Научная статья на тему 'История становления социально-педагогической деятельности попечительских советов в Зауралье'

История становления социально-педагогической деятельности попечительских советов в Зауралье Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
183
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОПЕЧИТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ / ДЕТСКОЕ УБЕЖИЩЕ / БОГАДЕЛЬНЯ / НАЧАЛЬНОЕ ЖЕНСКОЕ УЧИЛИЩЕ / ЖЕНСКАЯ ГИМНАЗИЯ / ВОЛЬНО-ПОЖАРНОЕ ОБЩЕСТВО / CHILDREN'S ASYLUM / GUARDIAN COUNCIL / HOSPICE / PRIMARY FEMALE SPECIALIZED SCHOOL / VOLUNTARY FAIR SOCIETY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Леготина Ирина Михайловна

Представляется исследование истории развития попечительства в Зауралье в период с 19 века по настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History of development of social-pedagogical activity of boards of regents in Trans-Urals

The author presents investigation of history of development of guardianship in Trans-Urals since the 19th century till present days.

Текст научной работы на тему «История становления социально-педагогической деятельности попечительских советов в Зауралье»

УДК 37.013.42(09) (470.58)

И. М. Леготина

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОПЕЧИТЕЛЬСКИХ СОВЕТОВ В ЗАУРАЛЬЕ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: попечительский совет; детское убежище; богадельня; начальное женское училище; женская гимназия; вольнопожарное общество.

АННОТАЦИЯ. Представляется исследование истории развития попечительства в Зауралье в период с 19 века по настоящее время.

I. M. Legotina

HISTORY OF DEVELOPMENT OF SOCIAL-PEDAGOGICAL ACTIVITY OF BOARDS OF REGENTS IN TRANS-URALS

KEY WORDS: guardian council; children’s asylum; hospice; primary female specialized school; voluntary fair society.

ABSTRACT. The author presents investigation of history of development of guardianship in Trans-Urals since the 19th century till present days.

История попечительских советов уходит в далекое прошлое. Они стали не только органом соуправления учреждением, но и преемниками традиций социального призрения, которыми с древнерусских времен богата славянская культура. Официально появившись в России в 1860 г., органы попечения к XIX в. опекали практически каждую школу, больницу, приют для бедноты.

Важно заметить, что сегодня Федеральный закон РФ «Об образовании» (ст. 2) одним из основополагающих принципов государственной политики называет гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности [6]. Каждый субъект образовательного процесса должен иметь равные возможности для социального старта, для самореализации в

условиях гуманистического межличностного взаимодействия. Именно в этом и заключается основная роль попечительства как детерминанты добровольного волеизъявления и активной деятельности по созданию возможностей развития личности независимо от социального положения, материального достатка, места жительства и других показателей, влияющих на социализационную траекторию.

Исследуя историю развития попечительства в России, А. Б. Вифлеемский [1] ссылается на Высочайше утвержденное 26 марта 1907 г. Положение о попечи-тельствах при начальных училищах и Высочайше утвержденное 25 июня 1912 г. Положение о высших начальных училищах, в котором присутствовала глава V «О попечительном совете». Эти документы указывают: попечительства

должны заботиться о том, чтобы всем детям школьного возраста данной местности была предоставлена возможность учиться в школе. Для этого попечительства могли устраивать помещения для ночлега учеников, доставлять подводы для проживающих на больших расстояниях, снабжать неимущих учеников одеждой, обувью, пропитанием и т. д., освобождать от платы за учение по согласованию с педсоветом малообеспеченных учащихся и т. п.

В XIX в. попечительство, забота о неимущих были нормой жизни и критерием оценки деятельности частного лица, предприятия или учреждения. Провинциальные купеческие зауральские города Курган и Шадринск не оставались в стороне от процессов развития призрения и попечения.

Николаевское детское убежище открыто в г. Кургане в 1889 г. благодаря пожертвованиям купца Д. И. Смолина. Долгое время, со дня основания и до конца 1908 г., попечительницей убежища была Е. Ф. Смолина. Для помещения ребенка в убежище родители или опекуны должны были представить доказательство своей бедности и невозможности дать ребенку воспитание. С тринадцатилетнего возраста детей обучали ремеслам, а по достижении школьного возраста они обучались в церковноприходской школе.

Дисциплина в приюте была довольно жесткой. Ребята никогда не пропускали школьных занятий. Вернувшись после уроков и отдохнув, принимались выполнять заданное на завтра. Девочки обязательно занимались рукоделием, их приучали к женскому хозяйству, обучали кулинарному искусству и, выйдя из приюта, а оставаться в нем можно было до 18 лет, девочки нанимались в горничные, либо в швейные мастерские, и, если этим бесприданницам удавалось выйти замуж, они становились хорошими хозяйками. С мальчиками было сложнее,

потому что никакому конкретному делу их не учили. И, даже окончив курс в уездном училище, они выходили из убежища одетыми и обутыми, но бездомными, без специальности. Если у них не было родственников, то они становились обитателями ночлежного дома или шли на неквалифицированную работу.

Для девочек итогом их занятий рукоделием было участие в Курганской выставке 1895 г., где они представили ковры отличной работы и получили за них похвальный лист. Шерсть, гарус, шелк, канву, батист и полотно жертвовала в приют попечительница Е. Ф. Смолина.

Николаевское детское убежище было расформировано в первые годы Советской власти [5].

Шадринское городское детское убежище было открыто практически одновременно с ночлежным приютом 15 ноября 1891 г. Активное участие в хлопотах по его благоустройству принял купец Ф. А. Соснин, попечительницы Е. Д. Соснина, А. А. Грехова, А. Е. Сурикова, Е. И. Сурикова. Городские власти с удовлетворением отмечали заботливое отношение попечителей, которые приобретали вещи, доставляли детям «разнообразные и полезные удовольствия, как, например, устройство в Рождественские праздники елки» [10]. Деятельность детского убежища продолжалась до 22 октября 1900 г., когда на его основе был открыт детский приют в ознаменование бракосочетания Великой Княгини Марии Александровны. На воспитание в Мариинский приют были переданы 16 девочек и 16 мальчиков в возрасте от 4-х до 16-ти лет. Все они, находясь в приюте, получали образование в городских училищах, мальчиков так же учили сапожному делу, девочек — шить и домашнему хозяйству [8].

Богадельня им. Ф. А. Соснина открыта в Шадринске в 1900 г. Она служила для призрения только лиц женского пола, «согласно желания о том учредителя

ея». Также в богадельне призревались подкинутые дети — в 1909 г. их было двое, а в 1913 — шестеро [3].

Дамское попечительное о бедных общество (Дамский комитет) открыто в г. Кургане в 1891 г. и очень быстро стало одной из самых активных общественных организаций города. Занимаясь организацией бесплатной столовой для бедных, Дома трудолюбия для нищих и бездомных, подготовкой сестер милосердия, Дамский комитет находил средства и для социально-педагогической деятельности. В честь своего 25-летнего юбилея Дамское попечительское общество учредило при Курганской женской гимназии одну стипендию для беднейших учениц на процент с капитала в 2 000 р., пожертвованных обществом.

Курганское Общество попечения об учащихся, возникшее в марте 1892 г. занималось проблемами подрастающего поколения. К 31 августа 1892 г. Действительными членами становились граждане, выплачивающие взнос от 1 до 25 р., а также те, кто независимо от уплаты членских взносов оказывал своим безвозмездным трудом помощь нуждающимся. Среди почетных членов — образованнейшие и самые состоятельные люди: Агафангел Епископ Рижский, губернатор Тобольска Н. М. Богданович, от городской управы — А. П. Ванюков, предприниматели Поклевский-Козелл, П. Д. Смолин и др. Все годы существования Общества связаны с именем его почетного члена, известного педагога Ма-ляревского Константина Яковлевича.

Все свои средства попечительство направляло на решение благотворительных задач. Так, в 1914 г. Общество обслуживало 15 учебных заведений города с количеством учащихся 1677 человек. Сюда входили все учебные заведения, кроме Александровской женской гимназии, так как с 1911 г. при гимназии было создано свое благотворительное общество. Самые крупные расходы приходи-

лись на одежду и обувь, плату за обучение и выдачу учебных пособий. Так, в 1914 г. одежда и обувь были выданы 261 учащемуся, на нравоучение — 53, за квартиру — 3 учащимся.

Подобная помощь увеличивалась с каждым годом вместе с ростом доходов. В 1893 г. председатель Общества Виктор Александрович Энгельфельд внес на рассмотрение членов проект открытия в Кургане склада учебников, книг для чтения и учебных пособий с целью облегчения учащимся приобретения этих предметов. Располагался склад на углу улиц Троицкой и Гостинодворского. Благодаря тому же В. А. Энгельфельду при книжном складе была образована в 1895 г. общественная библиотека.

Общество попечения об учащихся заботилось и о развлечениях молодежи. Устраивались спектакли, литературные чтения, зимой были залиты каток и горка для детей — все за счет Общества. 19 мая 1911 г. в Кургане была открыта первая городская бесплатная детская площадка.

В связи с тем что в Кургане было только одно начальное женское училище, Общество попечения об учащихся 3 декабря 1895 г. открывает женскую воскресную школу. Число желающих безвозмездно преподавать в этой школе достигло 15 человек. Количество учащихся иногда достигало сотни.

Общество попечения о начальном образовании, Общество вспомоществования нуждающимся ученицам Александровской женской гимназии и Общество внешкольного воспитания действовали в том же направлении, как и Общество попечения об учащихся, в период с 1913 по 1918 г. [2].

Шадринское вольно-пожарное общество создано в связи с многочисленными пожарами и необходимостью принятия экстренных мер по противопожарной деятельности, но благодаря активности своих членов общество занималось и со-

циально-педагогической деятельностью. В марте 1910 г. правлением общества был устроен и содержался на озере в Общественном саду каток. В праздничные и воскресные дни каток работал бесплатно для детей школьного и дошкольного возраста. И хотя каток был убыточным, Общество не отказывалось от этой полезной затеи. «Устраивая каток, Общество не преследовало каких-либо коммерческих целей, имея в виду единственно дать полезное и разумное развлечение учащейся молодежи» [4. С. 85].

После вынужденного перерыва (период 20—80-е гг. XX в.), вызванного негативным отношением Советской власти к попечительству как явлению, унижающему достоинство советского человека, в российскую систему образования попечительские советы вернулись в 1992 г., когда были закреплены законодательно как один из органов самоуправления образовательного учреждения [6]. Но активность их функционирования пока не достигла результатов конца XIX начала XX вв., не смотря на государственную законотворческую поддержку [9]. Как и в любом виде деятельности, здесь есть лидеры. Например, Президент республики Саха (Якутия) издал Указ от 15.06.2000 № 1103 «О создании попечительских советов в учреждениях образования», Комитет по образованию Администрации г. Санкт-Петербурга в 2002 г. утвердил Устав общественной организации попечительского совета образовательного учреждения (примерную форму), в столице Бу-

рятии г. Улан-Уде в конце 2004 г. состоялся учредительный съезд первого в РФ Союза попечительства образования.

Современное Зауралье не может похвастаться достижением дореволюционного уровня развития попечительства. Некоторые исследователи пытаются заменить попечительство шефством предприятий над учебными заведениями, не задумываясь, что эти явления имеют совершенно разную философскую, психологическую и экономическую основу.

Тем не менее, попечительство развивается. Формально попечительские советы созданы во многих общеобразовательных и дошкольных учреждениях области. И хотя активно действуют они лишь в некоторых (например, попечительский совет МОУ «Гимназия № 9» г. Шадринска, председатель С. А. Максимов), мы имеем основания заявить о наличии тенденции активизации деятельности попечительских советов образовательных учреждений, одним из векторов приложения усилий которых является содействие социальной защите обучающихся и сотрудников, выраженной в оказании помощи малоимущим учащимся, содействии трудоустройству воспитанников детских домов и интернатов, создании для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, условий по организации первоначальной трудовой и допрофессиональной подготовки, учреждение премий и стипендий для малообеспеченных и одаренных студентов и многое другое.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ВИФЛЕЕМСКИЙ, А. Б. Организация деятельности попечительских советов образовательных учреждений / А. Б. Вифлеемский, О. В. Чиркина. — М. : Пед. поиск, 2002.

2. ГРАЧЕВА, И. В. Деятельность благотворительных организаций в Кургане в конце XIX—

начале XX века / И. В. Грачева // Архивы Урала / ред. А. А. Капустин. — 1995. — №. 2.

3. ЖУРНАЛ Шадринской Городской Думы за 1902 г.

4. КОКОРИНА, Н. В. Из истории пожарной охраны / Н. В. Кокорина // Шадринская провинция :

материалы второй городской краеведческой конференции 5—6 февраля 1998 г. / Шадр. гос. пед. ин-т. — Шадринск, 1998 .

5. КУРГАНСКИЕ хроники (1662—2000 гг.) / сост. А. М. Васильева, Н. Ф. Скородумова, Е. В. Тершукова. — Курган : Зауралье, 2002.

6. ОБ ОБРАЗОВАНИИ : федеральный закон РФ от 10. 07. 92 г. № 3266-1. С изм., внесенными Федеральным законом N 176-ФЗ от 23. 12. 2003 № 186-ФЗ. — М. : Дело, 2004.

7. ОБЩЕСТВЕННОЕ призрение в Шадринском уезде в 1899 г. // Сб. пермского земства. — 1900. — № 5.

8. РЯБКОВ, М. Н. О благотворительных заведениях г. Шадринска начала ХХ века / М. Н. Рябков // 11-е Бирюковские чтения / Шадр. гос. пед. ин-т. — Шадринск, 1994.

9. СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ материал по попечительскому совету [Электронный ресурс] // http: /www.schools.keldysh.ru

10. ШФГАКО. — Ф. 473. — Оп. 1. — Д. 1457. — Л. 81—82.

Получено 19.03.09 © Леготина И. М., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.