Научная статья на тему 'История становления и развития социального обслуживания в России'

История становления и развития социального обслуживания в России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
29133
2753
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОМОЩЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ / SOCIAL HELP / SOCIAL SERVICE / SYSTEM OF SOCIAL SERVICE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кастарная Анна Анатольевна

Данная статья посвящена вопросу исторического становления и развития системы социального обслуживания в России. Социальное обслуживание принадлежит к числу наиболее устойчивых форм социальной защиты, уходящих своими корнями в историю. Автором выделяются основные этапы становления и развития социальной помощи и организации социального обслуживания, а также раскрываются основы современной системы социального обслуживания в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History of social service formation and development in Russia

This article is devoted to the question of social service system historical formation and development in Russia. Social treatment is one the forms of constant social protection and has the rich history. The author points the main stages of modern social service system and the development of social help and organization. Also the bases of modern social service system in Russia are revealed.

Текст научной работы на тему «История становления и развития социального обслуживания в России»

ходимо участие всех заинтересованных сторон и др.

К сожалению, в настоящее время существуют проблемы, препятствующие разработке стандартов организаций, среди которых:

• расходы организации (временные, ресурсные), связанные с разработкой стандартов организаций;

• отсутствие системы критериев и показателей оценки результатов на всех стадиях процесса социального обслуживания, качества социальных услуг и т. п. ;

• необходимость обязательного соблюдения положений стандарта всеми сотрудниками организации, утвердившей стандарт и др.

Список литературы

1. ГОСТ Р 1.4 - 2004 Стандарты организаций. Общие положения. Деятельность Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в цифрах за 2008 год. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. URL: http://www.gost.ru/wps/portal/pages (дата обращения: 08.02.2010).

2. Концепция развития национальной системы стандартизации (одобрена Распоряжением Правительства РФ от 28 февраля 2006 г. № 266-р).

3. Проект Федерального закона «О стандартизации». 2008 г.

4. Руководство ИСО/МЭК 2-2004 «Стандартизация и смежные виды деятельности. Общий словарь».

УДК 301.085: 392 ББК С 55.473

А. А. Кастарная

история становления и развития социального обслуживания в России

Данная статья посвящена вопросу исторического становления и развития системы социального обслуживания в России. Социальное обслуживание принадлежит к числу наиболее устойчивых форм социальной защиты, уходящих своими корнями в историю. Автором выделяются основные этапы становления и развития социальной помощи и организации социального обслуживания, а также раскрываются основы современной системы социального обслуживания в России.

Ключевые слова: помощь, социальное обслуживание, система социального обслуживания

A. A. Kastarnaya

History of social service formation and development in Russia

This article is devoted to the question of social service system historical formation and development in Russia. Social treatment is one the forms of constant social protection and has the rich history. The author points the main stages of modern social service system and the development of social help and organization. Also the bases of modern social service system in Russia are revealed.

Keywords: social help, social service, system of social service

Существенной особенностью любого тем, кто не может посредством трудовой

общества, на каком бы этапе развития оно деятельности обеспечить себя, в частности,

ни находилось, является оказание помощи и детям, пожилым людям, инвалидам и дру-

поддержки отдельным группам населения, гим нуждающимся. На протяжении разви-

тия мировой истории существовали различные формы помощи и поддержки людей, реализуемые как государственными, общественными структурами, так и индивидуально, на уровне отдельных лиц. Это раздача милостыни, церковно-монастырское попечение, создание отдельных учреждений по оказанию помощи нищим, больным, сиротам, материальная помощь, натуральная помощь, социальное обеспечение. До конца XIX в. оказание помощи в различных ее формах носило непрофессиональный характер. В XX в. начинает формироваться и развиваться принципиально новый подход к оказанию помощи - профессиональный. Он приобретает значительные масштабы и дает начало новой профессии - социальной работе. С формированием и развитием социальной работы как профессиональной деятельности появляется необходимость научно-теоретического осмысления и изучения ее элементов, таких как социальная защита, социальное обеспечение, социальное страхование, социальное обслуживание.

В России интерес к данной проблематике появился в начале 90-х гг. XX в., когда государство находилось в ситуации перехода от одной политической системы к другой, что вызвало тяжелое социальноэкономическое положение, снизился уровень и качество жизни населения. Одной из наиболее существенных тенденций социальной политики того времени является становление системы социальной защиты, широкое распространение и применение в практике реализации которой получило социальное обслуживание.

Рыночные отношения стали объективной предпосылкой появления нового характера социальной деятельности в России: развития разнообразных форм социальной защиты, формирования дополнительных секторов, технологий, методов организации помощи. Между тем, социальное обслуживание принадлежит к числу наиболее устойчивых форм социальной защиты, уходящих своими корнями в историю.

Современное социальное обслуживание в том виде, в котором оно существует в настоящее время, прошло ряд этапов развития, которым были присущи свои особенности организации и осуществления.

Всю историю оказания помощи и социальных услуг в России можно разделить на следующие этапы:

1. Социальная помощь у восточных славян.

2. Церковно-монастырское призрение, княжеская благотворительность (IX-XIV вв. и XIV-XVШ вв.).

3. Система государственного призрения в Российской империи (XVШ-XIX вв.).

4. Частная и общественная благотворительность (конец XIX - начало XX века).

1. Формы простейшей помощи и взаимопомощи, сложившиеся у древних людей, прослеживаются и в жизнедеятельности восточных славян. Большинство исследователей-историков группируют различные формы помощи и взаимопомощи у восточнославянских племен в три вида: общинно-родовая, хозяйственная и обрядово-культовая помощь. По мнению С. М. Соловьева, восточнославянские племена привечали и любили странников, отличались редким гостеприимством [6, с. 9197]. По мере развития у восточных славян общинно-родовых отношений формировались и закреплялись традиции заботы о слабых и немощных. Выражением этого был культ «мудрой старости», предполагающей обязательное почитание и поддержку стариков. Это отражено в таких формах помощи, как назначение опекуна для пожилого человека, оказание материальной помощи, оказание социально-бытовой помощи.

Анализ форм помощи и взаимопомощи, существовавших у восточных славян, свидетельствует о наличии у них определенной практики поддержки бедных, престарелых, детей. В основе ее лежали общинные отношения, нормы и традиции.

2. Общинные формы помощи и взаимопомощи, сформировавшиеся в догосу-дарственный период развития восточнославянского общества, получили развитие в Киевской Руси. В это время появились такие направления помощи нуждающимся категориям населения, как церковномонастырское призрение и княжеская благотворительность. Соблюдение христианских традиций и заповедей на Руси, которые заключались в любви к ближнему, было необходимым условием личного нравствен-

ного здоровья. Начиная с периода введения христианства на Руси и до начала XX в., ключевое значение в помощи нуждающимся играла церковь.

При всех монастырях, имевших средства, производилось кормление нищих и убогих, для которых устраивались иногда отдельные помещения. В обязанности духовенства, согласно церковному уставу, входили надзор и попечение за призрением бедных [3, с. 16].

Помощь церквей и монастырей нуждающимся была разнообразной, определяясь во многом их материальными и финансовыми возможностями. Наиболее распространенными формами такой помощи были: бесплатное кормление нищих и убогих, устройство особых приютов и богаделен для бедных, искалеченных, престарелых, учреждение сиротских домов и приютов. Можно отметить, что именно эти учреждения стали прототипом существующих ныне учреждений социального обслуживания.

Особым направлением помощи нуждающимся в рассматриваемый период была частная, преимущественно княжеская благотворительность. Ее значительный масштаб объяснялся следующими факторами: наличием в общественной жизни сильного общинно-вечевого начала с его традицией коллективной заботы и взаимопомощи, влиянием христианских представлений о богоизбранности бедных и нравственном долге милосердия.

Среди форм помощи, оказываемой частными лицами, в частности князьями, были: кормление нищих на княжеском дворе, раздача бедным одежды, денежная раздача милостыни, снабжение питанием заключенных, создание различных учреждений.

3. В середине XVI в. попечение о бедных признается делом общества, но вместе с этим благотворительность становится объектом государственного призрения. Так, государство начинает регулировать работу призренческих заведений (прототипы современных учреждений стационарного социального обслуживания).

К середине XVIII в. в России существовали достаточно сложные и разнообразные

формы и виды социальной помощи. Среди них можно выделить такие: общинная, церковноприходская, церковная, частная, безразборчивая милостыня; государственная, предназначенная в основном для лиц, имевших заслуги перед отечеством (увечных воинов и т. п. ).

Государственные учреждения призрения были достаточно слабы, чтобы оказывать какое-то серьезное влияние на судьбу неимущих в целом по стране, поэтому проблема социальной помощи к этому времени встает достаточно остро перед государством и обществом [1, с. 342].

Во второй половине XVIII в. можно выделить такие особенности социальной помощи в России, как:

- определение основных категорий нуждающихся и способов поддержки каждой из них;

- организация государственного контроля за деятельностью обществ, церкви в помощи нуждающимся;

- осуществление практических мер по предотвращению обнищания пострадавших от внезапных бедствий;

- организация сети государственных учреждений по оказанию социальной поддержки [1, с. 358].

Важным этапом на пути становления системы государственной помощи в России было учреждение в 1775 г. приказов общественного призрения. Они создавались на губернском уровне, под председательством губернатора, что повышало их статус и расширяло возможности деятельности. Но это влекло за собой новые проблемы, связанные с фактическим неисполнением, особенно в провинции, по разным причинам многих законов, направленных на поддержку нуждающихся. Этот период характеризуется появлением светских общественных организаций, одним из направлений деятельности которых стала благотворительность.

4. В начале XIX в. в России было увеличено число лиц, нуждающихся в помощи государства: ветераны войн, семьи, оставшиеся без кормильцев, вдовы, дети из бедных семей и др. Большое число нуждающихся в этот период времени было охвачено с помощью полугосударственных благотворительных организаций и возросшей светской

частной благотворительности. Приоритетными направлениями этого периода были углубление индивидуального подхода к нуждающимся, патронаж и длительное наблюдение за призреваемыми. В этот период времени появились первые теоретические разработки по содержанию и организации помощи нуждающимся.

В России в середине XIX в. значение приказов общественного призрения стало ослабевать, многие их функции отошли к органам местного самоуправления, по-лугосударственным и общественным благотворительным организациям. В этот период появляется значительное количество небольших благотворительных обществ, специализировавшихся на каком-либо конкретном виде помощи. Увеличивается количество категорий, на которые стали разделять нуждающихся, причем эти категории отражали их индивидуальные особенности. Таким образом, новое обоснование получил индивидуальный подход к объектам социальной помощи.

Развитие системы государственного призрения привело также к формированию правовых и организационных основ системы социального страхования.

Таким образом, рассматриваемый период можно с уверенностью назвать периодом формирования системы благотворительной помощи. Практически все учреждения, существовавшие на тот период, финансировались из частных источников. Однако в масштабах всей страны данная помощь была неадекватна потребностям общества.

Революционные события 1917 г. положили конец прежней системе государственного и общественного призрения. Начала складываться принципиально новая для России система социального обеспечения, которая впоследствии приобрела патерналистский характер. Она была далека от совершенства, но содержала в себе определенные позитивные стороны. Главной из них было наращивание финансовых и организационных усилий государства по решению насущных социальных проблем, по материальному обеспечению и обслуживанию престарелых и неимущих граждан.

С 1918 г. государство в полной мере берет на себя ответственность по социальному обеспечению и поддержке нуждающихся. С 20-х гг. XX в. формируется государственная система социального обеспечения граждан, система пенсионного обеспечения, развитие сети специализированных стационарных учреждений социального обслуживания. После Великой Отечественной войны происходит расширение категорий, нуждающихся в поддержке государства, среди которых находятся инвалиды ВОВ, дети-сироты, вдовы, многодетные семьи и др. Патерналистская система социального обеспечения позволила охватить почти все население страны социальными гарантиями и льготами. Надо отметить, что в 70-80-е гг. стала формироваться система социального обслуживания на дому людей пожилого возраста и инвалидов.

К концу ХХ в. коренные изменения в социально-экономической сфере в России привели к трансформации сложившейся системы социального обеспечения советского периода. С 1990-х гг. начинает формироваться система социальной защиты, а в ее рамках - система социального обслуживания. На сегодняшний день можно говорить о сложившейся и достаточно развитой структуре социального обслуживания в Российской Федерации, но вместе с этим не уменьшается, а увеличивается число лиц, нуждающихся в помощи.

В настоящий момент система социального обслуживания населения строится на ключевых законах в области социального обслуживания: Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 195-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 122-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ». В статье 1 говорится, что социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социальномедицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, в проведении социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации [4].

Настоящими федеральными законами устанавливаются экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в РФ» (1995 г.) устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания. В нем определены ключевые понятия социального обслуживания (социальное обслуживание, социальные службы, клиент социальной службы, социальные услуги, трудная жизненная ситуация); изложены основные принципы социального обслуживания, которые являются в целом принципами социальной работы, среди них: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность, профилактическая направленность [5].

Также законом определена государственная система социальных служб, которая на практике приобрела современные формы и включила в себя государственные предприятия и учреждения социального обслуживания, являющиеся федеральной собственностью и находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти, а также государственные предприятия и учреждения социального обслуживания, являющиеся собственностью субъектов Российской Федерации и находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Вместе с тем долгое время функционировала система муниципальных социальных служб, к которой относятся муниципальные предприятия и учреждения социального обслуживания, находящиеся в ведении органов местного самоуправления, которая выполняла большую часть деятельности по социальному обслуживанию на дому. В период с 1998 по 2001 г. наблюдается всплеск активности по социальному обслуживанию населения коммерческими предприятиями и учреждениями и именно в этот период времени на территории РФ существовала практика

лицензирования деятельности негосударственных и немуниципальных учреждений социального обслуживания.

Несмотря на то, что законом «Об основах социального обслуживания населения в РФ» (1995 г.) предусматривается государственная поддержка и поощрение развития социальных служб независимо от форм собственности, частный сектор учреждений социального обслуживания все еще не развит, и на уровне города, региона не существует конкуренции социальных услуг, предоставляемых разного рода учреждениями. Это вызвано различными причинами, среди которых - неприбыльность сферы социального обслуживания, неплатежеспособность клиентов социального обслуживания и др.

Системой определяются различные формы социального обслуживания: социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в стационарных учреждениях, предоставление временного приюта, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания и другие; а также обозначены виды учреждений и предприятий социального обслуживания. Среди учреждений социального обслуживания в федеральном законе обозначены:

- комплексные центры социального обслуживания населения;

- территориальные центры социальной помощи семье и детям;

- центры социального обслуживания;

- социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

- центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

- социальные приюты для детей и подростков;

- центры психолого-педагогической помощи населению;

- центры экстренной психологической помощи по телефону;

- центры (отделения) социальной помощи на дому;

- дома ночного пребывания;

- специальные дома для одиноких престарелых;

- стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психонев-

виды учреждений могут организовываться и осуществлять свою деятельность.

Таким образом, на сегодняшний день можно говорить о сложившейся развитой структуре социального обслуживания в России, но вместе с тем нужно признать, что в государстве не уменьшается количество граждан, нуждающихся в помощи. Как свидетельствует исторический опыт, для России приемлемым является разумное сочетание общественной и государственной помощи нуждающимся и основой оказания этой помощи в настоящий момент признается система социального обслуживания.

Список литературы

1. Антология социальной работы: в 5 т. М., 1994. Т. 1. 228 с.

2. История / Сайт Министерства здравоохранения и социального развития. URL: http://www. minzdravsoc.ru/history (дата обращения: 15.05.2010).

3. Максимов Е. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России // Антология социальной работы: в 5 т. М., 1994. Т. 1. С. 9-29.

4. О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов: Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ // Российская газета. 1995. 4 авг.

5. Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации: Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ // Российская газета. 1995. 19 дек.

6. Соловьев С. М. Соч. // История России с древнейших времен: в 18 кн. М., 1988. Кн. 1. С. 91-97.

7. Теория социальной работы / под ред. Е. И. Холостовой. М., 1998. 334 с.

УДК 370 + 301 ББК Ч 45 + С 55.473

С. З. Кимова

Профессиональные компетентности: основные дескрипторы, шкалы, модели

В статье раскрываются стадии моделирования квалификационных требований для специалистов в области гуманитарных технологий. Раскрыто содержание понятий «дескриптор», «шкала» и дано описание основных дескрипторов и шкал, выявлены основные компетентности: профессиональные компетентности, социальные компетентности, компетентности поликультурного общества, компетентности информационного общества, компетентности, связанные с познавательной деятельностью. Показано, что одной из спецификаций гуманитарных технологий является социальная работа.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, компетенции, квалификационные требования, шкала «гуманитарных эффектов», дескрипторы.

рологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками);

- геронтологические центры;

- иные учреждения, предоставляющие социальные услуги [5].

Разветвленная структура социальных учреждений позволяет реализовывать все многообразие форм социального обслуживания, однако можно отметить тот факт, что не по всем видам учреждений приняты типовые положения, а это значит, что не все

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.