Научная статья на тему 'История Всероссийского фестиваля «Шукшинские дни на Алтае» в аспекте интеграции культурноисторического наследия в сферу туризма'

История Всероссийского фестиваля «Шукшинские дни на Алтае» в аспекте интеграции культурноисторического наследия в сферу туризма Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
419
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШУКШИНСКИЕ ДНИ НА АЛТАЕ / ШУКШИНСКИЕ ЧТЕНИЯ / ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ АЛТАЙСКОГО КРАЯ / ИСТОРИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ / КУЛЬТУРА АЛТАЙСКОГО КРАЯ / SHUKSHIN DAYS IN THE ALTAI / SHUKSHIN / TOURIST RESOURCES OF THE ALTAI KRAI / THE ALTAI KRAI HISTORY / CULTURE OF THE ALTAI KRAI

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Олейник Я. А.

В 2007 году туризм в Алтайском крае был объявлен одним из приоритетных направлений экономики. В данном аспекте «Шукшинские дни на Алтае» стали рассматриваться в качестве базы формирования культурно-событийных туров. В статье проведен анализ документальных источников. Обобщены данные программных мероприятий, выявлена география и численность участников и другие факторы, влияющие на мотивацию посещения туристами мероприятий, проводимых в рамках фестиваля «Шукшинских дней на Алтае». Сделаны выводы о составляющих эффективной интеграции культурно-исторического наследия в сферу туризма в Алтайском крае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF NATIONAL FESTIVAL “SHUKSHIN DAYS IN THE ALTAI” IN THE INTEGRATION OF CULTURAL AND HISTORICAL HERITAGE IN TOURISM

In 2007, the tourism in the Altai region has been declared one of the priorities of the economy. In this aspect, “Shukshin days in the Altai” came to be regarded as the basis of cultural and event tours. In the article the history of “Shukshin days in the Altai” is stated in terms of the integration of cultural heritage in tourism. The analysis of documentary sources is done. The data on program activities identifies the geography and the number of participants and other factors that affected the motivation of touristic events. Considerable attention is paid to the history of the Shukshin film festival, which has the potential of cultural and event tourism. The author makes some conclusions about the components of the effective integration of cultural heritage in tourism in the Altai region. The basic components of the integration are: the presence of well-known brand of cultural events and its extensive coverage in the media; the relevance of the cultural program of demands of the society; the quality of cultural events; the development of tourist infrastructure (museums, places of accommodation, service companies, etc.) in the area of the event; the organizing of souvenir shops, stores and other points of trade and service. The work has an interdisciplinary nature.

Текст научной работы на тему «История Всероссийского фестиваля «Шукшинские дни на Алтае» в аспекте интеграции культурноисторического наследия в сферу туризма»

УДК 930.85

Oleynik Ya.A. HISTORY OF NATIONAL FESTIVAL "SHUKSHIN DAYS IN THE ALTAI" IN THE INTEGRATION OF CULTURAL AND HISTORICAL HERITAGE IN TOURISM. In 2007, the tourism in the Altai region has been declared one of the priorities of the economy. In this aspect, "Shukshin days in the Altai" came to be regarded as the basis of cultural and event tours. In the article the history of "Shukshin days in the Altai" is stated in terms of the integration of cultural heritage in tourism. The analysis of documentary sources is done. The data on program activities identifies the geography and the number of participants and other factors that affected the motivation of touristic events. Considerable attention is paid to the history of the Shukshin film festival, which has the potential of cultural and event tourism. The author makes some conclusions about the components of the effective integration of cultural heritage in tourism in the Altai region. The basic components of the integration are: the presence of well-known brand of cultural events and its extensive coverage in the media; the relevance of the cultural program of demands of the society; the quality of cultural events; the development of tourist infrastructure (museums, places of accommodation, service companies, etc.) in the area of the event; the organizing of souvenir shops, stores and other points of trade and service. The work has an interdisciplinary nature.

Key words: Shukshin days in the Altai, Shukshin, tourist resources of the Altai Krai, the Altai Krai history, culture of the Altai Krai.

Я.А. Олейник, канд. ист. наук, ст. н.с. АГАКИ, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

ИСТОРИЯ ВСЕРОССИЙСКОГО ФЕСТИВАЛЯ «ШУКШИНСКИЕ ДНИ НА АЛТАЕ» В АСПЕКТЕ ИНТЕГРАЦИИ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ В СФЕРУ ТУРИЗМА*

В 2007 году туризм в Алтайском крае был объявлен одним из приоритетных направлений экономики. В данном аспекте «Шукшинские дни на Алтае» стали рассматриваться в качестве базы формирования культурно-событийных туров. В статье проведен анализ документальных источников. Обобщены данные программных мероприятий, выявлена география и численность участников и другие факторы, влияющие на мотивацию посещения туристами мероприятий, проводимых в рамках фестиваля «Шукшинских дней на Алтае». Сделаны выводы о составляющих эффективной интеграции культурно-исторического наследия в сферу туризма в Алтайском крае.

Ключевые слова: Шукшинские дни на Алтае, Шукшинские чтения, туристские ресурсы Алтайского края, История Алтайского края, Культура Алтайского края.

В современной экономической ситуации, когда происходит переоценка способов использования культурно-исторического наследия, изучение истории Всероссийского фестиваля «Шукшинские дни на Алтае» в аспекте интеграции в сферу туризма представляется весьма актуальным. В одном из выступлений Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев отметил, что «наше богатейшее культурно-историческое наследие является поистине грандиозным ресурсом для развития туризма» [1]. Важнейшим конкурентным преимуществом туристской отрасли Российской Федерации является историко-культурное наследие. Данный вид туризма составляет 20% внутреннего турпотока, или 6,7 млн. прибытий. Россия имеет колоссальный потенциал для развития культурно-познавательного туризма. Культурно-познавательные цели -основная мотивация для посещения нашей страны иностранными туристами. Потенциал развития этого направления может обеспечить дополнительный турпоток свыше 3.5 млн. человек в год [2].

В 2007 году туризм в Алтайском крае был объявлен одним из приоритетных направлений экономики. В данном аспекте «Шукшинские дни на Алтае» стали рассматриваться в качестве базиса формирования культурно-событийных туров, что нашло отражение в трудах ученых, практиков и материалах прессы. Упоминания значимого культурного события региона в качестве туристского ресурса содержат работы И.Б. Соболь [3], И.В. Бовтун [4], С.В. Харламова [5], Ю.В. Захарова [6] и других. В целом, проблема развития «Шукшинских дней на Алтае» в аспекте интеграции культурно-исторического наследия в сферу туризма является малоизученной. В данной плоскости были проанализированы официальные сайты Управления по культуре и архивному делу Алтайского края, Управления Алтайского края по развитию туристско-рекреационного и санаторно-курортного комплексов, материалы, опубликованные в печатных средствах массовой информации.

Всероссийский фестиваль «Шукшинские дни на Алтае» в настоящее время является модернизированной формой организованных в 1976 году группой поклонников творчества писателя

«Шукшинских чтений». Инициатором проведения мероприятия стала Д.И. Полеева - подруга Марии Сергеевны Шукшиной [7, с. 16]. Основной идеей «Шукшинских чтений» являлось поминовение памяти В.М. Шукшина, признание его вклада в развитие литературного и кинематографического наследия России.

Первые публичные мероприятия были проведены 25 июля 1976 года в селе Сростки и городе Бийске Алтайского края. В открытии значимого культурного события на горе Пикет приняли участие представители партийных организаций г. Бийска и Бийского района А.Я. Макушин и Г.И. Селянкин, родственники В.М. Шукшина - Мария Сергеевна (мать) и Наталья Макаровна (сестра), односельчане, поклонники творчества. Программа мероприятия включала выступления приглашенных гостей В. Явинского - сотрудника центрального телевидения (г. Москва), Л. Чикина - поэт (г. Новосибирск), а так же артистов Алтайского краевого драматического театра, О. Пермякова, Л. Лучкиной, Д. Паротикова, Л. Седорищевой, Г. Панова, артистки филармонии Е. Скрипченко [8, с. 1, 3]. Писатели и поэты из Барнаула, Горного Алтая, Кемерово, Томска, Красноярска возле кинотеатра «Катунь» в селе Сростки начали традицию показом фильма В. М. Шукшина «Странные люди» [9, с. 6].

«Шукшинские чтения» с момента проведения первого мероприятия стали популярны у местных жителей и гостей села. Уже в 1980 году на горе Пикет собрались тысячи людей, в том числе из отдаленных регионов [10, с. 3]. Точных подсчетов численности присутствующих не проводилось. Интерес к мероприятию сохраняется до сегодняшнего дня. В 2014 году в Сростках собрались более 12 тыс. человек [11, с. 1].

Программа «Шукшинских чтений», в целом, соответствовала запросам социума, отражала вектор развития общественного сознания. На «Шукшинские чтения» люди стремились приехать с тем, чтобы удовлетворить потребность личностного роста, соотнести свою мировоззренческую позицию с мнением других людей. Родина В. М. Шукшина стала духовным центром притяжения и для поклонников его творчества.

Формы программных мероприятий были достаточно разнообразны и включали чтения, литературные конкурсы, песенные,

театральные фестивали, кинофестиваль, концертные программы, показы фильмов, научно-практические конференции, семинары, спортивные состязания, выступления известных людей и другие.

В 1983 году в рамках «Шукшинских чтений» впервые состоялся праздник народного музыкального творчества. [12, с. 3]. В 1991 году был проведен молебен для постройки часовни [13, с. 3]. В 1996 году впервые состоялось вручение литературной премии. Ее лауреатом стал Александр Родионов (писатель, краевед, г. Барнаул) [7, с. 16]. В 1999 году, в год 70-летия В.М. Шукшина было объявлено о присвоении Шукшинским дням статуса Всероссийских [14]. В 2003 году проведен фестиваль бардовской песни [15, с. 3].

Значимым событием для Алтайского края стало открытие памятника В.М. Шукшину на горе Пикет (автор В. Клыков), которое состоялось 25 июля 2004 года, и было приурочено к 75-летию земляка [16, с. 31].

В 2007 году в Алтайском крае учреждена Шукшинская литературная премия главы крайадминистрации, которая носит персональный характер и присуждается только одному соискателю один раз в два года (по нечетным годам) за лучшие произведения отечественной прозы, продолжающие традиции отечественной литературы. На соискание премии могут претендовать не только писатели Алтайского края, но и всей России.

В 2008 году в целом было проведено 22 мероприятия [17, с. 1-2]. В 2010 году наибольшее внимание прессы привлекли -выставка Владимира Раменского, песенный фестиваль, который включил участие 30 фольклорных коллективов из Алтайского края, Кемеровской, Новосибирской областей, Республики Алтай, Казахстана [18, с. 1].

В 2011 году состоялось открытие парка Шукшинских героев, на котором присутствовало несколько тыс. человек [19, с. 1-2, 4]. Скульптурные группы пользуются повышенным вниманием туристов до настоящего времени. В 2012 году проведен фестиваль «Театральная околица», в котором приняли участие 4 профессиональных театральных коллективов, 12 чтецов из различных регионов России [20, с. 1-2].

Приглашенными гостями «Шукшинских чтений» в различные годы были популярные актеры, режиссеры, певцы, художники, сценаристы и другие известные люди. В 1980 году зрителям запомнилось выступление Л. Квина (писатель, г. Барнаул). В 1983 году гости мероприятия Рената и Юрий Григорьевы представили свои кинематографические работы «Праздники детства» и «На родине Василия Макаровича Шукшина» [12, с. 1]. В 1987 году воспоминаниями и впечатлениями о творческом общении поделились Ирина Яковлевна Тарковская - жена Андрея Тарковского и однокурсница В.М. Шукшина, Валентин Григорьевич Распутин (писатель), Георгий Бурков (актер) [21, с. 3]. В 1996 - Ольга Кобзева (актриса). В 1999 году приняли участие в фестивале Л. Федосеева-Шукшина, Мария Шукшина, Н. Михалков [22, с. 2-3]. В 2005 году - Л. Дуров, Г. Жженов, В. Золотухин, О. Будина, М. Козлов, Е. Жариков, Н. Гвоздикова, А. Заболоцкий,

A. Панкратов-Черный, Е. Великанова, Н. Лырчиков (сценарист) [23, с. 1]. В 2006 году - Р. Григорьева, А. Ванин, Л. Зайцева,

B. Конкин. Н. Высоцкий [24, с. 6]. В 2007 году - З. Кириенко, Н. Бондарчук, В. Мищенко, И. Линдт, Е. Бедарев, В. Меньшов, В. Золотухин, А. Пакратов-Черный [25, с. 1, 6]. В 2008 году - В.Талызина, А. Ливанов, Б. Химичев, А. Кавалеров, М. Яковлева, Д. Волкострелов [17, с. 1-2]. В 2009 году на торжественном мероприятии, посвященном 80-летию В.М. Шукшина, присутствовали гости О. Гобзева, А. Ванин, Л. Зайцева, И. Линдт, В. Золотухин, Л. Федосеева-Шукшина, выступили руководители Павлодарской области Республики Казахстан, Республики Алтай. Гостям были презентованы кепки с символикой фестиваля [26, с. 1-2]. В 2010 году в заключительном мероприятии приняли участие В. Толоконников, А. Петренко, Л. Малеванная, режиссеры К. Одегов, Ю. Шиллер [18, с. 1]. В 2012 году - Н. Усатова, Н. Бурляев, Н. Бондарчук, В. Золотухин, И. Линдт, А. Заболоцкий, Ю. Назаров, В. Пивоваров [20, с. 1-2]. Наиболее часто Сростки посетили Юрий и Рената Григорьевы, Александр Панкратов-Черный (актер), Валерий Золотухин, Михаил Евдокимов, Алексей Ванин, Ирина Линдт, Нина Усатова.

География участников мероприятий достаточно широка. Средствами массовой информации были отмечены жители Новосибирска и Новосибирской области, Кемеровской области, Пермского края, Москвы, Северной Осетии, Республики Алтая

и Казахстан [19, с. 1-2, 5], Иркутска, Тюмени, Тобольска [20, с. 1-2].

Значимым мотивом посещения мероприятия в 19701980-х гг. являлась, кроме прочего, возможность приобретения «дефицита» - книжной продукции, в том числе и опубликованных произведений В.М. Шукшина. Впервые книжная торговля на горе Пикет была организована в 1979 году [10, с. 3]. Традиция размещения торговых точек на горе Пикет и в селе в 2000-х годах трансформировалась в организацию ярмарок «даров природы», сувенирной продукции и других. Многие участники указывали в качестве дополнительного туристского мотива -знакомство с природой села Сросток. Река Катунь, подножие Пикета, живописная панорама, открывающаяся с вершины горы, ежегодно привлекают потоки туристов. Для жителей села участие в «Шукшинских днях на Алтае» стало одним из ежегодных обрядов [15, с. 3].

Значимым культурным событием региона является кинофестиваль в рамках «Шукшинских дней на Алтае». Мероприятие проводится в городе Барнауле на базе кинотеатра «Премьера» с 1999 года. В ежегодном кинофестивале принимают участие известные и малоизвестные фильмы, которые отличает неординарность творческого замысла, актуальность рассматриваемой проблемы. Традиционным главным призом кинофестиваля является изделие Колыванского камнерезного завода - ваза (уменьшенная копия знаменитой «Царицы ваз», хранящейся в Эрмитаже). В состав жюри входят режиссеры, операторы, киноведы, члены Союза кинематографистов России. С 2008 г. кинофестиваль проходит под девизом «Нравственность есть Правда». В рамках кинофестиваля на экранах кинотеатров демонстрируются фильмы конкурсных и внеконкурсных программ. За годы проведения были показаны картины, посвященные духовным поискам русского человека:

1999 г. - «Блокпост» А. Рогожкина, «Кадриль» В. Титова, «Тоталитарный роман» В. Сорокина, «Окраина» П. Луцика, «Кто, если не мы» В. Приемыхова, «В той стране» Л. Бобровой - главный приз; 2000 г. - «Послушай, не идет ли дождь...» А. Кордона, «Опять надо жить» В. Панина, «Фортуна» Г. Дане-лии, «Старые клячи» Э. Рязанова, «Вместо меня» В. Басова -главный приз; 2001 г. - «Два товарища» В. Пендраковского, «В августе 44-го» М. Пташука, «Нежный возраст» С. Соловьева, «Завещание императора» и «Завещание императрицы» С. Дружининой - главный приз; 2002 г. - «Война» А.Балабанова, «Сказ про Федота-стрельца» С. Овчарова, «Спартак и Калашников»

A. Прошкина, «На полпути в Париж» Я. Лапшина, «Звезда» Н. Лебедева - главный приз; 2003 г. - «Кавказская рулетка» Ф. Попова, «Казус Белли» И. Угольникова, «Небо. Самолет. Девушка»

B. Сторожевой, «Радости и печали маленького лорда» И. Попова, «Кострома» В. Сурикова, «Шик» Б. Худойназарова - главный приз; 2004 г. - «Честь имею» С. Тарасова, «Егерь» А. Цацуева, «Неслужебное задание» В. Воробьева, «72 метра» В. Хотиненко, «Ночной дозор» Т. Бекмамбетова, «А поутру они проснулись» С. Никоненко, «Возвращение» А. Звягинцева - главный приз; 2005 г. - «Взрыв на рассвете» В. Воробьева, И. Криворучко, «Время собирать камни» А. Карелина, «Красное небо» В. Огородникова, «Свои» Д. Месхиева, «Статский советник» Ф. Янковского, «Бабуся» Л. Бобровой - главный приз; 2006 г. - «Птицы небесные» Т. Фирсовой, «Русские деньги» И. Масленникова, «Мне не больно» А. Балабанова, «Перегон» А. Рогожкина, «Фартовый»

B. Яканина, «Итальянец» А. Кравчука - главный приз; 2007 г. -«В ожидании чуда» Е. Бедарева, «Варварины свадьбы»

C. Шиманюк, «Полное дыхание» В. Пендраковского, «Простые вещи» А. Попогребского, «Пушкин. Последняя дуэль» Н. Бондарчук, «Чертово колесо» В. Глаголевой, «Остров» П. Лунгина - главный приз; 2008 г. - «12» Н. Михалкова, «Квартет для двоих» А. Сеитаблаева, «Мы из будущего» А. Малю-кова, «1612» В. Хотиненко, «Муха» В. Котта, «Живи и помни»

A. Прошкина - главный приз; 2009 г. - «Русская жертва» Е. Ляпичевой, «Обреченные на войну» О. Жулиной, «Голубка» С. Ольденбурга-Свинцова, «Бумажный солдат» А. Герма-на-младшего, «Скоро весна» В. Сторожевой, «Тарас Бульба»

B. Бортко, «Верую!» Л. Бобровой - главный приз; 2010 г. -«Наследники» К. Одегова, «Банкрот» И. Масленникова, «Ви-дримасгор, или История моего космоса» Я. Поляруш, «Поп» В. Хотитенко, «Сынок» Л. Садиловой, «Воробей» Ю. Шиллера - главный приз; 2011 г. - «Гоголь. Ближайший» Н. Бондарчук, «Последняя игра в куклы». Г. Негашева, «В субботу» А. Миндадзе, «За тобой» Т. Ивашкиной, «Мастер и Маргарита» Ю. Кары, «Суходол» А. Стреляной - главный приз; 2012 г. -

«Дирижёр» режиссера Павла Лунгина, «Поклонница» Виталия Мельникова, «Сердца бумеранг», режиссера Николая Хомери-ки, «Белый тигр» режиссера Карена Шахназарова, «Дом ветра», режиссера Вячеслава Златопольского, ставший призером XIV Всероссийского Шукшинского кинофестиваля; 2013 г. - «Гагарин. Первый в космосе» режиссёра Павла Пархоменко, «В тумане» Сергея Лозницы, «Дочь» режиссёров Александра Касаткина и Натальи Назаровой, «Если все...» режиссёра Натальи Беляу-скине, «Земля обетованная» режиссёра Сламбека Таукела, «Легенда № 17» Николая Лебедева, «Частное пионерское» Александра Каприловского. Впервые, в конкурсной программе участвовали фильмы режиссёров ближнего зарубежья, и впервые, призёрами фестиваля было выбрано две картины -«Дочь» и «Если все...»; 2014 г. - программа кинофестиваля расширилась до 11 игровых полнометражных картин, а так же конкурсной программы документальных и студенческих фильмов. Фильм «Ба-Бу» режиссера Виктора Бондаровича отмечен специальным дипломом «За художественное отображение межнациональных отношений». Картина «Здравствуй, папа. Роман о Роллане» режиссера Алексея Сергиенко получила главный приз документального и студенческого кино. Приз за лучшую мужскую роль получил Сергей Безруков, сыгравший Гордея Брагина в художественном фильме «Золото» режиссера Андрея Мармонтова. Ирина Скобцева, снявшаяся в этом же фильме, победила в номинации «Лучшая женская роль». Специальный диплом «За лучшее раскрытие важной социальной темы» получил фильм Александра Новопашина «Меня это не касается». В номинации «Игровые короткометражные картины» победила картина «В поисках идеала» (по рассказу В.М. Шукшина) режиссера Кирилла Трушкова. Главный приз XVI Шукшинского кинофестиваля завоевала картина Бахтиера Худойназарова «В ожидании моря».

Библиографический список

XV Шукшинский кинофестиваль (2013) был признан новаторским. Впервые прошли показы документального и студенческого кино, внеконкурсные, но собравшие большое количество поклонников искусства» [27]. Значимый интерес к современному киноискусству, развитая туристская инфраструктура г. Барнаула свидетельствует о возможности эффективной интеграции Шукшинского кинофестиваля в сферу туризма.

История Всероссийского фестиваля «Шукшинские дни на Алтае» в Сростках дает представление об эффективной интеграции культурно-исторического наследия в сферу туризма в Алтайском крае, базовыми компонентами которой являются:

1) наличие известного бренда культурно-массового мероприятия и его широкое освещение в средствах массовой информации;

2) актуальность культурной программы запросам социума; 3) качество проведения культурно-массовых мероприятий; 4) развитость туристской инфраструктуры (музеев, средств размещения, сервисных предприятий и т.д.) в районе проведения мероприятия; 5) наличие сувенирных лавок, магазинов и других пунктов торговли и сервиса.

Опыт проведения Всероссийского фестиваля «Шукшинские дни на Алтае» свидетельствует о потенциальной возможности формирования туристского продукта и экскурсионных программ в Алтайском крае на базе значимых массовых культурных мероприятий, проблематика которых будет соотноситься с актуальными духовными запросами общества. Активное развитие туристской индустрии, разнообразие концертных программ, накопленная методологическая база работы со зрителем могут стать прочным фундаментом развития культурно-событийного туризма в регионе.

* Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ и Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края, проект № 14-06-98003

1. Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации [Э/р]. - Р/д: http//concit.gov.ru. - Загл. с экрана.

2. Радьков, А.В. Государственная поддержка развития сферы туризма в России // Преобразование Сибири: от реформ П.А. Столыпина до современности: материалы научно-практич. конф. / под общ. ред. М.П. Щетинина. - Барнаул, 2012.

3. Соболь, И.Б. Геокультурное пространство как основа развития туристской специализации региона (на примере Алтайского края): автореф. дис. ... канд. геогр. наук. - Пермь, 2012.

4. Бовтун, И.В. Развитие туризма в Западной Сибири: история, опыт, проблемы в 1980-х-2005 гг.: дис. ... канд. ист. наук. - Кемерово, 2007.

5. Харламов, С.В. Восстребованность уникальных туристских ресурсов Алтайского края // Мир науки, культуры, образования. - 2014.

- № 5(48).

6. Захаров, Ю.В. Роль сферы туризма в развитии социально-экономического потенциала сельских территорий // Преобразование Сибири: от реформ П.А. Столыпина до современности: материалы научно практической конференции / под общ. ред. М.П. Щетинина.

- Барнаул, 2012.

7. Поминки // Молодежь Алтая. - 1996. - 26 июля (№ 30).

8. Талант многогранный, народный талант // Молодежь Алтая. - 1976. - 29 июля (№152).

9. Самые первые // Алтайская правда. - 2006. - 23 июля (№ 218).

10. В Сростки, к Шукшину // Молодежь Алтая. - 1980. - 23 июля (№ 138).

11. Шукшинские дни на Алтае [Э/р]. - Р/: http://culture22.ru/shukshisnkie_dni_n/

12. Праздник в Сростках // Молодежь Алтая. - 1983. - 26 июля (№ 140).

13. Лушнков, Е. Шукшинские мотивы горы Пикет // Молодежь Алтая. - 1991. - 26 июля (№ 30).

14. Первые чтения состоялись 25 июля 1976 г. [Э/р]. - Р/д: http://www.regnum.ru/news/816695.html

15. Сростки // Алтайская правда. - 2003. - 25 июля (198-200).

16. Памятник Шукшина // Свободный курс. - 2004. - 26 августа.

17. Шукшинские дни // Алтайская правда. - 2008. - 29 июля.

18. Главные уроки // Алтайская правда. - 2010. - 27 июля (№ 229).

19. Мы этим источником живы // Алтайская правда. - 2011. - 26 июля (№ 222

20. Связанные одной жизнью // Алтайская правда. - 2012. - 24 июля (№ 210).

21. Не приходите сюда не веря // Молодежь Алтая. - 1987. - 31 июля (№ 31).

22. Когда-нибудь я вернусь на родину навсегда // Алтайская правда. - 1999. - 28 июля (№ 165).

23. На Пикете собралось 2000 человек. Нам покажут необычного Панкратова-Черного // Алтайская правда. - 2005. - 21 июля (№ 208).

24. Праздник в событиях и лицах // Алтайская правда. - 2006. - 25 июля (№ 226-227).

25. Рынок традиционных изделий. Алтай. Сростки. Пикет // Алтайская правда. - 2007. - 24 июля (№ 216-217).

26. Люди, милые люди, здравствуйте! // Алтайская правда. - 2009. - 28 июля (№ 228).

27. Деятельность и структура музея [Э/р]. - Р/д: http://www.shukshin.museum.ru/life/structura/.

Bibliography

1. Sovet Federacii Federaljnogo sobraniya Rossiyjskoyj Federacii [Eh/r]. - R/d: http//concit.gov.ru. - Zagl. s ehkrana.

2. Radjkov, A.V. Gosudarstvennaya podderzhka razvitiya sferih turizma v Rossii // Preobrazovanie Sibiri: ot reform P.A. Stolihpina do sovremennosti: materialih nauchno-praktich. konf. / pod obth. red. M.P. Thetinina. - Barnaul, 2012.

3. Sobolj, I.B. Geokuljturnoe prostranstvo kak osnova razvitiya turistskoyj specializacii regiona (na primere Altayjskogo kraya): avtoref. dis. ... kand. geogr. nauk. - Permj, 2012.

4. Bovtun, I.V. Razvitie turizma v Zapadnoyj Sibiri: istoriya, opiht, problemih v 1980-kh-2005 gg.: dis. ... kand. ist. nauk. - Kemerovo, 2007.

5. Kharlamov, S.V. Vosstrebovannostj unikaljnihkh turistskikh resursov Altayjskogo kraya // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2014. -№ 5(48).

6. Zakharov, Yu.V. Rolj sferih turizma v razvitii socialjno-ehkonomicheskogo potenciala seljskikh territoriyj // Preobrazovanie Sibiri: ot reform P.A. Stolihpina do sovremennosti: materialih nauchno prakticheskoyj konferencii / pod obth. red. M.P. Thetinina. - Barnaul, 2012.

7. Pominki // Molodezhj Altaya. - 1996. - 26 iyulya (№ 30).

8. Talant mnogogrannihyj, narodnihyj talant // Molodezhj Altaya. - 1976. - 29 iyulya (№152).

9. Samihe pervihe // Altayjskaya pravda. - 2006. - 23 iyulya (№ 218).

10. V Srostki, k Shukshinu // Molodezhj Altaya. - 1980. - 23 iyulya (№ 138).

11. Shukshinskie dni na Altae [Eh/r]. - R/: http://culture22.ru/shukshisnkie_dni_n/

12. Prazdnik v Srostkakh // Molodezhj Altaya. - 1983. - 26 iyulya (№ 140).

13. Lushnkov, E. Shukshinskie motivih gorih Piket // Molodezhj Altaya. - 1991. - 26 iyulya (№ 30).

14. Pervihe chteniya sostoyalisj 25 iyulya 1976 g. [Eh/r]. - R/d: http://www.regnum.ru/news/816695.html

15. Srostki // Altayjskaya pravda. - 2003. - 25 iyulya (198-200).

16. Pamyatnik Shukshina // Svobodnihyj kurs. - 2004. - 26 avgusta.

17. Shukshinskie dni // Altayjskaya pravda. - 2008. - 29 iyulya.

18. Glavnihe uroki // Altayjskaya pravda. - 2010. - 27 iyulya (№ 229).

19. Mih ehtim istochnikom zhivih // Altayjskaya pravda. - 2011. - 26 iyulya (№ 222

20. Svyazannihe odnoyj zhiznjyu // Altayjskaya pravda. - 2012. - 24 iyulya (№ 210).

21. Ne prikhodite syuda ne verya // Molodezhj Altaya. - 1987. - 31 iyulya (№ 31).

22. Kogda-nibudj ya vernusj na rodinu navsegda // Altayjskaya pravda. - 1999. - 28 iyulya (№ 165).

23. Na Pikete sobralosj 2000 chelovek. Nam pokazhut neobihchnogo Pankratova-Chernogo // Altayjskaya pravda. - 2005. - 21 iyulya (№ 208).

24. Prazdnik v sobihtiyakh i licakh // Altayjskaya pravda. - 2006. - 25 iyulya (№ 226-227).

25. Rihnok tradicionnihkh izdeliyj. Altayj. Srostki. Piket // Altayjskaya pravda. - 2007. - 24 iyulya (№ 216-217).

26. Lyudi, milihe lyudi, zdravstvuyjte! // Altayjskaya pravda. - 2009. - 28 iyulya (№ 228).

27. Deyateljnostj i struktura muzeya [Eh/r]. - R/d: http://www.shukshin.museum.ru/life/structura/.

Статья поступила в редакцию 08.10.14

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 94(571.1)

Afanasyev P.A. THE DYNAMICS OF APPLICATION OF REVISION CONTROL IN CABINET'S ECONOMY OF WESTERN SIBERIA IN XIX - THE BEGINNING OF THE XX CENTURY. The article presents the complex review of the use of the revision mechanism in Cabinet's economy in Altai to XIX - the beginning of the XX century. The author generalizes all revealed revisions, which are carried out by the Petersburg heads of the Altai district at the appointed time. The author notes that the revisions of the region didn't receive a legislative registration. In evolution of application of revisions three periods are allocated. In the first half of the XIX century the revisions weren't caused by the extraordinary reasons, being not systematic mechanism of development of Cabinet's economy. From the middle of the XIX century the Cabinet lost its interest in the revision mechanism, without using it for the assessment of a real condition of the district. In the conditions of the crisis in the mining production even successful use of the revision mechanism didn't become a crisis overcoming guarantee. Since 1895 the revision mechanism became the constant direction in the activity of managing directors of the Cabinet, providing the stability of Cabinet's economy in Altai. The author comes to the conclusion that by 1916 the revisions were finally transformed to the special mechanism of the highest management of the Altai district based on trips to the region of the management of the Cabinet.

Key words: the Cabinet of his emperor majesty, Altai mining district, revision, managing director of Cabinet, revision mechanism, Cabinet's economy.

П.А. Афанасьев, канд. ист. наук, доц. каф. отечественной истории ФГБОУ ВПО «Алтайская гос. педагогическая академия», г. Барнаул, E-mail: [email protected]

ДИНАМИКА ПРИМЕНЕНИЯ РЕВИЗИОННОГО КОНТРОЛЯ В КАБИНЕТСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ*

Статья представляет комплексный обзор применения ревизионного механизма в кабинетском хозяйстве на Алтае в XIX - начале XX в. Автор обобщает все выявленные ревизии, осуществленные петербургскими руководителями Алтайского округа в указанное время. В эволюции их применения выделяется три периода. В первой половине XIX в. ревизии не были вызваны чрезвычайными причинами, являясь несистематическим механизмом развития кабинетского хозяйства. С середины XIX в. Кабинет утратил интерес к ревизионному механизму, не используя его для оценки реального состояния округа. В условиях кризиса горнозаводского производства даже успешное применение ревизионного механизма не стало гарантией преодоления кризиса. С 1895 г. ревизионный механизм стал постоянным направлением в деятельности управляющих Кабинетом, обеспечивая устойчивость кабинетского хозяйства на Алтае. Автор приходит к выводу, что к 1916 г. ревизии окончательно трансформировались в особый механизм высшего управления Алтайским округом, основанный на поездках в регион руководства Кабинета.

Ключевые слова: Кабинет его императорского величества, Алтайский горный округ, ревизия, управляющий Кабинетом, ревизионный механизм, кабинетское хозяйство.

Эксплуатация природно-сырьевых богатств алтайского региона с середины XVIII в. являлась источником финансового обеспечения российских императоров. Поэтому Кабинет его императорского величества (далее - Кабинет), осуществлявший руководство хозяйственно-территориальным комплексом, стремился не допускать нарушений финансового интереса коронованного владельца округа. В условиях удаленности региона от Петербурга этому должны были способствовать система управления и контроля над кабинетским хозяйством Алтая. В XIX -начале XX в. ревизионный контроль являлся одним из наиболее заметных аспектов деятельности высших ведомственных структур и государственных сановников в отношении кабинетского округа юго-востока Западной Сибири. Ревизии воплощались в посещениях региона высшими ведомственными и государствен-

ными сановниками, отмеченных преимущественным интересом к общему состоянию кабинетского хозяйства в округе и его различным сторонам.

В исследовательской литературе на сегодняшний день создан обширный комплекс работ, всесторонне освещающих более чем полуторавековую деятельность Кабинета по управлению Алтаем и эксплуатацией его природных ресурсов. Однако ревизии региона как особое направление деятельности не получили достаточного освещения. Исследователи касались лишь наиболее крупных его осмотров, осуществленных преимущественно в горнозаводской период XIX в., обойдя вниманием ведомственные ревизии начала XX в. Как правило, авторы привлекали итоговые материалы ревизий, в силу чего они выступали лишь в качестве ярких иллюстраций к отдельным направлениям социально-э-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.