УДК 377 (091)
Верхорубова Оксана Викторовна
кандидат педагогических наук, доцент Брянский государственный университет им. академика И.Г Петровского
Oks. [email protected]
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ
Статья посвящена истории развития знаний о культуре здоровья в отечественной педагогике. Отмечается, что прогрессивные идеи педагогов способствовали развитию знаний о культуре здоровья на различных исторических этапах образования. Показаны эталоны здоровья, существовавшие в концепциях формирования здоровья человека. Автором делается вывод о том, что идеи отечественных педагогов остаются актуальными в современное время и являются педагогическим наследием для будущего учителя.
Ключевые слова: здоровье, культура здоровья, эталоны здоровья, нравственное и физическое здоровье.
Здоровье человека является важнейшей жизненной ценностью, именно поэтому в отечественной педагогике уделяется большое внимание этой проблеме. В связи с низкими показателями в состоянии здоровья молодого поколения, с каждым годом эта проблема приобретает особое звучание и актуальность [3; 4; 6].
Однако будущему учителю, который должен быть компетентен не только в профессиональной сфере, но и в вопросах сохранения здоровья у молодого поколения, серьезно стоит задуматься и поразмышлять, каким образом можно развивать и формировать культуру здоровья у учащихся.
На наш взгляд, в этом смогут помочь ценные идеи и мысли о правильном отношении к своему здоровью великих ученых-педагогов прошлого К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафта, В.П. Каптерева, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др.
К сожалению, в данной статье невозможно упомянуть все работы известных педагогов, но мы уделили особое внимание самым первым «литературным памятникам» древнерусских ученых, в которых были изначально заложены основы «русской культуры здоровья» человека, а также представлены методы оздоровления.
Для нашего исследования представляет значительный интерес концепция эталонных или социокультурных матриц здоровья, предложенная
О.С. Васильевой и Ф.Р. Филатовым [1]. Под социокультурным эталоном здоровья эти авторы понимают обобщенную схему, культурно заданный когнитивный конструкт, определяющий характер интерпретации феноменов здоровья и болезни в контексте рассматриваемой культуры.
Исследователями на материале европейской философской и психологической литературы выделено три типа таких эталонов: античный, адаптационный и антропоцентрический. Античный эталон является базовым для всей европейской культуры. Его суть - в понимании здоровья как внутренней согласованности элементов человеческой природы: тела, души и духа. Здоровый человек, согласно античному эталону, характеризуется уравновешенностью, самообладанием, победой разума
над страстями и духовной автономией (независимостью мыслей и нравственности от политических и социальных перипетий жизни общества).
Основные принципы оздоровления, согласно античному эталону, - это умеренность, разумная забота о нуждах тела и души и стремление жить в согласии с природой. Методы оздоровления связаны с комплексным преобразованием образа жизни на основе очистительного ритуала, приобщения к искусству пения и танца, гимнастики и философского созидания своей человеческой сущности [1, с. 47].
Хочется отметить, что античный идеал во многом повторяет китайские и индуистские концепции формирования здоровья человека.
В ходе исторического развития европейской цивилизации на смену античному идеалу пришел адаптационный эталон здоровья. Здоровье стало рассматриваться как приспособленность индивида к окружающей среде. Животное и человеческое начало в человеке больше не противопоставлялись так резко, как это было у античных авторов, например у Платона. Важным признаком здоровья становится соответствие социально обусловленному стандарту - норме. Здоров тот, кто по своим физиологическим и психологическим проявлениям похож на большинство. Важнейшим социальным маркером здоровья становится социальная адаптация. Такие внутренние критерии здоровья, как субъективное переживание гармоничности своего бытия в мире, считаются недостойными объективного научного анализа. В то же время сохраняется идея о необходимости единения с природой: жизнь в согласии со своей биологической природой и в гармонии с природным окружением.
В педагогике эта идея проявилась как принцип природосообразного воспитания. (Ф. Рабле, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, К.Ф. Лес-гафт, В.П. Каптерев, А.С. Макаренко). Основными путями оздоровления с позиций адаптационного эталона являются оздоровление быта в соответствии с требованиями природосообразности, гуманизация межличностных отношений и следование общепринятым нормам здорового образа жизни. Важно подчеркнуть, что данный эталон является
190
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
© Верхорубова О.В., 2012
преобладающим в современной западноевропейской культуре и в среде российской интеллигенции, особенно у представителей естественных наук.
В среде интеллигенции гуманитарного направления большей популярностью пользуется антропоцентрический эталон - понимание здоровья как всесторонней самореализации, раскрытия творческого и духовного потенциала личности. Здоровый человек, с позиций антропоцентрического эталона, отличается от большинства не совсем здоровых сограждан стремлением к самоактуализации, творческой спонтанностью, духовной автономией от культурных норм и целостностью. Оздоровление тела в рамках этого эталона является естественным следствием психической и духовной жизни человека. Здоровье достигается через открытость новому опыту, развитие личности, интеграцию с другими людьми в доверительном общении и совместном творчестве.
С антропоцентрической точки зрения, теряет смысл вопрос об универсальных критериях здоровья. Здоровье - явление сугубо индивидуальное. Пожалуй, единственным объективным его критерием остается эффективная биологическая адаптация тела к изменениям жизненной среды и продуктивность творчества человека, его вклад в культуру. Основные пути оздоровления - творческое самораскрытие, самопознание, духовные практики самосовершенствования, ведущие к вершинным переживаниям (по А. Маслоу).
Примерами педагогической интерпретации антропоцентрического эталона могут служить педагогические системы свободного воспитания (Л. Н. Толстой), вальдорфовской педагогики (Р. Штейнер), гуманно-личностной педагогики (Ш.А. Амонашвили).
Долгое время русское образное восприятие феномена здоровья существенно отличалось от заимствованных от Византии и освященных православным вероучением античных концепций. В древней русской культуре здоровье не имело четко обозначенного внутриличностного компонента. В этом культура Древней Руси существенно отличалась от античного эталона здоровья с его идеей умеренности и ответственности за свое благополучие. «Здоровье в русской культуре - это качественная характеристика бытия человека как единицы рода, что выражено в растительной метафоре здоровья. Характерно, что «лесное дерево» как многозначный символ-эталон может сочетать в себе основные аспекты трех рассмотренных выше социокультурных образцов здоровья: внутреннее единство, цельность (ствол), включенность в сообщество (лес) и непрерывное развитие - рост... Однако русское национальное мировосприятие, в силу своей специфики, наибольшее значение придавало одному из трех эталонных компонентов символа - общности индивидуального и родового, выраженной в «собор-
ности» русского леса. Русские деревья всегда собраны в лес, это космос родового сознания. Одиноко растущее дерево - олицетворение горестной доли, кручины. В таком своеобразии национального мировосприятия и следует искать корни русского «лесного» здоровья: человек обретает крепость (тела и духа) в роду (как дерево в лесу), а род крепнет в каждом отдельном человеке» [1, с. 257].
Мы уделили такое внимание древнерусскому пониманию здоровья, т.к. оно составляет основу современной российской культуры и национального менталитета. Национальные эталоны здоровья помогают понять логику концепций сохранения и укрепления здоровья учащихся в российской системе образования, к описанию которых мы теперь переходим.
Один из первых известных науке русскоязычных текстов педагогического содержания «Поучение князя Владимира Мономаха детям» (1117 г.) содержит целостную философию здорового образа жизни, ориентированную на представителя воинской дружины. В каждой фразе этого текста звучат наставления о том, что телом надо быть худым, но крепким; солнце не должно заставать в постели; в походе и на привале ум не должен быть в праздности, нужно занимать себя достойной беседой или молитвой. Этот документ весь пронизан духом суровой, но прагматичной воинской аскезы, цель которой - сделать тело и душу профессионального воина универсальным оружием. На многие века поучение Владимира Мономаха стало архетипичес-ким кодексом культуры здоровья для российского дворянства, важнейшим элементом жизни которого было ратное служение отечеству [2, с. 34].
Пласт средневековой российской культуры гражданского общества более полно выражен в другом источнике - древнерусском сборнике «Пчела», составленном монахом Антонием. Рассказы сборника свидетельствуют, что уже в XII в. на Руси традиции физического воспитания молодежи давно вышли за рамки воинского сословия и являлись частью повседневного образа жизни всего социума. Составители сборника одобрительно упоминают древнерусский обычай борьбы юношей на игрищах, обращают внимание на приемы, которые развивают и укрепляют тело. В рассказах можно найти множество не утративших актуальности мыслей о гигиене сна, одежды, жилища и особенно труда, рассматриваемого как оздоровительный фактор. «Изрядная благая телу - безнедужное здравие», - так можно выразить словами авторов основную идею сборника [4, с.10].
Таким образом, и в древнерусской народной культуре, и в воспринятом от Византии православии не было пренебрежения к телу, его чистоте и здоровью. Установка на «безнедужное здравие», т.е. целостное существование, основанное на гармонии телесного и духовного начал человека, яв-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 3
191
лялась неотъемлемым компонентом российской эт-нокультуры. Забота о здоровье, являвшаяся неотъемлемым элементом жизни воинской элиты общества и органично вплетенная в обрядово-бытовую жизнь простого люда, естественным образом стала элементом российской образовательной системы.
Например, трактат Е. Славинецкого «Гражданство обычаев детских» (XVII в.). Помимо советов о нравственном воспитании, в книге впервые в допетровской России регламентируется гигиеническое поведение детей, описываются наиболее характерные черты санитарного быта школьников: питание, игры, режим сна, одежда, гигиена тела. Как добрые обычаи предков описываются гигиенические процедуры ухода за телом: утреннее умывание лица и рук, мытье рук перед учением, перед едой; обращается внимание на гигиену полости рта, приводятся данные о средствах механической очистки зубов. В трактате впервые подчеркивается необходимость связи умственного и физического воспитания в школе, роль труда для полноценного развития ребенка [4, с. 14].
С середины XVIII века проблеме сохранения здоровья в России уделяется особое внимание. В этот период заслуживают внимания работы великого ученого М.В. Ломоносова. Меры по сохранению и укреплению здоровья были предложены им в обращении «О сохранении и размножении российского народа». Целью обращения было улучшение благосостояния народа путем распространения культуры, научных и медицинских знаний. Большое внимание ученый придавал анализу факторов развития и формирования личности молодого человека. Он раскрыл влияние среды на здоровье молодежи и обратился к проблеме нравственного воспитания молодого поколения. Его работы «О сохранении и размножении российского народа» и работы о проблемах воспитания юношества позволяют считать его первым русским валеоло-гом, изучавшим проблему человека в медико-педагогической совокупности [цит. по 3, с. 32]. Отмечая актуальность этой проблемы в учебных заведениях, в регламентах московской академической гимназии, издавались указания об организации правильного режима питания и его полноценности, распорядка дня и расписания занятий, медицинской помощи учащимся и т.д.
С середины ХК-начала XX вв. проблема здоровья человека в педагогике рассматривалась как составляющая культуры человека. Известный ученый Н.И. Пирогов (1810-1881 гг.), заложил основы педагогической валеологии. В его работах были выделены такие важные аспекты здоровья, как духовный, нравственный, социальный и соматический [цит. по 4, с. 19].
Особый интерес представляют работы великого русского педагога К.Д. Ушинского, который счи-
тается основоположником научной педагогики и антропологического направления в России. Ученый считал высшей целью воспитания целостное развитие личности. Он обосновал в педагогике «антропологический принцип», который означает признание целостности человека, неделимости его духовной и телесной природы в сочетании умственного и нравственного воспитания с физическим воспитанием. В его труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1867-1868 гг.) утверждается, что педагогу недостаточно знать принципы и конкретные правила воспитания, а необходимо изучать сколь возможно тщательней физическую и душевную природу человека вообще, изучать своих воспитанников и окружающие их обстоятельства, так как любая педагогическая мера в конкретных обстоятельствах может иметь как полезные, так и вредные последствия.
Выражая заботу о здоровье молодого поколения, он предложил создание педагогических факультетов, высказывая мысль о том, что культура здоровья, - это не только «культура тела», но и нравственное здоровье. Он писал: «Если у нас есть медицинские факультеты и нет факультетов педагогических, то это лишь означает, что здоровьем своего тела мы дорожим больше, чем здоровьем нравственным и воспитанием.» [5, с. 56]. Считаем, что и сегодня звучат актуальными для будущего педагога слова известного великого педагога К.Д. Ушинского о пользе для здоровья физической активности: «Важнейшим условием, повышающим работу памяти, является здоровое состояние нервов, для чего необходимы физические упражнения» [5, с. 85]. Его мысли о единстве психического и физического, о значении трудовой деятельности в процессах умственного, физического и нравственного совершенствования человека, о роли деятельности и активности как важнейших факторах воспитания нашли отражение в таких работах, как «Труд в его психическом и воспитательном значении» (1860), «Педагогическая антропология» (1868).
Таким образом, уже в первых педагогических работах ученых в России уделялось значительное внимание формированию культуры здоровья молодежи, и были обозначены все актуальные и по сегодняшний день аспекты.
Резюмируя вышеизложенное, можно утверждать, что идеи отечественных педагогов о культуре здоровья могут служить педагогическим наследием для развития культуры и образованности каждого человека, а особенно, будущего учителя.
Библиографический список
1. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки. - М.: Академия, 2001. - 260 с.
2. История педагогики / под ред. М.Ф. Шабае-вой. - М., 1981. - 145 с.
192
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
3. Преемственность формирования культуры здоровья учащихся в образовательной среде региона: коллективная монография / науч. ред. Р.В. Рожнов. - Пенза: Информационно-издательский центр ПГУ, 2006. - 104 с.
4. Прохорова Э.М. Валеология: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 450 с.
5. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 1. - М., 1974. - С. 56-84.
6. Шенделева С.В. Подготовка будущих учителей к формированию культуры здоровья школьников в педагогических вузах России (1918 - конец 90-х гг. XX в.): Дис. ... канд. пед. наук. - Чита: ЗГУ, 2008. - 216 с.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3
193