ББК 63.3 (4И) 63
ИСТОРИЯ "МОЛОДОЙ ИРЛАНДИИ" 1840-х гг. В ОЦЕНКАХ СОВРЕМЕННИКОВ
А.В. Мирошников, А.В. Мирошникова
В статье рассматриваются проблемы становления новых тенденций в идеологии и практике ирландского национализма середины 19 века в оценках его лидеров. Анализируются основные методологические противоречия различных взглядов на национальное движение
Ключевые слова: национализм, Ирландия, "Нэйшн", восстание, рипил
История "Молодой Ирландии" представлена в воспоминаниях ее участников и руководителей. Так или иначе, к вопросам, связанным с историей организации, ее идеологических постулатов обращались многие младоирландцы [1,2,3.4,5,6]. Вместе с тем, классическими трудами, в которых дана совокупная картина действия "Молодой Ирландии," считаются, и небезосновательно, произведения Чарлза Даффи .
Являясь одним из основателей газеты "Нэйшн", Даффи, фактически предъявил читателям свое видение национализма 1840-х гг. в Ирландии.
Наиболее подробно история младоирландско-го движения и восстания 1848 года представлена в его двух работах "Молодая Ирландия. Фрагмент ирландской истории" и "Молодая Ирландия. Часть 2, или четыре года ирландской истории" [7,8].
Следует подчеркнуть, что в отечественной историографии работы Даффи специально не рассматривались, хотя упоминания о них содержатся в исследованиях многих авторов. Наиболее подробно воспоминания Даффи были использованы А.В. Мирошниковым в его монографии "Восстания и реформы" [9].
Прежде чем обратиться к анализу произведений Ч. Даффи, представим основные этапы его политической деятельности. Этот человек по праву относится к числу выдающихся деятелей ирландской истории, оставившим свой след и далеко за пределами родины. Представить себе политический спектр Ирландии второй половины 19 века без Даффи практически невозможно, равно как и оценить сущность национализма без обращения к его деятельности. между тем, российский читатель имеет весьма слабое представление об этом человеке.
Чарлз Гэвен Даффи родился 12 апреля 1816 года в Монагане в семье владельца магазина. Отец Чарлза уже в раннем возрасте знакомил его с историей Ирландии, рассказывал о Веллингтоне, Пиле, Каннинге, об эмансипации католиков.
Эти уроки произвели сильное впечатление на Чарлза и заложили в нем основы патриотизма. Посещать католику школу в Ольстере той поры было
Мирошников Александр Викторович - ВГУ, д-р ист. наук, профессор, e-mail: [email protected] Мирошникова Алла Васильевна - ВГТУ, ст. преподаватель, e-mail: [email protected]
довольно затруднительно, и Даффи проучился некоторое время в школе, которую содержали пресвитериане.
Даффи далее занимался самообразованием. С молодости он связал себя с журналистской работой. Первые его шаги в этом направлении были ознаменованы сотрудничеством с двумя другими основателями "Нэйшн" Джоном Диллоном и Томасом Дейвисом. Их совместная работа проходила в рамках газеты "Даблин Морнинг Реджистер". Не менее активно сотрудничал Даффи и с националистической газетой "Белфаст Виндикейтор".
Уже в годы действия "Молодой Ирландии" в 1845 г. Даффи получил разрешение юридической деятельности, однако практика эта так и не стала реализованной.
Основание в 1842 году газеты "Нэйшн" и создание на ее базе организации культурного национализма "Молодая Ирландия" происходило, как отмечено выше, при самом непосредственном участии Чарлза Даффи [9].
В июле 1848 года Даффи, как и многие руководители организации, был арестован, а "Нэйшн", редактором которого он являлся, был закрыт. К политической жизни Даффи вернулся в 1849 году, тогда же восстановив издание газеты. Являясь первоначально сторонником культурного национализма и приложивший немало сил для реанимации ирландской национальной культуры, фольклора -Даффи был основателем издания сборника народных песен и баллад "Дух "Нэйшн" - впоследствии, как и все младоирландцы, перешедший на позиции традиционного для острова политического национализма, после поражения восстания 1848 года Даффи склоняется в сторону набиравшего силу направления экономического национализма. Он включился в движение, ставившее своей целью проведение аграрной реформы. Несмотря на разнообразие предлагавшихся тогда вариантов реформы, можно подчеркнуть, что все они так или иначе должны были модернизировать практику английского лендлордизма на ирландской земле. На этой аграрной волне Даффи был избран депутатом Вестминстера в 1852 г. от Нью-Росса. К сожалению, все попытки Даффи и его сторонников провести какие-либо изменения в законодательной сфере аграрных отношений наталкивались на сопротивление палаты лордов. Отчаявшись в перспективах принятия законов, видя, что внутри ирландской
фракции в Вестминстере царит разобщение и взаимная вражда, Даффи покидает не только депутатское место, но и Ирландию. В 1855 г. он прибыл в Австралию, где обращается к юридической деятельности. В Сиднее он начинает писать статьи для газеты "Эмпайр". Переехав в Мельбурн, Даффи избирается членом законодательной ассамблеи колонии. Работая там, Даффи выдвинул ряд биллей, направленных на ликвидацию имущественного ценза для коммонеров; он также предложил создать комитет для выработки плана федерации Австралии.
В 1857 г. Даффи занял пост министра общественных работ в кабинете ОШэнесси. Его последующее участие в двух кабинетах этого же премьер-министра выразилось в ранге министра сельского хозяйства. Даффи добился инициации нового земельного закона, позволившего переселенцам покупать плодородные земли по низким ценам. Несмотря на провал законопроекта, Даффи продолжил работу в этом направлении. Его проект был опубликован в качестве "Предложений по земельному закону в Виктории", вышедшему в 1862 г. и выдержавшему тогда же четыре издания.
После возвращения из Европы в 1867 г. Даф-фи вновь ставит вопрос о федерации австралийских колоний Англии.
Авторитет ирландца был столь велик, что в 1871-72 годах он становится премьер-министром колонии Виктория. С 1876 по 1880 гг. Даффи занимал высокий пост спикера Законодательной Ассамблеи Виктории. Заслуги Даффи были высоко оценены британской Короной - в 1873 г. за активную службу ему было пожаловано рыцарское звание.
В 1880 г. он возвращается в Европу. Местом его жительства стала южная Франция. В 1885 и 1892 гг. Даффи предпринял две неудачные попытки баллотироваться в Вестминстер от Монагана.
Именно с этого периода Даффи приступает к написанию своих многочисленных мемуаров. Упомянутая выше книга "Моя жизнь в двух полушариях" стала, пожалуй, не просто воспоминаниями, но и подлинной автобиографией.
Ч. Даффи скончался 9 февраля 1903 в Ницце. Похоронен на дублинском кладбище Гласневин.
Дети Даффи продолжили развитие националистических традиций семьи.
Джордж Гэвен Даффи (1882-1951) - сын сэра Чарлза был депутатом первого ирландского Дойла в 1918-23 гг. Он был одним из пяти подписантов англо-ирландского Договора 1921 г. Отрицая позитивность Договора как такового, Дж. Даффи понимал отсутствие альтернативы этому соглашению. С 1922 г. он стал министром иностранных дел Ирландского Свободного Государства.
Луиза Гэвен Даффи (1882-1969) - дочь Ч. Даффи. В отличие от своего отца, никогда не склонного быть сторонником "физической силы" в национализме, Луиза Даффи была настоящей революционеркой. Она приняла активное участие в Пасхальном восстании 1916 г. После установления
Ирландского Свободного Государства она полностью посвятила себя учительской деятельности.
В 1880 г. была опубликована его первая книга "Молодая Ирландия". Фрагмент ирландской истории", в 1883 г. - вторая часть, под заголовком "Четыре года ирландской истории". В 1882 г. он переиздал IV главу "Молодой Ирландии" под новым названием "Общая перспектива ирландской истории". Кроме этих книг Даффи опубликовал ряд друг произведений - "Лига Севера и Юга" (1886 г.), посвященной его работе в Вестминстере в 1850-х гг., "Томас Дейвис: воспоминания ирландского патриота" (1890 г.), автобиографию "Моя жизнь в двух полушариях" (1896 г.).
По замечаниям друга Даффи, сделанным в 1890-х гг., тот выглядел бодрым духом и полным интеллектуального энтузиазма.
Представляя воспоминания Даффи как источник по истории "Молодой Ирландии" и восстания 1848 года, необходимо отметить, что, как и всякая мемуарная литература, эти два тома являются весьма субъективным документом. Несмотря на публикацию на страницах книг довольно большого числа документальных материалов, система их подбора и комментариев находились полностью в соответствии с концепцией автора. Не стоит забывать, что воспоминания были написаны спустя десятилетия после реальных событий и память автора не была столь остра, как в 1840-е годы. Безусловно, на настрой книги наложила отпечаток и та деятельность Даффи на государственных и общественных постах в Австралии. Концептуально Даффи изначально принадлежал к конституционному направлению в ирландском национализме. Он не рассматривал восстание как единственную или подобающую методику достижения независимости. Фактически Даффи входил в направление "моральной силы" в национальном движении. Для младоир-ландцев начала 1840-х гг. важнее, чем политическая независимость Ирландии, было восстановление национальной культуры во всем ее объеме и проявлении. Как и многих из них, Даффи склонили к поддержке восстания 1848 года многие обстоятельства - пример Февральской революции в Париже, репрессии Британии в Ирландии, вынужденное соединение с коллегами по "Молодой Ирландии" из лагеря сторонников "физической силы", наконец, необходимость сопротивления английской практике подавления ирландского национального движения летом 1848 года.
В отличие от лидера младоирландцев Уильяма Смита ОЪрайена, который, хотя и не по своей воле, но все же продемонстрировал некое подобие вооруженного сопротивления англичанам, Даффи непосредственного участия в этом не принимал.
Все это объясняет его возвращение, фактически безболезненное, в лоно "моральной силы", делало из него одного из классических представителей конституционного национализма в строгом смысле этого слова.
Учитывая эти обстоятельства, следует анализировать воспоминания Чарлза Даффи о событиях
1840-х в Ирландии, активным участником которых он являлся.
По технологии представления материала книги Даффи представляют собой образец мемуарной литературы, где наряду с нарративной историей представлено обширное число документальных источников. Автор представляет читателю выдержки из прессы, в том числе и из редактируемой им газеты "Нэйшн", и документы общественных организаций, выдержки из парламентских чтений и т. д. Весьма важной является публикация корреспонденции, осуществленной автором и видными ирландскими и британскими политиками.
По мнению Даффи, рипилеровское движение в Ирландии, еще до создания организации О'Коннелла, было порождено самим фактом введения Унии 1800 года [7, 1-5,7,9ff]. Даффи отмечал, что сопротивление Унии со стороны католического большинства было вызвано не только отказом Короны выполнить вторую часть программы Питта Младшего - провести после Унии эмансипацию католиков, но и сохранением приниженного положения католического сообщества в Соединенном Королевстве [7, 1-5,7,9ff].
В главах III и IV Первой книги [7,16-58] автор подчеркивал, что засилье англичан проявлялось в области идеологии, где центральным звеном стала школа. Ирландская школа стала готовить кадры для английской политики колонизации [7,25-26].
Таким образом, перед националистами стояла задача сопротивления идеологии и культуре колонизаторов.
Даффи отмечал, что во время первой встречи с Дейвисом летом 1841 года сам он уже имел опыт газетной работы в "Даблин Морнинг Реджистер" у Хью Линара [7,17-18].
Даффи, рассматривая аргументы, которые использовали апологеты неизбежной близости Ирландии и Англии, замечал, что один из самых веских относился к географического соседства двух островов. Этот геостратегический довод Даффи отвергался - фактически Британия ближе к Франции. Кроме того, близость Испании к Португалии, а Бельгии к Франции не противоречат независимому существованию государств в этих "парах" [7,61].
Сам сложным было создание такой идеологии, которая объединяла бы ирландцев разного происхождения и религии. Не менее важным было направление ее в русло просветительства и формирование для ее распространения соответствующих обществ и организаций [7,105].
Восстановление интереса к национальной самобытности, по мнению Даффи, могло произойти при помощи литературы и реставрации важнейших этапов исторического прошлого. Эти элементы следовало шире распространять среди населения, воспитывая, таким образом, гордость за прошлое страны и нации. Как пишет Даффи, такие же мысли были свойственны и Дейвису [7,108ff].
Судя по воспоминаниям Даффи, основоположники культурного национализма отдавали себе отчет в том, что внедрение нового направления в
этом движении было затруднено успехами массового рипилеровского процесса, явным лидерством О'Коннелла в нем [7,12й]. Напрямую автор воспоминаний не отмечает, что и сами младоирландцы, невзирая на наметившуюся новую линию национализма, пока еще оставались сами рипилерами. Полагаю, что эти нюансы, важные для современного читателя, были очевидны для того времени и не требовали особого пояснения. Однако уже в описании митинга в Клонтарфе, подготовки к нему у Даффи находим явное осуждение "беззубости" О'Коннелла, его нерешительности [7,132-142].
Последующие репрессии в отношении О'Коннелла и его соратников вызвали резкое осуждение со стороны Даффи. Необходимо отметить, что для ирландских националистов, которые нередко конкурировали друг с другом; особенно это касалось противоборства сторонников восстаний и апологетов конституционализма, борьба на время прекращалась, когда метрополия наносила удар по движению вообще. В такие моменты идеологические и методологические разногласия уходили в сторону, а на первый план выдвигалась национальная идея, как таковая.
Поэтому, с одной стороны, Даффи, действуя в рамках такой "традиции", высказывает симпатию О'Коннеллу, как ирландцу - жертве британской политики, с другой, - будущее это покажет, фактически сам автор разделял воззрения О'Коннелла относительно методологии достижения ирландского суверенитета.
Главы книги, посвященные суду над О'Коннеллом, пронизаны именно такой атмосферой сопереживания, подчеркивания несправедливости карательных действий правительства [7,146-154].
Трудно однозначно определить, было ли негодование Даффи (как, впрочем, и многих современников) тем фактом, что в составе присяжных на суде над О'Коннеллом не было ни одного католика [7,156-157]. Даффи не был столь озабочен проблемами религиозного противостояния ирландской нации, полагая, что все жители страны равны в своих правах. Скорее всего, он принимал как данное эту особенность судебного процесса, тем более, что она породила не только законную апелляцию осужденных, но и привела к изменению приговора и создала в Королевстве прецедент включения в Палату Лордов профессиональных юристов.
Первый том воспоминаний Даффи завершается описанием становления младоирландского движения в качестве лидирующего направления в национализме.
Второй том, более известный под названием "Молодая Ирландия". Часть 2 или четыре года ирландской истории, 1845-1849" [8], как видно, посвящена самым напряженным событиям страны середины 19 века.
В поле зрения автора не могли не попасть события, современником и активным участником которых он сам являлся.
Даффи констатирует, что после заката кон-неллизма позиции "Молодой Ирландии" были ус и-
лены не только фактическим ее лидерством, но и тем, что в число сторонников культурного национализма вошли видные ирландские политические и общественные деятели, представители культуры -Т.Ф. Мар, Т. Уоллис, Дж. Ф. Марри, Т. Райлли, Р. ОГормэн, Т. Д'Арси МакГи и другие [8, 2-8].
Их усилиями и благодаря работе других членов "Молодой Ирландии" процесс пропаганды национальной истории и культуры приобрел значимые размеры [8, 2011].
Эти успехи были омрачены наступлением Великого Голода, который, как писал Даффи, усилил национализм [8, 18]. Заявление это довольно спорное. Удар Голода в 1845-46 гг. был настолько силен и неожидан, что массы были заняты только одним -поисками пищи. Когда Даффи пишет об усилении национализма, то это заявление можно принимать лишь как оживление внутри городских националистов по экономическим вопросам; к народу эта характеристика явно не может быть применена.
Одним из важных вопросов младоирландской истории были расколы с рипилерами и внутри самой их организации.
Если отход от организации О'Коннелла Даффи объяснял тем, что коннеллиты вели страну в очередное бесплодное противостояние с метрополией и ничего не могли предложить нового (что так и было), то, по его мнению, требовались решительные меры, пересмотр всего опыта национализма [8, 10Щ 117, 125-126].
Возникшая на основе "Молодой Ирландии" Ирландская Конфедерация, по мнению Даффи, имела все предпосылки для успешного продвижения своей практики национального движения в жизнь. Конфедерация, в отличие от младоирлан-дизма начальной поры, стала уже носителем не культурного, но политического национализма. Вместе с тем, решительная критика коннеллизма у Даффи сменяется переходом к тем же конституционным деяниям. Вопрос о рипиле вновь стал актуальным для конфедератов [8, 145]. Итак, можно придти к выводу о том, что новое поколение ирландских националистов сменило "стариков", подхватив их идеологию и задачи.
Истинное содержание данного направления в национальном движении - противоборство "физической силе" проявилось не только в самом факте раскола конфедератов [8, 171, 175, 17911].
Негативно Даффи оценивал и саму попытку восстания 1848 г.
Даффи, описывая подготовку восстания, вспоминая сопротивление революционерам со своей стороны и при поддержке видных руководителей Конфедерации, выступал против восстания не с точки зрения неподготовленности организации к нему, но аргументировал порочность революции самой ее сутью [8, 230-251].
Эта часть воспоминаний и последующие главы подчеркивают антиреволюционный характер мировоззрения Даффи. Вместе с тем, Даффи верно отметил неготовность нации к восстанию, выявил те объективные трудности, которые стояли перед массами, далекими от решения политических задач [8, 248].
Последующая политическая деятельность Чарлза Г. Даффи проходила в границах строгого конституционного национализма.
Его воспоминания, субъективные, как и все мемуары, тем не менее, дают исследователю важный материал по истории "Молодой Ирландии" и ирландского национального движения сороковых годов 19 века.
Литература
1. Dillon W. Life of John Mitchel. L.: Kegan Paul, Trench, & Co., 1888. 2 vols.,
2. Dillon, William. The Life and Letters of John Martin, with Sketches of Thomas Devin Reilly, Fr John Kenyon and other "Young Irelanders". D., 1893. 326 pp.
3. Mitchel, John. Jail Journal. D.: The University Press of Ireland, 1982. 458 pp.
4. Mitchel J. Personal Recollections of Thomas Francis Meagher//The Irishman. 1868. Jan. 11.;
5. Mitchel, John. The Last Conquest of Ireland (Perhaps). [Author's Edition]. L.: Burns Oates & Washbourne Ltd, n.d. 269 pp.
6. Stephens J. Recollections of '48//The Irishman. 1882. Feb.4 - June 10.
7. Duffy, Charles Gavan. Young Ireland. A fragment of Irish History, 1840-1845. D.: M.H. Gill & son, 1884. Vol. I. 512 pp.
8. Duffy Ch.G. Young Ireland. Part II, or Four Years of Irish History, 1845-1849. D.: M.H. Gill & son, 1887. 384 pp/
9. Мирошников А.В. Восстания и реформы. Ирландский национализм от установления Унии до Братства фениев (1800-1858 гг.). Воронеж, 2001.315 с.
Воронежский государственный университет Воронежский государственный технический университет
THE YOUNG IRELAND 1840s HISTORY IN THE ESTIMATES OF CONTEMPORARIES
A.V. Miroshnikov, A.V. Miroshnikova
This article discusses the formation of the new trends in the ideology and practice of Irish nationalism in the mid-19th century, estimates of its leaders. Analyzes the main methodological contradictions of various views on the national movement
Key words: Nationalism, Ireland, The Nation, rebel, repeal