Научная статья на тему 'История рассмотрения хозяйственных споров в Республике Беларусь'

История рассмотрения хозяйственных споров в Республике Беларусь Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1262
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online
Область наук
Ключевые слова
ВЕРХОВНЫЙ СУД / ВЫСШИЙ ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ СУД / ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОБЛАСТНЫЕ СУДЫ / ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СУДЫ Г. МИНСКА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СУДЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Слабоспицкий Анатолий Сергеевич

В статье рассматривается современная история развития специализированных государственных органов по разрешению хозяйственных споров в Республике Беларусь. Выделяются два этапа развития рассмотрения экономических споров в Республике Беларусь. Делается вывод об объединении двух структурно обособленных ветвей судебной системы системы хозяйственных судов и общей юрисдикции путем образования единого высшего суда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the modern history of specialized state bodies for settling commercial disputes in the Republic of Belarus. Two stages of the development of commercial disputes settling in the Republic of Belarus are considered. As a result, the commercial courts and the common law courts of the Republic of Belarus have been merged to make the Supreme Court.

Текст научной работы на тему «История рассмотрения хозяйственных споров в Республике Беларусь»

СЛАБОСПИЦКИЙ А. С.

ИСТОРИЯ РАССМОТРЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СПОРОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Аннотация. В статье рассматривается современная история развития специализированных государственных органов по разрешению хозяйственных споров в Республике Беларусь. Выделяются два этапа развития рассмотрения экономических споров в Республике Беларусь. Делается вывод об объединении двух структурно обособленных ветвей судебной системы - системы хозяйственных судов и общей юрисдикции - путем образования единого высшего суда.

Ключевые слова: хозяйственные областные суды, хозяйственные суды г. Минска, Высший хозяйственный суд, экономические суды, Верховный суд.

SLABOSPITSKIY A. S.

THE HISTORY OF COMMERCIAL DISPUTES IN THE REPUBLIC OF BELARUS

Abstract. The article deals with the modern history of specialized state bodies for settling commercial disputes in the Republic of Belarus. Two stages of the development of commercial disputes settling in the Republic of Belarus are considered. As a result, the commercial courts and the common law courts of the Republic of Belarus have been merged to make the Supreme Court.

Keywords: regional commercial courts, Minsk commercial courts, Supreme Commercial Court, commercial courts, Supreme Court.

Совершенствование систем государственных органов, осуществляющих правосудие по экономическим спорам, является одним из важнейших направлений деятельности союзного государства - Республики Беларусь.

Под рассмотрением экономических споров в данной статье понимается деятельность специализированных государственных судов по рассмотрению и разрешению споров между субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, а также споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, в связи с предпринимательской деятельностью.

Выбрав в качестве критерия выделение инстанции в отдельное звено судебной системы в формировании системы специализированных судов по рассмотрению экономических споров в Белоруссии, можно выделить два этапа развития рассмотрения экономических споров в Республике Беларусь: 1) с 1991 года по 2013 год; 2) с 2013 года по настоящее время.

Первый этап. По мнению профессора В. С. Каменкова точкой отсчета новейшей истории экономического правосудия Белоруссии можно условно считать 5 июня 1991 года, когда был принят Закон «О хозяйственном суде в Республике Беларусь» (закон о хозяйственном суде 1991 года) [1]. Указанный закон устанавливал, что хозяйственные суды Белоруссии уполномочены разрешать споры, возникающие из предпринимательской деятельности, а также споры о признании недействительными актов органов власти затрагивающих интересы предприятий и организаций, за исключением актов нормативно правовых актов. Согласно вышеуказанному закону в систему хозяйственных судов Белоруссии входили Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь (ВХС РБ) и хозяйственные суды областей Республики Беларусь. В то же время вышеуказанный закон ликвидировал систему государственных и ведомственных арбитражей, которые рассматривали большинство хозяйственных споров. ВХС РБ был ответственен за организацию, состояние и совершенствование деятельности хозяйственных судов, осуществлял проверки нижестоящих судов, изучал, обобщал и распространение положительную практику работы. Интересно отметить, что вышеуказанный закон о хозяйственном суде 1991 года не регулировал полномочия, порядок образования и деятельности областных хозяйственных судов.

Процессуальной основой деятельности хозяйственных судов стал введенный в действие с 1 июля 1991 года кодекс Республики Беларусь № 838-ХП «Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь» (ХПК 1991 года) [2]. В ХПК 1991 года под хозяйственными спорами понималось споры, возникающие при заключении, изменении, расторжении и исполнении хозяйственных договоров или осуществлении иной хозяйственной деятельности. ХПК 1991 года устанавливал, что хозяйственным судам в Республике Беларусь подведомственны споры, участниками которых являлись юридические и физические лиц, в том числе иностранные, а также государственные и другие органы. Хозяйственным судам так же были подведомственны споры о признании недействительными актов органов власти затрагивающих интересы предприятий и организаций, за исключением актов нормативно правовых актов.

Согласно ХПК 1991 год ВХС РБ в качестве суда первой инстанции рассматривал экономические споры с участием сторон зарегистрированным в юрисдикциях разных государстве, при условии наличия между этими государствами соглашениями, а также при наличии соглашения сторон. К юрисдикции областных хозяйственных судов как судов первой инстанции относились все экономические споры, кроме споров, отнесенных к юрисдикции ВХС РБ. ВХС РФ обладал полномочиями в пределах подведомственности споров хозяйственным судам Республики Беларусь изменять подсудность экономических

2

споров, в том числе и принимать к своему производству и разрешать любой экономический спор. ВХС РБ пересматривал в порядке надзора судебные акты областных хозяйственных судов.

23 апреля 1992 г. Верховный Совет Республики Беларусь принял Концепцию судебно-правовой реформы (Концепция 1992 года)[3]. В вышеуказанной концепции предлагалось реформировать систему хозяйственных судов на началах децентрализации за счет функционального разделения организационных форм судебной власти. Предусматривалась предусматривалось образование специализированных коллегий, которые в последствии могут быть расширены до обособленных звеньев системы хозяйственных судов.

15 марта 1994 года была принята Конституция Республики Беларусь [4], согласно которой судебная власть была закреплена на конституционном уровне.

Дальнейшим шагом по модернизации нормативно-правовой базы в области экономического правосудия стал принятие новой редакции ХПК РБ [5]. Согласно новому ХПК РБ в целях усовершенствования процедуры проверки судебных актов в хозяйственных судах первой инстанции была создана кассация инстанция.

9 декабря 1998 года был принят Закон Республики Беларусь № 217-З «О хозяйственных судах в Республике Беларусь» (закон о хозяйственных судах от 1998 года [6]. Принятие вышеуказанного закона было обусловлена различными причинами, в частности унификацией. За прошедшие 7 лет описанная в законе о хозяйственном суде от 1991 года система, состав и структура хозяйственных судов в Республики Беларусь были неоднократно уточнены и дополнены в отдельных нормативно правовых актах. В соответствии с законом о хозяйственных судах от 1998 года система хозяйственных судов состояла из следующих элементов: 1) Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь; 2) хозяйственные суды областей, хозяйственный суд города Минска.

ВХС РБ действовал в составе Пленума ВХС РБ, Президиума ВХС РБ, коллегии по проверке законности решений хозяйственных судов, судебных коллегий по разрешению отдельных категорий споров. Пленум ВХС РБ рассматривал в порядке надзора протесты на судебные акты Президиума ВХС РБ. Президиум ВХС РБ рассматривал в порядке надзора протесты на судебные акты коллегии ВХС РБ. Коллегия ВХС РБ по проверке законности решений хозяйственных судов рассматривала в порядке надзора протесты на судебные акты ВХС РБ, вынесенные при разрешении дел в первой инстанции, а также на судебные акты нижестоящих судов. Судебные коллегии ВХС РБ рассматривали в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные процессуальным кодексом к их подсудности споры.

В Хозяйственных судах областей и г. Минска рассматривались экономические споры в качестве суда первой, кассационной и в надзорной инстанции. В кассационной коллегии

3

рассматривались не вступившие в законную силу судебные акты соответствующего хозяйственного суда области и г. Минска. Председатель хозяйственного суда области (г. Минска) рассматривал жалобы и представления в рамках надзорной инстанции на не обжалованные в кассационной инстанции, но вступившие в законную силу судебные акты соответствующего хозяйственного суда области (г. Минска).

10 апреля 2002 г. указом Президента Республики Беларусь № 205 была принята Концепция совершенствования законодательства Республики Беларусь (Концепция от 2002 года). Данная концепция предусматривала образование либо нового звена судебной системы - Кассационных хозяйственных судов, либо образование в ВХС РБ кассационной коллегии.

В целях дальнейшего совершенствования хозяйственного судопроизводства в марте 2005 года вступил в силу третий ХПК РБ (ХПК РБ от 2005 года) [7]. В третьей редакции ХПК РБ от 2005 года появилась апелляционная коллегия в хозяйственных областных судах и г. Минске и кассационная коллегии при ВХС РБ. В результате были сформированы четыре судебные инстанции в двухзвенной системе хозяйственных судов.

Первая инстанция рассматривает все дела, отнесенные к подведомственности хозяйственных судов, по существу. Апелляционная инстанция рассматривает жалобы и протесты на судебные акты суда первой инстанции, не вступивших в законную силу, при котором производится проверка юридической и фактической стороны дела в пределах поступившей апелляционной жалобы [8]. Дела в кассационном порядке рассматривались в специально созданной Кассационной коллегии ВХС, основная функция которой состояла в проверке законности вступивших в законную силу судебных постановлений [9]. Дела в порядке надзора рассматривали Пленум и Президиум ВХС РБ. Производство в порядке надзора являлось исключительной стадией хозяйственного процесса. Это обусловлено тем, что надзорное производство могло быть возбуждено только по протестам очень узкого круга должностных лиц ВХС РБ и органов прокуратуры. Существенно ограничены основания, по которым может быть принесен протест.

В целях дальнейшей систематизации законодательства о судоустройстве и статусе

судей в Концепции от 2002 года высказывалась необходимость принятия единого

кодифицированного акта. 29 июня 2006 г. был принят Кодекс Республики Беларусь о

судоустройстве и статусе судей [10] (далее — Кодекс о судоустройстве). В данном кодексе

была закреплена сложившаяся система хозяйственных судов. Кодекс о судоустройстве

предусматривал образование в структуре хозяйственных судов судебных коллегий,

специализацию судей по рассмотрению отдельных категорий дел. В частности, в

хозяйственных судах области и г. Минска могут образовываться: судебная коллегия по

рассмотрению дел в качестве суда первой инстанции, апелляционная судебная коллегия, а

4

также специализированные судебные коллегия (коллегии по банкротству, по налоговым спорам и по административным делам). Согласно Кодексу о судоустройстве хозяйственные суды областей и г. Минска рассматривают в пределах своей компетенции дела в качестве суда первой и апелляционной инстанции. ВХС РБ действует в составе Пленума ВХС РБ, Президиума ВХС РБ, Кассационной коллегии ВХС РБ, судебной коллегии по рассмотрению дел в качестве суда первой инстанции ВХС РБ, а также двух специализированных коллегий: по банкротству и по налоговым спорам ВХС РБ. ВХС РБ рассматривал в пределах своей компетенции дела по первой, кассационной и надзорной инстанции.

На первый взгляд, Кодекс о судоустройстве регулирует все аспекты организации системы хозяйственных судов. Однако, на деле это далеко не так. Одним из недостатков данного кодекса является довольно большое количество отсылочных норм. Есть в данном кодексе и нормы с ориентацией на перспективу.

Хозяйственным судам также были подведомственны споры об административных правонарушениях, затрагивающие осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности. Для осуществления данных полномочий первоначально применялся ХПК РБ, но с 1 марта 2007 года Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (ПИКоАП РБ) [11] стал единственным законом, устанавливающим порядок административного процесса. ПИКоАП РБ устанавливает особый порядок пересмотра судебных актов первой инстанции. С начала действия ПИКоАП судебные акты могут быть обжалованы председателю соответствующего суда. Действия и решения председателей низших судов могут быть обжалованы председателю ВХС РБ.

С 1 марта 2007 г. вступил в силу Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП РБ). КоАП РБ представляет собой кодифицированный нормативный правовой акт, направленный на обеспечение правопорядка и должной государственной дисциплины во всех сферах деятельности общества и государства [12].

До принятия КоАП РБ хозяйственные суды Республики Беларусь рассматривали лишь дела по ограниченным составам административных правонарушений. В соответствии с указом Президента Республики Беларусь от 8 октября 2008 года № 553 в целях обеспечения качества правосудия в ВХС РБ была образована судебная коллегия по административным делам [13].

Кроме проводимой модернизации системы хозяйственных судов не прекращалась работа по проведение модернизации всей судебной системы. 25 марта 2008 г. в г. Минске проведено республиканское совещание судей Белоруссии с участием Президента Республики. По итогам совещания был сделан вывод, что в качестве недостатков

5

существования полицентрической судебной власти является отсутствие единообразия практики, а также трудности в определении подведомственности споров [14].

В результате на данном совещании выработана единая политика совершенствования судоустройства и судопроизводства путем объединения общих и специализированных судов.

Эти идеи были реализованы Декретом Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 года № 6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь» (Декрет Президента Республики Беларусь 2013 года). С 1 января 2014 года объединены Верховный Суд РБ и ВХС РБ, образовав единый высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и экономическим делам - Верховный Суд Республики Беларусь (ВС РБ), возглавляющий систему судов общей юрисдикции Республики. Хозяйственные суды областей и г. Минска переименовали в экономические суды областей г. Минска.

После модернизации система судов общей юрисдикции стала состоять из ВС РБ, областных и Минского городского судов, экономических судов областей и г. Минска, районных и городских судов. В состав ВС РБ действует: Пленум Верховного Суда, Президиум Верховного Суда, а также специализированные судебные коллегии по уголовным делам, по гражданским делам, по экономическим делам, по делам интеллектуальной собственности. В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь 2013 года ВС РБ, Пленум ВС РБ и Президиум ВС РБ помимо полномочий, предоставленных им законодательными актами, наделяются полномочиями, предусмотренными соответственно для ВХС РБ, Пленума ВХС РБ и Президиума ВХС РБ.

Резюмируя вышесказанное, можно отметить следующее. Решение о создании системы специализированных судов в новейшей истории развития экономической юстиции Республики Беларусь было вызвано разными факторами, в том числе и тем, что с переходом страны к рыночной экономике правовое регулирование многих сфер деятельности государства значительно изменилось и расширилось. Система хозяйственных судов развивалась путем создания дополнительных инстанций внутри двух, структурно обособленных, звеньев системы хозяйственных судов. В настоящее время в целях оптимизации штатной численности сотрудников суда, решения проблемы определения подведомственности и единого правоприменения судами общими юрисдикции и хозяйственными судами норм материального права, две структурно обособленные ветви судебной системы - система хозяйственных судов и общей юрисдикции - объединены путем образования единого высшего суда.

ЛИТЕРАТУРА

1. О хозяйственном суде в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 5 июня 1991 г. № 836-XП [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» Республики Беларусь.

2. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь от 5 июня 1991 г. № 838-XП «О хозяйственном суде в Республике Беларусь» [Электронный ресурс]. -Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» Республики Беларусь.

3. Концепция судебно-правовой реформы: принята Верховный Совет Республики Беларусь 23 апр. 1992 г. // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. -1992. - № 16. - Ст. 270.

4. Конституция Республики Беларусь: принята Верховным Советом Республики Беларусь 15 марта 1994 года. - Минск: Полымя, 1994. - 31 с.

5. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь от 15 дек. 1998 г. № 219-З [Электронный ресурс]. - Доступ из ИПС «ЭТАЛОН».

6. Закон Республики Беларусь от 9 дек. 1998 г. №217-З «О хозяйственных судах в Республике Беларусь» [Электронный ресурс]. - Доступ из ИПС «ЭТАЛОН».

7. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь от 15 дек. 1998 г. № 219-З (в ред. от 06.08.2004) [Электронный ресурс]. - Доступ из ИПС «ЭТАЛОН».

8. Дубовик Е. Понятие и виды апелляции в хозяйственном процессе // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. - 2012. - № 1. - С. 140-145.

9. Харланович В. Н. Порядок рассмотрения гражданско-правовых споров в кассационном порядке в хозяйственном суде [Электронный ресурс]. - Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс» Республики Беларусь.

10. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей от 29 июня 2006 г. № 139-3. - Минск: Амалфея, 2008. - 148 с.

11. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20 дек. 2006 г. № 194-3 (в ред. от 07.05.2007) [Электронный ресурс]. - Доступ из ИПС «ЭТАЛОН».

12. Черемисин П. Особенности рассмотрения хозяйственными судами дел об административных правонарушениях [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» Республики Беларусь.

13. Каменков В. С. Что поменялось в хозяйственном судопроизводстве Беларуси за последние 10 лет? // Юрист РБ. - 2011. - № 12. - С. 21-24.

14. Официальный сайт Президента Республики Белоруссии [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://president.gov.by/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.