Научная статья на тему 'История становления государственной службы в органах внутренних дел на Руси'

История становления государственной службы в органах внутренних дел на Руси Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7374
521
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОПОРЯДОК / ПОЛИЦЕЙСКИЕ / СЫСКНЫЕ ДЕЛА / ПОЛИЦИЯ / МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / МИНИСТЕРСТВО ПОЛИЦИИ / СУДЕБНЫЕ ФУНКЦИИ / ДВОРЦОВО ВОТЧИННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / LEGAL ORDER / POLICIAL / JUDICIAL FUNCTIONS / COURT PATRIMONIAL SYSTEM OF ADMINISTRATION / DETECTIVE CASE / POLICE / MINISTRY OF HOME AFFAIRS / MINISTRY OF POLICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Буянов И. В.

Статья раскрывает историю становления государственной правоохранительной службы, начиная с периода становления древнерусского государства и до Октябрьской революции 1917 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF FORMATION OF PUBLIC SERVICE IN INTERNAL AFFAIRS AGENCIES IN RUTHENIA

The article develops the history of formation of public law enforcement service from the period of formation of Old Russian state to the October Revolution of 1917.

Текст научной работы на тему «История становления государственной службы в органах внутренних дел на Руси»

7. Nick Tilley & Matt Hopkins «New century of information and socialization process», 2008, 213-214.Перевод авторский.

M. Borodina

SIGNS OF ORGANIZED CRIME IN THE UK

In this paper various points of view of the British scientists-criminalists, concerning definitions of «the organized criminal activity» are analyzed. Various approaches to definition of the basic characteristics of the organized crime in Great Britain are considered. Keywords: the organized crime, characteristics of the organized criminal activity.

УДК 342.5:93

И.В. Буянов, асп., +7(499)244-86-95, buyanov@mail.ru (Россия, г. Москва, МГЮА им. O.E. Кутафина)

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА РУСИ

Статья раскрывает историю становления государственной правоохранительной службы, начиная с периода становления древнерусского государства и до Октябрьской революции 1917г.

Ключевые слова: правопорядок; полицейские, судебные функции, дворцово-вотчинная система управления; сыскные дела; полиция; министерство внутренних дел; министерство полиции.

На ранних стадиях развития древнерусского государства правопорядок на территориях во многом обеспечивался силами местных жителей. В компетенцию народного собрания - вече - входили вопросы управления, законодательство, суда и т.д.

В последующем в Киевской Руси судебные и полицейские функции исполнялись князем и княжескими органами власти: княжескими наместниками и волостителями. Княжеским наместникам и волостителям подчинялись тиуны, доводчики и праветчики. Тиуны осуществляли судебные функции, доводчики призывали к суду участников процесса, праветчики исполняли судебные решения [1, с. 8].

Вечевое управление сохранялось в городах-республиках Новгороде, Пскове, Вятке и др. Так, Новгород имел достаточно четко организованную систему самоуправления: город делился на пять «концов» (соответствовавших исторически возникшим посадам), «концы» подразделялись на «сотни», а «сотни» - на «улицы». «Сотни» являлись одновременно и административными, и военными единицами. На сотников (или сотских) возлагались полицейские и судебные функции. Все местные

выборные органы должны были следить за благоустройством города и правопорядком [1, с. 44].

Таким образом, в древнерусском государстве суд не был отделен от администрирования и еще не существовало специализированных государственных органов, исполняющих полицейские функции.

На первом этапе создания русского централизованного государства действовала дворцово-вотчинная система управления, при которой княжеское управление распространялось лишь на его собственную вотчину. Но с укреплением центральной власти дворцово-вотчинной система управления стала распространяться за рамки княжеского удела. Постепенно, начиная с конца XV в., стали возникать новые органы государства, получившие название приказов, представлявшие собой действовавшие учреждения, чья компетенция распространялась на всю территорию Московского государства.

Одним из первых сложился Разбойный приказ - прообраз системы органов внутренних дел, первое упоминание о котором относится к 1571 г. и который просуществовал до XVIII столетия. В состав приказа входили боярин или окольничий, дворянин и два дьяка. Разбойный приказ заведовал делами о разбоях, грабежах и убийствах, палачами, тюрьмами. В его функции входил розыск лиц, совершивших такие преступления, как убийство, разбой, грабеж, кража и др. Разбойный приказ контролировал деятельность губных учреждений - Губных изб, ему подчинялись губные старосты. Староста мог привлекать к борьбе с преступностью местное население в порядке исполнения повинностей.

6 ноября 1683 г. разбойный приказ был переименован сыскной приказ [3]. С 1687 г. он называется приказ сыскных дел, с 1689 г. - опять разбойным приказ, затем снова сыскным приказом. Сыскной приказ был расформирован Петром I в 1701 г., а его дела были переданы в другие приказы.

Первые органы полиции создаются Петром I. Первоначально полиция возникла в Петербурге в 1715 г., где была создана полицмейстерская канцелярия, а 25 мая 1718 г. введена должность генерал-полицмейстера: «Для лучших порядков, в сем городе быть Генералу-Полицимейстеру...» [4]. В обязанности генерал-полицмейстера входило слежение за соблюдением правил строительства домов, за содержанием и порядком на улицах, пресечение драк, досмотр помещений для выявления притонов, надзор за приезжими. В Москве полицмейстерская канцелярия была учреждена в 1722 г. указом Петра I «О бытии в Москве Обер-полицимейстера» [5]. Создаваемая в России система органов полиции была призвана заменить прежнюю систему - Разбойный (Сыскной) приказ и Губные избы. Однако, эти преобразования проводились поспешно и не всегда отвечали требованиям российской действительности [6]. В результате 22 июля 1730 г. указом императрицы

Анны Иоановны в целях улучшения организации борьбы с преступностью был восстановлен Сыскной приказ. Сыскному приказу предписывалось «ведать татиныя, разбойныя и убивственныя дела, и которые воры и разбойники пойманы будут в Москве и приведены в Полицемейстерскую Канцелярию, тех, записав, того ж времени отсылать в Сыскной же приказ, а в той Канцелярии розыскам не быть...» [7]. Жалобы на «неправые решения» Сыскного приказа должны были подаваться в Юстиц-Коллегию, а на решения Юстиц-Коллегии - в Сенат.

В 1763 году при Московской губернской канцелярии была учреждена особая экспедиция - Розыскная экспедиция, заменившая Сыскной приказ.

В 1775 г. в России проводится реформа местных органов управления: страна делится на губернии и уезды. В каждом уезде создается сельская полиция в лице нижнего земского суда. В непосредственном подчинении нижнего земского суда находились сотские и десятские - полицейские служители, избираемые из крестьян.

8 апреля 1782 г. принимается Устав Благочиния или Полицейский [8], которым учреждался орган слежения за порядком - Управа Благочиния или Полицейская, которая подчинялась Губернскому Правлению. Согласно Уставу Благочиния, «Управа Благочиния долженствует во первых иметь бдение, дыбы в городе сохранены были благочиние, добронравие и порядок; второе, чтобы предписанное законами полезное повсюду в городе исполняемо и сохраняемо было; в случае же нарушения оных Управа Благочиния по состоянию дела, не смотря ни на какое лицо, всякого должна приводить к исполнению предписанного законами, и третье, Управа Благочиния одна в городе право имеет приводить в действие повеления Правления, решения палат и прочих Судов, и чинить отказы домов и мест в городе, предместье и на городских землях». Кроме того, Управа Благочиния обязана была пресекать ввоз в город и торговлю запрещенными товарами.

8 сентября 1802 г. Александр I издает Манифест «Об учреждении Министерств» [9], которым, в частности, было образовано Министерство внутренних дел. В Манифесте указывалось, что «должность Министра Внутренних Дел обязывает его пещись о повсеместном благосостоянии народа, спокойствии, тишине и благоустройстве всей Империи». Помимо собственно правоохранительных функций, вновь образованное Министерство внутренних дел осуществляло надзор за государственной промышленностью (кроме горной), за строительством и содержанием общественных зданий, руководило деятельностью губернаторов, в подчинении которых и находилась местная полиция. Непосредственное руководство органами полиции осуществлялось второй экспедицией министерства - экспедицией спокойствия и благочиния, которая включала

в себя два отделения, курировавшие, соответственно, сельскую полицию и городскую.

В 1810 г. по инициативе М.М. Сперанского министерства были преобразованы. Из Министерства внутренних дел выделилось Министерство полиции, которое должно было обеспечивать внутреннюю безопасность Российской Империи. Однако фактически имело место дублирование функций МВД и Министерства Полиции, что препятствовало эффективному управлению в сфере обеспечения общественного порядка и безопасности. В 1819 вновь назначенному министру внутренних дел В.П. Кочубею удалось обосновать перед царем необходимость ликвидации данного министерства с возвращением функций Министерства полиции в Министерство внутренних дел [1, с. 24]. Александр I был вынужден «признать нужным для лучшего распределения дел, Министерство Полиции присоединить к Министерству Внутренних дел», издав 4 ноября 1819 г. соответствующий указ [10].

Во второй половине XIX в. происходит реорганизация местных полицейских органов. 25 декабря 1862 г. издаются «Временные правила об устройстве полиции» [11]. Согласно данному акту, в губерниях городская и земская полиция были объединены в одну общую уездную полицию, «ведомству которой подлежит весь уезд с уездными и безуездными городами, посадами, местечками и селениями, находящимися в нем». При этом из ведомства уездной полиции были исключены «все губернские и некоторые более значительные города, посады и местечки, имеющие свою отдельную от уездной полицию». Глава местной полиции - уездный исправник, перестал быть избранной должностью, а стал назначаться министром внутренних дел.

Земская и судебная реформы 1864 г. освободили органы внутренних дел от несвойственных им хозяйственных функций и функций по судебному разбирательству, что позволило полиции полиция сосредоточиться на выполнении своей основной задачи - охране общественного порядка. Уставом уголовного судопроизводства от 20 ноября 1864 г. [12] были закреплены обязанности полиции в области производства предварительного следствия (ст.ст.250-261). О совершении преступления полиция была обязана сообщать судебному следователю. Производство полицией дознания могло осуществляться только «посредством розысков, словесными расспросами и негласным наблюдением, не производя ни обысков, ни выемок в домах» (ст. 254 Устава).

В последней четверти XIX в. компетенция Министерства внутренних дел расширяется.

6 августа 1880 г. упраздняется III Отделение Собственной Его Императорского Величия Канцелярии [13] (ведшее борьбу с политическими преступлениями, а также с сектантами и раскольниками, и

осуществлявшее управление тюрьмами и наблюдение за иностранцами), а его функции возлагаются на Министерство внутренних дел. Тогда же в МВД передается Корпус жандармов [14].

15 ноября 1880 г. департаменты государственной полиции и полиции исполнительной были соединены в одно учреждение - Департамент государственной полиции [15].

Убийство в марте 1881 г. императора Александра II усилило тенденцию на расширение полномочий полицейских органов. 16 марта 1881 г. к МВД присоединяются Министерство Почт и Телеграфов и Департамент Духовных дел Иностранных Исповеданий [16].

14 августа 1881 г. принимается Положение «О мерях к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» [17]. В Положении говорилось, что «высшее направление действий по охранению государственного порядка и общественного спокойствия принадлежит Министерству Внутренних Дел. Требования его, к сим предметам относящиеся, подлежат немедленному исполнению всеми местными начальствами. Все ведомства обязаны оказывать полное содействие установлениям и лицам, коим вверено охранение порядка и общественного спокойствия». Местные начальники полиции, начальники жандармских управлений и их помощники получили право производить предварительное задержание подозрительных лиц на срок до 14 дней, производить в любое время обыски во всех без исключения помещениях, накладывать аресты на всякого рода имущество.

Таким образом, к началу XX в. Министерство внутренних дел сосредоточило в своих руках достаточно большую политическую власть и стало одним из ведущих в государственной системе управления.

В начале XX века возникает потребность в усилении деятельности полиции в сфере уголовного розыска. В июле 1908 года принимается закон «Об организации сыскной части» [18]. В составе полицейских управлений были образованы сыскные отделения «для производства розыска по делам общеуголовного характера, как в городах, так и в уездах». В задачу сыскных отделений входило производство дознаний по уголовным делам с проведением необходимых оперативно-розыскных мероприятий.

В последующие годы полицейский аппарат расширяется, в городах формируется полицейский резерв, а на службу в полицию начинают принимать женщин. Но укрепление органов полиции не смогло предотвратить падения самодержавия. Пришедшее к власти Временное правительство постановлением от 11 марта 1917 г. ликвидирует Департамент полиции и создает Временное управление по делам общественной полиции и по обеспечению личной и имущественной безопасности граждан [19], а 17 апреля 1917 г. принимается Временное положение о милиции [20]. Полномочия по охране правопорядка были переданы местным органам власти. Временное управление по делам

общественной полиции осуществляло функции контрольного органа, не вмешиваясь в повседневную деятельность милиции на местах [21, с. 73]. Милиция подразделялась на городскую и уездную. Руководитель местной милиции избирался, соответственно, городской или уездной управой. Вводятся новые должности: начальник милиции, его помощники, участковые начальники милиции и их помощники, старшие милиционеры и милиционеры. Временное управление по делам общественной полиции 15 июня 1917 г. переименовывается в Главное управление по делам милиции и по обеспечению личной и имущественной безопасности граждан [22]. Роль Министерства внутренних дел, как отмечает, A.B. Целуйко, «на деле была номинальной. Столичному руководству отводились функции консультанта или, в лучшем случае, координатора деятельности подчиненных подразделений» [1, с. 50].

Компетенция милиции по сравнению компетенцией царской полиции несколько сократилась. К ведению милиции относились: принятие мер к прекращению нарушений законов и общественного порядка; оповещение населения о распоряжениях центральных и местных властей; охрана политических свобод; содействие органам власти в исполнении обязанностей; выдача гражданам различного рода документов; ведение учета населения; составление актов и протоколов в случае чрезвычайного происшествия, стихийного бедствия и т.д.; охрана исправного состояния дорог, мостов, улиц; надзор за порядком движения; обеспечение порядка во время стихийных бедствий. Проведение милицией дознания, а равно ее участие в предварительном следствии не предусматривалось.

Список литературы

1. Целуйко A.B. История создания и развития системы правоохранительных органов России. Лекция. Домодедово. 2008.

2. Иванов И.А. История государства и права России. М., 2002.

3. Полное собрание законов Российской Империи. Собрание первое. Т. II. № 1052.

4. Полное собрание законов Российской Империи. Собрание первое. Т. V. № 3203.

5. Полное собрание законов Российской Империи. Собрание первое. Т. VI. № 3883.

6. Выступление Министра внутренних дел Российской Федерации генерала армии Рашида Нургалиева в «Российской газете» // http://www.mvd.ru/news/29752/.

7. Полное собрание законов Российской Империи. Собрание первое. Т. VIII. № 5597.

8. Полное собрание законодательства Собрание первое. Т. XXI. № 15379.

9. Полное собрание законодательства Собрание первое. Т. XXVII. № 20406.

10. Полное собрание законодательства Собрание первое. Т. XXXVI. № 27964.

11. Полное собрание законодательства Собрание первое. Т. XXXVII. № 39087.

12. Полное собрание законодательства Собрание второе. Т. XXXIX. № 41476.

13. Полное собрание законодательства Собрание второе. Т. ЬУ. № 61279.

14. Полное собрание законодательства Собрание второе. Т. ЬУ. № 61284.

15. Полное собрание законодательства Собрание второе. Т. ЬУ. № 61550.

16. Полное собрание законодательства Собрание третье. Т. I. № 20.

17. Полное собрание законодательства Собрание третье. Т. I. № 350.

18. Собрание узаконений и распоряжений правительства. 1908. Отд. I. № 104. Ст. 730.

19. Собрание узаконений и распоряжений правительства. 1917. № 79. Ст. 453.

20. Вестник Временного правительства. 20 апреля 1917 г. № 35.

21. Милованова Л.В. Гражданская милиция в России в 1917 году (историко-правовой аспект). Дисс... канд. юрид. наук. М., 2004.

22. Собрание узаконений и распоряжений правительства. 1917. № 97. Ст. 537.

Российской Империи

Российской Империи

Российской Империи

Российской Империи

Российской Империи

Российской Империи

Российской Империи

Российской Империи

Российской Империи

Российской Империи

Buyanov I. V.

THE HISTORY OF FORMATION OF PUBLIC SERVICE IN INTERNAL AFFAIRS AGENCIES INRUTHENIA

The article develops the history offormation of public law enforcement service from the period of formation of Old Russian state to the October Revolution of 1917.

Keywords: legal order; policial, judicial functions, court patrimonial system of administration; detective case; Police; Ministry of Home Affairs; Ministry of Police.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.