Научная статья на тему 'История копинг-исследований в Омской психологической научной школе'

История копинг-исследований в Омской психологической научной школе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
378
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОПИНГ / КОПИНГ-ИССЛЕДОВАНИЯ / НАУЧНАЯ ШКОЛА / COPING / COPING RESEARCH / SCIENTIFIC SCHOOL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дементий Людмила Ивановна

Представлены этапы и содержание научных исследований по проблемам копинга в работах ученых факультета психологии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского. Выделены и описаны основные направления копинг-исследований, специфика научного подхода к изучению копинга в Омской психологической научной школе. Показаны широта и актуальность научных изысканий в персонифицированных работах по проблемам копинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дементий Людмила Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History of Coping-Research in the Omsk Psychological Scientific School

The article presents stages and content of scientific research on the problems of coping in the works of scientists of the Faculty of Psychology in Dostoevsky Omsk State University. Main directions of coping research are identified and described, as the specificity of the scientific approach to the study of coping in the Omsk Psychological Scientific School. The breadth and relevance of scientific research in personified works on coping problems are shown.

Текст научной работы на тему «История копинг-исследований в Омской психологической научной школе»

ПСИХОЛОГИЯ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2018. № 4. С. 4—11. УДК 159.9

DOI 10.25513/2410-6364.2018.4.4-11

Л. И. Дементий

ИСТОРИЯ КОПИНГ-ИССЛЕДОВАНИЙ В ОМСКОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУЧНОЙ ШКОЛЕ

Представлены этапы и содержание научных исследований по проблемам копинга в работах ученых факультета психологии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского. Выделены и описаны основные направления копинг-исследований, специфика научного подхода к изучению копинга в Омской психологической научной школе. Показаны широта и актуальность научных изысканий в персонифицированных работах по проблемам копинга.

Ключевые слова: копинг; копинг-исследования; научная школа.

L. I. Dementiy

HISTORY OF COPING-RESEARCH IN THE OMSK PSYCHOLOGICAL SCIENTIFIC SCHOOL

The article presents stages and content of scientific research on the problems of coping in the works of scientists of the Faculty of Psychology in Dostoevsky Omsk State University. Main directions of coping research are identified and described, as the specificity of the scientific approach to the study of coping in the Omsk Psychological Scientific School. The breadth and relevance of scientific research in personified works on coping problems are shown.

Keywords: coping; coping research; scientific school.

Тема копинг-поведения, или совладающе-го поведения, приобрела широкую известность и популярность не только в зарубежной, но и отечественной психологии. Актуальность проблематики в нашей стране связана прежде всего с нарастающим количеством стрессовых ситуаций, в которых люди нуждаются в эффективных навыках и способах их преодоления.

Сегодня в научной литературе понятие «coping behavior» используется для описания характерных способов поведения человека в различных ситуациях.

В научной психологии до сих пор отсутствует единое понимание этого понятия, а также существует незначительная связь ко-пинга (совладания) с теоретическими концепциями, призванными объяснить это поведение.

Однако такая ситуация, сложившаяся в науке, рассматривается нами как стимулирующая значительное количество работ в этой области. Следует заметить, что в зарубежной

© Дементий Л. И., 2018

психологии уже начиная с 40-50-х годов было собрано достаточно клинических описаний и определений копинга. Отечественная психология не может похвастаться столь солидным опытом копинг-исследований, однако в последние годы количество публикаций по данной проблеме значительно увеличилось.

Исследования копинга на факультете психологии Омского государственного университета (далее - ОмГУ) берут свое начало с 2000 года. Уже более 17 лет проводятся исследования совладающего поведения в широком классе жизненных ситуаций.

На определенном этапе развития каждая научная школа испытывает необходимость подведения итогов работы. Это позволяет провести анализ тематики и широты исследований в той предметной области, в рамках которой проделана большая работа.

Хочется отметить, что тематика копинг-исследований ученых факультета психологии

ОмГУ беспрецедентно широкая, охватывающая самые разные области жизни и деятельности современного человека. Вместе с тем можно выделить несколько наиболее выраженных направлений, которые объединяют многочисленные исследования. В качестве основных прежде всего следует назвать следующие.

Одним из наиболее «популярных» направлений научной работы ученых ОмГУ является изучение копинг-ресурсов. В контексте ресурсного подхода исследуются ответственность и локус контроля, самоконтроль, жизнестойкость, мотивация достижения, надежда и другие личностные особенности, выступающие в качества «буфера» между стрессором и личностью. Работы Л. И. Дементий, К. И. Кор-нева внесли заметный вклад в становление ресурсного подхода в копинг-исследованиях.

Не менее значимыми и плодотворными являются исследования копинга в ситуациях оценивания (А. Ю. Маленова), одиночества (Е. М. Коротеева), профессиональной деятельности (К. И. Корнев), безработицы (И. В. Ша-гарова), в ситуации болезни (Н. Н. Карлов-ская). Предпринимаются попытки определить эффективность стратегий совладания, адаптируются зарубежные методики диагностики копинг-стратегий (Л. И. Дементий), создаются авторские методики с целью диагностики социального контекста копинга.

За эти годы представители Омской психологической научной школы внесли весомый вклад в разработку проблематики трудных жизненный ситуаций и копинг-поведе-ния, объединяя усилия ученых России, ближнего и дальнего зарубежья с помощью конференций, круглых столов, проведения совместных исследований.

Каждые три года начиная с 2009-го факультет психологии ОмГУ проводит международные и / или всероссийские конференции по проблемам копинга, в их числе: Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Личность в трудных жизненных ситуациях как актуальное научное направление копинг-исследований в России» (12-13 ноября 2009 г.); Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Ресурсы и антиресурсы личности в современных копинг-исследова-ниях» (8-9 ноября 2012 г.); Всероссийская конференция с международным участием «Личность и ее жизненный мир» (4-5 октября 2013 г.); Всероссийская научно-практическая

конференция «Саморегуляция личности в контексте жизнедеятельности» (4-5 октября 2015 г.) и др.

Опубликовано более 4 монографий, включающих тематику копинга. Последняя монография «Копинг-поведение: социально-психологическое исследование» [1] представляет наиболее фундаментальные разработки представителей Омской психологической научной школы в области копинга.

Особенностью исследований совладающе-го поведения, проводимых учеными ОмГУ, является использование личностно-ситуатив-ного и интегративного подходов, которые в наибольшей степени позволяют решать научные проблемы в обозначенной области.

Использование идиографического и но-мотетического подходов в исследовании, а также акцент на построении экспериментальных типологий позволили выявить и описать наиболее интересные и значимые аспекты копинг-поведения испытуемых разных возрастов, представителей разных профессий, поведение людей в разных жизненных ситуациях и т. д. Широкомасштабные исследования на разных категориях испытуемых позволяют максимально широко в научном плане представить всю феноменологию поведения личности в стрессовых ситуациях.

Рамки данной статьи не дают возможности подробно представить результаты всех значимых, интересных исследований ученых Омской психологической научной школы, поэтому осветим результаты наиболее ярких исследовательских проектов.

На направлении, связанном с поиском ресурсов личности в трудных ситуациях, остановимся отдельно, так как оно интегрирует основные исследовательские интересы представителей Омской психологической научной школы: изучение копинга и ответственности личности.

В качестве базового ресурса совладающе-го поведения рассматривается ответственность личности [2; 3].

Мы полагаем, что именно ответственность как форма активности личности, контроля и способа принятия необходимости позволяет человеку более осознанно, индивидуально подходить к ситуациям и самостоятельно справляться с возникающими при этом трудностями. Благодаря осознанию и принятию ответственности за события человек имеет возможность апробировать разные стратегии

поведения, прогнозировать последствия своих поступков для себя и других людей. Ответственный человек не только не ограничивает себя набором так называемых объективных условий при построении собственного поведения, но и расширяет поле своей активности, пытается найти наиболее эффективные выходы из трудного положения, в ситуации неопределенности стремится к поиску необходимой и полной информации, целостно оценивает и воспринимает ситуацию [3]. Интерналам, в отличие от экстерналов, свойственна уверенность, они воспринимают трудности как шанс испытать свои силы. Исходя из этого было сделано предположение, что осознание ответственности и подконтрольности ситуации определяет особенности восприятия трудной жизненной ситуации и выбор стратегий поведения в ней и является тем самым личностным основанием копинг-стиля. Изучение роли ответственности проводилось в двух разных ракурсах.

В рамках первого из них изучалось ко-пинг-поведение в объективно трудной ситуации (конкретно - в ситуации экзамена). Выбор этой ситуации не случаен. Она объективно задана (следовательно, ее нельзя избежать), периодически в течение длительного времени повторяется, весьма значима для большинства экзаменующихся, а следовательно, вызывает необходимость копинга. Кроме того, эта ситуация позволила выявить типичные для испытуемых копинг-стратегии, или диспозиционный характерный копинг (в терминологии Ч. Карвера).

Второй ракурс изучения копинга связан с исследованием копинг-поведения в ситуациях, которые испытуемые сами определяли для себя как наиболее трудные, стрессогенные, требующие разрешения и вызывающие негативные эмоции (ситуации, субъективно понимаемые как трудные). В данном контексте изучалась роль ответственности в ситуативном копинге. Ситуативный копинг исследовался в двух возрастных группах - юношеском и зрелом. Изучение копинга в юношеском возрасте позволило выявить формирующиеся стили копинга, тогда как исследование копинга в зрелом возрасте - более устоявшиеся, типичные копинг-стили.

Изучение роли ответственности в трудных жизненных ситуациях в юношеском и зрелом возрасте позволило сделать следующие выводы:

6

1. Существуют значимые различия в содержании ситуаций, которые воспринимаются как трудные у испытуемых с различным типом ответственности.

2. Лица с оптимальным типом ответственности чаще, чем лица с ситуативным типом, в трудных ситуациях выбирают проблемно-ориентированные стратегии, для ситуативно-ответственных более характерны эмоционально-ориентированные стратегии или отстранение.

3. Имеются различия в оценке эффективности используемых стратегий преодоления.

4. Ответственность как форма контроля и самоконтроля выступает в качестве личностного основания активного копинга.

5. Интересным оказалось универсальное влияние типа ответственности: независимо от того, является ли трудная ситуация объективно заданной или субъективно таким образом понимаемой, оптимально-ответственные испытуемые более активны и используют более конструктивные стратегии, чем ситуативно-ответственные испытуемые.

6. Восприятие события как трудного в значительной (а может быть, и определяющей) степени зависит от готовности человека справляться с трудностями даже до появления проблемы.

7. Усилия, приложенные к разрешению трудностей, усиливают ощущение эффективности действия. Эти данные подтверждают научный факт, касающийся «большей интер-нальности» сферы удач по сравнению с неудачами.

8. Влияние типа ответственности не всегда (не во всех ситуациях) распространяется на улучшение эмоционального состояния после разрешения трудной ситуации. Аргумент уязвимости ситуативно-ответственных испытуемых в данном контексте не подтвердился.

9. Существуют типичные для возраста стратегии преодоления, как конструктивные, так и деструктивные, не зависящие от типа ответственности, а отражающие специфику определенного этапа развития личности, ее достижения и ограничения.

10. Рассматривая социальный контекст копинг-поведения взрослых людей, представители Омской психологической научной школы выделили три основные сферы, которые являются наиболее проблемными для данной возрастной группы. Это сферы профессиональной деятельности, межличностных отношений и здоровья.

11. Также отмечены некоторые возрастные особенности, проявляющиеся в наличии тех или иных стрессовых ситуаций и их значимости для исследуемых групп: с возрастом есть тенденция смещения локализации проблем из сферы межличностных отношений в сферу профессиональной деятельности.

12. От личностных особенностей, в частности от типа ответственности, зависит восприятие негативных эмоциональных событий. Так, оптимально-ответственные значимо чаще воспринимают свой негативный опыт как контролируемый, события жизни как поддающиеся изменению, принимают на себя ответственность за разрешение проблемных ситуаций. Ситуативно-ответственные воспринимают свой негативный опыт как неконтролируемый, в большей степени ожидают негативных событий и считают их неизбежными. Соответственно, они в меньшей степени берут на себя ответственность за разрешение проблемной ситуации.

13. Поскольку оптимально-ответственные считают себя способными контролировать происходящие в их жизни события, они чаще используют проблемно-ориентированные ко-пинг-стратегии. Ситуативно-ответственные в связи со своим убеждением в неконтролируемости негативных событий чаще выбирают стратегии, связанные с ожиданием разрешения ситуации извне, ментальным отстранением и фантазированием по поводу решения проблемы.

Отметим также направление, связанное с изучением психологического образования как ресурса личности (исследование А. А. Мале-нова, Л. И. Дементий) [4-6].

Изучение психологического образования как копинг-ресурса в период зрелости производилось благодаря ретроспективному, сравнительному и лонгитюдному характеру исследований. Изучены копинг-ресурсы лиц ранней, средней и поздней взрослости.

Полученные результаты показывают, что психология взрослыми студентами рассматривается как способ или средство самоизменения, при этом наиболее подверженной таким преобразованиям становится сфера самосознания. Оценка динамики изменений за годы получения психологического образования, показала, что приобретения взрослых студентов значительно превосходят потери, обогащая их персональные ресурсы. Субъектов психологического образования, находящихся

в зрелом возрасте, отличает высокий уровень адаптационного потенциала и доминирование проактивных стратегий совладания с жизненными трудностями. При этом они стремятся к конструктивному преодолению трудных жизненных ситуаций в сфере профессиональных, семейных (прежде всего детско-родительских и супружеских) и межличностных отношений, активно используя свой образовательный опыт, приобретенный благодаря обучению на факультете психологии.

Следующее направление связано с изучением копинга в ситуациях оценивания (исследования А. Ю. Маленовой, Л. И. Дементий) [3; 7].

Данные исследования ориентированы на изучение нормативных стрессогенных ситуаций в русле когнитивного, ресурсного и субъектного подходов. Разработан инструментарий для когнитивной оценки стрессовых ситуаций, осуществлена адаптация методики Ч. Карвера с ее проекцией на ситуацию экзамена: произведена факторизация стратегий, определены копинг-стили студентов в ситуации аттестации.

С помощью тестирования на разных выборках студентов доказано, что их копинг-пове-дение в ситуации экзаменационного стресса отличается адаптивностью и продуктивностью. Учащиеся, независимо от возраста, этапа, формы обучения, признают свою роль в активном преодолении экзаменационных трудностей, расценивая это как механизм приобретения личного опыта, в том числе в области саморегуляции собственных чувств и действий; повышения компетентности в управлении временными, социальными и информационными ресурсами; личностного развития в направлении позитивной переинтерпретации событий. Большинство студентов признает неконструктивность дистанцирования, отрицания и избегания экзаменационных трудностей, а также активного агрессивного противостояния им.

Несмотря на то, что студенты в качестве поддержки могут обращаться за помощью к окружающим, она не является приоритетным фактором совладающего поведения в условиях экзаменационного стресса. Главным источником необходимого результата учащиеся рассматривают собственные ресурсы - особенности своей личности и поведения, проявляя тем самым интернальную позицию в отношении экзаменационной ситуации и труд-

ностей, с ней связанных. Студенты готовы к реализации проактивного копинга, предполагающего подготовку к стрессовой ситуации до ее появления путем постановки целей, поэтапного планирования собственной деятельности, в том числе по преодолению возможных препятствий на пути достижения цели, рефлексию своих ресурсов и необходимых для их поддержания и развития условий. Студенты выступают субъектами экзаменационной аттестации, проявляя способность нести ответственность за настоящие и будущие события в учебной деятельности. Однако, при доминировании в целом у студентов адаптивного копинга над дезадаптивным, показатели продуктивных стратегий локализуются преимущественно в области средних значений с тенденцией к высоким. Уровень развития продуктивных (адаптивных) стратегий неоднороден, внутри этой группы существует иерархия, верхние позиции которой занимают стратегическое планирование и положительное истолкование событий, менее доступными являются подавление конкурирующих ситуаций (и видов деятельности), активное сопротивление стрессу, а также его принятия, признания как факта. С одной стороны, у студентов присутствуют все предпосылки субъектной позиции в ситуации экзаменационной аттестации, с другой - есть вероятность ограничений ее непосредственной реализации при столкновении с реальными требованиями среды, превышающими возможности учащихся.

Обнаруженные закономерности выступают предпосылкой разработки и внедрения программы копинг-профилактики экзаменационного стресса. Теоретическую и идейную основу программы составляет положение о проактивном совладании, содержащее информацию о необходимости повышения общего уровня стрессоустойчивости личности до появления реального стрессора путем накопления и развития ресурсов, необходимых для будущего противостояния. В рамках программы к таковым относятся конкретные копинг-стратегии (одновременно отражающие структуру программы), образующие продуктивный копинг-стиль, обязательным условием реализации которого является активная субъектная позиция студента.

Из жизненных сфер наибольший интерес для исследователей психологического факультета ОмГУ представляет семейная сфера

и, соответственно, копинг в семье (исследования А. Ю. Маленовой) [8].

Тематика данных исследований разнообразна: психологическая готовность к материнству / отцовству, принятие родительских ролей, осознанное родительство, возраст матери как фактор отношение к себе и ребенку, ненормативные (измена брачного партнера, искусственное прерывание беременности, ситуации экстракорпорального оплодотворения, супружеские конфликты) и нормативные (беременность и роды, взаимоотношения в патрилокальных семьях, взаимодействие с родственниками, воспитание детей разного возраста, пола, сиблинговой позиции, знакомство с будущим партнером ребенка, сепарация взрослеющих детей) семейные трудности и способы совладания с ними. Для каждой ситуации определен специфический репертуар копинг-поведения, выявлены потенциальные и реальные риски и ресурсы. Разработан комплекс авторских методов экспресс-диагностики особенностей брачно-семейных отношений.

В рамках изучения копинга в профессиональной сфере выделим исследования, посвященные изучению стрессовых ситуаций и их преодоления в управленческой деятельности руководителей (исследования К. И. Корнева, Л. И. Дементий) [9-11].

Основные научные результаты данного направления можно представить в виде следующих научных тезисов:

1. Применение личностно-ситуационного подхода позволило раскрыть механизмы ко-пинг-поведения руководителей в специфическом ситуационном контексте (в условиях профессиональной деятельности).

2. Детальный анализ ситуационного контекста копинга руководителей позволил выявить типичные профессиональные стрессовые ситуации, стрессовые условия и специфику работы в рамках управленческой деятельности. Сочетание ретроспективного и проспективного анализа позволило определить не только реальные стрессовые ситуации, с которыми сталкивались руководители в своей профессиональной деятельности, но и потенциальные, представляющие угрозу и вызывающие необходимость превентивного копинга.

3. Проанализированы особенности оценки данных ситуаций и взаимосвязи характеристик ситуаций. Обнаружено, что стрессо-

генность ситуаций возрастает при повышении значимости, трудности преодоления ситуации, длительности воздействия, снижения степени ее прогноза и контроля.

4. Анализ копинг-поведения руководителей выявил наиболее распространенные стратегии совладания с профессиональными стрессовыми ситуациями. Большинство руководителей независимо от ранга используют стратегии активного копинга, планирования, положительного истолкования стрессовых ситуаций. Доказано, что личность прибегает ни к одной стратегии копинга, а к целому комплексу приемов и техник совладания, т. е. существуют паттерны копинга. При этом обнаружено, что копинг-поведение руководителей высшего звена - более сложное по структуре образование, чем копинг руководителей среднего звена.

5. Доказано, что степень личностной детерминации копинга руководителей различна в зависимости от их ранга. Актуализация личностных ресурсов для решения профессиональных трудностей более выражена у руководителей высшего звена по сравнению с руководителями среднего звена. Данные представляют для нас особый интерес и требуют, на наш взгляд, дальнейших исследований в данной области, поскольку проблема личностной детерминации совладающего поведения до сих пор остается открытой.

6. Использование в работе типологического подхода позволило выделить основные личностные типы руководителей на основе личностных характеристик и копинг-стра-тегий. Для каждого из полученных типов проанализирован ситуационный контекст ко-пинга.

Еще одно значимое научное направление связано с острой жизненной ситуацией, а именно ситуацией потерей работы (исследования И. В. Шагаровой) [12-14].

Основные научные результаты могут быть представлены следующими позициями:

1. В ситуации потери работы используются все стратегии копинг-поведения. При этом чаще других используются проблемно-ориентированные стратегии («Активный ко-пинг», «Планирование», «Поиск активной общественной поддержки», «Положительное истолкование и личностный рост», «Принятие»). Редко в ситуации потери работы используются такие стратегии, как «Обращение к религии», «Использование алкоголя и

наркотических веществ», а также стратегии «Поиск эмоциональной общественной поддержки», «Сдерживание попыток активного копинга», «Юмор».

2. При исследовании факторной структуры личностных качеств безработных было выявлено 6 факторов: «Саморегуляция», «Аутосимпатия», «Готовность к изменению», «Самоуничижение», «Рефлексивность», «Закрытость Я»:

- фактор «Саморегуляция» описывает субъекта как способного к осуществлению эффективной саморегуляции своего поведения и деятельности, т. е. характеризует общий уровень сформированности индивидуальной системы саморегуляции субъекта;

- фактор «Аутосимпатия» в целом описывает представления субъекта о способности нести ответственность за свои действия, неудачи и достижения, контролировать ход своей жизни и противостоять обстоятельствам, положительное отношение субъекта к себе и своим качествам, ощущение ценности своей личности для себя и других людей;

- фактор «Готовность к изменению» в целом описывает степень желания к изменению представлений о себе, Я-концепции, а также уверенность в себе;

- фактор «Самоуничижение» описывает негативное отношение субъекта к себе, наличие внутренних конфликтов, установку на поиск в себе негативных качеств и обвинение себя;

- фактор «Рефлексивность» описывает способность субъекта к глубокой рефлексии при высокой ответственности за свои действия;

- фактор «Закрытость Я» характеризует степень открытости своего «Я» как для себя, так и для других людей.

3. Существует три типа копинг-поведения безработных, характеризующиеся выбором оптимальных и неоптимальных стратегий преодоления кризиса, условно названные «активно-действующий», «эмоционально-реагирующий» и «избегающий»:

- активно-действующий тип безработных реализует выбор проблемно-ориентированных стратегий копинга, таких, как «Активный ко-пинг», «Планирование», «Поиск активной общественной поддержки», «Положительное истолкование и личностный рост», «Принятие»;

- эмоционально-реагирующий тип безработных демонстрирует выбор таких стратегий

копинга, как «Обращение к религии», «Использование алкоголя и наркотиков», а также стратегий средней степени оптимальности -«Фокус на эмоциях и их выражение», «Подавление конкурирующей деятельности», «Сдерживание попыток активного копинга»;

- избегающий тип безработных проявляет в своем поведении пассивные реакции, направленные на мысленный или реальный «уход» от решения проблемы трудоустройства, безработные данного типа значимо больше, чем другие, выбирают такие пассивные стратегии преодоления кризиса, как «Отрицание», «Поведенческое отстранение», «Ментальное отстранение».

4. Для безработных, демонстрирующих разные способы преодоления кризиса, характерны различные личностные особенности:

- представителям активно-действующего типа свойственны следующие личностные качества: высокий уровень саморегуляции, позитивное самоотношение, аутосимпатия, высокая готовность к изменению Я-кон-цепции и открытость новому опыту, высокий уровень рефлексивности;

- для безработных эмоционально-реагирующего типа характерны следующие проявления личностных качеств: достаточно низкий уровень саморегуляции, негативное самоотношение, высокий уровень самообвинения, внутренней конфликтности, низкая рефлексивность и низкий уровень закрытости Я;

- представители избегающего типа безработных характеризуются следующими личностными свойствами: низким уровнем развития системы саморегуляции, отсутствием самообвинения, высокой закрытостью Я, низкой готовностью к восприятию нового опыта, ригидностью Я-концепции, средней рефлексивностью.

Проблема безработицы является одной из важнейших социальных проблем современного общества. Как известно, безработица влечет за собой множество негативных последствий, связанных с физическим и психическим здоровьем, психологическим и материальным благополучием, обеспечением нормального функционирования субъекта в социуме, а также с уровнем его личностного и профессионального развития.

Нельзя не отметить и направление работы Омской психологической научной школы, связанное с изучением и поиском методического обеспечения копинг-исследований.

В 2000 году, когда изучение проблем ко-пинга в отечественной психологической науке только начиналось, практически отсутствовал методический инструментарий. Для исследовательских целей представителями Омской психологической научной школы были адаптированы методики Ч. Карвера и Пегги Тойтс (Л. И. Дементий) [2; 15]. Работа над этими методиками позволила сформулировать основные принципы копинг-исследо-ваний, которые легли в основу дальнейшего изучения данной темы.

Несколько позже была начата работа над методиками, позволяющими изучить ситуативный копинг (разработки Л. И. Дементий, А. Ю. Маленовой) [2; 16].

При подведении итогов и обозначении основных результатов исследовательской научной работы ученых факультета психологии ОмГУ в области копинга ясно осознается необходимость метааналитических исследований, которые помогут выйти на уровень обнаружения закономерностей копинг-поведения людей разных возрастов, профессий в самом широком классе жизненных ситуаций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Копинг-поведение: социально-психологическое исследование / под ред. Л. И. Дементий. - Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та 2005. -236 с.

2. Дементий Л. И. К проблеме диагностики социального контекста и стратегий копинг-поведения // Журнал прикладной психологии. - № 3. - 2004. - С. 20-25.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Дементий Л. И. Ответственность как ресурс личности: монография. - М. : Информ-Зна-ние, 2005. - 188 с.

4. Дементий Л. И., Маленов А. А. Роль психологического образования в развитии личности студента как будущего специалиста // Психология в вузе. - 2008. - № 3. - С. 14-25.

5. Маленов А. А. Ресурсы психологического образования в зрелом возрасте: факторный подход // Психология обучения. - 2013. -№ 7. - С. 115-131.

6. Дементий Л. И., Маленов А. А. Психологические знания как ресурс развития личности специалиста социономического профиля // Вестник Омского университета. - 2012. -№ 3 (65). - С. 283-288.

7. Маленова А. Ю. Личностные детерминанты копинг-поведения в ситуациях оценивания (на примере ситуации экзамена) // Копинг-поведение: социально-психологическое исследование / под ред. Л. И. Де-

ментий. - Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2015. - С. 169-214.

8. Маленова А. Ю. Особенности совладания матерей с ситуацией сепарации взрослеющих детей: гендерный аспект // Психология в вузе. - 2013. - № 1. - С. 73-84.

9. Дементий Л. И., Корнев К. И. Копинг-пове-дение руководителей в условиях профессиональных стрессовых ситуаций // Психология совладающего поведения: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред.: Е. А. Сергиенко, Т. Л. Крюкова. - Кострома : КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2007. -С. 93-95.

10. Дементий Л. И., Корнев К. И. Ситуационный контекст копинг-поведения руководителей высшего и среднего звена // Личность. Культура. Общество. - 2008. - Т. 10, № 1 (40). -С. 15-30.

11. Корнев К. И. Личностные детерминанты, стратегии копинга и типы руководителей высшего и среднего звена в условиях профессиональных стрессовых ситуаций: авто-реф. дис. ... канд. психол. наук. - Краснодар, 2008. - 23 с.

12. Шагарова И. В. Локус контроля и ценностные ориентации как личностные детерминанты

Информация о статье

Дата поступления 15 октября 2018 Дата принятия в печать 26 ноября 2018

Сведения об авторе

Дементий Людмила Ивановна - доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского (Омск, Россия). E-mail: dementiy@univer.omsk.su.

Для цитирования

Дементий Л. И. История копинг-исследова-ний в Омской психологической научной школе // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2018. № 4. С. 4-11. DOI: 10.25 513/2410-6364.2018.4.4-11.

копинг-поведения в ситуации потери работы // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2005. - № 1. - С. 32-43.

13. Шагарова И. В. Ценностные ориентации как личностные детерминанты копинг-поведения в ситуации потери работы // Молодежь и ценности современного российского общества. Всерос. науч.-практ. конф. (28-29 апреля 2005 г.): [материалы]. - Омск : Ютон, 2005. - С. 121-124.

14. Шагарова И. В. Личностные детерминанты и типы копинг-поведения в ситуации потери работы: дис. ... канд. психол. наук. - Омск, 2007. - 228 с.

15. Дементий Л. И., Щепоткин С. В. К вопросу о методическом обеспечении исследований копинг-поведения // Психология совладающего поведения: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Е. А. Сергиенко, Т. Л. Крюкова. - Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2007. - С. 30-31.

16. Маленова А. Ю. Оценка нормативных учебных стрессоров субъектами психологического образования разного возраста // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2012. - № 10 (2). - С. 139-14.

Article info

Received October 15, 2018 Accepted

November 26, 2018 About the author

Dementiy Liudmila Ivanovna - Doctor of Psychological Sciences, Professor, Deparment of Social Psychology, Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia). E-mail: dementiy@univer. omsk.su.

For citations

Dementiy, L. I. History of Coping-Research in the Omsk Psychological Scientific School. Herald of Omsk University. Series "Psychology", 2018, no. 4, pp. 4-11. DOI: 10.25513/2410-6364.2018.4.4-11. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.