 д

1 д

ю -t

)

2 О 7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.