Научная статья на тему 'История и современное состояние формирования и развития духовных потребностей будущих офицеров'

История и современное состояние формирования и развития духовных потребностей будущих офицеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
475
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДУХОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / MILITARY EDUCATION / DEVELOPMENT OF SPIRITUAL NEEDS / MILITARY PROFESSIONAL ORIENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дьяков Сергей Иванович

Осуществлен анализ этапов развития военного образования в контексте формирования духовных потребностей будущих офицеров в военно-учебных заведениях. Рассмотрены особенности развития духовных потребностей будущих офицеров в ходе развития военного образования. Отмечается, что на современном этапе развития общества существенно возросла актуальность решения проблем в духовной сфере. С учётом этого, обосновано, что одной из важнейших задач современного военного образования становится развитие духовных потребностей будущих офицеров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History and current state of art of the development of spiritual needs of preservice officers

An analysis of the stages of the development of military education is presented with an emphasis on the development of spiritual needs of pre-service officers in the military schools. The features of the development of the spiritual needs of pre-service officers are described in the course of the development of military education. It is pointed out that at the current stage of the development of the society the solution of problems in the spiritual sphere has become important. It is argued that the development of spiritual needs of pre-service officers is one of the major tasks of modern military education

Текст научной работы на тему «История и современное состояние формирования и развития духовных потребностей будущих офицеров»

2. Boronina L. N., Vishnevskij Ju.R., Didkovskaja Ja. V, Mineeva S. I. Adaptatsija pervokursnikov: problemy i tendentsii // Universitetskoe upravlenie. 2001. № 4(19). S. 65-69.

3. Zotova O. I., Krjazheva I. K. Nekotorye aspekty social'no-psihologicheskoj adaptacii lichnosti // Psi-hologicheskie mehanizmy reguljatsii sotsial'nogo povedenija / Otv. red. M. I. Bobneva, E. V. Shorohova. M., 1979. S. 219-232.

4. Morosanova V. I., Sagiev R. R. Diagnostika individual'no-stilevyh osobennostej samoreguljatsii v ucheb-noj dejatel'nosti studentov // Voprosy psihologii. 1994. № 4. S. 134-140.

5. Orlov A. A., Isaev E. I., Fedotenko I. L., Turevskij I. M. Dinamika lichnostnogo i professional'nogo rosta studenta pedvuza // Pedagogika. 2004. № 3. S. 53-60.

6. ShustovaI. Ju. Protsess samoopredelenija starsheklassnikov // Pedagogika. 2005. №5. S. 45-48.

С.И. Дьяков

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДУХОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ

Осуществлен анализ этапов развития военного образования в контексте формирования духовных потребностей будущих офицеров в военно-учебных заведениях. Рассмотрены особенности развития духовных потребностей будущих офицеров в ходе развития военного образования. Отмечается, что на современном этапе развития общества существенно возросла актуальность решения проблем в духовной сфере. С учётом этого, обосновано, что одной из важнейших задач современного военного образования становится развитие духовных потребностей будущих офицеров.

Ключевые слова: военное образование, формирование и развитие духовных потребностей, военно-профессиональная направленность.

S. Dyakov

HISTORY AND CURRENT STATE OF ART OF THE DEVELOPMENT OF SPIRITUAL NEEDS OF PRE-SERVICE OFFICERS

An analysis of the stages of the development of military education is presented with an emphasis on the development of spiritual needs of pre-service officers in the military schools. The features of the development of the spiritual needs ofpre-service officers are described in the course of the development of military education. It is pointed out that at the current stage of the development of the society the solution of problems in the spiritual sphere has become important. It is argued that the development of spiritual needs ofpre-service officers is one of the major tasks of modern military education.

Keywords: Military education. development of spiritual needs. Military professional orientation.

Проблема развития системы образования для любого государства является ключевой, приоритетной. Наряду с образованием, важную роль в жизни любого государства играет проблема его надежной защиты, обеспечения военной безопасности. С учётом указанных обстоятельств, одной из

главных задач становится подготовка военных профессионалов, офицерских кадров. Именно эта задача решается системой военного образования.

Подготовка высококвалифицированных офицерских кадров неразрывно связана с формированием военно-профессиональной

направленности личности, с развитием духовных потребностей.

Российская армия прошла большой и славный исторический путь от княжеских дружин до постоянного регулярного войска. Высокие нравственные качества: национальный патриотизм, беспредельная стой-

Как показал проведенный анализ, каждый этап развития имеет свои особенности формирования духовных потребностей у защитников Отечества.

Рассмотрим становление и развитие военного образования в России до 1917 года и его влияние на формирование духовных потребностей.

Истоки военного дела уходят в глубокую древность. В древние времена, когда народу угрожала опасность, созывалось поголовное ополчение, причем в поход шли все способные нести оружие [11, с. 4].

По мере разложения родового строя образуется военная каста, которой является княжеская дружина, вначале пришлая, иноземная, а затем своя, славянская. Этот период в истории назван периодом «военной демократии» [3, с. 245].

Лица военных каст с молодых лет приготовлялись к военному званию соответственным воспитанием: гимнастические и военные упражнения, охота на зверей и т. п. имели целью развить и укрепить телесные и нравственные силы юноши, сделать его мужественным и храбрым, способным к военному делу.

кость, мужество, готовность пожертвовать всем ради защиты Отечества и высокое ратное мастерство стали неотъемлемыми чертами российского воинства.

В развитии отечественной военной школы можно выделить пять основных этапов (см. табл.).

С образованием регулярной русской армии Иван IV внес изменения в систему подготовки военных кадров. Для единообразия подготовки стали издаваться уставы и наказы. Создавались полковые школы и учебные команды для подготовки артиллеристов и стрельцов.

С середины XVI в. развивалась нормативная база общегосударственного подхода в подготовке военных кадров. Элементы отечественной подготовки военных кадров находили отражение в документах: «Военная книга» (1607), «Устав ратных пушечных и других дел» (1621) [7, с.10]. Первая военная книга, отпечатанная в Москве, имела название: «Учение и хитрость ратного строя пехотных людей» [13]. Основная идея этих документов — общегосударственный подход к подготовке военных кадров. На этом этапе военного образования формировались в большей степени только нравственные, духовные потребности, развитие остальных потребностей будущих воинов происходило в большей мере стихийно. Формирование познавательных потребностей военнослужащих выражалось в чтении религиозной литературы.

Этапы развития военной школы России

Этапы Временные рамки Содержание этапа

I С древних времен до конца XVII в. Стихийные элементы военного образования. Зачатки отечественной школы подготовки военных кадров

II Конец XVII — конец XVIII вв. Зарождение и становление государственной системы военного образования

III Конец XVIII в. — 1917 г. Развитие системы военного образования в дореволюционный период

IV 1917-1990 г. Советский этап развития военного образования

V 1991 г. — настоящее время Современный этап реформирования российского военного образования

Выдающуюся роль в истории российского образования вообще и военного в частности сыграл Петр I. Он был первым среди монархов, определившим просвещение среди основных приоритетов государства.

Трудно сегодня со всей очевидностью указать на все факторы, связанные с формированием взглядов Петра I на военное дело. Тем не менее, в его судьбе большое значение сыграли «потешные войска». «Идея потешных, — считал Петр I, — подготовка народа к тому, что потребуется ему на войне. Цель — подготовка воинов, для которых «солдатчина» была бы не ненавистной неволей, а гранильной мастерской, в которой они приобретали бы однообразные грани того кристалла, что сиял в руках Победоносцев изумительным блеском». Реализация этой цели включала:

1) развитие физической силы и ловкости детей 9-12 лет путем игр на воздухе и гимнастических упражнений;

2) развитие в детях смелости и предприимчивости путем ввода в игры некоторой доли опасности и риска. Для этого использовались лазанье по обрывам, оврагам, переходы по зыбким мостам, бревнам, игры в разбойников. Во время этой игры «потешные» незаметно для себя постигнут сторожевую службу, разведку, опытом дойдут до сознания что «больше побеждает разум и искусство, нежели множество» [10, с. 9];

3) обучение владеть оружием, обучение не только ружейным приемам, но и умению стрелять и колоть. Царь Петр с 12 лет уже стрелял из пушки;

4) ознакомление с военной техникой и приучение пользоваться ею;

5) выработка дисциплины, чувства чести и духа товарищества;

6) познание отечества и уяснение его исторических задач путем ознакомления с наиболее яркими и наиболее мрачными страницами нашей истории, а также с силами и стремлениями наиболее опасных соседей;

7) развитие любви к государю и отечеству;

8) привитие любви к армии.

Петр I по-новому поставил вопрос о роли офицерских кадров в армии, видел их предназначение в обучении и воспитании солдат.

Принципиальное значение для подготовки офицерских кадров имели три документа Петра I: в основу службы и делопроизводства был положен «Табель о рангах» (1722); Указ «О непроизводстве в офицеры дворян, не служивших в гвардии солдатами» (1714); Указ от 1 января 1719 г., который строго оговаривал: 1) чтобы никакого человека в офицерский чин не допускать, которые не будут в солдатах в гвардии...; 2) чтобы через чин никого не жаловать; 3) чтобы выбирать на вакансии баллотированием из двух или трех кандидатов [12, с. 59-60].

Инженерная, артиллерийская, военномедицинская, военно-морская школы сделали при Петре первые шаги по подготовке квалифицированных офицеров для России [9, с. 124]. Таким образом, Петр I положил начало созданию системы военного образования в России. Заимствуя некоторые принципы и методы из западного опыта, Петр, тем не менее, предпринял попытку дать развитие отечественным традициям.

Первыми основополагающими принципами российской военной школы XVIII века были: приоритет знаний, а не сословная принадлежность; государственное обеспечение умных, но небогатых учеников; непрерывность и прикладной характер.

Следует отметить позитивное развитие теории и практики военного образования в рассматриваемый период. К числу основных тенденций можно отнести следующие: дальнейшая специализация военного образования; гуманизация содержания; разворачивание системы мотивов учения, которые связаны первоначально с развитием духовных потребностей; придание обучению планово-организующего начала; выделение необходимых приоритетов в подготовке будущих офицеров.

Новый этап в развитии военного образования связан с именем Екатерины II

(1729-1796), вступившей в царствование в 1762 году. Уже 25 октября этого года она утверждает «Устав нового артиллерийского и инженерного шляхетского корпуса», тем самым возводя практику инженерноартиллерийской подготовки на новый уровень. При корпусе ежегодно положено было проводить экзамены, причем лучшие кадеты, получившие еще в ходе обучения за отличные успехи звание «сержант» и «унтер-офицер», при выпуске получали чин подпоручика артиллерии и инженерного корпуса. Те же, кто этого звания не удостоился, выпускалась в войска «штык-юнкерами или прапорщиками». Оставшаяся часть юнкеров («те, которые в науках были нерачительны») выпускалась в войска унтер-офицерами и рядовыми. За дурное поведение кадетов переводили в «школу художеств», в наказание.

Благодаря Бецкому, в сухопутном кадетском корпусе вводится ряд новшеств, стимулирующих процесс познания наук кадетами. Так, выпуск из корпуса в том или ином чине был поставлен в прямую зависимость от успехов в обучении и поведении. При выпуске были установлены семь экзаменов. Если выпускник заканчивал обучение и при этом показывал высокие знания в двух науках, то он выпускался в войска прапорщиком; если высокие результаты он показывал в пяти науках, то получал звание подпоручика; при успехах в семи науках — выпускник получал чин поручика [9, с. 38-39].

Примечательно «Расписание наук для пяти возрастов воинского и гражданского звания», помещенное в названном ранее уставе [15, с. 8]. Все науки были разделены на категории: руководствующие к познанию прочих наук (логика, география и хронология, начальные основания математики, языки употребительные и для наук потребные, красноречие, математика, физика, механика, история священная и светская); предпочтительно нужные гражданскому званию (нравоучение, государственное право, естественное право, экономия государственная, всенародное право); полезные (генеральная

и экспериментальная физика, натуральная история, астрология, воинское искусство, география общая, фортификация и артиллерия, тактика (навтика), или сведения о морском искусстве, химия); художества (рисование, делание статуй, живопись, архитектура, гравирование, музыка, изваяние, тан-цевание, фехтование) [15, с. 24].

Уставом 1766 года вводился порядок награждения лучших кадетов золотыми и серебряными медалями, выдаваемыми при особо торжественной обстановке и от высочайшего имени. Выдача медалей лучшим, с одной стороны, способствовала развитию самолюбия у кадетов, побуждала их к соревнованию друг с другом, а с другой стороны, вызывала и нежелательные последствия — зависть неудачников и различные трения [5, с. 86].

В целом характеризуя данный временной отрезок, можно сказать о том, что в этот период был значительный прорыв в подготовке офицерских кадров. Петр I стал основоположником системного обучения и воспитания офицерских кадров. На первое место он поставил тех офицеров, которые отличались высокими показателями в учебе, не обращая внимание на сословное происхождение, и тем самым создавал предпосылки для формирования и развития всего спектра духовных потребностей будущих офицеров. Важную роль в этом сыграла система стимулирования успешных и наказания нерадивых.

Со вступлением на престол Павла I (1796 г.) начались новые изменения в военном управлении и в системе подготовки офицерских кадров. Особую заботу Павел проявил об улучшении строевой подготовки кадетов при ужесточении воинской дисциплины. Новый этап в развитии военноучебных заведений этого периода связан с 1805 годом и с принятием «Плана военного воспитания». Согласно «Плану» воспитание молодых дворян предполагалось начинать в губернских военных училищах, а заканчивать — в столичных кадетских корпусах.

29 марта 1805 года учреждается особый «Совет о военно-учебных заведениях». В положении о «Совете» [9, с. 74-75] говорилось, что его цель — «ввести единство и общие начала в воспитание питомцев, для чего на членов Совета возлагается высшее наблюдение над внутренней жизнью и распорядками во всех военно-учебных заведениях». «Совет» начал свою деятельность под председательством великого князя, цесаревича Константина Павловича (1779-1831), участника походов А. В. Суворова. До учреждения данного «Совета» каждое военноучебное заведение устраивало свою внутреннюю жизнь, систему обучения и воспитания, исходя из личных качеств и педагогических способностей своих директоров. Теперь же «Совет» стал диктовать свои условия всем военно-учебным заведениям.

Как это уже бывало ранее, внимание было обращено на внешнюю, показную сторону подготовки — строевую выучку и дисциплину. В силу этих обстоятельств было предписано: ежедневно проводить разводы и занятия строевой подготовкой с кадетами; ежедневно назначать караул из них под командованием обер-офицера; привлечь в корпуса лучших офицеров-строевиков; ужесточить наказания, отдав предпочтение наказаниям телесным.

Таким образом, период 1796-1825 гг. был насыщен событиями, имеющими отношение к военному делу и к постановке военного образования в России. При этом заметны такие тенденции, как: влияние сильных личностей на этот процесс; наращивание позитивного в содержании и методике обучения и воспитания; расширение сети военно-учебных заведений и др.

В процессе проведенного исследования особое внимание было уделено анализу развития военного образования на примере Михайловского военного артиллерийского училища (ныне — Михайловская военная артиллерийская академия). История подготовки военных кадров в этом учебном заведении позволяет еще больше понять те

условия и проблемы, которые присутствовали в военном образовании того периода, и как это отражалось на процессе формирования духовных потребностей будущих офицеров.

Обучение в училище строилось согласно учебным планам и программам, утверждённым великим князем Михаилом Павловичем. Содержание учебных программ, как правило, ежегодно уточнялось, исходя из потребностей войск и прогресса науки. Курс обучения в офицерских классах был рассчитан на подготовку артиллерийского офицера с широким инженерным кругозором [6]. Учебный год завершался в октябре домашними и публичными экзаменами. Публичные экзамены проводили вслед за домашними в двух офицерских и в первом юнкерском классе. Предметы, которые выносились на домашние экзамены, подразделяли на три группы, по каждой из которых назначали комиссию во главе с генералом или полковником. Знания оценивали первоначально по 50-балльной шкале. Она оказалась неудобной. Поэтому с 1852 г. её заменили 12-балльной [8, с. 10].

Ведущую роль в формировании мировоззрения и нравственности учащихся играло религиозное воспитание. Все были обязаны совершать религиозные обряды, присутствовать на церковных праздниках. За год их было свыше 100. Они включали 52 воскресенья, табельные праздники в честь членов императорской семьи, православные великие двунадесятые праздники. Кроме того, у военно-учебных заведений было два праздника — училищный (академический) и храмовый. Существовали также праздник рода войск — Сергиевского всей артиллерии собора, своего рода Дня артиллерии, немало дней памяти чтимых церковью выдающихся князей-полководцев [14].

Исторический анализ подготовки офицеров этого периода, в том числе подготовки офицеров в стенах Михайловской военной артиллерийской академии, позволяет сделать вывод, что в основном у офицеров-

выпускников духовные потребности преобладали над материальными. В связи с развитием новых форм и средств вооруженной борьбы, с развитием науки и техники в этот период получили развитие познавательные потребности. На их развитие повлиял мировой научно-технический прогресс, потребности самореализации личности офицера на службе царю и Отечеству, потребность в самосовершенствовании офицеров, так как от этого зависела в большой степени военная карьера. В учебном процессе военноучебных заведениях царской России нашли своё отражение нравственные и эстетические потребности.

Советская система подготовки военных кадров относилась к числу наиболее современных в мире. Она прошла сложный путь от недооценки старой военной школы до ее возрождения и развития в новых исторических условиях. На первом этапе на основе ряда декретов Советской власти происходило отстранение опытных военных кадров и взят курс на подготовку командиров из рабочих и крестьян. В период реформирования военно-учебных заведений (1924-1928 гг.) определились важнейшие тенденции совершенствования практики обучения курсантов: творческое использование боевого опыта Красной Армии и опыта подготовки специалистов зарубежных стран; тесная взаимосвязь теории и практики обучения; применение в практике подготовки военных кадров широкого круга различных научных знаний. Целевые установки по обучению курсантов сводились к формированию инициативных, смелых, творчески мыслящих офицерских кадров, обладающих высокой военно-технической культурой и профессионализмом.

С переоснащением армии, с усложнением способов ведения вооруженной борьбы возникло противоречие между новыми требованиями к подготовке офицерских кадров и процессом их обучения. Уже к 1934 году 70% всего личного состава армии были непосредственно связаны с техникой. Возник-

ла необходимость пересмотра теоретических основ подготовки военных кадров, в первую очередь, — содержания и методики. По рекомендациям Центрального института труда, в процессе обучения сложные дидактические задачи разбивались на мелкие операции и отрабатывались до автоматизма.

При формировании содержания обучения курсантов все больше внимания уделялось изучению техники и вооружения, учету результатов войсковой практики, вопросам взаимодействия различных родов войск. Для придания обучению духа состязательности и развития духовных потребностей с 1929 года в войсках развернулось социалистическое соревнование.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. явилась тяжким испытанием для всего советского народа, для Вооруженных Сил, для всей системы военного обучения и воспитания. Видное место в учебно-воспитательном процессе занимала военная история, пропаганда героических свершений русского народа. Раскрывая нравственнополитическое содержание воинского подвига, политработники, партийные и комсомольские активисты использовали яркие примеры мужества и отваги в бою, призывая слушателей и курсантов равняться на героев. Широкое применение в воспитательном процессе находила и такая форма, как встречи с отличившимися в бою [1].

Особенно большое внимание в теории и практике военного времени уделялось развитию вопросов политического, воинского (боевого), нравственного и культурного воспитания воинов, формированию у личного состава верности идеологии, непоколебимой веры в победу над гитлеровской Германией, ненависти к фашизму, чувства патриотизма и интернационализма, дружбы и войскового товарищества, утверждению в жизни армии и флота новых боевых традиций и целенаправленной работы вокруг них.

В учебный процесс военно-учебных заведений стал все больше внедряться боевой опыт. Причем это делалось не только вклю-

чением в курс лекций материалов о войне, но и путем замены преподавательского состава военно-учебных заведений офицерами, имевшими боевой опыт [2].

После завершения Второй мировой войны в военно-учебных заведениях образовательный процесс продолжал совершенствоваться. Новые учебные программы и планы предусматривали учет опыта Великой Отечественной войны, достижений военной науки, широкое использование технических средств обучения с целью повышения качества учебных занятий и самостоятельной работы [7, с. 47].

Революция в военном деле была связана с резким переходом к ракетно-ядерным средствам борьбы. В связи с этим неизмеримо возросли требования к качеству военно-профессиональной подготовки в военноучебных заведениях.

По ряду специальностей офицер должен уметь непосредственно работать с радиоэлектронной аппаратурой, с вычислительными комплексами и автоматизированными системами, что также требовало соответствующих инженерных знаний. Глубокие социальные изменения в обществе, повышение общеобразовательного и культурного уровня молодежи, призываемой на военную службу, также диктовали необходимость в более высоком уровне образования офицеров, непосредственно обучающих и воспитывающих солдат и сержантов, в повышении их общей культуры и методического мастерства.

Создание высших военных училищ со сроком обучения 4 года было новым явлением для советской военной школы. Это поставило перед вузами ряд сложных организационно-методических задач [7, с. 50].

В 1973-1976 гг. военно-учебные заведения перешли на новую систему подготовки офицерских кадров, которая осуществлялась по трем уровням военного образования: среднее военно-специальное, высшее военноспециальное и высшее военное [7, с. 52].

По мере решения задач, связанных с подготовкой военных кадров, в первой полови-

не 1980-х гг. в высших военно-учебных заведениях происходило существенное корректирование учебных планов и программ. Это позволяло значительно сократить дублирование одного и того же материала в преподавании; приблизить его к конкретным задачам, решаемым в войсках, повысить практическую направленность обучения [4, с. 103].

Военное образование с 1991 г. по настоящее время и его влияние на формирование духовных потребностей будущих офицеров ВС РФ. С 1991 г. начался новый этап в жизни страны, её Вооруженных Сил. В числе важнейших вопросов строительства Вооруженных Сил Российской Федерации оказалась реформа военного образования. Первая и главная задача проведения реформы военной образовательной системы состояла в том, чтобы одновременно с созданием Российских Вооруженных Сил сформировать адекватную им систему военного образования, вывести ее на качественно новый уровень, обеспечивающий повышение профессионализма и общей культуры военных кадров [7, с. 57]. Основные направления реформирования структуры и содержания высшего военного образования были определены Концепцией развития системы военного образования, утвержденной приказом министра обороны РФ 1993 г. № 191. Продолжение реформы военного образования требует проведения единой государственной политики, реализации единых требований к подготовке офицеров в соответствии с государственным образовательным стандартом [7, с. 58-62].

В конце 1990-х годов престижность профессии офицера снизилась. В связи с этим многие юноши и их родители хотели получить в военных вузах бесплатное высшее образование, видя дальнейшие перспективы в гражданских областях. У курсантов снизилось стремление осваивать военную профессию.

Анализируя влияние периода 1990-х годов на систему военного образования, можно сделать некоторые выводы:

- в обществе произошли изменения, которые, в свою очередь, повлияли на мнение большинства граждан РФ, что проявилось в негативной оценке Вооруженных сил и службы в них;

- молодые люди, заканчивавшие школы, уже не в большом количестве шли поступать в военно-учебные заведения; при этом, как правило, поступали и поступают в настоящий момент, те, у кого родители имели или имеют отношение к армии, а также молодые люди, у которых нет возможности получить платное высшее образование;

- если ещё 15-20 лет назад молодой человек, поступающий в военный вуз, ориентировался в основном на моральные и военно-корпоративные ценности (долг перед Родиной; армия — школа жизни, мужества; шаг к мужской самостоятельности и т. д.), то сегодня из жизненных ценностей у него на первый план выходит материальная потребность, далее — семья, карьера, профессиональный успех и только после всего — развитие духовных потребностей.

В настоящее время определена оптимальная перспективная сеть военно-учебных заведений. Процессы централизации подготовки военных кадров и реализации в системе военного образования современных подходов и тенденций (переход на обучение

по новым федеральным государственным образовательным стандартам и квалификационным требованиям, компетентностный подход, субъект-субъектный подход, гуманизация образования) призваны обеспечить соответствие системы военного образования современным требованиям, формированию нового перспективного облика Вооруженных Сил России, воспитанию офицерских кадров с развитыми духовными потребностями.

Таким образом, проведенный анализ свидетельствует о том, что система военного образования в России традиционно готовила офицеров, не только владеющих военной специальностью, но и патриотов, духовно богатых, нравственных людей. В нашем Отечестве накоплен значительный опыт подготовки первоклассных военных кадров, формирования у защитников Родины высокого патриотического сознания и верности воинскому долгу, что с успехом может быть использовано в современных условиях.

На современном этапе развития общества, в условиях возрастания проблем в духовной сфере, одной из важнейших задач высшего военного образования становится развитие духовных потребностей у будущих офицеров.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Архив ШНРВиА. Инв. 56. Л. 48-49.

2. Архив ШНРВиА. Инв. 56. Л. 62.

3. Военный энциклопедический словарь. М., 1984.

4. Ефремов О. Ю. Военная педагогика. СПб.: Питер, 2008.

5. Жервэ Н. П., Строев В. Н. Исторический очерк 2-го кадетского корпуса 1712-1912: В 2 т. С. 75.

6. Ключевский В. О. Боярская дума. М., 1956.

7. Михайловская артиллерийская академия и училище в годовщину 500-летия русской артиллерии. СПб., 1889.

8. Организационно-правовые основы системы образования. СПб.: МВАА, 2009. С.10.

9. Попов А. В. Артиллерийская академия (1820-1940 гг.): Исторический очерк. М., 1940.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Очерк истории Военно-инженерной академии имени В. В. Куйбышева. М.: ВИА, 1945.

11. Петров А. Н. Русская военная сила. История развития военного дела от начала Руси до настоящего времени. Т. 1-2. М., 1897.

12. Пушкарев И. История императорской Российской гвардии. СПб., 1844.

13. Россия в период реформ Петра I. М.: Наука, 1973.

14. Трижды орденоносная военная академия имени Ф. Э. Дзержинского. М.: ВАД, 1982.

15. Устав императорского шляхетного кадетского корпуса. СПб., 1766.

REFERENCES

1. Arhiv SHNRViA. Inv. 56. L. 48-49.

2. Arhiv SHNRViA. Inv. 56. L. 62.

3. Voennyj jenciklopedicheskij slovar'. M., 1984.

4. Efremov O. Ju. Voennaja pedagogika. SPb.: Piter, 2008.

5. ZhervjeN. P., Stroev V. N. Istoricheskij ocherk 2-go kadetskogo korpusa. S. 75.

6. Kljuchevskij V. O. Bojarskaja duma. M., 1956.

7. Mihajlovskaja artillerijskaja akademija i uchilishche v godovshchinu 500-letija russkoj artillerii. SPb., 1889.

8. Organizacionno-pravovye osnovy sistemy obrazovanija. SPb.: MVAA, 2009.

9. Popov A. V. Artillerijskaja akademija (1820-1940 gg.): Istoricheskij ocherk. M., 1940.

10. Ocherk istorii Voenno-inzhenernoj akademii imeni V. V. Kujbysheva. M.: VIA, 1945.

11. Petrov A.N. Russkaja voennaja sila. Istorija razvitija voennogo dela ot nachala Rusi do nastojawego vremeni. T. 1-2. M., 1897.

12. PushkarevI. Istorija imperatorskoj Rossijskoj gvardii. SPb., 1844.

13. Rossija v period reform Petra I. M.: Nauka, 1973.

14. Trizhdy ordenonosnaja voennaja akademija imeni F. E. Dzerzhinskogo. M.: VAD, 1982.

15. Ustav imperatorskogo shljahetnogo kadetskogo korpusa. SPb., 1766.

Е. Б. Дьякова

МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ К УРОКАМ ИСТОРИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Рассматриваются принципы создания учебных презентаций как средства обучения истории на основе деятельностного подхода к обучению.

Ключевые слова: обучение истории, деятельностный подход, учебные презентации.

E. Dyakova

CONDITIONS FOR EFFECTIVE EDUCATIONAL PRESENTATION AT HISTORY LESSONS AT THE SECONDARY SCHOOL

The article regards the principles of designing educational presentations as a means of teaching history based on the activity approach.

Keywords: teaching history, activity approach, educational presentations.

Следствием информатизации общества и школы является становление на наших глазах информационной образовательной среды. Одним из наиболее распространенных электронных средств обучения являются компьютерные презентации. Об этом свидетельствует наличие огромного числа учебных презентаций (далее — УП) к урокам истории на интернет-сайтах [12]. Вместе с тем анализ опубликованных в Интернете

учительских УП свидетельствует, что существуют проблемы: отбора основного учебного содержания для его изучения средствами презентации (научность, системность, полнота, оптимизация и т. д.); отбора и адаптации текстовых и изобразительных источников учебной информации; использования современных форм и методов освоения учебного материала; соблюдения технических требований к оформлению УП

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.