Научная статья на тему 'История виноделия в Астраханской области в XVII-XIX веках'

История виноделия в Астраханской области в XVII-XIX веках Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
633
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ / ASTRAKHAN REGION / ВИНО / WINE / ВИНОДЕЛИЕ / ВИНОГРАДНИК / VINEYARD / ВИНОГРАДАРСТВО / WINE-MAKING / VINICULTURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сун Цзе

В статье рассматриваются причины зарождения виноделия в Астраханской области и этапы его становления и развития в период с XVII по XIX вв. Автор представляет историю виноделия в Астраханской области как важный этап культуры виноградарства и в целом алиментарной культуры России. Постулируется, что вплоть до XIX века Нижневолжский регион компенсировал для русского царского двора и Православной церкви недостаток вина для светских и богослужебных целей, чему способствовали поощрение правительства и активная деятельность местных и приезжих виноделов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF WINE-MAKING IN ASTRAKHAN REGION IN THE XVII-XIX CENTURIES

The article deals with the reasons of the origin of wine-making in Astrakhan region and the stages of its formation and development in the period from the XVII to the XIX centuries. The author presents the history of wine-making in Astrakhan region as an important stage of the culture of viniculture and the alimentary culture of Russia on the whole. It is postulated that until the XIX century the Lower Volga region compensated for the Russian tsar’s court and the Orthodox Church the lack of wine for secular and liturgical purposes, and this was favored by the government encouragement and the active work of local and visiting wine-makers.

Текст научной работы на тему «История виноделия в Астраханской области в XVII-XIX веках»

Сун Цзе

ИСТОРИЯ ВИНОДЕЛИЯ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ В XVII-XIX ВЕКАХ

В статье рассматриваются причины зарождения виноделия в Астраханской области и этапы его становления и развития в период с XVII по XIX вв. Автор представляет историю виноделия в Астраханской области как важный этап культуры виноградарства и в целом алиментарной культуры России. Постулируется, что вплоть до XIX века Нижневолжский регион компенсировал для русского царского двора и Православной церкви недостаток вина для светских и богослужебных целей, чему способствовали поощрение правительства и активная деятельность местных и приезжих виноделов . Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1ег1а18/3/2016/3-1/42.11^1

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 3(65): в 2-х ч. Ч. 1. C. 167-169. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2016/3-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

УДК 930.85

Исторические науки и археология

В статье рассматриваются причины зарождения виноделия в Астраханской области и этапы его становления и развития в период с XVII по XIX вв. Автор представляет историю виноделия в Астраханской области как важный этап культуры виноградарства и в целом алиментарной культуры России. Постулируется, что вплоть до XIX века Нижневолжский регион компенсировал для русского царского двора и Православной церкви недостаток вина для светских и богослужебных целей, чему способствовали поощрение правительства и активная деятельность местных и приезжих виноделов.

Ключевые слова и фразы: Астраханская область; вино; виноделие; виноградник; виноградарство. Сун Цзе

Хайнаньский государственный университет, КНР 2698655292@qq.com

ИСТОРИЯ ВИНОДЕЛИЯ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ В XVП-XIX ВЕКАХ

Конец XIV - начало XV века стали в истории России важным переломным моментом. Именно в это время в результате ряда исторических процессов (формирование независимого государства - Московского княжества, возникновение и развитие новых ремесел, активизация торговли - внутренней и международной и т.д.) происходит смена российской цивилизационной парадигмы, которая отразилась и в языке, и в способах хозяйствования и быта разных слоев общества, и в организации политической и социальной жизни.

Крушение Византийской империи фактически отрезало Русь от мест традиционного производства виноградного вина, лишив ее этого напитка. Окончательная гибель Византии фактически разорвала последнюю, и без того очень тонкую, связь с западной цивилизацией и привела к усилению и радикализации изоляционистских тенденций в русской культуре. Естественно, подобные изменения не могли не вызвать трансформацию всех элементов культуры, в том числе и алиментарной. Московское царство стало воспринимать себя как последнее православное государство, оплот и последнее прибежище «истинного христианства». А «обратной стороной» этой ситуации стало то, что вино (в это время оно было исключительно импортируемым товаром), с окончательной оккупацией территории бывшей Византии турками, прекращает поставляться на Русь. Московия вынуждена была почти полностью отказаться от употребления вина.

Климатические условия тех территорий, на которых в тот момент располагалось Московское княжество, не позволяли выращивать виноград должного качества и в достаточном количестве. Последнее обстоятельство, естественно, заставляло искать неуступающие напитки-заменители из местного сырья. Очень показательно в связи с этим «установление» в фольклорной традиции двух главных русских алкогольных напитков - меда и пива.

Тем не менее важно понимать, что вино в средневековой русской культуре - это напиток особый: это важная, если не сказать, неотъемлемая часть не только царских пиров, но и напиток христианского богослужения - важный элемент причастия. Нехватка его означает в прямом смысле слова угрозу политико-религиозного коллапса. Закономерным результатом этой ситуации стал поиск возможности вырабатывать свое собственное, «русское», вино.

История виноделия в России началась в Астрахани. О начальном периоде астраханского виноделия мы знаем из сочинения «Описание путешествия в Московию» [5] немецкого ученого и путешественника Адама Олеария, который в 1636 г. посетил Астрахань. Именно из этого сочинения мы узнаем, что первые собственно российские виноградники (точнее, «настоящий сад для двора Государева», в котором были и виноградники, и фруктовые деревья) были разбиты здесь по приказу царя Михаила Федоровича. Первый «русский» виноградник был заложен в царствование царя Алексея Михайловича в 1613 г. неким монахом Нико-лаусом - австрийцем по происхождению, в юношестве попавшем в Россию. Судя по всему, первые лозы для его опытов доставлялись из Персии, именно они и дали начало астраханскому винограду.

Виноград в Астрахани благодаря стараниям австрийского монаха прижился и дал богатый урожай, что не оставалось без внимания как властей города, так и местных жителей. По примеру Николауса многие аст-раханцы разбили у себя виноградники. Сведения о виноградарстве дошли до царя Михаила Федоровича, который повелел доставлять виноград к царскому столу в Москву. Царь Алексей Михайлович позаботился о покупке садов и о сохранении винограда «для обихода Великого Государя».

В 1640 г. в Астрахань из одного германского княжества выписали садовника Якова Ботмана. Именно он предложил заменить полив с помощью чигирей, которым давно пользовались местные жители, на орошение ветряными мельницами. И в 1656-1657 гг. ко двору были отправлены первые 48 бочек вина, что позволило существенно повысить урожайность винограда в регионе. Посетивший чуть позже Астрахань другой путешественник-иностранец по фамилии Стрюйс, побывавший здесь в 1669 г., писал, что на момент его пребывания местные виноградники приносят уже ежегодно 200 бочек белого вина и около 50 ведер виноградной водки [3, с. 65].

Москва придавала не только большое значение виноградарству в Астрахани, но и заботилась о том, чтобы местный виноград и вино поступали в Москву без участия спекулянтов. Указ от 20 июля 1659 г. гласил: «Кликати ему в рядах и на русском гостином дворе, и за городом у виноградных садах, и на рыбных исадах, где сидят огородники со всякими овощами: чтоб астраханских всяких чинов люди из садов своих винограду торговым всяким чинов людям в верховые отпуски и в ряды никому до государева указу не продавали

168

Издательство ГРАМОТА

www.gramota.net

и к Москве и в верховые города винограду ни к кому не отпускали отнюдь, а буде кто учинять из садов своих виноград продавать, а после про то сыщется, и тем людям за то от государя царя быть в жестоком наказании, безо всякой пощады» [6, с. 130].

В 1700 г. Петр I отправляет астраханскому воеводе Мусину-Пушкину специальную грамоту, в которой обязывал последнего «заботиться о виноградниках, разведенных в предшествовавшие царствования, и насадить новые», для чего из Венгрии выписывались черенки. 26 октября 1720 г. Петр I направил указ астраханскому губернатору А. П. Волынскому. Этот указ состоял из многих пунктов, но на первом месте значились такие: «1. Завесть в Астрахани аптекарский огород, тако же сделать ранжерею и держать вывозные из Персии деревья и травы, которые не могут в огороде зимовать и для приготовления трав, которые потребны в аптеку, взять из Санкт-Петербурга в Астрахань аптекаря да огородника. 2. Которые виноградные сады при Астрахани из того винограда делать горячее вино, а вместо того для вин завести виноградные сады в Гребнях и того ради послать туда для пробы мастеров тех, которые в Астрахани, и чтоб оные там обыскали к тому удобные места, а из готового сделали пробу» [Цит. по: 4, с. 80]. А в 1722 г. тот же Петр I, будучи в Астрахани, «осматривал с особенным вниманием местные виноградники, повелел сделать... машины для и поливки и в свободные минуты сам работал на них» [1, с. 209].

Тем не менее в царствование Анны Иоанновны виноделие в Астраханском крае переживает сильнейший кризис и почти погибает в силу отсутствия специалистов и переориентации аристократии на европейские вина. Разразившемуся кризису не препятствовало даже то, что, как писал в 1769 г. русский географ немецкого происхождения С. Гмелин, «виноградники частных лиц тянулись в виде сплошных садов по берегам почти всех рек» [Там же, с. 214].

Возрождению местного виноделия Астрахань обязана, прежде всего, усилиям замечательного садовода и виноградаря, серба по происхождению, управляющего Астраханской садовой конторы - Ивана Паробича, приглашенного в период правления императрицы Елизаветы Петровны в 1752 году «для развития пришедших в упадок государственных виноградников и плодовых садов в Астрахани» [2, с. 368].

Паробич высаживал новые сорта винограда и заботился в качестве управляющего садовой конторы не только о государственных, но и о частных садах. При нем сбор винограда в Астрахани достигал 25 000 пудов (примерно 409 500 кг), из которых в итоге получалось 20 000 ведер (то есть 200 000 литров) весьма качественного вина [Там же, с. 375].

О высоком значении виноградарства и виноделия в Астрахани можно судить по тому факту, что Паробичу разрешили принимать на работу беглых крестьян, не возвращая их законным владельцам. Закрывали власти глаза и на то, что принимал он на работу многих людей без документов, часто беглых преступников. Но потребность в вине была столь велика, а Паробич так хорошо справлялся со своей задачей, что ему многое прощалось.

Кроме Паробича занимались виноделием и многие астраханцы. В 1770 г. немецкий путешественник Самуил Гмелин отмечал многочисленные виноградники и глубокий погреб с превосходным вином на острове Черепаха, принадлежавший губернатору Бекетову [1, с. 32].

О том, что астраханское вино не уступало по качеству зарубежным винам, можно судить по высказыванию французского путешественника Барбье. В своих «Исторических и географических воспоминаниях» он замечает: «Вино там хорошего качества, по рублю за ведро, что составляет 15 бутылок. Виноградные лозы, культурно растущие в значительном количестве в окрестностях Астрахани, дают вино, слабое, но приятное и очень похожее на шампанское. Его потребляют все в стране» [7, p. 69].

Тем не менее в XIX веке центры промышленного производства виноделия постепенно перемещаются на Дон и предгорья Северного Кавказа (кизлярские вина), а потом и в Бессарабию. Астрахань так и не смогла стать главным регионом для российского вина. Этому есть несколько причин. Во-первых, жаркий засушливый астраханский климат, подзолистые и глинисто-песчаные почвы, требующие тщательных и весьма сложных и затратных систем полива, и значительное колебание летних и зимних температур вели к значительному удорожанию производства вина в Астраханском регионе. Во-вторых, астраханские вина не выдерживали рыночной конкуренции с более дешевыми донскими и кавказскими винами и оказывались все меньше и меньше востребованными. В-третьих, сильный удар по приоритету астраханских вин нанесла организация высокотехнологического (по меркам того времени) промышленного виноделия в Бессарабии и Грузии, куда, собственно, и переместился постепенно центр российского виноделия.

Тем не менее, хотя развитие виноделия в Астрахани оказалось прервано по вышеизложенным экологическим и экономическим причинам, оно представляло собой важный период в развитии российского виноделия и в алиментарной истории России в целом. Нижневолжский регион, хотя и не оптимальный для культивирования виноградной лозы, на протяжении примерно двух веков компенсировал для русского царского двора и Православной церкви недостаток вина для светских и богослужебных целей, возникший после разрыва связей с Византией. Поэтому мы считаем, что в истории российского виноделия можно выделить особый астраханский этап.

Список литературы

1. Гмелин С. Г. Путешествие по России для исследования трех царств естества. СПб.: Имп. Акад. наук, 1889. Ч. 1. Путешествие из Санкт-Петербурга до Черкасска, главного города донских казаков в 1768 и 1769 годах. 309 с.

2. Карагодин Г. М. Книга о водке и виноделии. Челябинск: Урал LTD, 1998. 472 с.

3. Кеппен П. О виноделии и винной торговле в России. СПб., 1832. 256 с.

4. Леонтьев Н. Ф. Петр I и Астрахань // Полтавская победа. 200-летний юбилей. Астрахань: Губернская типография, 1909. С. 78-85.

5. Олеарий А. Описание путешествия в Московию. Смоленск: Русич, 2003. 480 с.

6. Труды Астраханского губернского статистического комитета. Астрахань: Губернская типография, 1874. Вып. 4. 345 с.

7. Baert-Duholantde B. F. Mémoireshistoriques et géographiques sur les pays situés entre la Mer Noire et la Mer Caspienne. Paris, 1797. 291 p.

HISTORY OF WINE-MAKING IN ASTRAKHAN REGION IN THE XVII-XIX CENTURIES

Song Jie

Hainan State University, People's Republic of China 2698655292@qq.com

The article deals with the reasons of the origin of wine-making in Astrakhan region and the stages of its formation and development in the period from the XVII to the XIX centuries. The author presents the history of wine-making in Astrakhan region as an important stage of the culture of viniculture and the alimentary culture of Russia on the whole. It is postulated that until the XIX century the Lower Volga region compensated for the Russian tsar's court and the Orthodox Church the lack of wine for secular and liturgical purposes, and this was favored by the government encouragement and the active work of local and visiting wine-makers.

Key words and phrases: Astrakhan region; wine; wine-making; vineyard; viniculture.

УДК 94(5)

Исторические науки и археология

Предпринята попытка объяснить причины возникновения неоахеменизма, ставшего одним из элементов идеологического основания модернизации Ирана в период династии Пехлеви. Автор полагает, что неоахеме-низм оказался преимущественно недемократичен, нетолерантен к другим этническим группам, служил целям иранизации других народов страны, выражал интересы очень небольшой по численности зороастрий-ской общины. Методологической основой данной гипотезы послужила концепция модернизации и ее частное применение к исламским странам.

Ключевые слова и фразы: идеология неоахеменизма; династия Пехлеви; государственно-политическая модернизация; Иран XX в.; зороастризм.

Тимкин Юрий Николаевич, к.и.н., доцент

Вятский государственный университет timkin43@mail. т

ИДЕОЛОГИЯ НЕОАХЕМЕНИЗМА В ГОСУДАРСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ИРАНА ПЕРИОДА ДИНАСТИИ ПЕХЛЕВИ

Современная исследовательница иранского национализма Е. С. Галкина отмечала: «...совершенно очевидно, что религиозный национализм намного дальше продвинулся по пути создания иранской нации, чем идеология светского национализма» [3]. Целью статьи является поиск истоков идеологии «неоахеменизма» и выяснение причин ее неспособности обеспечить процесс модернизации Ирана в XX в.

Идеология неоахеменизма, актуализирующая наследие доисламского Ирана, возникла в среде секуляризированной части населения, интеллигенции, студенчества в 1920-1930-е гг. в условиях, когда Реза-шах проводил политику модернизации всех сторон жизни общества. Активными разработчиками неоахеменизма стали историки, филологи, археологи, как иранцы, так и некоторые иностранцы. Неоахеменизм можно считать всего лишь составной частью государственной идеологии в то время, наряду с другими элементами. Он был важным элементом идеологической конструкции, но не единственным.

О причине появления в Иране неоахеменизма исследователь Сиракузского университета в штате Нью-Йорк Мерзад Буруджерди писала: «Два главных фактора иранского самосознания в последние несколько веков - это, с одной стороны, приверженность Ирана шиитскому мусульманству, а с другой стороны - имперские амбиции Ирана, связанные с его государственностью и вытекающие из его доисламской истории. Противоборство между этими двумя факторами и лежит в центре иранского мировосприятия» [5].

В начале XX в. Иран оказался перед выбором пути дальнейшего развития, в стране произошла революция, в ходе которой шах даровал конституцию и представительное учреждение. Присутствие Персидской казачьей бригады, ставшей, как считали многие, средством обеспечения российского господства на севере страны, а также проникновение англичан на юг страны, многочисленные мятежи и восстания, военные действия на территории страны во время Первой мировой войны - все это породило атмосферу неопределенности и страха, обострило цивилизационный раскол общества. В этих условиях актуализация доисламской традиции становится вполне объяснимой.

В 1921-1925 гг. происходит стабилизация политической ситуации в стране в связи с приходом к власти Резы-хана. Главные достижения правительства Резы-шаха - индустриализация, создание транспортной инфраструктуры, промышленного и строительного сектора. По мнению современного отечественного ираниста Нины Мамедовой, Иран до и после шаха Резы Пехлеви (1925-1941 гг.) - «это небо и земля. В 1935 г. он отменил ношение чадры. Чего ему так и не простило духовенство. Разрешил женское образование. Вывел школы из-под религиозного контроля...» [9]. При Резе-шахе чиновникам было предписано носить одежду

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.