Научная статья на тему 'История развития проблемы физического воспитания: донаучный период'

История развития проблемы физического воспитания: донаучный период Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2305
312
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ИСТОРИОГРАФИЯ / PHYSICAL EDUCATION / SOCIO-HISTORICAL CONDITIONS / PRE-SCHOOL EDUCATION / PHYSICAL CULTURE EDUCATION / SOCIO-HISTORICAL PREREQUISITES / PEDAGOGICAL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макаренко Виктор Григорьевич

В статье рассматривается содержание и форма физического воспитания в различные исторические эпохи, начиная с древнего мира и до третьей четверти XIX в. С позиций социально-исторического анализа выделены характерные особенности физического воспитания населения. Показана взаимосвязь социальных процессов, происходящих в обществе и их отражение в преобразовании содержания физического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development History of the Problem of Physical Education: Pre-Scientific Period

The article considers, from the viewpoint of socio-historical analysis, evolutionary transformations in the system of children's physical education happening against a background of a social environment dynamically changing in the XX century. On the basis of the analysis, prerequisites for forming the concept of pedagogical management of preschool-age children's physical culture education are determined.

Текст научной работы на тему «История развития проблемы физического воспитания: донаучный период»

УДК 796(09)

ББК 75.4г

Макаренко Виктор Григорьевич

кандидат педагогических наук, профессор кафедра спортивных дисциплин Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Makarenko Viktor Grigorievich Candidate of Pedagogics,

Professor Chair of Sports Disciplines Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk

История развития проблемы физического воспитания: донаучный период Development History of the Physical Education Problem: Pre-Scientific Period

В статье рассматривается содержание и форма физического воспитания в различные исторические эпохи, начиная с древнего мира и до третьей четверти XIX в. С позиций социально-исторического анализа выделены характерные особенности физического воспитания населения. Показана взаимосвязь социальных процессов, происходящих в обществе и их отражение в преобразовании содержания физического воспитания.

The article considers evolutionary transformations in the system of children’s physical education from the ancient times till XX century from the viewpoint of socio-historical analysis. On the basis of this analysis prerequisites for forming the concept of pedagogical management of preschool-age children’s physical culture education are determined.

Ключевые слова: физическое воспитание, средства физического воспитания, система физического воспитания, образование, историография.

Key words: physical education, socio-historical conditions, pre-school education, physical culture education, socio-historical prerequisites, pedagogical management.

В условиях модернизации Российского общества наметились качественные изменения в политической, экономической, социальной и образовательной сферах.

Система образования, являясь социальным институтом, призвана способствовать реализации основных стратегических направлений государственной политики, ориентированной на дальнейшее развитие Российского общества. Образование, в его неразрывной, органичной связи с наукой, становится одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостоянии страны, благополучия каждого гражданина. Ключевая идея современной реформы об-

разования в России - это идея развития, в которой заключаются конечные цели реформы: создание необходимых условий для развития личности; запуск механизмов развития и саморазвития самой системы образования; превращение образования в действенный фактор развития общества, конкурентоспособность российского образования с системами образования передовых стран. Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования. Для достижения указанной цели определены приоритетные задачи по обеспечению гарантий получения полноценного образования; достижения нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования, в том числе повышения удельного веса и качества занятий физической культурой, созданию в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья детей.

Физическая культура всегда была одним из основных разделов работы дошкольных учреждений. В последние годы происходит активное обновление подходов к содержанию занятий физическими упражнениями с дошкольниками в контексте разработки государственного стандарта дошкольного образования.

Поскольку физическое здоровье детей образует неразрывное единство с их психическим и эмоциональным благополучием, пути достижения физического и психического здоровья ребенка должны пронизывать всю организацию жизни детей в дошкольном учреждении, создавая предпосылки для безболезненного преодоления школьного этапа и активной, насыщенной деятельности во взрослой жизни.

Переориентация с начала 90-х годов XX в. исследований на физическое воспитание оздоровительной направленности диктуется катастрофическим положением в сфере здоровья населения России. Проблема состояния здоровья детей является также актуальной. За последние десятилетия здоровье детей дошкольного возраста ухудшилось: снизилось количество детей абсолютно здоровых и увеличилось число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья и хронические заболевания. [5, с.7]

В связи с этим, в настоящее время существует насущная необходимость в научно обоснованных подходах к управлению образованием дошкольников в области физической культуры, гарантирующих качество образования каждому воспитаннику дошкольного учреждения.

Для решения этой задачи, на наш взгляд, необходимо проанализировать вопрос о становлении и развитии физического воспитания и спорта вообще и системы физкультурного образования детей в частности в контексте социальноисторических процессов развития человеческой цивилизации.

Выявление закономерностей отражения социально-исторических процессов в содержании физического воспитания позволит определить рациональную стратегию педагогического управления Физкультурным образованием подрастающего поколения, что должно обеспечить опережающую подготовку и переподготовку специалистов, работающих в этой сфере.

Анализ научной литературы по исследованию процессов развития истории образования позволил сделать вывод о том, что фундаментальные работы в области истории физического воспитания посвящены преимущественно вопросам изучения его форм и содержания в различные исторические эпохи (Б.Р. Голощапов, Л. Кун, П.И. Пономарев, В.В. Столбов и др.).

В то же время изучению взаимосвязи социально-исторических процессов и их отражения в содержании физического воспитания и физкультурного образования уделено недостаточное внимание.

Историография проблемы генезиса физического воспитания и формирования содержания физкультурного образования в нашем понимании делится на два неравных отрезка времени. Первый из них отражает зарождение и становление данных процессов в сложившихся социально-исторических условиях развития общества с момента первобытнообщинного строя и длится до третьей четверти XIX в. Этот период времени условно определен нами как донаучный. По содержательному наполнению в этом периоде можно выделить два этапа: эмпирический и опытно-прикладной.

Второй отрезок времени, насчитывающий около полутора столетий, конец XIX - начало XXI века, с полным правом можно охарактеризовать как период становления научной разработки проблемы. В его рамки «укладываются» четыре этапа, отражающих эволюцию становления и развития научнотеоретических и методико-технологических основ физического воспитания, спорта и управления физкультурным образованием.

Объективные социально-исторические предпосылки возникновения физического воспитания вообще и физкультурного образования в частности, наметились еще в эпоху первобытнообщинного строя.

На первой ступени развития первобытного общества - дородовом обществе - жизнь и воспитание первобытного человека выглядели примитивно. Стихийно возникшие цели воспитания заключались в подготовке к простейшему существованию - люди присваивали готовые продукты природы и занимались охотой. В этих условиях ребенок воспитывался и обучался в процессе своей жизнедеятельности, участия в делах взрослых и в повседневном общении с ними. Приобретение жизненного опыта фактически происходило на основе подражания взрослым в процессе труда и повседневного общения [4, с.58-59].

Существенной предпосылкой и фактором становления воспитания как особого вида деятельности оказалась эволюция материальных связей между людьми первобытной эпохи. Потребность поддерживать и совершенствовать такие связи путем передачи опыта от человека к человеку, от поколения к поколению побуждала развивать воспитание как специфический род деятельности [2, с.13].

В родовом обществе физическое воспитание имело важное значение и являлось одной из функций родовой общины. Главной чертой физического воспитания этого исторического периода можно считать его всеобщность. Оно было равным для всех (имелись лишь различия по полу) и обязательным. Ценности физической культуры принадлежали всему обществу. Физические упражнения, используемые в качестве средств физического воспитания, в первобытном обществе выполняли исключительно прикладную функцию, будучи со-

держательно приближены к трудовой деятельности, то есть являлись отражением характера трудовой деятельности родовой общины.

В результате дальнейшего исторического развития первобытнообщинный строй сменился новой общественной формацией - рабовладельческим строем.

Несмотря на несправедливость и жестокость рабовладельческого общества, оно было более прогрессивным, по сравнению с первобытнообщинным, так как освобождало значительную часть людей от тяжелого физического труда, содействовало еще большему разделению труда между ними, созданию государственных учреждений, строительству крупных сооружений, развитию письменности и общему подъему культуры, в том числе и культуры физической [3, с.19].

Новые условия жизнедеятельности способствовали возникновению новых идей в области содержания и организации физического воспитания в различных государствах древнего мира.

Наиболее полные данные о системах физического воспитания того времени мы получаем из истории цивилизаций Древнего востока (Египет, Ассирия, Персия, Индия, Китай), Древней Греции (Спарта, Афины) и Древнего Рима.

Характерной чертой физической культуры стран Древнего Востока была ее военная направленность.

Важнейшую роль в истории формирования содержания физической культуры, организации системы физического воспитания сыграла Древняя Греция. Вплоть до нашего времени из физической культуры Древней Греции заимствуется многое, начиная от физических упражнений, до организации соревнований и Олимпийских игр.

В период расцвета древнегреческой культуры (V - IV вв. до н.э.) наиболее выделялись государства-полисы Афины и Спарта. Системы физического воспитания этих древнегреческих полисов наиболее ярко свидетельствуют о зависимости и взаимосвязи условий жизнедеятельности человека и содержания способов (средств и форм) адаптации к этим социальным условиям, в том числе и через физическое воспитание.

Характер государственного устройства Спарты (постоянные войны, эксплуатация огромной армии рабов) требовал от спартанцев обеспечения главного требования - быть в постоянном состоянии готовности к военным действиям и подчинению своей власти 250-ти тысячного населения рабов.

В этих условиях воспитание осуществляло государство, которое преследовало цель - готовить из детей спартанцев-воинов - стойких и закаленных, будущих рабовладельцев.

В спартанском обществе контроль государства нал воспитанием ребенка начинался с первых дней жизни младенца. После рождения ребенка отец нес его в Совет старейшин, который, оценив физическое здоровье, определял дальнейшую судьбу ребенка.

До семилетнего возраста физическим воспитанием ребенка занималась семья. Смысл этого воспитания заключался в закаливании. С 7 лет мальчики-спартанцы помещались в государственные воспитательные учреждения, называемые аггелами, где воспитывались и обучались до 18 лет.

По иному было организованно афинское воспитание. В Афинах в V - IV вв. до н.э. бурно развивалась культура, торговля, искусства, ремесла. Афиняне считали идеальным человеком того, кто прекрасен в физическом и нравственном отношении и стремились к сочетанию умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.

Идеал афинского воспитания сводился к многообразному воспитанию понятия совокупности добродетелей. По сути речь шла о всестороннем формировании личности. Таким образом, даже первичный анализ направленности и содержания систем воспитания двух различных по социальному устройству древнегреческих государств позволяет отметить отражение социальных процессов государственного устройства, образа жизни и целевых государственных ориентиров в организации физического воспитания.

По отношению к этому историческому этапу представляется возможным выделить ряд характерных особенностей:

физическое воспитание в государствах Древнего мира перестало быть всеобщим. Его содержание приобрело разносторонний характер и военноприкладную направленность;

- в Древнем мире, по сравнению с первобытнообщинным строем, физическое воспитание теряет непосредственную связь с трудовой деятельностью и становится дифференцированным по содержанию, отражая социальную структуру общества: элита (крупные рабовладельцы), свободные граждане (ремесленники, крестьяне), рабы;

- наряду с первичным семейным воспитанием в государствах Древнего мира сложились высокоорганизованные системы физического воспитания и военно-физической подготовки (Афинская, Спартанская, Древнеримская и др.);

- в связи с возникновением государственных систем военно-физического воспитания начали создаваться специальные воспитательные учреждения, решавшие задачи физической подготовки (школы, палестры, гимназии, агеллы, эфебии и др.), социальную функцию воспитания в которых выполняли специально назначенные лица (педономы, учителя - дидаскалы и др.).

Таким образом, школа, и воспитание в государствах Древнего мира развивались в логике эволюции конкретно-исторических, культурных, нравственных, идеологических ценностей. Человек формировался в рамках жестких социальных норм, обязанностей и личной зависимости. Возникновение учебновоспитательных заведений отвечало определенным экономическим, культурным и политическим запросам общества. По мере социального развития такие запросы менялись. С ними менялись содержание, методы, формы воспитания и обучения.

В эпоху Средневековья из-за частых военных походов и междоусобиц государства вынуждены были заботиться о военно-физической подготовке феодалов. Ее основу определяла рыцарская система военно-физического воспитания. Содержание рыцарского воспитания составляли «семь рыцарских добродетелей»: езда верхом, плавание, владение копьем, мечом и щитом, фехтование, охота, игра в шахматы, умение слагать и петь стихи [1, с.23].

В отличие от феодалов, физическое воспитание крестьян происходило на основе подражания, в процессе участия в играх, развлечениях, участия в трудовых процессах, требующих физических усилий [1; 3].

Важнейшим этапом в истории мировой культуры и педагогической мысли оказалась эпоха позднего европейского средневековья (XIV - начало XVII вв.), прошедшая под знаком гуманистических идей Возрождения.

Основной идеей всех гуманистов этой эпохи было использование физического воспитания не только для военной подготовки, но и для укрепления здоровья и развития физических сил. Это была новая прогрессивная идея. В различных государствах педагогическая мысль в эпоху Возрождения развивалась по-разному, отражая специфические особенности развития данной страны.

В Италии гуманист Витторино да-Фельтре (1378-1446 гг.) организовал школу, названную им «Дом радости». Впервые в учебный план школы было введено физическое воспитание.

Во Франции свои гуманистические системы воспитания выдвинули Франсуа Рабле (ок. 1494-1553 гг.) и Мишель Монтень (1553-1592 гг.).

В выборе средств физического воспитания расхождений между гуманистами не было. Не было их и в определении его целей. Различия были лишь в форме изложения своих взглядов и методах их пропаганды.

Многое в развитие гуманистических идей в области воспитания внес выдающийся чешский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670 гг.), живший на рубеже средних веков и Нового времени. Коменский положил начало педагогической науке. Основным принципом своей педагогической системы он считал принцип природосообразности.

Для полноценного развития личности, считал Я.А. Коменский, прежде всего нужно укрепить свой организм. Только обладая крепким и здоровым телом, человек сможет развить все свои способности.

Учение гуманистов о том, что главной целью физического воспитания является укрепление здоровья, положило начало новому этапу развития научных основ этого воспитания.

Подводя итоги обзора данного исторического этапа, можно сделать ряд системообразующих выводов:

- содержание и организация воспитания, в том числе физического, в эпоху средневековья дифференцируется по принадлежности к соответствующей социальной категории общества (феодалы, крестьяне, ремесленники и т.д.);

- физическое воспитание феодалов имело военно-физическую направленность и обеспечивалось в рамках системы подготовки рыцаря под руководством специальных наставников (педагогов);

- физическое воспитание крестьян происходило в семье, на основе подражания взрослым в играх, развлечениях, обрядах и в ходе трудовой деятельности;

- содержание и формы физического воспитания обуславливались особенностями экономического и культурного развития, географическими условиями, традициями и бытом;

- на этапе позднего феодализма (XIV - XVI вв.) зарождаются новые прогрессивные идеи воспитания, предусматривающие использование физического воспитания не только для военной подготовки, но и для укрепления здоровья и развития физических сил;

- развитие науки в эпоху Возрождения положило начало новому этапу формирования научных основ физического воспитания.

Первый период нового времени, который охватывает события с середины XVII века (Английская буржуазная революция в 1648 г.) до Парижской коммуны (1871 г.), был эпохой победы и утверждения капитализма.

В борьбе нового и передового со старым и реакционным развивались экономика и культура нового общественного строя. Значительных успехов в этот период достигли теория и практика общего и физического воспитания, медицина и некоторые другие отрасли культуры, имеющие отношение к укреплению здоровья, развитию и совершенствованию человека.

Наибольшее значение для развития теории и практики физического воспитания того времени имели работы английского философа Дж. Локка француз-

ского просветителя Жан-Жака Руссо, швейцарского педагога И. Песталоцци и французских философов-материалистов XVIII в. Ж.-А. Кондорсэ, Ж. Ламетри и др.

Под влиянием педагогических идей Локка, Руссо, Песталоцци со второй половины XVIII в. в некоторых станах создаются буржуазные школы нового направления (филантропины), появляются общества и кружки гимнастики.

Несмотря на активное развитие физического воспитания, системы физического воспитания общегосударственного значения (национальные системы) не возникали вплоть до окончания наполеоновских войн (начало XIX в.).

На основании итогов военных действий стало очевидным, что в будущем только массовые армии могут рассчитывать на победу, однако для них нужно было заранее готовить резервы. Особенно важна была физическая подготовка (обучить стрельбе и строевым приемам можно и в более короткие сроки). Таким образом, возникла необходимость в физической подготовке не только войск, но и будущих солдат, начиная с детского возраста до призыва их в армию.

Этим и объясняется тот факт, что во всех крупных странах почти одновременно создаются общегосударственные системы физического воспитания. В первую очередь они были созданы в Пруссии (немецкая система физического воспитания), Швеции и Франции.

Буржуазные революции в Западной Европе и утверждение капитализма стимулировали процессы демократизации и преобразования в обществе. В этих условиях рождаются и новые проекты демократического образования, подразумевавшего всеобщность и разносторонность. Большой вклад в разработку демократического учения о воспитании, включающем физическое, внесли труды социалистов-утопистов Ш. Фурье (1772-1837 гг.), Роберта Оуэна (17711858гг.), К.А. Сен-Симона (1760-1825 гг.) и др.

Авторы коммунистической идеологии, немецкие философы Карл Маркс (1818-1883 гг.) и Фридрих Энгельс (1820-1895 гг.) поддержали высказанную социалистами-утопистами идею о гармоническом развитии личности и всесто-

роннем воспитании, включающем умственное, физическое, нравственное воспитание и политехническое образование.

К. Маркс и Ф. Энгельс показали, что воспитание определяется общественными отношениями, и сделали важный вывод о том, что цели и задачи воспитания, его содержание и методы изменяются в различные эпохи отражая социальные отношения в обществе.

На основании изложенного представляется возможным сделать ряд выводов:

- в XVII и XVIII веках получают признание новые взгляды на воспитание человека, в том числе и на физическое воспитание;

- идеи гуманистов позднего средневековья (Витторино да Фельтре, Франсуа Рабле, Мишель Монтень, Томас Мор, Томазо Кампанелла, Иероним Мерку -риалис, Ян Амос Коменский и др.) о пользе физических упражнений обогащаются новыми теоретическими положениями социалистов-утопистов (Ш. Фурье, Р. Оуэн, И. Песталоцци) о взаимосвязи воспитания и среды обитания, о соединении умственного образования и физического воспитания, о гармоничном и всестороннем развитии человека;

- колониальные и межгосударственные войны стимулировали появление национальных систем физического воспитания, обеспечивающих массовую военно-физическую подготовку населения (немецкий турнен, шведская гимнастика, естественно-прикладная гимнастика Ф. Амороса (Франция) и др.);

- к середине XIX века произошло размежевание и уточнение ряда понятий в области физического воспитания. Если раньше понятие «гимнастика» отождествлялось с понятием «физическое воспитание», то теперь под гимнастикой стали подразумевать искусственные, специально подобранные упражнения для отдельных частей тела, упражнения на снарядах и со снарядами, а под физическим воспитанием - систему всех средств и методов, используемых для физического развития населения - подвижные игры, спорт, гимнастику, закаливание.

Таким образом, история возникновения проблемы физического воспитания показывает зависимость ее развития прежде всего от внешних условий и исторического этапа общества. Этим обусловлена необходимость рассмотрения эволюции проблемы уже в донаучный период с целью определения перспектив и тенденций ее дальнейшего развития.

Библиографический список

1. Голощапов, Б.Р. История физической культуры и спорта: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Б.Р. Голощапов. - М.: Издат. центр «Академия», 2001. -312 с.

2. Джуринский, А.Н. История педагогики: учеб. пособие для студентов педвузов. /

A.Н. Джуринский. - М.: Гуманитарно-изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 432 с.

3. История физической культуры и спорта: учебник для ин-тов физ. культ. / под ред.

B.В. Столбова. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 359 с.

4. Пономарев, Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания / Н.И. Пономарев. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 248 с.

5. Овечкина, Т.А. Управление образованием дошкольников в области физической культуры [Текст]: дис...канд. пед. наук / Т.А. Овечкина. - СПб., 2003. - 184 с.

Bibliography

1. Dzhurinsky, A.N. History of Pedagogics : Manual for Students of Higher Pedagogical Educational Establishments / A.N. Dzhurinsky. - M.: VLADOS Humanitarian Publishing Center, 1999. - 432 p. [in Russian]

2. Goloshchapov, B.R. History of Physical Culture and Sports : Manual for Students of Higher Pedagogical Educational Establishments / B.R. Goloshchapov. - M.: Akademia Publishing Center, 2001. - 312 p. [in Russian]

3. History of Physical Culture and Sports: Textbook for Institutes of Physical Training / Edited by V.V. Stolbov. - М.: Fizkul’tura i Sport, 1983. - 359 p. [in Russian]

4. Ovechkina, T.A. Pre-Schoolers’ Education Management in the Sphere of Physical Training: Thesis... Cand. of Ped. / T.A. Ovechkina. - S.-Petersburg, 2003. - 184 p. [in Russian]

5. Ponomarev, N.I. Origin and Initial Development of Phisycal Education [Text] / N.I. Ponomarev. - M.: Fizkul’tura i Sport, 1970. - 248 p. [in Russian]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.