Научная статья на тему 'История образования у коренных народов Камчатки в середине XIX-XX веках: историографическая ретроспектива'

История образования у коренных народов Камчатки в середине XIX-XX веках: историографическая ретроспектива Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
208
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История образования у коренных народов Камчатки в середине XIX-XX веках: историографическая ретроспектива»

История образования

У КОРЕННЫХ НАРОДОВ КАМЧАТКИ В СЕРЕДИНЕ XIX-XX ВЕКАХ: ИСТОРИОГРАФИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА

Фрумак И.В.

Historiographic Retrospective of Indigenous Peoples of Kamchatka EDUCATION HISTORICAL ASPECT IN THE MIDDLE OF THE XIX-XX CENTURIES

Frumak I. V.

Abstract

The publication is devoted to the analysis of development of Russian historiography concerning the indigenous peoples of Kamchatka education history during the considerable period of time - for more then 100 years. The article ascertains the first home experience of indigenous peoples of Kamchatka education research. The author defines the evolutional way of Russian scientific ideas about national regional education development on the basis of the contemporary science on original sources research. This approach made it possible to distinguish the specific features of the matter and some factors affecting its development in different historical periods.

Анализ российской историографии середины Х1Х-ХХ веков о развитии образования у коренных малочисленных народов Камчатки показывает зависимость

методологических и

концептуальных составляющих, проблематики и источниковой

базы отечественных исследований в области национального образования в регионе от

социального заказа в отношении системы национального

образования в определённые

исторические периоды:

досоветский, советский,

постсоветский. Подходы

отечественной историографии к

исследованию образования у коренных жителей полуострова и его оценки демонстрирую тесную связь с конкретной общественнополитической ситуацией. Эта ситуация и связанные с ней господствующие представления оказывают влияние на целевую установку российского учёного независимо от того, сознаёт он это или нет. В результате, образование у коренных малочисленных народов Камчатки исследуется под определённым углом зрения и тем самым через призму соответствующего социального заказа.

Первый отечественный опыт изучения образования у

аборигенных жителей полуострова был связан с исследованием во второй половине XIX века различных сторон жизни

«инородцев» региона с целью

хозяйственного освоения

дальневосточных территорий

российского государства. Этим обуславливалось фрагментарное изложение состояния просвещения коренного населения Камчатки в рамках социально-экономических и этнографических обзоров

отдельных территорий

Дальневосточного региона . Только в начале ХХ века появляются специальные исследования,

направленные на всестороннее изучение образования у

аборигенных жителейполуострова,

его

количественных

и

качественных составляющих.

Авторы указанных работ занимают различные позиции в отношении перспективы обучения «инородцев» региона. Одни из них, являются сторонниками развития школ и училищ гражданского ведомства, другие - настаивают на всесторонней поддержке церковно-приходских и

миссионерских школ, духовных семинарий. Различные целевые установки российских

исследователей, вызвавшие

полемику об эффективности региональных учебных заведений Министерства просвещения и Святейшего Синода, отражали позиции субъектов социального заказа в отношении системы национального образования на Камчатке. В частности российское правительство стремилось

обеспечить реализацию её экономической функции,

направленную на подготовку аборигенных жителей региона к взаимодействию и сотрудничеству с всё увеличивающимся

русскоязычным населением, на освоение ими новых видов деятельности. Русское

православное духовенство видело своей миссией распространение и укрепление христианства среди «инородцев» полуострова.

В советский период целевая установка отечественной

историографии об образовании у коренных малочисленных народов Камчатки определялась

национальной образовательной доктриной - официальной политикой государства в сере

национального образования,

раскрывающейся через декреты, указы и постановления,

принимаемые для осуществления официально принятого учения и образовательной политики в целом. Эволюционный путь советской научной мысли в области образовании у коренных малочисленных народов

Камчатки, входящих в состав «малых народов Севера», соответствует траектории

развития национальной школы в СССР как особого

самостоятельного типа школ, выделяющихся, прежде всего, своим языком обучения и некоторой спецификой учебного плана, но не отличающихся по существу ни идеалом воспитания, ни какими-либо

самостоятельными целями и задачами, ни содержанием

образования. Эта траектория членится на отчётливые фазы, каждой из которых присуща своя парадигма.

В 1920-х - начале 1930-х гг. национальная школа

конституировалась как составная часть национальной культурной инфраструктуры, как механизм, обеспечивающий культурноцивилизационное развитие

народов России. Создавалась письменность для ранее

бесписьменных языков,

открывались школы с обучением на родных языках и содержанием образования на определённой национально-культурной основе, велась работа по подготовке «националов-специалистов для хозяйственного и культурного строительства» в техникумах и вузах на родных для студентов языках, готовились учителя из числа представителей коренных национальностей. Соответственно, в указанный период времени

проходило зарождение советской историографии просвещения

коренных жителей Камчатки, что выразилось в процессе

первоначального формирования источниковой базы советских работ на основе личных авторских наблюдений, отсутствии

обобщающих работ по данной теме, обусловленности

исследовательской проблематики актуальными задачами

социалистических преобразований в сфере просвещения «малых народностей Севера» (организация и работа первых национальных школ в Камчатском регионе; определение форм, методов и содержания национального

образования на полуострове на «новых социалистических

основах»; вопросы

профессиональной подготовки «туземцев»). Концептуальные

основы исследований отражали базовый принцип советской политики в сфере национального образования - «обучение на

родном языке». Методологическая основа первых советских

публикаций, связанных с

образованием у коренных

малочисленных народов Камчатки - учение классиков марксизма-ленинизма, что обусловило

рассмотрение просвещения

аборигенных жителей региона в досоветский период через призму «классового» подхода. Основным недостатком указанных работ

является чрезмерное выпрямление связи историко-педагогического процесса с экономическими и социальными факторами и, коме того, решительное отрицание отечественного педагогического наследия и результатов научных исследований дооктябрьского периода.

Во второй половине 1930-х -1940-х гг. под воздействием

тоталитарного политического

режима в стране начинает складываться новая парадигма в понимании целей и задач национальной школы. Реакцией на сложившуюся принципиально новую ситуацию стало

утверждение в советской историографии об образовании у коренных малочисленных народов Камчатки жёсткого «классовопартийного» подхода к освещению происходящих событий.

Вследствие этого, недостатки в области просвещения «туземных» народов региона объяснялись советскими исследователями

«развивающейся классовой

борьбой» с идейными

противниками и «врагами народа». Трансформация национальной школы в сторону её денационализации на основе русского языка и классовых

ценностей в полной мере отразилась в отечественной научной мысли, связанной с

образованием у коренных малочисленных народов

полуострова. Советские

исследователи уделяют

значительное внимание переводу национальных письменностей коренных жителей региона на русский язык, выразительно подчёркивают «огромное»

образовательное и воспитательное значение языка, на котором говорит «великий русский народ», на «котором писал великий Ленин и пишет великий Сталин». Целевой установкой преобладающего числа работ была демонстрация

«громадных достижений»

осуществления ленинско-

сталинской национальной

политики в сфере просвещения

«малых народов Севера», в том числе Камчатского полуострова. В соответствии с этим

методологическую основу

исследований составляют труды В.И.Ленина и И.В.Сталина, а их источниковую базу -

многочисленные постановления партии, правительства, материалы съездов по народному

образованию, цитатами из

которых в изобилии наполнено содержание работ.

1950-1960-е годы стали решающей вехой в смене парадигмы национальной школы. Государство фактически

отказывается от политики поддержки и создания

национальных школ среднего и старшего уровня и переходит к политике свёртывания

национальной школы и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

русификации системы

национального образования.

Базовый принцип советской национальной школы «обучение на родном языке» начинает

заменяться иным принципом -«русская школа с родным языком в качестве учебного предмета». Усиление тенденции перехода в национальном обучении с родного языка на русский язык отчётливо проявилось в проблематике советских работ, связанных с образованием у коренных малочисленных народов

Камчатки. В указанный период наблюдается преобладание

публикаций, у которых главное внимание уделяется значению русского языка в обучении северян и методике его преподавания в национальных школах региона. Важное место в тематике работ также занимают вопросы, связанные с

проводимыми советским

государством реформами в сфере народного образования (введение 8-летнего всеобуча, утверждение школы-интерната в качестве основного типа учебных заведений в национальных районах Севера).

Несмотря на значительное расширение в это время источниковой базы советских

работ, отражающих образование у коренных малочисленных народов Камчатки, существенным

недостатком указанного

историографического этапа

является зависимость

исследовательских оценок

обучения аборигенных жителей региона в досоветский и

советский периоды от

идеологических установок

времени и классовой

предвзятости. Вследствие этого, авторы выразительно

подчёркивают «значительные» и «грандиозные» успехи советской национальной школы на фоне

«отсталого» просвещения коренных северных народов в царской России.

В 1970-1980-е годы базовый принцип советской политики в сфере национального образования «школа на родном языке» окончательно сменился

принципом «русская школа с

родным языком в качестве

учебного предмета».

Доминирующим типом школы в РСФСР стала школа с обучением с 1 по 10 класс на русском языке, сохраняющая родную словесность лишь в статусе рядового учебного предмета. Данный процесс

рельефно проявился в

преобладании исследований,

авторы которых рассматривают русский язык не просто как язык межнационального общения для коренных малочисленных народов Камчатки, но всё более как их второй родной язык. В связи с эти отечественные учёные считают, что улучшение преподавания именно русского языка в национальных школах региона «приобретает первостепенное

значение». Тем не менее,

начавшие проявляться

негативные последствия

трансформации северной

национальной школы в сторону её денационализации на основе русского языка обусловили появление в указанный период времени ряда исследований, выявляющих недостатки в обучения детей коренных малочисленных народов

полуострова в русскоязычных школах-интернатах.

Системный кризис общества,

вскрывшийся во второй половине 1980-х гг., привёл к ликвидации тоталитарной системы партийносоветской власти и распаду СССР. Кризис дал старт переходному этапу строительства в России гражданского общества и демократического государства. Выход на арену общественного действия иных (кроме

номенклатуры) социально-

политичес-ких сил,

самоопределение общества и его отдельных социальных и

национальных компонентов,

получивших возможность осознать своё место в постсоветском

социуме и выразить свои интересы, создали в 1990-х годах принципиально новую

общественную ситуацию. Система национального образования

должна была теперь отразить интересы не только государства, но и интересы этносов. В связи с этим остро встал вопрос о поиске направления и способов

реформирования национальной школы. Главной тенденцией этого процесса стал переход от единой унитаризованной школы на

русскоязычной основе -

дифференцированному спектру национальных школ с

восстановлением в максимально возможном объёме преподавания на родном языке и с расширением

в содержании образования места национальной культуры.

Масштабность и значимость этих преобразований обусловили

обращение отечественных учёных к исследованию образования у аборигенных северных народов России

Основным содержанием

российской историографии

постсоветского периода о развитии образования у коренных малочисленных народов Камчатки является преодоление недостатков предшествующего этапа научного знания по этому вопросу и выход на качественно новый уровень исследования. Анализ

отечественных работ 1990-х годов, связанных с изучением различных аспектов образования коренных малочисленных народов

полуострова, являющихся

составной частью малочисленных этносов Севера, выявляет разноплановые подходы в исследовании данного аспекта. Преобладающим среди них является взгляд на проблему без идеологических предвзятостей, на основе диалектического

понимания сложностей

исторического развития, с учётом объективных и субъективных факторов, видения исторических альтернатив, упущенных или неиспользованных возможностей. Данный подход, на наш взгляд, условно можно обозначить как «объективный». Наряду с этим, выявляются подходы, которые, опять-таки, условно, можно определить как «негативный» и «традиционный». Для первого из них, основанного на политической тенденциозности, характерна оценочная агрессивность,

противоречащая принципам

научной объективности и историзма. Другой подход отражает традиционную для

советской исторической науки «марксистско-ленинскую идеологию». Разноплановость

исследовательских позиций

обусловлена, с одной стороны, появившейся в конце ХХ века возможностью освобождения от идеологического прессинга, с

другой - введением

отечественными учёными в

научный оборот широкого круга раннее «закрытых» архивных источников и неопубликованных материалов, что способствовало повышению степени

репрезентативности источниковой базы их исследований и, следовательно, формированию нетрадиционных взглядов и

оценок.

Важным явлением в

отечественной научной мысли в конце ХХ века стало осознание образования как сложно структурированной системы

общественной жизни, что

обусловило появление

комплексного подхода к изучению национального образования

Севера России. Его результатом стало выявление и анализ в системе просвещения коренных малочисленных народов

Камчатки, являющихся частью малочисленных этносов Севера, широкого спектра проблем.

Актуализация в 1990-х годах вопроса сохранения и развития языков и национальных культур этнических меньшинств Севера отразилась в ряде исследований, направленных на выявление и решение этнических проблем образования коренных

малочисленных народов

Камчатки. В данном контексте можно выделить несколько направлений.

Первое из них связано с обсуждением отечественными учёными теории и практики

организации школьного

образования в целях сохранения языков аборигенных жителей северных регионов, в том числе Камчатского полуострова. В этом аспекте российские исследователи занимают единую позицию, определяющую паритетное

двуязычие концептуальным

стержнем школьного образования в национальных районах Севера.

Второе направление связано с выявлением и решением проблемы взаимодействия содержательного компонента школьного

образования и традиционных культур коренного населения Камчатки.

Третье направление связано с выявлением и решением

этнических проблем в системе подготовки профессиональных кадров из представителей коренных малочисленных народов полуострова. В данном аспекте

отечественные исследователи

рассматривают следующие

вопросы: степень влияния

географических и геологических факторов на перспективы

образования студентов-

представителей аборигенного

населения региона; уровень

физиологического развития

студентов из числа коренных малочисленных народов

Камчатки; состояние и

перспективы развития высшего педагогического образования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

автохтонного населения региона; система подготовки научных работников и технической интеллигенции из представителей коренных малочисленных народов Камчатки; ориентация

профессиональной подготовки аборигенных жителей региона на их традиционные отрасли хозяйства.

Актуализация в конце ХХ столетия проблемы адаптации

этносов к новым требованиям цивилизационного развития,

утверждение концепции

национального образования в целом отразились в ряде отечественных исследований, направленных на разработку модели национальной школы в условиях полиэтничности России. Отечественные исследования, связанные с определением концепции современного

национального образования,

демонстрируют широкий спектр профессиональных интересов учёных, которые высказывают различные, порой полярные, точки зрения на цели и приоритеты содержания образования в национальной школе. Вместе с тем подобная вариативность позволяет определить наиболее

оптимальный, научно

обоснованный путь решения данной проблемы в Камчатском регионе.

Формирование в 1990-х годах новой государственной политики, основанной на принципах самоуправления регионов, процесс реформирования отечественного образования в целом отразились в публикациях, связанных с регионально-этнологическими проблемами образования у коренных жителей Камчатки.

В контексте критического осмысления исторического

прошлого отечественные учёные в конце ХХ столетия анализируют причины несоответствия целей и результатов социалистических преобразований в сфере просвещения автохтонного

населения полуострова.

Доминирующим предметом

исследования в этом аспекте является интернатская форма обучения и воспитания. Данная тема в научной мысли 1990-х годов имеет дискуссионный

характер, так как выявляет различные авторские позиции в оценке её целесообразности.

Большинство отечественных учёных (А.Е.Афанасьев,

Н.Б.Вахтин, Ю.А. Самар, А.С. Сафронов, Н.И. Гладкова, Л.Я. Иващенко, В.П. Серкин, И.В. Грицай (Пыхтеева), Г.А. Отаина) указывает на негативные стороны интернатского образования.

Выявляя издержки интернатского образования, отдельные учёные (А.Е.Афанасьев, И.В.Грицай

(Пыхтеева)) отмечают и

положительные аспекты в деятельности школ-интернатов. Исключительно положительно

оценивают интернатское

образование М.Н. Борисов, А.Е. Афанасьев. В целом, в конце ХХ века приоритетной позицией российских учёных является отказ от интернатской системы образования, возрождение

малокомплектных и кочевых школ, а также поиск новых форм обучения детей-северян без отрыва от семейного воспитания.

Комплексный подход к изучению национального

образования на Севере России обусловил выявление и анализ в системе просвещения коренных малочисленных народов

Камчатки, являющихся составной частью малочисленных этносов Севера, экономических аспектов. Ряд отечественных учёных в своих исследованиях обращают

внимание на зависимость состояния и перспектив

образования указанной группы населения России от

общегосударственной и

региональной экономики.

Анализ современных российских исследований национального

образования в Камчатском регионе, направленных не только на выявление проблем в данном

аспекте, но и содержащих программы по их решению, даёт возможность сформулировать некоторые практические

рекомендации. На наш взгляд, приоритетной задачей в решении комплекса выявленных проблем является определение модели развития национальной школы в регионе. Имеющийся мировой опыт по созданию национального образования представляет

несколько моделей национальной школы: ассимилирующая,

компенсирующая, поликультурная. В условиях полиэтничности Камчатского

полуострова наиболее

конструктивной моделью

национальной школы

представляется поликультурное образование. В контексте данной модели национальной школы образование у коренных малочисленных народов Камчатки может включать следующие уровни:

-всеобщее (глобальное)

образование, вобравшее в себя всё лучшее общечеловеческое, все достижения педагогической

науки, все современные доктрины в образовании и воспитании;

-общее (государственное)

образование, основанное на общегосударственных стандартах;

частное (региональное,

национальное, местное)

образование, основанное на этнокультурных и

этнопедагогических особенностях, учитывающее местную культуру, обычаи, традиционные сферы занятости в формировании ценностных ориентаций личности;

-единичное образование,

представляющее собой синтез всего положительного,

прогрессивного в личности, позволяющее раскрыть

потенциально заложенные в

каждом человеке способности и помогающее быстрой адаптации в любом поликультурном

окружении.

Таким образом, предлагаемая модель школьного образования у коренных малочисленных народов Камчатки представляет собой консолидацию и

взаимопроникновение федеральных, региональных

национальных, местных и личностных образовательных

элементов. В целях сохранения и развития языков аборигенных жителей полуострова паритетное двуязычие может стать

концептуальным стержнем

школьного образования детей автохтонного населения региона. В частности обучение на родном языке может проходить в школах первой и второй ступени, а в старших классах - на русском языке, при этом в классах второй ступени обучение следует вести по двуязычным учебникам (на родном и русском языках.). Двуязычный учебник должен представлять собой учебник, написанный на родном языке, но основные положения учебного материала, связанные с

терминологией, должны иметь перевод на русский язык.

Реализация поликультурной модели национальной школы в регионе потребует модификации содержания школьного

образования у коренных народов Камчатки. В связи с этим серьёзное внимание при

составлении программ

прикладного обучения следует уделить этнопедагогической

концепции учебной деятельности. В модификационной работе необходимо также учитывать исследования по функциональной асимметрии полушарий головного мозга и её специфике у

автохтонного населения региона. В этой связи предлагается использовать национально-

профилированную программу школьного обучения, в разработке которой должны участвовать педагогические коллективы школ национальных районов

полуострова с привлечением преподавателей Камчатского

педагогического университета и ведущих специалистов-

североведов региона: этнографов, археологов, лингвистов,

ономастов, этнопсихологов,

этнопедагогов. Такая программа может предусматривать

следующие номинации:

экологическое образование,

трудовое обучение, связанное с промысловой деятельности в условиях Камчатки; физическая подготовка; языковое обучение; нравственное и эстетическое воспитание; основы исторического краеведения.

При определении форм организации школьного

образования аборигенных жителей региона следует исходить из необходимости возвращения семье основных функций воспитания. Содержание первоначального образования детей коренных северных народов целесообразно выводить из традиционного уклада их жизни и национальной культуры. Поэтому в качестве форм организации обучения без отрыва от семейного воспитания возможна организация выездных учительских бригад, разъездных учебно-консультативных пунктов и возврат к малокомплектным школам.

От этой основы воспитания и образования необходимо

обеспечить восхождение к современному русскому,

европейскому образованию. В данном случае возможно

продолжение обучения в

укрупнённых национальных

школах и школах-интернатах. В связи с этим школы-интернаты должны пройти коренную реорганизацию, в ходе которой интернат должен стать школой, адекватной, по типу и структуре, специфическим условиям региона, школой, приближенной к семье и традиционным занятиям

коренных малочисленных народов полуострова, обеспечивающей целостное формирование личности в атмосфере родной стихии. Концептуальным стержнем

реорганизации интернатской

системы должна стать глубокая дифференциация и

индивидуализация обучения и воспитания

Бесспорно, что данные

предложения нуждаются в правовой, экономической

отработке и требуют поддержки областной и муниципальной администраций Камчатской

области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.