Глюкоза, ммоль/л 3,49±0,46 3,28±0,25 3,50±0,24 3,83±0,21
Кальций, мг% 11,6±0,45 11,7±0,24 11,1±0,64 12,6±0,18
Неорганический фосфор, мг% 4,6±0,11 4,8±0,22 4,7±0,32 5,6±0,07
Са/Р 2,5±0,10 2,4±0,13 2,3±0,10 2,2±0,07
Каротин, мг% 0,356±0,04 0,391±0,05 0,317±0,02 0,345±0,05
Резервн. щел., мг% 476±12,93 442±13,04 474±15,74 457±20,9
Кетоновые тела, мг% 0,98±0,07 0,85±0,05 0,95±0,06 1,04±0,04
Йод, мкг% 6,52±1,22 5,0±0,36 5,12±0,44 3,62±0,54
Это свидетельствует об избытке протеина и недостатке каротина в рационах. То же самое наблюдалось и у высокопродуктивных коров во вторую и третью фазы лактации.
В сухостойный период у животных выявлен недостаток каротина и йода в крови. У коров в стойловый период во все фазы лактации наблюдался большой избыток йода в молоке (213-240мкг/л при норме 80-130мкг/л) и мочевины (17,3-21,4 при норме 3,5-5,5ммоль/л). Причина этого - использование йодсодержащих препаратов для дезинфекции сосков вымени и кормовых добавок, включающих мочевину.
Для повышения реализации генетического потенциала коров по молочной продуктивности, увеличения сроков их хозяйственного использования, эффективного использования кормов на производство продукции и улучшения здоровья животных в данных стадах необходимо:
- значительно повысить качество заготовляемых травяных кормов;
- оптимизировать протеиновое питание, а также содержание каротина и сахара в рационах высокопродуктивных коров;
- составлять премиксы и минерально-витаминные добавки для ликвидации недостатка тех или иных элементов питания с учетом химического состава местных кормов.
Комплекс этих мероприятий позволит оптимизировать питание высокопродуктивных голштинизированных коров чернопестрой породы.
Литература
1. Нормы и рационы кормления сельскохозяйственных животных. Справочное пособие. 3Е издание, переработанное и дополненное/под ред. А.П.Калашникова, В.И.Фесинина, В.В.Щеглова, Н.И.Клейменова.-М., 2003. - 456 с.
2. Чейз Л.Е. Балансирование и состав молока. ^Международная конференция. «Молочные реки»: СБ. докладов. Украина: Агро-Союз, 2006. - С. 159-162.
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ / HISTORY
Девейкис М.В.
Студентка, Санкт-Петербургский Г осударственный университет (направление - «музеология») ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР МУЗЕЙНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПЕТЕРБУРГУ В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ
ПЕРИОД
Аннотация
В статье даётся анализ литературы о первых музеях Петербурга, начиная с 1779 г. В работе впервые выявлена видовая тематика музейных публикаций дореволюционного периода, прослежена динамика публикационной активности первых работ о музеях.
Ключевые слова: историография музейного дела, музей, музейная литература, динамика публикаций, периодические издания.
Deveykis M.V.
Student, St. Petersburg State University, (direction - "muzeologiya")
THE HISTORIOGRAPHY REVIEW OF MUSEUM LITERATURE ON PETERSBURG DURING THE PREREVOLUTIONARY PERIOD
Abstract
In article the analysis of literature on the first museums of Petersburg, since 1779 is given. In work the specific subject of museum publications of the pre-revolutionary period is for the first time revealed, dynamics of printing activity of the first works about the museums is tracked.
Keywords: historiography museology, museum, museum literature, dynamics of publications, periodicals.
История и историография исследует историю появлению музеев, особенности их функционирования в различных исторических периодах, а также проблемы их отражения в научной литературе. Потребность освещения в печати вопросов музейной деятельности возникла в конце XVIII века в связи с появлением первых музеев в Петербурге. Это Кунсткамера, музеи Академии наук, музей Первого Кадетского корпуса, Эрмитаж и другие. Одной из первых работ была книга хранителя Кунсткамеры Бакмейстера И.Г. «Опыт о библиотеке и кабинете редкостей и истории натуральной С.-Петербургской Императорской академией наук» (1), опубликованной в 1779 году, где отражён ранний период существования Кунсткамеры и дано первое описание её коллекции. Следует отметить, что более поздние публикации об этом музее ссылались на этот труд. Следующей работой, изданной на русском языке в 1794 году, была монография немецкого профессора, приглашённого Академией наук, Георги И.Г. «Описание столичного города С.-Петербурга и достопамятностей в окрестностях оного» (2). В неё наряду с описанием дворцов, улиц, мостов Петербурга вошли исследования по Кунсткамере и Эрмитажу, приведён подробный перечень картин Эрмитажа, даются предложения по более рациональной развески картин. Именно к этому периоду следует отнести начало научно-исследовательской работы в музеях. В 1800 году по заказу Императорской Академии наук была подготовлена и издана книга «Кабинет Петра Великого» (3), автором которой был писатель, служивший при Кунсткамере и библиотеке Академии наук, О.П. Беляев. В книге приводится подробное описание вещей принадлежавших монарху и коллекций собранных им (древних и иностранных монет и медалей, различных драгоценностей и редкостей, минералов, кораллов, раковин и др.).
Кроме работ по описанию действующих музеев, в этот период исследователями - энтузиастами предлагались проекты будущих музеев. Так в 1817 году в журнале «Сын Отечества» появилась статья Ф.П. Аделунга «Предложение об учреждении Русского национального музея» (4). Этот музей, по мнению автора, должен быть открыт для публики, и отражать историческое прошлое и настоящее России. При музее планировалась научная библиотека и собрание рукописей. В 1821 году в том же журнале был представлен проект Б.Г. Вихмана «Российский Отечественный музей» (5), в соответствии с которым новый музей должен стать научным и просветительным центром общероссийского значения. Эти проекты частично были реализованы лишь в конце XIX века.
Вызывает интерес работа «Очерк истории музеев Императорской Академии наук» (6), изданная в 1865 году, где рассмотрены Зоологический, Ботанический, Минералогический и другие музеи Академии наук. В 1870 году была опубликована
18
работа Пекарского П.П., известного историка, «История Академии наук» (7), в которой раскрывается её деятельность и возникшие при ней музеи, даны биографические сведения о членах Академии наук.
Ранние работы по музеям носят в основном описательный характер, наблюдается простое изложение фактов, нет собственной оценки событий авторами. В них больше внимания обращается на образование и состав коллекций музея и значительно меньше уделяется истории создания музеев и причинам их возникновения.
В 1871 году вышла работа почётного председателя Русского Технического общества, герцога Н.М. Лейхтенбергского «О цели и назначении в С.-Петербурге Общего Музея прикладных знаний» (8). В источнике отражена социально-экономическая ситуация и даны исходные положения и принципы, которыми руководствовались организаторы музея. Работа музея регламентировалась «Положением о Музее прикладных знаний в Петербурге» (9), утвержденным императором Александром II 3 января 1875 года. Данный документ включает несколько разделов, в которых излагаются цели организации музея, его структура, а также особенности управления деятельностью музея. Наличие такого документа свидетельствует о том, что этот музей был учреждением, главной задачей которого стало распространение прогрессивного прикладного знания среди населения, а также общественных, научных и культурных организаций.
Следует особо остановиться на монографии киевского историка В.С. Иконникова «Опыт русской историографии» (10), вышедшей в свет в 1891 году. В ней исследуются вопросы развития архивного, библиотечного и музейного дела и охватывается период от создания русского государства до XIX века включительно. В этой научной работе рассматривается понятие «музей», факторы развития музейного дела, формируются представления о видах музеев и направлениях музейной деятельности, анализируется возникновение музеев в разных городах России. Особое внимание уделяется музеям Петербурга - Кунсткамере, Эрмитажу, Румянцевскому музею. Несомненным достоинством этого издания является то, что эта работа впервые включила труды по истории музеев в общую историографию.
В 1902 году появилась книга Страховой М.И. «Подвижной музей наглядных учебных пособий в Петербурге» (11), где автор раскрывает историю этого музея, его новые функции: воспитательную и образовательную, создание коллекций и сотрудничество с другими музеями России. К сожалению, в книге отсутствует информация об авторе.
Важное значение для популяризации музеев имела рекламная литература. Это, прежде всего первоисточник, захватывающая книга «Путеводитель по С.-Петербургу» (12) 1903 года, составленная кружком учащихся начальных народных училищах в С.Петербурге, под редакцией Комиссии Народного образования. Эта книга знакомит читателя с историческим прошлым столицы и известными и малоизвестными музеями: Конюшенный музей, музей Императора Николая I и др. Достоинством этой книги, по-нашему мнению, является то, что в ней приведён наиболее полный перечень музеев Петербурга, которые существовали в то время, указаны дни и время их работы. Особое внимание в ней обращено на материал, «который может иметь образовательное значение, знакомя читателя с историческим прошлым столицы». В 1904 году появился «Объяснительный Путеводитель по художественным собраниям Петербурга» (13) Иванова Д.Д., где раскрыта, прежде всего, история создания Эрмитажа, который учредила Екатерина II, и показано как происходило дальнейшее пополнение его коллекций другими монархами, дан развёрнутый план музея. Следует заметить, что более ранний путеводитель по Эрмитажу был издан на немецком и французском языках, что было не очень удобно для посетителей. К описанию Эрмитажа в книге «присоединено описание других художественных музеев Петербурга». Это музей Императорской Академии художеств, Русский музей императора Александра III, музей при училище барона Штиглица, музей при Императорском Фарфоровом заводе и другие. К этой же категории видовой тематики следует отнести изданный позже «Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа» (14) А.Н. Бенуа.
В 1908 году вышел в свет интересный документ, составленный членами общества архитекторов - художников «Положение о музее Старого Петербурга» (15). В нём раскрыта цель создания музея, права и задачи дирекции и совета музея, выделены юридические аспекты в случае отсутствия средств на содержание музея.
Значительным количеством изданной научно-популярной музейной литературы примечателен 1909 год. Это, прежде всего книга Огородникова С.Ф., потомственного офицера флота и историка, «Модель-камера, впоследствии Морской музей имени Петра Великого» (16). Издание посвящено 200-летнему юбилею создания Модель-камеры, образованной ещё Петром I. В нём содержится история музея, деятельность его первых руководителей, посещение музея членами царской семьи, дана хронология официальных мероприятий, проводившихся на базе музея, а также формирование его коллекций. Это богато иллюстрированная книга Покровского Н.В. «Церковно-археологический музей С.-Петербургской Духовной академии» (17). В ней автор раскрывает идею зарождения музея, помощь Синода при учреждении музея, сотрудничество с другими музеями страны, а также в ней описываются и иллюстрируются предметы древнехристианского искусства и редкие церковные коллекции. В этом же году появилась книга Антонова А.А. «Музей Первого Кадетского корпуса» (18), где кратко отражена история создания музея и подробно дана опись коллекций по годам поступления в музей.
В 1912 году была издана книга с иллюстрациями «Толстовский музей в С.-Петербурге» (19), созданная группой авторов В.И. Срезневским и В.Н. Тукалевским. Книга включает историческую справку, подробное описание коллекций находящихся в шести комнатах музея, имена всех дарителей. Она получила известность далеко за пределами С.-Петербурга.
В 1913 году вышел в свет первый выпуск «Временника Пушкинского дома» (20). В нём имеется предисловие Котляревского Н.А., где он говорит о цели выпуска «Временника», о музее, который должен стать памятником, посвящённым не только Пушкину, а всей русской литературе XIX века. Далее помещена краткая история музея и дано научное описание хранящегося в его рукописном отделе архива Н.А. Добролюбова. «Временник» также содержит «Положение о Пушкинском доме», Высочайше утверждённое 14 июля 1907 года, иллюстрации предметов и комнат музея, фотографии друзей и героев романов Пушкина, список стихотворений (73), составленный самим Пушкиным и список лиц, сделавших пожертвования музею. В 1914 году опубликован второй «Временник Пушкинского дома» (21). В него вошли малоизвестные статьи, письма, рукописи, фотографии современников и представлены новые экспонаты для музея, поступившие в текущем году.
В период с 1881 - 1917 гг. в Петербурге появились периодические издания, освещающие наряду с другими отдельные вопросы теории и практики музейного дела, содержащие многочисленные исторические сведения. Издание этих журналов стало определённым этапом осмысления музейной истории Петербурга. Они адресовались разной читательской аудитории: художественной интеллигенции, коллекционерам и всем интересующимся искусством. Так, на страницах журнала «Вестник изящных искусств» печатался обзор новых эрмитажных поступлений, недостатки в работе существующих музеев и другие проблемы. Этот журнал, созданный в 1881 году был первым отечественным периодическим изданием, который знакомил читателей с новинками искусства и с текущей жизнью русских и иностранных музеев. В журнале «Исторический вестник» в 1884 году была опубликована статья Булгакова Ф.И. «Лермонтовский музей», в которой отражена большая подготовительная работа основателя музея Бильдерлинга А.А. по организации первого литературного музея, подробно описаны собранные экспонаты на момент открытия музея. Кроме того, в статье автор отмечает, как недостаток, слабую освещенность в печати момента открытия музея.
В 1889 году в журнале «Русская старина», в связи с 25-летней годовщиной учреждения музея вышла статья «С.Петербургский Педагогический музей военно-учебных заведений в 1864-1889 гг.», где описано торжественное заседание по этому поводу. В статье раскрывается опыт работы музея, ориентированного на педагогическую деятельность, отмечена разнообразная деятельность музея, направленная на развитие народного образования, дана высокая оценка первому директору
19
музея - Исакову Н.В., приведены статистические данные о положительной работе музея и благодарственные письма различных обществ и учреждений, с которыми сотрудничал музей, отмечены «препятствия и затруднения», которые пришлось преодолевать музею собственными силами.
В 1898 году в журнале «Нива» была напечатана небольшая статья «Мясной патологический музей в Петербурге», в которой отражена история создания и функционирования музея, существующего уже девятый год. Кроме имеющихся экспонатов, автор отмечает, что в музее можно ознакомиться с рецептами приготовления различных мясных блюд.
Среди периодических изданий вызывают также интерес журналы: «Аполлон» (1909 - 1917 гг.), «Старые годы» (1907 - 1916 гг.), «Столица и усадьба» (1913 - 1917 гг.). Основное внимание они уделяли описанию художественных музеев, частных собраний, коллекционированию, серьёзно разрабатывали проблемы собирания, сохранения, изучения и охраны русской художественной старины.
И, наконец, следует выделить Почтово-телеграфный журнал, в котором в 1913 году вышла любопытная статья «С.Петербургский почтово-телеграфный музей». В статье директора музея Славинского Н.Е. показано как пришла идея об устройстве музея, какие предпосылки для этого были, кто стоял у истоков музея, как происходило формирование и систематизация коллекций. Далее автор раскрывает образование и работу отделов музея: телеграфного, кабельного, телефонного, исторического и других. Статья содержит иллюстрации и фотографии русских учёных и изобретателей.
В результате обзора и анализа работ, посвящённых истории музеев Петербурга в дореволюционный период можно сделать следующие выводы.
1. Уже в этот период появляется различная видовая тематика по музейной литературе. Это научная литература (монографии Георги И.Г. и Иконникова В.С.), научно-популярная (работы Огородникова С.В., Покровского Н.В. и др.), рекламная (путеводители) и нормативная (положения, уставы музеев). Особо следует выделить периодические издания, в которых также содержится ценная историографическая информация об истории музеев столицы, их роли в сохранении культурного наследия.
2. Динамика выхода публикаций характеризуется неравномерностью и небольшими тиражами. Так, в период с 1800 - 1865 гг. книги по музейному делу не издавались, а 1909 год примечателен выпуском значительного количества изданий. На начальном этапе центром издания музейной литературы по Петербургу стала Академия наук (26 %).
3. Наибольшее количество книг (63 %), посвящено истории создания отдельных музеев, а 37 % - истории создания групп музеев.
Проводя анализ работ по истории музеев Петербурга нельзя не заметить, как развивается история самого музейного дела. Музейная литература, раскрывая историю появления первых музеев, групп музеев, их функции, теоретические основы музейного дела, публикуя проекты будущих музеев, содержание нормативных документов, новые методы представления коллекций, прослеживая эволюцию музея в столице и передавая свой опыт другим регионам и городам, оказала значительное влияние на становление и развитие музейного строительства в целом по России.
Литература
1. Бакмейстер И.Г. Опыт о библиотеке и кабинете редкостей и истории натуральной Санкт-Петербургской Императорской Академии наук. - СПб., 1779.
2. Георги И.Г. Описание столичного города С.-Петербурга и достопамятностей в окрестностях оного. - СПб., 1794.
3. Беляев О.П. Кабинет Петра Великого. - СПб., 1800.
4. Аделунг Ф.П. Предложение об учреждении Русского национального музея // Сын Отечества. - СПб., 1817.
5. Вихман Б.Г. Российский Отечественный музей // Сын Отечества. - СПб., 1821.
6. Очерк истории музеев Императорской Академии наук. - СПб., 1865.
7. Пекарский П.П. История императорской Академии наук в Петербурге. - СПб., 1870.
8. Лейхтенбергский Н.М. О цели и назначении в С.-Петербурге Общего Музея прикладных знаний. - СПб., 1871.
9. Положение о Музее прикладных знаний в Петербурге: [ Утв. 3 янв. 1875 г.]. - СПб., 1914.
10. Иконников В.С. Опыт русской историографии. - Киев, 1891-1908.
11. Страхова М.И. Подвижной музей наглядных учебных пособий в Петербурге. - СПб., 1900.
12. Путеводитель по С.-Петербургу. - СПб.,1903.
13. Иванов Д.Д. Объяснительный Путеводитель по художественным собраниям Петербурга. - СПб., 1904.
14. Бенуа А.Н. Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа. - СПб., 1911.
15. Положение о музее Старого Петербурга. - СПб., 1908.
16. Огородников С.Ф. Модель-камера, впоследствии Морской музей имени Петра Великого. - СПб., 1909.
17. Покровский Н.В. Церковно-археологический музей С.-Петербургской Духовной академии. - СПб., 1909.
18. Антонов А.А. Музей Первого Кадетского корпуса. - СПб., 1909.
19. Срезневский В.И., Тукалевский В.Н. Толстовский музей в С.-Петербурге. - СПб., 1912.
20. Временник Пушкинского дома. - СПб., 1913.
21. Временник Пушкинского дома. - Петроград, 1914.
Лебедева Р.И.
Студентка, Елабужский институт КФУ
«ВЕСТНИК ЕВРОПЫ» (1802-1830 ГГ ): «ЖИВОТРЕПЕЩУЩИЕ» ТЕМЫ
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы и проблемы, широко освещённые Н.М. Карамзиным в журнале «Вестник Европы», бурно обсуждаемые в обществе: крестьянский вопрос, отношения с Францией и многие другие.
Ключевые слова: «Вестник Европы», Великая французская революция, крепостное право, просвещение, мода.
Lebedeva R.I
Student, Yelabuga Institute of Kazan Federal University «BULLETIN OF EUROPE» (1802-1830): THE THEMES OF VITAL IMPORTANCE
Abstract
The article touches upon the problems, illustrated by Karamzin in "Bulletin of Europe" and widely discussed in society: peasantry, relations with France and many other questions.
Keywords: "Bulletin of Europe", the Great French Revolution, serfdom, enlightenment, fashion.
Журнал «Вестник Европы» принадлежит к числу немногих долговременных русских изданий: он издавался в Москве с 1802 по 1830 годы и представлял собой двухнедельный общественно-политический и литературный журнал, состоявший из двух отделов: «Литература и смесь» и «Политика». Редактором данного журнала был литератор, историк Николай Михайлович Карамзин [1, с. 159].
На страницах журнала нашли отражение такие темы, как французская революция, приход к власти нового императора в России, личность Наполеона Бонапарта, крестьянский вопрос, проблема просвещения, французская мода и другие. Так, в статье «Приятные виды, надежды и желания нынешнего времени» Н.М. Карамзин предположил, что после Великой французской
20