Научная статья на тему 'История возникновения термина «Информационно-коммуникационная компетентность»'

История возникновения термина «Информационно-коммуникационная компетентность» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1950
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE / COMPETENCE / COMPETENCY / INFORMATION SOCIETY / INFORMATION REVOLUTION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ивановская Марина Николаевна

Исследованы исторические предпосылки и условия возникновения проблемы формирования информационно-коммуникационной компетентности. Приведены основные характеристики этапа возникновения и развития проблемы формирования информационно-коммуникационной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF the origin OF THE TERM “INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE”1

Historical preconditions and conditions of emergence of the problem of information and communication competence formation are investigated. The main characteristics of the stage of emergence and development of the problem of information and communication competence formation are provided.

Текст научной работы на тему «История возникновения термина «Информационно-коммуникационная компетентность»»

УДК 001.8:278

Ивановская Марина Николаевна

Соискатель ученой степени кандидата педагогических наук, преподаватель кафедры информатики филиала Южно-Уральского государственного университета в г. Озерске тел.: (963) 475-03-75

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕРМИНА

«ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ

КОМПЕТЕНТНОСТЬ»

Исследованы исторические предпосылки и условия возникновения проблемы формирования информационнокоммуникационной компетентности. Приведены основные характеристики этапа возникновения и развития проблемы формирования информационно-

коммуникационной компетентности.

Ключевые слова: информационно-коммуникационная

компетентность, компетентность, компетенция, информационное общество, информационная революция.

Ivanovskaya Marina Nikolaevna

Postgraduate Student, Lecturer of the Department of Information Science of Southern Ural State University (affiliated branch in Ozersk) tel.: (963) 475-03-75

HISTORY OF THE ORIGIN OF THE TERM “INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE”

Historical preconditions and conditions of emergence of the problem of information and communication competence formation are investigated. The main characteristics of the stage of emergence and development of the problem of information and communication competence formation are provided.

Key words: information and communication competence, competence, competency, information society, information revolution.

Информационно-коммуникационная компетентность для выпускников учебных заведений является важным ресурсом их дальнейшего социального и профессионального роста, обеспечивает мобильность и конкурентоспособность на рынке труда.

Определяющей составляющей термина «информационно-коммуникационная компетентность» является слово «компетентность», остальное же несет уточняющую, конкретизирующую нагрузку, указывающую на характер и вид деятельности. Опираясь на сказанное, можно рассмотреть историю возникновения термина с момента начала использования понятия «компетентность» применительно к образованию.

Отметим, что весь предыдущий период исторического развития нами рассматривается как подготовительный, в рамках которого сложился ряд предпосылок, определивших возможности для становления проблемы формирования информационно-коммуникационной компетентности выпускников ВПО: составляющие понятие «информационно-коммуникационная компетентность» использовались в российской и зарубежной практике еще до 1960-х гг.

Понятие информации рассматривалось ещё античными философами. До начала промышленной революции определение сути информации оставалось прерогативой преимущественно философов, затем рассматривать вопросы теории информации стала новая на то время наука кибернетика.

Использование научного понятия «коммуникация» начинается с античности как предмета изучения двух древнейших научных дисциплин - логики и лингвистики [1].

Уэбстеровский словарь утверждает, что само слово competence в английском языке появилось еще в 1596 г.

Понятия «компетенция», «компетентность» и производное «компетентный» в России и до 1960-х гг. широко использовались в быту, литературе, толкование приводилось в словарях. Например, в «Кратком словаре иностранных слов» [2] приводится следующее определение: «компетентный (лат. competens, competentis - надлежащий, способный) - знающий, сведущий в определенной области; имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо» [3].

Сложились предпосылки для формирования информационного общества, основанием которых принято считать произошедшие в истории развития цивилизации информационные революции. Их следствием явились:

новое качество человеческого общества, предполагающее возможность передачи знаний от поколения к поколению в связи с изобретением письменности (I информационная революция);

изобретение книгопечатания, радикально изменившее индустриальное общество, культуру и организацию деятельности в середине XVI в. (II информационная революция);

изобретение электричества, появление телеграфа, телефона, радио, что позволило оперативно передавать и накапливать информацию (III информационная революция);

изобретение микропроцессорной технологии и появление компьютера, компьютерных сетей и систем передачи данных (IV информационная революция).

Таким образом, начало становления исследуемой нами проблемы охарактеризовано использованием в обществе понятий «информация», «коммуникация» и «компетентность» в значениях, не имеющих отношения к образованию, техническим прогрессом вследствие произошедших информационных революций и возникновением информационного общества.

К 1960-м гг. уже устоявшиеся понятия компетенция-компетентность приобретают новое значение и находят применение в новых областях деятельности. По версии Е. Зачесовой [4] в середине XX в. появился компетентностный подход в бизнесе, когда в 1959 г. Р. Уайт (R. White) в книге «Motivation reconsidered: the concept of competence (Пересмотр понятия мотивации: концепция компетентности)» использовал этот термин для описания особенностей, связанных с превосходным выполнением работы и высокой мотивацией отдельных лиц. По мнению Р. Уайта успешные и эффективные исполнители отличаются от менее успешных не только и не столько знаниями, сколько эффективной саморегуляцией, самосознанием и развитыми социальными навыками. Социолингвисты Р. Уайт и присоединившийся к нему Р. Кэмпбел определяют понятие «коммуникативной компетенции как способности правильно использовать язык в разнообразных социально детерминированных ситуациях» [5, с. 20].

В 1965 г. Н. Хомский (Массачусетский университет), ссылаясь на Вильгельма Гумбольда, применил понятие «компетенция» к теории языка, обозначив им «способность, необходимую для выполнения определенной, преимущественно языковой деятельности в родном языке». Н. Хомский связал его с навыками и опытом человека.

Вскоре после того, как Н. Хомский ввел термин «компетенция» и определил его сущность в контексте психолингвистических исследований, данный термин стал использоваться и в педагогическом аспекте, в Америке начало формироваться ориентированное на компетенции образование (competence-based education - CBE), целью которого было готовить специалистов, способных успешно конкурировать на рынке труда [6].

В конце 1960-х - нач. 1970-х гг. в Японии была сформулирована идея информационного общества. Основные его характеристики были определены в отчетах, представленных японскому правительству рядом организаций, где отмечалось, что существенные изменения коснутся в основном только производства, в результате чего продукт будет более информационно емким. Основными чертами информационной цивилизации считались следующие: источник производительности и роста находится в знании, распространяемом на все области экономической деятельности через обработку информации; экономическая деятельность смещается от производства товаров к предоставлению услуг; в новой экономике будет расти значение профессий, связанных с высокой насыщенностью их представителей информацией и знаниями.

В этот период основное внимание исследователей было сосредоточено на трактовке терминов «компетенция» и «компетентность». В педагогической науке появляются работы ученых Н. Хомского, Р. Уайта, Дж. Равена, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Э.Ф. Зеера, В.Н. Куницыной, Г.Э. Белицкой, Л.И. Берестовой, В.И. Байденко, А.В. Хуторского, Н.А. Гришанова и др.

Таким образом, основными характеристиками периода возникновения и развития термина «информационно-коммуникационная компетентность» стали следующие:

1) впервые понятия компетентность-компетенция были применены в области образования;

2) возникло информационное общество;

3) произошло осмысление понятий «компетенция» и «компетентность» ученым сообществом.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Шумилова Е.А. Концепция формирования социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов в вузе: монография. Челябинск, 2011.

2. Краткий словарь иностранных слов / под ред. И. Лехин, Ф. Петров. М., 1952.

3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал «Эйдос». 2006. 5 мая. URL: http://www.eidos.ru/journal /2006/0505.htm (дата обращения 31.10.2010 г.)

4. Зачесова Е. Ручка от сундука. Компетентностный подход в образовании // Учительская газета. 2007. № 17. URL: http://www.ug.ru/archive/17950 (дата обращения 15.01.2012 г.)

5. Шолохович В.Ф. Дидактические основы информационных технологий обучения в образовательных учреждениях: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Екатеринбург, 1995.

6. Разуваева Т.А. Компетентностный подход к образованию: краткий теоретический анализ. Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2010. № 1. Т. 16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.