Научная статья на тему 'История возрождения традиционной культуры татарских диаспор Бурятии'

История возрождения традиционной культуры татарских диаспор Бурятии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
469
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАЗДНИК / КУЛЬТУРА / ТРАДИЦИИ / ОБЫЧАИ / ТАТАРЫ / БУРЯТИЯ / HOLIDAY / CULTURE / TRADITIONS / CUSTOMS / TATARS / BURYATIA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кондратьева Виолетта Владимировна

В данной статье рассматривается традиционная праздничная культура татар Бурятии. Чтобы сохранить традиции, им необходимо адаптироваться к современным условиям. Самым доступным из всех способов является праздник.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The history of traditional culture revival of Tatar diasporas in Buryatia

In this paper the traditional holiday culture of Tatars in Buryatia is considered. In order to keep the tradition update, they need to adapt to modem conditions. A holiday is the most affordable of all the ways to do it.

Текст научной работы на тему «История возрождения традиционной культуры татарских диаспор Бурятии»

УДК 394.21

© В.В. Кондратьева История возрождения традиционной культуры татарских диаспор Бурятии

В данной статье расматривается традиционная праздничная культура татар Бурятии. Чтобы сохранить традиции, им необходимо адаптироваться к современным условиям. Самым доступным из всех способов является праздник.

Ключевые слова: праздник, культура, традиции, обычаи, татары, Бурятия.

V. V. Коп(1^еуа

The history of traditional culture revival of Tatar diasporas in Buryatia

In this paper the traditional holiday culture of Tatars in Buryatia is considered. In order to keep the tradition update, they need to adapt to modem conditions. A holiday is the most affordable of all the ways to do it.

Keywords: holiday, culture, traditions, customs, Tatars, Buryatia.

В современном мире наблюдается тенденция к стиранию культурных границ, смешению стилей, жанров, мотивов и символов в самых разнообразных формах. Российское общество, как и мировое, перешло от стадии индустриального к постиндустриальному с новой культурной системой координат, которая только начинает формироваться, при этом традиционная культура хоть и утрачивает свой первоночальный смысл, но не исчезает полностью, обогащая историческую память и духовный потенциал нации. Чтобы сохранить традиции, их необходимо адаптировать к современным условиям, для чего правительство, общественные организации, объединения и отдельные энтузиасты постоянно ищут источники и оригинальные формы.

Одним из актуальных приемов является праздник - культурная универсалия, призванная прервать череду будней, создать ощущение единения, радостного соучастия, неформального общения людей в контексте яркого, интересного мероприятия. Культурный код праздника универсален, понятен каждому, позволяет в короткий срок представить ту или иную культуру в форме ее квинтессенции (символы, атрибуты, стилистика, обрядность и т.д.), сделать интересной для восприятия обывателя.

На протяжении всего периода пребывания татар на территории Бурятии, с момента поселения и до сегодняшнего дня, они прошли с остальными проживающими здесь этническими группами через периоды застоя и взлета этнической идентичности. В годы взлетов, в начале XX в. и в 90-е гг. XX в., возрастал интерес к своим историческим корням, стремлению к единству. Сохранить свою культуру татарам помогает сплоченность, заинтересованность в общей истории и культуре. В настоящее время татары являются одним из многочисленных этносов

республики после бурят, русских, украинцев. Они составляют 1% общей численности населения республики. Наиболее крупными ареалами проживания татар являются Заиграевский, Се-ленгинский, Хоринский, Джидинский, Мухор-шибирский, Кяхтинский, Баунтовский и Баргу-зинский районы, а также город Улан-Удэ. Основная часть татар проживает в селах Старый Онохой и Харашибирь. Данное обстоятельство определило специфику диаспоры, активная часть которой функционирует в сельской местности. Прибывшие татары принесли с собой особенную культуру, которая со временем видоизменялась: некоторые ее элементы исчезли, некоторые приобретали новые черты [2, с. 219].

Традиционная праздничная культура татар неразрывно связана с мусульманскими праздниками. Надо отметить, что все религиозные праздники у татар отмечаются по скользящему лунному календарю. Наиболее значимый у татар праздник Курбан - байрам. Он начинается 10-го числа месяца зуль-хиджжа, через 70 дней после окончания 30-дневного поста в месяце рамадан и длится 3-4 дня. Этот праздник символизирует для мусульман истинность учения Мухаммеда. Ураза-байрам, или Ид аль-фитр, знаменует завершение поста в месяце рамадан. Он называется малым в противоположность Ид аль-кабир (большому празднику), т.е. Курбан-байраму [2, с. 220].

Большой пост (арабское название саум) в течение месяца рамадан обязателен для всех взрослых людей, не имеющих отклонений, связанных со здоровьем, и ритуально чистых мусульман. В месяце зуль-хиджа, на который приходится один из главных религиозных праздников татар, пост необходимо соблюдать только первые десять дней (это не касается тех людей, которые совершают хадж).

В Бурятии в последнее десятилетие наблюдается рост числа татар, отмечающих религиозные праздники с соблюдением постов. По данным переписи населения 2010 г., в Бурятии татары составляют 6813 чел.

По результатам социологических исследований, проведенных автором в г. Улан-Удэ, с.

Старый Онохой, с. Онохой Заиграевского района Республики Бурятия и с. Мухоршибирь и с. Харашибирь Мухоршибирского района Республики Бурятия в 2010, 2011, 2012 гг., было выявлено количество татар, соблюдающих пост в религиозные праздники (табл. 1).

Таблица 1

Удельный вес татар Бурятии, соблюдающих пост е религиозные праздники

Населенный пункт Всего татар Татар, соблюдающих пост

Муж. Жен. Всего %

г. Улан-Удэ 2223 215 129 344 15

Мухоршибирский район РБ 308 23 29 52 16,8

Заиграевский район РБ 1016 103 78 181 17,8

Итого: 3547 341 236 577 16,2

Из приведенных данных мы видим, что количество татар, соблюдающих пост в религиозные праздники, составляет 16,2%, но необходимо отметить, что эта цифра может быть неточной, поскольку опрос проводился выборочно.

По мнению имама мечети г. Улан-Удэ Айрат-хазрата, количество верующих татар и татар, соблюдающих пост в религиозные праздники, увеличилось с появлением новой мечети. «Мечеть стала объединяющим началом не только мусульман разных национальностей, но и людей разных конфессий, которые приходят ради просвещения, ради общения друг с другом» [4].

Наряду с мусульманскими праздниками Ура-за-байрам, Курбан-байрам, в традиционной праздничной культуре заметное место у татар Бурятии занимает Сабантуй - праздник труда, в котором сливаются воедино красивые обычаи народа, его песни, пляски, обряды.

Этот древний праздник еще в 921 г. описал в своих трудах знаменитый исследователь Ибн Фадлан, прибывший в Булгар послом из Багдада [8, с. 46]. Истоки проникновения Сабантуя уходят в глубокую древность и связаны с аграрным культом. Об этом свидетельствует его название: сабан означает «яровые», или в другом значении - «плуг», а туй - «свадьба», «торжество». То есть смысл слова сабантуй - торжество в честь сева яровых. Изначально он проводился в виде обряда, оснавная цель которого - расположить к себе духов плодородия с тем, чтобы способствовать хорошему урожаю в предстоящем году. С изменением хозяйственного уклада жизни магические обряды теряли смысл, но многие из них трансформировались и продолжали существовать уже как общенародные гуляния и празднества.

«Раньше к сабантую готовились заранее, долго и тщательно - девушки готовили отрезы ткани, шили, наносили национальные узоры на платки, полотенца, рубашки, каждая стремилась, чтобы именно ее работа стала вознаграждением самому сильному джигиту - победителю в Ку-реше (национальной борьбе) или в конных скачках. Молодые люди ходили по домам и собирали подарки, пели песни, шутили» [5].

В период проведения сабантуя выбирался совет из уважаемых старейшин - им передавалась вся власть в деревне, они назначали жюри для различных конкурсов и награждения победителей, наблюдали за порядком во время соревнований.

Сабантуй начинался с самого утра. Женщины одевали свои самые красивые украшения, в гривы лошадей вплетали ленточки, подвешивали к дуге колокольчики. Все наряжались и собирались на майдане - большом лугу. После общего сабантуя на майдане веселье продолжалось в домах [7, с. 59-65].

Первый известный нам Сабантуй на бурятской земле татары провели в начале XX в. По рассказам исследователей, в 1923 году житель Верхнеудинска по фамилии Альцман выйграл на Сабантуе ценный приз - велосипед. Второе упоминание о Сабантуе датируется уже в 1992 годом, когда жители села Старый Онохой провели у себя этот самобытный праздник [1, с.203].

В Татарстане и в ряде других регионов Поволжья и Южного Урала этот праздник проводится повсеместно не одну сотню лет, а в Бурятии, где проживает около 10 тыс. татар, он проходит лишь в 4-х районах компактного их проживания. В настоящее время Сабантуй как на-

циональный праздник стали организовывать каждый год, с 2005 г. (момента создания автономии). Время проведения - один из воскресных дней июня.

С 2009 г. Сабантуй в Бурятии имеет бренд -«Байкальский Сабантуй», свой логотип и цветовую символику. В 2010 г. в Улан-Удэ впервые прошел Байкальский сабантуй. Его организовала в Этнографическом музее народов Забайкалья региональная национально-культурная автономия татар Бурятии при поддержке Комитета по межнациональным отношениям и развитию гражданских инициатив Администрации Президента РБ и Республиканского центра народного творчества.

В Байкальском сабантуе приняли участие представители Бурятии и Иркутской области. Приехала делегация из Казани, что придало празднику особенное значение. На торжественном открытии Байкальского сабантуя было озвучено приветствие Президента Татарстана. Программа праздника была насыщенной. В ходе его состоялся большой праздничный концерт, в котором приняли участие хореографические и эстрадные коллективы Бурятии, Иркутска и Казани. В частности, большой интерес вызвало выступление популярной эстрадной группы из Татарстана «Казан егетляры». Проводились различные конкурсы и спортивные состязания. Это перетягивание каната, буляк (залезть на столб за призом), бег в мешке, с ведрами на коромыслах и многое другое. Желающие могли отведать национальные татарские блюда - чак-чак, эчпоч-мак, белеш, бишбармак, коймак и многое другое.

Каждый из участников Байкальского сабантуя, в числе которых были люди самых различных национальностей, могли проверить себя в силе и ловкости. Самой же зрелищной была татарская национальная борьба «Курэш». Абсолютному победителю состязания был вручен традиционный приз - живой баран [3, с. 15].

Сабантуи, проведенные в 2011 и 2012 гг., привлекли не только татар из всех районов Республики Бурятия, но и людей разных национальностей. Данный праздник был широко освещен в средствах массовой информации. Традиционный праздник играет значительную социальную роль в жизни народа. Прежде всего он способствует консолидации людей, живущих в одном селе, деревне и т.д. Общая праздничная гульба сближает людей. Праздник, на который сходится вся родня, как близкая, так и дальняя, способствует укреплению родственных связей, взаимопомощи. Веселве танцы, песни, кулачные

бои, борьба позволяют людям продемонстрировать свои творческие возможности, таланты и способности, утвердить свой статус в обществе, передать свое умение молодым.

Еще одним традиционным праздником татар Бурятии является «Каз емэсе» - Гусиное перо. «С появлением первого снега, когда замерзала вода, татары начинали готовить запасы к зиме. Каждая семья готовила на зиму не менее двухтрех десятков гусей. С таким объемом работы одной хозяйке справиться было не по силам, для помощи приглашались ближайшие родственники и соседи. Заготовка гусиного мяса сопровождалась народными песнями, прибаутками, веселым смехом. Праздник начинался рано утром. На улице накрывали столы, звучала музыка, девушки с юношами надевали национальные костюмы. На протяжении всего дня устраивались конкурсы на ощипывание и паление гусей, а с наступлением вечера вся деревня направлялась к реке, где в ледяной воде купали гусиные тушки. Этот обряд сопровождался ритуальной песней. Завершением праздника являлось угощение гусиным мясом. Праздничного гуся делили на сорок частей, это была обязанность молодой хозяйки. Самого дорогого гостя угощали ножкой, бабушке доставалась - гузка, мальчику - шея, девочке - крылышко, а терпеливому - грудка. Во время этого праздника парни знакомились с девушками, поэтому часто эти знакомства заканчивались свадьбой» [6].

Местные татары попытались в полной мере и достоверности провести этот праздник. 19 ноября 2011 г. в пос. Старый Онохой Заиграевского района впервые прошел традиционный татарский праздник «Каз емэсе» - Гусиное перо. Большую помощь в организации и проведении праздника оказали татары из г. Черемхово и Иркутская региональная общественная организация - татаро-башкирский молодежный центр «Байкал-Дулканы». Татары Бурятии получили новый опыт и знания в проведении данного праздника.

В празднике принимали участие практически все жители села, дети участвовали в различных конкурсах, а женщины и бабушки соревновались в ощипывании гусей. С 2011 г. праздник Гусиное перо закреплен за с. Старый Онохой Заиграевского района. В 2012 г. этот обряд был проведен самостоятельно, силами татар с. Старый Онохой, фольклорной группой «Ак кош-лар» и молодежным татарским ценром «Тамыр-лар» г. Улан-Удэ. Праздник привлек большое число участников, посмотреть на старинный татарский обряд съехались татары с. Онохой Заи-

граевского района и с. Мухоршибирь Мухорши-бирского района Республики Бурятия. Несмотря на то, что праздник проводится во второй раз, он уже нашел свое отражение в прессе, как местного, так и республиканского значения.

Следует отметить еще одну важную сторону традиционных праздников, связанную с заботой о продолжении рода. Праздники, на которые стекалось много молодых людей, нередко из отдаленных деревень, предоставляли юношам и девушкам более широкие, чем в другие дни, возможности выбора партнера, а радость и веселье снимали естественную напряженность меж-

ду молодыми людьми.

Таким образом, исследование праздничной культуры является актуальным, поскольку праздники являются важным компонентом традиционной культуры любого народа. Праздничная культура татар неразрывно связана с религией и основой их хозяйствования. Сегодня многие праздники возрождаются, трансформируются, приобретают новые черты. Праздники выполняют воспитательную функцию и обеспечивают воспроизводство культурных ценностей из поколения в поколение.

Литература

1. Баталова С.Р., Ахмадулина С.З., Кондратьева В.В. Региональная национально-культурная автономия татар Бурятии: история, становление, перспективы развития. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2012. - 304 с.

2. Кондратьева В.В. Традиционная культура татар Бурятии на современном этапе // Вестник Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств. 2011. № 1(1).

3. Орлов Г. Байкальский сабантуй собрал друзей //Байкал Гео. 2010. № 3 (42) июль.

4. Полевые материалы автора (ПМА) - Гизатуллин Айрат Шарифуллович, 1988 г., уроженец д. Новый Бурнак Удмуртской республики.

5. Полевые материалы автора (ПМА) - Зайнутдинова Рашида Исмаиловна, 1965 г., уроженка с. Старый Онохой Заигра-евского района Республики Бурятия.

6. Полевые материалы автора (ПМА) - Саттарова Накия Рахимовна, 1930 г., уроженка д. Шика Кзыл-Юльского района Татарской АССР.

7. Сагитова JI.B. Этническая культура в контексте глобализации: проблемы выживания // Татарская нация: концептуальные исследования. Казань, 2004.

8. Салахетдинова М.А. Путешествие Ибн Фаддана и один мусульманский обряд у волжских булгар // Страны и народы Востока. Вып. XXVIII. География. Этнография. История. Культура. СПб., 1994. С.46.

Кондратьева Виолетта Владимировна, аспирант, преподаватель кафедры истории ВСГАКИ. E-mail: kondrateva-viole@mail.ru 89243531159.

Kondrateva Violetta Vladimirovna, postgraduate student, department of history, East Siberian State Academy of Culture and Arts. E-mail: kondrateva-viole@mail.ru 89243531159.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.