Научная статья на тему 'История развития сервиса'

История развития сервиса Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
4303
480
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История развития сервиса»

Маковская И.В.

Аспирантка, кафедра «Информационных и коммуникационных технологий в сфере сервиса», ФГОУ ВПО РГУТиС, г. Москва

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СЕРВИСА

В экономике и социологии выделение сферы услуг в отдельный вид деятельности произошло в начале 20 века, когда впервые А. Фишер, а затем позднее и Д.Белл отнесли нематериальное производство к третичному сектору экономики. Но и на протяжении всей истории развития человечества услуги являлись неотъемлемой частью повседневной жизни общества, удовлетворяя актуальные общественные и индивидуальные потребности социальных субъектов.

Исторически развитие сферы сервиса напрямую связано с историческим развитием общества. На разных этапах своего развития социум предъявлял все более высокие требования к видам, качеству и технике обслуживания.

Зарождение и развитие услуг начинается в обществах древнего мира (Древняя Греция, Древний Рим, Египетское Царство, Древний Китай и др.). К этому периоду относится промежуток между 4000 - 3000 лет до н.э. В данную историческую эпоху человек начинает осваивать принципиально новые виды деятельности: переходит к оседлому образу жизни, начинает заниматься земледелием, осваивает первые ремесла, разрабатывает письменность.

Благодаря постепенности развития новых видов деятельности для многих поколений людей древнего мира изменения жизненного уклада протекают незаметно, а сам образ жизни продолжает обусловливаться традициями и религиозными ритуалами. Такой тип общества называют традиционным. Традиционализм проявляется не только в устройстве иерархии общества, но также и в формировании принципов облуживания. Сословная организация общества обеспечивает стабильность его организации, как следствие на протяжении всего рассматриваемого исторического периода виды и качество услуг также не претерпевают особых изменений. К основным видам услуг, заложенных в обществах древнего мира и получивших дальнейшее историческое развитие, можно отнести следующие:

1) экономические услуги (денежное обращение, торговля, рыночный обмен и др.);

2) государственно-правовые услуги (государственное регулирование общественной практики, формирование правовых основ организации и регулирования жизни общества, обеспечение внутренней и внешней безопасности общества силами армии и др.)

3) духовные и художественно-эстетические услуги (театры, цирки, художественные ремесла, первые учебные заведения и частная преподавательская практика и др.)

4) бытовые и индивидуальные услуги (домашняя прислуга, наемные слуги). [1]

Преимущественными потребителями всего спектра услуг были представители

высших правящих сословий. В тоже время они сами относились к производителям таких видов услуг как государственно - правовые, так как высшие сословия формировались из числа представителей правящей элиты и армии. Так, например, в Древнем Риме дореспубликанской эпохи патриции, являвшиеся высшим правящим сословием (по праву рождения, либо путем натурализации - дарования) содержали рабов и домашнюю прислугу для бытовых нужд, посещали зрелищные мероприятии, такие как театральные представления и бои гладиаторов. Патриции избирались в сенат, становились консулами, соответственно основными обязанностями избранных патрициев становились законотворчество и государственное управление, которые мы также отнесли к услугам.

Сервис древнего мира носил прикладной характер, включал услуги, без которых невозможно было бы гармонично существовать и развиваться обществу традиционного

типа. Сфера услуг не была институционально оформлена, а сами услуги регулировались традициями и ритуалами повседневной жизни общества.

Однако стоит отметить, что именно в обществах древнего мира зародились научно-философская мысль и искусство, которые динамизировали дальнейшее общественное развитие, а также развитие сферы услуг.

Следующий исторический этап формирования сервиса связан со средневековыми обществами Западной Европы, Средневековья и Ближнего Востока. К средним векам относится период с V-XV в.в. В указанный исторический период вырабатываются производственно-финансовые и общественные механизмы, которые углубили дифференциацию хозяйства и рыночные отношения. К таким механизмам можно отнести:

• мануфактурное производство;

• специализация и дифференциация труда;

• переход от принудительного труда к наемному;

• появление кредитно-финансовых учреждений (первые банки учреждались по всей Западной Европе орденом тамплиеров еще в 12 веке);

• зарождение капиталистических отношений. [1]

В средние века жизнь общества по-прежнему подчинена традициям и религии, но также в этот период существенно пересматривается социальная роль религии. В 15 веке Западной Европе происходит раскол христианской церкви, названный Реформацией, выделяются два направления: протестантизм и католицизм. Идеи Реформации, а именно личная ответственность человека перед Богом, важность мирской аскезы и трудовой активности, существенно повлияли на социальную, хозяйственную, культурную и духовную жизнь общества, что способствовало формированию капиталистических принципов производства. Доминирующее положение в социальной иерархии приобретает класс буржуазии (15 век). К новому привилегированному классу стали относить крупных мануфактурщиков, собственников производств.

Существенным моментом для развития сферы услуг в период Средневековья являются укрепление ориентации производителя на удовлетворение запросов потребителя, а также возведение в рамки основного принципа производства увеличение собственной прибыли, что практически не встречалось в обществах древнего мира.

Специализация деятельности сформировала не только экономику, но и услуги нового типа. В это время трансформируется понятие сферы услуг. Услуги становятся профессиональной деятельностью. В иерархическом обществе Средневековья сервис (от анг. «serve» служить, услужение) ассоциируется с низшими социальными слоями (дворовые слуги, челядь, крепостные), а оказание услуг считается недостойным занятием для свободных людей. Но также справедливо отметить, что выделение прислуги в отдельную профессиональную социальную группу можно считать началом формирования понятия «сервис». [2]

Однако наряду с бытовыми и индивидуальными услугами, оказываемыми прислугой, другие виды сервиса, сформированные в обществах древнего мира, продолжают совершенствоваться и развиваться, а также появляется ряд новых направлений деятельности непроизводственного характера.

Так, к новым сервисным направлениям можно отнести:

• медицинское обслуживание (его развитие в целом обусловлено сложной эпидемиологической ситуацией в средние века);

• профессиональная кредитно-финансовая деятельность;

• образовательная деятельность (становление крупнейших университетских школ Вотока и Европы: Кембридж, Оксфорд, Сорбонна, Стамбульский университет);

• транспортные услуги (первые пассажирские перевозки в Англии, Франции);

• театральные представления на профессиональной постоянной основе (появляется профессия «актер»). [3]

Формирование экономики капиталистического типа и распространение рыночных услуг стали фундаментом для промышленных революций, которые произошли в странах западной Европы в период XVII - XVIII века.

В Новое время (XV - нач.ХХ в.) активно развиваются инновационные направления общественного деятельности: техника, промышленное производство, наука. Общество Нового времени формируется по новому типу - индустриальному. Характерными чертами индустриального общества являются: разделение труда, массовое товарное производство, механизация труда, развитие средств коммуникации, формирование профессиональной сферы услуг, укрепление роли государства регулировании социально-экономической сферы, урбанизация.

В связи с ростом городского населения возникает необходимость формирования городской инфраструктуры, и, как следствие, появляются новые виды услуг: бытовое обслуживание переходит на профессиональный общественный уровень; формируется сфера СМИ и рекламы (для обеспечения социальной коммуникации и продвижения товаров и услуг), активное формирование данной сферы связано с изобретением книгопечатания; развивается транспортное сообщение как внутри городов, так и междугороднее и международное и т.д.

Механизация производства позволила существенно изменить распорядок дня работника - появляется фиксированное свободное время. Это создает предпосылки для развития нового направления сервиса - рекреации, игровой деятельности, развлечений.

В результате индустриализации сервисная деятельность получила импульс развития, появляются новые формы организации сервисной деятельности и новые многообразны виды услуг. Также сервис приобретает возможность формировать новые социокультурные потребности, что позволяет расширить объем потребительского рынка. Во многих отраслях обслуживании происходит становление «индустрии сервиса». Пионером в этом направлении стали США, которые в конце XIX начали осваивать строительную индустрию (индивидуальное и многоквартирное жилье), автомобильное производство с сопутствующим спектром технических и индивидуальных услуг и др. [4]

Рост объема продукции сферы услуг и увеличение числа работников, вовлеченных в сервис, в начале XX век позволяют выделить сервис в отдельный сектор, названный А. Фишером, «третичным сектором». Таким образом, именно в период индустриального общества происходит выделение сервиса в самостоятельный вид экономической деятельности, а сервисные работники приобретают новый «позитивный», в отличие от предыдущих исторических этапов, социальный статус.

Общество Новейшего времени (начало ХХ века - наши дни) характеризуется как общество постиндустриального типа. Одной из главных его черт является превалирование непроизводственной сферы экономики (сервис, информационная деятельность) над производством. В современном обществе услуги стали неотъемлемой частью повседневной жизни общества. Кроме развития устоявшихся форм сервиса, указанных выше, формируются новые, способные удовлетворить любые запросы потребителя. К новым формам можно отнести консалтинговый и информационный сервис, рекреационный и туристический сервис, социально-культурный сервис и многое другое. Сервис приобретает институциональный характер, регламентируется законодательно и технологически. Формируется общество сервисного типа, в котором потребление и производство услуг определяет не только экономический, но и социальный статус социальных субъектов.

Общая характеристика исторических этапов развития сервиса приведена в таблице 1.

Таблица 1. Этапы развития сервиса.

Исторически й период Тип общества Тип экономики Виды услуг

Древний мир (4000 - 3000 лет до н.э.) традиционное общество традиционна я экономика —экономические услуги (денежное обращение, торговля, рыночный обмен и др.); —государственно-правовые услуги (государственное регулирование общественной практики, формирование правовых основ организации и регулирования жизни общества, обеспечение внутренней и внешней безопасности общества силами армии и др.) —духовные и художественно-эстетические услуги (театры, цирки, художественные ремесла, первые учебные заведения и частная преподавательская практика и др.) —бытовые и индивидуальные услуги (домашняя прислуга, наемные слуги).

Средние века (У-ХУ в.в.) традиционное общество традиционна я экономика (зарождаютс я капиталистич еские принципы) —развитие услуг предыдущего исторического периода; —медицинское обслуживание (его развитие в целом обусловлено сложной эпидемиологической ситуацией в средние века); —профессиональная кредитно-финансовая деятельность; —образовательная деятельность (становление крупнейших университетских школ Востока и Европы: Кембридж, Оксфорд, Сорбонна, Стамбульский университет); —транспортные услуги (первые пассажирские перевозки в Англии, Франции); —театральные представления на профессиональной постоянной основе (появляется профессия «актер»).

Новое время -XV - нач.ХХ в.в. индустриальное общество рыночная экономика свободной конкуренции —бытовое обслуживание переходит на профессиональный общественный уровень; — формируется сфера СМИ и рекламы (для обеспечения социальной коммуникации и продвижения товаров и услуг), активное формирование данной

сферы связано с изобретением книгопечатания; —развивается транспортное сообщение как внутри городов, так и междугороднее и международное и т.д. —рекреация, игровая деятельность, развлечения.

Новейшее время (начало ХХ века -наши дни) постиндустриальн ое общество (современный этап - общество сервисного типа) современная рыночная экономика —развитие устоявшихся форм сервиса; —консалтинговый и информационный сервис; —услуги по девелопменту; —рекреационный и туристический сервис; —социально-культурный сервис; —профессионализация образовательных и медицинских услуг; —социальное обслуживание и др.

Развитие сервиса, как было указано выше, носит многофакторный характер: формирование сервиса как экономического вида деятельности начинается в обществах Нового времени, социализация сервиса и его трансформация в социальный институт происходит в обществах Новейшего времени, что определяется вовлечением в процесс оказания услуг не только традиционных экономических категорий и инструментов (прибыль, выгода, затраты), но и социальных категорий (социальное взаимодействие, особый тип регламентации и др.)

Литература

1. Аванесова Г.А. Сервисная деятельность: Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент. - М., 2004 г.

2. Ананьева Т.Н., Багдасарян В.Э., Буткеич М.Н. Концептуальные и методологические аспекты формирования сервисологии - науки синергийного типа. - М, 2008 г.

3. Ильин В.И. Поведение потребителей. Краткий курс. СПб: Питер, 2000.

4. Песоцкая Е.В. Маркетинг услуг. - СПб, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.