Научная статья на тему 'История развития модели'

История развития модели Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
150
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБСТАНТИВАЦИЯ ИНФИНИТИВА / ДИАХРОНИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ПЕРЕХОДНОСТЬ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ / ГРАММАТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / SUBSTANTIVATION INFINITIVE / DIACHRONIC STUDIES / THE TRANSITIVITY OF THE MORPHOLOGICAL CATEGORIES / GRAMMATICAL INTERPRETATION / GERMAN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гутникова Алла Владимировна, Швец Владимир Николаеви

В статье поднимается одна из нерешенных проблем современного языкознания, частеречная принадлежность инфинитива. В работе предпринимается попытка проследить развитие данной словоформы в индоевропейской группе языков, а также ее функционирование в немецком языке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History of model development

In the present article one of unsolved linguistic problems, viz. to which parts of speech can infinitive belong is observed. Attempts to retrace its development in the Indo-European languages and particularly its functioning in German language are made.

Текст научной работы на тему «История развития модели»

ступеня канд. філ. наук : спец. 10.02.02 «Російська мова» / С.А. Панченко. — Дніпропетровськ, 2008. — 20 с.

7. Какорина Е.В. Новизна и стандарт в языке современной газеты: особенности использования стереотипов / Е.В. Какорина // Поэтика. Стилистика. Язык и культура. — М.: Наука, 1996. — 177 с.

8. Пеньковский А.Б. О семантической категории «чуждости» в русском языке / А.Б.

Пеньковский // Проблемы структурной лингвистики. — М.: Наука, 1989. — С. 54— 82.

9. Лассан Э. Дискурс власти и инакомыслия в СССР: когнитивно-риторический анализ /

Э. Лассан. — Вильнюс: Изд-во Вильнюс. ун-та, 1995. — 232 с.

10. Федотова О. Комунікативно-прагматична типологія оцінних речень / О.І. Федотова // Мовознавство. — 1988. — № 3. — С. 70—72.

Стаття надійшла до редакції 1 листопада 2011 р.

J. O. Hariunova

VERBALIZATION OF ETHICAL ESTIMATION IN THE CINEMA-CRITICAL

DISCOURSE

The article deals with the problem of linguistic means of expression the moral-ethical estimation in the cinema-critical texts. The author accents on the point that ethical categories are bonded with the conception of standard and stereotype. Analyzing the fragments of texts he takes into consideration the explication of values orientatiors which is represented in common-human and individual linguistic map of the world. In the article the author is researching the phenomenon of otherness, globalization of social conflict and opposition of values worlds of communicators.

УДК 81’1

А. В. Гутникова, В. М. Швец

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МОДЕЛИ

В статье поднимается одна из нерешенных проблем современного языкознания, частеречная принадлежность инфинитива. В работе предпринимается попытка проследить развитие данной словоформы в индоевропейской группе языков, а также ее функционирование в немецком языке.

Ключевые слова: субстантивация инфинитива, диахронические исследования, переходность морфологических категорий, грамматическая интерпретация.

В современном языкознании отсутствует единая точка зрения относительно инфинитива как части речи, а также работы по его исследованию на сравнительноисторическом и типологическом уровнях. Актуальность исследования обусловлена необходимостью всестороннего изучения и определения статуса субстантивированного инфинитива в индоевропейскимх языках.

В сравнительно-историческом аспекте безаффиксное словообразование представлено в работах В.Вильманса, Г.Пауля, В.Хенцена [1; 2; 3].

Целью данной работы является диахроническое исследование модели субстантивации глагольного инфинитива на материале индоевропейских языков. Цель работы предполагает решение следующей задачи, как то определить морфологический статус такой формы как инфинитив.

На синхронном уровне субстантивированный инфинитив являет собой продукт словообразования, а конверсия представляется простейшим средством образования отглагольного имени (см. работы Г.Вельмана, В.Вильманса, Г.Пауля, М.Д.Степановой).

Диахронические исследования в области глагольного инфинитива показывают, что первично данная словоформа в индоевропейском языке-основе была обычным отглагольным именем, выполняющим функцию дополнения к финитному глаголу и выражающем цель мысли либо цель действия.

В исследованиях К.Г.Красухина хеттский и ведический инфинитивы выступают в качестве отглагольного имени, утратившим связь с парадигмой склонения [4, с. 190]. В этих архаичных языках данные абстрактные имена функционируют как предикат гипотетического или предписываемого действия, что наблюдается в ряде современных индоевропейских языков и свидетельствует об общем происхождении имени и глагола [4, с. 90], а также служат производящей основой для образования герундиев-герундивов и причастий.

Иная точка зрения на происхождение инфинитива содержится в работах

Н.А.Луценко, согласно которой данная лексема возникла из имени как “...первичной формы существования единиц языка” [5, с. 17] и послужила основой для появления глагола. Инфинитив как имя действия развивает временную дифференциацию, систему личных форм, наклонений, то есть, становится этимоном глагола.

Несмотря на взаимоисключающие концепции развития инфинитива, можно признать тот факт, что инфинитив - явление архаичное, которое прочно вошло в словообразовательную систему индоевропейских языков, а сам инфинитив может рассматриваться как “окаменевшая падежная форма” имени существительного.

На более поздних этапах языкового развития инфинитивы в функции дополнения все более вовлекаются в поле глагола, теряя свой номинативный характер и приобретая новые морфологические категории, становясь одной из форм глагольной парадигмы. Впоследствии, как указывает Г.Пауль, Х.Клооке [6, с. 10; 7, с. 318], в таких индоевропейских языках как греческий, латынь, романские, древнегерманские языки происходит повторная субстантивация инфинитива. Он принимает синтаксические и частично формальные признаки существительного, исходной точкой для чего является двойственная функция инфинитива в безличных предложениях - дополнение к сказуемому и, одновременно, субъект, например: лат Еггаге Штапит est ‘человеку свойственно ошибаться’ или ‘человеку свойственны ошибки’.

Таким образом, инфинитив представляется феноменальным явлением, так как границы между глагольным и субстантивным инфинитивами недостаточно четки. С одной стороны - это абстрактное имя с функцией опредмечивания предикативной конструкции, с другой - сохраняются грамматические категории глагола.

Древнегерманский инфинитив сохраняет формальную соотнесенность с именами действия и может склоняться как имя существительное, выступая в качестве герундия, что позволяет считать его отглагольным существительным среднего рода с основообразующим суффиксом -(о)по. В работах по сравнительной грамматике германских языков отмечается, что данное отглагольное имя может характеризоваться как застывшая падежная форма, которая нейтральна в залоговом и временном отношении и не имеет системы склонения, но в западногерманском ареале встречаются формы генитива и датива от основ на - що [8, с. 217].

В древневерхненемецком языке возрастает количество субстантивированных инфинитивов под влиянием поздней латыни, сочетая в себе номинативную и вербальную функцию. Эти образования характеризуются наличием флексий в генитиве и дативе, а также отсутствием формы множественного числа, что свидетельствует об абстрактности значения данных имен. В отношении древневерхненемецких

субстантивированных инфинитивов Т.Л.Пашевская придерживается той точки зрения, что все они передают в опредмеченном виде процесс или действие, поэтому она выделяет две семантические группы: 1) имена физического действия; 2) имена нефизического действия [9].

Активно возрастает количество субстантивированных инфинитивов в средневерхненемецкий период, особенно от сложных и префиксных глаголов. Эта тенденция связана с расцветом придворной лирики, для которой характерен “номинативный стиль”, а также с трудами средневековых мистиков, язык которых насыщен абстрактными именами существительными на heit-, ung- и субстантивированными инфинитивами.

В этот период языкового развития идет закрепление формальных признаков субстантивации инфинитива, таких как наличие артикля, притяжательных местоимений, определения, а также указание на субъект или объект глагольного действия в генитиве. Вербальный инфинитив характеризует наличие препозитивной частицы ze, а также окончания дательного и родительного падежей, однако и в этот период наблюдаются случаи употребления инфинитива, чья грамматическая интерпретация которого двояка, так как глагольный инфинитив переживает распад флексий в дативе (- enne) и генетиве (- ennes), а развитие новых флексий у субстантивированного инфинитива идет параллельно и еще не завершено.

Средневерхненемецкий инфинитив является объектом исследования в работе Х.Клооке [10]. Автор рассматривает субстантивированный инфинитив как имя с абстрактной семантикой, появляющееся на относительно позднем этапе исторического развития и изначально имеющее глагольные признаки. Сема предметности, по мнению автора, развивается у дериватов на -en только в нововерхненемецком языке, а в средневерхненемецкий период они представляют собой “чистые” имена акциональные.

В части работы, посвященной историческому развитию субстантивированного инфинитива в индоевропейских языках, содержатся данные о существовании таких дериватов в греческом, латыни, в древнефранцузском и древнепровансальском языках, где они принимают флексии существительного, а также образуют формы множественного числа. Это свидетельствует о развитии семантики этих производных в сторону предметности, а, значит, субстантивация инфинитива являет собой не новообразование немецкого языка, а прочно входит во всю индоевропейскую систему, и процесс “опредмечивания” вряд ли может быть датирован современным этапом, как на это указывает Х.Клооке.

Отрицание опредмеченных дериватов в средневерхненемецком может служитьтолькна анализе текстов Отфрида, придворной поэзии и работ по схоластике Екхарта, где субстантивированный инфинитив выступает как стилистический элемент и неотъемлемая часть номинативного стиля. Именно влияние латыни на литературу XI - XII веков, схоластику средневековья, а также “расцвеченный”, по Х.Бринкману [11, с. 95] стиль придворной и рыцарской лирики предполагают использование единиц номинативного характера, снимающих вербальную динамику, то есть имен с акциональной семантикой. Отсутствие субстантивированных инфинитивов в семой конкретности в диапазоне всего периода не может служить характеристикой всего периода.

Список использованной литературы

1. Wilmanns W. Deutsche Grammatik. Zweite Abteilung: Wortbildung / W. Wilmanns. -Berlin - Leipzig: de Gruyter & Co, 1930. - 671 S.

2. Paul H. Deutsche Grammatik / H. Paul 5. Aufl. - Halle (Saale): Niemeyer, 1958 .- Bd. 1.-

345 s. (а); Bd. 4. - 425 S (б).

3. Henzen W. Deutsche Wortbildung / W. Henzen. - Tubingen: Niemeyer, 1965. - 314s.

4. Красухин К.Г. Система индоевропейских инфинитивов и связанных с ними отглагольных имен / К.Г. Красухин // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. - 1996. - № 6. - С. 79 - 92.

5. Луценко Н.А. Предисловие к статье В.А.Корнилова «Причастия «будущего времени»

в произведениях современных писателей» / Н.А. Луценко // Язык. Смысл. Текст: сб. ст. - Донецк, 1994. - С. 14 - 18.

6. Paul H. Mittelhochdeutsche Grammatik. 22. Aufl. / Hrsg. von Hugo Moser / H. Paul -

Tubingen: Niemeyer, 1982. - Bd. 5. - 370 s

7. Kloocke H. Der Gebrauch des substantivierten Infinitivs im Mittelhochdeutschen / H. Kloocke - Goppingen: Kummerle, 1974. - 210 s.

8. Прокош Э. Сравнительная грамматика германских языков / Э. Прокош. - М.: Изд-во

иностр. лит-ры, 1954. - 379 с.

9. Пашевская Т.Л. Основные словообразовательные типы имен действия в немецком

языке и словосочетания с ними: Автореф. дис...канд. филол. наук: 10.02.04. / Т.Л. Пашевская. - Л. ЛГУ, 1958. - 17 с.

10. Kloocke H. Der Gebrauch des substantivierten Infinitivs im Mittelhochdeutschen / H.Kloocke - Goppingen: Kummerle, 1974. - 210 s.

11. Brinkmann H. Wesen und Form mittelalterlicher Dichtung / H. Brinkmann - Tubingen: Niemeyer, 1964. - 204 s.

Стаття надійшла до редакції 27 жовтня 2011 р.

А. В. Гутнікова, В. М. Швець

ІСТОРІЯ РОЗВИТКУ МОДЕЛІ Стаття є присвяченою проблемі сучасного мовознавства, а саме субстантивації інфінітиву. У наданій роботі розглядається розвиток цієї словоформи в індоєвропейських мовах.

Ключові слова: субстантивація инфінітиву, діахронічні дослідження,

перехідність морфологічних категорій, граматична інтерпретація.

A. V. Gutnikova , V. M. Shvets

HISTORY OF MODEL DEVELOPMENT

In the present article one of unsolved linguistic problems, viz. to which parts of speech can infinitive belong is observed. Attempts to retrace its development in the Indo-European languages and particularly its functioning in German language are made.

УДК 811.161.2’373.21 О. А. Мороз

ТОПОНІМИ В УКРАЇНСЬКІЙ МОВІ: КОГНІТИВНИЙ, ПРАГМАТИЧНИЙ,

КОНОТАТИВНИЙ АСПЕКТИ

У статті розглянуто топонім як одиницю мовної системи української мови. Виділено аспекти дослідження топонімних найменувань. Зосереджено увагу на проблемі значення топонімної лексики. Подано аналіз конотативних топонімів як одиниць фразеологізмів, художніх текстів тощо.

Ключові слова: топонім, значення топоніма, конотативний топонім.

У межах кожної мови виділяються особливі знаки, що вербально індивідуалізують певні територіальні об’єкти, суспільно значущі для народу, історично й культурно вмотивовані. Формування топонімних систем відбувається разом з буттям

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.