Научная статья на тему 'История экономических учений - неотъемлемый компонент экономического образования'

История экономических учений - неотъемлемый компонент экономического образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1094
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ / ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДОКТРИНЫ / ECONOMIC THINKING / COMPETENCE / HISTORY OF ECONOMIC THOUGHT / ECONOMIC CULTURE / ECONOMIC DOCTRINES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бучинская Ольга Николаевна, Шаесламов Эдуард Расихович

Утверждается необходимость преподавания предмета истории экономической мысли для подготовки бакалавров в области экономики, способных к пониманию и применению опыта предыдущих поколений экономистов. Исключение данного предмета из учебных планов может привести к одностороннему механистическому пониманию экономики и неспособности будущих специалистов учитывать социальные, исторические и географические факторы в принимаемых экономических решениях. Знание истории экономических учений важно также для сохранения ценных идей, а включение этого курса в учебные планы поможет оптимизировать структуры преподавания основных экономических курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The History of Economic Thought as an Integral Component of Economic Education

The article proves the necessity of teaching the history of economic thought to students pursuing the bachelor's degrees in economics for them to be capable of understanding the experience of previous generations of economists. Exclusion of this discipline from the curriculum could lead to unilateral mechanistic understanding of economics and make students unsuited to the integration of social, historical and geographical factors into economic decisions. In addition, the history of economic thought may play a useful role by preserving valuable ideas which otherwise would fall into oblivion. Moreover, the inclusion of the history of economic thought in the curriculum will help to optimize the structures of other economic courses.

Текст научной работы на тему «История экономических учений - неотъемлемый компонент экономического образования»

БУЧИНСКАЯ Ольга Николаевна

Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и экономической политики

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

620002, РФ, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19 Контактный телефон: (343) 350-75-89 e-mail: o.n.buchinskaia@urfu.ru

Старший преподаватель кафедры экономической теории и экономической политики

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

620002, РФ, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19 Контактный телефон: (343) 375-46-07 e-mail: adshaes@yandex.ru

ШАЕСЛАМОВ Эдуард Расихович

История экономических учений - неотъемлемый компонент экономического образования

Утверждается необходимость преподавания предмета истории экономической мысли для подготовки бакалавров в области экономики, способных к пониманию и применению опыта предыдущих поколений экономистов. Исключение данного предмета из учебных планов может привести к одностороннему механистическому пониманию экономики и неспособности будущих специалистов учитывать социальные, исторические и географические факторы в принимаемых экономических решениях. Знание истории экономических учений важно также для сохранения ценных идей, а включение этого курса в учебные планы поможет оптимизировать структуры преподавания основных экономических курсов.

JEL classification: A22, B00

Ключевые слова: экономическое мышление; компетенции; история экономических учений; экономическая культура; экономические доктрины.

В контексте формирования современного экономического мышления бакалавров экономики перед преподавателем встает дилемма: «Верно, что не следует изучать современную теорию цены, не зная Адама Смита. Но не менее верно и то, что не следует читать Адама Смита до изучения современной теории цены» [2. С. XXIV]. Это вопрос д соотношения логического и исторического в развитии экономической теории и эконо-™ мической науки вообще.

^ Как нам представляется, не обязательно требовать от студента, чтобы он дошел до

§ переднего края науки, но будущий экономист должен понимать, как возникает новое | знание, какие ошибки подстерегают на этом пути и как их преодолевали великие мы-^ слители. Такой ход познания очеловечивает историю. Мало кто поставит себя вровень . с Аристотелем, А. Смитом или А. Маршаллом, но можно оценивать их достижения с вер® шин нашего времени, ушедшего далеко вперед по пути технического и экономического прогресса, наполненного новыми представлениями, знаниями, личностными смыслами. и В этом преимущество, которое позволяет нам чувствовать себя преемниками и продолен жателями их великих дел. Раскрытие преемственности поколений в развитии эконо-@ мической науки, накоплении экономического знания, формировании экономического

мышления составляет задачу истории экономических учений. Структура экономической науки становится все более разнообразной. Вместе с тем она сохраняет свое единство, включая в себя достижения самых ранних стадий своего развития и передний край науки. Главный результат изучения курса истории экономических учений заключается в формировании системного видения социально-экономических явлений [5. С. 4-15].

Рассмотрим различные точки зрения на преподавание истории экономической мысли. По мнению Я. С. Ядгарова, В. В. Шапкина и И. Н. Остроумова, история экономических учений - одна из важнейших учебных дисциплин в системе высшего экономического образования [13. С. 108-119]. В соответствии с федеральным государственным стандартом она призвана формировать общекультурные и профессиональные компетенции студентов бакалавриата и магистратуры, способствовать целостности и взаимосвязанности всех звеньев гуманитарного, социального и экономического цикла основной общеобразовательной программы. В результате изучения данного курса студенты приобретут знания, которые позволят:

1) избегать легковесных суждений о месте и роли «отцов политической экономии» в процессе эволюции экономической науки в прошлом и настоящем;

2) иметь достаточное представление об особенностях нововведений в творческом наследии многочисленных приверженцев и противников концепций «экономического человека» и «невидимой руки» А. Смита;

3) хорошо ориентироваться в маржиналистских теоретико-методологических постулатах предельного экономического анализа в контексте законов Госсена, креста А. Маршалла и оптимума Парето;

4) аргументированно интерпретировать первостепенное на современном этапе истории значение экономических учений эволюционной теоретико-методологической парадигмы, введенной в научный оборот родоначальниками «институционализма»;

5) выявить общее и особенное в кейнсианских и неолиберальных теориях государственного регулирования экономики и на этой основе сформировать собственное видение мер, необходимых для обеспечения глобальной стабильности и социальной направленности в масштабах как отечественной, так и мировой хозяйственной системы [13].

Согласно исследованию Ал. А. Мальцева, интерес современных ученых-экономистов к истории экономических учений падает, вплоть до «клиофобии» и утверждений, что история экономических учений стоит на последнем месте в компетенциях экономиста [11. С. 141]. Это приводит к тому, что экономисты, специализирующиеся на истории экономических учений «уходят» от экономики в смежные исторические и социальные отрасли науки. Тем не менее опросы показывают, что процент студентов и бакалавров, считающих дисциплину обязательной и возражающих против перевода истории экономических учений в факультативные дисциплины, достаточно высок [11. С. 140].

Любой современный бакалавр экономики, занимающийся научной или производственной деятельностью, должен четко понимать, что без науки прошлого не будет науки будущего [7. С. 28-35]. Естественно, что главное для практикующего экономиста - организовывать свою деятельность согласно объективно действующим экономическим законам. Игнорирование этих законов приводит к негативным последствиям, что показывает история экономических отношений на всем протяжении развития человеческой цивилизации - от организации утопических экономических сообществ до последствий устранения государства от регулирования экономических процессов. История экономических учений, ее изучение имеют своим следствием отход от догма-тизации экономической науки, ее демократизации и плюрализма.

Еще Дж. Н. Кейнс выделял три основные задачи истории экономических учений:

1. Историческая иллюстрация экономических теорий.

2. Историческая критика экономических теорий.

3. Историческое обоснование новых экономических теорий [1. С. 93-100].

Именно эти три аспекта обеспечивают поступательное развитие экономической науки, которое не может идти вперед в отрыве от прошлого.

Исключение из учебных планов дисциплины «История экономических учений» приведет к тому, что состояние современной экономической науки в России станет еще более неудовлетворительным. Известно, что научные школы строили свои теоретические исследования, как правило, на одном теоретическом основании, что оказывалось в достаточной степени упрощенным. Так, кейнсианство разрабатывало теорию поддержания высокой занятости и антициклического регулирования экономики. Монетаризм выдвинул в качестве основной задачи оптимизацию денежной массы в стране в целях борьбы с инфляцией и стабильного развития экономики. Институционализм обратил особое внимание на влияние законов, обычаев и правил на экономическое развитие общества. Для представителей неоконсервативного направления главной идеей была идея уменьшения государственного регулирования экономики и сокращения социальной защищенности населения.

Глубокие изменения в социально-экономических условиях, которые произошли в ХХ столетии и в начале XXI столетия, не объясняются во всех аспектах ни одной из существующих экономических школ.

Предлагаемый в качестве преподавания экономикс при всех его достоинствах не может претендовать на учение, способное адекватно описать и объяснить все процессы и явления современной экономики и сформировать целостное экономическое мышление, способное давать ответы на все вызовы, стоящие перед экономической теорией [6. С. 6-21]. Так, выдающийся американский экономист Дж. Гэлбрейт писал, что экономикс абстрагируется от реальной социально-политической жизни, перестает быть наукой и превращается «в консервативно используемую систему верований, претендующих на наименование науки» [14. Р. 63].

Российские ученые М. В. Шишкин и О. Н. Мисько из Санкт-Петербургского государственного университета справедливо отмечают специфическую особенность экономической науки, которая не позволяет проводить параллель между экономическими и естественнонаучными дисциплинами. По их мнению, в отличие от истории естественных наук, носящей сугубо прикладной характер, история экономических учений является самостоятельной отраслью экономического знания. Это связано с тем, что естественнонаучные открытия носят абсолютный характер и входят в систему современного знания вне зависимости от времени их появления. Развитие науки не отрицает предыдущих открытий, а делает их частным случаем более широкого понимания природы. Иное положение сложилось в экономической науке. Большая часть законов экономики имеет исторический характер - при смене общественной системы меняются ее законы. Существующие универсальные законы модифицируются под влиянием общественного развития. Отсюда следует, что невозможно создать универсальную теорию, объясняющую экономическую жизнь на всем протяжении ее истории [12. С. 4-19].

История экономических учений дает возможность выработать у студентов неортодоксальный подход к экономической теории и проследить, каким образом теории, популярные у современников, впоследствии оказывались несостоятельными и, напротив, теории, в свое время считавшиеся абсурдными, в процессе экономического развития общества доказывали свою практическую ценность, как это было с государственной теорией денег Г. Кнаппа [4. С. 109-125]. Таким образом, история экономических учений помогает студентам понять процессы экономического развития общества в динамике и отображение в этом развитии неоднозначности различных экономических воззрений.

История экономических учений должна быть востребована в современном российском вузовском образовании исходя из следующих объективных предпосылок:

1. История экономических учений представляет собой ступени познания экономической науки. Знакомство с ней помогает понять внутреннюю логику, взаимосвязь

экономических категорий, законов, концепций. Это своего рода стартовая площадка, вводный курс для экономической теории, микроэкономики, макроэкономики и мировой экономики. Изучение этого предмета необходимо, чтобы понять логику экономического развития и процессы открытия экономических законов и закономерностей.

2. Современные учебные планы на основе федеральных государственных образовательных стандартов предусматривают достаточно ограниченное количество часов на изучение базовых экономических дисциплин, таких как экономическая теория, микроэкономика, макроэкономика и мировая экономика. Значительная часть учебного материала может не вписаться в стандартный курс из четырех кредитных единиц. Введение в учебные планы курса «История экономических учений» позволяет вывести основные теоретические аспекты экономических школ, оказавших основное влияние на развитие теории спроса и предложения, предельных величин, абсолютной и относительной ренты, абсолютных и относительных торговых преимуществ, противоборство кейнси-анского и неоклассического подходов и т. д., в отдельный курс, концентрируя преподавание вышеуказанных предметов с более прикладной и практической стороны.

3. Знакомство со школами и направлениями в экономической науке дает возможность полнее уяснить взаимосвязь теоретических взглядов и концепций с условиями и причинами их возникновения, потребностями экономической практики, интересами различных социальных групп, стран, народов. Важно уловить последовательность, понять причины эволюции научных положений, идей, определить их связи с происходящими изменениями в экономической практике. Обращение к истории экономических учений способствует умению объективно оценивать теории, рекомендации, выводы. Важно понять и осмыслить относительность экономических знаний, необходимость их постоянного уточнения, углубления, совершенствования.

4. Чтобы знать, в каком направлении идет экономическое развитие общества, и прогнозировать наступление экономических кризисов, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе, крайне важно знать, какие экономические теории были идейной основой тех или иных партий, находящихся у власти или борющихся за власть. Необходимость этих знаний подтверждают события новейшей истории, происходящие в экономике, как Российской Федерации, так и всего остального мира. Именно знание истории экономических учений может объяснить ошибки, сделанные в 1990-е годы при переходе России от командно-административной экономики к рыночной, проблемы экономической политики чавизма, экономические и политические проблемы, с которыми сталкиваются страны Европы и США. Для глубокого осмысления современных проблем недостаточно знакомство с какой-либо одной концепцией или системой взглядов, как бы популярны они ни были.

5. В настоящее время основные экономические концепции преподаются в курсе экономической теории, как правило, в виде готовых моделей. Однако использование готовых моделей без знания их устройства и развития означает не только непонимание студентами устройства этих моделей, но и невозможность их дальнейшего совершенствования в рамках теоретических и практических экономических исследований. Необходимо давать студентам понимание того, как происходили процессы развития экономических концепций и моделей, чтобы студенты осознали: экономическая наука не стоит на месте, ее можно и нужно развивать. В свою очередь, экономическая ситуация постоянно меняется и в какой-то момент перестает соответствовать общепринятым моделям, что вызывает объективную необходимость поиска новых и совершенствования старых концепций об экономическом мироустройстве. Например, во времена А. Смита концепция свободного, нерегулируемого рынка объективно описывала реалии XVIII века и предыдущих эпох, когда основу производства составляли мелкие товаропроизводители, а цена действительно определялась на основе свободной конкуренции. В XX веке, когда производство диверсифицировано и преимущественно

монополизировано, концепция совершенной конкуренции уже не действует, поскольку современное ценообразование включает в себя элементы монопольной власти, а кризисы перепроизводства, финансовые кризисы и экономические пузыри на основе спекуляции производными финансовыми инструментами являются одной из наиболее актуальных проблем в современной экономике.

Не менее важно изучение экономических моделей в динамике, как это показывает статья Н. Макашевой на примере анализа кривой Лаффера. Если первоначальная версия кривой, которая до сих пор используется в учебниках по экономической теории и макроэкономике, иллюстрировала единственный статический оптимум налоговой ставки, то последующие исследования, в частности Ю. Ананиашвили и В. Папава, доказывают межвременной характер данной кривой, возможность ее разрыва, наличие не одного, а двух оптимумов (точек Лаффера 1-го и 2-го типа), а также влияние институтов на изменение данной кривой [10. С. 151-159]. Таким образом, экономические модели не являются статичными, и дисциплина «История экономических учений» позволяет расширить охват экономических моделей, представленных в большей части учебников по экономической теории, микро- и макроэкономики, через изучение динамики их развития. Это побуждает студентов прилагать собственные усилия к экономическим исследованиям для развития инструментария теоретической и прикладной экономики.

6. Во избежание повторения ошибок прошлого необходимо также давать студентам представление о том, куда могут завести ошибочные экономические идеи и концепции, утрирующие те или иные положения экономической теории [3. С. 148-149]. Очень важно сформировать у студентов понимание того, почему возникли и оказались провальными идеи утопического социализма, к чему может привести вульгаризация экономических концепций, которая имела место в начале-середине XX века.

7. Курс истории экономических учений способствует оценке вклада российских ученых в мировое экономическое наследие и формирует у студентов патриотическое сознание, что является необходимым качеством современного образования. Ввиду того, что большая часть тем в курсе экономической теории, микро- и макроэкономики является плодом изысканий западных ученых, у студентов может формироваться мнение, что все хорошие экономические идеи были созданы на западе и поэтому необходимо полностью копировать западный опыт. Преподавание курса истории экономических учений разрушает этот миф, показывает достижения и западных, и российских ученых и обеспечивает студенту более широкий взгляд на достижения экономической мысли, ориентирует их на исследовательскую деятельность, служит формированию научных экономических школ в России, способствующих раскрытию и увеличению интеллектуального потенциала страны.

8. Необходимо учитывать и тот факт, что курс «История экономических учений» (History of Economic Thought) до сих пор применяется в подготовке бакалавров ведущими западными университетами, такими как Оксфорд, Гарвард, Беркли и др. Соответственно, для повышения конкурентоспособности российского образования необходимо давать студентам знания в объеме не менее тех, которые даются в ведущих вузах мира. В связи с тем, что история экономических учений обоснованно занимает важное место в подготовке специалистов за рубежом, необходимо сохранять такие предметы, как история экономических учений и в программах отечественных вузов.

9. Ценность дисциплины «История экономических учений» подтверждается и тем, что за рубежом выходит значительное количество специализированных журналов, посвященных изучению экономической мысли - European Journal Of The History Of Economic Thought (Оксфорд), Journal Of The History Of Economic Thought (Кембридж), Journal of Political Economy (Чикагский университет), History of Political Economy (Университет Дюка) и др. [8].

Таким образом, студент, начинающий постигать экономическую теорию, должен знать все направления, школы и течения, составляющие предмет истории экономических учений, уметь правильно, творчески их анализировать, выявляя «рациональные зерна», и на основе этого формировать свою точку зрения. Преподавание истории экономических учений, наряду с другими экономическими и неэкономическими дисциплинами, способно создать современного, творчески мыслящего человека. Как предлагает кемеровский ученый А. Д. Леванов, решению задачи преодоления ограниченности подготовки современного экономиста может поспособствовать органическое взаимодополнение изучения возникновения и развития экономической науки, общей и экономической истории, этики и литературы [9. С. 288-291]. Сохранение дисциплины «история экономических учений» в учебных планах подготовки бакалавров в рамках федерального государственного стандарта третьего и последующих поколений является важным аспектом подготовки будущих экономистов.

Источники

1. Берсенев В. Л. Политическая экономия и историко-экономическая наука: диалектика междисциплинарных связей // Журнал экономической теории. 2013. № 2.

2. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М. : Дело ЛТД, 1994.

3. Гришина Е. А. Социальная политика в курсе «История экономических учений» // Университетское образование : сб. ст. XV Междунар. науч.-метод. конф. (Пенза, 6-7 апреля 2011 г.). Пенза, 2011.

4. Дубянский А. Н. Государственная теория денег Г. Кнаппа: история и современные перспективы // Вопросы экономики. 2015. № 3.

5. Дятел Е.П. История и методология экономической мысли: принципы систематизации категорий // Вестник УрФУ Сер.: Экономика и управление. 2012. № 2.

6. Ефимов В. М. Исходный институционализм и экономическое образование (Часть 1) // Известия УрГЭУ 2014. № 6.

7. Кузнецова М. В. История экономических учений как отражение эволюции общества // Вестник ОГУ 2007. № 4.

8. Курц Х. Д. Куда идет история экономических учений: медленно двигается в никуда? // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 5: Экономика. 2008. № 3.

9. Леванов А. Д. Роль историко-культурных знаний в формировании экономического мышления // Вестник КемГУ 2012. № 3.

10. Макашева Н. А. Макроэкономическое примирение? (о книге Ю. Ананиашвили и В. Папава «Лафферо-кейнсианский синтез и макроэкономическое равновесие») // Вопросы экономики. 2015. № 3.

11. Мальцев Ал. А. История экономических учений, Quo Vadis? // Вопросы экономики. 2015. № 3.

12. Шишкин М. В., Мисько О. Н. Актуальные проблемы историко-экономической науки XXI века // Вестник УрФУ. Сер.: Экономика и управление. 2013. № 4.

13. Ядгаров Я. С., Остроумов В. В., Шапкин И. Н. Теоретико-методологические и компетентностью основания истории экономических учений // Вестник финансового университета. 2013. № 4.

14. Galbraith J. K. Economics Peace and Laughter. Boston : The New American Library, 1971.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.