Научная статья на тему 'История создания и основные этапы развития городских училищ Чувашского края'

История создания и основные этапы развития городских училищ Чувашского края Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
203
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История создания и основные этапы развития городских училищ Чувашского края»

А.В. АРСЕНТЬЕВА, А.П. ПЕТРЯНКИНА

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКИХ УЧИЛИЩ ЧУВАШСКОГО КРАЯ

Развитие образования в Чувашском крае испытывало влияние множества факторов. Среди них определяющими являлись полиэтничность и многокон-фессиональность; смена парадигмы цивилизационного развития региона, связанного прежде всего с завершением процесса христианизации Чувашского края; сложным переплетением региональных и общероссийских проблем цивилизационного развития, происходившего на фоне модернизации России. Все это предопределило особую роль образования в происходивших эпохальных изменениях общества.

Для понимания сущности данных процессов необходимо остановиться на характеристике исторического развития региона и особой роли городов Чувашского края. Роль городов в формировании образовательного пространства определялась многофакторной системой изменения функций городов в рассматриваемый период. На смену фортификационной функции, исчерпавшей себя в XVIII в., приходят другие. Возрастает значение административной функции городов, но в ней произошли изменения: от активной репрессивно завоевательной в первые годы вхождения Чувашии в состав России до поддерживающе-стабилизационной в XIX в. Религиозная функция продолжала стабильно укрепляться на протяжении всего XIX в. Заметно прогрессирующей в XIX в. становится культурно-просветительская функция городов Чувашского края.

Особую роль в этом играл процесс становления разветвленной системы образовательных учреждений. Для понимания общего и специфического в этом процессе мы используем термин «образовательное пространство». В понятие образовательного пространства мы включаем, во-первых, совокупность учебных заведений с присутствующими между ними связями и отношениями в рамках конкретной территории, во-вторых, правительственную политику в области образования и, в-третьих, содержательную сторону образовательного процесса. Если вторая группа составляющих содержание данного термина в общих чертах будет одинакова на основной части территории всей Российской империи, то первая группа связана с исключительно регионально-локальными особенностями.

Основными этапами становления образовательного пространства России явились:

- начало XVIII - конец XVIII вв. - возникновение и начло развития государственных светских учебных заведений в стране;

- 1786-1802 гг. - это этап возникновения и развития сети общеобразовательной школы в России;

- 1802-1815 гг. - влияние эпохи «александровской модернизации» на школьную сферу и становление российской образовательной системы, отличительной чертой которой был демократический характер;

- вторая четверть XIX в. (1815-1864 гг.) - консервативный и реакционный характер образовательной политики правительства и соответствующие изменения в системе начального, среднего и высшего образования;

- 1864 - начало 70-х годов XIX в. - возвращение школе демократического характера, эволюция общеобразовательной сферы в сторону создания разветвленной и многотипной сети учебных заведений;

- конец XIX - начало ХХ вв. - влияние «эпохи контрреформ» на образовательное пространство России и соответствующие изменения в нем, приведшие к усилению административного контроля над школой и расширению влияния церкви на нее. Определяющей правительственной политикой в области образования была проблема, связанная, с одной стороны, с необходимостью введения в стране всеобщего начального образования и, с другой стороны, с ограниченными возможностями у правительства в силу ряда факторов для ее осуществления.

Данные этапы в целом характерны и для Чувашского края, однако существовали и особенности, свойственные как в целом полиэтнической и многоконфессиональной Казанской губернии, так и уездам с преимущественно чувашским населением.

В разветвленной системе образовательных учреждений Чувашского края на протяжении всех периодов ее существования (с конца XVIII до начала Хх вв.) можно выделить следующие типы: малые народные училища, уездные училища, приходские училища, земские школы, «образцовые» училища министерства народного просвещения, церковноприходские школы, школы грамоты, городские училища по «Положению» 1872 г., гимназии и прогимназии, реальные училища, высшие начальные училища. Помимо данных школ общеобразовательного характера можно назвать учебные заведения, которые давали специальную подготовку. Это учительские семинарии, ремесленные классы при уездных училищах и ремесленные школы. Немало было школ, которые подчинялись не Министерству народного просвещения (МНП), а другим ведомствам. Например, Министерству государственных имуществ, Министерству уделов и др. Наряду с названными учебными заведениями существовали школы, состоявшие под контролем ведомства императрицы Марии. Хотя они больше занимались не общеобразовательной подготовкой, а воспитательной, тем не менее относились к категории образовательных учреждений. В Чувашском крае находилась также сеть духовных школ.

Несмотря на присутствие в образовательном пространстве Чувашии учебных заведений разных типов, особое внимание в нашем исследовании занимало изучение городских училищ, так как они играли особую роль в связи с возросшим значением городов и неизученностью данного типа учебных заведений в историографии. Это Алатырское, Чебоксарское, Ядринское и Цивильское училища, открытые соответственно в 1787 г., 1789 г., 1791 г. и 1817 г. Марпосадское училище не было предметом специального исследования, так как по сравнению с остальными оно возникло значительно позже (первые четыре открыты были еще в конце XVIII в., а в Мариинском Посаде - лишь в начале ХХ столетия), поэтому не успело пройти все этапы развития городских училищ и в силу малого количества времени, отведенного историей на его существование, не смогло влиться в ту сеть городских училищ, которую представляли остальные четыре, вместе взятые.

В своем развитии городские училища прошли достаточно сложный путь. В соответствии с проводимыми Министерством народного просвещения реформами можно выделить этапы их развития. Определенные выше основные этапы эволюции российского образовательного пространства будут характерны и для Чувашского края, однако их хронологические рамки будут несколько иными в связи с региональной спецификой.

Появление государственной общеобразовательной школы в Чувашском крае связано со школьной реформой Екатерины II. В соответствии с Уставом 1786 г. в каждом уездном городе империи положено было открыть, как минимум, одно малое народное училище: «Сии училища должны существовать как в Губернских городах, где одного Главнаго не довольно, так и в уездных городах» [1]. Статус уездного города в нашем крае имели Чебоксары, Цивильск, Ядрин (входили в состав Казанской губернии) и Алатырь (в составе Симбирской губернии). Так, Чу-

вашский край, благодаря политике просвещенной императрицы, начал обзаводиться своими учебными заведениями. К сожалению, оригинальных документов, свидетельствующих об учреждении этих учебных заведений, в архивах не сохранилось. Но об этих важных событиях в истории края свидетельствуют «Исторические записки» училищ, которые были составлены в начале XIX в.

Самым первым по времени возникновения является открытое 28 июня 1787 г. Алатырское малое народное училище [2]. Оно было учреждено на основе единовременного пособия и пожертвования городского общества. В 1816 г. стало уездным училищем.

По решению МНП 11 сентября 1907 г. Алатырское трехклассное городское училище в числе нескольких других аналогичных училищ Симбирской губернии было переведено в городское четырехклассное училище [3]. В 1913 г. оно стало высшим начальным училищем.

Чебоксарское училище начало свою историю с 30 августа 1789 г. [4]. В 1816 г. Чебоксарское училище было преобразовано в уездное двухклассное. Это важное событие сопровождалось торжественными мероприятиями. Оно имело особо важное значение для города. В «Казанских ведомостях» по этому поводу появилась большая статья, подробно описывающая это событие: «Открытие первого еще в Казанской губернии уездного училища, а при нем и приходского, сопровождалось торжеством во славу монарха, просветителя Отечества и в честь правительства, ревностно пекущегося об исполнении великих Его намерений» [5]. Все население города («уездные дворяне, даже и не из Чебоксарского уезда», «духовные чиновники, помещики (из коих некоторые были и членами ученых обществ), купцы, мещане и которые из поселян, а равно многие почетные дамы и супруги граждан») за два дня было оповещено об открытии через городскую полицию, а «почтеннейшие жители города» были приглашены «особыми отношениями».

Особую роль в открытии уездного училища сыграл П.С. Кондырев - профессор исторических наук и политической экономии Казанского университета. Он был человеком передовых взглядов, сторонником прогрессивного для того времени экономического учения Адама Смита. Он участвовал в открытии и преобразовании всех училищ Казанской губернии. Значительную роль он сыграл и в обеспечении училища книгами, учебными пособиями. Он добился того, что ему лично разрешили обращаться прямо в Главное Правление училищ, минуя Университет и попечителя. Книги присылались прямо на его имя, и он распределял их между училищами Казанской губернии. Это значительно ускоряло доставку учебных книг на места.

Итак, главная заслуга в преобразовании малого народного училища в уездное в Чебоксарах принадлежит П.С. Кондыреву. «В отсутствие же его продолжал усердие то г. почетный смотритель, коллежский асессор Василий По-сыпкин». Активную роль в процессе преобразования Чебоксарского училища играли также представители духовенства: «его высокопреосвященство, Амвросий, архиепископ Казанский и Симбирский, Императорского Казанского университета почетный член и кавалер, благословил открывающееся училище образом Успения Божией Матери» [6].

Мероприятие по поводу открытия училища было торжественным. 30 августа с утра чиновники и учащиеся слушали молитву, «читанную священником Николаевской церкви», а потом совершили ход в собор. В 12 часов начало Торжественному акту было положено «симфониею музыки, коею управлял один из искусных капельмейстеров, по случаю проживавший в уезде и весьма многим известный как музыкосочинитель». Затем последовали выступления старейших учителей о пользе просвещения: «старейший учитель Казанского главного народного училища, Пятов, в лице Директора училища, прочел из устава учебных заведений ста-

тьи касательно уездных и приходских училищ», выступил титулярный советник и отправляющий должность смотрителя учитель Голосницкий, «изобразив» краткую историю училища. Таким образом, церемония открытия училища сопровождалась музыкой, чтением стихов и выступлением хора [7].

Почетным гостем училища был историк и писатель Н.С. Арцыбышев, который жил в своем имении под Цивильском (в 1821-1822 гг. он являлся почетным смотрителем Чебоксарского уездного училища). Первое учебное занятие в училище открыл профессор Кондырев, «изъяснив, что в оном должно преподаваться и к чему оно полезно». Потом в двух классах было дано «примерное преподавание» (в одном классе - «всеобщая география», в другом - «о должностях человека и гражданина»).

За этими мероприятиями последовала неофициальная часть торжества. Посетители были приглашены почетным смотрителем в другую половину дома, где было приготовлено угощение, а потом на трех больших столах в двух залах - обед.

В восемь часов вечера открылся бал, «музыка и танцы продолжались за полночь и в четвертом часу кончился ужин, а с тем и бал». «Ввечеру при общем освещении города весьма большой дом, занимаемый училищем и стоящий на возвышенном месте над городом и Волгой был весь иллюминирован и каждое окно пирамидою из свеч...» Таким образом, открытие училища стало событием большого масштаба не только в истории самого училища, но и в жизни города.

30 августа 1835 г. училище было преобразовано в уездное трехклассное [8]. 31 мая 1872 г. в свет вышло «Положение о городских училищах». Все уездные училища, согласно этому документу, должны были быть переименованы в городские. Судьбы Чебоксарского училища «Положение.» коснулось лишь в 1879 г. - оно было преобразовано 1 июля, а церемония открытия, по традиции, состоялась 30 августа.

С 1 января 1902 г. Чебоксарское городское училище стало четырехклассным [9]. С 1 июля 1902 г. при училище были открыты педагогические курсы, основанные по Правилам 31 марта 1900 г., утвержденным МНП. С этого времени первый класс был закрыт, и училище функционировало в составе четырех классов, соответствующих третьему, четвертому, пятому и шестому отделениям училища. На последнем этапе своего существования учебное заведение развивалось как высшее начальное училище (1912-1918 гг.).

В уездном городе Ядрин малое народное училище было открыто в 1791 г. «Екатерина Великая, делая распоряжение просвещения в России и зная недостатков в способах к образованию, повелела в царствование свое, учредить в губернских городах Главные, а в некоторых уездных малые народные училища, по сему премудрому предположению в городе Ядрин 1791 года августа 21 дня попечением бывшего Казанского гражданина Губернатора, князя Семена Михайловича Баратаева и при содействии почтенного Ядринского гражданина купца Василия Засыпкина, торжественно было открыто в присутствии Его сиятельства малое народное училище» [10].

Как видно из приведенного отрывка документа, открытие училища было торжественным и много значащим для дальнейшего развития края. В его основании были задействованы не только жители самого Ядринского уезда, но и просвещенные граждане столицы губернии.

Как и в других уездах империи, училище находилось под попечительством Приказа общественного призрения, возглавлявшегося губернатором. Для непосредственного надзора за училищем избирался попечитель из граждан Яд-рина. Обучение велось на родном языке.

В Ядрине «8-го сентября 1818 года ... Малое Народное Училище было преобразовано в Уездное» [11]. По этому поводу в протоколе Совета Казанского университета № 801 от 16 сентября 1818 г. было зафиксировано: «Ст.9. Слушан был рапорт Г. профессора Кондырева от 10 сентября за № 519 о преобразовании 3 и 4 числа сего сентября в городе Ядрин малого народного училища в уездное и об открытии при нем приходского училища, при чем доносить, что Г. помещик Батюшков при открытии училища оказал отличное на оном усердие и пожертвовал навсегда в пользу училища от деревни Иваньковой по 50 руб. ежегодно. Определено дать о сем выписки в правление и училищный комитет, а описание торжественного открытия припечатать в «Казанских известиях» [12].

Следующий этап в развитии Ядринского училища начался в 1835 г. В соответствии с новым школьным уставом Ядринское уездное училище «с окончанием вольных вакаций» 14-20 августа 1835 г. прекратило подготовку к поступлению в гимназию. Отныне Ядринское уездное училище, «открытое для людей всех состояний, в особенности предназначено для того, чтобы детям купцов, ремесленников и других городских обывателей, вместе с средствами лучшего нравственного образования, доставать те сведения, кои, по образцу жизни их, нуждам и упражнениям, могут быть им наиболее полезны, и разделено было уже не на два класса, как прежде, а на три» [13].

В 1908 г. Ядринское городское трехклассное училище было преобразовано в четырехклассное, а в 1913 г. - в высшее начальное училище.

Несколько отстает от вышеназванных училищ открытие аналогичной школы в другом уездном городе Чувашского края - в Цивильске. Там училище было «основано 1817 г. с 1-го января, а открыто 1818 г. 23-го сентября»[14].

0 начале деятельности Цивильского уездного училища сохранились сведения в «Исторической записке за 1837 год», составленной штатным смотрителем Николаем Ларионовым: «Цивильское уездное и при нем приходское училище, приготовительный класс, основано в 1817, а открыто в 1818 году, сентября 23 дня в царствование Государя императора Александра 1-го, при Министре духовных дел и народного просвещения, его сиятельства князя Александра Николаевича Голицына, попечителя Казанского учебного округа, Действительного Камергера Михаила Александровича Салтыкова и Директора Казанского училища Спиридона Николаевича Николаева. При самом при открытии присутствовал профессор Петр Сергеевич Кондырев. Образовано по Уставу 1804 года» [15].

В 1835 г. училище согласно Уставу учебных заведений 1828 г. было преобразовано в трехклассное [16].

1 июля 1902 г. Цивильское уездное училище стало городским трехклассным училищем [17].

Процесс преобразования училищ Российской империи в течение XIX и начала ХХ вв. был сложным и трудоемким. Это не означало простую смену названия школы. При изменении статуса учебного заведения полностью менялось содержание образования. Для этого требовалось расширить штат учителей, а в условиях нехватки учительских кадров этот вопрос решить было непросто. Чтобы содержание обучения перестроить, необходимо было расширить и пополнить библиотеку. Очень часто преобразование училищ сопровождалось открытием дополнительных классов, переоборудованием материальной базы, что требовало дополнительных капиталовложений. Пока весь этот перечень вопросов школа не могла разрешить, переход от малого в уездное, от уездного двухклассное в уездное трехклассное, далее в городское, затем добавление четвертого класса и становление высшим начальным училищем был невозможен. Это не означает, что школа только собственными силами и возможностями должны была решать этот комплекс задач. Здесь принимали участие как правительственные органы, отве-

чающие за постановку школьного дела в стране и органы местного самоуправления, так и силы общества.

Как раз о таких трудностях писал в 1816 г. директор Симбирских народных училищ Н. Кукин в своем рапорте. Он просил училищный комитет Казанского университета определить учителей в Алатырское и Ставрпольское училища, которые требовалось прообразовать в уездные. Документ также свидетельствует о необходимости купить книги. Для покрытия всех расходов необходимо было выделить из государственной казны по 1250 руб. на каждое училище [18].

Принимая решение о преобразованиях, мНп первым делом просило местные руководства изучить реальную обстановку, на основе анализа которой должны были делаться выводы о возможных преобразованиях. Нам удалось обнаружить документ такого плана, относящийся к началу ХХ в.

В 1906 г. попечитель Казанского учебного округа разослал директиву следующего содержания: «... о преобразовании двухклассных и трехклассных городских по Положению 1872 г. училищ в четырехклассные. имею честь покорнейше просить Вас. доставить в Управление округа в самом непродолжительном времени сведения по следующим вопросам: а) какие из двух- и трехклассных училищ вверенной Вам дирекции имеют достаточное помещение для преобразования их в четырехклассное; б) какое потребуется для сего преобразование новое, ежегодное и единовременное, ассигнование вообще; и в) на какое пособие государственному казначейству, ежегодное и единовременное, при преобразовании, можно с уверенностью рассчитывать из местных источников в частности» [19]. Как видно из приведенного отрывка, основной вопрос касался финансов.

В ответе директора народных училищ Симбирской губернии на этот документ было сказано, что большинство училищ, подлежащих к преобразованию, были готовы, в том числе и Алатырское. Была составлена смета дополнительных расходов по этому поводу. Общая сумма составила 925 руб., в том числе: «на содержание третьего преподавателя 615 руб., учителю-инспектору добавочных за заведование 50 руб., законоучителю добавочных 60 руб., на учебные пособия добавочных 50 руб., на хозяйственные надобности 150 руб.» [20]. Получается, основная часть дополнительно требуемых денег необходима была для оплаты труда учителей. Однако фактически на нужды Алатырского городского училища требовалась гораздо большая сумма денежных средств - 12000 руб. в связи с тем, что к рассматриваемому времени еще не было достроено училищное здание, пострадавшее в результате пожара 1906 г.

В начале ХХ в. инициаторами преобразований народных училищ выступали органы местного самоуправления, заинтересованные как в увеличении числа образованных людей в крае, так и в повышении качества обучения в школах. Об этом говорят обращения городских обществ к учебному начальству [21]. Например, в 1906 г. Ядринский городской староста писал «... нахожу возбуждение ходатайства по данному вопросу от города Ядрина весьма желательным, т.к. молодое поколение оканчивая курс уже в преобразованных по предлагаемому способу училищах будет иметь возможность поступать без экзамена в реальные училища. Желательно бы при этом ввести в этих училищах хотя не обязательно преподавание латинского языка, что дало бы возможность кончающим в них курс поступать и в гимназии» [22]. Причины столь активного внимания со стороны городских органов к вопросам реорганизации учебных заведений из сказанного вполне очевидны.

Как видно из вышесказанного, огромную работу по созданию учебных заведений, подготовке кадров учителей, учебно-методическому обеспечению школ в Чувашском крае проделал Казанский университет. Наиболее плодо-

творна эта работа была в период руководства университетов учебными округами в 1804-1835 гг.

Таким образом, рассмотрев историю основания и эволюцию городских училищ Чувашского края, можно наблюдать следующие этапы в их развитии, общие для них всех. Необходимо иметь в виду, что преобразования, происходившие в истории отдельных училищ, не всегда совпадают друг с другом. При этом начальные хронологические рамки нами определены той датой, которая положила начало тому или иному этапу:

- конец XVIII в. - 1816-1818 гг. - открытие и развитие училищ в статусе малого народного училища;

- 1816-1835 гг. - преобразование в уездное двухклассное училище;

- 1835-1879 гг. - перевод в уездное трехклассное училище;

- 1879-1902 гг. - реорганизация уездного в городское трехклассное училище;

- 1902-1912 гг. - преобразование в городское четырехклассное училище. В это время при училищах были открыты педагогические курсы для подготовки учителей начальных школ уезда;

- 1912-1918 гг. - приобретение статуса высшего начального училища и преобразование в советскую школу II ступени.

Литература и источники

1. Устав народным училищам в Российской империи 1786 г. // ПСЗ. Т.22. 1830. Ст. 652.

2. НА РТ. Ф.92. Оп.1. Д.10. Л.15об.-16

3. НА РТ. Ф.92. Оп.2. Д.7085. Л.8

4. ГИА ЧР. Ф.216. Оп.1. Д.329; НА РТ. Ф.92. Оп.1. Д.133. Л.1об.

5. ГИА ЧР. Ф.225. Оп.2. Д.46. Л.8, 8об., 9, 9об.

6. Там же.

7. Там же.

8. ГИА ЧР. Ф.216. Оп.1. Д.329.

9. Там же. Д.372.

10. ГИА ЧР. Ф.222. Оп.1. Д.1. Л.1; НА РТ. Ф.97. Оп. 577. Д.19. Л.38.

11. Там же. Д.1. Л.6

12. НА РТ. Ф.977. Оп.Уч.к. Д.239. Л.1

13. ГИА ЧР. Ф.222. Оп.1. Д.1. Л.36

14. ГИА ЧР. Ф 211. Оп. 3 Д. 7. Л. 117

15. Там же. Д.42. Л.3

16. Там же

17. Там же. Д.25. Л.22

18. НА РТ. Ф.977. Оп. Уч.к. Д.191. Л.2об.

19. НА РТ. Ф.92. Оп.1. Д.5744. Л. 1

20. НА РТ. Ф.92. Оп.2. Д.5744. Л. 10

21. Там же. Д.7074. Л.11-11 об.

22. Там же. Л.15-15об.

АРСЕНТЬЕВА АННА ВАСИЛЬЕВНА родилась в 1954 г. Окончила Чувашский государственный университет. Кандидат исторических наук, профессор, проректор по учебной работе, заведующая кафедрой средневековой и новой истории Отечества Чувашского университета. Область научных интересов: проблемы современного образования, история отечественного образования. Автор 153 научных, учебных и методических работ.

ПЕТРЯНКИНА АЛЕВТИНА ПЕТРОВНА родилась в 1974 г. Окончила Чувашский государственный университет. Кандидат педагогических наук, доцент кафедры средневековой и новой истории Отечества Чувашского университета. Область научных интересов: история российского образования, школьного образования в Чувашском крае. Автор 37 научных, учебных и методических работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.