Научная статья на тему 'История антиминса Воскресенского Войскового собора станицы Старочеркасской (Антиминс как исторический источник)'

История антиминса Воскресенского Войскового собора станицы Старочеркасской (Антиминс как исторический источник) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
219
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Афон / Ватопедская-Закланная икона / антиминс / станица Старочеркасская / собор / храмовый праздник / Athos / Vatopedskaya-Zaklannaja icon / antimensium / village Starocherkasskaya / cathedral / temple feast

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Малинский Анатолий Валериевич

Особым видом исторических памятников являются антиминсы, содержащие документальные записи. К ним относятся антиминсы дореволюционного времени, на полях которых фиксировались важные исторические данные, способные обогатить современные знания об истории тех или иных событий, касающихся жизни отечественного православия. В статье описывается святой антиминс, датированный началом XIX века и содержащий ценные сведения по истории православия на Юге России середины XIX столетия. Поздние записи, сделанные на полях антиминса, свидетельствуют о жизни Русской Православной Церкви середины XX века. Так, в описываемом источнике затрагивается история Воскресенского собора станицы Старочеркасской Ростовской области, столицы Донского казачества, жизнь которой тесно связана с родом графов Платовых, а также трагическая история прихода станицы Яново-Грушевской (Яновской), Казанский храм которой благодаря описываемому антиминсу обрел связь с казачьим собором станицы Старочеркасской. Имеются свидетельства о трагической судьбе многих православных храмов в период антирелигиозной борьбы в Советском государстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The History of the Antimensium of the Resurrection Cathedral of the Village Starocherkasskaya (Antimensium as a Historical Source)

A special kind of historical monuments are antimensia containing documentary records. These antimensia dated from pre-revolutionary times include important historical data recorded on their margins. These records can enrich modern knowledge about the history of certain events relating to the life of Russian Orthodoxy. The article describes the corporal dated the beginning of the 19th century and containing valuable information on the history of Orthodoxy in the South of Russia in the middle of the 19th century. The later records made on the margins of the antimensium testify to the life of the Russian Orthodox Church in the middle of the 20th century. In the described source the history of the Resurrection Cathedral of the village Starocherkassk of the Rostov region the capital of the Don Cossacks is expounded. The life of this Cathedral is closely connected with The Platovs as well as the tragic history of the parish of the village of Yanovo-Hrushevskaya (Janovskaya). The Kazan temple of this village gained contact with the Cossack cathedral of the village of Starocherkasskaya thanks to the corporal described above. In article there are some evidences of the tragic fate of many Orthodox churches during the anti-religious struggle in the Soviet state.

Текст научной работы на тему «История антиминса Воскресенского Войскового собора станицы Старочеркасской (Антиминс как исторический источник)»

DOI: 10.24411/2587-8425-2018-10026

региональная церковная история

Иеромонах Антоний (Малинский)

история антиминса воскресенского войскового собора станицы старочеркасской

(антиминс как исторический источник)

Особым видом исторических памятников являются антиминсы, содержащие документальные записи. К ним относятся антиминсы дореволюционного времени, на полях которых фиксировались важные исторические данные, способные обогатить современные знания об истории тех или иных событий, касающихся жизни отечественного православия. В статье описывается святой антиминс, датированный началом XIX века и содержащий ценные сведения по истории православия на Юге России середины XIX столетия. Поздние записи, сделанные на полях антиминса, свидетельствуют о жизни Русской Православной Церкви середины XX века. Так, в описываемом источнике затрагивается история Воскресенского собора станицы Старочеркасской Ростовской области, столицы Донского казачества, жизнь которой тесно связана с родом графов Платовых, а также трагическая история прихода станицы Яново-Грушевской (Яновской), Казанский храм которой благодаря описываемому антиминсу обрел связь с казачьим собором станицы Старочеркасской. Имеются свидетельства о трагической судьбе многих православных храмов в период антирелигиозной борьбы в Советском государстве.

Ключевые слова: Афон, Ватопедская-Закланная икона, антиминс, станица Старочеркасская, собор, храмовый праздник.

Среди сохранившихся до наших дней дореволюционных антиминсов особое значение имеют те, которые сохранили на своих полях документальные записи. Для современной церковно-исторической науки изучение таких антиминсов позволяет не только обратить внимание на практику фиксации важной исторической информации, но и выделить одну из функций дореволюционного антиминса — документальную.

Архивные документы свидетельствуют в пользу того, что до революции 1917 г. антиминс был важным историческим документом. Так, в 1906 г. священник Алексий Ивлев доказывал, что построенный им в станице Вознесенской храм является не единоверческим, а православным, перечисляя подтверждающие это документы, среди которых назвал «Антиминс Свято-Троицкой церкви»1.

Записи, сделанные на антиминсах, при их детальном изучении раскрывают важные вехи в истории отечественного православия.

В период Гражданской войны многие антиминсы были уничтожены. Так, «священнику Георгию Акимову в Ставрополе одна из прихожанок доставила антиминс (из Николаевского храма села Надежда, в 9 верстах от Ставрополя) и объяснила, что красноармейцы, которые были расквартированы в том доме, где она жила, передали ей этот антиминс, требуя, чтобы она непременно из него сшила им кисет

Иеромонах Антоний (Малинский Анатолий Валериевич) — председатель комиссии по канонизации святых Армавирской епархии, член Союза журналистов России (priest-anatoly@mail.ru).

1 Дело по обвинению священника единоверческой церкви ст. Вознесенской Алексея Ивлева во введении православного обряда при богослужении во вновь построенном Троицком храме // ГАСК. Ф. 135. Оп. 65. Д. 1246. Л. 8.

Антиминс Воскресенского войскового собора станицы Старочеркасская

для табака; по совету священника она передала антиминс ему, а им сшила кисет из подходящей материи»2.

Изучение уцелевших антиминсов, в том числе антиминса Воскресенского собора станицы Старочеркасской, позволяет обогатить современную церковно-историческую науку новыми данными.

В XIX веке упоминание святыни Ватопедского монастыря Благовещения Пресвятой Богородицы зафиксировано в одном из документов Государственного архива Ростовской области «Опись Войскового Воскресенского собора, учиненная по указу Донской Духовной консистории в 1894 г. на 130 листах / Августа 26 дня 1893 года»3. Это св. антиминс, хранящийся в Благовещенском приделе собора: «Антиминс на желтом атласе, с мощами и освящен 22 ноября 1822 г. По Указу духовной Консистории от 30 октября 1857 года за № 5548 на антиминсе сделана надпись об установлении празднования Ватопедския Закланныя Пресвятой Богородицы по уставу храмовых праздников — 15 октября»4.

Сегодня этот святой антиминс, сохранивший историческую запись, находится в частной коллекции, однако её владелец позволил ознакомиться с ним. Мощи из святыни изъяты, на их месте — отверстие. Увиденное нами соответствует описанию в документе: антиминс представляет собой шелковый плат желтого цвета средней ветхости размером 553 * 650 миллиметров. Средник с изображением Положения

2 Красный террор в годы Гражданской войны: По материалам Особой следственной комиссии по расследованию злодеяний большевиков / Под ред. док-ров ист. наук Ю. Фельштинского и Г. Чернявского. М.: ТЕРРА — Книжный клуб, 2004. С. 79-80.

3 ГАРО. Ф. 226. Оп. 3. Д. 9821. Л. 581.

4 Там же. Л. 4.

во гроб Спасителя печатный, черно-белых оттенков, размером 440 * 375 миллиметров. По углам средника изображены святые евангелисты.

В верхней части средника имеется печатная надпись: «Сей Антиминс есть трапеза священная на приношение бескровныя жертвы въ Божественней литургии освятися благодатию пресвятаго Духа Сего ради преподается власть священнодействовати на нем в храме». Далее следует рукописный текст: «...придельном Благовещенскомъ, что Епархии нашея».

В нижней части средника другая печатная надпись гласит: «Повелениемъ Бла-гочестивейшаго Самодержавнейшаго Великого Государя Нашего Императора АЛЕКСАНДРА ПАВЛОВИЧА Всея России Благословением же Святейшего Правительствующего Синода Священнодействован Преосвященным». Далее следует рукописный текст: «Епифанием Епископом Воронежским и Черкасским лета мироздания 7331 от Рождества же Христова 18235 года индикта 11 месяца ноемврия 22 день». Строки «Благочестивейшаго Самодержавнейшаго Великого Государя Нашего Императора АЛЕКСАНДРА ПАВЛОВИЧА Всея России» зачеркнуты.

В правом поле средника содержится следующее рукописное сообщение: «В. Донского Старо-Черкасской Станицы в Воскресенской Церкви. По Указу Донской Духовной Консистории отъ 30-го октября 1857 года за № 5548 на сем Антиминсе по благословению Высокопреосвященнейшего Иоанна, Архиепископа Донского, установлено празднование и. Ватопедския-Закланныя Пресвятой Богородицы, по Уставу храмовых праздников ежегодно 15 числа Октября. Во исполнение каковаго Указа и учинена сия надпись местным Благочинным священником Иоанномъ Диковымъ».

Ниже имеется ещё одна запись, сообщающая, что святой Антиминс «преподан в Казанскую церковь с. Яново-Грушевского в лето от сотворения мира 7457, от Рождества Христова 1948 месяца марта в 28/15 день».

В нижнем поле антиминса находим текст: «Божией Милостью Смиренный Сергий, Епископ Ростовский и Новочеркасский». Данный текст сохранился в плохом состоянии, но автограф принадлежит архиепископу Сергию (Ларину), что подтверждается сравнением с сохранившимся образцом его подписи6.

На обратной стороне антиминса имеется автограф освятившего его архиерея: «Смиренный Епифаний Епископ Донской и Черкасский».

Все Преосвященные архиереи, имена которых присутствуют на святом плате, имели отношение или к Санкт-Петербургским духовным школам, или к самому Санкт-Петербургу (впоследствии Петрограду, затем Ленинграду). Наибольший интерес представляет личность преосвященного Иоанна (Доброзракова), бывшего ректора Санкт-Петербургской духовной академии, доктора богословия, ставшего в 1847 г. архиепископом Донским и Новочеркасским. Будучи видным архиереем Русской Православной Церкви, архиепископ Иоанн в 1851-1852 гг. решает вопрос «об официальном признании явленной чудотворной Аксайской иконы Божией Матери «Одигитрия» и об учреждении ежегодного крестного хода с этой святыней»7.

По благословению епископа Иоанна в 1857 г. в столице донского казачества был установлен новый праздник в честь афонской иконы Божией Матери. Каковы же были причины, побудившие архиерея дать благословение совершать праздник в честь Ватопедской-Закланной иконы Божией Матери по уставу храмовых?

Поиски в фондах Государственного архива Ростовской области (далее — ГАРО) самого указа консистории за № 5548 от 30 октября 1857 г. положительного результата не дали.

5 В источниках имеется разночтения в вопросе датировки освящения святого антиминса. Опись зафиксировала в качестве года освящения 1822, тогда как на самом памятнике указан 1823 г. Указанная на антиминсе дата представляется наиболее верной.

6 ГАРФ. Ф. Р.-6991. Оп. 7. Д. 107. Л. 1-1 об.

7 Чибисова С. П. История Донской (Ростовской-на-Дону) епархии в биографиях архипастырей. Ростов на Дону: Издательство Ростовской-на-Дону епархии. 2006. С. 26.

О почитании в Старочеркасске Ватопедской-Закланной иконы Божией Матери сообщают несколько источников. Так, в списке достопримечательностей Воскресенского собора протоиерей Григорий Александрович Левицкий пишет, что среди находящихся в соборе икон имеется «Образ Ватопецкия Пресвятыя Богородицы, именуемой Раненой, замечателен по превосходной живописи и имеющейся на нём надписи: "Сей честный образ Богоматере Ватопецкой, нарицаемой Раненой, лицо коего пронзил ножом один Диакон Монастырский, его же рука лежит под сим образом, как явственнее открывается в Истории сей обители, на медной дщице изсечеся благоговения ради, трудами славных художников Римских, из Руфеции, в Венеции обитающих, благословением преподобнейшего Игумена и Эконома сей обители Г. Стефана, по совету всепочтеннейшего Г. Гавриила; из сего сие Монастыря, да туне сей дар православным христианам ради благословения преподается, в лето 1563 года"»8.

В фондах ГАРО сохранился документ, свидетельствующий, что осенью 1851 г. сын графа Матвея Платова, Иван Матвеевич, обратился в войсковое правление за разрешением устроить на хорах Старочеркасского Воскресенского собора придел во имя Вато-педской-Закланной иконы Пресвятой Богородицы. Был представлен и эскиз придела. Правление приняло решение этот рисунок «препроводить к войсковому архитектору подполковнику Седову и предписать в немедленном времени составить для устройства придела проекты надлежащим порядком и затем оные со сметами и другими сведениями равно общественным приговором о согласии граждан Старочеркасской станицы на допущение постройки придела, доставить в Правление»9.

Вероятно, с иконой Божией Матери Ватопедская-Закланная, находящейся в Воскресенском соборе, было тесно связано имя атамана Матвея Платова, поэтому сын стремился увековечить память родителя. Так, Иван Матвеевич украсил пожертвованные отцом икону Воскресения Христова и Иерусалимскую икону Божией Матери дорогими киотами10.

После начатого И. М. Платовым дела по устроению Ватопедского придела протоиерей Григорий Левицкий в 1852 году составил со слов некоего 85-летнего грека Миловекова и 70-летней вдовы священника Елены Петровой «Сказание о святой Ватопедской закланной иконе Богоматери»11, к сожалению, не опубликованное. Думается, изучение данного произведения, требующего исследовательского поиска, может сообщить интересные факты по истории соборного образа.

Документов, свидетельствующих о создании придела и его освящении, в ГАРО не обнаружено, однако в Ведомости о Старочеркасском Воскресенском соборе за 1879 г. имеются сведения о наличии 3-го придела «во имя Ватопедския Пресвятыя Богородицы, в том же (Благовещенском — и. А.) приделе»12.

Установление празднования иконы Божией Матери Ватопедская-Закланная по уставу храмовых свидетельствует о важном этапе создания придела, его завершении и освящении.

Запись, сделанная в середине XX века в нижнем поле святого антиминса, имеет отношение к приходу Церкви Казанской иконы Божией Матери поселка Яново-Гру-шевский (он же Яновский), построенной в 1903-1904гг. и освященной 11 ноября 1904 г. в качестве приписной к церкви хутора Персияновского13. «До Великой

8 Левитский Г. А. Краткое историческое описание Старочеркасской соборной церкви во имя Обновления Храма Воскресения Христова // Донской временник. Год 2016-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2015. Вып. 24. С. 130-142. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/FUes/artide/m8/2/ art.aspx?art_id=1454 (дата обращения: 16.05.2018).

9 ГАРО. Ф. 301. Оп. 8. Д. 356. Л. 344-345.

10 Коршиков Н. С. Дворяне и графы Платовы. Ростов-на-Дону, 2004. С. 44.

11 Желтухин. Памяти протоиерея Григория Левицкого // Донские Областные ведомости. 1914. № 17. С. 2.

12 ГАРО. Ф. 226. Оп. 3. Д. 7510. Л. 1 об.

13 ГАРО. Ф. 226. Оп. 3. Д. 10872. Л. 35, 59-60.

Запись, сделанная на антиминсе Воскресенского войскового собора станицы Старочеркасская, об установлении празднования иконы Божией Матери Ватопедская-Закланная по уставу храмовых праздников

Отечественной войны церковь была закрыта, переоборудована и использовалась под клуб»14. Вновь храм был открыт для верующих после войны. В архиве сохранилась справка о регистрации № 158 Уполномоченного Совета по делам русской православной церкви при Совнаркоме СССР по Ростовской области от 13 июля 1945 г., свидетельствующая о регистрации Казанской церкви хутора Яново-Грушевского Новочеркасского района за подписью Уполномоченного Г. Амарантова. Данный документ позволяет сделать вывод, что святой антиминс был вновь выдан для священнодействия через три года после открытия прихода донского хутора. Предположительно данный антиминс больше не использовался за богослужением с 1960 г., когда попал в частные руки.

Вышеизложенное дает возможность сделать несколько выводов. Во-первых, изучение антиминса Воскресенского Войскового собора станицы Старочеркасской позволяет обратить внимание на практику фиксации важной исторической информации на полях дореволюционных антиминсов. Во-вторых, святой антиминс Воскресенского Войскового собора станицы Старочеркасской представляет собой важный исторический документ. Кроме того, вышеназванный памятник, один из немногих, свидетельствует об истории создания придела иконы Божией Матери «Ватопедская-Закланная» в Воскресенском Войсковом соборе станицы Старочеркасской.

Источники и литература

источники

1. Анкета на Епископа Ростовского и Новочеркасского Сергия // ГАРФ. Ф. Р.-6991. Оп. 7. Д. 107.

2. Ведомость о Старочеркасском Воскресенском соборе за 1879 год // ГАРО. Ф. 226. Оп. 3. Д. 7510.

3. Дело по обвинению священника единоверческой церкви ст. Вознесенской Алексея Ивлева во введении православного обряда при богослужении во вновь построенном Троицком храме // ГАСК. Ф. 135. Оп. 65. Д. 1246.

4. Клировые ведомости Багаевского благочиния за 1904 г. // ГАРО. Ф. 226. Оп. 3. Д. 10872.

5. Опись Войскового Воскресенского собора, учиненная по указу Донской Духовной консистории в 1894 г. на 130 листах /Августа 26 дня 1893 года // ГАРО. Ф. 226. Оп. 3. Д. 9821.

6. Письмо уполномоченного Совета по делам русской православной церкви при совете Министров СССР по Ростовской области от 7 декабря 1960 г. о решении облисполкома от 18 ноября 1960 г. об изъятии здания у религиозной общины в х. Яново-Грушев-ском // ГАРО. Ф. Р.-4173. Оп. 6. Д. 306.

7. Приказ Войскового правления от 12 февраля № 19 о разрешении устройства придела во имя Пресвятой Богородицы Ватопедской в Старочеркасской Воскресенской церкви // ГАРО. Ф. 301. Оп. 8. Д. 356.

8. Справка о регистрации № 158 Уполномоченного Совета по делам русской православной церкви при Совнаркоме СССР по Ростовской области от 13 июля 1945 года // ГАРО. Ф. Р.-4173. Оп. 6. Д. 306.

Литература

9. Желтухин. Памяти протоиерея Григория Левицкого // Донские Областные ведомости. 1914. № 17. С. 2.

10. Коршиков Н. С. Дворяне и графы Платовы. Ростов-на-Дону, 2004.

14 ГАРО. Ф. Р.-4173. Оп. 6. Д. 306. Л. 136. Региональная церковная история

11. Красный террор в годы Гражданской войны: По материалам Особой следственной комиссии по расследованию злодеяний большевиков / Под ред. док-ров ист. наук Ю. Фель-штинского и Г. Чернявского. М.: ТЕРРА — Книжный клуб, 2004.

12. ЛевитскийГ.А. Краткое историческое описание Старочеркасской соборной церкви во имя Обновления Храма Воскресения Христова // Донской временник. Год 2016-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2015. Вып. 24. С. 130-142. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/ Files/artide/m8/2/art.aspx?art_id=1454 (дата обращения: 16.05.2018).

13. Чибисова С.П. История Донской (Ростовской-на-Дону) епархии в биографиях архипастырей. Ростов на Дону: Издательство Ростовской-на-Дону епархии, 2006.

Hieromonk Antony (Malinsky). The History of the Antimensium of the Resurrection Cathedral of the Village Starocherkasskaya (Antimensium as a Historical Source).

Abstract: A special kind of historical monuments are antimensia containing documentary records. These antimensia dated from pre-revolutionary times include important historical data recorded on their margins. These records can enrich modern knowledge about the history of certain events relating to the life of Russian Orthodoxy. The article describes the corporal dated the beginning of the 19th century and containing valuable information on the history of Orthodoxy in the South of Russia in the middle of the 19th century. The later records made on the margins of the antimensium testify to the life of the Russian Orthodox Church in the middle of the 20th century. In the described source the history of the Resurrection Cathedral of the village Starocherkassk of the Rostov region the capital of the Don Cossacks is expounded. The life of this Cathedral is closely connected with The Platovs as well as the tragic history of the parish of the village of Yanovo-Hrushevskaya (Janovskaya). The Kazan temple of this village gained contact with the Cossack cathedral of the village of Starocherkasskaya thanks to the corporal described above. In article there are some evidences of the tragic fate of many Orthodox churches during the anti-religious struggle in the Soviet state.

Keywords: Athos, Vatopedskaya-Zaklannaja icon, antimensium, village Starocherkasskaya, cathedral, temple feast.

Hieromonk Antony (Malinsky Anatoliy Valerievich) — Chairman of the Commission for the Canonization of the Saints of Armavir Diocese, member of the Union of Journalists of Russia (priest-anatoly@mail.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.