Научная статья на тему 'История успенского монастыря села Калинино нерчинского района забайкальского края'

История успенского монастыря села Калинино нерчинского района забайкальского края Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
731
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История успенского монастыря села Калинино нерчинского района забайкальского края»

6. Сибирские церкви и школы фонда имени Императора Александра III к 1 января 1903 года. - СПб.: [б. и.], 1903. - 96 с.

7. Смирнова, Е.А. Архитектура культовых зданий, построенных вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали на средства фонда имени императора Александра III / Е.А. Смирнова // Архитектура и экология России: традиции, современность, будущее: Сб. тез. докл. Респ. науч. конф. (ноябрь 1993 г.). - Новосибирск, 1993.

8. Тарасов, Т.И. Положение церковного и школьного строительства в районе Сибирской железной дороги на средства Фонда им. Императора Александра III. 1898-1900 гг. / Т.И. Тарасов // Церкви и школы, построенные на средства Фонда им. Императора Александра III. - СПб., 1900-е.

9. Храм во имя св. Александра Невского [Электронный ресурс] // Архитектура Новосибирска. - Режим доступа: http://nsk.novosibdom.ru/node/263.

10. Церковь во имя Святой Троицы на станции Омск [Электронный ресурс] // Памятники культового зодчества Омского Прииртышья. - Режим доступа: http://newasp. omskreg.ru/hramy/Omsk/troi.html.

о.А. Малахова, пос. Чернышевск (Забайкальский край)

история успенского монастыря села калинино нерчинского района забайкальского края

Дошедшую до наших дней монастырскую церковь Успения Пресвятой Богородицы называют одним из семи чудес Забайкалья. Церковь расположена в селе Калинино Не-рчинского района Забайкальского края, в живописной холмистой местности на протоке реки Шилки (рис. 1). В народе этот храм называют «белой лебедушкой», за белый цвет стен или за венчающие здание килевидные каменные кокошники (рис. 2).

Рис. 1. Общий вид церкви Успения Пресвятой Богородицы в селе Калинино. Декабрь 2012 г.

Рис. 2. Кокошники, венчающие стены церкви. Декабрь 2012 г.

Из материалов краеведческого музея Калинино известно, что это село, называвшееся раньше Монастырским, возникло в середине XVII в. В ноябре 1653 г. на месте будущего селения высадились казаки из сотни Петра Бекетова, под предводительством его сподвижника Максимки Урасова. Казаки заложили первый Нерчинский острожек (заимку) «при протоке текущей из Шилки и Нерчи реки и впадающих в ту протоку Сер-гиной и Арзамасовой речек...» [2, с. 5]. Острожек просуществовал не более полугода. Тунгусский (эвенкийский) вождь Г антимур - хозяин этих земель - вначале подчинился прибывшим на Шилку казакам и даже внес ясак (2 сорока соболей), но потом приказал своим людям вытоптать и сжечь все посевы, выращенные русскими. Угроза голодной смерти заставила русских первопроходцев уйти на Амур. По уходу казаков, кочевавшие здесь тунгусы Гантимура сожгли острог. Через год русская дружина вернулись под предводительством воеводы Афанасия Пашкова. Спустя пять лет был возведен новый Нерчинский острог, а на месте первого острожка заложен мужской монастырь.

Разрешение на закладку монастыря было дано царем по челобитной нерчинского боярского сына Никиты Варламова, который «ходил для проведывания и познания даурской земли» еще с Афанасием Пашковым и «будучи в Нерчинску, служил в правде своей верно». Никита писал, что «.ныне те служивые люди престарели и за старостью лет от службы отстранены, а вместо них службу служат их дети и внучата. те престарелые, оставленные служилые люди желают постричься, а в Нерчинску де монастыря не бывало и по се время нет». Первой монастырской постройкой стала деревянная церковь во имя Богоявления Господня «с одной главой, крест обит белым железом, на алтаре крест железный» [1, с. 83]. По некоторым данным, церковь возводили в 1707-1710 гг., а в 1729 г. здание сгорело [6].

Строительство главной «каменной пятиглавой церкви с шатровой колокольней» мужского общежительного Успенского монастыря длилось шесть лет, с 1706 по 1712 г [там же]. Ценность каменного забайкальского храма состоит в том, что его успели возвести всего за пару лет до принятия в 1714 г. указа Императора Петра о временном прекращении в Российской империи каменного строительства в связи с отправкой

всех мастеров на работы в Петербург. На десятилетие все остальное русское зодчество стало сплошь деревянным, а значит недолговечным и практически недоступным для полноценного анализа в наши дни.

В церкви было три придела: холодный Успения Пресвятой Богородицы и теплые, правый - во имя Богоявления Господня, левый - во имя Живоприемного Источника.

Кирпичи, из которых сложена Успенская церковь, разноразмерные, так как их делали разные мастера (рис. 3). На некоторых кирпичах можно увидеть авторские штампы. Фундаменты здания сложены из гранитных глыб.

Рис. 3. Фигурные кирпичные наличники оконных проемов церкви. Декабрь 2012 г.

Богатым было и внутреннее убранство церкви: иконы в серебряных окладах, расшитых жемчугом; два Евангелия в дорогих окладах с серебряными застежками; серебряные кресты с позолотой; «один крест чистого золота»; серебряная и медная церковная утварь; различные покрытия для престола и жертвенника из бархата, парчи и шелка. Иконостас состоял из образов: Пречистой Богородицы Казанской, Богоматери Смоленской, Богоматери Владимирской, Воскресения Христа, Богоматери Неувядаемого Цвета. В «Книге учета монастырского имущества» так описана икона Пречистой Богородицы Казанской: «...венец, гривна и корона серебряные с позолотой, резные, а на венце и на короне камешков лазоревых четыре, красных два, а у чудотворцев шесть, венцов четыре гривны и поля на окладе резные под позолотой» [1, с. 82].

На территории монастыря кроме двух церквей, каменной и деревянной, располагались также деревянные и каменные кельи, амбары, кладовые, «магазейны», погреб, монастырская кухня-поварня. Монастырь имел свои вотчины. За ним числилось 160 душ крестьян, из семи приписанных деревень. Крестьяне не только работали в полях, но и в ткацкой, кожевенной и других мастерских, а также на мукомольных мельницах, на кузнечном и суконном производствах. Монастырские амбары сохранялись в виде руин до конца XIX в., пока на их месте не были построены жилые дома [6].

Монастырская библиотека состояла из большого количества как рукописных, так и печатных книг («киевской печати»), поставляемых из Киевско-Печерской лавры.

Наличие в описи «нотных книг» подтверждает нотную грамотность забайкальских церковнослужителей.

До 1763 г. в Успенском монастыре действовала богадельня для престарелых и увечных служивых людей, в которой могло проживать до 15 человек. Здесь по указанию Е.Д. Петряева «.закончили свои дни первые строители Нерчинска, сподвижники Ура-зова, Бекетова и Пашкова» [там же]. По легенде, в Успенском монастыре провел свою старость первый русский землепроходец в Забайкалье, «даурской земли заводчик», Ерофей Хабаров [5, с. 13].

Монастырь служил также и местом ссылки. Через село Монастырское проходил колесный тракт, по которому шли каторжники и с семьями и имуществом крестьяне, приписанные к сереброплавильным заводам. В Успенском монастыре в заключении провел последние четыре года жизни бывший митрополит Ростовский, вице-президент Синода Георгий Дашков. Указом императрицы Анны Иоанновны в 1735 г. он был направлен в Нерчинский монастырь, где «.предписывалось содержать Дашкова несходно до смерти, под крепким караулом, никого к нему не допуская, а пищу и одежду давать наравне со всеми монахами» [3]. Местом обитания Дашкова была «палатка каменная». В «Книге учета монастырского имущества» Успенской церкви говорилось, что «при ней [при церкви] каменная же колокольня, а под колокольней, в средине, палатка каменная для содержания казны и прочей церковной утвари» [2, с. 5]. Именно здесь, «между небом и землей», провел свои последние годы в заточении церковный деятель Георгий Дашков.

В феврале 1764 г. Нерчинский Успенский монастырь был упразднен, монахов перевели в Киренский монастырь. Земли отошли крестьянам, имущество монастыря частично было продано, частично расхищено. В Государственном архиве читинской области хранится дело о расследовании расхищения монастыря. После 1773 г. главная каменная церковь монастыря действовала как приходская и была закрыта в 1930 г.

Приведем далее интересные воспоминания детей последнего настоятеля Успенской церкви [4].

«Село Калинино. Весна 1929 года. Снег растаял, но еще прохладно. Малиновый звон большого колокола с утра извещает о начале праздника. Мы с мамой идем по деревянным мосткам через речку Чистую. Близость бурлящей воды вызывает страх. Преодолеваем небольшой подъем в горку и выходим на главную улицу села, проходим мимо здания с большими белыми ставнями - это школа. Выходим на широкую площадь, минуем калитку в металлической ограде, шагаем по каменным плитам. Вблизи церкви колокольный звон становится громоподобным. Внутри храма звуки воспринимаются гулко. Народ постепенно заполняет зал. Множество свечей в подсвечниках у стен и в блестящих люстрах излучает мягкий свет. Сверху, с необыкновенной конусообразной высоты стен смотрят ангелы, по периметру стен - лики святых в блестящих окладах. Мы становимся возле возвышения, огражденного позолоченным барьером, рядом стойка с бархатистой темно-вишневой накидкой с блестками. Хочется все потрогать руками, но существует запрет. Рядом узорчатые дымящиеся кадила. Слышно пение. Служба завершается раздачей причастия. Человек в ярком одеянии держит в руках сосуд и угощает всех. Досталось и мне чайная ложечка сладкого кагора.».

Из воспоминаний Вадима Николаевича Знаменского: «1932 год. Мне 6 лет. Мы, группа босоногих несмышленышей, собираемся посетить пустую церковь Успенья. Неподдельный страх и трепет охватывает всех при приближении к ней. Но любопытство

побеждает. Сразу поражает необычное эхо звуков. Стекла выбиты, на окнах только узорчатые решетки. Гуляют сквозняки. Порывы ветров ворошат обрывки бумаг, рукописей. Вдоль стены два массивных сундука с развороченными крышками. В одном - остатки старинных книг, в другом - шнурованные и отдельные листы рукописей, заполненные аккуратным красивым почерком. Крупные шрифты и заголовки удается прочитать -даты, названия месяцев, имена и фамилии селян. Осмелев, ватага забралась по винтовой лестнице на колокольню. Большой 40-пудовый колокол висит без «языка», удается дотронуться рукой и ощутить его холодный металл. Вскоре колокол был сброшен с колокольни и, пробив каменную плиту, треснувший, долго торчал из земли.».

Дед Вадима, Иоанн Григорьевич Знаменский (1839-1918), и его бабушка, матушка Елена были похоронены за алтарем Успенской церкви, с юго-восточной стороны. Безымянные надгробные плиты до сих пор лежат в этом месте.

В 2012 г. Успенской церкви исполнилось 300 лет. Она так и не была восстановлена в качестве действующего храма. На сегодняшний момент окончательно обвалились лестницы на колокольню, над алтарем разрушена крыша и осадки наносят постоянный урон внутренним конструкциям (рис. 4). Рядом с церковью строится сейчас деревянная часовня. Вопрос же о реставрации самого уникального здания еще только решается.

з

Рис. 4. Разрушения достигли внутренних конструкций церкви. Декабрь 2012 г.

Литература

1. Казакова, Т.П. Нерчинский Успенский монастырь / Т.П. Казакова // Нерчинское Забайкалье (Архивный вестник). Вып. 6. - Чита, 2003. - С. 82-83.

2. Карчанова, Л.М. Земли родной минувшая судьбина: история Нерчинска в документах ГАЧО / Л.М. Карчанова. - Чита: Экспресс-типография, 2003. - 16 с.

3. Крадин, Н.П. Нерчинск / Н.П. Крадин // Памятники Отечества. Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. - Чита, 1984. - С. 10.

4. Литвинцев, А.Ю. Знаменские / А.Ю. Литвинцев // Хронограф (Забайкальский исторический журнал). - 2012. - №1. - С. 88-89.

5. Нерчинск: Читинская область. - М.: ПанЪинтер, 2002. - 20 с. (Малые города России).

6. Православные храмы Нерчинского района Забайкальского края. - Владивосток, 2011. - С. 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.