Научная статья на тему 'История и каббала в концепции М. Лайтмана'

История и каббала в концепции М. Лайтмана Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1219
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛАЙТМАН / КАББАЛА / ИСТОРИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ / LAITMAN / KABBALAH / HISTORICAL VIEWS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Черепанов Александр Сергеевич

Затрагиваются некоторые аспекты исторических взглядов Михаэля Лайтмана. Рассматриваются проблема эгоизма как фактора развития человечества, роль и место каббалы и каббалистов в истории евреев и Европы. Приведены некоторые критические замечания к идеям М. Лайтмана, а также сделан вывод о наличии в его концепции мистического подхода к интерпретации событий прошлого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History and Kabbalah in the concept of Michael Laitman

The article is devoted to some aspects of the historical ideas of Michael Laitman. Laitman is not a historian. He is a specialist in Kabbalah. In some of his books and articles he comments on events of the past. In the end, we can talk about an original conception of history. There is egoism, reincarnation and Kabbalah in his historical views. Egoism is desire to receive pleasure. Laitman writes that developing of egoism changes the desire of pleasure. The person has five stages of desire development (bodily desires, wealth, honor and power, knowledge and spiritual desire). Change of desire of pleasure affects the development of culture and civilization. Thus, egoism is the causality of historical development. On the one hand, egoism creates social conflicts, for example, wars and terrorism. On the other hand, egoism stimulates technological and intellectual development. So, desire of pleasure motivates people to change the world and create new benefits. Thus, all that is created in the world is merely the change of desire to receive pleasure. The modern time is time of a global crisis in the opinion of Michael Laitman. He warns about danger, for example, world war. An alternative to war is spiritual development. People should understand that egoism is defect. They should begin to correct their nature. So, Laitman asks the question of what the purpose of history is. History has moral and mystical purposes. People should correct their egoistic nature and begin spiritual development. Laitman writes that souls return to this world over many lifetimes, until the moment when a person fulfills their task. This process reminds the Hindu idea of reincarnation. Kabbalah is spiritual knowledge; it is a method to study universe and improve the person. Kabbalah takes an important place in the history of peoples. Its origins are rooted in deep antiquity, from the time of ancient Babylon. People who study Kabbalah are called Kabbalists. Kabbalists experienced a crisis two thousand years ago. As a result of this crisis Jews were scattered among other peoples, Kabbalah became a secret doctrine. At the same period modern Judaism and some mysticisms doctrines were formed. Despite of the crisis Kabbalists continued their history. Later Kabbalah and Kabbalists had influence on the history of Europe and the Near East, for example, freemasonry or Hasidism. Historical ideas of Michael Laitman contain some contradictions, for example, the problem of genesis of Kabbalah, the problem of authorship of the book ''Zohar'', etc.

Текст научной работы на тему «История и каббала в концепции М. Лайтмана»

Вестник Томского государственного университета. 2013. № 372. С. 144-147

УДК 930.1

А.С. Черепанов

ИСТОРИЯ И КАББАЛА В КОНЦЕПЦИИ М. ЛАЙТМАНА

Затрагиваются некоторые аспекты исторических взглядов Михаэля Лайтмана. Рассматриваются проблема эгоизма как фактора развития человечества, роль и место каббалы и каббалистов в истории евреев и Европы. Приведены некоторые критические замечания к идеям М. Лайтмана, а также сделан вывод о наличии в его концепции мистического подхода к интерпретации событий прошлого.

Ключевые слова: Лайтман; каббала; исторические взгляды.

Человеческий ум давно стремился понять логику общественного развития, осмыслить и узнать исторические законы, связать разнообразные события, явления и процессы минувших лет в единую глобальную систему. Но любая история, которая рождалась в трудах интеллектуалов, представляла определенный срез существовавшей действительности. Отдельные фрагменты мыслителями представлялись значимыми, другие - второстепенными, третьи - игнорировались. Становясь частью сознания, история наделяла жизнь человека смыслом и задавала направление развития. Выстраивая строгую схему исторического процесса, она позволяла человеку установить связь с поколением предков и определить своё место в настоящем. Концепции истории имеют два важных значения. Во-первых, научное. Это стремление понять законы развития общества и человека во времени. Во-вторых, мировоззренческое. Концепции истории задают границы и специфику восприятия прошлого. В обоих случаях это шаг к пониманию нас самих, осознанию причинности своего существования, места и роли в мире. В этом состоит актуальность изучения исторических взглядов мыслителей. Мыслителей, потому что концепции истории создавались не только историками, но и философами, культурологами и др. Рассмотрим взгляды Михаэля Лайтмана.

Лайтман не профессиональный историк. По образованию он биокибернетик. В настоящее время живет в Израиле и занимается изучением, преподаванием и популяризацией каббалы. Он комментирует события прошлого и выстраивает достаточно интересную концепцию истории. Его взгляд на прошлое человечества преломляется сквозь призму каббалы, приобретая дополнительный смысл. В его исторических взглядах важное место занимают такие темы, как эгоизм, круговорот душ и деятельность каббалистов.

По мнению Лайтмана, «все развитие человека и человечества основано на развитии эгоизма» [1. С. 154]. Он характеризует эгоизм как «намерение человека использовать другого ради себя, во вред ему, дополнительное получение наслаждения за счет унижения, ущерба ближнему» [Там же. С. 41]. Эгоизм, присущий каждому человеку, является причиной многих проблем, таких как депрессия, терроризм, мировой экономический кризис, войны и пр. Так, не считаясь с мнением людей, человек видит в них лишь средство для достижения личных целей. Это, в свою очередь, приводит к межличностным конфликтам, а неспособность удовлетворить личные потребности - к психологическому дискомфорту. Однако будучи причиной социальных

проблем, эгоизм является условием развития человечества. Лайтман пишет, что «эгоизм - это сила, несущая развитие» [2. С. 99]. Для того чтобы раскрыть данное утверждение, необходимо ввести понятие «стыд». Стыд - это обратная сторона человека в окружении себе подобных. Лайтман пишет, что все созданное людьми - это результат стыда: «Все наши постижения, весь наш прогресс, развитие, достижения, поиски - все это основывается только на чувстве стыда, чтобы компенсировать его, чтобы нам не было стыдно - это нас толкает обратная сторона эгоизма» [2. С. 80]. Стыд, по утверждению Лайтмана, свойствен человеку с начала его истории. В качестве иллюстрации мыслитель приводит библейский сюжет об Адаме и Еве, которые, испытывая стыд за свой проступок непослушания, были вынуждены стремиться к самосовершенствованию. Таким образом, под влиянием эгоизма человек стремится максимально удовлетворить себя и улучшить свою жизнь. Постоянная жажда удовлетворения толкает его к непрерывному переустройству мира и созданию средств его преобразования. Так эгоизм выступает в роли катализатора технологической и культурной эволюции человечества.

Рост и развитие эгоизма приводят к преобразованию желания наслаждений и, как следствие, к изменению всей структуры общественных отношений. Лайт-ман выделяет пять стадий развития желаний. Для каждой стадии характерен свой источник наслаждения: для первой - телесные физиологические удовольствия, затем - богатство, слава и власть, знание и желание Высшего (духовного знания) [3]. Развитие эгоизма приводит к увеличению социальной напряженности. Нынешнее состояние Лайтман характеризует как глобальный всесторонний кризис, а по сути, апокалипсическое состояние. В интервью Александру Никонову мыслитель говорит: «Сегодня мы наблюдаем всеобщий кризис науки, воспитания, культуры, образования, общественных и семейных отношений» [1. С. 9-10].

В современном обществе Лайтман выделяет несколько проблем.

Во-первых, это проблема человеческой разобщенности, которая не позволяет людям разных культур сосуществовать в мирном диалоге друг с другом. Данная проблема обостряется ситуацией глобализации, которая привела мир, если прибегать к образу, к состоянию коммунальной квартиры, в которой бок о бок живут люди разных национальностей, вероисповеданий и взглядов на мир. Во-вторых, это проблема современного научного познания. Суть проблемы сводится к неспособности науки раскрыть такие важные в понима-

нии мыслителя темы, как тайна мироздания и смысл существования человека. По мнению мыслителя, наука в состоянии дать лишь информацию о реакциях человека на нечто, что он называет Вселенной, но не о самом мироздании и человеке. В-третьих, это проблема образования. Лайтман говорит о несоответствии современным условиям системы образования, сформированной в индустриальную эру, цель которой воспитать узкоквалифицированных специалистов и рабочих. Такое воспитание программирует в детях неэффективные, а следовательно, ложные сценарии жизнедеятельности, которые приводят к провоцированию социальных конфликтов.

В условиях глобализации человечество, состоящее из таких людей, оказалось в ситуации заложника. Не имея опыта сосуществования во всемирном диалоге, длительное время живя разобщенно, продолжая воспроизводить неэффективное поведение, оно стоит перед угрозой рецидива образования нацистских государств, которые неизбежно будут конфликтовать друг с другом, а это может спровоцировать очередную мировую войну. Заявления Лайтмана о глобальном кризисе напоминают пессимистические размышления О. Шпенглера и А.Дж. Тойнби о судьбе западной цивилизации. Особенность позиции Лайтмана состоит в преломлении его взгляда под влиянием каббалы. Согласно мыслителю, последняя стадия развития эгоизма - это период желания духовного знания. Главная черта духовного знания - стимулирование самообразования человека по пути альтруизма. Другими словами, последний период развития эгоизма - это состояние осознания его порочности, это этап прекращения старой истории, обусловленной эгоизмом, и начало новой, основанной на законах альтруизма. Таким образом, для Лайтмана история - это целенаправленный и детерминированный эгоизмом процесс. Цель истории имеет нравственный оттенок. Человечество через беды и страдания должно прийти к необходимости измениться. Об этом говорится в цитате: «Каббала говорит, что все наше существование, вся история человечества, его эволюция в течение тысячелетий - есть развитие эгоизма. Целью этого развития является необходимость привести человека к такому состоянию, чтобы он сам убедился, что его эгоистическая природа зла и порочна. Причем убедился до такой степени, что захотел (курсив мой. - А.Ч.) от нее избавиться» [1. С. 47].

С проблемой эгоизма в истории связана тема круговорота душ. Согласно мыслителю, люди, а точнее души (или «информационная часть»), живут, покидают свои тела (умирают), обращаются к некому первоисточнику, а затем снова возвращаются в материальный мир. Возвращение в мир обусловлено необходимостью выполнить задачу духовного развития и освобождения от эгоизма. Пока все человечество не выполнит эту задачу, души будут спускаться, материализоваться и продолжать работу. Круговорот душ обусловливает колебания популяции людей на планете. Причиной колебаний является степень духовного развития человечества. Так, невыполнение программы духовного развития и рост эгоизма и социального напряжения, вызванного последним, приводит к увеличению численности людей для того, чтобы каждый из них испра-

вил ограниченный уровень возросшего эгоизма. Или, словами автора: «Для того чтобы его [эгоизм] было легче исправить, необходимо делить суммарный объем на большее количество тел, с тем, чтобы была возможность осуществить исправление, не нагружая одно тело огромным количеством эгоизма, с которым человек не в силах справиться» [1. С. 131]. Таким образом, естественный прирост является барометром духовного развития человечества, способностью общества реагировать на возрастающий в мире эгоизм и проблемы, вызываемые им. Исходя из этого, бэби-бум можно рассматривать как всплеск эгоизма, а рост численности людей в XX в. - как неспособность общества и его институтов решить кризисы современности.

В «Книге Зоар» М. Лайтман приводит типологию народов. Все народы делятся на две неравные части: Израиль и «70 народов мира». Первая - немногочисленная группа, которая занимает важное место в истории человечества. Это каббалисты. Вторая группа -остальные народы [4. С. 155-157, 164]. Одним из первых каббалистов был легендарный Адам, который 5773 года тому назад (начало еврейского летоисчисления) первым среди людей, согласно Лайтману, постиг Творца. Под Творцом Лайтман понимает особое состояние. Он пишет: «Творец - это духовное поле отдачи и любви» [2. С. 45]. Во времена Древнего Вавилона, когда, согласно мыслителю, человечество впервые оказалось в тесном соседстве друг с другом, некий Авраам осознал закон мироздания - «Возлюби ближнего как самого себя». Он создал особую методику для освобождения от эгоизма и постижения мироздания - каббалу. Возле него собралась небольшая группа учеников из местных жителей. Вместе они покинули Вавилон, жители которого отказались воспользоваться каббалой. Так произошел раскол общества на две группы.

Группа Авраама перекочевала в район Палестины и стала называть себя евреями (от «иври» - «переходить»). Говоря «евреи», Лайтман не имеет в виду народ в современном нашем понимании. Он пишет: «Однако народом ее назвать нельзя, это была именно группа, которую организовал Авраам из числа древних вавилонян» [1. С. 7]. И в другом месте: «Евреи - это не народ. <...> Это просто каббалистическая группа, которая определенным образом сформировалась и, работая над собой, все время проникала в Высший мир, жила по его законам и рассказывала об этом нам» [Там же]. В своем духовном развитии каббалистическая группа претерпела два кризиса, вызванные ростом эгоизма. Первый кризис, получивший название «разрушение Первого Храма», произошел во времена Навуходоносора. Падение евреев с духовного уровня привело к вавилонскому плену. Но за кризисом последовало относительно быстрое возрождение. Евреи вернулись в Палестину, достигли прежнего уровня и построили Второй Храм. Второй кризис - разрушение Второго Храма - случился на рубеже эр. Кризис был настолько глубокий, что его последствия сказываются и сегодня. Его причиной стал рост эгоизма и нарушение евреями заповеди «Возлюби ближнего как самого себя», что выразилось в беспричинной взаимной ненависти. В итоге евреи, как собственно и все человечество, стали находиться на стадии ниже уровня Авраама в начале его Пути. Этот

уровень Лайтман называет «наш мир» и характеризует его как состояние, «когда люди не чувствуют, что находятся за пределами материи, а ощущают только ее саму» [1. С. 9]. Результатом падения стало изгнание евреев из Палестины и их расселение по миру, «скрытие» каббалы и возникновение множества ее интерпретаций, в том числе и современного иудаизма.

Лайтман объясняет изгнание евреев из Палестины тем, что они могли находиться на земле Израиля только будучи на определенной ступени духовного развития. Когда евреи перестали соответствовать этому уровню, они лишились права жить на этой земле и были изгнаны. Снижение духовного уровня вызвано возрастающим эгоизмом, с которым не смогла справиться большая часть евреев в начале новой эры. Из-за отсутствия потребности в сакральных знаниях каббала стала приобретать роль учения для избранных, что в конце концов привело к образованию вокруг нее ореола таинственности. Утрачивая смысл каббалистического знания и духовных практик, евреи, с одной стороны, стали прибегать к их механическому воспроизведению, с другой стороны, взаимодействуя с различными культурами, придавать учению и методике искаженное содержание. Так, по мнению Лайтмана, возникли различные толкования каббалы, ставшие основой для религиозных, мистических и гностических учений. Несмотря на метаморфозы, произошедшие на рубеже эр, часть каббалистов сохранила традицию и стала развивать её дальше. Одним из крупнейших мыслителей после разрушения Второго Храма был рабби Акива. Его ученик рабби Шимон бар Йохай написал текст книги «Зогар» («Книга Сияние»). По утверждению М. Лайтмана, эта книга занимает важное место в истории человечества. С одной стороны, она содержит знания о мироздании и поэтому должна быть в свое время изучена каждым человеком. С другой стороны, эта книга во втором тысячелетии новой эры стала причиной изменений в Европе и Палестине.

По преданию, «Книга Сияния» должна была быть «скрытой», т.е. не иметь свободного хождения в обществе вплоть до конца XX в., когда якобы она должна была «открыться» миру. Но текст «Зогар» случайно попал в руки испанского еврея Моше де Леона (XIII в.), который приобрел его у одного восточного торговца. Этот торговец, не понимая значимости текста, использовал пергаментные листы, на которых он был написан, в качестве оберточной бумаги. Собрав фрагменты текста, Моше де Леон стал обладателем 1/10 книги. Лайтман делает предположение, что в первоначальном виде текст мог состоять из 1520 томов. Трудное финансовое положение семьи после смерти Моше де Леона заставило вдову продать тексты мужа, в том числе и «Зогар». Вскоре «Книга Зогар» была опубликована, что, по мнению Лайтмана, привело как к отрицательным, так и к положительным последствиям. Он пишет: «Это раскрытие каббалистического знания в неправильной форме, в еще непригодное для этого время, повлекло за собой возникновение многих лжеучений. С другой стороны, раскрытие каббалы даже в искаженном виде, несмотря на то, что практически никто не понял ее правильно, дало мощный толчок к развитию человеческой мысли» [5. С. 29]. Рост эгоизма и развитие желания наслаждения привели к появлению в XVI в. нового типа

людей, которые желали духовного развития. В результате этого в в Цфате Ицхак Лурия создал новое направление в каббале, названное его именем («лурианская каббала»), а в Европе наступила эпоха Возрождения, затем Реформация и т.п. [Там же. С. 31].

С этого времени часть европейцев стала интересоваться каббалой. Генрих Корнелиус (Агриппа Нет-тесгеймский) и Парацельс соединили идеи каббалы с алхимией и магией. Это, по утверждению Лайтмана, плодотворным образом отразилось на развитии научной и технической мысли европейцев. Он пишет: «Неоспорим тот факт, что изучение этой науки помогло величайшим ученым и философам раскрыть основополагающие законы мироздания, а также глубже понять природу человека и определить цель его существования в этом мире» [Там же. С. 45]. Таким образом, каббала способствовала интеллектуальному и техническому могуществу европейцев. С XVII в. духовное знание каббалы стали пытаться распространить в широкие массы. Среди христиан это проводили масоны, изучавшие каббалу, среди евреев - хасиды. Но, несмотря на просветительскую деятельность, человечество продолжило свое развитие в зависимости от эгоизма, а стремления хасидов и масонов «тушились», претерпевая любопытные метаморфозы. Рассмотрим на примере хасидизма.

Лайтман разделяет индивидуальный и массовый (народный) хасидизм. Первый - продолжение каббалистической традиции, второй - форма моральной поддержки религиозной общины. Оба были направлены на привлечение к каббале как можно большего числа сторонников. Но, стремясь достичь этой цели, хасиды обращались к народу, который жил под влиянием эгоизма и не осознавал этого. Для того чтобы хасидов слушали и шли за ними, им приходилось понижать свой уровень и быть ближе к народу. В итоге, как пишет Лайтман, «массы стали требовать себе предводителя, который бы отвечал их пониманию и чаяниям» [Там же. С. 34], т.е. эгоизм стал диктовать хасидам, какими они должны быть, чтобы привлечь на свою сторону народ. И, в конце концов, «хасидизм полностью снизошел с уровня духовного на уровень народного движения. <.> Замена изучения истинных каббалистических первоисточников на внешнее подражание поведению праведника постепенно низвела хасидизм до уровня игры в праведность» [Там же. С. 33].

В конце XX в., а точнее в 1995 г., по утверждению М. Лайтмана, начался важный процесс в истории человечества, названный «исправлением» [1. С. 115]. Он характеризуется осознанием людьми порочности эгоизма, широкой общественной потребностью в духовном знании, объясняющем тайны мироздания и смысл существования человека, и распространением каббалы как методики получения этого знания и преобразования бытия человека. Вследствие этого, по мнению мыслителя, на плечи каббалистов возложена просветительская задача. Им необходимо содействовать распространению каббалы, а также выработать современную методику преподавания и изучения духовного знания [Там же. С. 57, 12]. Изложенные выше взгляды М. Лайтмана по вопросу места и роли каббалы и каб-балистов в истории человечества имеют спорные моменты. Начнем с проблемы происхождения каббалы.

Согласно Лайтману, каббала как методика постижения Высших миров и духовная практика возникла во времена Авраама, где-то 4 тысячи лет тому назад. Но, по мнению основателя современного научного подхода к изучению каббалы Гершома Шолема, каббала (точнее еврейская мистика) зародилась во времена раби Акивы [6. С. 52]. Позиция Лайтмана по вопросу происхождения евреев в некоторой степени напоминает религиозную точку зрения, основанную на предании, изложенном в Торе. Однако существенным отличием является то, что Лайтман рассматривает потомство Авраама и людей, ушедших с ним, не как родоначальников нового народа (этнической группы), а как некий учебно-исследовательский кружок. Согласно Лайтману, каббалисты предшествовали евреям, которые как этнос являются потомками людей, утративших глубинный смысл каббалы. Однако в современной научной трактовке евреи предшествовали появлению каббалистов, а не наоборот. Подобным образом Лайтманом решается проблема генезиса иудаизма. Он рассматривает религию как следствие трансформации каббалы. Иудаизм, по его мнению, зародился две тысячи лет тому назад и представлял собой один из множества комментариев каббалы. Данный вывод не противоречит общему ходу мысли Лайтмана, но он не согласуется с научными представлениями и фактами.

Во-первых, каббала развивалась в тесной связи с иудаизмом, выступая пояснением и рассуждением к Торе и Талмуду. Многие раввины были не только знатоками Священного Писания, но и практикующими каббалистами. Во-вторых, каббала, будучи мистикой, в отличие от религии, является персоналистической формой общения с Творцом (Высшей силой) [7]. Упомянутый нами Г. Шолем рассматривает мистику как определенный этап развития религиозного сознания. Он пишет: «И после того, как религия обретает в истории свое классическое выражение в определенных коллективных формах жизни и вещи, только тогда мы можем засвидетельствовать возникновение феномена, называемого мистикой» [6. С. 42].

Другой блок вопросов связан с книгой «Зогар». М. Лайтман считает, что книга «Зогар» написана в начале I тысячелетия рабби Шимоном бар Йохаем. Но, проведя детальный анализ, Г. Шолем пришел к выводу, что книга написана в эпоху классического средневековья в конце XIII в. [Там же. С. 239-243]. Одним из претендентов на авторство книги является Моше де Леон, который, скорее всего, не случайно нашел текст книги, а сам его написал. Заявление Лайтмана о том, что книга должна была быть «скрытой» до наступления определенного времени, не является научно обоснованным.

Объяснение возникновения лурианской каббалы, процессов Реформации и технологической революции в Европе в Новое время ростом эгоизма и эволюцией желания наслаждений, а также деятельностью каббали-стов представляется некорректным. Его заявления о причинах духовного и технологического всплеска в Европе и Палестине выглядит однобоким, игнорирующим экономические, культурные, социально-политические и прочие факторы.

Итак, Лайтман интерпретирует прошлое с мистикорелигиозной точки зрения. Это проявляется в том, что такие события, как зарождение каббалы или судьба книги «Зогар», объясняются не с рационалистической позиции, а с точки зрения тайны (тайна откровения и тайна сокрытия) и каббалистической терминологии (рост эгоизма). Помимо этого исторический процесс в концепции Лайтмана носит ярко выраженный миссионерский характер, о чем в первую очередь свидетельствует теория развития желаний. Наглядным проявлением миссионерства в истории выступает просветительская работа хасидов. Объявление 1995 г. годом «открытия» каббалы выглядит призывом к распространению каббалы, т.е. к миссионерству. Своеобразные исторические взгляды М. Лайтмана, наряду с его активной писательской, образовательной и популяризаторской деятельностью, делают его убеждения актуальными для исследования. История - это не просто взгляд на прошлое, но осмысление жизни поколений, результат деятельности которых представлен в настоящем. Ответы на вопросы, что было в прошлом и какой это имело смысл, задают нормативы поведения и рамки самореализации. Распространение своего видения прошлого оказывает влияние на формирование представлений людей на настоящее с определенно заданными критериями.

Завершая разговор, отметим особенности видения истории Лайтманом. Во-первых, история человечества - это последовательный стадиальный процесс. Во-вторых, процесс строго детерминированный. Причиной происходящего является эгоизм. В-третьих, история - это целенаправленный процесс. Цель истории имеет нравственный (исправление человеческой природы) и мистический (духовное развитие и познание тайн мироздания) характер. В-четвертых, мистико-религиозная интерпретация событий прошлого и миссионерская направленность исторического процесса. В-пятых, для исторической картины М. Лайтмана характерно деление человечества на две группы: каббалистов и остальных людей. Каббалисты рассматриваются Лайтманом как передовая часть общества, своего рода «творческое меньшинство», влияние которого прогрессивно влияет на соседей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шесть пристрастных интервью с каббалистом Михаэлем Лайтманом / отв. ред. М. Палатник. М. : АСТ ; Астрель, 2008. URL:

http://files.kabbalahmedia.info/download/files/rus_o_ml-sefer-6-pristrastnych-intervyu.pdf

2. Лайтман М. Точка в сердце. Источник наслаждения души. Издат. группа kabbalah.info, 2010. URL:

http://files.kabbalahmedia.info/download/files/rus_t_rav_book_tochka-v-serdze_web.pdf

3. Лайтман М. Стадии развития желания // Каббала - это очень просто. URL: http://www.kabbalah.info/rus/content/view/frame/43753

4. Лайтман М. Зоар. 2-е изд. М. : Древо Жизни ; Издат. группа kabalah.info, 2003.

5. Лайтман М., Розин В. Каббала в контексте истории и современности М. : Ленанд, 2010. URL:

http://files.kabbalahmedia.info/download/files/rus_o_ml-sefer-kabbala-vkontekste-istorii.pdf

6. Шолем Г. Основные течения в еврейской мистике. Москва ; Иерусалим : Мосты культуры - Гешарим, 2007.

7. Хазанов О В. Мистика: её природа и социальные функции в контексте концепции «Осевого времени» // Диалог со временем. Альманах ин-

теллектуальной истории. М. : ИВИ РАН-УРСС, 2006. Вып. 16. С. 147-158.

Статья представлена научной редакцией «История» 29 марта 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.