Научная статья на тему 'Историографический очерк развития общего музыкального образования в Китае с древнейших времен до рубежа XIX-ХХ веков'

Историографический очерк развития общего музыкального образования в Китае с древнейших времен до рубежа XIX-ХХ веков Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1680
352
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТРАДИЦИОННОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КИТАЕ / ИСТОРИЯ КИТАЙСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / MUSICAL PEDAGOGY / MUSICAL UPBRINGING / MUSICAL EDUCATION / TRADITIONAL MUSICAL EDUCATION IN CHINA / HISTORY OF THE CHINESE MUSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ли Юе

В статье дается общее представление о богатой событиями истории китайского музыкального образования, а также о сложившихся традициях в образовательной сфере. На основе изучения китайских источников производится контекстуальный анализ вех в продвижении музыкального образования в Китае. Первый раздел связан с процессами, происходившими в традиционном музыкальном образовании Древнего Китая. Во втором разделе изложены тенденции, характерные для Средних веков. Далее речь идет о влиянии европейской музыки на традиционную китайскую музыкальную педагогику в Новое время и как это отразилось на ее развитии. В каждой эпохе отмечаются: состояние процессов в музыкальном образовании; основные образовательные учреждения, их типы и организация в них учебно-воспитательного процесса; отношения между музыкальным образованием и государством; главные тенденции в развитии музыкального образования в рассматриваемый период. В результате формируется общая историческая картина, богатая на события, а также на складывание традиций в образовательной сфере. Автором сделаны выводы о характере развития музыкального образования в Китае и его влиянии на процессы, идущие в просвещении в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historiographical Overview of the Musical Education in China, Beginning with the Ancient Times till the Turn of the 19-20th Centuries

The article deals with the main events of the history of the Chinese pedagogical musical education, looking through which is very actual, as it helps to find out the stages of its making up and development, each with its peculiarities, that can explain the situation in our days. Based on studying the Chinese sources, a contextual analysis of the landmarks in the progress of the musical education in China is made. The first partition deals with the processes in the traditional musical education of Ancient China. In the second partition, tendencies characteristic to Middle Ages are exposed. Then the question is about the influence in the New Times of the European music on the traditional Chinese music and how it had mirrored in the development of the Chinese pedagogical musical education. In each epoch, there are marked: a situation with the processes in musical education, main educative institutions of the time, their types and how the teaching-upbringing process is organized; interactions between the musical education and the state, and main tendencies in the development of the musical education. As a result, a view is formed giving impression of the history, rich in events, as well as traditions in the educative sphere. There are conclusions made by the author on the character of the development of musical education in China and on its influence on the processes going in the educative sphere in the whole.

Текст научной работы на тему «Историографический очерк развития общего музыкального образования в Китае с древнейших времен до рубежа XIX-ХХ веков»

6. Goleyzovskiy K.Ya. Obrazy russkoy narodnoy khoreografii [The images of Russian folk choreography]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1964. 368 p. (In Russ.).

7. Davydov S. K voprosu o khoreograficheskom simfonizme [On the issue of choreographicasl symphonism]. Moscow, Muzyka Publ., 1978. 230 p. (In Russ.).

8. Kagan M.S. Morfologiya iskusstva [The morphology of the art]. Leningrad, Iskusstvo Publ., 1972. 434 p. (In Russ.).

9. Kondratenko Yu.A. Stanovlenie i razvitie kategorii "kharakternoe" v teorii tantsa [Forming and development of the concept "character" in the theory of dance]. Saransk, Mordovskiy gosudarstvennyy universitet im. N.P. Ogareva Publ., 2008. 104 p. (In Russ.).

10. Lopukhov F. Puti baletmeystera [The way of a choreographer]. Berlin, Petropolis Publ., 1925. 173 p. (In Russ.).

11. Mymlikova I.A. Stanovlenie i razvitie Krasnoyarskogo gosudarstvennogo ansamblya tantsa Sibiripod rukovodstvom M.S. Godenko v 1963-1970-e gody v kontekste tantseval'noy kul'tury Sibiri: avtoreferat dis. dokt. isskustvovedeniya: 17.00.09. [Formation and development of the Krasnoyarsk State Dance Ensemble of Siberia under the leadership of M.S. Godenko in 1963-1970s in the context of the dance culture of Siberia. Author's abstract of Dr. of Art History Sci. diss: 17.00.09]. St. Petersburg, 2008. 229 p. (In Russ.).

12. Nastyukov G.A. Narodnyy tanets na samodeyatel'noy stsene (sovety baletmeystera) [Folk dance on an amateur stage (advice of a choreographer)]. Moscow, Profizdat Publ., 1976. 64 p. (In Russ.).

13. Nilov V.N. Narodnaya khoreografiya. Traditsionnaya kul'tura Muromskogo kraya [Folk choreography. Traditional culture of the Murom region]. Moscow, RGRFC Publ., 2008. 432 p. (In Russ.).

14. Slykhanova V.I. Russkiy narodno-stsenicheskiy tanets v kontekste regional'noy kul'tury Rossii: traditsii i novatorst-vo: avtoreferat kand. isskustvovedeniya: 24.00.01 [Russian folk-stage dance in the context of Russia's regional culture: traditions and innovation. Author's abstract ofPhD in Art History diss.: 24.00.01]. Moscow, Gosudarstvennaya akademiya slavyanskoy kul'tury Publ., 2012. 29 p. (In Russ.).

15. Filosofskiyslovar'[PhilosophicDictionary]. Moscow, Politizdat Publ., 1991. 560 p. (In Russ.).

16. Estetika: slovar'[Aesthetics. Dictionary]. Moscow, Politizdat Publ., 1989. 447 p. (In Russ.).

УДК 37.013.42

ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК РАЗВИТИЯ ОБЩЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО РУБЕЖА XIX-XX ВЕКОВ

Ли Юе, аспирант, кафедра музыкального воспитания и образования, Институт музыки, театра и хореографии, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург, РФ). E-mail: 10348153@qq.com

В статье дается общее представление о богатой событиями истории китайского музыкального образования, а также о сложившихся традициях в образовательной сфере. На основе изучения китайских источников производится контекстуальный анализ вех в продвижении музыкального образования в Китае. Первый раздел связан с процессами, происходившими в традиционном музыкальном образовании Древнего Китая. Во втором разделе изложены тенденции, характерные для Средних веков. Далее речь идет о влиянии европейской музыки на традиционную китайскую музыкальную педагогику в Новое время и как это отразилось на ее развитии. В каждой эпохе отмечаются: состояние процессов в музыкальном образовании; основные образовательные учреждения, их типы и организация в них учебно-воспитательного процесса; отношения между музыкальным образованием и государством; главные тенденции в развитии музыкального образования в рассматриваемый период. В результате формируется общая историческая картина, богатая на события, а также на складывание традиций в образовательной сфере. Автором сделаны выводы о характере развития музыкального образования в Китае и его влиянии на процессы, идущие в просвещении в целом.

Ключевые слова: музыкальная педагогика, музыкальное воспитание, музыкальное образование, традиционное музыкальное образование в Китае, история китайского музыкального образования.

HISTORIOGRAPHICAL OVERVIEW OF THE MUSICAL EDUCATION IN CHINA, BEGINNING WITH THE ANCIENT TIMES TILL THE TURN OF THE 19-20TH CENTURIES

Li Yue, Postgraduate, Department of Music Education and Education, Institute of Music, Theater and Choreography, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russian Federation). E-mail: 10348153@qq.com

The article deals with the main events of the history of the Chinese pedagogical musical education, looking through which is very actual, as it helps to find out the stages of its making up and development, each with its peculiarities, that can explain the situation in our days. Based on studying the Chinese sources, a contextual analysis of the landmarks in the progress of the musical education in China is made. The first partition deals with the processes in the traditional musical education of Ancient China. In the second partition, tendencies characteristic to Middle Ages are exposed. Then the question is about the influence in the New Times of the European music on the traditional Chinese music and how it had mirrored in the development of the Chinese pedagogical musical education. In each epoch, there are marked: a situation with the processes in musical education, main educative institutions of the time, their types and how the teaching-upbringing process is organized; interactions between the musical education and the state, and main tendencies in the development of the musical education. As a result, a view is formed giving impression of the history, rich in events, as well as traditions in the educative sphere. There are conclusions made by the author on the character of the development of musical education in China and on its influence on the processes going in the educative sphere in the whole.

Keywords: musical pedagogy, musical upbringing, musical education, traditional musical education in China, history of the Chinese musical education.

Целью данной статьи ставится панорамное рассмотрение в исторической ретроспективе процессов в области общего музыкального образования, а также изучение влияния системы европейского образования на организацию китайского музыкального воспитания, которое в дальнейшем, уже в ХХ столетии - начале XXI века, способствовало интенсификации развития системы педагогического музыкального образования.

В работе используются авторитетные источники на китайском языке, в которых представлены исследования процессов, происходивших в музыкальном образовании Китая в разные исторические эпохи.

1. Традиционное музыкальное образование в Древнем Китае

Музыкальное образование в Китае появилось в незапамятные времена вместе со становлением национального музыкального искусства. Важнейшими тремя периодами в истории Древнего Китая являются: правление династии Западная Чжоу (XI век до н. э. - 771 год до н. э.), династий Цинь и Хань (221 год до н. э. - 220 год н. э.), а также

династии Тан (618-907 годы). Между обозначенными периодами в Китае наступали «смутные времена», когда чёткие тенденции мало просматриваются. Именно в один из таких периодов прошла деятельность китайского преподавателя и философа, открывшего первый университет, -широко известного Конфуция (Кун-цзы). Годы его жизни - 551-479 до н. э. Во многие последовавшие затем исторические периоды именно его деятельность оказала огромное влияние на события в области китайского музыкального образования. В частности, дошедшая до наших дней и известная в Китае «Книга песен» составлена из народных песен и образцов музыкально-песенного творчества аристократии самим Конфуцием.

Музыкальное образование в период правления династии Западная Чжоу (XI век до н. э. -771 год до н. э.). В древних китайских книгах говорится, что в эпоху правления династии Западная Чжоу уже были известны 12-ступенный хроматический звукоряд и пятизвучная музыкальная грамматическая система (пентатоника). В исторический период «Весны и Осени» (УШ-У века до н. э.) в Китае появилось много

выдающихся музыкантов, наиболее известным из которых был крупнейший музыкант древности Юй Бо-я, славившийся игрой на цине. Уже в те времена композиция и исполнение музыкальных произведений отличались высокой духовностью и производили глубокое впечатления, о чем сохранились свидетельства современников.

До династии Западная Чжоу китайская музыкальная система в контексте обучения музыке уже существовала, но полностью эта система, с наследственной передачей рода занятий из поколения в поколение, оформилась только в период «Весны и Осени» - это «Ли Юэ1». Главными теоретическими положениями в ней считаются следующие:

- Музыкальное образование - это составная часть государственного образования. В этот период музыкальное образование считают важным инструментом для пропаганды легитимности общественных классов. Поэтому нужно использовать музыку, чтобы контролировать мысли молодежи и укрепить господство правящего класса. В Китае была организована специализированная музыкальная система, а программы государственных школ официально включали уроки музыки.

- Формируется идея «управлять страной с Ли и Юэ», а также создаются принципы организации музыкального образования, при этом:

- Музыкальные образовательные учреждения разделяются на два типа по видам образования - профессиональное музыкальное и школьное, общее.

- В профессиональной системе музыкального образования учитываются и различаются: а) музыкальная администрация; б) учреждения музыкального образования; в) музыкальное творчество.

- Обычно во дворце рабы отвечали за музыкальное творчество и непосредственно за выступления, а в администрацию учреждений музыкального образования входили аристократы. Здесь становится понятным, как строго контролировал правящий класс музыку и насколько важным, с его точки зрения, было музыкальное образование.

1 Система «Ли Юэ» появилась в период правления династии Западная Чжоу. В этой системе выделяются две части: Ли и Юэ. Ли - это выделенная социальная норма для человека, которая развивалась системно. Юэ базируется на Ли, она использует музыку, чтобы смягчить социальные конфликты.

- Высоко оценивается музыкальное образование в государственной системе. Ниже представлена таблица, в которой показываются группы, участвующие в организации музыкального образования: их названия, должности и принадлежность к тому или иному классу в структуре общества [11, с. 50-52].

Таблица 1

Функциональные группы, участвующие в организации музыкального образования в период правления династии Западная Чжоу2

Современное название Название в династии Западная Чжоу Должность Класс

Начальник Придворный капельмейстер (Да Сы Юэ) Создатель музыкальной теории, определяющий основные принципы музыкального образования, руководитель музыкальных ансамблей, руководитель разного рода музыкальной деятельности Высокий

Старший преподаватель Сиао Ши Преподаватель музыки (под руководством Да Сы Юэ) Высокий

Средний преподаватель Диань Тон Преподавать теории музыки (под руководством Да Сы Юэ) Средний

Средний преподаватель Диань Ион Чи Хранитель музыкальных инструментов, распорядитель по размещению всех музыкальных инструментов по местам в случае церемонии Средний

Учитель музыки1 Музыкант, учитель Исполнитель на музыкальных инструментах, проводящий уроки музыки Низкий

Династия Цинь. В 221 году до н. э. в стране учредилось правление династии Цинь (221206 годы до н. э.). Цинь Шихуанди использует

2 В то время не было должности учителя пения как таковой, ко всем педагогам почтительно обращались «фуцзы» (учитель, наставник).

свое правление государством для проведения реакционных реформ. Он дискриминирует культуру народных масс, отменяет государственные и запрещает частные школы. Первая музыкальная монография этого периода «Юэ Тин» утеряна.

Династия Хань (206 год до н. э. - 220 год н. э.), напротив, санкционировала развитие социальной образовательной системы в Китае. Отметим, что правитель Хань признал значимость предложений Дун Чуншу3 и ввел опору на конфуцианство в правлении государством. Император вновь инициировал учреждение государственных школ и открыл ряд частных. В этот период теоретическая музыкальная часть из учения Конфуция была унаследована и развита: система Ли Юэ стала определять правила в создании музыки. В этот период музыку не только используют как инструмент укрепления господства, но и рассматривают как средство нравственного воспитания. Более того, в этот период к музыке обращаются полити-

3 Дун Чжуншу сыграл важную роль в определении методологии китайского музыкального образования. Во-первых, он заявлял о важной миссии музыкального образования, которая заключалась в воспитании высоких душевных качеств у обучаемых. По его мнению, изучение ритуала и музыки являлось первостепенной задачей. Во-вторых, для претворения в жизнь музыкального образования Дун Чжуншу взял за основу понятие «природа человека» (жэнь син). Человеческую натуру он разделял на два аспекта: добротворную природу (ян син) и злотворную чувственность (инь цин), причем он строго разделял понятия «добро» (шань) и «человеческая природа» (син). Основываясь на этих понятиях, Дун Чжуншу применял различные методы обучения. Философ подчеркивал, что именно такого рода воздействие закладывает основы идеологического воспитания. В-третьих, он полагал, что радость от восприятия музыки, несомненно, схожа с чувствами, нравами народа, она способна выполнять функцию идеологического перевоспитания. Дун Чжуншу принадлежит известное высказывание, смысл которого заключается в том, что музыка используется для изменения народных обычаев, перевоспитания народных нравов, то есть он считал, что при помощи музыки можно легко изменить народные обычаи, а также для него была очевидна ее роль в воспитательном процессе. Таким образом, голос музыки рождается из гармонии, основывается на чувствах, глубоко проникает в плоть и кровь. Поэтому Дун Чжуншу предложил правителям уделить должное внимание музыкальному образованию и сделать его одним из инструментов управления государством [13].

ки с явно обозначенной целью «петь дифирамбы» власть имущим [11, с. 43-45].

Стиль музыки и танца в период правления династии Хань базируется на стиле, выработанном в династии Цинь, но он включает и стили других наций. В этот период флейта, арфа, пипа и другие музыкальные инструменты, родом из Центральной Азии, входят в китайскую музыку. Бамбуковые музыкальные инструменты заменяют медные («голдстоунные») духовые музыкальные инструменты, распространённые в период правления династии Цинь. Это не только повлияло на структуру инструментальных групп, но и привело к изменениям в мелодизме, ритме и стиле самой музыки. В годы правления императора Ханьской династии У-ди (140-87 годы до н. э.) при императорском дворе была учреждена Музыкальная палата (Юэфу), которая собирала и приводила в порядок музыкальные произведения, созданные в народном творчестве. Собранные палатой произведения назывались сначала «юэфу» или «сянэгэ», а затем они получили наименование «циншаньюэ». В тот период известный дипломат и государственный деятель Чжан Цянь, побывав в районе теперешнего Синьцзяна и посетив страны Средней Азии, познакомил свою родину с музыкой стран, расположенных к Западу от Китая.

Обратимся к работе Музыкальной палаты -Юэфу, которая являлась органом по управлению музыкальной деятельностью. Сотрудники в Юэфу - наследственные музыканты из управляющего органа и музыканты из различных социальных слоев; главные должности в Юэфу - учитель пения, музыканты, которые играют на инструментах, а также это танцоры и теоретики музыки.

В период правления династии Хань оформились понятия «музыкальное образование» и «музыкальное творчество»; были ярко обозначены цели музыкального воспитания; созданы учебники, учебное оборудование; началось обучение учителей по разным предметам. Отношения между учителями и учениками было скоординированными, занятия проводились систематически, образовательные учреждения имели конкретное расположение, а каждый участник процесса - свое учебное место. Юэфу берёт на себя роль собирателя и компилятора народной музыки, осуществляя запись слов песен, адаптируя при этом их к пению, а также этот орган распространяет музыкальные произведения и

способствует их исполнению и т. п. Поэтому Юэфу имеет функции сохранения, создания музыки, ее исполнения и управления музыкальным процессом, а также палата связана с музыкальным образованием. Этот служебный орган играет важную роль в музыкальной истории Китая [11, с. 80-85].

Таким образом, система традиций музыкального воспитания сформировалась уже в период правления династии Западная Чжоу, а в период властвования династий Цинь и Хань оно получило интенсивное развитие.

2. Процессы в музыкальном образовании Китая в Средние века

Музыкальное образование в династии Тан. В период династии Тан (618-907 годы) традиционное музыкальное образование в Китае вступило в период расцвета. В это время народная музыка разных жанров (народные песни, танцы), музыкальная драма, а также дворцовая (вокальная, инструментальная, танцевальная, застольная) и религиозная музыка получили большое развитие. Произошло также формирование многих музыкальных образовательных учреждений, действовали разнообразные коммуникации в музыкальной образовательной сфере, публиковались пояснения к различным системам музыкальной нотации, состоялась реформа в области музыкальной формы и появились новые музыкальные теории (например, при династии Тан -теория 84 ладов, а затем теория 28 ладов застольной музыки). Город Чанъань (столица династии Тан) в этот период был своего рода «китайской Веной» [5, с. 70-80].

Начиная с VII века, в первый период правления Танской династии, охватывающий сто с лишним лет, в Китае прекратились смуты и войны, а экономические условия страны стали улучшаться. Всё это создало предпосылки для дальнейшего развития музыки и музыкального воспитания. В 714 году, в правление императора Сюань-цзуна, было открыто пять специальных учебных заведений музыки и танца, созданы придворные труппы актеров, получившие наименования «Лиюань» и «Ичуюань» (труппы «Грушевого сада» и «Палата весны»). В их деятельность входил сбор музыкальных произведений, подготовка исполнителей и широкая пропаганда музыки. Во всех удельных княжествах, в домах аристо-

кратии и сановников были свои искусные музыканты. Император Танской династии Сюань-цзун отличался распутством и мотовством, но, будучи знатоком музыки, он сыграл свою роль в упорядочивании и активизации современной ему танцевальной музыки.

С точки зрения состояния музыкального образования, существовавшие организация и система в период правления династии Тан уже имели развитые, полные формы. Если при династии Чжоу музыка являлась достоянием элиты и подвергалась контролю со стороны правителя, то в эпоху Тан музыка приблизилась к народу, организация музыкальных учебных заведений перешла на абсолютно новый уровень. В стране были созданы центральные, а также местные школы и разнообразные профессиональные образовательные учреждения. Ученики, которые обучались в профессиональных учреждениях, нередко и работали по специальности во время своего обучения. Главными государственными музыкальными школами были:

- Да Юэ Шу - образовательное учреждение для подготовки исполнителей при монастыре Да Чан. В этой огромной по масштабам организации существовала своя система преподавания и обучения, были выработаны шкала оценок и стандарты по наградам и наказаниям. Такое методически обоснованное, систематизированное, профессиональное музыкальное образование в истории Китая учреждалось редко.

- Гу Чуй Шу - специализированная школа по игре на духовых и ударных инструментах, которые использовались в дворцовой деятельности и на торжественных мероприятиях. Репертуар исполняемых на таких мероприятиях произведений в то время именовался «Янь Юэ» (досл.: «музыка на ритуальном пиршестве», «застольная музыка») [7, с. 100]. Школа Гу Чуй Шу принадлежала к музыкальным административным органам и отвечала, кроме всего прочего, за деятельность военных оркестров.

- Цзяо Фан - учреждение преподавания музыки. В нем студенты изучали музыку, проходили практику, а потом распределялись по специализациям для получения оценки уровня их подготовки.

- Ли Юань - музыкальная образовательная организация. Главное содержание обучения здесь - правила музыки. В династии Тан было

три Ли Юань. Важнейшая из них - дворцовая Ли Юань, которая была под контролем дворца, и сам император преподавал в ней. Кроме этого, еще была «Тайчан Ли Юань» в Щитине, где готовили специалистов для дворцовых мероприятий, и «Новая Ли Юань» в Луо Яне, где занимались народной музыкой.

- Сяо Бу Инь Шен - детская музыкальная школа, связанная с Ли Юань, она была создана в период правления императора Сюань Цзуна из династии Тан. Главная цель ее создания - составить базу людского профессионального ресурса, чтобы стабильно развивать Танскую музыку.

На первую половину Средневековья в Китае приходится расцвет династии Тан: в связи с централизацией власти и углублением отношений между разными народами, проживающими на территории страны, произошла интеграция музыкальных культур этих народов. Музыка народности хань (крупнейшей народности Китая) обогащалась мотивами и мелодиями из культур пограничных народов и наоборот. Император Сюань Цзун, знаток игры на различных музыкальных инструментах и искусный импровизатор, внес определённый вклад в развитие музыкального образования, например, его перу принадлежит эпохальное произведение «Одеяние бессмертных» [13, с. 31]. При Сюань Цзуне расширились структуры Ли Юань и Цзяо Фан. Император часто исправлял ошибки деятелей искусства, а также, в соответствии с содержанием произведений, записывал названия работ иностранцев и малых народностей китайскими иероглифами, что способствовало дальнейшей популяризации этих произведений [13, с. 32]. Систематизированные музыкальные образовательные организации в династии Тан уже имели в своей структуре специальности и должности, схожие с современными университетскими. Этот период можно охарактеризовать как высшую ступень в развитии музыкальной культуры средневекового Китая. История показывает, что уровень музыкального образования того или иного периода напрямую зависел от того, в какой степени любил музыку правитель, восседавший в тот момент на троне [11, с. 97-103].

На вторую половину Средневековья в Китае приходится правление династии Мин (13681644). В этот период, вследствие упадка правящей династии и под влиянием перемен в обществе, придворная музыка и музыкальное образование

не получили явного развития, в то время как народная музыка (фольклор), наоборот, стала процветать. С тех пор центр музыкального образования сместился, покинув императорский двор и растворившись в народной среде.

В период правления династии Мин дворцовые музыкальные структуры были в основном ответственны за подготовку музыкантов и сочинение музыки. В этих произведениях подчеркивались отношения между императором и божествами, косвенно возвышавшие роль правителя; таким путем правящая элита пыталась укрепить право императора на эксплуатацию и притеснение народа. Дворцовые музыкальные произведения того времени отличаются чрезвычайно «величественной» формой и весьма реакционным содержанием; говоря о художественности текста, можно отметить, что обычно он не обладает ни малейшей литературной ценностью, музыкальное сопровождение при этом, как правило, оказывается неумелым и незрелым, что заслуживает определенной критики [10, с. 43-45].

Конец XVI века можно назвать временем, когда развитие музыкального образования достигло новых вершин, в частности, ученый-музыковед Чжу Цзайюй создал свой труд «Новое изложение учения о звукоряде люй» (двенад-цатиступенный равномерно темперированный строй), который был окончен в 1581 году. Данное событие имело эпохальное значение для изучения законов музыки. Однако, когда Чжу Цзайюй поднёс результаты своего научного исследования ко двору, тогдашний император Ваньли повелел направить сей труд в Министерство ритуалов, а чиновники из Министерства, в свою очередь, отказали данной работе во внимании и отложили её в долгий ящик. Таким образом, с легкой руки феодального правителя, данная работа, представляющая неоспоримую ценность для музыкальной науки, была забыта [13, с. 58].

3. Вхождение европейской музыки в процесс развития китайского музыкального искусства

и её влияние на традиционное музыкальное образование Китая в Новое время

Изучение влияния европейской музыки на китайское традиционное музыкальное искусство в Новое время представляется важным для понимания исторических процессов развития музыкального образования в стране, его европеизации.

В конце правления династии Мин итальянский иезуит Маттео Риччи (1568-1644) приехал в Пекин с одним клавикордом, который являлся подарком для императора. Это был первый европейский музыкальный инструмент, привезенный в Кита [4]. Император был очень заинтересован и попросил четырёх придворных музыкантов научиться играть на клавикорде. Маттео Риччи, помимо обучения, выполнял «адаптации европейских песен к китайскому языку», что тоже делалось для императора. После ухода Маттео немецкий католический миссионер Адам Шарль фон Белль написал «Учебник игры на фортепиано» на китайском языке, вновь для императора.

Ещё в начале империи Цин А. фон Белль установил в церкви в Пекине орган, построенный с разрешения императора Шуньчжи. Позднее император Канси изучал европейскую музыку, он нанял португальского миссионера-иезуита Томаса Перейра музыкальным учителем во дворец для своих третьего, пятнадцатого и шестнадцатого сыновей. Перейра написал первую музыкальную теоретическую книгу по европейской музыкальной системе на китайском языке - «Свод ладов музыки». После него музыкальных учителей из Европы во дворце императора становилось все больше и больше. В период с 1711 по 1799 год миссионеры Флориан Бабр (Florian Babr) и Жан Вальтер (Jean Walter) организовали хор, который состоял из 18 молодых евнухов. В этот период уже функционировал один европейский симфонический оркестр, музыканты которого преподавали игру на музыкальных инструментах евнухам [12, с. 232-236].

В обозначенный период многие европейские миссионеры приезжали в приморские города Китая и учреждали там неформальные школы. Например, 4 ноября 1839 года в Макао начала свои занятия школа Моррисона. В 1842 году эта школа переехала в Гонконг, где также были организованы музыкальные занятия. В 1845 году американское христианское пресвитерианство создало школу Чон Щин в городе Нинбо, провинция Зжетиан, а в 1850 году в Шанхае была создана французская школа Сюйхуэй. В 1860 году американец Джон из американского христианского пресвитерианства создал школу под названием Циньщин, и в следующем году его жена создала школу для девочек, тоже под названием Цинщин. Во всех этих школах были музыкальные заня-

тия. В 1864 году миссионер Кальвин В. Матер (CalvinW. Mater) из американского северного пресвитерианства создал школу в Шанду, а его жена написала учебник «Правила музыки» и вела музыкальные занятия. В мае 1877 года в Шанхае состоялась Генеральная ассамблея, собравшая всех христианских миссионеров, проводивших свою деятельность в Китае. На этой ассамблее была создана комиссия по написанию школьных учебников, разработавшая план создания учебных пособий по вокалу и по игре на инструментах. На ассамблее К. Матер, будучи сам миссионером, советовал тем, кто работал в школах, преподавать также китайское традиционное творчество и проводить профессиональные музыкальные занятия. В 1881 году американские миссионеры создали школу Хэ Линь Ин Хуа, в которой уроки музыки осуществлялись не только в традиционной для Китая форме, но и в виде хоровых занятий, что происходило по субботам [11, с. 213-214].

Создание новых школ в Китае, переход традиционного музыкального образования на новые формы. Первоначально появилось так называемое «движение самоусиления», а потом были учреждены «сто дней реформ» (1898), когда китайские культурные деятели выступили за изучение западной науки, за отмену Кэцзюя4 и создание новой системы образования. Учреждена такая система была на базе китайской традиционной культуры, но при этом она следовала примеру западного образования, в частности, в сфере налогов, организации учебно-воспитательного процесса и т. д. Под воздействием идей «нового образования» в Китае появилась и «новая школа».

На начальном этапе в новых школах не было занятий музыкой, в основном из-за отсутствия учителей и учебников (кроме тех школ, которые были открыты европейцами в Китае). Однако многие учёные высоко оценивали важность музыкального образования5. В процессе разработ-

4 Кэцзюй - государственный экзамен в императорском Китае, обеспечивавший местным элитам доступ в государственный бюрократический аппарат.

5 Например, Лян Цичао писал в своей книге «Поэзия в Бин Сутте»: «Дисциплина музыки - это необходимая дисциплина для повышения индивидуальных достижений граждан. Но сегодня никто из нашей страны не может мыслить так, чтобы уметь писать новую музыку. Это действительно стыдно для нашего общества» (цит. по [12, с. 63]).

ки учебного плана образовательных учреждений в период династии Цин (1900-1911) китайские ученые обратились к анализу систем образования в Японии и западных странах. Они заметили, что программы всех школ и институтов включали музыкальные занятия, поэтому необходимость введения таких занятий в китайских учебных заведениях стала очевидной.

С прибытием западных миссионеров в Китае появилось много соборов и церквей. В них не только вводились в обиход службы и гимны, но и проводились концерты, которые привлекали интерес многих людей к музыке. Кроме того, в ряде школ (например, в школах для девочек - Цинь-щин, Санкт-Мария, Тинхай и т. п.) были введены занятия по фортепиано [2, с. 141].

Как в конце правления империи Цин (19001911), так и в начале существования Китайской Республики правительство отправляло учёных и студентов в Европу, Японию и США на стажировку. Освоение европейских музыкальных инструментов стало первым шагом на пути знакомства с европейской музыкой. Сначала эта музыка казалась странной большинству китайских учёных и студентов. И чаще всего они использовали «универсальную китайскую музыкальную эстетическую идею»6 для понимания этой «странной» европейской музыки7. Хотя такая и подобные ей идеи и привнесли ряд недоразумений в понимание экзотических культур, но, вместе с тем, в них заключались начальные проявления интереса к ранее незнакомой музыке. Христианство и военный оркестр были для китайцев первыми на пути узнавания европейской музыки. Но китайцы пассивно приняли христианство, представленное миссионерами, а военный оркестр, наоборот, они выбрали активно. После неудач двух опиумных войн китайцы узнали о важности учёта достижений западной науки, и тогда тот самый военный оркестр стал важным средством в движении самоутверждения. В период династии Цин постановление правительства способствовало созданию системы китайских военных оркестров. Наняв западных музыкантов (американцев и европейцев), чтобы они были инструкторами, используя

6 Имеется в виду пятиступенный лад.

7 Чжан Дэи, в частности, использовал следующие слова, описывая игру на лютне немецкой женщины: «Она играет на этом инструменте, как на пипе»

[8, с. 472].

западные и японские методы подготовки армии, руководители обратились и к западному составу военного оркестра. Главными представителями по созданию армейской музыки в западном стиле были Юань Шикай и Чжан Чжидон.

Наиболее позитивным последствием того, что произошло в период правления династии Цин, а именно, при учреждении музыкального гимна страны, было введение различных типов музыкальной нотации. Нотный стан и цифровая нотация, которые сегодня широко используются в Китае, были привезены в этот период из-за рубежа и широко применялись в музыкальной практике, а для этого нужно было разрабатывать методику освоения музыкальной теории.

Общественное музыкальное образование. Под влиянием европейского и японского образования в китайских школах появилась так называемая «культура пения в школе»8. Невмы, 4-линейная нотация, нотный стан (из пяти линеек); буквенная, цифровая и символьная нотация -всё это получило распространение в Китае уже в XIX веке. Главным содержанием в самой системе является требование изучать европейскую музыкальную науку. Мелодии школьных песен -западные по своему стилю. Кроме того, в большинстве школьных учебников практиковалось введение нотных станов и цифровой нотации, с их помощью излагались традиционные музыкальные знания и, главное, описывалось, как нужно играть на органе и клавишных инструментах. Можно утверждать, что «культура пения в школе» оказала огромное влияние на детей и молодежь в этот период, а также содействовала развитию музыкального образования в школах Китая.

Оформление профессионального музыкального образования. В 1902 году, еще до учреждения шанхайского летнего музыкального семинара, Цай Юаньпэй официально начал проводить уроки пения в Женской патриотической школе г. Шанхая; в 1903 году в Женской школе Святой Марии были открыты уроки по вокалу, оркестровой музыке, игре на струнных инструментах; по-

8 Культура «пения в школе» - это система образования и культуры, которая появилась с развитием нового типа школ в начале ХХ века. Главное здесь - наличие класса пения в школе (аудитории), а также создание песен, которые пишутся для школьников. Современная китайская музыка получила развитие, начиная с этого периода, то есть периода «культуры пения в школе».

сле возвращения на Родину в феврале 1903 года Шэнь Синьгун также стал проводить уроки музыки, сначала в начальных и средних школах Шанхая, а затем в школах провинций Цзянсу и Чжэц-зян. После долгого подготовительного периода в 1907 году правительство династии Цин впервые включило музыкальные занятия в учебный план в «Правилах женских начальных школ» [8, с. 3-6]. Мальчики с этого момента также получают музыкальное образование, а музыкальные занятия включаются в общую программу всех школ.

Создание и распространение социального музыкального образования. В 1907 году в Шанхае организовали летний музыкальный семинар, на котором преподавали игру на органе, фортепиано, скрипке, медных духовых (в частности, на трубе) и на других западных инструментах. Семинар имел огромное социальное влияние в формировании представлений о западной музыке и в активизации китайской музыкальной жизни. После этого в Пекинском университете учредили музыкальный исследовательский семинар и стали преподавать вокал, фортепиано и скрипку, а в Шанхае создали комиссию по китайскому эстетическому воспитанию. Эти две социальные музыкально-образовательные организации подготовили многих преподавателей музыкальных дисциплин, а в целом они имели позитивное влияние на китайское музыкальное образование.

В 1908 году был учрежден Объединенный педагогический институт провинции Чжэцзян. В 1912 году этот институт нанял Ли Шутона, который вернулся из Японии и в качестве учителя музыки и искусства набрал 29 студентов на трехгодичный курс. В сферу музыкального искусства включались следующие занятия: по истории китайской музыки, по гармонии, вокалу, сольфеджио, хору, фортепиано, органу, по написанию слов к песням, по композиции. В записи музыки использовался европейский нотный стан. В этом педагогическом институте имелись специализированные музыкальные классы, два пианино и 10 органов [9, с. 44].

По требованию школьных учителей музыки несколько педагогических университетов с 1912 года открыли факультеты музыкального образования. На факультете музыкального образования в Пекинском университете Сяо Юймэй и другие известные музыкальные педагоги организовали небольшой симфонический оркестр, кото-

рый играл крупные музыкальные произведения Бетховена, Гайдна и других композиторов.

Правительство Китая отправляло студентов в Японию, чтобы изучать европейскую музыку, поскольку Япония была ближайшей страной, использовавшей западную систему в музыкальном образовании. Японские школы в этот период подражали системе образования Франции, а содержание музыкального образования и методы преподавания были сформированы под влиянием США. Многие студенты (например, Шэнь Щинь-гон, Ли Шутон, Зэн Зжиминь и т. д.) вернулись в Китай, привозя с собой японский опыт в сфере музыкального образования. Испытывая вдохновение от освоенного, они осуществили перевод на китайский язык слов к мелодиям японских и западных песен и, используя такой способ, в короткое время создали много песен для школьников. Эти песни стали самыми первыми учебными материалами для музыкального образования в китайской школе.

Становится понятным, почему китайское школьное музыкальное образование было под сильным влиянием западной музыки и западной музыкальной образовательной системы. Сложилась такая ситуация, когда западные системы музыкального образования, учебные программы, содержание и методы преподавания, широко распространившись в Японии, через посредство этой страны расцвели и в Китае. С появлением песен для школьников многие стили западной музыки стали знакомы китайцам. Первый раз в истории Китая западная музыка оказала такое сильное влияние на музыкальное образование. И, благодаря распространению песен для школьников, западные музыкальные инструменты и западные виды музыкального искусства, а также его жанры (в частности, хоровая музыка, концерт, марш и т. п.) постепенно были приняты китайцами. Кроме того, западные музыкальные знания, цифровая нотация и нотный стан, вокальное и инструментальное искусство, навыки создания композиции - всё это осваивалось и стало широко использоваться на практике. Многие западные музыкальные учебники по композиторскому творчеству и теории музыки были переведены на китайский язык и нашли свое применение в процессе развития музыкального образования в Китае.

Данный период можно считать поворотным для китайского музыкального образования.

Китай стал активно перенимать опыт музыкального образования других стран, обновил саму модель музыкального образования. Таким образом, была подготовлена почва для прихода европейского музыкального образования в страну и его укрепления в китайской образовательной системе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

До ХХ века с древнейших времен в Китае были и своя традиционная музыка, и музыкальные инструменты, распространенные именно в этой стране, и определенная модель образования, и состоявшаяся методика преподавания музыки. Система музыкального образования по большей части строилась таким образом, чтобы служить аристократии и господствующему классу. Музыкальное образование в Китае имело четкую цель, слаженную систему правил и законов. Учреждение музыкальных учебных заведений и проведение различных торжеств способствовало распро-

странению культуры придворной музыки, а также подготовке выдающихся музыкальных кадров. Музыкальное образование тесно связано с великой древней китайской цивилизацией, модель образования и методы обучения тех легендарных времен по-прежнему являются образцовыми для современности, имеют реальную историческую значимость и, бесспорно, представляют гуманитарную ценность.

С начала XIX века Китай распахнул свои двери для иностранной музыкальной культуры. Многие студенты были отправлены на обучение за границу. Возвращение обученных за рубежом музыкантов на Родину, а также перенесение ряда основ западной системы на китайскую почву, что особенно ярко проявилось уже в начале следующего, ХХ века, ознаменовало начало нового этапа в истории китайского музыкального образования.

Литература

1. Ван Тао. Путевые заметки. - Чанша: Хунань. народ. изд-во, 1982. - 315 с. ШЛЙЖШ±, 1982, 315^. ().

2. Гу Чаншэн. Миссионеры и современный Китай. - Шанхай. Шанхай. народ. изд-во, 1981. - 430 с. (Ш^^«^ Й±^Ш^ФИ»[М] .±»:ЛЙЖШ±, 1981, 430^).

3. Дун Чжуншу [Электронный ресурс]. - URL: http://www.doc88.com/p-9089018723647.html (дата обращения: 21.01.2017).

4. Калюжный Д. В. Другая история науки. От Аристотеля до Ньютона [Электронный ресурс]. - URL: https:// history.wikireading.ru/96166 (дата обращения: 02.06.2017).

5. Лю Синчжэнь, Ли Юнлинь. Сводная история искусства Китая: сб. династий Цинь и Хань. - Пекин: Изд-во Пекин. пед. ун-та, 2006. - 422 с. . ^м:

2006, 422М).

6. Лян Цичао. Лян Цичао о синологии. - Цзилинь: народ. изд-во, 2008. - 253 с. (Ж^Й((Ж^Й№И^»

[M] 2008 , 253Ж).

7. Син Сюйхуань. Сводная история искусства Китая: династии Суй и Тан. - Пекин: изд-во Пекин. пед. ун-та, 2006. - 358 с. . ^м: 2006, 358^).

8. Стандартная учебная программа для начальных и средних школ в Китае в ХХ веке. Музыка, изобразительное искусство и трудовые навыки. - Пекин: Народ. образование, 2011. - 488 с. (

2001, 488М).

9. Сун Цзинань. История музыкального образования в современном Китае. - Шанхай: Изд-во Шанхай. консерватории, 2004. - 669 с. . ±ft: 2004, 669^).

10. Сю Хайлинь. История музыкального образования в древнем Китае: династия Мин. - Пекин: Мир Книги, 2000. - 698 с. . 2000, 698^).

11. Сю Хайлинь. Музыкальное образование в Древнем Китае. - Шанхай: Шанхай. изд-во «Образование», 1997. -262 с. (Ш#«ФИ^^Ш*»[М] . ±»:±»Й*Ж№!±, 1997, 262^).

12. Фэн Вэнси. История коммуникации между Китаем и другими странами. - Хунань: Образование, 1998. - 392 с.

. fflS: ЙМЙШЖШ±, 1998, 392М).

13. Цай Лянъюй, Лян Маочунь. История мирового искусства: Музыка. - Пекин: Восток, 2003. - 307 с. (^Й.5,

. 2003, 307Ж).

14. Чжан Дэъи. Интересные события на кораблях. - Чанша: Книги Юэлу, 1985. - 544 с. ((Шй»[М] .

1985, 544Ж).

15. Чжан Цзинцзин [Электронный ресурс]. - URL: http://www.doc88.com/p-5867783523743.html (дата обращения: 02.06.2017).

References

1. Van Tao. Putevye zametki [Travel notes]. Changsha, Khunan'skoe narodnoe izdatel'stvo Publ., 1982. 315 p. (In Chin.).

2. Gu Chanshen. Missionery i sovremennyy Kitay [Missionaries and modern China]. Shanghai, Shankhayskoe narodnoe izdatel'stvo Publ., 1981. 430 p. (In Chin.).

3. Dun Chzhunshu [Dong Zhongshu]. (In Chin.). Available at: http://www.doc88.com/p-9089018723647.html (accessed 02.06.2017).

4. Kalyuzhnyy D.V. Drugaya istoriya nauki. Ot Aristotelya do N'yutona [Another history of science. From Aristotle to Newton]. (In Russ.). Availavle at: https://history.wikireading.ru/96166 (accessed 02.06.2017).

5. Lyu Sinchzhen', Li Yunlin'. Svodnaya istoriya iskusstva Kitaya: sbornik dinastiy Tsin' i Khan' [Consolidated history of Chinese art: a collection of Qin and Han dynasties]. Beijing, Izdatel'stvo Pekinskogo pedagogicheskogo universiteta Publ., 2006. 422 p. (In Chin.).

6. Lyan Tsichao. Lyan Tsichao o sinology [Liang Qichao of Sinology]. Jilin, Narodnoe izdatel'stvo Publ., 2008. 253 p. (In Chin.).

7. Cin Syuykhuan'. Svodnaya istoriya iskusstva Kitaya: dinastii Suy i Tan [Summary history of Chinese art: the Sui dynasty and Tang dynasty]. Beijing, Izdatel'stvo Pekinskogo pedagogicheskogo universiteta Publ., 2006. 358 p. (In Chin.).

8. Standartnaya uchebnaya programma dlya nachal'nykh i srednikh shkol v Kitae v XX veke. Muzyka, izobrazitel'noe iskusstvo i trudovye navyki [Standard curriculum for primary and secondary schools in China in the twentieth century. Music, fine arts and work skills]. Beijing, Narodnoe obrazovanie Publ., 2011. 488 p. (In Chin.).

9. Sun Tszinan'. Istoriya muzykal'nogo obrazovaniya v sovremennom Kitae [The history of music education in modern China]. Shanghai, Izdatel'stvo Shankhayskoy konservatorii Publ., 2004. 669 p. (In Chin.).

10. Syu Khaylin'. Istoriya muzykal'nogo obrazovaniya v drevnem Kitae: dinastiya Min [The history of music education in ancient China: the Ming dynasty]. Beijing, Mir Knigi Publ., 2000. 698 p. (In Chin.).

11. Syu Khaylin'. Muzykal'noe obrazovanie v Drevnem Kitae [Musical education in ancient China]. Shanghai, Shankhayskoe izdatel'stvo "Obrazovanie" Publ., 1997. 262 p. (In Chin.).

12. Fen Vensi. Istoriya kommunikatsii mezhdu Kitaem i drugimi stranami [The history of communication between China and other countries]. Hunan, Obrazovanie Publ., 1998. 392 p. (In Chin.).

13. Tsay Lyan'yuy, Lyan Maochun'. Istoriya mirovogo iskusstva: Muzyka [History of world art: Music]. Beijing, Vostok Publ., 2003. 307 p. (In Chin.).

14. Chzhan De'i. Interesnye sobytiya na korablyakh [Interesting events on ships]. Changsha, Knigi Yuelu Publ., 1985. 544 p. (In Chin.).

15. Chzhan Tszintszin [Zhang Jingjing]. (In Chin.). Available at: http://www.doc88.com/p-5867783523743.html (accessed 02.06.2017).

УДК 37.013.42

КИТАЙСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ХХ ВЕКЕ И ЕГО СОСТОЯНИЕ НА РУБЕЖЕ ХХ-ХХ1 ВЕКОВ

Ли Юе, аспирант, кафедра музыкального воспитания и образования, Институт музыки, театра и хореографии, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург, РФ). E-mail: 10348153@qq.com

С начала ХХ века, в связи с проникновением в Китай западной музыки и возникновением новой музыкальной философии, в китайском музыкальном образовании произошли значительные перемены. Китайские музыканты, освоив достижения музыкальной науки за границей, один за другим возвращались на Родину и привносили изменения в модель преподавания музыки. Возникновение «школьных песен» ознаменовало новый этап в развитии музыкального образования в современном Китае. В связи с изменениями в политической обстановке страны китайское музыкальное образование прошло через

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.