Научная статья на тему 'История отечественной психиатрии Ю. А. Александровский. М. : «Гэотар-медиа», 2013. Т. 1-3'

История отечественной психиатрии Ю. А. Александровский. М. : «Гэотар-медиа», 2013. Т. 1-3 Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1065
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История отечественной психиатрии Ю. А. Александровский. М. : «Гэотар-медиа», 2013. Т. 1-3»

[РЕЦЕНЗИИ

УДК 616.895

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХИАТРИИ Ю.А. Александровский. М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2013. Т. 1-3.

Три тома объемного труда «Истории отечественной психиатрии» являются результатом многолетней работы известного психиатра и ученого члена-корреспондента РАМН профессора Ю.А.Александровского. По мере подготовки книги автор публиковал ее отдельные фрагменты в научных журналах и неоднократно выступал с соответствующими докладами на съездах психиатров и научных конференциях. Представляется, что предварительные официальные и неофициальные обсуждения сыграли значительную роль в подготовке заключительною варианта рукописи.

В основу изложения материала Ю.А.Алек-сандровский положил хронологический принцип, что является, вероятно, единственным путем последовательного изложения обширного материала. При этом в основных главах, в приложениях и, главным образом, в заключении даются сопоставления исторических и современных событий, определяющих развитие психиатрической науки и практики. Наряду с этим, автор умело обращается к анализу социальной ситуации в стране и общим вопросам развития медицинской науки и здравоохранения, что помогает ему проследить на разных этапах условия формирования отечественной психиатрической службы.

Автор совершенно справедливо исходит из того, что психиатрия как самостоятельная клиническая дисциплина с точки зрения исторического развития сформировалась немногим более 200 лет назад, когда появились первые научные представления о болезненных нарушениях психической деятельности человека. Однако в практической медицине она получила вынужденное признание значительно раньше. Это было обусловлено необходимостью оказания помощи людям с психическими расстройствами и защиты их от нелепых, а иногда и опасных поступков. На всех этапах становления и развития психиатрии на нее в большей мере, чем на другие области медицины, влияли господствовавшие религиозные, философские, мировоззренческие взгляды. Именно с этим связаны драматические, а порой и трагические ее страницы, судьбы и жизни психически больных. Отношение здоровых к психически больным и уход за ними всегда, так или иначе, отражает не только собственно медицинские возможности, но и гуманность, и состояние культуры общества. В этом отношении можно выделить несколько этапов в истории психиатрии. Они определяются эволюцией научных

представлений о существе психических расстройств, а с этим связаны и этапы развития помощи больным. Ю.А.Александровский обоснованно выделяет три периода развития психиатрии.

Первый период начался с развитием первобытнообщинного общества, когда в мировоззрении человека преобладал наивный реализм. При этом стали накапливаться эмпирические сведения о психических нарушениях. Несколько позже появился анимистический взгляд на окружающее и демонологические воззрения на сущность психических расстройств. Этот донаучный период продолжался веками и сводился лишь к изоляции «сумасшедших» и избавлению от них (в ряде случаев к их обожествлению и преклонению перед ними). К концу 18 века он характеризовался тем, что в России «сумасшедшие были удостоены звания больных», находившихся под призрением монахов и монастырей.

Второй, клинико-описательный, период обусловлен появлением понимания в медицинской практике того, что психические нарушения являются проявлением болезни, требующей медицинской помощи. При этом ведущее место занимали (а в ряде случаев занимают до настоящего времени) преимущественно описательные подходы к оценке болезненных нарушений и, пользуясь современным определением, так называемая пассивная терапия.

По мере накопления научных представлений о психической деятельности человека и познания сущности психических заболеваний сформировался третий, медико-социально-терапевтический период развития психиатрии, продолжающийся по настоящее время. Он характеризуется появлением обоснованной и целенаправленной «активной» терапии и реабилитации больных с психическими расстройствами. С началом этого периода наблюдалось интенсивное развитие научных основ психиатрии, создавались новые концепции, уточнялись понятия, пересматривались старые, в основном эмпирически усвоенные взгляды на природу психических нарушений, формировались подходы не только к констатации, но и к пониманию клинических и общебиологических особенностей основных психических заболеваний. Все это являлось необходимой основой для современного развития научной и практической психиатрии.

В соответствии с выделенными автором периодами, в наиболее обобщенном виде история психиатрии представлена как ее развитие от призрения

психически больных к их активному и научно обоснованному лечению. Во втором и третьем периодах, исходя из понимания болезненного характера психических расстройств, в России, как и во многих зарубежных странах, существовало два подхода к обеспечению медицинской помощи психически больным: негосударственная филантропическая, основывающаяся на гуманизме и человеколюбии, и государственно-общественная, исходящая из признания права больного на призрение и лечение, «вмененных» государству и обществу. Приоритет именно государственно-общественной организации психиатрической помощи обеспечил (и обеспечивает в настоящее время) определенные успехи в ее развитии в 20 столетии.

Организация психиатрической помощи как самостоятельной области медицины формировалась в России, как и в других странах, исходя из практической потребности лечения психически больных и ограждения общества от не соответствующей принятым нормам либо опасной их деятельности. Это порождало появление уже в 17-18 столетиях так называемых странноприимых домов, долл-гаузов, отделений для «безумных» при госпиталях, а в последующем и специальных больниц. Наряду с этим, развитие общей медицины, в том числе и клинической психиатрии, потребность в эффективной помощи больным и подготовке квалифицированных врачей постепенно сместили основное направление развития психиатрии из практического ее применения к поиску научно обоснованных диагностических и лечебных подходов. В соответствии с этим в становлении психиатрии 18-е столетие автор справедливо называет веком организации больниц, 19-е столетие - веком создания учебных кафедр психиатрии и клинически обоснованного описания большинства психических расстройств, 20-е столетие - веком организации научно-исследовательских институтов и научных центров. Автор приходит к заключению, что дальнейшее развитие психиатрии будет зависеть, прежде всего, от расширения фундаментальных знаний о психической деятельности и понимания сущности психических заболеваний.

При этом многое будет определяться разработкой методов научного познания и интеграции психиатрии с другими областями наук. Благодаря этому, 21-е столетие, с точки зрения Ю.А.Александровского, станет веком расцвета научной, а затем (на новой научной основе) и практической психиатрии. Однако он подчеркивает, что прогресс современной психиатрии и психиатрии будущего не был бы возможен без знаний о психическом здоровье и психических болезнях, полученных в прошлом. Об этом свидетельствует авторский анализ многих исторических событий, приводимых в книге.

Особое место в книге занимает раздел «Отечественная психиатрия в лицах» (3-й том), в котором собраны очерки о жизни и деятельности известных

отечественных психиатров или отдельных врачебных коллективов.

Их авторами являются, как правило, ученики и коллеги известных психиатров, работавших вместе с ними. Включение в этот раздел глав, носящих мемуарный характер, не отвечает строгим требованиям исторического анализа. Однако, в дополнение к нему, они позволяют современному читателю более наглядно представить время, образ жизни и деятельности психиатров 19-го и 20-го столетий. Этот раздел, несмотря на достаточно большой общий объем книги, ограничен и носит выборочный характер. В дальнейшем он может стать основой специального издания, в которое войдут и другие воспоминания свидетелей психиатрии прошлого. Стоит отметить, что этот раздел, несомненно, представляет особый интерес и привлечет внимание читателей необычностью жанра. Это непосредственные, живые и неординарные по изложению биографические очерки коллег о своих учителях и профессиональных соратниках. Это именно «психиатрия в лицах», как определил этот том автор, и круг этих лиц довольно значителен. Несомненно, мы должны быть признательными Ю.А.Александровскому за осуществление столь сложной работы по «коллекционированию» таких биографических очерков и согласованию с авторами содержания и формы этих разнообразных по стилю изложения биографических свидетельств. Огорчительно лишь отсутствие в книге такого рода биографических очерков о некоторых выдающихся отечественных психиатрах, таких как С.Г.Жислин, Д.Е.Мелехов, В.В.Ковалев, к работам которых мы и сегодня обращаемся довольно часто, а их и ныне здравствующие ученики, по-видимому, могли бы восполнить этот пробел.

В предлагаемой книге предпринята попытка рассмотреть роль научно-врачебных объединений (обществ) врачей-психиатров и проследить их значение в развитии отечественной психиатрии. Из представленных данных вытекает важнейший и недостаточно реализованный в настоящее время вывод о первостепенном значении врачебных сообществ в развитии медицинской помощи вообще и психиатрии в том числе. Особенно значимой в современных условиях становится роль профессионального общества в обеспечении этико-деонтологических норм и поддержании высокого уровня квалификации специалистов.

Все сказанное позволяет считать, что выход в свет книги «История отечественной психиатрии» будет важным событием в нашей психиатрии. Она восполнит имеющиеся пробелы как в представлении об отдельных этапах формирования психиатрической помощи, так и будет способствовать, с позиций исторической преемственности (что особенно важно) развитию фундаментальных направлений учения о психических заболеваниях.

Несомненно, высоко оценивая энтузиазм Ю.А.Александровского, основательность его кро-

потливого труда, удачный стиль изложения и другие достоинства, приходится отметить еще одно очевидное упущение.

Автор изящно избежал освещения ряда сложных, порой драматических коллизий в истории отечественной психиатрии позднего советского периода, ограничившись лишь нейтральными комментариями к некоторым событиям, таким как дискуссии на конгрессе ВПА в Гонолулу, или описанием тех или иных судебно-психиатрических экспертиз. Между тем, для понимания исторического контекста будущему читателю было бы небезынтересно знать не только о прогрессивных тенденциях в развитии психиатрии, но и о «трудных временах», где злоупотребление психиатрией проявлялось не столько в экспертизах так называемых диссидентов, сколько в организации циничных и антигуманных массовых «превентивных госпитализаций» ни в чем не повинных и никаких антисоветских установок не проявлявших людей перед сколько-либо значительными международными мероприятиями, проходившими в стране, вроде Олимпиады 1980 года. Формальным поводом являлся лишь пресловутый «учет» в ПНД, даже в связи с невротическими или патохарактерологическими реакциями. Были чиновники от психиатрии, позволявшие эти акции, но были и рядовые врачи, которые наутро выписывали таких пациентов за отсутствием клинических оснований для госпитализации. Однако моральный ущерб этим сотням, если не тысячам людей был нанесен, а у многих испорчена репутация в профессиональной среде. Можно снова напомнить о несостоявшемся официальном признании этих фактов или хотя бы попытке

объяснения такого рода пренебрежения и правами человека, и мнением всего психиатрического сообщества. Это тем более важно, что возвращение России в мировую психиатрическую среду предполагает не только обсуждение с зарубежными коллегами наших определенных достижений, вопреки социально-экономическим препятствиям последних десятилетий, но и «трудные вопросы», на которые мы должны быть готовы ответить, и не сколько для других, сколько для себя самих. Психиатрия - своего рода коварная сфера профессиональной деятельности, в отношении которой общество в целом настроено тенденциозно и предпочитает фиксировать факты, а не вникать в обстоятельства. Впрочем, Ю.А.Александровский в конце этого раздела признает и тот ущерб, который понесла наша специальность в общественном сознании в России в связи с упомянутыми событиями, и более того, отметил косвенную пользу тех международных инспекций, которые побудили организаторов психиатрии внести радикальные законодательные изменения в систему оказания психиатрической помощи.

Вместе с тем, хочется искренне поблагодарить прежде всего автора, а также издательство «Гэотар-медиа» за огромный труд по написанию и подготовке к изданию «Истории отечественной психиатрии». Книга Ю.А.Александровского по праву встает в один ряд с известными трудами по истории психиатрии Ю.В.Каннабиха (1928) и Т.И.Юдина (1951).

Профессор В.Н. Краснов

Московский научно-исследовательский институт психиатрии

Журнал зарегистрирован в Государственном Комитете СССР по печати.

Свидетельство № 1582 от 25 февраля 1991 г.

Сдано в набор 16.05.2014. Подписано в печать 03.06.2014. Формат 60x90/8. Гарнитура Таймс. Печать офсетная. Бумага офсетная. Уч.-изд. л. 15. Усл. печ. л. 15. Тираж 3000 экз. Заказ 708 от 04.06.14.

Издательский дом «МЕДПРАКТИКА-М»,

123056, Москва, пер. Красина, 15, стр. 1 Tел. (499) 254-22-81, E-mail: id@medpractika.ru; http://www.medpractika.ru

Отпечатано в типографии ЗАО «Новые печатные технологии»

Тел.: +7(495)223-92-00 info@web2book.ru, www.web2book.ru.

© «Социальная и клиническая психиатрия»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.