Научная статья на тему 'История усадьбы Кирьяново и образ княгини Е. Р. Дашковой в историко-краеведческом музее «Нарвская застава»'

История усадьбы Кирьяново и образ княгини Е. Р. Дашковой в историко-краеведческом музее «Нарвская застава» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
483
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КНЯГИНЯ ДАШКОВА / КИРЬЯНОВО / УСАДЕБНЫЙ ДОМ / КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ / АКАДЕМИЯ НАУК / РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ / PRINCESS DASHKOVA / KIRIANOWO / MANOR HOUSE / MUSEUM OF LOCAL HISTORY / ACADEMY OF SCIENCES / RUSSIAN ACADEMY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Жиркова Анастасия Александровна

В 2007 г. в правом крыле усадебного дома княгини Е. Р. Дашковой был открыт филиал историко-краеведческого музея «Нарвская застава». Княгиня Дашкова уникальная женщина в истории России, глава двух академий, первая в России женщина на государственной службе. Музей ведет работу по сохранению памяти княгини, популяризации ее идей, изучению истории усадьбы Кирьяново. Цель музея создание новой экспозиции, посвященной академической деятельности княгини Е. Р. Дашковой. Музей считает важным сохранение памяти о княгине в мемориальном здании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History of the manor Kirianowo and the image of Princess Ekaterina R. Dashkova in local history museum «Narvskaya Zastava»

In 2007, a branch of local history museum «Narvskaya Zastava» was opened in the right wing of the manor house of Princess Dashkova. Princess Dashkova is a unique woman in the history of Russia. She was a head of the two academies and the first Russian woman in public service. The museum is working to preserve the memory of Princess, to popularize her ideas and also works to study the history of the manor Kirianowo. The museum’s intent is a creation of new exposition dedicated to the activity of Princess Dashkova as a Director of the two academies. Museum considers it important to preserve the memory of the princess in the memorial building.

Текст научной работы на тему «История усадьбы Кирьяново и образ княгини Е. Р. Дашковой в историко-краеведческом музее «Нарвская застава»»

УДК 069:929 Дашкова Е.Р.

А. А. Жиркова

История усадьбы Кирьяново и образ княгини Е. Р. Дашковой в историко-краеведческом музее «Нарвская застава»

В 2007 г. в правом крыле усадебного дома княгини Е. Р. Дашковой был открыт филиал историкокраеведческого музея «Нарвская застава». Княгиня Дашкова - уникальная женщина в истории России, глава двух академий, первая в России женщина на государственной службе. Музей ведет работу по сохранению памяти княгини, популяризации ее идей, изучению истории усадьбы Кирьяново. Цель музея - создание новой экспозиции, посвященной академической деятельности княгини Е. Р. Дашковой. Музей считает важным сохранение памяти о княгине в мемориальном здании.

Ключевые слова: княгиня Дашкова, Кирьяново, усадебный дом, краеведческий музей, Академия наук, Российская Академия

Anastasiya A. Zhirkova

History of the manor Kirianowo and the image of Princess Ekaterina R. Dashkova in local history museum «Narvskaya Zastava»

In 2007, a branch of local history museum «Narvskaya Zastava» was opened in the right wing of the manor house of Princess Dashkova. Princess Dashkova is a unique woman in the history of Russia. She was a head of the two academies and the first Russian woman in public service. The museum is working to preserve the memory of Princess, to popularize her ideas and also works to study the history of the manor Kirianowo. The museum's intent is a creation of new exposition dedicated to the activity of Princess Dashkova as a Director of the two academies. Museum considers it important to preserve the memory of the princess in the memorial building.

Keywords: Princess Dashkova, Kirianowo, manor house, museum of local history, Academy of Sciences, Russian Academy

В Санкт-Петербурге на проспекте Стачек, старинной Петергофской дороге, расположена усадьба Кирьяново1, принадлежавшая княгине Екатерине Романовне Дашковой - главе двух академий, первой женщине на государственной службе. В 2012 г. усадьба отметила свое 250-летие.

Это первая земельная собственность княгини Е. Р. Дашковой, полученная ею в 1762 г. от Петра III. Княгиня назвала усадьбу именами святых бессребренников Кира и Иоанна, память которых отмечалась в день переворота 28 июня 1762 г., когда на престол взошла Екатерина II. Е. Р. Дашкова была активной участницей этого переворота. Первый деревянный усадебный дом был поврежден во время наводнения 1777 г. во время заграничного путешествия княгини. Когда Екатерина II назначила Е. Р. Дашкову директором Академии наук, а затем председателем Академии Российской, княгиня решила построить новый усадебный дом. Он строился практически

176

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

_____________Section II. Memory and monuments as objects of museumification_

одновременно со зданием Академии наук на Васильевском острове. Княгиня сама спроектировала здание, и, согласно ее воспоминаниям, даже «трудилась вместе с каменщиками, которые клали стены»2. Занималась она и устройством пейзажного английского парка, выходившего к Финскому заливу. История усадьбы связана с самыми плодотворными годами в жизни Е. Р. Дашковой, когда она возглавляла две академии. После смерти Е. Р. Дашковой в 1810 имение наследовал ее двоюродный племянник И. И. Воронцов, затем он продал Кирьяново купцам Якимовым. В XIX -начале XX в. усадьба сменила ряд владельцев, которые, как правило, сдавали ее в аренду. Парк постепенно приходил в упадок и фактически был уничтожен в середине XIX в., когда стали прокладывать Путиловскую железнодорожную ветку для находящегося поблизости завода. В 1970-1975 г. дача была реставрирована и реконструирована по проекту архитектора М. И. Толстова. В центральной части здания разместился Дворец бракосочетаний Кировского района. С 2007 г. в правом крыле усадебного дома княгини Екатерины Романовны Дашковой расположен филиал историко-краеведческого музея Кировского района Санкт-Петербурга «Нарвская застава».

Музей «Нарвская застава» был основан в июле 1990 г. на базе народного музея Нарвской заставы, ведущего историю с 1972 г. Музей расположен в мемориальном здании, памятнике архитектуры федерального значения конца XIX - начала XX в. на ул. Ивана Черных, д. 23. Большой удачей представляется то, что, благодаря стараниям директора Н. А. Дементьевой, музей добился создания филиала в таком памятнике истории и архитектуры, как усадьба Е. Р. Дашковой, и сейчас борется за увеличение площадей в этом здании.

В последние два десятилетия значительно возрос интерес к личности княгини Е. Р. Дашковой, как в научных кругах, так и среди широкой публики. В Москве с 1992 г. существует Московский Гуманитарный Институт имени Е. Р. Дашковой, при нем создано Дашковское общество, ежегодно проводятся Международные Дашковские чтения. Началось переосмысление роли Е. Р. Дашковой в истории русской культуры, науки, образования. Издаются сборники статей, исследования, посвященные княгине. Наряду с изданиями XVIII - XX в., они были представлены на книжной выставке в Библиотеке Академии наук, проходившей в сентябре-октябре 2013 г. Она была организована библиотекой совместно с музеем «Нарвская застава» к 270-летию княгини и 230-летию созданной по ее инициативе Российской Академии. Музей активно сотрудничает с Дашковским обществом, с библиотекой Российской Академии наук, так как одним из главных направлений его научной работы стало изучение жизни и деятельности Е. Р. Дашковой, истории ее усадьбы.

Несмотря на появление множества новой литературы о княгине, проблема, с которой столкнулся музей - это недостаточная изученность истории усадьбы Кирьяново. До недавнего времени существовали лишь упоминания, небольшие заметки о ней, дающие недостаточное представление об истории этой усадьбы.

• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее

177

______________Раздел II. Память и памятники как объекты музеефикации_____

Несомненно, петербуржцы должны знать историю такого памятника, как усадьба главы двух академий. Музей выступил инициатором появления первой книги об истории этой усадьбы «Дача княгини Е. Р. Дашковой Кирьяново»3. Ее автор - историк архитектуры С. Б. Горбатенко, заместитель директора музея по научной работе, систематизировал уже имеющиеся и привел новые ранее неизвестные данные по истории усадьбы. Большое внимание в книге уделено проблеме авторства усадебного дома. С. Б. Горбатенко доказывает, что спроектировала усадьбу сама княгиня, а не Дж. Кваренги, что указано до сих пор на мемориальной доске на фасаде. Таким образом, это не только мемориальное здание, но и плод творчества княгини.

Но еще одна проблема, с которой столкнулся музей - он не располагает мемориальными предметами, связанными с княгиней Е. Р. Дашковой. Экспозиционный зал, посвященный Е. Р. Дашковой, представляет собой условный интерьер - «комнату княгини». Это собирательный образ, соединяющий черты гостиной и кабинета просвещенного человека. Но существует косвенная связь представленных предметов с Е. Р. Дашковой. Например, мебельный гарнитур передан из здания Академии наук. Языком экспонатов музей рассказывает о разнообразных интересах и многогранной деятельности княгини. Экспонаты не только показывают свою предметную сущность, но и выступают как символы занятий и увлечений хозяйки усадьбы. Например, клавесин показывает ее увлечение музыкой, столик с письменными принадлежностями - научные и литературные занятия, минералы и окаменелости - увлечение натуральными коллекциями, подлинные офорты современника Е. Р. Дашковой Ф. Гойи из серии «Капричос» - увлечение княгини искусством гравюры. Экспонируется «Словарь Академии Российской»4, переизданный МГИ им. Дашковой. Ведь именно создание этого первого в нашей стране научного толкового словаря русского литературного языка можно назвать главным делом княгини. Статьи из словаря активно используются в музейно-педагогической работе.

В экспозиционном пространстве музея активно используется живопись. Во-первых, это необходимая принадлежность усадебного интерьера XVIII в. В то же время современные живописные работы, инициатором создания которых выступил музей, служат своеобразным «наглядным пособием», выступают как вспомогательное средство при раскрытии темы. Все картины в музее можно разделить на две группы.

Первая - это произведения, выполненные по заказу музея на тему жизни княгини Дашковой. Так, в экспозиции находятся несколько работ, автором которых является А. Д. Лукашенок, профессор академического института им. И. Е. Репина. Среди них картина, иллюстрирующая дворцовый переворот, в честь которого названа усадьба.

Вторая группа картин - копии портретов исторических личностей, с которыми княгиня была связана. Все эти картины выполнены представителем петербургской династии художников, портретистом М. В. Петровой-Маслаковой. Знаковая роль у

178

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

____________Section II. Memory and monuments as objects of museumification_

портрета М. В. Ломоносова: здесь можно говорить и о связи ученого с семьей Воронцовых, и о роли княгини в сохранении его памяти. Не случайно в экспозиции появилась и копия портрета адмирала С. Грейга из фондов Военно-морского музея. В музей была передана мебель с его дачи на Петергофской дороге Санс-Эннуи. Адмирал, герой Чесмы и Гогланда, принят в почетные члены Академии Наук по инициативе княгини. Через изучение мемориальных предметов устанавливается связь между историческими личностями, выявляются интересные события в истории усадьбы. Например, интересным сюжетом является то, что через адмирала

С. К. Грейга княгине Е. Р. Дашковой было передано письмо Б. Франклина с дипломом о принятии ее в почетные члены Филадельфийского философского общества. Привезено это письмо княгине было именно на дачу5.

В настоящее время музей борется за увеличение площадей, решается вопрос о передаче музею части помещений правого крыла, что позволит создать экспозицию на тему «Княгиня Е. Р. Дашкова во главе двух академий». Уже отмечалось, что история усадебного дома связана с теми почти двенадцатью годами, когда Дашкова возглавляла две академии. Княгиня пишет в мемуарах, что в своем загородном доме она работала над Словарем Академии Российской6. Из протоколов заседаний Российской Академии видно, что иногда заседания академии и отдельных ее отрядов проходили в доме председателя княгини Дашковой7. В каком именно доме? На этот счет существуют разные мнения. Например, историк Г. И. Смагина считает, что они имели место именно в Кирьяново8, а С. Б. Горбатенко придерживается мнения, что в доме княгини на Английской набережной9. Должно быть, княгиня могла использовать для своей работы оба эти дома. Существует документ, подтверждающий то, что на даче княгиня встречалась с помощником архитектора Кваренги по делам строительства нового здания Академии наук10. Поэтому обращение к теме академической деятельности княгини в усадьбе вполне оправданно.

На конференции, посвященной 275-летию Академии наук, отмечалось, что необходим показ Петербурга не только как города великой архитектуры, искусства, литературы, но и как «исторического центра отечественной науки»11. Поэтому особенно актуально для Петербурга отражение в музейных экспозициях жизни и деятельности известных ученых, показ истории Академии Наук, Российской Академии. Период управления академиями княгини Е. Р. Дашковой - это пора расцвета Академии . К тому же, это уникальный случай, когда женщина стояла во главе двух академий, возглавляла академическую науку, причем очень успешно. Интересно сочетание в княгине Е. Р. Дашковой таких черт, как тонкая любовь к музыке и в то же время экономическая расчетливость. Ведь в Академии наук очень успешной была ее административно-хозяйственная деятельность, она приумножила капиталы академии. Княгиня создавала условия ученым для эффективной работы. Ею были основаны несколько фондов, проценты от которых шли на оплату профессорам публичных лекций, на пенсии служащим академии и другие дела.

• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее

179

_______________Раздел II. Память и памятники как объекты музеефикации______

В новом экспозиционном зале «Княгиня Е. Р. Дашкова во главе двух академий» найдет отражение не только непосредственно деятельность княгини Е. Р. Дашковой, но и членов Академии наук и Российской Академии, с которыми она работала. Музеем ведется работа в Санкт-Петербургском филиале архива Российской Академии Наук, собираются архивные документы для раскрытия этой темы. Такие имена ученых, как И. И. Лепехин, Н. Я. Озерецковский, П. Б. Иноходцев, С. Я. Румовский сейчас не столь хорошо известны, это были одни из первых природных русских академиков, воспитанники академического университета, некоторые из них - воспитанники М. В. Ломоносова. Кроме того, созданием «Словаря Академии Российской» занимались не только академики Академии Наук разных специальностей -астрономы, ботаники и др., но и государственные и церковные деятели, литераторы, такие как Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин, просто просвещенные знатные люди. Это был первый и единственный словарь, создание которого рассматривалось как дело государственной важности. Некоторых из создателей словаря можно увидеть в музее на картине «Заседание Академии Российской», автором которой является А. Д. Лукашенок. Это не какое-то конкретное заседание, а собирательный образ, представляющий тех, кто мог бывать в доме у княгини.

Важной была также просветительская деятельность княгини Е. Р. Дашковой. Музей считает необходимым популяризацию идей княгини о воспитании на национальной основе, любви к Отечеству, неуместности подражания всему иностранному, чистоте русского языка, актуальных и в наши дни.

Музей «Нарвская застава» - постоянный участник таких городских акций и мероприятий, как «Детские дни в Петербурге», конкурс «Большая регата», «Ночь музеев». По договоренности с отделом ЗАГС Кировского района, размещающемся в центральной части усадьбы, посетители музея единственный раз в году могут в течение акции «Ночь музеев» осматривать помещения центральной части. На приусадебной территории организуются театрализованные мероприятия. Также в центральной части усадьбы устраиваются конференции, например, конференция в 2010 г., посвященная 300-летию Петергофской дороги, или в 2012 г., посвященная 250-летию усадьбы Кирьяново.

Тема, на которую музей хочет обратить особое внимание - «Е. Р. Дашкова и музыка», ведь эта сторона жизни княгини не столь хорошо известна. Княгиня была не только прекрасным исполнителем, но и автором ряда музыкальных произведений. В «Ночь музеев» в 2009 г. и во время празднования 250-летия усадьбы петербургский хор «Мария» исполнял гимн, сочиненный Дашковой для церкви в Дублине. Возникла идея использовать и другую музыку из нотного альбома княгини Е. Р. Дашковой в программах и мероприятиях музея. Музыкальные произведения княгини, равно как и литературные, являются ценнейшим источником, их использование в музее способствует «эффекту погружения» в эпоху, в атмосферу жизни, сферу интересов этой уникальной и многогранной женщины.

180

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

____________Section II. Memory and monuments as objects of museumification_

Среди музейно-педагогических программ музея хочется выделить те, которые связаны с мемориальным значением этого здания. Истории русской словесности, русского языка посвящены две музейно-педагогические программы, рассчитанные на разную возрастную аудиторию - «Уроки русской словесности» и «От азбуки до букваря, от букваря до словаря». Благодаря широким хронологическим рамкам историко-краеведческого музея, появление «Словаря Академии Российской» показано в исторической взаимосвязи, можно проследить, какие процессы в русском языке ему предшествовали, для чего он был необходим, показать его как предтечу расцвета литературы XIX в. В филиале музея проводится большое количество других музейно-педагогических программ.

Так как профиль музея историко-краеведческий, то в нем представлена не только непосредственно тема, касающаяся истории усадьбы и ее хозяйки, но и история земель, на которых расположена усадьба. Эти земли входили во владения Екатерингофа - приморской резиденции Екатерины I. Только император Петр III начал их раздавать своим приближенным. В музее представлен макет Екатерингофа петровского времени, недавно поступили археологические предметы, найденные на месте дворца и парка, переданные Санкт-Петербургской археологической экспедицией во главе с П. Е. Сорокиным (фрагменты изразцов, курительных трубок, керамики, дверные уголки, монеты и др.). Экспозицию наполнили предметы петровской эпохи.

Не имея достаточно площадей для выставочной деятельности, музей создает передвижные выставки. Например, к 270-летию княгини была создана выставка «Екатерина Дашкова: малая и великая», где в хронологической последовательности представлена жизнь Екатерины Романовны. Последний стенд выставки «Имя княгини Е. Р. Дашковой в современной России» раскрывает значение ее идей и изучение ее наследия в современном мире. В ближайшее время будет подготовлена выставка «Петергофская дорога», где особое место будет уделено Нарвским триумфальном воротам, так как 2014 г. - юбилей торжественного прохода под Нарвскими воротами гвардейских полков, возвращавшихся с победой из Парижа. Символично то, что одним из героев Отечественной войны, а также командиром русского оккупационного корпуса во Франции был племянник и наследник Е. Р. Дашковой М. С. Воронцов, а вторые каменные Нарвские ворота возводились при деятельном участии ее воспитанника А. Н. Оленина. Конечно же, важный раздел выставки будет посвящен истории Кирьяново.

Интересно само сочетание краеведческого профиля музея «Нарвская застава» и мемориальности места, где находится филиал, и, следовательно, особого внимания к отдельной исторической личности. Самой главной мемориальной ценностью при этом является сам усадебный дом, причем его можно рассматривать не только как мемориальное место, но и как результат творчества хозяйки, княгини Е. Р. Дашковой, которая разработала его проект. Экспозиционными средствами музей рас-

• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее

181

_______________Раздел II. Память и памятники как объекты музеефикации__________

сказывает о многогранной деятельности княгини, воссоздает атмосферу ее жизни. В то же время краеведческая экспозиция, посвященная предыстории Петербурга, Петергофской дороге как дачному аристократическому предместью, не мешает восприятию образа хозяйки усадьбы, а наоборот, позволяет взглянуть на ее жизнь в историческом контексте, проследить, что предшествовало появлению усадьбы, и, если говорить шире, такой исторической личности, как княгиня Е. Р. Дашкова. Приведем слова А. И. Герцена: «В Дашковой чувствуется... что-то сильное, многостороннее, деятельное, петровское, ломоносовское, но смягченное аристократическим воспитанием и женственностью»12.

Итак, главная задача, стоящая сейчас перед музеем - получение новых площадей и создание новой экспозиции, посвященной академической деятельности княгини Е. Р. Дашковой. Нам важно сохранить память о такой выдающейся личности в этом мемориальном месте, рассказать петербуржцам и гостям города об истории этого усадебного дома на знаменитой Петергофской дороге.

Примечания

1 Современный адрес: Санкт-Петербург пр. Стачек, д. 45 (правое крыло).

2 Дашкова Е. Р. Записки. Письма сестер М. и К. Вильмот из России. М.: МГУ, 1987. С. 164-165.

3 Горбатенко С. Б. Дача княгини Е. Р. Дашковой Кирьяново / Музей «Нарвская застава». СПб.: Ист. ил., 2012. 96 с.

4 Словарь Академии Российской, 1789-1794 гг. Т. 1-6. М.: МГИ им. Е. Р. Дашковой, 19992006.

5 Россия XVIII столетия в изданиях Вольной русской типографии А. И. Герцена и Н. П. Огарева. Записки княгини Е. Р. Дашковой: репринт. воспроизв. М.: Наука, 1990. С. 226-227.

6 Там же. C. 215.

7 ПФА РАН. Ф. 8. Оп. 1 Д. 1.

8 Дашкова Е. Р. О смысле слова «воспитание»: соч., письма, док. / сост., вступит. ст., прим. Г. И. Смагиной. СПб., 2001. С. 420.

9 Горбатенко С. Б. Указ. соч. С. 40.

10 ПФА РАН. Ф. 3. Оп. 1. Д. 771. Л. 276.

11 Лейбсон Н. Л. Историко-мемориальный музей выдающихся деятелей науки в Санкт-Петербурге. Проект // Петербург. Академия наук в истории академий мира: материалы Междунар. конф. 28 июня-4 июля 1999 г. СПб., 1999. Т. 1. С. 195-196.

12 Цит по: Лозинская Л. Я. Во главе двух академий. М.: Наука, 1983. С. 78.

182

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.